Научная статья на тему 'Развитие государственно-частного партнерства как формы финансирования инновационных инфраструктурных проектов'

Развитие государственно-частного партнерства как формы финансирования инновационных инфраструктурных проектов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
116
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ульянова О.Ю., Никифорова М.Е.

Arationale is presented for the role of public-private partnership in implementing Innovative Infrastructure projects. It is demonstrated that the performance of such projects Is determined not only by financial and economic factors, but also by the degree of businessmen»s trust in the State, and the level of institutional development.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of public private partnership as an arrangement for funding innovative infrastructure projects

Arationale is presented for the role of public-private partnership in implementing Innovative Infrastructure projects. It is demonstrated that the performance of such projects Is determined not only by financial and economic factors, but also by the degree of businessmen»s trust in the State, and the level of institutional development.

Текст научной работы на тему «Развитие государственно-частного партнерства как формы финансирования инновационных инфраструктурных проектов»

Ульянова О.Ю.

канд. экон. наук, доцент, докторант Никифорова М.Е.

аспирант, ассистент,

кафедра экономической теории Волгоградского государственного архитектурно-строительного университета

не забывая ближнего...

развитие государственно-частного партнерства

как формы финансирования инновационных инфраструктурных проектов

Одной из важных задач инновационного развития регионов является переход к более гибкой форме стратегического партнерства между государством и бизнесом. Это необходимо для определения актуальных целей, распределения обязанностей в процессе их реализации и оценки текущих результатов. При этом реформирование экономических институтов должно способствовать налаживанию эффективного сотрудничества государства и бизнеса.

Проекты государственно-частного партнерства (ГЧП) -это особый вид сотрудничества государственного и частного секторов с целью реа-

формы сотрудничества бизнеса и государства могут быть различными -от контрактов на выполнение работ по государственному заказу до концессий

лизации долгосрочных инвес-тиционно-инновационнных инфраструктурных проектов. В таких проектах частный сектор берет на себя обязательства по разработке, строительству, финансированию и обслуживанию объектов социальной инфраструктуры в соответствии с параметрами и стандартами, установленными государством. Формула ГЧП в России складывается по модели «государство идет за бизнесом», тогда как ГЧП в традиционном понимании представлено как «бизнес идет за государством», то есть государство привлекает частные средства в инфраструктуру.

российское предпринимательство, 2007, № 9 (1)

ои

ГЧП в сфере социальной инфраструктуры получило широкое распространение в мировой практике (Франция, Китай, Великобритания и др.). На долю отраслей производственной и социальной инфраструктуры, находящейся под контролем государства, которая и является объектом ГЧП, приходится до 30% валового внутреннего продукта развитых стран. Реализация инновационных проектов может осуществляться в таких сферах социальной инфраструктуры, как образование, жилищно-коммунальное хозяйство, жилищное строительство, здравоохранение, культура, рекреационно-туристический комплекс. Стратегически перспективной сферой функционирования механизма ГЧП представлено инновационное жилищное строительство (в частности организация экологического домостроения), которое является приоритетом в ряду элементов социальной инфраструктуры страны. Инвестиции в инновационное жилищное строительство обеспечивают достижение мультипликативного и резонансного эффектов в развитии сопряженных с ним элементов социальной инфраструктуры. Формы сотрудничества бизнеса и государства могут быть различными - от контрактов на выполнение работ по государственному заказу до концессий. В российских регионах уже началась работа по созданию условий для развития государственно-частного партнерства, осуществляется ряд проектов на муниципальном, региональном, а также на феде-

ральном уровне (реализация крупномасштабных проектов на основе концессий, финансируемых из Инвестиционного фонда, создание особых экономических зон, технопарков и др.). Так, например, Инвестиционный фонд из всех инструментов ГЧП является предметом наивысшей заинтересованности бизнеса. ГЧП позволяет привлечь бизнес в финансирование региональных инфраструктурных проектов, использовать управленческие навыки и опыт частного сектора для повышения качества предоставляемых социальных услуг и увеличения эффективности объектов региональной социальной инфраструктуры. На основе взаимодействия государство и

проекты государственно-частного партнерства (ГЧП) - это особый вид сотрудничества государственного и частного секторов с целью реализации долгосрочных инвестиционно-инновационнных инфраструктурных проектов

государственное управление

О

частный бизнес могут совместно определять сферы потенциального сотрудничества по производству благ. Если государство частично (30-50%) финансирует инвестиционные проекты, то оно становится совладельцем нового предприятия. Эффект финансового рычага приведет к снижению рисков и повышению кредитоспособности таких проектов. После завершения процесса становления предприятия и налаживания выпуска продукции государство продает свою долю частным инвесторам. Реализация инфраструктурных проектов является сложной задачей, успех которой помимо наличия соответствующей нор-

стратегически перспективным финансированием инновационной деятельности социально-значимых проектов являются средства «сети бизнес-ангелов». «Бизнес-ангелы» - это частные инвесторы, которые рискуют своим капиталом, чтобы довести идею до воплощения

мативно-правовой базы зависит от правильной оценки экономической обоснованности проектов, в значительной степени от их научного структурирования и координации работы экономических субъектов. Развитие ГЧП в России сдерживают следующие факторы: отсутствие концепции повышения эффективности государственной собственности; неразработанная правовая основа для функционирования механизмов ГЧП (в частности, концессионного); неразвитость инновационного кадрового потенциала; слабость банковской системы, не обеспечивающая ГЧП достаточными кредитными ресурсами. Однако, как показывает историко-эконо-мический опыт, основная проблема современного российского ГЧП - это в первую очередь проблема доверия бизнеса к институтам государственной власти (по терминологии В.Е. Дементьева, институциональное доверие), которая возникла в результате существования «размытости» прав собственности, коррупции, административных барьеров и др.

В рамках ГЧП эффективным является создание совместных венчурных фондов, необходимых для финансирования и реализации инновационных инфраструктурных проектов. Следует отметить, что венчурная индустрия в России слабо развита, действует более 40 финансовых институтов, осуществляющих прямые и венчурные инвестиции. Согласно экспертным оценкам, общий объем венчурных инвестиций

^российское предпринимательство, 2007, № 9 (1)

в 1994-2005 гг. составил всего около 2,5 млрд. долл., при этом около 35 % приходится на Северо-запад.

Стратегически перспективным финансированием инновационной деятельности социально-значимых проектов являются средства «сети бизнес-ангелов». «Бизнес-ангелы» - это частные инвесторы, которые рискуют своим капиталом, чтобы довести идею до воплощения. Они берут на себя функции доведения проекта от идеи до привлекательного инвестиционного наполнения, а также функции управления на начальном этапе существования венчурной компании (фонда) за долю в ней.

В России движение «бизнес-ангелов» только зарождается, в то время как в США они осуществляют более 8 % инвестиций на начальной стадии. Как прави-

в современных российских условиях эффективность инфраструктурных проектов определяется не только финансово-экономическими, но и институциональными факторами

венчурная индустрия в России слабо развита,

действует более 40 финансовых институтов, осуществляющих прямые и венчурные инвестиции

ло, за привлечение инвестора и финансирование проекта «бизнес-ангелы» берут 4-5% от суммы инвестиций.

Часто утверждается, что венчурные разработки в России поддерживают западные фонды с общим объемом средств примерно 4 млрд. долларов. Однако лишь крайне незначительная часть этих средств достается российским инноваторам. В условиях повышенного риска большинство российских венчурных фондов готовы инвестировать в компании, находящиеся на стадии расширения производства и стадии развитого производства. В России уже созданы национальные сети «бизнес-ангелов»: «Частный капитал» в Ростовской области; Московская сеть «бизнес-ангелов»; ассоциации «бизнес-ангелов» «Стартовые инвестиции». Так, национальная сеть «бизнес-ангелов» в Ростовской области объединяет около 120 бизнес-ангелов, каждый в среднем готов инвестировать около одного миллиона долларов, в том числе в объекты социальной инфраструктуры. Эффективность финансирования «бизнес-анге-

государственное управление

оз

лами» зависит от экономической и инновационной культуры предпринимателей, их доходов и институциональной среды в регионах.

Таким образом, в современных российских условиях эффективность инфраструктурных проектов определяется не только финансово-экономическими, но и институциональными факторами, а именно: степенью доверия бизнеса к институтам государственной власти и уровнем развития институциональной среды.

Литература

1. Движение регионов России к инновационной экономике / Под ред. А.Г. Гранберга, С.Д. Валентея; Институт экономики РАН. - М.: Наука, 2006. - 402 с.

2. Варшавский А.Е. Проблемы и показатели развития инноваци-

онных систем / Глава 9. «Инновационный путь развития для новой России» / Отв. редактор В.П. Горе-гляд. - М.: Наука, 2005. - С. 67-70.

3. Дементьев В.Е. «Догоняющая постиндустриализация» и промышленная политика. Препринт # WP/2006/199. - М.: ЦЭМИ РАН, 2006. - 83 с. - С. 39.

4. Дементьев В.Е. «Догоняющая постиндустриализация» и промышленная политика. Препринт # WP/2006/199. М.: ЦЭМИ РАН, 2006. - 83 с. - С. 39.

5. Столяров Б. РРР: перевод на русский / Б. Столяров, А. Шмаров // Эксперт. 2006. - № 48.- С. 3439.

6. Рагимова С. Только крыльев не хватает...// Компания. 2007. № 3 (448). - С. 34-37.

O.Yu. Ulyanova

Candidate of Economic Sciences, Docent, Doctoral Student of Department of Economic Theory, Volgograd State University of Architecture M.Ye. Nikiforova

Postgraduate Student, Assistant Lecturer at Department of Economic Theory, Volgograd State University of Architecture

Development of public private partnership as an arrangement for funding innovative infrastructure projects

A rationale is presented for the role of public-private partnership in implementing innovative infrastructure projects. It is demonstrated that the performance of such projects is determined not only by financial and economic factors, but also by the degree of businessmen»s trust in the State, and the level of institutional development.

боссийское предпринимательство, 2007, № 9 (1)

4

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.