Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ СФЕРОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА'

РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ СФЕРОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
69
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ / УРОВЕНЬ ЗДОРОВЬЯ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА / ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ФИНАНСИРОВАНИЕ СОРЕВНОВАНИЙ / PHYSICAL CULTURE AND SPORT / HEALTH LEVEL / STATE POLICY / STATE ADMINISTRATION / FINANCING OF COMPETITIONS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Кузнецова И.А., Лесных Е.В.

В статье рассмотрены основы государственного управления сферой физической культуры и спорта. Анализ состояния системы физической культуры и спорта в России показывает, что к настоящему времени в стране сформировались ее основы, но есть предпосылки для дальнейшего ее развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Кузнецова И.А., Лесных Е.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF PUBLIC ADMINISTRATION IN THE FIELD OF PHYSICAL CULTURE AND SPORTS

The article discusses the basics of state governance in the field of physical culture and sports. An analysis of the state of the system of physical culture and sports in Russia shows that by now the country has developed its foundations, but there are prerequisites for its further development.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ СФЕРОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА»

УДК 35 (352)

Кузнецова И.А. студент магистратуры ФГБОУ ВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ»

Липецкий филиал научный руководитель: Лесных. Е.В., к.ф.н.

доцент Россия

РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ СФЕРОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА

Аннотация: В статье рассмотрены основы государственного управления сферой физической культуры и спорта. Анализ состояния системы физической культуры и спорта в России показывает, что к настоящему времени в стране сформировались ее основы, но есть предпосылки для дальнейшего ее развития.

Ключевые слова: физическая культура и спорт, уровень здоровья, государственная политика, государственное управление, финансирование соревнований.

Kuznetsova I.A. undergraduate

Russia, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Lipetsk branch DEVELOPMENT OF PUBLIC ADMINISTRATION IN THE FIELD OF PHYSICAL CULTURE AND SPORTS

Annotation. The article discusses the basics of state governance in the field of physical culture and sports. An analysis of the state of the system of physical culture and sports in Russia shows that by now the country has developed its foundations, but there are prerequisites for its further development.

Keywords: physical culture and sport, health level, state policy, state administration, financing of competitions.

Актуальность темы исследования обуславливается особой значимостью института физической культуры и спорта. Физическая культура и спорт влияют на потенциал национального здоровья, что может позитивно сказываться на увеличение продолжительности жизни населения; улучшение производительности труда экономически активного населения, сокращение потерь рабочего времени по болезни; повышение эффективности профилактических медицинских мероприятий; сокращение затрат на медицинское обслуживание. Зарубежный опыт показывает, что физическая культура и спорт могут комплексно решать проблемы повышения уровня здоровья населения страны (ее регионов), тем самым, способствуя здоровому морально-психологическому климату в коллективах предприятий

(организаций) и в обществе в целом73.

В нашей стране наблюдается устойчивая тенденция повышения социальной роли физической культуры и спорта, которая проявляется в следующих функциях:

- усиление значимости государства в развитии физической культуры и спорта;

- применение физической культуры и спорта в качестве профилактики заболеваний и укреплении здоровья населения;

- увеличение долголетия населения;

- организация досуговой деятельности и предупреждение асоциального поведения молодежи;

- вовлечение в занятия физической культурой и спортом трудоспособного населения;

- использование физической культуры и спорта в социальной и физической адаптации инвалидов, детей сирот;

- повышение дохода от реализации услуг учреждений спортивной индустрии;

- усиление объема спортивного теле-, радиовещания и роли телевидения в развитии физической культуры и спорта;

- развитие физкультурно-оздоровительной и спортивной инфраструктуры с учетом интересов и потребностей населения.

Тем не менее, состояние здоровья большинства населения нашей страны продолжает оставаться наиболее тревожным фактором, требующим кардинальных решений. Следовательно, для подготовки обоснованных решений по совершенствованию принципов управления физической культурой и спортом на муниципальном уровне, необходимо провести анализ функционирования сложившейся на сегодня системы физической культуры и спорта в целом по России, ее регионах, а также в зарубежных странах. Физическая культура и массовый спорт являются той сферой, которая в значительной мере обеспечивает физическое здоровье всего населения. Поэтому муниципальную политику в области физической культуры и спорта можно рассматривать как весьма важную задачу.

В соответствии с Федеральным законом от 4 декабря 2007 года № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» (далее -Закон) физическая культура и спорт являются средствами профилактики заболеваний, укрепления здоровья, поддержания высокой работоспособности, воспитания патриотизма граждан, подготовки к защите Родины, развития и укрепления дружбы между народами. При этом Закон гарантирует права граждан РФ на равный доступ к занятиям физическими упражнениями и спортом.

Государственное управление развитием физической культурой и

73 Гремина Л.А. Управление деятельностью спортивной индустрии / Л.А. Гремина, Е.П. Гетман, С.С. Воеводина // Физическая культура, спорт - наука и практика. 2017. № 4. С. 60

спортом можно рассматривать как деятельность органов и учреждений всех ветвей государственной власти, которая направлена на определение целей развития, разработку и осуществление регулирующих, организующих и координирующих влияний на все сферы общества для удовлетворения потребностей граждан и достижение поставленных общественных целей развития.

В целях реализации новых социальных требований к системе физической культуры и спорта в России развивается комплекс мер по улучшению физкультурно-спортивной работы и формированию здорового образа жизни населения. Например, начиная с 2017 и по 2020 годы, в стране прошло и ещё планируется множество крупных международных спортивных соревнований: 2017 - Чемпионат мира по бобслею и скелетону 2017 (в Сочи), 2017- Кубок конфедераций по футболу, 2018 - Чемпионат мира по футболу и 2019 - Зимняя Универсиада (в Красноярске).

Состояние физической культуры и спорта напрямую зависит от эффективности используемой организационно-экономической системы, в том числе принятой стратегии развития финансирования, формирования положительного имиджа спортивных сооружений, маркетинга спортивных услуг.

Необходимо также улучшить управление специальными социальными проектами в сфере спортивных услуг, планирование спортивных мероприятий в соответствии с требованиями ивент-менеджмента. Событийный, или event-менеджмент направлен на продвижение услуг, продуктов, компаний, мероприятий или бренда. Event-менеджмент - это управление организацией мероприятий (событий), представляющий собой современный инструмент по поиску необходимых ресурсов, информационному обеспечению, организации спортивных зрелищ, предоставлению комплекса основных и дополнительных услуг, достижению согласованного взаимодействия между спортсменами, тренерами и обслуживающим персоналом, организация зрительных потоков и обеспечение их безопасности и т.п. 74

Полагается, дальнейшее развитие сферы спорта может осуществляться двумя путями:

- инерционный, при котором темпы роста экстраполируются на предстоящий период, соответственно выделяются ресурсы, а повышение доступности спортивных услуг идет «вдогонку» развитым странам;

- инновационный, формирующийся на основе целевых показателей и необходимых для их достижения ресурсов, совместными усилиями государства, граждан и бизнеса.

Почти во всех странах мира созданы и действуют общенациональные движения по оздоровлению граждан с целью активного включения

74 Зубарев Ю.А. Управление физической культурой и спортом / Ю.А. Зубарев, А.Н. Попов, В.В. Новокрещенов, В.Ю. Карпов // Менеджмент и маркетинг в олимпийском движении: актуальные проблемы и пути совершенствования. Материалы международной научно-практической конференции. 2015. С. 38.

физической культуры и спорта в их образ жизни, и возглавляют эти движения первые лица страны (Президент, Глава Правительства). Кроме того, за рубежом, за развитие спорта в городах, помимо муниципальных органов власти, ответственны коммуны, общины, вырабатывающие и осуществляющие совместно с действующими спортивными организациями муниципальную и коммунальную спортивную политику.

В нашей стране по этому вопросу есть целый ряд проблем, это:

- ошибочные приоритеты в регионах страны на уровне департаментов (отделов) спорта, когда определяющий показатель заключается не в приобщении населения к массовому физкультурно-спортивному движению, а в подготовке спортсменов высокого класса, их выступления на чемпионатах различных уровней;

- нарушения в пропорции средств районного (местного) бюджета на развитие спорта для всего населения и для высших достижений;

- бесконтрольный расход финансов на проведение соревнований и одновременный дефицит средств бюджета на развитие материально -технической базы для отрасли физической культуры и спорта 75.

Тогда как на современном этапе особое значение в системе управления физической культурой и спортом отводится более тесному взаимодействию органов здравоохранения, образования, труда, обороны, внутренних дел и других заинтересованных министерств и ведомств. При этом, между ними должны быть четко распределены и согласованы компетенция и полномочия, функции и ответственность, как на федеральном уровне, так и на уровне регионов России, в том числе в муниципалитетах.

Целесообразно усиление роли федеральных округов в организации и проведении физкультурно-спортивной работы, осуществлении координации с регионами, что позволило бы усовершенствовать вертикальные связи федерального центра с федеральными округами РФ. В такой модели ответственность общественных физкультурных организаций за развитие видов спорта и привлечение максимального количества людей к занятиям физической культурой и спортом будет выше.

Общественным организациям рекомендуется больше привлекать волонтеров и больше внебюджетных средств для развития физкультурно-спортивной инфраструктуры. Как это действует почти во всех зарубежных странах, в качестве внебюджетных источников средств целесообразно привлекать отчисления от лотерей, тотализаторов, прав телетрансляций и т.д.

Использованные источники:

1. О физической культуре и спорте в Российской Федерации: Федеральный закон от 04.12.2007 № Э29-ФЗ (ред. от 27.12.2018)// Собрание законодательства РФ. 10.12.2007, № 50. Ст. 6242

2. О федеральной целевой программе «Развитие физической культуры и

75 Зиядуллаев К.Ш. Обеспечение адекватности финансового механизма в управлении физической культурой и спортом/ Зиядуллаев К.Ш., Абдиев Н.А., Курбанбаев И.Р. // Актуальные проблемы гуманитарных и социально-экономических наук. 2017. Т. 11. № 5. С. 83

спорта в Российской Федерации на 2016 - 2020 годы»: Постановление Правительства РФ от 21.01.2015 № 30 (ред. от 25.07.2018) // Собрание законодательства РФ, 02.02.2015, № 5. Ст. 810.

3. Гремина Л.А. Управление деятельностью спортивной индустрии / Л.А. Гремина, Е.П. Гетман, С.С. Воеводина // Физическая культура, спорт - наука и практика. 2017. № 4. С. 58-61.

4. Зиядуллаев К.Ш. Обеспечение адекватности финансового механизма в управлении физической культурой и спортом/ Зиядуллаев К.Ш., Абдиев Н.А., Курбанбаев И.Р. // Актуальные проблемы гуманитарных и социально -экономических наук. 2017. Т. 11. № 5. С. 82-84.

5. Зубарев Ю.А. Управление физической культурой и спортом / Ю.А. Зубарев, А.Н. Попов, В.В. Новокрещенов, В.Ю. Карпов // Менеджмент и маркетинг в олимпийском движении: актуальные проблемы и пути совершенствования. Материалы международной научно-практической конференции. 2015. С. 33-45.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.