Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ СЕЛЬХОЗТОВАРОПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ'

РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ СЕЛЬХОЗТОВАРОПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
6
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕГРАЦИЯ ХОЗЯЙСТВУЮЩИХ СУБЪЕКТОВ / ИНВЕСТИЦИИ / ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ / СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гукежева Л.З., Закаева К.О.

Продолжающийся кризис в аграрной сфере актуализирует проблему государственного регулирования. В этой связи выделены основные проблемы, сложившиеся на протяжении более двух десятков лет и намечены основные направления позитивного развития агропромышленного производства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF THE STATE SUPPORT OF AGRICULTURAL PRODUCERS

The proceeding crisis in the agrarian sphere staticizes a problem of state regulation. In this regard the main problems which developed for more than two tens years and a nalichena the main directions of positive development of agro-industrial production are allocated.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ СЕЛЬХОЗТОВАРОПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ»

УДК 338.436.33

РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ СЕЛЬХОЗТОВАРОПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ

Гукежева Л. З., доктор экономических наук, профессор Закаева К. О., аспирант ФГБОУ ВПО «Кабардино-Балкарский государственный аграрный университет имени В. М. Кокова»

DEVELOPMENT OF THE STATE SUPPORT OF AGRICULTURAL PRODUCERS

Gukezheva L.Z., Doctor of Economics, Professor Zakayeva K.O., Postgraduate Student FSBEIHPE «Kabardino-Balkarian State Agrarian University named after V. M. Kokov»

Продолжающийся кризис в аграрной сфере актуализирует проблему государственного регулирования. В этой связи выделены основные проблемы, сложившиеся на протяжении более двух десятков лет и намечены основные направления позитивного развития агропромышленного производства.

Ключевые слова: интеграция хозяйствующих субъектов, инвестиции, ценообразование, социальная защита

Государственное регулирование в сельском хозяйстве - это система экономических рычагов и стимулов, с помощью которых государство участвует в рыночных процессах на правах субъекта рыночных отношений, обеспечивая при этом устойчивое развитие агропромышленного производства.

В решении продовольственной проблемы важное место занимают вопросы упорядочения производственных связей товаропроизводителей с предприятиями первой и второй сферы агропромышленного комплекса, налаживания между ними справедливых экономических отношений.

Экономические отношения сельскохозяйственных предприятий с одной стороны и в животноводческом сегменте промышленности, с другой - одно из наиболее узких мест данного подкомплекса. До перехода к рыночным отношениям животноводческий подкомплекс, как единая функционирующая структура, окончательно не был сформирован, интересы предприятий, занимающихся производством животноводческой продукции, ее переработкой и доведением до потребителей оставались разобщенными. Несовершенство закупочных цен и других рычагов в межотраслевой сфере концентрирует усилие отраслей на промежуточных результатах, обуславливает диспропорцию в развитии производства, переработки и, следовательно, в реализации продукции. С либерализа-

The proceeding crisis in the agrarian sphere staticizes a problem of state regulation. In this regard the main problems which developed for more than two tens years and a nalichena the main directions of positive development of agro-industrial production are allocated.

Key words: integration of economic entities, investments, pricing, social protection

цией цен произошло резкое ухудшение эквивалентного обмена между сельским хозяйством и промышленностью на основе углубления ценового диспаритета между ними. Наряду с этим, сложившаяся система закупочных, оптовых и розничных цен является крайне разбалансиро-ванной. Для нее характерны следующие негативные тенденции: опережение темпов роста цен на сельскохозяйственную продукцию, превышение роста прибыли в перерабатывающих отраслях в сравнении с сельским хозяйством, общее нарушение соотношения цен на продукцию растениеводства и животноводства.

На наш взгляд, основной причиной породившей негативные явления в отрасли - это отказ государства от всяческого вмешательства в происходящие изменения. Применительно к Северо-Кавказскому Федеральному округу, недостаточно учтенные факторы спровоцировавшие падение производства в сельском хозяйстве можно сформулировать следующим образом:

- изначальная попытка придания рынку статуса саморегулирующейся системы подвела аграрный сектор фактически к банкротству. В этих условиях, приписывать все беды, якобы, несостоятельности колхозно-совхозной форм хозяйствования, недостаточно обоснованы и убедительны;

- рынок провоцирует недоиспользование ресурсов, что порождает сокращение объемов производства, снижение занятости;

- рынок сужает сферу хозяйственной деятельности, развивая только те отрасли, которые на данный момент рентабельны;

- рынок не учитывает необходимость затрат на поддержание почвенного плодородия, экологической безопасности, совершенствование пород, т. е. долгосрочные вложения;

- рынку «безразличны» все услуги социального характера (образование, здравоохранение, наука, культура, спорт и т. д.).

Несовершенство системы ценообразования в продуктопроизводящем подкомплексе привело к тому, что сельскохозяйственные товаропроизводители вынуждены продавать продукцию переработчикам по ценам, которые значительно ниже себестоимости. Это спровоцировало резкий спад производства и снижению его эффективности - значительная часть прибавочного продукта, созданного в сельском хозяйстве, реализуется не по месту его производства, а перерабатывающей промышленностью и в торговле.

Такое положение в подкомплексе «заставило» некоторые хозяйства создавать у себя перерабатывающие цеха малой мощности и торговые точки. В свое время государство поддержало эту тенденцию, освободив от налогообложения доходы от переработки собственного производства. При этом производители начали достаточно гибко реализовывать продукцию. Создание на селе перерабатывающих цехов малой мощности явилось, в некоторой мере, положительным явлением, особенно для крепких хозяйств, поскольку это способствует созданию конкурирующей среды. В то же время необходимо учитывать, что основной объем переработки продукции в ближайшей перспективе будет выполняться на существующих крупных предприятиях. Создание цехов малой мощности по переработке в сельскохозяйственных предприятиях наносит определенный экономический ущерб в данной ситуации как сельскохозяйственным товаропроизводителям, так и перерабатывающим предприятиям. Первые не могут справиться с конкуренцией, последние теряют свои сырьевые зоны и не могут полностью использовать на это денежные средства, которые более эффективно можно было бы вложить в развитие сельскохозяйственного производства.

Вместе с тем, аграрный сектор экономики не только обеспечивает решение продовольственной проблемы, но представляет собой особый уклад жизни. С этих позиций становится очевидным целый ряд кризисных явлений: уменьшение численности сельского населения, резкое увеличение безработных, отсутствие в сельском хозяйстве возможностей для использования мо-

лодых кадров, самый низкий уровень оплаты труда из всех отраслей. В этих условиях поддержка функционирования сельских территорий приобретает поистине общегосударственное значение, становится важной функцией Правительства Российской Федерации, несущего ответственность за сохранение и развитие сельского уклада жизни десятков миллионов граждан. Речь идет о важнейшей геополитической проблеме, а также сохранении исторических, национальных и культурных ценностей, организации социального и экологического контроля.

Социально-экономическое развитие агропромышленного комплекса страны во многом зависит от возможности получения в нужное время предприятиями и организациями на доступных условиях кредитов. Особую потребность в ссудах испытывают мелкие и средние сельскохозяйственные товаропроизводители. В структуре кредитования реального сектора экономики на их долю приходится не более 10 % полученных ресурсов.

На юге РФ микрокредитованием занимаются кредитные кооперативы Ростовской и Астраханской областей, Краснодарского и Ставропольского краев. Существенные масштабы кредитная кооперация получила и в Волгоградской области. Опыт Краснодарской, Волгоградской областей, Краснодарского и Ставропольского краев показывает, что кредитная кооперация позволяет привлекать и использовать внутренние финансовые ресурсы, включая средства населения, чтобы кредитовать малый и средний бизнес, в том числе крестьянские (фермерские) хозяйства, предприятия агропромышленного комплекса. Перспективы развития сельской кредитной кооперации в Кабардино-Балкарской республике во многом будут зависеть от содействия в рамках программ субъектов Федерации по поддержке малого бизнеса. Развитие системы кредитования субъектов малого предпринимательства в республике необходимо осуществлять в рамках субсидирования части процентной ставки по кредитам, полученным в коммерческих банках сельскохозяйственными кредитными потребительскими кооперативами для предоставления займов членам кооператива. Одной из главных задач на данном этапе является проведение широкомасштабной модернизации в сельском хозяйстве, пищевой и перерабатывающей промышленности. Делаться это должно на основе частного капитала, но при поддержке государства. Крайне важно разработать меры целенаправленной и адресной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей, обеспечивающей рост производства по приоритет-

ным направлениям. Модернизация аграрного сектора предусматривает также создание государством образовательной инфраструктуры. Необходимо шире применять заочную форму бесплатного обучения, чтобы готовить высокопрофессиональные кадры, организовать структуры, осуществляющие консалтинг, мониторинг проблем села, проведение сельскохозяйственных ярмарок и выставок.

Основной целью государственной аграрной политики должно стать ускорение темпов роста сельскохозяйственного производства на основе усиления его конкурентоспособности и повышения привлекательности жизни на селе, это актуализируется также сложившейся политической ситуацией в мире.

Одновременно весьма важной является проблема государственной поддержки малого сельского предпринимательства. В проведении государственной политики в агропромышленном комплексе необходимо исходить из реально сложившейся многоукладности, которая исторически присуща российскому селу и является результатом проводимой аграрной реформы. Неправомерно противопоставлять крупные сельскохозяйственные предприятия крестьянским (фермерским) хозяйствам и домашним подворьям, гигантов пищевой и перерабатывающей промышленности - предприятиям малым и средним. Все они составляют единый пласт агропромышленного комплекса России и должны в одинаковой мере пользоваться вниманием властей, получать государственную поддержку.

Назрела насущная необходимость проведения такой аграрной политики, которая бы стимулировала приход в сельское хозяйство частных инвестиций. Задача государства не только и не столько выделять деньги, сколько создать такие правила игры, чтобы инвестор был заинтересован вкладывать в село. Другими словами, создать благоприятный инвестиционный и деловой климат. Необходимо действовать так, чтобы не создавать ни при каких обстоятельствах дефицита на рынке социально значимых продуктов питания и не допускать неоправданного роста цен.

Одним из краеугольных вопросов, определяющих перспективу развития аграрного сектора, является взаимоотношение отрасли с государством.

На наш взгляд, аграрный сектор в условиях развития свободных отношений в большей степени зависит от политики и роли государства в системе развития народного хозяйства. Это связано с тем, что государство как гарант консти-

туции, в первую очередь, обязано обеспечить продовольственную самодостаточность, безопасность и доступность продовольствия для своего народа. В условиях когда аграрный сектор является основным поставщиком продовольствия государство просто обязано найти взаимовыгодные отношения с сельхозтоваропроизводителями, которые должны, с одной стороны, обеспечить социальную защищенность населения, с другой, не доводить некорректной ценовой политикой до банкротства основных производителей продовольствия. При этом нельзя забывать и то, что сельскохозяйственное производство включает в себя и сельское население, которое нуждается не в меньшей степени, чем городское в опеке государства.

Таким образом, налицо сложная взаимосвязь между государством и сельхозтоваропроизводителями, которая требует взвешенного анализа и решения. Совершенно естественно, что в рамках всенарастающего диспаритета цен между продукцией АПК и необходимыми для его производства средствами (сельскохозяйственная техника, запчасти, удобрения, средства защиты и т. д.), отечественный аграрный сектор не может позитивно функционировать.

С другой стороны, упадок отрасли - это порождение армии безработных, ликвидация сельских населенных пунктов, неиспользование громадных территорий, частичная или полная потеря продовольственной безопасности со всеми вытекающими отсюда последствиями. Так или иначе, затягивание решения экономических взаимоотношений между государством и сельхозтоваропроизводителями всех форм собственности и хозяйствования усугубляет ситуацию на селе, делает многие, в частности, социальные проблемы необратимыми.

Систему государственного регулирования, которая включает в себя достаточно механизмов и приемов, необходимо использовать при определении экономических и хозяйственных связей, масштабов производства, формировании спроса и предложения, вопросов ценообразования, финансовой поддержки, регулировании налоговой системы, взаимоотношений с обслуживающими АПК отраслями.

Один перечень обслуживающих АПК отраслей насчитывает семь наименований с правом каждого диктовать свои условия свидетельствует о весьма сложных условиях, в которых приходится работать аграрникам.

Можно с полной ответственностью констатировать, что пока не будет подведена соответствующая правовая база, позволяющая сельхозтоваропроизводителю устанавливать цену,

обеспечивающую при нормативных затратах элементарно простое воспроизводство, вряд ли будут происходить существенные трансформации в АПК.

На наш взгляд, возможные варианты государственного регулирования следующие: дотация, либо компенсация затрат, исходя из диспаритета цен; льготное налогообложение; льготный лизинг; льготные ставки на ссуды, кредит; льготные отпускные цены на ГСМ, энергетику, тепло и др.; государственный заказ (закупка продукции по реальным ценам). Это далеко не полный перечень возможных путей государственного вмешательства.

Существуют и другие варианты возможного регулирования взаимоотношения между перечисленными отраслями.

Анализ ситуации и обобщение имеющихся теоретических трудов позволяют формулировать главные моменты государственного регулирования в сфере аграрного сектора:

- сохранение и поддержка почвенного плодородия и обеспечение экологической безопасности;

- учитывая социальную зависимость производимой АПК продукции, от правовой, бюджетной и налоговой политики - обеспечение паритета цен с обслуживающими отраслями;

- стимулирование экономического роста АПК, максимальное вовлечение в производство земельных, людских и др. ресурсов;

- социальная защита сельского населения.

Учет перечисленных составляющих будет,

несомненно, способствовать позитивным процессам в аграрно-промышленном комплексе.

Литература

1. Акаев А.О. О стратегии интегрированной модернизации экономики России до 2015 г.// Вопросы экономики. - №4. - 2012.

2. Малое и среднее предпринимательство: время кризиса и поисков (Государственное антикризисное управление) монография/ Андри-енко Е.П., Волковский В.Г., Орлов А.В. - М.: ООО НВП «ИНЭК», 2009.

3. Медведев Д.А. Продовольственная безопасность России. Заседание Совбеза. 4.12www./VIPERSOH.RU. 2009.

4. Павлова Г.П. Стране нужна новая аграрная политика. // Экономист. - №4. - 2004.

5. Семин А.П. Государственное регулирование и поддержка агропромышленного производ-ства//АПК: Экономика, управление. - №11. -2003.

УДК 332.05

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО МЕХАНИЗМА

В РЕГИОНАЛЬНОМ АПК

Гукежева Л. З., доктор экономических наук, профессор Закаева К. О., аспирант

ФГБОУ ВПО «Кабардино-Балкарский государственный аграрный университет имени В. М. Кокова»

IMPROVEMENT OF THE ORGANIZATIONAL AND ECONOMIC MECHANISM IN REGIONAL

AGRARIAN AND INDUSTRIAL COMPLEX

Gukezheva L. Z., Doctor of Economics , Professor Zakayeva K. O., Post- graduate Student

FSBEIHPE «Kabardino-Balkarian State Agrarian University named after V. M. Kokov»

Обоснованы основные направления совершенствования организационно-экономического механизма в региональном АПК. Сформулированы главные составляющие в деле решения земельной проблемы. Подчеркнута значимость крупных коллективных формирований в развитии рыночных процессов.

Ключевые слова: рынок, экономический механизм, рынок земли

The main directions of improvement of the organizational and economic mechanism in regional agrarian and industrial complex are proved. The main components in the solution of a land problem are formulated. The importance of large collective formations in development of market processes is emphasized.

Key words: market, economic mechanism, market of the earth.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.