Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ГИБКОСТИ У ЗАНИМАЮЩИХСЯ АЭРОЙОГОЙ'

РАЗВИТИЕ ГИБКОСТИ У ЗАНИМАЮЩИХСЯ АЭРОЙОГОЙ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
131
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АЭРОЙОГА / ГИБКОСТЬ / ДВИГАТЕЛЬНЫЕ ДЕЙСТВИЯ / ФИТНЕС / АМПЛИТУДА ДВИЖЕНИЙ / ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Валкина Н.В., Ключникова С.Н., Панова Е.О.

Цель исследования - развитие гибкости у занимающихся аэройогой с помощью применения специального спортивного гамака. Методика и организация исследования. Был проведен педагогический эксперимент, в котором приняли участие 50 девушек 18-20 лет, занимающихся аэройогой в фитнес-клубе «Эльрэль» г. Ульяновска. Были организованы контрольная и экспериментальная группы по 25 человек в каждой. В контрольной группе занятия проводились по методике развития гибкости в соответствии с программой фитнес-клуба «Эльрэль», а в экспериментальной группе - с применением специального подвесного спортивного гамака. Результаты исследования и выводы. Выявленные до педагогического эксперимента показатели гибкости занимающихся обеих исследуемых групп не имели существенных различий (p>0,05). Проведенное через шесть месяцев повторное тестирование позволило выявить улучшение показателей развития гибкости в экспериментальной группе: в тесте «Наклон с тумбы» прирост составил - 48,39%, в тесте «Наклон вправо (влево)» прирост - 36,36%, в тесте «Наклон головы вправо (влево)» прирост - 45,46%, в тесте «Мост» прирост - 42,42%, в тесте «Продольный шпагат» прирост - 39,39%, в тесте «Выкрут гимнастической палки» прирост - 45,46% (p<0,05).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Валкина Н.В., Ключникова С.Н., Панова Е.О.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF FLEXIBILITY IN AERIAL YOGA PRACTITIONERS

Objective of the study was to develop flexibility in aerial yoga practitioners using a special sports hammock. Methods and structure of the study. A pedagogical experiment was conducted, in which 50 girls aged 18-20 took part, doing aerial yoga in the “Elrel” fitness club in Ulyanovsk. Were organized control and experimental groups of 25 people each. In the control group, classes were conducted according to the methodology of developing flexibility in accordance with the program of the “Elrel” fitness club, and in the experimental group - using a special suspended sports hammock. Results and conclusions. The indicators of flexibility of the students of both studied groups revealed before the pedagogical experiment did not have significant differences (p>0.05). Repeated testing carried out six months later made it possible to identify an improvement in the indicators of flexibility development in the experimental group: in the “Tilt from the pedestal” test, the increase was 48.39%, in the “Tilt to the right (left)” test, the increase was 36.36%, in the “ Tilt of the head to the right (left) "increase - 45.46%, in the test" Bridge "increase - 42.42%, in the test "Longitudinal twine" increase - 39.39%, in the test" Twist of the gymnastic stick "increase - 45, 46% (p<0.05).

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ГИБКОСТИ У ЗАНИМАЮЩИХСЯ АЭРОЙОГОЙ»

РАЗВИТИЕ ГИБКОСТИ У ЗАНИМАЮЩИХСЯ АЭРОИОГОИ

УДК/UDC 796.011.3

Поступила в редакцию 14.01.2023 г.

Кандидат педагогических наук, доцент Н.В. Валкина1 Кандидат педагогических наук, доцент С.Н. Ключникова1 Кандидат педагогических наук, доцент Е.О. Панова1 Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова, Ульяновск

DEVELOPMENT OF FLEXIBILITY IN AERIAL YOGA PRACTITIONERS

PhD, Associate Professor N.V. Valkina1 PhD, Associate Professor S.N. Klyuchnikova1 PhD, Associate Professor E.O. Panova1 Ulyanovsk State University of Education, Ulyanovsk

Информация для связи с автором: tin443051@mail.ru

Аннотация

Цель исследования - развитие гибкости у занимающихся аэройогой с помощью применения специального спортивного гамака. Методика и организация исследования. Был проведен педагогический эксперимент, в котором приняли участие 50 девушек 18-20 лет, занимающихся аэройогой в фитнес-клубе «Эльрэль» г. Ульяновска. Были организованы контрольная и экспериментальная группы по 25 человек в каждой. В контрольной группе занятия проводились по методике развития гибкости в соответствии с программой фитнес-клуба «Эльрэль», а в экспериментальной группе - с применением специального подвесного спортивного гамака. Результаты исследования и выводы. Выявленные до педагогического эксперимента показатели гибкости занимающихся обеих исследуемых групп не имели существенных различий (р>0,05). Проведенное через шесть месяцев повторное тестирование позволило выявить улучшение показателей развития гибкости в экспериментальной группе: в тесте «Наклон с тумбы» прирост составил - 48,39%, в тесте «Наклон вправо (влево)» прирост -36,36%, в тесте «Наклон головы вправо (влево)» прирост - 45,46%, в тесте «Мост» прирост - 42,42%, в тесте «Продольный шпагат» прирост - 39,39%, в тесте «Выкрут гимнастической палки» прирост - 45,46% (р<0,05).

Ключевые слова: аэройога, гибкость, двигательные действия, фитнес, амплитуда движений, оздоровительная физическая культура.

Abstract

Objective of the study was to develop flexibility in aerial yoga practitioners using a special sports hammock.

Methods and structure of the study. A pedagogical experiment was conducted, in which 50 girls aged 18-20 took part, doing aerial yoga in the "Elrel" fitness club in Ulyanovsk. Were organized control and experimental groups of 25 people each. In the control group, classes were conducted according to the methodology of developing flexibility in accordance with the program of the "Elrel" fitness club, and in the experimental group - using a special suspended sports hammock. Results and conclusions. The indicators of flexibility of the students of both studied groups revealed before the pedagogical experiment did not have significant differences (p>0.05). Repeated testing carried out six months later made it possible to identify an improvement in the indicators of flexibility development in the experimental group: in the "Tilt from the pedestal" test, the increase was 48.39%, in the "Tilt to the right (left)" test, the increase was 36.36%, in the " Tilt of the head to the right (left) "increase - 45.46%, in the test" Bridge "increase - 42.42%, in the test "Longitudinal twine" increase - 39.39%, in the test" Twist of the gymnastic stick "increase - 45, 46% (p<0.05).

Keywords: aerial yoga, flexibility, motor actions, fitness, range of motion, health-improving physical culture.

□ и

£ г. CL

4—

О OJ и

CL ' -о с

га

^

О (U .с Н

Введение. В настоящее время в современном мире человек существует среди большого количества окружающих его автоматизированных и механизированных систем, с одной стороны, оказывающих помощь как в бытовых условиях, так и на производстве; с другой - приводящих к ограничению двигательной деятельности. Доказано, что малоподвижный образ жизни способствует развитию гиподинамии и гипокинезии, оказывая негативное воздействие на функциональное состояние организма и на уровень работоспособности. Хронический дефицит физиологической потребности в движении и активности сопровождается замедлением метаболических процессов, ухудшением кровоснабжения мышц, развитием атрофических изменений в миокарде и скелетной мускулатуре, снижением тонуса мышц, ухудшением мышечной силы, быстроты, выносливости, снижением гибкости, ухудшением координации движений, а также снижением устойчивости организма к различным неблагоприятным факторам окружающей среды [2, 4, 5].

Таким образом, в сознание людей все больше проникают идеи укрепления здоровья и физического совершенствова-

ния посредством физических упражнений. Следовательно, проблема поиска инновационных путей повышения эффективности занятий оздоровительной направленности и приобщения людей к занятиям физическими упражнениями является актуальной.

Одним из способов борьбы с малоподвижным образом жизни является использование различных средств физической культуры, способствующих повышению уровня функциональной и физической подготовленности человека. В настоящее время в нашей стране все более широкое применение находят различные инновационные направления оздоровительной физической культуры и фитнеса, к числу которых относится аэройога [1, 3].

Аэройога - это одно из современных направлений фит-неса, включающее принципы йоги, стретчинга и воздушной акробатики. Отличительной особенностью данного вида двигательной активности является проведение занятий с использованием специального подвесного спортивного гамака, прикрепленного к потолку на расстоянии одного метра от пола. Аэройога располагает широкими возможностями для раз-

48

http://www.teoriya.ru

№3 • 2023 Март | March

вития и совершенствования двигательно-координационных качеств, среди которых важное место принадлежит гибкости. Оптимальный уровень развития гибкости позволяет с легкостью выполнять различные виды двигательных действий, как в процессе тренировки, так и в повседневной жизнедеятельности человека. В процессе занятий аэройогой важна гибкость позвоночника, так как от его состояния зависит характер движений и правильная осанка. Гибкость плечевого пояса обеспечивает свободу движений рук, что отражается на умении выполнять двигательные действия свободно и раскованно. Гибкость в тазобедренных суставах необходима для более четкого выполнения махов ногами, круговых и вращательных движений [1, 5]. Грамотно и последовательно составленные двигательные действия занятий аэройогой являются эффективным способом формирования гибкости, обеспечивающей не только свободу, быстроту и экономичность движений, но и способствующих развитию координации и свободы перемещения отдельных звеньев тела друг относительно друга.

Таким образом, систематическое воздействие упражнений аэройоги оказывает комплексное воздействие на организм занимающихся: расширяет функциональные возможности организма, совершенствует пространственно-временные параметры двигательных действий, повышает физическую работоспособность, улучшает упруго-эластичные свойства мышц, что обуславливает развитие и совершенствование гибкости.

Цель исследования - повышение уровня гибкости у девушек 18-20 лет, занимающихся аэройогой с помощью применения специального спортивного гамака.

Методика и организация исследования. Методика занятий аэройогой предусматривала применение пассивных, активных и статических упражнений на растягивание, выполняемых в различном темпе. Так темп активных упражнений составил 1 повторение в 1 с; пассивных - 1 повторение в 1-3 с; удержание статического положения - 4-6 с. Упражнения, способствующие развитию и совершенствованию гибкости, выполнялись сериями путем применения повторного метода. В зависимости от подготовленности занимающихся количество повторений упражнения и амплитуда его выполнения в серии постепенно увеличивается, как и время выполнения статических поз. До начала погружения в гамак все движения сначала прорабатывались в медленном темпе, выполнялся полный технический разбор упражнений.

В каждой части тренировочного занятия использовались специфические средства для развития гибкости. В подготовительной части занятия в качестве разминки применялись в основном активные упражнения с небольшой амплитудой: динамические скручивания и наклоны из исходного положения лежа, гамак под лопатки; стоя, ладони в гамаке базовым хватом, движения корпуса вправо и влево; ладони в гамаке базовым хватом, выпады вправо и влево; «поза кресла» со сгибанием ног в коленном и тазобедренном суставе; «грудной прогиб». Данные упражнения способствовали разминке и постепенной подготовке мышц, связок и суставов к основной работе.

В основной части занятия использовались как активные, так и пассивные упражнения на гибкость. Это различные скручивания в грудном отделе позвоночника с использованием гамака из различных исходных положений в различные конечные; интенсивные упражнения на растяжку, когда одна нога находится в гамаке, вторая - на полу (продольный и поперечный шпагат), выполняемые с малой и большой амплитудой. Также в основной части занятия широко использовались статические упражнения, требующие сохранения неподвижного положения с максимальной амплитудой в течение 10-15 с. Затем увеличивалось количество подходов. По мере освоения упражнений с одной опорной конечностью, находящейся

на полу, в тренировочный процесс включались упражнения, при которых занимающиеся находились полностью в гамаке и парили в воздухе, выполняя упражнения на растяжку. Также применялись тракционные техники в различных формах и вариациях - это процесс двух действующих сил в противоположных направлениях, способствующих растяжению. В данном случае - это сила гравитации, когда занимающие фиксируют гамак, например, под лопатками и под собственным весом происходит растяжение пояснично-крестцового отдела позвоночника. При фиксации гамака в области подвздошных костей выполняется поза «собаки мордой вниз» с отрывом ног от пола; поза «связанного угла». Это полуперевернутые позы, способствующие растяжению мышц спины и позвоночника, мышц шеи, мышц живота, мышц рук. Или более сложный вариант, когда гамак фиксируется в области тазобедренных суставов, и практикующий переворачивается вниз головой и под силой тяжести собственного веса происходит тракция -«Декомпрессионный переворот». Во время выполнения де-компрессионного переворота происходит механическое растягивающее воздействие на позвоночник и улучшается его гибкость.

В заключительной части тренировки занимающиеся выполняли упражнения на расслабление также с использованием гамака. Лежа в гамаке выполнялись дыхательные упражнения и двигательные действия с постепенным снижением амплитуды, способствующие восстановлению ЧСС.

Для проверки эффективности данной методики был проведен педагогический эксперимент, в котором приняли участие 50 девушек 18-20 лет, занимающихся аэройогой в фитнес-клубе «Эльрэль» г. Ульяновска. Занимающиеся были распределены на контрольную (КГ) и экспериментальную (ЭГ) группы, в каждой по 25 человек. В контрольной группе занятия проводились по методике развития гибкости в соответствии с программой фитнес-клуба «Эльрэль», а в экспериментальной группе - с применением специального подвесного спортивного гамака. Обе группы систематически занимались два раза в неделю по 1,5 часа.

Перед началом педагогического эксперимента было проведено тестирование с целью выявления исходного уровня гибкости занимающихся. Результаты тестирования гибкости [6] показали, что уровень ее развития у занимающихся обеих групп не имел существенных различий и был примерно одинаковым (р>0,05).

Результаты исследования и их обсуждение. После шести месяцев систематических занятий было проведено повторное тестирование с использованием тех же контрольных упражнений. Результаты показали, что у занимающихся обеих групп произошел прирост показателей по всем видам контрольных упражнений. Но в экспериментальной группе отмечен наиболее существенный прирост (р<0,05) (см. таблицу).

Так, при выполнении 1-го теста прирост составил в ЭГ -48,39%, в КГ - 21,86%. При выполнении 2-го теста прирост составил в ЭГ - 36,36%, в КГ соответственно - 18,75%. Выполнение 3-го теста также выявило преимущество ЭГ - 45,46%, а в КГ прирост составил - 20,59%. При выполнении 4-го теста прирост составил в ЭГ - 42,42%, в КГ соответственно -34,38%. При выполнении 5-го теста прирост составил в ЭГ -39,39%, в КГ - 11,77%. Выполнение 6-го теста также выявило преимущество ЭГ - 45,46%, в КГ прирост - 37,50%.

По тестам 2 и 5 отмечен наименьший прирост показателей как в КГ, так и ЭГ. По-видимому, наклоны вправо и влево и выполнение продольного шпагата являются наиболее трудоемкими заданиями для занимающихся и требуют более длительного времени для улучшения результатов. Наиболее существенный прирост показателей в ЭГ отмечен при вы-

№3 • 2023 Март | МагсГ:

http://www.teoriya.ru

Показатели гибкости девушек 18-20 лет, занимающихся в контрольной и экспериментальной группах

Этапы педагогического эксперимента

Тесты До педагогического эксперимента После педагогического эксперимента

M±m M±m

Тест 1. «Наклон с тумбы» (баллы) 3,2±0,26 3,1±0,35 3,9±0,42 4,6±0,48*

Тест 2. «Наклон вправо (влево)» (баллы) 3,2±0,12 3,3±0,41 3,8±0,17 4,5±0,22

Тест 3. «Наклон головы вправо (влево)» (баллы) 3,4±0,12 3,3±0,23 4,1±0,32 4,8±0,24

Тест 4. «Мост» (баллы) 3,2±0,14 3,3±0,18 4,3±0,52 4,7±0,71*

Тест 5. «Продольный шпагат» (баллы) 3,4±0,51 3,3±0,46 3,8±0,52 4,6±0,40*

Тест 6. «Выкрут гимнастической палки» (баллы) 3,2±0,74 3,3±0,68 4,4±0,52 4,8±0,71*

Примечание: в числителе - показатели КГ; в знаменателе - показатели ЭГ; * - различия достоверны при р<0,05.

полнении наклона с тумбы, наклона головы и выкрута гимнастической палки. Вероятно, это связано с тем, что на занятиях аэройогой особое внимание обращалось на амплитуду движений рук, так как в процессе тренировочных занятий с использованием гамака плечевой пояс задействован при выполнении практически всех упражнений. Широко использовались различные круговые и вращательные двигательные действия, отведение и приведение конечностей с гамаком. Подобная преимущественная динамика показателей гибкости ЭГ свидетельствует об эффективности предложенной методики тренировочных занятий с использованием спортивного подвесного гамака.

Вывод. Анализ представленного материала позволяет резюмировать, что упражнения, составляющие основное содержание занятий аэройогой, являются эффективными для развития и совершенствования гибкости, как ведущего двигательно-координационного качества, способствующего сохранению правильной осанки, плавности и легкости походки занимающихся девушек; значительному увеличению объема двигательных действий; позволяющему мышцам работать более рационально, затрачивая меньше усилий и энергии на преодоление сопротивления собственного тела, как при выполнении тренировочных упражнений, так и движений повседневной жизни.

Литература

1. Габдуллина О.С. Систематика форм построения занятий по развитию гибкости женщин среднего возраста на основе антигравитационной йоги / О.С. Габдуллина // Студенческая наука и XXI век. - 2018. - С. 213-215.

2. Красникова Н.В. Формирование эстетического компонента двигательной деятельности занимающихся оздоровительной аэробикой: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.04 / Н.В. Красникова. - Наб. Челны, 2009. - 176 с.

3. Назаренко Л.Д. Средства и методы развития двигательных коор-динаций / Л.Д. Назаренко. М.: Изд-во «Теория и практика физической культуры», 2003. - 259 с., ил.

4. Панова Е.О. Совершенствование гибкости средствами оздоровительной аэробики в процессе физкультурно-спортивной деятельности студентов / Е.О. Панова, Н.В. Валкина // Актуальные проблемы физиологии, физической культуры и спорта. - 2015. - С. 267-273.

5. Селиверстова Г.С. Аэройога как средство оздоровительной физической культуры / Г.С. Селиверстова, Д.С. Учасов // Наука-2020, 2017. - С. 112-117.

6. Холодов Ж. К. Теория и методика физического воспитания и спорта: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. - М.: Академия, 2000. - 480 с.

References

1. Gabdullina O.S. Sistematika form postroyeniya zanyatiy po razvitiyu gibkosti zhenshchin srednego vozrasta na osnove antigravitatsionnoy yogi [Systematics of the forms of constructing classes for the development of flexibility in middle-aged women based on anti-gravity yoga]. Studencheskaya nauka i XXI vek. 2018. pp. 213-215.

2. Krasnikova N.V. Formirovaniye esteticheskogo komponenta dvigatelnoy deyatelnosti zanimayushchikhsya ozdorovitelnoy aerobikoy [Formation of the aesthetic component of the motor activity involved in recreational aerobics]. PhD diss.: 13.00.04. Naberezhnye Chelny, 2009. 176 p.

3. Nazarenko L.D. Sredstva i metody razvitiya dvigatelnykh koordinatsiy [Means and methods for the development of motor coordination]. Moscow: "Teoriya i praktika fizicheskoy kultury" publ., 2003. 259 p., ill.

4. Panova E.O., Valkina N.V. Sovershenstvovaniye gibkosti sredstvami ozdorovitelnoy aerobiki v protsesse fizkulturno-sportivnoy deyatelnosti studentov [Improving flexibility by means of health-improving aerobics in the process of physical culture and sports activities of students]. Aktualnyye problemy fiziologii, fizicheskoy kultury i sporta. 2015. pp. 267-273.

5. Seliverstova G.S., Uchasov D.S. Aeroyoga kak sredstvo ozdorovitelnoy fizicheskoy kultury [Aerial yoga as a means of improving physical culture]. Nauka-2020. 2017. pp. 112-117.

6. Kholodov Zh.K., Kuznetsov V.S. Teoriya i metodika fizicheskogo vospitaniya i sporta [Theory and methods of physical education and sports]. Textbook for students. Moscow: Akademiya publ., 2000. 480 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.