Научная статья на тему 'Проблема доверия детей в контексте современных научных подходов'

Проблема доверия детей в контексте современных научных подходов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
420
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОВЕРИЕ / TRUST / ВЕРА / FAITH / МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / INTERPERSONAL RELATIONS / ОБЩЕНИЕ / ПОТРЕБНОСТИ / NEEDS / НЕЗНАКОМЫЕ ВЗРОСЛЫЕ / UNFAMILIAR ADULTS / COMMUNICATING

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Захарченко Н.А.

В статье представлен краткий обзор изучения феномена доверия зарубежными, а также отечественными исследователями различных психологических школ и направлений. Показаны основные факторы, обеспечивающие формирование доверия детей к незнакомым взрослым. Авторы выделяют индивидуально-личностные особенности детей дошкольного возраста, способствующие адекватному проявлению доверия детей в сфере социального взаимодействия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Захарченко Н.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The problem of children's confidence in the context of modern scientific approaches

The brief review of research of a trust phenomenon by the foreign and the Russian scientists of different psychological schools and approaches is given in the article. The main factors providing development of trust of children to unfamiliar adults are shown. The authors emphasize individual and personal characteristics of children of preschool age providing adequate demonstration of trust of children in the sphere of social interaction.

Текст научной работы на тему «Проблема доверия детей в контексте современных научных подходов»

9. СластенинВ.А. Педагогика / Сластенин В.А. [и др.]. - М.: Леаёеша. - 2002. -570 с.

10. Петухова Т.П. Самостоятельная работа как средство развития информационной компетенции // Высшее образование в России.- 2008.- № 12. - 121-126 с.

11. Петухова Т.П. Развитие информационной компетентности студентов в самостоятельной работе (на примере направления 260000): научно-методическое пособие для преподавателей вузов. / Т.П. Петухова, М.И. Глотова

- Оренбург: ИПК ГОУ ОГУ - 2009. - 149 с.

12. Петухова Т.П. Конструирование компетентностно-ориентированной асинхронной самостоятельной 1Т-работы студентов / Т.П. Петухова // Высшее образование сегодня, - № 6.- 2011 - 6-10 с.

13. Петухова Т.П. О проблеме асинхронной самостоятельной работы студентов в современных условиях / Т.П. Петухова, М.С. Пашкевич // Методология и технология высшего образования в информационном обществе: материалы докладов Международной научно-практической конференции / Под ред. академика РАО Г. А. Берулавы. - Сочи: изд-во Международного инновационного университета. - 2011. - 106 - 111 с.

14. Горюнова Л.В. Асинхронная организация процесса профессиональной подготовки специалиста в условиях современного высшего образования // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки.- №10

- 2009.- 30-35 с.

15. Ерусалимский Я.М., Узнародов И.М.. Технология асинхронного обучения: опыт ЮФУ //Высшее образование в России. - №9 - 2009. - 3-8 с.

16. Дьяченко В.К. Сотрудничество в обучении / В.К. Дьяченко. М.: Просвещение.- 1991. - 190 с.

17. Левина М.М. Технологии профессионального педагогического образования: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / М.М. Левина. - М.: Издательский центр «Академия»- 2001. - 272 с.

Общая психология

Захарченко Н. А.

Проблема доверия детей в контексте современных научных подходов

Доверие как социокультурное явление вызывает особый познавательный интерес исследовательских изысканий отечественных и зарубежных ученых, оказывая существенное влияние на состояние и характер развития системы социальных отношений. В настоящее время проблема доверия является весьма актуальной в системе социально-гуманитарных, экономических, психолого -педагогических наук. Вместе с тем, в психологической литературе имеется

значительный пробел исследований феномена доверия в контексте особенностей взаимодействия детей с незнакомыми взрослыми.

Определяя важность разработки данной темы, следует выделить большое количество детей, ставших жертвами похищения и насилия со стороны взрослых именно из-за высокой доверчивости и готовности следовать за ними, а не в результате заранее организованного похищения. Широкая информированность об уровне и содержании доверия ребенка как к знакомым, так и незнакомым взрослым позволяет избирательно и своевременно проводить психолого-педагогическую и воспитательную деятельность в этом направлении.

По мнению Ф.А. Брокгауза и И. А. Ефрона, доверие представляет собой психическое состояние, в силу которого человек полагается на какое-либо мнение, кажущееся ему авторитетным, в результате чего он отказывается от самостоятельного исследования вопроса [2]. К.К. Платонов описывает доверие как «ожидание от человека поступков, соответствующих моральным мотивам и принятым нормам деятельности, основывающихся на знании характера человека, опыте общения с ним и, следовательно, вероятных его поступков» [8].

Исследователи различных научных отраслей единодушны в том, что вне доверия и без доверия индивид не имеет возможности дорасти до уровня личности, а сама личность не может быть социальной. В исследовании феномена доверия следует выделить два исследовательских направления. Первое акцентирует внимание на изучении различных феноменологических характеристик психики, к их числу относятся вера и доверие. Здесь социальное доверие рассматривается как своеобразная предрасположенность к доверию, мировоззренческая установка индивида относительно возможности оказания доверия окружающим.

Второе направление акцентирует внимание на культурных компонентах (ценностях, правилах, нормах, символах) и приводит к культуралистской социологии действий, где социальное доверие рассматривается как фактор социального капитала, обладающий важным идеологическим и гуманистическим содержанием, а сохранение доверительных отношений анализируется как инструмент актуализации индивидуальной свободы и гуманизации межличностных отношений.

Следует выделить, что феномен доверия многоаспектен и отражает разные грани социального взаимодействия. В исследованиях Х. Махнайт, Н. Шервани и М. Эндерсс выделяются три типа доверия: безличное (структурное), диспозиционное и личностное (межличностное) доверие. В случае, если речь идет о доверительном отношении индивида к конкретным людям, особенно велика роль информации и ожиданий. В англоязычной литературе для описания данного поведенческого аспекта используется термин «особое личное доверие» («particularized trust») - как доверие, выражаемое индивидом, прежде всего, к своему внутреннему кругу, к узкоочерченной группе людей, включающей членов семьи и родственников. Несомненным является тот факт, что такое базисное доверие формируется изначально в период детства [3, с.117].

По мнению американского психолога Э.Эриксона, рассматривающего чувство глубокого (базового) доверия в качестве фундаментальной психологической предпосылки всей жизни, доверие как социальное явление формируется на основании опыта первого года жизни ребенка и трансформируется затем в установку, определяющую его отношение к себе и к миру. Образование базового доверия ребенка происходит на основе чувств безопасности и защищенности, возникающих в результате установления определенного типа привязанности ребенка к значимым взрослым (как правило, матери), а также определенного характера удовлетворения физиологических и социальных потребностей. Базовое доверие формируется медленно, в течение ряда лет, начиная с младенчества и заканчивая юностью.

Здоровое развитие ребенка, согласно Э.Эриксону, не является результатом только доверия, но скорее обусловлено благоприятным соотношением доверия и недоверия, умением их проявлять в зависимости от ситуации. Способность проявлять недоверие означает способность предвидеть опасность, что так же важно для овладения собственным поведением и окружающей реальностью. Устойчивая тенденция к доверию во взрослом возрасте понимается как подражание этим архаическим формам зависимости, привязанности [9].

Для понимания процесса формирования доверия к другим людям важно рассмотреть одну из теорий социального психоанализа - "теорию межличностного поведения" В. Шутца, в которой большое внимание уделяется межличностным потребностям и их реализации [1]. По мнению исследователя, в основе межличностного поведения человека лежат три социальные потребности: включение, контроль, аффект. Эти потребности развиваются в детстве в процессе взаимодействия с родителями. Неадекватный уровень удовлетворения какой-либо потребности в дальнейшем приводит к формированию соответствующего ей либо "чрезмерного" (постоянное стремление удовлетворить потребность), либо "дефицитного" (отсутствие стремления к прямому удовлетворению потребности) типа межличностного поведения. Сбалансированное удовлетворение потребности в детском возрасте обеспечивает со временем преобладание "идеального" типа поведения, связанного с гибким удовлетворением потребности в зависимости от ситуации. Согласно данной концепции истинное доверие к другим людям возможно только в случае наиболее полного удовлетворения ребенком перечисленных социальных потребностей, так как такое удовлетворение обеспечивает чувство безопасности, защищенности, и, наоборот, неудовлетворение потребностей воспринимается ребенком как ситуация угрозы или неопределенной опасности, которая порождает тревогу и страх.

Следует отметить, что в психологических концепциях зарубежных ученых доверие или недоверие рассматривается в качестве фундаментальной установки человека, которая формируется на первом году жизни и во многом предопределяет дальнейшее психическое развитие ребенка и его взаимодействие с миром. Образование базового доверия ребенка происходит на основе чувства безопасности и защищенности, возникающее в результате формирования у него

определенного типа привязанности к значимому взрослому (как правило, к матери), определенного характера удовлетворения физиологических и "социальных" потребностей [10].

Проблема доверия детей в отечественной психологии затрагивается косвенным образом в контексте изучения различных аспектов развития общения детей, явлений межличностных отношений.

С позиции теории развития общения в онтогенезе, разработанной под руководством М.И. Лисиной, возникновение доверия в самом раннем детстве связано с выделением собственного Я, дифференцированным восприятием взрослых, с избирательным к ним отношением на основе оценки их полезности, значимости, безопасности. У детей первого полугодия жизни отсутствуют элементы такого отношения к взрослым и миру в целом. Исходным и генетически первичным является существование взрослого в сознании ребенка как субъекта общения, уникальной и целостной личности. Для данного возрастного периода отношения "Я - Другой " слиты в сознании ребенка [6]. Взрослый лишен для ребенка какой-либо прагматической и функциональной определенности. Обращение ко взрослому побуждается только потребностью сначала выразить свое отношение, а затем воспринять его отношение. У ребенка еще не сформированы представления о том, как должен вести себя взрослый по отношению к нему, и, следовательно, он принимает взрослого во всех его проявлениях. Такое отношение ребенка распространяется на всех взрослых. В связи с этим, применительно к данному возрасту можно говорить, скорее, о наличии "абсолютного", "чистого" доверия, которое имеет мало общего с доверием в его настоящем смысле.

Второе полугодие знаменует формирование другого аспекта отношения ребенка, когда взрослый существует в его сознании как конкретное существо, которое можно познавать, оценивать и использовать для своих нужд [5]. Предположительно второе полугодие можно рассматривать как исходный период жизни ребенка, в котором начинают закладываться и проявляться элементы избирательно доверительных отношений к другим людям. В этом возрасте взрослый уже рассматривается ребенком в качестве средства удовлетворения потребностей и познавательной активности. Ребенок начинает различать взрослых и содержание их воздействий. Он воспринимает взрослого не непосредственно, а через свои собственные ожидания, следовательно, у ребенка складываются внешние и внутренние ориентиры, без которых доверие невозможно.

Возникновение доверия ребенка к другому человеку с позиции рассматриваемой теории развития общения в онтогенезе может определяться уровнем удовлетворения его коммуникативной потребности в процессе общения с этим человеком. По мнению М.И. Лисиной, "характер взаимоотношений детей с другими людьми зависит от того, насколько общение с ними соответствует уровню развития коммуникативной потребности, достигнутой данным ребенком» (5, с.57).

Рассматривая вопрос о доверии детей, нельзя обойти вниманием исследования, посвященные проблеме стабильных и критических периодов развития и возникающих при этом психических новообразований. Несмотря на сложность данной проблемы и неоднозначное понимание ее решения, в психологии принято связывать новообразования стабильного и критического периодов с изменениями отношений ребенка к другим людям (взрослым, сверстникам) и к себе. Выделяются следующие психические новообразования в сфере общения в предкризисной фазе и на этапе кризиса семи лет: произвольность общения, детерминацию общения ситуацией, выбор доверенного лица среди взрослых или сверстников, с которыми ребенок вступает в максимально открытые отношения [5], "чувство социальной компетентности ", которое проявляется в чувствительности ребенка к оценке своей социальной активности, в расширении круга значимых людей [6].

Также нами представляется целесообразным изучение вопроса о возможных факторах возникновения доверия детей. Выделены несколько групп факторов, определяющих доверие детей: личностные особенности партнера по общению или совместной деятельности, вызывающие симпатию к нему; поведение близких авторитетных людей; личностные особенности ребенка и восприятие ребенком других людей. В последнем случае речь идет о таких индивидуально-личностных особенностях ребенка, как конформность, тревожность, застенчивость; способность к произвольной регуляции собственного поведения, рефлексия, распознавание эмоций другого, формирование первичного образа другого и др. (11).

По нашему мнению, доверие детей в значительной мере зависти от их конформности (соответствия поведения ожиданиям других), внушаемости. «Взрослые выступают для ребенка в качестве авторитетных людей, которые являются эталонами подражания и межличностного оценивания. Поэтому ребенок часто воспринимает некритично мнения и воздействия взрослого» [10].

Проявление ребенком доверия, связанного с ощущением безопасности, защищенности, в немалой степени зависит от наличия у ребенка тревоги, страха. Причины данных явлений заключаются в следующем: сильные внешние стрессовые ситуации, внутриличностные конфликты, депривация социальных и, в частности, межличностных потребностей. По мнению А.М.Прихожан, ощущения нестабильности и незащищенности, неумение учитывать условия ситуации общения, отсутствие собственных внутренних критериев оценки правильности или неправильности действий, запоминание преимущественно негативных событий ведет к накоплению отрицательного эмоционального опыта. Такой опыт постоянно увеличивается и находит свое выражение в относительно устойчивом переживании тревожности, что влияет на формирование первичного образа ранее незнакомого человека в непривычной для ребенка ситуации. Чем сильнее у него выражены тревожность, страхи, тем более негативную, окраску будет приобретать образ другого[7].

Существенную роль в проявлении недоверия к другим людям играет застенчивость детей. Застенчивый ребенок имеет высокую самооценку, считает себя самым лучшим и в то же время сомневается в положительном отношении к себе других людей, особенно незнакомых. Ребенок одновременно испытывает желание и боязнь привлечь к себе их внимание. Эта особенность ярко проявляется в ситуациях первой встречи ребенка со взрослым, в начале любой совместной деятельности. Неуверенность застенчивого ребенка в своей ценности для других людей блокирует складывающуюся у него мотивационную сферу, не позволяет ему в полной мере удовлетворить имеющиеся коммуникативные потребности [6].

Нам представляется важным выделить психологические аспекты доверия детей к разным людям (знакомым и незнакомым). Доверие детей к хорошо знакомым людям проявляется, прежде всего, в их готовности сообщать о себе, своем поведении значимую информацию. Это может конкретно выражаться в желании и реальной готовности ребенка поделиться своими любимыми игрушками, секретами, личными достижениями и успехами, а также проступками. Мотивы восприятия незнакомых взрослых как понравившихся и добрых основаны на внешней привлекательности взрослых и личной выгоде ребенка. Доброта людей также оценивается с точки зрения некоторой нормы и социального сравнения. Не понравившиеся и недобрые люди ассоциируются детьми с людьми, которые несут угрозу, возможность нанесения им вреда. Восприятие ребенком незнакомых взрослых людей в определенной степени связано с процессом соотнесения их образа с образом близких ребенку людей, в первую очередь, родителей [10].

Таким образом, проблема доверия детей представляется нам малоизученной, что требует проведения разноплановых экспериментальных и теоретических исследований в этом направлении. Сложившаяся в обществе ситуация диктует необходимость изучения доверия детей, особенно к незнакомым людям. В этой связи задача родителей и субъектов образовательного пространства, дошкольных и школьных учебных заведений - обеспечить ребенку безопасность и в то же время сделать его способным понимать то, чему не следует доверять, и то чему необходимо довериться.

Литература

1. Андреева Г.М., Богомолова Н.Н., Петровская Л. А. Современная социальная психология на Западе. М: МГУ - 1987.

2. Брокгауз Ф. А., Ефрон И. А. Энциклопедический словарь. Т.14, Т.20. Репринтное издание. - М.:Терра. - 1991. - 641, 842 с.

3. Глушко И. В. Духовно-нравственные смыслы социального доверия // Инновационный потенциал субъектов образовательного пространства в условиях модернизации образования: материалы Первой Международной научно-практической конференции (24-26 ноября 2010г., Россия, Ростов-на-Дону). - Ростов-н/Д:ИПО ПИ ЮФУ - 2010. - 680 с.

4. Елагина М.Г. Кризис 7 лет и подход к его изучению // Новые исследования в психологии и возрастной физиологии. -1989. - №1. - 37-42 с.

5. Ермолова Т.В., Мещерякова С.Ю., Ганошенко Н. И. Особенности личностного развития дошкольников в предкризисной фазе и на этапе кризиса 7 лет // Вопросы психологии. - 1999. - №1. - 50-60 с.

6. Общение детей в детском саду и семье / Под ред. Т. А. Репиной, Р.Б. Стеркиной.

- М.: Педагогика. - 1990.

7. Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. - Москва-Воронеж: МОДЭК. - 2000.

8. Платонов К.К. Краткий словарь системы психологических понятий. - М.: Высш.шк. - 1984. - 37с.

9. Рукавишников В.О. Межличностное доверие: измерение и межстрановые сравнения. - Социологические исследования. - 2008. - №2. - 19с.

10. Сидоренков А.В. 34 Психологические особенности доверия дошкольников.

- Ростов-на-Дону: Изд-во РГУ - 2001. -134 с.

11. Сидоренков А.В., Захарченко Н. А., Ситдикова С.Н. Методика изучения доверия детей к незнакомым взрослым: практикум для самостоятельной работы / А.В. Сидоренков, Н. А. Захарченко, С.Н. Ситдикова. - Шахты. Изд-во ЮРГУЭС. - 2011.

12. Захарченко Н. А., Кулинцева Ю.С. Методика изучения доверия детей младшего дошкольного возраста к незнакомым взрослым // Психология и педагогика современного образования в России: сборник статей VI Международной научно-практической конференции. - Пенза: Приволжский Дом знаний. - 2011.

Исаева Э.Г.

Работа с образами сновидений

Сновидения, являясь спонтанным рисунком природы в пространстве бессознательного, служат ключом к реальному психологическому пониманию человека. Впервые целостную научную теорию возникновения сновидений, их биологическую, психологическую и социальную сущность изложил З. Фрейд, доказав, что сновидения выражают динамику человеческого бессознательного. Он раскрыл адаптивный смысл биологической сущности сна для человека как способа восстановления психологического равновесия через катарсическое действие сновидений, способствующих разрядке нереализованных и аффективно заряженных желаний, заменяющих действие. Многие компоненты потребностей, удовлетворению которых в состоянии бодрствования препятствует вмешательство тревоги или защитных операций, удовлетворяются через символические механизмы, реализующиеся во сне.

В происхождении сновидений З. Фрейд значительное место уделял забытым, утраченным впечатлениям далекого детства. Карл Юнг отверг теорию сновидения З.Фрейда как исполнения желаний, выделяя вместо этого функцию компенсации в бессознательных процессах и теологический характер последних.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.