Международный электронный научный журнал ISSN 2307-2334 (Онлайн)
Адрес статьи: pnojournal.wordpress.com/archive18/18-03/ Дата публикации: 1.07.2018 № 3 (33). С. 292-295. УДК 376.3
Н. С. Кожанова
Общение родителем с незрячими и слабовидящими детьми в условиях семейного воспитания
В статье рассматривается вопрос влияния воспитания в семье на субъектность дошкольника в процессах обучения, развития и коррекции. Автор представляет результаты изучения влияния недостаточной психолого-педагогической и коммуникативной компетентности родителей на возникновение особенностей коммуникативной деятельности их детей. Представлены результаты экспериментального изучения семей, воспитывающих детей с нарушениями зрения. На основе результатов делаются выводы о необходимости психолого-педагогической работы по повышению уровня психолого-педагогической и коммуникативной компетентности родителей, воспитывающих детей с нарушениями зрения. Формируя способность родителей целенаправленно создавать эмоционально комфортную, развивающую общность с ребенком, обеспечивается возможность становления ребенка субъектом собственной жизни и общения.
Ключевые слова: общение, коммуникативная деятельность, коррекция, нарушения зрения, семейная педагогика, воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья, коммуникативная компетентность
Perspectives of Science & Education. 2018. 3 (33)
International Scientific Electronic Journal ISSN 2307-2334 (Online)
Available: psejournal.wordpress.com/archive18/18-03/ Accepted: 1 June 2018 Published: 1 August 2018 No. 3 (33). pp. 292-295.
N. S. Kozhanova
Communication of parents with blind and visually impaired children in the family upbringing
The issue of the influence of upbringing the family on the subjectivity of a preschool child in the processes of teaching, development and correction. Presents the results of studying the influence of insufficient psychological, pedagogical and communicative competence of parents on the emergence of features of the communicative activity of their children. The results of an experimental study of families raising children with visual impairments are presented. Based on the results, conclusions are drawn about the need for psychological and pedagogical work to improve the level of psychological, pedagogical and communicative competence of parents who raise children with visual impairments. Forming the ability of parents to purposefully create emotionally comfortable, developing community with the child, it is possible for the child to become a subject of his own life and communication.
Keywords: communication, communicative activity, correction, visual impairment, family pedagogy, education of children with disabilities, communicative competence
ринятое в психологической и педагогической науке положение о социальной сущности человека способствует признанию ведущей роли ближайшего окружения ребенка в лице родителей и педагогов, воспитывающих его, в формировании и развитии психических и личностных свойств. Родители, педагоги и другие близкие взрослые являются субъективно значимым социальным окружением, общение с которым формирует личностный склад развивающегося человека и его индивидуальность. Из этого следует, что положительные и отрицательные черты характера ребенка имеют социально-
психологические предпосылки, то есть являются результатом контактов ребенка с самыми близкими для него людьми [1, 2, 5]. Следовательно, психологические проблемы ребенка - это издержки взаимодействия с его непосредственными воспитателями. В связи с данным общеизвестным фактом, следует вывод, что для того, чтобы сделать общение взрослого с ребенком воспитательно эффективным, родители и педагоги должны обладать достаточно высокой психологической культурой, а так же обладать достаточной психолого-педагогической компетентностью.
В жизни общества, семьи и каждого человека возникает огромное количество вопросов, задач и проблем, связанных с детьми, их воспитанием, обучением и развитием. В целом, в обществе приняты традиционно сложившиеся, стихийно-возникающие или передающиеся от старшего к последующему поколению родительства формы и методы воспитания ребенка в семье [3]. Как правило, это достаточно примитивные меры воздействия на ребенка с целью передачи ему опыта, знаний, навыков деятельности, форм допустимого и желаемого поведения, которыми владеют сами родители. При этом, зачастую такие меры воспитания и воздействия выливаются в целенаправленное насилие, разрушающее личность ребенка, реже в более конструктивное воздействие взрослых на детей, еще реже - сотрудничество. Чаще всего, взрослые, не имеющие достаточного уровня педагогической компетентности, видят в ребенке не субъект воспитания, а объект воздействия. Однако, родителям в любом взаимодействии с ребенком, прежде всего надо видеть в нем личность, воспринимать субъектом обучения и, как следствие, развития. Нельзя сводить образование к стремлению научить, нужно, помочь ребенку научиться.
Как известно, психическое развитие ребенка происходит в процессе усвоения им общественно-исторического опыта [2]. Образование предполагает включение ребенка в освоения пласта социальных и культурных достижений общечеловеческого развития. Ребенок постепенно врастает в культуру, и основными задачами дошкольного образования являются создание условий для развития эмоционального, социального и интеллектуального потенциала ребенка и формирование его позитивных личностных качеств. Субъектное восприятие детей в образовательном процессе уходят корнями в концепцию Л.С. Выготского и имеют продолжение и отражение в трудах его учеников: Л.И. Божович, А.В. Запорожца, Р.Е. Левиной, А.Р. Лурия, Н.Г. Морозовой и Д.Б. Эльконина и др.
Если рассматривать развитие в контексте культурно-исторической психологии Л.С. Выготского, оно представляет собой сложный процесс, важную роль в котором имеет «источник развития» [4]. Согласно культурно-исторической теории Л.С. Выготского, источник развития находится вне ребенка. В качестве источника выступает среда. В среде должна присутствовать соответствующая идеальная форма. Идеальная форма для ребенка заключается, во-первых, в поведении, деятельности взрослого или более старшего ребенка, во-вторых, может быть закреплена в знаке или вспомогательном средстве, то есть, отражена в чем-то, являющемся носителями культурных ценностей и информацией для усвоения. Идеальная форма персонифицирована и является целью познания, образцом, которому ребенок стремится подражать. Но, если в среде
отсутствует соответствующая идеальная форма, будет ли тогда развиваться соответствующая деятельность, необходимые человеческие свойства и качества у ребенка, психические функции? Как показывают многочисленные исследования в педагогике и психологии, отсутствие идеальной формы, приводит к отсутствию конечного результата. Например, если ребенок с раннего возраста не слышит нормально развитой человеческой речи, в то время как данный возраст является сензитивным для развития этой человеческой функции, то отсутствие образца конечного результата ее развития, ведет к ее недоразвитию. То есть, само по себе поведение взрослого уже побуждает к развитию, а подражательные механизмы, присущие детскому возрасту, способствуют усвоению опыта взрослого человека -носителя культуры. Таким образом, правильное поведение и демонстрация способов и механизмов выполнения различных видов человеческой деятельности, без применения каких-либо насильственных мер воздействия на ребенка, уже будут его развивать.
Важность рассматриваемого вопроса - субъ-ектности дошкольника в процессах образования и развития, обусловленной его активностью, следует упомянуть не маловажную роль условий (факторов) развития. Условия развития изучались в культурно-исторической психологии Л.С. Выготского, а затем, были более подробно описаны А.Н. Леонтьевым. В качестве одного из важнейших, определяющих условий развития ребенка является его активность (двигательная, коммуникативная, эмоциональная, познавательная). Наряду с двумя другими факторами - биологическим и социальным, развитие ребенка определяет собственная активность личности. Если допустить такую ситуацию, при которой будут соблюдены два условия развития ребенка, то есть: ребенок рожден здоровым, натуральная (биологическая) основа сохранна, не нарушена и предполагает нормативное развитие; в то же время, обеспечена благоприятная социально-педагогическая развивающая среда (социальный фактор развития), включающая наличие идеальной формы, специально организованное предметно-игровое пространство, обеспечение условий для эмоционального, познавательного и коммуникативного развития, а также для развития всех видов деятельности; но при этом психофизическая активность человека нулевая (отсутствует фактор активности), то развитие ребенка становится практически невозможным. В такой ситуации все стимулы, содержащиеся в благоприятной социальной среде, не будут вызывать осознаваемой реакции со стороны психики ребенка, а, следовательно, развития не будет. Нормальная физиологическая база и имеющийся физический потенциал не способен будет к развитию без его активации, вследствие отсутствия активности личности. Так, воображаемая
Perspectives of Science & Education. 2018. 3 (33)
нами ситуация, иллюстрирует важность и огромное значение собственной активности личности ребенка в своем развитии. К счастью, активность человека свойственна ему априори, и имеет способность либо развиваться, либо быть подавленной. И тому и другому способствует среда, ближайшее окружение ребенка, стиль взаимодействия с ним и способы коммуникации [2, 8].
Изучив общение родителей и детей с нарушениями зрения в 30 семьях, мы отметили, что проблемы в межличностной коммуникации дошкольников данной категории базируется на проблемах межличностного общения в семье.
Нами были изучены особенности коммуникативной компетентности родителей, воспитывающих детей дошкольного возраста с нарушениями зрения. Так, анализ полученных экспериментальных данных показал, что родители, воспитывающие детей с нарушениями зрения не имеют достаточного уровня коммуникативной компетентности, характеризующегося событийной общностью. Лишь небольшая доля исследованных родителей считают необходимым развивать самостоятельность и индивидуальность ребенка, корригируя недостатки, связанные с нарушением зрения. Поощряют самостоятельный поиск ребенком обходных путей для преодоления трудностей, связанных с нарушением. Немногие родители, организуя взаимодействие, управляют процессами отождествления и обособления, воспринимая свое взаимодействие с ребенком как - сотрудничество.
Большая часть родителей имеют недостаточный уровень психолого-педагогической и коммуникативной компетентности, характеризующийся симбиотической общностью, не отвечающей потребностям ребенка в старшем дошкольном возрасте. Особенности, связанные с дефектом, считают непреодолимой причиной всех затруднений и стараются опекать ребенка. Не доверяя ребенку, стремясь защитить от неудач в любой деятельности и в общении, они зачастую неадекватно оценивают потенциал ребенка, акцентируют внимание на недостатках, связанных с нарушением зрения. Такая вера в ограничение возможностей ребенка, как следствие, ограничивает перспективы его развития и становления полноценным членом общества. Родители организуют преимущественно взаимодействие, в котором преобладает процесс отождествления, при этом теряется субъектность, определяющая не только самостоятельность ребенка, но и его самооценку.
Не менее негативное влияние имеет формальный тип общности родителей с детьми. Причины затруднений видят в ребенке, в его нарушении, а также во временных или материальных факторах. Имея формальную цель воспитания, осознавая значения своей роли в формировании личности ребенка, родители демонстрируют си-туативность отношения к детям. В зависимости
от настроения меняется отношение, от раздражения, досады, злости и безразличия к ребенку, до положительного. Такие родители проявляют склонность к преувеличению возможности ребенка, неоправданное восхищение которое сменяется сомнением в его способностях. Совместную деятельность организуют редко. Стиль взаимодействия с ребенком можно охарактеризовать как конфронтация, отвержение или сосуществование.
Изученные нами особенности психолого-педагогической и коммуникативной компетентности родителей напрямую коррелируют с недостатками коммуникативной деятельности их детей. Так, дети воспитываемые родителями второй и третьей группы, то есть с недостаточным и низким уровнем коммуникативной компетентности, демонстрируют следующие недостатки общения. Во-первых, им характерна неадекватная оценка себя как субъекта коммуникативной деятельности. Неадекватно заниженная самооценка выявлена у 33% детей; ведет к социальной пассивности. Неадекватно заниженную самооценку демонстрируют 40 % исследованных детей, которая ведет к излишней самоуверенности и эгоцентрической позиции в общении со взрослыми и сверстниками.
В коммуникативном поведении изученной группы детей имеют место деструктивные тенденции такие как: агрессивность, выражающаяся во враждебный настрой к партнерам по общению демонстрирующие проявления агрессивного характера по отношению к себе и/ или другим, конфликтность, включающая провокационное поведение, социальная реактивность (излишняя импульсивность), чрезмерная пассивность, обидчивость и др. Наблюдаются стремление к изоляции, ухода от общения и контактов и повышенная тревожность. Выявленные тенденции влияют на социальную активность и позицию ребенка в процессе коммуникации (позиция манипулятора 8 % испытуемых дошкольников, конформность как некритическое согласие со всеми - 32 % детей, в группы ведомых (зависимых и подчиненных) попадают 36 % и изолированные или пассивные с крайне низкой социальной активностью 24 %). Дети с низкой социальной активностью испытывают страх предметной среды, что, по-видимому связано с излишней самоуверенностью, нежеланием обращаться за помощью, стремлением к независимости без учета ситуации.
Таким образом, для обеспечения субъект-ности и активности, развивающаяся личность ребенка должна постоянно находиться в центре внимания воспитывающих его взрослых, но не через постоянный контроль, опеку, манипуляции, а через учет его индивидуальности и личностных проявлений, через эмпатию при организации совместной деятельности и общение, которые являются в данный момент
личностно значимыми для ребенка [1, 5, 8].
Решающим моментом в осуществлении коррекции в условиях семьи, является высокий уровень психолого-педагогической и коммуникативной компетентности родителей [9, 10], воспитывающих детей с нарушениями
зрения, которая понимается нами как способность родителей целенаправленно создавать эмоционально комфортную, развивающую общность с ребенком, обеспечивающую ему становление в качестве субъекта собственной жизни и общения [3, 6, 8].
ЛИТЕРАТУРА
1. Абраменкова В. В. Социальная психология детства: ребенок среди взрослых и сверстников в онто- и социогенезе [Текст] / В. В. Абраменкова // Мир психологии. Научно-методический журнал. 1996. № 3. С. 129-156.
2. Ананьев Б. Г. Человек как предмет воспитания. Избр. психол. труды : в 2 т. [Текст] / Б. Г. Ананьев. М. : Педагогика, 1980. Т. 2. С. 10-25.
3. Бушина В. Н. Формирование коммуникативной компетентности родителей в условиях учреждения дополнительного образования: дис. ... канд. пед. наук. УрГПУ. [Текст] / В.Н. Бушина. Екатеринбург, 2006. C. 61-65.
4. Выготский Л. С. Избранные психологические исследования. Мышление и речь. Проблемы психологического развития ребенка [Текст] / Л. С. Выготский. М. : Изд-во Академии педагогических наук РСФСР, 1956. 448 с.
5. Ковалев Г. А. Общение и его воспитательное значение [Текст] / Г. А. Ковалев // Мир психологии. Научно-методический журнал. 1996. № 3. С. 17-30.
6. Корнилова, И. Г. Игра и творчество в психокоррекции. Развитие общения старших дошкольников с нарушениями зрения в креативной игре - драматизации [Текст] / И. Г. Корнилова. М.: Издательство «Научная книга», 2000. 168 с.
7. Коротовских Т.В., Некрасова О.А., Чуйкова И.В. Изучение уровня сформированности толерантного отношения дошкольников к детям с ОВЗ в условиях инклюзивного образования // Глобальный научный потенциал. 2017. № 1 (70). С. 21-25.
8. Любезнова Е. В. Семья как развивающая среда для ребенка с ограниченными возможностями здоровья [Текст] / Е. В. Любезнова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2006. № 1. С. 55.
9. Никулина Г. В. Формирование коммуникативной культуры лиц с нарушениями зрения: Теоретико-экспериментальное исследование. СПб., 2006. С. 37-51.
10. Санжаева Р.Д. Психологические механизмы формирования готовности человека к деятельности: автореф. дис. ... д-ра психол. наук [Текст] / Санжаева Римма Дугаровна. Новосибирск, 1997. 40 с.
11. Слободчиков В. И. Развитие субъективной реальности в онтогенезе : автореф. дис. ... д-ра. психол. наук [Текст] / В. И. Слободчиков. М., 1994. 208 с.
REFERENCES
10.
11.
Abramenkova V.V. Social psychology of childhood: a child among adults and peers in ontogeny and sociogenesis. The World of Psychology. Scientific and methodical journal. 1996. no. 3. pp. 129-156 (in Russian).
Ananiev B.G. Man as an Object of Education. Fav. psychol. Works: in 2 tons. Moscow, Pedagogy Publ., 1980. V. 2. pp. 10-25. (in Russian).
Bushina V.N. The formation of communicative competence of parents in the conditions of the establishment of additional education: Diss. PhD Ped. Sci., USPU. Ekaterinburg, 2006. pp. 61-65. (in Russian).
Vygotsky L.S. Selected psychological studies. Thinking and speaking. Problems of the psychological development of the child. Moscow, Publishing House of the Academy of Pedagogical Sciences of the RSFSR, 1956. 448 p. (in Russian). Kovalev G.A. Communication and its educational value. The World of Psychology. Scientific and methodical journal. 1996. no. № 3. pp. 17-30. (in Russian).
Kornilova I.G. Game and creativity in psycho-correction. Development of communication of older preschool children with visual impairments in the creative play - dramatization. Moscow, Publishing House "Scientific Book", 2000. 168 p. (in Russian). Korotovskikh T.V., Nekrasova O.A., Chuikova I.V. A study of the level of the formation of the tolerant attitude of preschool children to children with HIA in conditions of inclusive education. The Global Scientific Potential. 2017. no. 1 (70). pp. 21-25. (in Russian).
Lyubeznova E.V. Family as a developing environment for a child with disabilities. Education and training of children with developmental disabilities. 2006. no. 1. p. 55. (in Russian).
Nikulina G.V. The formation of communicative culture of persons with visual impairment: Theoretical and experimental research. Saint-Petersburg, 2006. pp. 37-51. (in Russian).
Sanzhaeva R.D. Psychological mechanisms of formation of the person's readiness for activity: the author's abstract. Diss. PhD Psychol. Sci. Novosibirsk, 1997. 40 p. (in Russian).
Slobodchikov V.I. Development of subjective reality in ontogenesis: author's abstract. Diss. PhD Psychol. Sci., Moscow, 1994. 208 p. (in Russian).
Информация об авторе
Кожанова Наталья Сергеевна
(Россия, Сургут) Кандидат педагогических наук Сургутский государственный педагогический университет
Information about the author
Kozhanova Natalya Sergeevna
(Russia, Surgut) PhD in Pedagogical Sciences Surgut State Pedagogical University