Научная статья на тему 'Государственно-частное партнерство: перспективы развития в регионах'

Государственно-частное партнерство: перспективы развития в регионах Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
94
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
π-Economy
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО / ИНВЕСТИЦИИ / ФИНАНСИРОВАНИЕ / ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ПРОЕКТ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Григорьева Жанна Евгеньевна

Рассмотрены проблемы финансирования крупных социально значимых инфраструктурных проектов. В целях финансирования таких проектов предложено использование механизмов государственно-частного партнерства. Выявлены негативные факторы, сдерживающие процесс внедрения партнерства в регионах, предложены пути их устранения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The problems oflarge socially significant infrastructure projects financing has been reviewed. The state-private partnership tool was offered to dispose in order to finance such projects. Some negative factors which slow down the process ofregion partnership implementing are determined and the ways oftheir elimination are submitted.

Текст научной работы на тему «Государственно-частное партнерство: перспективы развития в регионах»

Григорьева Ж.Е.

государственно-частное партнерство: перспективы развития в регионах

В последние годы во всем мире происходят значительные институциональные изменения в отраслях, которые раньше всегда находились в государственной собственности и государственном управлении: электроэнергетике, транспортной сфере, жилищно-коммунальном хозяйстве и др. Правительства передают во временное долго- и среднесрочное пользование бизнесу объекты этих отраслей, оставляя за собой право регулирования и контроля за их деятельностью.

Вопросы бюджетного финансирования, создания и последующего обслуживания социально значимых инфраструктурных проектов, в настоящее время приобретают все большую актуальность. Комплекс отраслей производственной инфраструктуры является наиболее уязвимым местом российской экономики. Важнейшими причинами такой ситуации являются:

- недостаток бюджетных средств для обеспечения расширенного воспроизводства в отраслях инфраструктуры;

- институциональная неготовность собственника (государства и муниципальных образований) к передаче определенных прав на инфраструктуру бизнесу);

- высокие риски инвестирования в капиталоемкие объекты при отсутствии гарантий государства.

Основываясь на международной практике, можно говорить о том, что при ограниченности собственных инвестиционных ресурсов в качестве главных источников расширения базы финансирования инфраструктурных проектов может быть использовано:

• выделение дополнительных бюджетных ассигнований;

• введение дополнительных целевых налогов и сборов, в частности для пользователей услуг транспортной инфраструктуры;

• привлечение заемных средств под гарантии Правительства РФ;

• привлечение внебюджетных инвестиций с использованием механизмов государственно-частного партнерства.

Комплексное сочетание всех механизмов финансирования наиболее оптимально. Однако

особое внимание из вышеперечисленного следует уделить государственно-частному партнерству - важнейшему и наиболее универсальному механизму государственной инвестиционной политики, применение которого в России с каждым годом расширяется.

Партнерство государства и бизнеса можно рассматривать как "сложение" ресурсов сторон, создающее основу для реализации приоритетов социально-экономического развития и соответствующих проектов. Каждая из сторон вносит в выполнение таких проектов свой вклад, причем речь идет не столько о суммировании их финансовых ресурсов на условиях "софинансирования", сколько о "синергетическом" задействовании их уникальных потенциалов. Государство, кроме очевидного снижения нагрузки на бюджет, как правило, обретает эффективную систему управления приоритетными проектами, а тем самым - и развитием экономики и социальной сферы в целом; бизнес - набор гарантий и преференций. В конечном же счете выигрывает общество как "совокупный потребитель" создаваемых более качественных материальных и нематериальных благ.

С учетом отмеченных моментов наиболее существенное содержание партнерства логично определить как совместное участие в удовлетворении потребностей общества на основе долговременного объединения материальных и нематериальных ресурсов при разделении полномочий, ответственности (в том числе социальной) и рисков. Причем в широком смысле государственно-частное партнерство есть условие и обязательный признак социально ориентированной рыночной экономики, а в узком - институционально оформленные отношения государства с предпринимательскими структурами. Можно сказать, что государственно-частное партнерство - это институциональный и организационный альянс между государством и бизнесом в целях реализации общественно значимых проектов и программ в широком спектре отраслей промышленности и инновационной сфере. В строгом смысле государственно-частное партнерство институционально преобразует сфер деятельности, традиционно относящиеся

к ведению государства. Области применения государственно-частного партнерства разнообразны - от совместной выработки стратегических направлений развития экономики федерального округа или отдельного региона (формирование промышленной политики и т. д.), до реализации конкретных инвестиционных проектов.

В мировой практике сложилось множество разнообразных моделей, форм, типов и конкретных вариантов реализации партнерских отношений между государством и бизнесом. Принятые классификации государственно-частного партнерства выделяют обычно следующие формы:

1. Контракты как административный договор, заключаемый между государством (органом местного самоуправления) и частной компанией на осуществление определенных общественно необходимых и полезных видов деятельности.

2. Аренда в ее традиционной форме и в форме лизинга.

3. Концессия (концессионное соглашение) -форма отношений между государством и частным партнером, особенность которой заключается в том, что государство (муниципальное образование) в рамках партнерских отношений остается полноправным собственником имущества и при этом уполномочивает частного партнера выполнять в течение определенного срока оговариваемые в заключаемом между сторонами соглашении функции, и наделяет его с этой целью соответствующими полномочиями.

4. Соглашения о разделе продукции. Эта форма партнерских отношений между государством и частным бизнесом частично напоминает концессию, но все же отлична от нее. Если в концессиях концессионеру на правах собственности принадлежит вся выпущенная по соглашению продукция, то в соглашениях о разделе продукции партнеру принадлежит только ее часть. Раздел продукции между государством и инвестором, его условия и порядок определяются в соглашении.

5. Совместные предприятия. Существенной особенностью совместных предприятий любого типа является то, что государство постоянно участвует в текущей производственной, административно-хозяйственной и инвестиционной деятельности. Самостоятельность и свобода решений здесь гораздо уже, чем, например, в концессиях.

В качестве конкретных механизмов участия государства в проектах государственно-частного партнерства при этом можно назвать следующие: Инвестиционный фонд Российской Федерации, концессионные соглашения, особые экономичес-

кие зоны, банк развития, технопарки, венчурные фонды.

Инвестиционный фонд Российской Федерации - один из важнейших инструментов реализации масштабных инвестиционных проектов, имеющих общегосударственное значение и осуществляемых на условиях государственно-частного партнерства.

Государственная поддержка из Фонда может предоставляться в формах:

• софинансирования на договорных условиях инвестиционных проектов с оформлением прав собственности Российской Федерации;

• направления средств в уставные капиталы юридических лиц;

• предоставления государственных гарантий Российской Федерации под инвестиционные проекты.

Предоставление поддержки в виде софинан-сирования на договорных условиях пользуется наибольшей востребованностью среди инициаторов инвестиционных проектов. По подавляющему большинству одобренных инвестиционных проектов государственные вложения направляются на создание объектов федеральной инфраструктуры, стимулируя при этом экономическое развитие региона в целом.

По состоянию на 01 июня 2008 года Правительством Российской Федерации утверждено 20 инфраструктурных проектов Инвестиционного фонда [1], среди которых: "Комплексное развитие Нижнего Приангарья" в Красноярском крае, "Создание транспортной инфраструктуры для освоения минерально-сырьевых ресурсов юго-востока Читинской области", "Комплексная программа строительства и реконструкции объектов водоснабжения и водоотведения г. Ростов-на-Дону и юга-запада Ростовской области", "Строительство железнодорожной линии Кызыл-Курагино в увязке с освоением минерально-сырьевой базы Республики Тыва", "Строительство и последующая эксплуатация Многопрофильного перегрузочного комплекса "Юг-2 в Морском порту Усть-Луга" [2].

С начала 2006 г. вступил в силу Федеральный закон "О концессионных соглашениях". С точки зрения повышения эффективности бюджетных расходов бесспорным преимуществом концессионной схемы реализации инвестиционных проектов является то, что привлекаемые средства частных инвесторов в полном объеме направляются на улучшение и/или создание государственного имущества. Как показывает мировой опыт

концессионного взаимодействия, концессионер, вкладывая собственные средства в объекты инфраструктуры, стремится и действительно обеспечивает максимальную эффективность на всех стадиях реализации проектов как на инвестиционной, так и на операционной. В настоящее время концессионные соглашения достаточно активно используются в ЖКХ, при строительстве и реконструкции инфраструктурных объектов и т. д. Одним из крупных инвестиционных проектов, реализуемых по концессионной схеме, является строительство скоростной автомагистрали "Западный скоростной диаметр" в г. Санкт-Петербурге.

Особая экономическая зона как экономическая система с особым режимом предпринимательской деятельности, создается в целях развития обрабатывающих отраслей экономики, высокотехнологичных отраслей, производства новых видов продукции и развития транспортной инфраструктуры. По своему характеру выбор расположения особой экономической зоны определяется конкурентными преимуществами регионов, на территории которых они создаются. В настоящее время в соответствии с федеральным законом от 22 июля 2005 г. № 116-ФЗ "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" на территории Российской Федерации создаются особые экономические зоны четырех типов: технико-внедренческие, промышленно-производственные и туристско-рекреационные и портовые особые экономические зоны.

По результатам конкурсов, состоявшихся в 2005-2006 годах, Правительство Российской Федерации приняло решение о создании: четырех технико-внедренческих особых экономических зон (г. Санкт-Петербург, г. Москва, Московская область (г. Дубна), Томская область (г. Томск); двух промышленно-производственных особых экономических зон (Липецкая область (г. Липецк), Татарстан (г. Елабуга); семи туристско-рекреа-ционных особых экономических зон (Иркутская и Калининградская области, Ставропольский, Краснодарский и Алтайский края, Республики Алтай и Бурятия) [3].

Кроме того, на территории Российской Федерации функционируют особые экономические зоны, где особый режим предпринимательской деятельности распространяется на всю территорию региона. В соответствии с российским законодательством такими особыми экономическими зонами признаны Калининградская и Магаданская области. Рядом субъектов Российской Федерации (например, Липецкой областью) также создаются особые экономические зоны

"регионального уровня", представляющие обособленный комплекс на территории субъекта Российской Федерации, в пределах которого создаются благоприятные условия для ведения предпринимательской деятельности, с предоставлением участникам административных и налоговых преференций в рамках региональных мандатов.

Федеральный закон "О Банке развития" подписан Президентом Российской Федерации в мае 2007 г. Закон предусматривает создание госкорпорации на базе Внешэкономбанка, а также капиталов Российского банка развития и Российского экспортно-импортного банка. Спектр деятельности Банка развития чрезвычайно обширен: кредитование и инвестирование инфраструктурных проектов, страхование экспортных кредитов, участие в финансовой и гарантийной поддержке экспорта.

В соответствии с государственной программой "Создание в Российской Федерации технопарков в сфере высоких технологий" [4] осуществляется подготовка инфраструктуры для строительства технопарков в семи пилотных регионах Российской Федерации: в Республике Татарстан, в Московской, Новосибирской, Нижегородской, Калужской и Тюменской областях и в г. Санкт-Петербург. Технопарки создаются в сфере высоких технологий, био- и медицинских технологий, приборостроении, машиностроении, электронной техники, новых материалов.

Для реализации в России венчурных инструментов была выбрана модель создания государственного фонда венчурных фондов - "Российской венчурной компании", которая предполагает существование трехуровневой структуры взаимодействия государства, частных управляющих компаний и непосредственно разработчиков технологий. На Российскую венчурную компанию возложены две основные функции: отбор лучших венчурных управляющих компаний на конкурсной основе и приобретение паев венчурных фондов, создаваемых этими компаниями.

Хотя в России в настоящее время и стали возникать различные формы государственно-частного партнерства, его развитие тормозится отсутствием полноценной предпринимательской среды, что выражается в неразвитости конкурентных механизмов, недостаточности инфраструктурного обеспечения бизнес-деятельности, высоких кредитных ставках, несовершенстве налогообложения, бюрократизации работы властно-управленческих структур всех уровней и т. п. В связи

с этим требуются надежное правообеспечение рассматриваемого партнерства в плане доступа к участию в нем разнотипных предприятий (в том числе средних и малых), соответствующие правовые гарантии; необходим пакет законодательных актов об отношениях в рамках этого партнерства, обеспечивающих бизнесу благоприятные условия для вложения его инвестиционных средств в государственные проекты.

Все проводимые мероприятия должны быть поставлены в контекст решения задачи разработки и практического воплощения целостной концепции развития государственно-частного партнерства.

По нашему мнению, для дальнейшего развития форм ГЧП на региональном уровне необходимо:

- выработать стратегию с применением схем государственно-частного партнерства в соответствующих отраслях;

- разработать нормативно-правовую базу, регламентирующую ГЧП, обеспечить ее эффективное функционирование;

- разработать схему мониторинга проектов, реализуемых с применением механизма ГЧП;

СПИСОК Л

1. Полякова И.Н. Место под солнцем. // Транспорт России. 2008. № 38.

2. http://www.rosoez.ru/invest_fund/invest_projects.

3. http://www.rosoez.ru.

4. Государственная программа "Создание в Рос-

- установить единые правила взаимодействия государства и частного бизнеса при выполнении совместных проектов;

- четко описать условия перехода объектов инвестирования в частную либо в государственную собственность по истечении срока действия договора о совместной деятельности.

Следует также отметить, что к настоящему времени единый закон о государственно-частном партнерстве так и не разработан. Сегодня каждый из нормативных правовых актов, принимаемых по данной тематике, регулирует правоотношения в узкой сфере отношений, касающихся партнерства государства и бизнеса. С целью создания согласованной системы права, единого правового режима в различных сферах отношений ГЧП, целесообразно принять на федеральном уровне комплексный закон о государственно-частном партнерстве, закрепляющий понятие данного термина и охватывающий все его направления и механизмы.

Вне всякого сомнения, частно-государственное партнерство должно стать эффективным способом взаимодействия и использования потенциала бизнеса и государства.

сийской Федерации технопарков в сфере высоких технологий": Распоряжение Правительства РФ от 10 марта 2006 г. № 328-р // Собрание законодательства Российской Федерации от 13 марта 2006 г. № 11 ст. 1226.

Гурнович Т.Г., Зайцева И.В., Торопцев Е.Л.

Анализ и оценка параметрической устойчивости регионального рынка труда1

Социально-экономические процессы современной рыночной экономики имеют как общие основы, так и региональные особенности. Данный факт свидетельствует о наличии региональных различий в социально-трудовых отношениях, поэтому о региональных рынках труда можно говорить как о самостоятельных объектах.

"Рынок труда - это система общественных (точнее, социально-экономических - прим. авт.)

отношений по поводу спроса и предложения рабочей силы на региональном и народно-хозяйственном уровнях" [1]. В приведенном определении отражается территориальный аспект рынка труда, позволяющий в качестве уровня исследования рассматривать регион.

Авторы работы [2] считают региональный рынок труда элементом народно-хозяйственного рынка, отличающийся определенной степенью

1 Работа выполнена при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда (проект 08-02-00245а).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.