Научная статья на тему 'Развитие германского бизнеса в России в 2015 - 2016 гг. : мнение руководителей'

Развитие германского бизнеса в России в 2015 - 2016 гг. : мнение руководителей Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
146
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
RUSSIA / GERMAN COMPANIES / BUSINESS CLIMATE / RUSSIAN MARKET / INVESTMENT ATTRACTIVE INDUSTRIES / INVESTMENT ATTRACTIVE REGIONS / РОССИЯ / ГЕРМАНСКИЕ КОМПАНИИ / ДЕЛОВОЙ КЛИМАТ / РОССИЙСКИЙ РЫНОК / ПРИВЛЕКАТЕЛЬНЫЕ ДЛЯ ИНВЕСТИРОВАНИЯ ОТРАСЛИ / ПРИВЛЕКАТЕЛЬНЫЕ ДЛЯ ИНВЕСТИРОВАНИЯ РЕГИОНЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Грачёва Мария Владимировна

В статье представлены результаты опроса руководителей структурных подразделений крупных германских компаний, работающих в России относительно итогов их деятельности в 2015 году и ожиданий на 2016 год. В целом, германские топ-менеджеры констатируют продолжающееся ухудшение конъюнктуры российского рынка и не надеются на поворот к лучшему, но определяют состояние своего бизнеса в России главным образом как удовлетворительное. В статье приведены проблемы российского рынка, наиболее перспективные отрасли и регионы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The development of German business in Russia in 2015-2016: top-managers’ opinion

The article presents the results of a survey of the heads of structural divisions of large German companies operating in Russia on the outcome of their activity in 2015 and expectations for 2016. In general, the German top managers state the continuing deterioration of the situation in the Russian market and do not expect that it will turn for the better, but define the state of their business in Russia mainly as satisfactory. The paper also presents data on the main problems of the Russian market, the most promising sectors and regions.

Текст научной работы на тему «Развитие германского бизнеса в России в 2015 - 2016 гг. : мнение руководителей»

Развитие германского бизнеса в России в 2015 - 2016 гг.:

мнение руководителей

М. Грачева

В январе 2016 г. Восточный комитет германской экономики1 и Германо-российская внешнеторговая палата2 провели очередной опрос топ-менеджеров структурных подразделений крупных германских фирм, действующих в России3. Мероприятие было нацелено на оценку итогов деятельности компаний в 2015 г. и перспектив на 2016 г., выявление ключевых проблем развития германского бизнеса на российском рынке и ожиданий относительно экономической политики российских властей, а также последствий действующих санкций и экономического спада в России.

В опросе-2015 приняли участие представители 152 компаний, большинство из них относятся к следующим семи отраслям:

- машиностроение - 18%,

- строительство - 10%,

- консультационные услуги - 10%,

- сельское хозяйство и пищевая промышленность - 9%,

- химическая промышленность - 8%,

- оптовая и розничная торговля - 8%,

- автомобилестроение - 8%.

Совокупная российская выручка участников выборки составила в первом полугодии 2015 г. более 11 млрд евро, соответствующий общемировой показатель этих компаний -около 487 млрд евро, т.е. на Россию у них приходится 2.3% оборота.

1. Экономическая ситуация в России и германский экспорт

Респонденты оценили динамику делового климата в России в 2015 г. по сравнению с 2014 г. следующим образом: климат изменился к лучшему - 1%, остался прежним - 5%,

1 Восточный комитет германской экономики (http://www.ost-ausschuss.de) - предпринимательский союз, объединяющий компании ФРГ, которые ведут бизнес в 12 странах бывшего СССР (Азербайджане, Армении, Белоруссии, Грузии, Казахстане, Киргизии, Молдавии, России, Таджикистане, Туркмении, Узбекистане, Украине) и девяти постсоциалистических странах Юго-Восточной Европы (Албании, Болгарии, Боснии и Герцеговине, Косове, Македонии, Румынии, Сербии, Хорватии, Черногории).

2 Германо-российская внешнеторговая палата (http://russland.ahk.de) - организация, представляющая интересы действующих в России германских компаний и действующих в Германии российских компаний.

3 Опрос по итогам 2015 г. (опрос-2015) стал тринадцатым опросом германских компаний, имеющих подразделения в России. Такие опросы проводятся ежегодно с 2004 г., в 2009 г. были организованы два опроса. Предыдущий, двенадцатый опрос по итогам 2014 г. (опрос-2014) состоялся в январе 2015 г. Источник: GeschaftskHma Russland 2016 (http://www.ost-ausschuss.de/sites/default/files/pm_pdf/Auswertung%202016_de.pdf).

Грачёва Мария Владимировна - к.э.н., ведущий научный сотрудник ИМЭМО РАН

10

ухудшился - 94%. Прогнозы участников опроса на 2016 г. выглядят чуть менее пессимистично: улучшение - 2% ответов, стагнация - 16%, спад - 82%.

Соответствующие показатели более ранних опросов (по схеме «лучше, без изменений, хуже») составили:

по итогам завершенного года:

> в опросе-2014 - 4, 5 и 91%,

> в опросе-2013 - 16, 28 и 56%,

> в опросе-2012 - 50, 37 и 13%,

> в опросе-2011 - 42, 45 и 13%,

> в опросе-2010 - 63, 28 и 9%;

по ожиданиям на следующий год:

> в опросе-2014 - 1, 8 и 91%,

> в опросе-2013 - 36, 50 и 14%,

> в опросе-2012 - 83, 16 и 1%,

> в опросе-2011 - 71, 25 и 4%,

> в опросе-2010 - 87, 13 и 0%.

Таким образом, оценка текущей экономической ситуации в опросе-2015 оказалась по сравнению с пятью предыдущими опросами наихудшей, а оценка будущей экономической ситуации - лишь ненамного лучше крайне низкой прошлогодней оценки. Мрачный прогноз на 2015 г., полученный в рамках опроса-2014 (ожидаемое ухудшение - 91% ответов), оказался даже несколько заниженным по сравнению с реальностью (опрос-2015: фактическое ухудшение - 94% ответов).

Год назад 7% участников опроса-2014 надеялись на увеличение германского экспорта в Россию в 2015 г., 21% - на удержание уровня 2014 г., а 72% готовились к падению. Соответствующие показатели на 2016 г. в рамках опроса-2015 составили 11, 32 и 57%. По итогам 2015 г. экспорт товаров из ФРГ в РФ уменьшился более чем на 25%. Нам представляется, что исходя из соотношения доли респондентов, которые в 2014 г. ожидали сокращения экспорта в 2015 г., и глубины фактического спада в 2015 г., можно оценить снижение германского экспорта в Россию в 2016 г. на уровне 20%.

2. Финансово-экономическое состояние действующих в России компаний и планы развития их бизнеса

Лишь 16% компаний рассматривают нынешнее положение своих дел в России как хорошее (13%) или очень хорошее (3%), 46% - как удовлетворительное, 38% - как плохое.

Доля респондентов с плохим состоянием бизнеса осталась примерно на уровне 2014 г. (40%), в то время как на протяжении четырех предыдущих лет этот индикатор был весьма низок (в 2013 г. он составлял 8%, в 2012 г. - 3%, в 2010-2011 гг. - 9%). Оценивших свой российский бизнес в 2015 г. как хороший/очень хороший оказалось практически столько же, сколько в 2014 г. (15%), т.е. гораздо меньше, чем в 2013 г. (43%). Ранее на благополучные компании приходилось около % (2012 г. - 64%, 2011 г. - 66%) или % (2010 г.).

В течение 2016 г. лишь 20% фирм собираются увеличить количество сотрудников в России, 48% сохранят его на прежнем уровне, 32% планируют сокращение персонала. Соответствующие показатели на 2011-2015 гг. были: 10, 60 и 30% (опрос-2014), 54, 40 и 6% (опрос-2013), 65, 31 и 4% (опрос-2012), 64, 29 и 7% (опрос-2011),

• 65, 33 и 2% (опрос-2010).

Обозначившееся в 2011 г. определенное стремление к экономии трудовых издержек (повышение удельного веса компаний, собирающихся увольнять сотрудников, с 2 до 7%) несколько ослабло в 2012 г. (снижение до 4%), но по итогам 2013 г. вновь окрепло (увеличение до 6%), а в последние два года резко выросло (30-32%).

У 23% фирм имеются инвестиционные проекты для России на 2016 г., остальные вложений не запланировали. Общая сумма намечаемых на 2016 г. инвестиций -366 млн евро. В 2014 г. доля участников опроса, собиравшихся осуществить инвестиции в России в 2015 г., была немного выше (27%), а объем планировавшихся на 2015 г. инвестиций - немного ниже (307 млн евро). В 2013 г. соответствующие показатели на 2014 г. составляли 39% и 566 млн евро, в 2012 г. на 2013 г. - 47% и 800 млн евро, в 2011 г. на 2012 г. - 49% и 880 млн евро, в 2010 г. на 2011 г. - 43% и 700 млн евро. Таким образом, после определенного наращивания инвестиций в России в 2012-2013 гг. по сравнению с 2011 г., германский бизнес резко снизил в 2014 г. свою инвестиционную активность, а в 2015-2016 гг. негативная тенденция заметно усилилась. Главными российскими получателями германских инвестиций в 2016 г. станут Москва, Самара, Волгоград и С.Петербург. Около трети (30%) фирм заморозили запланированные ранее на 2016 г. инвестиции на общую сумму 270 млн евро, по результатам прошлогоднего опроса эти показатели были на уровнях 46% и 258 млн евро соответственно.

Количество зарегистрированных в России компаний с участием германского капитала снизилось в 2015 г. с 6 до 5.6 тыс., в то же время большинство (76%) оставшихся на российском рынке фирм не собираются сворачивать свою деятельность.

3. Главные проблемы германского бизнеса в России - коррупция и бюрократизм, политика импортозамещения не оказывает серьезного положительного влияния

Респонденты выделили 14 ключевых болевых точек развития бизнеса на российском рынке и определили по шкале от нуля (минимум) до четырех (максимум) баллов необходимость проведения реформ в целях их преодоления. Все присвоенные оценки превышают средний двухбалльный уровень, т.е. по мнению германских компаний, требуют осуществления серьезных преобразований. Важнейшие проблемы в представлении участников опроса-2015 указаны ниже в порядке убывания остроты:

• бюрократизм (3,5 балла),

• коррупция (лишь чуть ниже бюрократизма),

• протекционизм,

• слабость стимулирования малого и среднего бизнеса,

• нехватка квалифицированных работников,

• слабость финансового рынка,

• недостатки процедур технического регулирования/сертификации,

• недостатки процедур лицензирования,

• непрозрачность таможенных процедур,

• недостатки проведения конкурсных процедур при осуществлении госзакупок,

• жесткость требований к локализации производства,

• сложность визовых процедур,

• жесткость миграционных правил,

• величина налоговой нагрузки (2,6 балла).

В перечне наиболее серьезных проблем бюрократизм и коррупция остаются бессменными лидерами во всех опросах (иногда меняясь местами), третье место в опросах-2014/15 занял протекционизм (в опросах-2011/12 указанный рейтинг был у таможенных процедур, в опросе-2013 - у нехватки квалифицированных работников). Рейтинг визовых и миграционных правил устойчиво снижается (перемещение с общего четвертого места в опросе-2011 на седьмое место в опросе-2012, затем отход на десятое и двенадцатое места соответственно в опросе-2013, на одиннадцатое и тринадцатое места в опросе-2014 и на двенадцатое и тринадцатое места в опросе-2015). Одновременно обостряется проблема поддержки малого и среднего бизнеса (сдвиг с девятого-десятого мест в опросах-2011/12 на восьмое место в опросе-2013, заметный подъем на четвертое место в опросе-2014 и сохранение этого места в опросе-2015).

Германские компании довольно скептически оценивают долгосрочный эффект от политики импортозамещения и локализации, реализуемой Правительством РФ: 44% опрошенных ожидают негативного влияния этой политики на свою деятельность в России, 36% считают воздействие несущественным, лишь 20% надеются на положительные результаты.

4. Отношение к санкциям против России, наиболее болезненные санкции

Большинство руководителей действующих в России структурных подразделений германских фирм - 60% - выступают за упразднение ограничительных мер, 28% - за их постепенную ликвидацию, 10% - за сохранение санкций, 2% - за их ужесточение. Что касается самых чувствительных мер, то ситуация такова (участники опроса могли отмечать несколько позиций): сильнее всего сказываются санкции, связанные с доступом к финансовому рынку (46% ответов). На втором месте оказалась склонность российских партнеров к оказанию предпочтения конкурентам из других стран (27%). Около 22% респондентов пострадали от мер в отношении продукции двойного назначения, 21% - от введенного Россией импортного бойкота, 18% - от санкций, связанных с Крымом. Лишь 12% опрошенных указали, что руководимые ими компании совсем не были затронуты санкциями.

5. Влияние Евразийского экономического союза (ЕАЭС), китайской инфраструктурной инициативы «Новый шелковый путь», договора о свободной торговле Украины с Европейским союзом (ЕС)

К Евразийскому экономическому союзу Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии и России участники опроса-2015 относятся следующим образом: 78% из них указывают, что эта организация не влияет на деятельность их компаний, 13% считают ее воздействие позитивным, а 9% - негативным. В предыдущих опросах распределение мнений относительно Таможенного союза (предшественника ЕАЭС) было несколько иным (66:27:7 в опросах-2011/12, 69:24:7 в опросе-2013, 65:25:10 в опросе-2014), т.е. в последнем опросе выросла доля тех, кто указывает на отсутствие какого-либо влияния и снизилась доля отмечающих положительный эффект от деятельности ЕАЭС.

Последствия реализации китайского «Нового шелкового пути» для экономического развития России и ЕАЭС определяются главным образом как усиление конкуренции со стороны Китая (53% ответов). На стимулирование развития торгово-инвестиционного сотрудничества надеются 31% участников опроса, не усматривают какого-либо воздействия 16% респондентов.

Две трети опрошенных считают, что вступление в силу договора о свободной торговле между Евросоюзом и Украиной не повлияет на состояние российского рынка, 31% опасаются возникновения негативных последствий, 2% рассчитывают на сдвиги к лучшему.

6. Экономические отношения России с Евросоюзом, идея общего экономического пространства ЕС и ЕАЭС

Прогноз внешнеэкономической ориентации России выявил следующую картину:

50% респондентов ожидают, что Россия будет делать одинаковый акцент на двух направлениях экономического взаимодействия - евросоюзном и китайском,

• 18% предполагают, что Евросоюз останется основным экономическим партнером России,

17% считают, что Россия сконцентрируется на развитии экономических отношений со странами Евразийского экономического союза,

• 15% указывают, что Россия сделает главную ставку на Китай и Азию.

В опросе-2014 соотношение между этими мнениями составляло 33:8:10:49, в опросе-2013 - 37:19:35:9. Таким образом, к 2016 г. проявлявшаяся ранее тревога германского бизнеса относительно кардинального поворота России на Восток ослабла (так, экспорт из Китая в РФ упал в 2015 г. более чем на 30%), одновременно укрепилась надежда на равновесие между европейским и азиатским векторами.

Почти три четверти (74%) опрошенных приветствуют идею создания общего экономического пространства, включающего в себя Европейский союз и Евроазиатский экономический союз, 5% относятся к ней отрицательно, 21% не имеют определенного мнения.

7. Плюсы и минусы российского рынка, наиболее перспективные отрасли

Респонденты оценили важность 14 факторов для формирования инвестиционной привлекательности российского рынка по шкале от нуля (минимум влияния) до четырех (максимум влияния) баллов.

Ниже представлены преимущества российского рынка - восемь факторов, получивших оценки выше среднего двухбалльного уровня (в качестве самого главного позитивного фактора выделен потребительский спрос), а также недостатки российского рынка - шесть факторов с оценками ниже двух баллов (наиболее серьезным негативным фактором считается слабая возможность привлечения финансовых ресурсов).

Плюсы Минусы

• поведение потребителей (2.6 балла) • налогообложение • перспективы роста рынка и прибыльность бизнеса • особые экономические зоны • квалификация кадровых ресурсов • структура издержек • уровень конкуренции • доступность информации (2.2 балла) • возможность привлечения финансовых ресурсов (1.4 балла) • процедуры таможенного оформления • отношение к бизнесу со стороны государственных органов • нормативно-правовая база • инфраструктура • стандарты и нормы (1.9 балла)

Сравнение с результатами опросов-2011/12/13/14 свидетельствует: из года в год в качестве главных плюсов отмечаются потребительское поведение, перспективы роста/прибыльность бизнеса и налогообложение (в опросе-2015 рейтинг перспективности рынка снизился, уступив место налогообложению), а в качестве главных минусов -таможенные процедуры и финансовый рынок (последний фактор в опросах-2014/15 оттеснил традиционно лидировавшую таможню).

Участники опроса оценили шансы 15 отраслей российской экономики на лидерство по темпам роста в ближайшие годы по шкале от нуля (минимум) до четырех (максимум) баллов. Ниже представлен сформированный на основе этих оценок рейтинг отраслей в порядке убывания ожиданий респондентов (перспективными считаются отрасли с рейтингом от 2 баллов).

- Сельское хозяйство/пищевая промышленность (2.7 балла)

- Информационные и коммуникационные технологии

- Химическая промышленность

- Добыча сырья (2 балла)

- Логистика и транспорт (1.9 балла)

- Металлургия

- Консультационные и юридические услуги

- Здравоохранение

- Традиционная энергетика

- Электротехническая промышленность

15

- Розничная торговля

- Машиностроение

- Строительство

- Возобновляемая энергетика / энергоэффективные технологии

- Автомобилестроение (1.3 балла)

В опросах-2011/12 все отрасли получали оценки выше среднего двухбалльного уровня, в опросе-2013 отраслей с такими оценками оказалось одиннадцать, в опросе-2014 -семь, а в опросе-2015 - четыре. Ранее лидерами были автомобилестроение (опрос-2011), традиционная энергетика/добыча сырья (опрос-2012), добыча сырья (опрос-2013), а в опросах-2014/15 первое место занимает сельское хозяйство/пищевая промышленность. Вечным аутсайдером во всех предыдущих опросах являлась возобновляемая энергетика/энергоэффективные технологии, в опросе-2015 главным неудачником оказалось столь успешное ранее автомобилестроение.

8. Самые привлекательные регионы

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Германские инвесторы выделили следующие пять регионов в качестве имеющих наилучший инвестиционный климат: Москва, С.-Петербург, Татарстан, Московская область (впервые), Калужская область. В опросе-2014 пятое место занимала Свердловская область. В опросе-2013 Москва чуть отставала от С.-Петербурга, на пятом месте был Краснодарский край. В опросе-2012 за двумя столицами следовали Татарстан, Краснодарский край, Нижегородская область, в опросе-2011 - Калужская область, Татарстан, Краснодарский край. Таким образом, в последние пять лет внимание германского бизнеса концентрируется на Москве, С.-Петербурге и Татарстане.

Краткие выводы

Опрос руководителей 152 действующих в России германских компаний показывает, что они:

> констатируют продолжающееся ухудшение конъюнктуры российского рынка и не надеются на поворот к лучшему (94% респондентов оценивают изменение делового климата в 2015 г. как негативное, 82% прогнозируют сохранение такой динамики и в 2016 г.);

> определяют состояние своего бизнеса в России главным образом как удовлетворительное (46% компаний; доли плохой и хорошей оценок составляют 38 и 16% соответственно), в основном планируют в 2016 г. сохранить персонал своих российских подразделений на прежнем уровне (48% участников опроса) и инвестировать 366 млн евро, однако не собираются повышать свою инвестиционную активность в России (77% компаний указывают на отсутствие новых инвестиционных проектов в 2016 г., несмотря на существенное ослабление рубля в 2015 г.), при этом только 24% опрошенных намереваются

сократить свою деятельность в России или всерьез рассматривают такую возможность;

> указывают на постоянные ключевые проблемы российского рынка -бюрократизм и коррупцию (после них второй год подряд обращают внимание на протекционизм), не рассчитывают на положительный эффект от политики импортозамещения (в него верят лишь 20% респондентов);

> голосуют за снятие санкций (60% ответов), выделяя ограничение доступа к финансовому рынку в качестве главной болезненной меры (46% компаний);

> не усматривают сколько-нибудь значительного влияния Евразийского экономического союза на свою деятельность (78% участников опроса) и не ожидают серьезного воздействия договора Украины с Евросоюзом на состояние российского рынка (67% респондентов);

> ожидают формирования примерно одинаковой внешнеэкономической ориентации России на Европу и Азию (50% опрошенных) и поддерживают идею укрепления взаимодействия ЕС и ЕАЭС (74% ответов);

> считают главными преимуществами российского рынка потребительский спрос и налогообложение (фактор перспектив роста рынка впервые за последние пять лет отступил на третье место), а основными недостатками - финансовый рынок и таможенные процедуры;

> прогнозируют наиболее благоприятную конъюнктуру в сельском хозяйстве/пищевой промышленности и информационных технологиях, наименее благоприятную - в автомобилестроении и возобновляемой энергетике;

> впервые включают Московскую область в перечень пяти самых привлекательных российских регионов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.