Научная статья на тему 'Развитие эффективного детско-родительского взаимодействия как средства обеспечения безопасности детей в ситуации общения с незнакомыми взрослыми'

Развитие эффективного детско-родительского взаимодействия как средства обеспечения безопасности детей в ситуации общения с незнакомыми взрослыми Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
781
156
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩЕНИЕ / БЕЗОПАСНОСТЬ ДЕТЕЙ / НЕЗНАКОМЫЕ ВЗРОСЛЫЕ / ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ ЭФФЕКТИВНОГО ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ / CHILDREN’S SECURITY / COMMUNICATION / STRANGERS / INTERACTION BETWEEN CHILDREN AND PARENTS / PROGRAMME OF TRAINING OF THE EFFECTIVE INTERACTION BETWEEN CHILDREN AND PARENTS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Захарченко Наталья Анатольевна, Ситдикова Светлана Николаевна, Кулинцева Юлия Сергеевна

В статье рассматриваются основные аспекты доверительного детско-родительского общения, его содержательные характеристики, а также условия, определяющие эффективное взаимодействие в ситуации общения «родитель-ребенок». Кроме того, в данной статье представлена авторская программа формирования и развития навыков эффективного детско-родительского взаимодействия, обеспечивающего безопасность детей в ситуации общения с незнакомыми взрослыми, раскрыты основные этапы программы и особенности психологической деятельности на каждом из них. Представленная в статье программа способствует решению актуальной проблемы современности, связанной с безопасностью детей дошкольного и младшего школьного возраста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Захарченко Наталья Анатольевна, Ситдикова Светлана Николаевна, Кулинцева Юлия Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF EFFECTIVE interaction between children and parents as means for children’s security in the process of communication with strangers

The main aspects of confiding communication between children and their parents, its basic characteristics and the conditions defining the effective interaction in the process of communication “parent child” are examined in the article. Besides, the author’s programme of training and development of skills of the effective interaction between children and parents which provides children’s security in the process of communication with strangers is given in the article. The main stages of the programme and the peculiarities of psychological activity at each of them are shown. The programme given in the article assists to solve an important problem of modernity connected with the security of the children of pre-school and junior school age.

Текст научной работы на тему «Развитие эффективного детско-родительского взаимодействия как средства обеспечения безопасности детей в ситуации общения с незнакомыми взрослыми»

DOI: 10.12731/2218-7405-2013-10-39 УДК 159.922.7(07)

РАЗВИТИЕ ЭФФЕКТИВНОГО ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ КАК СРЕДСТВА ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ДЕТЕЙ В СИТУАЦИИ ОБЩЕНИЯ С НЕЗНАКОМЫМИ ВЗРОСЛЫМИ

Захарченко Н.А., Ситдикова С.Н., Кулинцева Ю.С.

В статье рассматриваются основные аспекты доверительного детско-родительского общения, его содержательные характеристики, а также условия, определяющие эффективное взаимодействие в ситуации общения «родитель-ребенок».

Кроме того, в данной статье представлена авторская программа формирования и развития навыков эффективного детско-родительского взаимодействия, обеспечивающего безопасность детей в ситуации общения с незнакомыми взрослыми, раскрыты основные этапы программы и особенности психологической деятельности на каждом из них.

Представленная в статье программа способствует решению актуальной проблемы современности, связанной с безопасностью детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Ключевые слова: общение, безопасность детей, незнакомые взрослые, детско-родительское взаимодействие, программа формирования эффективного детско-родительского взаимодействия.

DEVELOPMENT OF EFFECTIVE INTERACTION BETWEEN CHILDREN AND PARENTS AS MEANS FOR CHILDREN'S SECURITY IN THE PROCESS OF COMMUNICATION WITH STRANGERS

Zaharhenko N.A., Sitdicova S.N., Kulinceva J.S.

The main aspects of confiding communication between children and their parents, its basic characteristics and the conditions defining the effective interaction in the process of communication "parent - child" are examined in the article.

Besides, the author's programme of training and development of skills of the effective interaction between children and parents which provides children's security in the process of communication with strangers is given in the article. The main stages of the programme and the peculiarities of psychological activity at each of them are shown.

The programme given in the article assists to solve an important problem of modernity connected with the security of the children of pre-school and junior school age.

Keywords: communication, children's security, strangers, interaction between children and parents, programme of training of the effective interaction between children and parents.

На сегодняшний день проблема обеспечения безопасности детей в ситуации взаимодействия с незнакомыми взрослыми приобретает все большую актуальность как для современной психологической науки и практики, так и непосредственно общества в целом, претерпевающего в настоящее время значительный рост преступлений и правонарушений в адрес детей дошкольного и младшего школьного возраста. Криминальная статистика свидетельствует о пропажах, исчезновениях, похищениях детей данной возрастной категории с разными целями, сексуальном насилии, детском

рабстве, проституции и т.д., и в большинстве случаев дети, ставшие жертвами преступников, совершенно добровольно под значимым для них предлогом, следовали за ними, не подозревая их истинных целей. В этой связи часто пропажа детей происходит из-за высокой доверчивости, готовности следовать за взрослыми, принятия и исполнения любых межличностных проявлений со стороны взрослого человека.

На наш взгляд проблема обеспечения безопасности детей дошкольного и младшего школьного возраста при контакте с незнакомым взрослым будет эффективно решена в том случае, если у детей будет сформирован оптимальный уровень доверия к незнакомым людям, занимающим промежуточное значение между абсолютным недоверием и полным беспрекословным доверием к ним. Этому будет способствовать как грамотная и своевременная воспитательная, психодиагностическая и психокоррекционная работа по формированию адекватного уровня доверия детей к незнакомым взрослым, организованная психологами, педагогами и другими специалистами, так и деятельность самих родителей, как непосредственных трансляторов эффективных межличностных коммуникаций по развитию навыков доверительного детско-родительского взаимодействия. Дети не всегда могут самостоятельно определить всю меру опасности в различных ситуациях, поэтому именно родители должны научить ребёнка правилам безопасного поведения, правильного реагирования на просьбы со стороны взрослых, что обеспечивается в первую очередь наличием доверительного общения между родителями и детьми, как главным фактором, способствующим развитию оптимального уровня доверия детей к незнакомым взрослым [9]

Анализ многочисленных научных исследований в сфере общения (А.А. Леонтьев, А.В. Запорожец М.И. Лисина, В.С. Мухина, А.Г. Рузская, Е.О. Смирнова, Е.Г. Чигинцева и др.), показал, что общение представляет собой

сильнейший фактор развития личности, ее психического и физического здоровья.

По мнению Е. Г. Чигинцевой основными, взаимосвязанными признаками доверительного общения выступают: социальный (наличие определенного расстояния между взрослым и ребенком, выраженного в социальных ролях или социальном статусе); психологический (присутствие особой эмоциональной или психологической близости родителей и детей, регулирующей их симпатию и комфорт); биологический (присутствие непосредственной связи с физиологией человека); культурологический (существование исторически отработанных высоких духовных достижений в семье); педагогический (создание условий для самореализации и развития личности ребенка в семье) признаки [11]

Исследователь выделяет функции, которые реализуются в процессе семейного доверительного общения родителей и детей. [11] К ним относятся:

- социальная функция, направленная на социальное научение младшего поколения, взаимодействие на основе сближения и углубления взаимоотношений родителей и детей с учетом сокращения ролевой или статусной дистанции, установления оптимальной и устойчивой обратной связи, установки на понимание и доверие;

- психологическая функция, реализуемая в поведении взрослых и детей с учетом веры друг в друга, направленная на установление доверительных отношений, адекватного оценивания друг друга, удовлетворение потребности в признании и принятии друг друга, преодоления психологических барьеров в процессе общения; профилактику авторитарности взрослых;

- психотерапевтическая функция, направленная на установление психологической близости взрослых и детей на основе рефлексии, достижения комфорта в детско-родительских отношениях, релаксационного действия, согласованности позиций в семейном общении;

- педагогическая функция, направленная на воспитание, развитие и самореализацию ребенка в условиях благоприятной семейной среды общения.

По мнению В.Н. Кунициной, для обеспечения формирования психологически комфортного межличностного пространства в семье участникам необходимо четко осознавать те основные механизмы, с помощью которых оно строится. К таким механизмам ученый относит взаимопонимание, координацию и согласование [5].

Взаимопонимание как механизм межличностного взаимодействия связан в первую очередь с когнитивными процессами и обеспечивает формирование общего смыслового поля родителя и ребенка, объединение интересов сторон, выработку сходного видения задач в конкретной ситуации. Такой механизм межличностного взаимодействия предполагает, что члены семьи должны быть в достаточно мере осведомлены о привычках друг друга, взглядах на мир, об отношении к тем или иным жизненным событиям.

Следующий механизм - координация - связан с инструментальными процессами, включающими умения и навыки, используемые для осуществления деятельности, а также поиском средств общения, которые в наилучшей степени соответствуют намерениям и возможностям родителей и детей. Результатом координации является их совместимость в действиях и согласованность в операциях.

Согласование как третий основной механизм взаимодействия касается в основном мотивационной - потребностной стороны общения и направлен на достижение относительного согласия в целях и намерениях участников взаимодействия, что задает основной тон межличностным отношениям родителей и детей, определяет их эмоциональную окраску. Взятые в совокупности взаимопонимание, координация и согласование направлены на выстраивание эффективного взаимодействия, в ходе которого происходит постоянный процесс «отлаживания» соответствия между интересами каждого из его участников и интересами формирующейся общности. Это создает

пространство взаимодействия, имеющее вертикальные, горизонтальные, территориальные и временные измерения. Это пространство в свою очередь и влияет на характер психологического контакта между родителями и детьми.

В этой связи родителям необходимо осознанно, целенаправленно и активно выстраивать и анализировать как вербальное, так и невербальное высказывания с детьми. Для этого родителям необходимо владеть рефлексивными умениями в построении своих речевых и невербальных высказываний, способствующих поддержанию оптимального уровня психологической близости с детьми, их эмоциональному благополучию.

Согласно Е.Г Чигинцевой, основу доверительного общения родителей и детей составляет, прежде всего, процесс установления и поддержания целенаправленного, прямого или опосредованного контакта между родителями и детьми при помощи языка и невербальных средств. В этой связи родителям необходимо осознанно, целенаправленно и активно выстраивать и анализировать как вербальное, так и невербальное высказывания с детьми. Для этого родителям необходимо владеть рефлексивными умениями в построении своих речевых и невербальных высказываний, способствующих поддержанию оптимального уровня психологической близости с детьми, их эмоциональному благополучию [5]. Глубокий постоянный психологический контакт с ребенком - то универсальное требование к воспитанию, которое в одинаковой степени может быть рекомендовано всем родителям. Именно ощущение и переживание контакта с родителями, как психологического, так и телесного, дают возможность почувствовать и осознать родительскую любовь, привязанность и заботу.

Понимание родителями своего ребенка, взаимодействие с ним на основе принятия и одобрения, сензитивность к ребенку, безоценочные отношения с ним - это именно те условия, наличие которых, будет способствовать формированию доверительного детско-родительского взаимодействия, при котором ребенок сможет открыто говорить о своих бедах, тревогах, сомнениях,

затруднениях, что поможет определить, насколько ребенок умеет ориентироваться в различных ситуациях, готов ли постоять за себя. В этой связи полное доверие ребенка к своим родителям, будет способствовать эффективному решению вопроса об обеспечении безопасности детей в ситуации общения с незнакомыми взрослыми. [12]

Таким образом, на сегодняшний день проблема формирования и развития эффективного детско-родительского взаимодействия является наиболее значимой и актуальной.

Учитывая особую значимость данной проблемы, творческим коллективом кафедры «Психология и педагогика» разработана, программа формирования и развития навыков эффективного детско-родительского взаимодействия «Мой ребенок: доверие и безопасность», отражающая третий блок диагностико-обучающей программы «Безопасность детей». [9]

Основной целью данной программы выступило формирование и развитие навыков установления и поддержания отношений сотрудничества и доверия в системе взаимодействия «Родитель-ребенок».

Программа направлена на решение следующих задач:

- улучшить понимание родителями собственного ребенка, особенностей и закономерностей его развития;

- способствовать развитию способности к эмпатии, понимания переживаний, состояний и интересов своего ребенка;

- выработать навыки адекватного и равноправного общения, основанного на принятии и одобрении;

- устранить дезадаптивные формы поведения и обучить адекватным способам реагирования в проблемных и стрессовых ситуациях.

Реализация данной программы осуществляется в три этапа: 1) предварительная диагностика; 2) основной блок, включающий в себя 7 занятий; 3) итоговая (повторная) диагностика.

Диагностическое обследование, как до начала работы, так и на последнем этапе можно проводить с использованием «Методики изучения доверия дошкольников к незнакомым взрослым» (А.В. Сидоренков), «Методики изучения доверия младших школьников» (Н.А. Захарченко, С.Н. Ситдикова), позволяющих оценивать как непосредственно уровень доверия детей к незнакомым взрослым, так и исследовать особенности воспитательного воздействия родителей на проявления доверия детей к незнакомым взрослым, опросника родительского отношения (ОРО), проективной методики Р. Жиля для диагностики межличностных отношений ребенка и его восприятия внутрисемейных отношений. Результаты диагностики позволяют определить особенности межличностного взаимодействия в сфере родитель-ребенок, выявить неблагоприятные отношения в семье, которой необходимо предоставлять дополнительную индивидуальную психокоррекционную работу.

Первый этап программы заключается как в первоначальной психодиагностике взаимоотношений родителей и ребенка перед проведением занятий, так и в последующей диагностике во время проведения занятий, в том числе совместных занятий для родителей и детей. Для отслеживания эффектов программы диагностика может быть проведена и спустя некоторое время после ее окончания.

Основной блок программы формирования и развития навыков эффективного детско-родительского взаимодействия «Мой ребенок: доверие и безопасность» включает 7 занятий по 2-2,5 часа каждое и состоит из последовательно выстроенных модулей: командообразования; самопознания; саморегуляции.

1. Модуль командообразования (1 занятие: «Знакомство»), направлен на знакомство и сплочение участников; формирование атмосферы доверия и взаимопонимания в группе, выяснение ожиданий и опасений родителей, информирование участников о возрастных психических особенностях ребенка.

2. Модуль самопознания (2 занятия: «Внутренний мир ребенка» «Путь

к доверию») направлен на развитие навыков бесконфликтного общения, обучение пониманию и принятию внутреннего мира своего ребенка, осознание разницы между «миром» ребенка и взрослого, что выражается в особенностях восприятия, эмоциональных переживаниях, мотивации поведения и т. д., приобретение навыков анализа причин поведения ребенка, исходя из позиции ребенка.

3. Модуль саморегуляции (3 занятия: «Душевная погода», «Эффективный родитель», «Дети и родители») предназначен для привлечения внимания родителей к анализу причин возникновения конфликтных ситуаций в общении с ребенком, к поиску удачных способов родительского поведения, развития навыков саморегуляции эмоциональных состояний, обучение адекватным способам реагирования в проблемных и стрессовых ситуациях, формирование способности прояснять и конструктивно выражать свои чувства.

По завершении основных модуля саморегуляции проводится занятие с совместным участием детей и родителей, целью которого является, определение проблемных ситуаций взаимодействия родителей с детьми, создание психологической атмостферы взаимодействия и сотрудничества. После окончания занятия необходимым является обсуждение впечатления от проведенного занятия с родителями. Предметом обсуждения могут быть использованные формы взаимодействия родителей с ребенком, возникавшие отношения между детьми и родителями, родители также говорят о неожиданных для них проявлениях ребенка в группе.

В завершении всех модулей программы проводится заключительное (итоговое) занятие, позволяющее участникам обсудить семейные заповеди, получить участникам и ведущим обратную связь от группы по результатам работы по программе, способствовать переносу достижений, полученных в процессе занятий в реальную жизнь, а также информировать участников об основных принципах обучения детей безопасному поведению в ситуации общения с незнакомыми взрослыми.

Каждое занятие по программе имеет продолжительность 2-2,5 часа и состоит из 4-х этапов: организационный, целеполагающий, основной, обобщающий.

Этап 1. «Организационный» (1упражнение), основное назначение которого заключается в создании положительного эмоционального фона, атмосферы искренности и доверия на занятиях.

Этап 2. «Целеполагающий» (1 упражнение), способствует осознанию важности и значимости темы занятия для участников. На данном этапе также происходит информирование родителей о психологических аспектах принятия ребенка, об основных составляющих безусловной и условной любви к ребенку, о том, от каких ситуаций, свойств родителя и личностных качеств ребенка зависит изменение соотношения зон принятия и непринятия, о целях активного слушания и его последствиях. На данном этапе ведущим предоставляются различные информационные блоки в зависимости от темы занятия.

Этап 3. «Основной» (4 упражнения), включает комплекс упражнений, направленных на формирование и развитие новых эффективных навыков взаимодействия с ребенком, улучшение рефлексии своих взаимоотношений с ребенком; расширение возможностей понимания своего ребенка, а также активизацию эффективных коммуникаций в семье.

Этап 4. «Обобщающий», (1 упражнение), позволяет осуществить обратную связь констатировать те или иные выводы, полученные участниками в ходе занятия.

На первом этапе каждого занятия программы акцент делается на создании атмосферы доверия и безопасности, сплочение группы и формирование взаимного доверия, что создает предпосылки для дальнейшего осуществления работы. Далее, идут упражнения, направленные на активизацию процессов самопознания и самоанализа участников, способности поощрять выражение эмоционального мира ребенка развитие отношений сотрудничества и взаимодоверия. Комплекс упражнений в основной (развивающей) части

занятия направлен на формирование и развитие «Я-образа», развитие навыков понимания, принятия и безусловной любви к ребенку, создание для ребенка семейной атмосферы безопасности и доверия. Обобщающий этап занятия включает упражнения, направленные на получение обратной связи и обязательное подведение итогов.

Каждое занятие посвящено ознакомлению родителей со способами правильного и гармоничного общения с детьми и применению полученных знаний на практике. Занятия по программе предоставляют возможности приобрести стойкий навык эффективного общения, научиться эффективному взаимодействию с детьми разными способами. Задания и игры для родителей в рамках занятий по данной программе являются моделями жизненных ситуаций и у каждого участника есть возможность провести общение наиболее приемлемым для него способом.

В целом все занятия направлены на развитие коммуникативных умений и навыков, наблюдательности и внимательности при общении с ребенком, формирование доверительных отношений при взаимодействии с ребенком, а также информированию об основных принципах обеспечения безопасности ребенка в ситуации общения с незнакомыми взрослыми.

Эффективность участия в программе во многом зависит от общих установок родителей на групповую работу, от готовности и умения слышать различные позиции людей, извлекать из этого опыт. Важно, чтобы в результате такой работы у участников группы появилась возможность самостоятельно решать возникающие проблемы, поэтому ведущему (тренеру) следует избегать давать готовые «рецепты», существование которых вряд ли возможно. Ориентация родителей на советы и рекомендации не способствует достижению цели программы, она блокирует активность и самостоятельный поиск, которые необходимы для успешной работы.

Таким образом, предложенная программа способствует развитию эффективных детско-родительских взаимоотношений, позволяющих создать

основу для обеспечения безопасности детей дошкольного и младшего школьного возраста в ситуации общения с незнакомыми взрослыми. Однако следует подчеркнуть необходимость в дальнейшей разработке комплексных программ диагностики, профилактики, коррекции и развития адекватного уровня доверия детей при контакте с незнакомыми взрослыми. Обязательна просветительская работа с педагогическим составом в системе дошкольных и общеобразовательных учебных заведений с целью всестороннего решения очень актуальной на сегодняшний день проблемы, связанной с обеспечением безопасности детей в ситуации общения с незнакомыми взрослыми.

Статья подготовлена при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта РГНФ («Доверие к незнакомым взрослым и безопасность детей»), проект № 11-06-00286a.

Список литературы

1. Герасимова Т.В. Оптимизация способов взаимодействия ребенка и родителя // Семенная психология и семенная терапия №1, 1999г. С. 54-56.

2. Захарченко Н.А., Кулинцева Ю.С. Методика изучения доверия детей младшего дошкольного возраста к незнакомым взрослым/ Н.А. Захарченко, Ю.С. Кулинцева // Психология и педагогика современного образования в России: сборник статей VI Международной научно-практической конференции. Пенза: Приволжский дом знаний, 2011. 232 с.

3. Захарченко Н.А., Ситдикова С.Н. Проблема изучения доверия детей младшего школьного возраста к незнакомым взрослым / Н.А. Захарченко, С.Н. Ситдикова // Современные исследования социальных проблем (электронный журнал). №1 (09). 2012. URL: http//www.sisp.nkras.ru (дата обращения: 23.11.2012).

4. Запорожец А.В. Избранные психологические труды: монография/ А.В. Запарожец. М: Директ-Медиа, 2008 г. 1257 с.

5. Куницина, В. Н. Межличностное общение: учеб. для вузов / В. Н. Куницина, Н. В. Казаринова, В. М. Погольша. СПб., 2001. С. 272.

6. Лисина, М. И. Общение, личность и психика ребенка / под ред. А. Г. Рузской. М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2001. 384 с.

7. Леонтьев А.А. Психология общения: учебное пособие / А.А. Леонтьев. Смысл. Академия, 2008 г. 368 с.

8. Рузская, А. Г. Особенности общения детей 2-7 лет с посторонним и близким взрослым // Общение и его влияние на развитие психики дошкольника / под ред. М. И. Лисиной. М. : Ротапринт, 1974.

9. Ситдикова С.Н., Захарченко Н.А., Кулинцева Ю.С. Программа адекватного поведения дошкольников и младших школьников при контакте с незнакомыми людьми на улице и дома «Мое поведение при встрече с незнакомцем»: Практикум для самостоятельной работы студентов 3, 4 курсов направлений подготовки бакалавров 030300 «Психология», 040400 «Социальная работа», 071800 «Социально-культурная деятельность» очной и заочной форм обучения /С.Н. Ситдикова, Н.А. Захарченко, Ю.С. Кулинцева. Шахты: Изд-во ЮРГУЭС, 2012 г.

10. Смирнова, Е. О. Общение дошкольников со взрослым и со сверстниками и его влияние на развитие личности ребенка: методы диагностики и коррекции общения детей со взрослыми и со сверстниками / Е. О. Смирнова. Абакан: Изд-во Хакасского гос. университета им. Н. Ф. Катанова, 1996. 102 с.

11. Чигинцева Е.Г. Доверительное общение в семье, имеющей ребенка с речевыми нарушениями / / Логопед. 2009. № 6. С. 85- 90.

12. Чигинцева Е.Г. Условия формирования готовности к доверительному общению родителей и детей / Е.Г. Чигинцева // Проблемы истории, филологии, культуры: Магнитогорск, 2006. С.45 - 55.

References

1. Gerasimova T.V. Semennaja psihologija i semennaja terapija, no.1(1999):

54-56.

2. Zaharchenko N.A., Kulinceva Ju.S. Psihologija i pedagogika sovremennogo obrazovanija v Rossii: sbornik statej VI Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii "Metodika izuchenija doverija detej mladshego doshkol'nogo vozrasta k neznakomym vzroslym" [Psychology and Pedagogy of modern education in Russia: a collection of articles VI International Scientific and Practical Conference]Penza: Privolzhskij dom znanij]. Penza, 2011. p. 232.

3. Zaharchenko N.A., Sitdikova S.N. Sovremennye issledovaniya sotsial'nykh problem [Modern studies of social problems], no. 1 (09) (2012). http//www.sisp.nkras.ru (accessed November 21, 2012)

4. Zaporozhec A.V. Izbrannye psihologicheskie trudy. Direkt-Media. 2008. p.

1257.

5. Kunicina, V. N. Mezhlichnostnoe obshhenie. SPb., (2001). p. 272.

6. Lisina, M. I. Obshhenie, lichnost' i psihika rebenka. M. : Moskovskij psihologo-social'nyj institut; Voronezh: NPO «MODJeK», (2001). p. 384

7. Leont'ev A.A. Psihologija obshhenija. Smysl. Akademija, (2008). p. 368.

8. Ruzskaja, A. G. Osobennosti obshhenija detej 2-7 let s postoronnim i blizkim vzroslym. M. : Rotaprint, 1974.

9. Sitdikova S.N., Zaharchenko N.A., Kulinceva Ju.S. Programma adekvatnogo povedenija doshkol'nikov i mladshih shkol'nikov pri kontakte s neznakomymi ljud'mi na ulice i doma «Moe povedenie pri vstreche s neznakomcem»: Praktikum dlja samostojatel'noj raboty studentov 3, 4 kursov napravlenij podgotovki bakalavrov 030300 «Psihologija», 040400 «Social'naja rabota», 071800 «Social'no-kul'turnaja dejatel'nost'» ochnoj i zaochnoj form obuchenija. Shahty: Izd-vo JuRGUJeS, 2012.

10. Smirnova, E. O. Obshhenie doshkol'nikov so vzroslym i so sverstnikami i ego vlijanie na razvitie lichnosti rebenka: metody diagnostiki i korrekcii obshhenija

detej so vzroslymi i so sverstnikami. Abakan : Izd-vo Hakasskogo gos. universiteta im. N. F. Katanova, 1996. p. 102 .

11. Chiginceva E.G. Logoped. (2009). no. 6. pp. 85-90.

12. Chiginceva E.G. Uslovija formirovanija gotovnosti k doveritel'nomu obshheniju roditelej i detej [Problems of history, philology, culture], Magnitogorsk, 2006. pp. 45-55.

ДАННЫЕ ОБ АВТОРАХ

Захарченко Наталья Анатольевна, кандидат психологических наук, зав. кафедрой «Психология и педагогика», доцент кафедры «Психология и педагогика.

Донской государственный технический университет ИСО и П (филиал) в г. Шахты

ул. Шевченко 147, г. Шахты, Россия zakharchenko-n@yandex. ru

Ситдикова Светлана Николаевна, кандидат психологических наук, доцент кафедры «Психология и педагогика»

Донской государственный технический университет ИСО и П (филиал) в г. Шахты

sitdikova-s@mail. ru

Кулинцева Юлия Сергеевна, кандидат психологических наук, ст. преподаватель кафедры «Психология и педагогика»

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Донской государственный технический университет ИСО и П (филиал) в г. Шахты

ул. Шевченко 147, г. Шахты, Россия kulinceva11@mail. ru

DATA ABOUT THE AUTHORS

Zaharhenko Natalia Anatolevna, candidate of psychological sciences, Head of Department of "Psychology and Pedagogy", docent department of "Psychology and Pedagogy"

Don State Technical University Institute of service and business (branch) DSTU in Shakhty

147, Shevchenko str., Shakhty, Russia zakharchenko-n@yandex. ru

Sitdicova Svetlana Nikolaevna, candidate of psychological sciences, docent department of "Psychology and Pedagogy"

Don State Technical University Institute of service and business (branch) DSTU in Shakhty

147, Shevchenko str., Shakhty, Russia sitdikova-s@mail. ru

Kulinceva Julia Sergeevna, candidate of psychological sciences, lecturer

Don State Technical University Institute of service and business (branch) DSTU in Shakhty

147, Shevchenko str., Shakhty, Russia kulinceva11@mail. ru

Рецензент:

Котова И.Б., доктор психол. наук, профессор, член-корреспондент ГАО РАН

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.