Научная статья на тему 'Развитие государственной политики в сфере регулирования нестандартных форм занятости'

Развитие государственной политики в сфере регулирования нестандартных форм занятости Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
75
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Human Progress
Область наук
Ключевые слова
ЗАНЯТОСТЬ / EMPLOYMENT / НЕСТАНДАРТНАЯ ЗАНЯТОСТЬ / NON-STANDARD EMPLOYMENT / РЫНОК ТРУДА / LABOR MARKET / ТРУДОВОЙ ПОТЕНЦИАЛ / LABOR POTENTIAL / РЕГУЛИРОВАНИЕ ЗАНЯТОСТИ / EMPLOYMENT REGULATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Тонких Наталья Владимировна

В статье приводится авторская точка зрения на проблему регулирования занятости в регионе. Представлен обзор качества информационных услуг региональной службы занятости на основе контент-анализа открытых источников информации, размещенных в интернете. Под нестандартной занятостью понимается занятость, отличающаяся от типовой, наиболее распространенной формы, прописанной в трудовом законодательстве. В Российской Федерации типовой считается нормальная продолжительность рабочей недели (не более 40 часов), а так же сокращенная рабочая неделя, установленная по Трудовому Кодексу для работников определенного возраста, условий труда или профессии, например, для подростков. Типовым считается оформление сотрудников в штат с заключением трудового договора; рабочее место, орудия труда и руководство находятся на территории работодателя. В статье обосновывается актуальность совершенствования информационного взаимодействия государственной службы занятости с населением по поводу возможных форм занятости.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF THE STATE POLICY IN THE SPHERE REGULATIONS OF NON-STANDARD FORMS OF EMPLOYMENT [8]

The article presents the author's point of view on the issue of employment regulation in the region. A review of the information services' quality in the regional employment services is presented based on content analysis of open information sources posted on the Internet. Under “non-standard employment” is meant in this article the employment, which differs from the standard, the most common form, prescribed in the labor legislation. In the Russian Federation, the standard is considered a normal working week (no more than 40 hours), and also reduced working week established by the Labour Code for employees of a certain age, working conditions or a profession, for example, for teenagers is considered standard. Standard is considered to be in the state registration of employees with labor contracts; the workplace, tools and executives are in the territory of the employer. Relevance of improvement of information exchange of public service of employment with the population concerning possible forms of employment is locates in article.

Текст научной работы на тему «Развитие государственной политики в сфере регулирования нестандартных форм занятости»

redactor@ progress-human.com

УДК 331

РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ РЕГУЛИРОВАНИЯ НЕСТАНДАРТНЫХ ФОРМ ЗАНЯТОСТИ1

Тонких Наталья Владимировна

Кандидат экономических наук, доцент старший научный сотрудник Института экономики УрО РАН доцент кафедры Экономики труда и управления персоналом ФГБОУ ВО «Уральский государственный экономический университет»

nvvorob1@mail.ru ул. 8-е Марта, 62 - 455, г.Екатеринбург, РФ, 620219 +7 (912) 24-09-436

Аннотация. В статье приводится авторская точка зрения на проблему регулирования занятости в регионе. Представлен обзор качества информационных услуг региональной службы занятости на основе контент-анализа открытых источников информации, размещенных в интернете. Под нестандартной занятостью понимается занятость, отличающаяся от типовой, наиболее распространенной формы, прописанной в трудовом законодательстве. В Российской Федерации типовой считается нормальная продолжительность рабочей недели (не более 40 часов), а так же сокращенная рабочая неделя, установленная по Трудовому Кодексу для работников определенного возраста, условий труда или профессии, например, для подростков. Типовым считается оформление сотрудников в штат с заключением трудового договора; рабочее место, орудия труда и руководство находятся на территории работодателя.

В статье обосновывается актуальность совершенствования информационного взаимодействия государственной службы занятости с населением по поводу возможных форм занятости.

Ключевые слова: занятость; нестандартная занятость; рынок труда; трудовой потенциал; регулирование занятости.

JEL Code: J21; J68; J88.

1 Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках научного проекта № 14-12-66003 © Н.В.Тонких 1

Введение.

Одним из факторов обеспечения роста конкурентоспособности территории является степень использования трудового потенциала, которая зависит от форм и видов занятости, применяемых на практике. На наш взгляд, проблема регулирования нестандартной занятости требует более пристального внимания. Данными вопросами занимаются различные отрасли науки: экономика, социология, юриспруденция. В ряде научных публикаций В.Н. Киселева, В.А. Михеева, В.Я. Саленко, В.Г. Смолькова, С.Н. Щегловой исследуются проблемы использования нетрадиционных форм социально-трудовых отношений, анализируются основные их понятия и сущность, взаимодействие и регулирование субъектов социально-трудовых отношений. Отдельно стоить отметить труды О.В.Синявской [1], Р.Копелюшникова и В.Гимпельсона. [2] Проблематике появления новых форм занятости в сфере рынка труда уделяют внимание такие региональные ученые, как Т.Т. Адриановская, Т.Ф. Вышеславова, Т.С. Кривцова, М.В. Мигачева. Актуальные вопросы по регулированию социально-трудовых отношений, по проблемам распространения и применения новых кадровых технологий и нестандартных форм занятости на современном рынке труда, рассматриваются в трудах отечественных и зарубежных ученых и практиков, таких как Аникин Б.А., Рудая И.Л., Д. В. Михайлов., С.Ефимова, Т.Пешкова, Н.Коник, С.Рытик, Е.Аксенов, И.Альтшулер, Е. Ю. Сафарова, Ю.Л. Фадеева; Дж. Брайан Хейвуд, Элизабет Спарроу, Роб Аалдерс, Жан-Луи Бравар, Роберт Морган, Эдвард Йордон. Вопросами влияния токсичных практик управления занимаются Федорова А.Э., Dvorakova, Z. [3] Однако, имеющиеся теоретические разработки по управлению нестандартной занятостью нуждаются в адаптации к происходящим изменениям в экономике.

1. Анализ информационных каналов в сфере регулирования занятости

Основу инфраструктуры реализации государственной политики в сфере занятости образуют Федеральная служба по труду и занятости и территориальные Службы занятости, контролируемые территориальными Департаментами по труду и занятости населения. За последние 15 лет наработано достаточно много механизмов и инструментов управления занятостью населением. Существуют утвержденные регламенты оказания той или иной государственной услуги по реализации социальной гарантии человеку, попавшему в затруднительную ситуацию в сфере трудоустройства. Многие из них эффективные. Однако по результатам общения с респондентами при проведении в 2015 г. опроса экономически активного населения и работодателей Свердловской области выявлено, что до сих пор Службы занятости воспринимаются и населением, и работодателями, как некий орган по © Н.В.Тонких 2

оказанию помощи, на бытовом языке «собес». Есть случаи недовольства их работой, например, работодатели, применяющие труд иностранной рабочей силы, часто воспринимают Службу занятости как лишнюю государственную структуру, которая создает трудности в сфере бизнеса. В Свердловской области директор Департамента по труду и занятости населения неоднократно предпринимал попытки изменить сложившуюся ситуацию. Выступал на конференциях HR, размещал письма в социальных сетях в соответствующих группах, призывая бизнес к сотрудничеству. Результаты если и есть, то не высокие. На наш взгляд, направление выбрано верное, нужно продолжать работать в сфере популяризации и продвижения Службы занятости не в качестве «собеса», а в качестве эффективного инструмента решения проблем занятости, как со стороны работников, так и со стороны работодателей.

Приведем результаты исследований «Изучение спроса на рабочую силу методом контент-анализа объявлений в СМИ» и «Сравнительный анализ официальной и неофициальной информации о востребованности кадров на рынке труда Свердловской области», проведенных в 2012 году. Полученные тогда выводы интересны для настоящего исследования. Были изучены не только печатные издания, но и документов, размещенных на некоторых самых популярных Интернет-ресурсах по поиску работы в Свердловской области, проводился контент-анализ. В результате получены интересные данные о способах поиска работы. Во-первых, большинство граждан при поиске работы предпочитают использовать интернет-пространство, так как в нем представлено огромное количество разнообразных вакансий, которые обновляются каждый день в отличие от газет (1 раз в 3 дня/в неделю). Во-вторых, был сделан вывод, о том, что при поиске специалистов работодатели размещают вакансии в основном не на сайте Службы занятости, а в Интернет-ресурсах других работных изданий. В группе рабочих ситуация совершенно иная: на сайте Службы занятости достаточно большое количество вакантных мест для рабочих, а на других порталах значительно меньше. Сами рабочие в основном занимаются поиском работы через коммерческие сайты, а не в Службе занятости. Таким образом, сегодня наиважнейшим каналом о спросе и предложении на рынке труда являются интернет-ресурсы, которыми пользуются не только служащие, но и представители рабочих профессий. Считаем, что Интернет-ресурсы необходимо использовать в практике регулирования нестандартной занятости. Тем более что в перечне государственных услуг, предоставляемых государственными учреждениями службы занятости населения вторым пунктом указывается «Информирование о положении на рынке труда». [4]

redactor@ progress-human.com

Изучив сайт Департамента по труду и занятости населения Свердловской области [ 5], мы пришли к выводу, что несмотря на обилие информации, размещенной на нем, она трудна для восприятия обычных, среднестатистических граждан и работодателей, не обладающих навыками научной работы. Много времени уходит на поиск ответов на нужные вопросы. На сайте представлены многочисленные разделы: ищу работу, работодателю, департамент, подведомственные учреждения, охрана труда, информация, государственные услуги, рынок труда, трудовая миграция, открытые данные, пресс центр.

Открываем блок «ищу работу», в нем представлены четыре пункта: «поиск вакансий», «разместить резюме», «консультации для ищущих», «статистика вакансий». Первые два блока рабочие, особых замечаний по поводу них нет. Открываем «консультации для ищущих», ожидая ответы на вопросы: как обратиться в Службу занятости? В какое время? Какие документы взять с собой?... Но находим там разнообразный список из документов и мероприятий (табл. 1).

Табл.1: Выдержка из информации, размещенной в разделе «консультации для ищущих» на сайте Департамента по труду и занятости населения Свердловской области [5]

Название Дата публикации

1 2

Приглашаем на ярмарки вакансий в феврале 2016г. 18.01.2016

Уважаемые работодатели и соискатели г. Екатеринбурга и Свердловской области! Приглашаем вас разместить вакансии и резюме на интернет-портал Федеральной службы по труду и занятости «Работа в России» 21.12.2015

Филиалы государственного бюджетного учреждения Свердловской области «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» в г. Екатеринбурге 21.12.2015

Уважаемые граждане г. Екатеринбурга! В 2015 г. активно проходит реализация мероприятия по содействию в трудоустройстве незанятых инвалидов на оборудованные (оснащенные) для них рабочие места. Вакансии, которые предлагают работодатели города Екатеринбурга, достаточно разнообразны. 25.09.2015

Обучение и трудоустройство ПРОВОДНИКОВ ПАССАЖИРСКИХ ВАГОНОВ 10.09.2015

Адреса ГБУ СО «МФЦ» в г. Екатеринбурге 19.08.2015

Информационный портал «Работа в России» 19.08.2015

Государственная инспекция труда в Свердловской области оповещает о смене фактического и почтового адреса. 07.04.2015

redactor@ progress-human.com

Продолжение табл.1

1 2

Ярмарки вакансий в марте 2015г. в городе Екатеринбурге 25.02.2015

ГКУ «Екатеринбургский ЦЗ» приглашает безработных граждан пройти обучение, повышение квалификации на бесплатной основе 16.01.2015

Памятка по вопросам легализации трудовых отношений 31.12.2014

Приглашаем граждан с ограниченными возможностями принять участие в мероприятиях проводимых «ГКУ» Екатеринбургский ЦЗ» 24.11.2014

Работодатели г. Екатеринбурга приглашают граждан с ограниченными возможностями на работу.

Здесь представлена информация первой интернет-странички, есть еще две. Для нашего исследования интересна «Памятка по вопросам легализации трудовых отношений», так как она относится к регулированию нестандартной занятости. Действительно, эта проблема существует в Свердловской области, по полученным нами результатам социологических вопросов уровень ее распространенности достаточно высок. Ожидая увидеть краткую информацию что делать и как быть человеку, желающему легализировать свою занятость, открываем памятку и видим следующий текст (табл.2).

По опыту, сложившемуся у автора в процессе преподавательской деятельности, можно отметить, что в настоящее время лишь незначительная доля людей способна усваивать информацию на четырех листах, написанную юридическим языком. Считаем, что информацию для граждан и работодателей, обращающихся в Службу занятости населения, следует упрощать до коротких инструкций.

Табл. 2: Выдержка из текста памятки по легализации трудовых отношений [5]3

ПАМЯТКА

по вопросам легализации трудовых отношений, основным изменениям в трудовое и административное законодательство,

_внесенным Федеральным законом № 421-ФЗ от ^ 28 декабря 2013 года_

Основание: ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН «О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИИ В ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СВЯЗИ С ПРИНЯТИЕМ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА «О СПЕЦИАЛЬНОЙОЦЕНКЕ УСЛОВИЙ ТРУДА» № 421-ФЗ от 28 декабря 2013 года

Данный федеральный закон №421 -ФЗ отражает кардинально изменившееся отношение законодателя к вопросам «нелегальной», «неформальной» занятости. Фактически с 01 января 2014 года введен запрет на заключение с гражданами гражданско-правовых договоров вместо трудовых. В трудовой кодекс Российской Федерации (далее ТК РФ) и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ) внесены нормы, призванные побудить работодателей отказаться от необоснованного заключения гражданско-правовых договоров, значительно увеличивающие риски и ответственность работодателей за не

заключение трудовых договоров._

......Пропущено 0,5 страниц._

redactor@ progress-human.com

Продолжение табл.2

Признание отношений, возникших на основании гражданско-правового договора, трудовыми отношениями может осуществляться:

лицом, использующим личный труд и являющегося заказчиком по указанному договору, на основании письменного заявления физического лица, являющегося исполнителем по указанному договору, и (или) не обжалованного в суд в установленном порядке предписания государственного инспектора труда об устранении нарушения части второй статьи 15 настоящего Кодекса;

судом в случае, если физическое лицо, являющееся исполнителем по указанному договору, обратилось непосредственно в суд, или по материалам (документам), направленным государственной инспекцией труда, иными органами и лицами, обладающими необходимыми для этого полномочиями в соответствии с федеральными законами.

В случае прекращения отношений, связанных с использованием личного труда и возникших на основании гражданско-правового договора, признание этих отношений трудовыми отношениями осуществляется судом. Физическое лицо, являвшееся исполнителем по указанному договору, вправе обратиться в суд за признанием этих отношений трудовыми отношениями в порядке и в сроки, которые предусмотрены для рассмотрения индивидуальных трудовых споров.

..... Пропущена 1 страница_

1. Нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, если иное не предусмотрено частями 2 и 3 настоящей статьи и статьей 5.27.1 КоАП РФ -влечет предупреждение или наложение административного штрафа - на должностных лиц в размере от 1000 до 5000 рублей;

- на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица - от 1000 до 5000 рублей;

- на юридических лиц - от 30000 до 50000 рублей.

2. Фактическое допущение к работе лицом, не уполномоченным на это работодателем, в случае, если работодатель или его уполномоченный на это представитель отказывается признать отношения, возникшие между лицом, фактически допущенным к работе, и данным работодателем, трудовыми отношениями (не заключает с лицом, фактически допущенным к работе, трудовой договор), влечет наложение административного штрафа

на граждан - от 3000 до 5000 рублей;

на должностных лиц -_от 10000 до 20000 рублей._

.....Последние 3 страницы тоже не скопированы._

Итого текст составляет 4 страницы._

Мы предлагаем разработать адаптированную к восприятию среднестатистических людей памятку по проблемам нестандартной занятости, которая не должна превышать по объему печати 1 страничку. Ниже представлены требования к документу и его возможная структура (табл.3). Памятка должна быть размещена на сайте, кроме того, ее целесообразно выдавать в бумажном или электронном виде (например, копировать на флеш-карту или высылать на электронную почту) гражданину, обратившемуся за помощью в трудоустройстве.

Табл. 3: Предложения по разработке памятки для граждан по вопросам нелегальной и

4

нестандартной занятости

Требования к документу

Язык повествования. Доступный для понимания среднестатистического человека.

Объем текста. Не более 1 страницы.

4 Составлено на основании исследований автора © Н.В.Тонких 6

redactor@ progress-human.com

Продолжение табл.3

Вопросы, на которые 1. Ссылка на электронную страничку выдержек из современного ТК РФ по должны быть вопросам оформления трудовых договоров, вопросам расторжения и изменений

сформулированы четкие и условий трудовых договоров.

ясные ответы. 2. Возможные последствия работы на неофициальных (нелегальных) условиях.

3. Краткое описание эффективных действий работника в случае, если его трудовые права нарушаются. Описать, что делать, если работодатель не принимает соответствующих заявлений от сотрудника.

4. Телефоны и адрес официального сайта территориального органа государственной инспекции труда с указанием, что жалобу на работодателя можно составить в он-лайн режиме.

5. Ссылка на электронную страницу, где можно скачать шаблоны заявлений по __самым распространенным случаям нарушений ТК РФ._

Дальнейшее изучение сайта Департамента по труду и занятости населения Свердловской области показало, что четвертый блок для ищущих работу «статистики вакансий» можно переместить в другой раздел, например в «Рынок труда».

Информация для работодателей, кроме блоков «поиск резюме» и «регистрация работодателя» изложена по такому же принципу, как и раздел «консультации» для «ищущих работу», что мы продемонстрировали выше.

2. Рекомендации по совершенствованию государственной политики в сфере регулирования занятости

Кроме необходимости изменения и структурирования информации на сайте службы занятости, считаем, что необходимо освежить практику ознакомления граждан и работодателей по вопросам применения трудового законодательства. Для работодателей были бы полезны семинары, на которых бы рассматривались следующие вопросы (табл.4)

Табл.4: Предлагаемый перечень вопросов для обсуждения на семинарах с руководителями

и директорами по персоналу организаций Свердловской области5

№ Вопросы для изучения

1. Виды и формы нестандартной занятости.

2. Особенности оформления трудовых договоров по дистанционной занятости и фрилансу.

3. Последствия применения неформальной занятости для работодателя. Судебная практика.

4. Правовое регулирование временной занятости, особенности оформления трудовых отношений.

5. Существенные отличия трудового договора от договора гражданско-правового характера.

6. Судебная практика признания договора гражданско-правового характера трудовым договором.

Указанные в таблице 4 вопросы целесообразно включить в образовательные программы для бакалавров и магистров высших профессиональных образовательных

учреждений по направлениям подготовки «Управление персоналом», а так же для руководителей организаций, проходящих курсы повышения квалификации.

В Свердловской области активно с 2002 года действует Свердловский областной фонд поддержки предпринимательства - региональный институт развития для финансового обеспечения развития малого и среднего бизнеса. Одним из направлений работы фонда является обучение и консультирование предпринимателей и тех, кто планирует открыть свое дело. В настоящее время действуют бесплатные консультации, в том числе по вопросам оформление трудовых отношений. Кроме того, реализован ряд программ обучения в форме тренингов для индивидуальных предпринимателей, крестьянских фермерских хозяйств; учредителей и директоров юридических лиц; работников микро, малого или среднего предприятия. Считаем, что вопросы по видам нестандартной занятости и особенностям ее юридического оформления должны войти как в консультационный, так и в обучающий блок.

Федеральная служба по труду и занятости, как главный орган реализации государственной политики в сфере занятости, тоже предоставляет государственную услугу «Информирование и консультирование работодателей и работников по вопросам соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права». На ее сайте размещен документ: Административный регламент предоставления Федеральной службой по труду и занятости государственной услуги по информированию и консультированию работодателей и работников по вопросам соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового прав. [6] Ниже приведены выдержки из данного документа (табл.5).

Считаем, что в пункте 10, где перечисляются виды результата предоставления государственной услуги, следует доработать формулировку: «особенностей регулирования труда отдельных категорий работников (женщин, лиц с семейными обязанностями, работников в возрасте до восемнадцати лет, лиц, работающих по совместительству).

Предлагаем следующую редакцию данной формулировки: «особенностей регулирования труда отдельных категорий работников (женщин; лиц с семейными обязанностями; работников в возрасте до восемнадцати лет; лиц, работающих по совместительству; лиц, работающих по нестандартным трудовым отношениям: дистанционная занятость, фриланс, временная занятость).

redactor@ progress-human.com

Табл. 5: Выдержка из документа Административного регламента пункт 106

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

№ пункта Текст

10 Результатом предоставления государственной услуги при личном обращении заявителей является получение ими консультации по вопросам соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в том числе касающихся: порядка заключения, изменения и расторжения трудовых договоров; режима труда и отдыха, предоставления основного и дополнительного оплачиваемых отпусков; оплаты и нормирования труда, в том числе установления, исчисления и выплаты заработной платы; предоставления гарантий и компенсаций работникам; порядка применения дисциплинарных взысканий; организации охраны труда и обеспечения прав работников на охрану труда, в том числе порядка расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; порядка и условий материальной ответственности сторон трудового договора, в том числе порядка возмещения вреда жизни и здоровью работника, причиненного в связи с исполнением им трудовых обязанностей; особенностей регулирования труда отдельных категорий работников (женщин, лиц с семейными обязанностями, работников в возрасте до восемнадцати лет, лиц, работающих по совместительству); порядка разрешения индивидуальных и коллективных трудовых споров; профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников непосредственно у работодателя; социального партнерства, ведения коллективных переговоров, заключения коллективных договоров и соглашений; участия работников и их полномочных представителей в управлении организацией; надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства (включая законодательство об охране труда) и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права; иных вопросов регулирования трудовых отношений субъектов трудового права.

Реализация указанных направлений развития государственной политики в области информирования работников и работодателей по вопросам оформления нестандартных социально-трудовых отношений по существующему стандарту должна быть возложена на специалистов Государственной инспекции труда в Свердловской области. Ее информационный канал (официальный сайт), более понятен и удобен для потребителей государственных услуг, чем сайт Депатамента по труду и занятости населения. Но информация о получении консультаций по вопросам оформления трудовых отношений на главной страничке отсутствует. Она «спрятана» в блоке вопросов и ответов. Таким образом, считаем, что сайт госинспекции труда тоже нуждается в доработке. Исследовательско-аналитическую работу по сбору и обработке информации о распространенности и проблемах применения нестандартной занятости целесообразно возложить на Департамент по труду и занятости населения Свердловской области. Департамент может проводить его своими силами или воспользоваться услугами научных коллективов учреждений высшего образования, ИЭ УрО РАН или коммерческих организаций, выполняющих работы по

redactor@ progress-human.com

проведению социологических исследований. Второй путь эффективнее по ряду причин, но для его реализации в бюджете Департамента должны быть заложены средства на НИР.

На рис.1. представлена модель развития государственной политики в сфере информационного взаимодействия с работниками и работодателями.

Рис.1: Предлагаемая модель развития государственной политики в сфере

информационного взаимодействия с работниками и работодателями по вопросам

и 7

нестандартных социально-трудовых отношений в регионе на основе мониторинга НФЗ

В представленной модели отражены направления информационного взаимодействия. Основной администратор мониторинга информации о распространенности и проблемах применения НФЗ - Департамент по труду и занятости населения Свердловской области. Аналитика Департамента должна применяться для совершенствования оказания информационных услуг в службах занятости населения, а так же предоставляться другим инфраструктурным организациям рынка труда с целью повышения эффективности информационного канала с потребителями государственных услуг.

7 Составлено на основании исследований автора © Н.В.Тонких 10

Заключение

Таким образом, контент-анализ сайта Департамента по труду и занятости населения Свердловской области выявил ряд недостатков:

- наличие много лишней информации, которая не интересна потребителю государственных услуг;

- информация в основном представлена в форме нормативно-правовых актов, которые плохо воспринимаются и понимаются гражданами;

- часть нужной и полезной информации находится в совсем неожиданных разделах.

- в основном отсутствует простая, понятная пошаговая инструкция по решению наиболее часто встречающихся проблем.

Считаем, что для повышения эффективности государственной политики в сфере занятости необходимо существенно переработать формат информационного взаимодействия с потребителями государственных услуг в сфере занятости.

Предлагаемая нами модель развития государственной политики в сфере информационного взаимодействия с работниками и работодателями призвана улучшить процесс регулирования занятости в регионе.

Литература

1. Синявская О. В. Неформальная занятость в современной России: измерение, масштабы, динамика [Текст] / О. В. Синявская. - М.: Поматур, 2005. - 56 с.

2. Гимпельсон В., Капелюшников Р. Нестандартная занятость и российский рынок труда [Текст] / В. Гимпельсон, Р. Капелюшников. - М.: ГУ ВШЭ, 2005. - 36 с.

3. Федорова A., Menshikova M., & Dvorakova Z. Токсичный человеческий фактор кризисных ситуаций в российских организациях// Материалы 7-х Международных Дней Статистики и Экономики. Прага: Melandrium, Чешская Республика. - 2013. - С.388-397.

4. Государственная служба занятости. // Услуги в электронном виде. [Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.szn-ural.ru/home/gosuslugi/gosuduslug/uslugivid.aspx.

5. Государственная служба занятости. // [Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.szn-ural.ru/.

6. Федеральная служба по труду и занятости РОСТРУД. [Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.rostrud.ru/rostrud/deyatelnost/?CAT_ID=4553.

7. Pavlov A. J. Batova V.N., Kovalyova N.N.Problems of state regulation of innovation policy in the Russian Federation and foreign countries (International journal of advanced and applied sciences). - Апрель 2016. - Т. - 3, Вып- 4, С.25-32.

© Н.В.Тонких 11

8. Provorova A.A., Gubina O.V., Smirennikova E.V. Methodological Tools for Assessing the Effectiveness of Implementation of the State Social and Economic Development Policy of Russia's Regions (Economic and social changes-facts trends forecast) - 2015. - Т. - 39, Вып. - 3, С.56-70.

9. Ermolin I. Communal Self-Regulation of «Informal» Economy: Evidences from Northern Dagestan in Russia (Ekonomicheskaya politika) - Февраль 2015. - Т. - 10, Вып. - 1, С.159-176.

10. Csaba L Regulation and public sector development: A post-transition perspective (Post-communist economies). - Июнь 2005. -Т. - 17, Вып. - 2, С. 137-152.

DEVELOPMENT OF THE STATE POLICY IN THE SPHERE REGULATIONS OF NON-STANDARD FORMS OF EMPLOYMENT 8

Abstract. The article presents the author's point of view on the issue of employment regulation in the region. A review of the information services' quality in the regional employment services is presented based on content analysis of open information sources posted on the Internet. Under "non-standard employment" is meant in this article the employment, which differs from the standard, the most common form, prescribed in the labor legislation. In the Russian Federation, the standard is considered a normal working week (no more than 40 hours), and also reduced working week established by the Labour Code for employees of a certain age, working conditions or a profession, for example, for teenagers is considered standard. Standard is considered to be in the state registration of employees with labor contracts; the workplace, tools and executives are in the territory of the employer. Relevance of improvement of information exchange of public service of employment with the population concerning possible forms of employment is locates in article.

Keywords: employment; non-standard employment; labor market; labor potential; employment regulation.

Natalia Tonkikh

Ph.D., Associate Professor in Ural State University of Economics Yekaterinburg, Russia

JEL Code: J21, J68, J88

8 Research is executed with financial support of RGNF within the scientific project No. 14-12-66003

redactor@ progress-human.com

References

1. Sinyavskaya O. V. Informal employment in modern Russia: measurement, scales, dynamics [Text] / O. V. Sinyavskaya. - M.: Pomatur, 2005. - 56 pages.

2. Gimpelson V., Kapelyushnikov River. Non-standard employment and Russian labor market [Text] / V. Gimpelson, R. Kapelyushnikov. - M.: GU HSE, 2005. - 36 pages.Ciburiene, J. (2009) Agriculture and Food Production: Employment Aspect. In 4th International Scientific Conference on Rural Development (pp. 39-43). Noreikiskes: Lithuanian Univ Agr Akad, Lithuania.

3. Fedorova A., Menshikova M., & Dvorakova Z. (2013). Toxic human factor of crisis situations within the Russian organizations. In 7th International Days of Statistics and Economics (pp. 388397). Prague: Melandrium, Czech Republic.

4. Public service of employment.//Services in electronic form. [Electronic resource. Access mode: http://www.szn-ural.ru/home/gosuslugi/gosuduslug/uslugivid.aspx.

5. Public service of employment.//[Electronic resource. Access mode: http://www.szn-ural.ru/.

6. Federal Service for Labour and Employment ROSTRUD. [Electronic resource. Access mode: http://www.rostrud.ru/rostrud/deyatelnost/? CAT_ID=4553.

7. Pavlov A. J. Batova V.N., Kovalyova N.N.Problems of state regulation of innovation policy in the Russian Federation and foreign countries (International journal of advanced and applied sciences). - Apr 2016. - Vol. - 3, ISS. - 4, pp.25-32.

8. Provorova A.A., Gubina O.V., Smirennikova E.V. Methodological Tools for Assessing the Effectiveness of Implementation of the State Social and Economic Development Policy of Russia's Regions (Economic and social changes-facts trends forecast) - 2015. - Vol. - 39, ISS. - 3, pp.5670.

9. Ermolin I. Communal Self-Regulation of «Informal» Economy: Evidences from Northern Dagestan in Russia (Ekonomicheskaya politika) - Feb 2015. - Vol. - 10, ISS. - 1, pp.159-176.

10. Csaba L Regulation and public sector development: A post-transition perspective (Post-communist economies). - Jun 2005. - Vol. - 17, ISS. - 2, pp. 137-152.

Contact

Natalia Tonkikh

Ural State University of Economics

62-455, 8th of March Str., 620219, Yekaterinburg, Russia

nvvorob1@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.