DOI 10.47576/2712-7559_2021_4_2_116 УДК 378:338.2
Бакаева Вера Владимировна,
доктор экономических наук, профессор, профессор кафедры менеджмента, Сибирский университет потребительской кооперации (СибУПК), г. Новосибирск, Россия, e-mail: [email protected]
Лихтанская Ольга Иосифовна,
кандидат экономических наук, заведующий кафедрой менеджмента, Сибирский университет потребительской кооперации (СибУПК), г. Новосибирск, Россия, e-mail: [email protected]
В статье обосновывается целесообразность подготовки специалистов для потребительской кооперации, обладающих выраженными предпринимательскими навыками, так как именно такие специалисты в будущем смогут разрабатывать и реализовывать идеи для внедрения современных технологий в практику потребительской кооперации, принимать решения в быстро меняющейся среде, учитывая потенциальные риски. Участие студентов в предпринимательстве создает определенный тип мышления, ценностей, правил, стиля и экономического поведения. Стремление к предпринимательству отражается в уникальных творческих перспективах бизнеса, предпринимательстве и инновациях. В статье анализируются причины совмещения обучения и начала трудовой деятельности, предлагается вариант использования предпринимательских инициатив студентов для развития потребительской кооперации.
Ключевые слова: предпринимательские компетенции; взаимодействие вуза и бизнеса; направления развития потребительской кооперации.
UDC 378:338.2
Bakaeva Vera Vladimirovna,
Doctor of Economics, Professor, Professor of the Department of Management, Siberian University of Consumer Cooperatives (SibUPK), Novosibirsk, Russia, e-mail: [email protected]
Likhtanskaya Olga Iosifovna,
Candidate of Economic Sciences, Head of the Department of Management, Siberian University of Consumer Cooperatives (SibUPK), Novosibirsk, Russia, e -mail: o. lihtanskaya@gmail. com
The article substantiates the expediency of training specialists for consumer cooperation with pronounced entrepreneurial skills, since it is such specialists who in the future will be able to develop and implement ideas for the introduction of modern technologies into the practice of consumer cooperation, make decisions in a rapidly changing environment, taking into account potential risks. Student participation in entrepreneurship creates a certain type of thinking, values, rules, style and economic behavior. The drive for entrepreneurship is reflected in the unique creative perspectives of business, entrepreneurship and innovation. The article
РАЗВИТИЕ ФОРМ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПАРТНЕРСТВА ВУЗА И БИЗНЕСА
DEVELOPMENT OF FORMS OF STRATEGIC PARTNERSHIP BETWEEN THE UNIVERSITY AND BUSINESS
analyzes the reasons for combining education and the beginning of labor activity, offers a variant of using entrepreneurial initiatives of students for the development of consumer cooperation.
Keywords: entrepreneurial competence; interaction between the university and business; directions of development of consumer cooperation.
Рассматривая образ типичного европейского студента, можно отметить, что это студент, посещающий открытые межфакультетские курсы и программы, на которых можно научиться основам бизнеса [1] и где можно протестировать свою бизнес-идею. Такие программы формируют ту самую базу знаний и практик, с которой легче начать свою
предпринимательскую историю, приобрести первый опыт побед и разочарований.
В последнее время в вузах многие студенты начинают работать еще во время обучения. Согласно исследованиям, причиной совмещения работы и учебы является в основном необходимость заработка (рис. 1) [2].
Рисунок 1 - Причины совмещения работы и учебы студентами российских вузов
Работающие студенты не только хотят ключается в том, что занятость студентов не
получить ценный опыт работы, но также хо- всегда соответствует получаемому образо-
тят быть финансово независимыми от своих ванию. Фактически поведение студентов не
родителей и оплачивать образование само- способствует увеличению знаний, а в буду-
стоятельно. Однако основная проблема за- щем может помешать работе по получаемо-
Рисунок 2 - Причины отказа в трудоустройстве выпускникам вуза по профилю полученной специальности
му профессиональному профилю, что, как правило, в целом негативно сказывается на уровне конкурентоспособности как выпускника на рынке труда, так и самого учебного заведения на рынке образования [5].
На рис. 2 представлены данные о причинах отказа в трудоустройстве выпускников вуза по полученному специальному профилю. Таким образом, каждому четвертому выпускнику отказывается в приеме на работу из-за недостаточной практической подготовки [5].
В целях выявления активности и желания студентов, степени их вовлеченности и заинтересованности в предпринимательской деятельности во время обучения было проведено соответствующее исследование. Было опрошено 133 студента (83 студента, обучаю -щихся на уровне средне-профессионально-
го образования, 42 - на уровне бакалавриат, 8 - на уровне магистратуры). Исследование проводилось как методом онлайн-анкетиро-вания с использованием доод1е-форм через социальные сети, так и непосредственно среди обучающихся.
Как показало исследование, 2/3 студентов (66 %) хотели бы заниматься предпринимательской деятельностью в процессе обучения. При этом на регулярной основе готовы заниматься предпринимательской деятельностью в учебном заведении пока только 14 %, 15 % хотели бы попробовать, а еще 37 % готовы участвовать при условии регулярного дохода. Опрос показал, что практически треть студентов уже имеет определенный заработок и не хочет ничего менять (рис. 3).
Рисунок 3 - Желание студентов заниматься предпринимательской деятельностью в процессе обучения
При этом практически 70,7 % опрошенных проявили интерес к возможности заниматься предпринимательской деятельностью в учебном заведении, но повышенный интерес был отмечен только у 15,2 % респондентов (рис. 4).
Как видим из графика, всего 14,5 % студентов не привлекает предпринимательство в образовательных учреждениях. При этом пятая часть студентов заинтересована в этой деятельности. Это те студенты, которые уже где-то работают, но хотели бы заниматься предпринимательской деятельностью по своей специальности.
Затруднились ответить 9,8 % опрошенных, которые уверены, что предпринимательская
деятельность в учебном заведении не сможет приносить стабильный доход, который они получают, работая на предприятиях города.
Среди тех, кто, обучаясь в вузе, параллельно работает, 38,6 % готовы заниматься предпринимательской деятельностью по профилю своей будущей профессии, если она будет приносить доход даже меньший, чем они на сегодняшний день получают. Они понимают, что данная деятельность повысит их конкурентоспособность на рынке труда.
11,4 % студентов не желают заниматься предпринимательской деятельностью по роду будущей профессии. Они мотивировали это тем, что за время обучения разоча-
Рисунок 4 - Интерес студентов к занятиям предпринимательской деятельностью в вузе
ровались в выбранной профессии и хотят в будущем заниматься совершенно другим делом.
Таким образом, с точки зрения субъективной мотивации только 14,5 % - это бесперспективный сегмент, а 11,4 % - потенциально потерянный сегмент, а остальным студентам это может быть интересно, и их необходимо заинтересовывать в этой деятельности.
При этом подавляющее большинство респондентов видят свой потенциал для предпринимательства (86 %), но только 17 % студентов полностью убеждены в этом, а остальные склонны реагировать положительно.
Основная причина участия в студенческом предпринимательстве - это возможность дополнительного заработка (71 %), а также возможность получить практический опыт и знания (52 %), шанс самореализации и саморазвития.
Таким образом, при активном внедрении возможности заниматься предпринимательской деятельностью в вузе отношение к ней студентов достаточно позитивное, но при этом активность на сегодняшний день невысока.
Стратегия социально-экономического развития потребительской кооперации Новосибирской области на 2017-2021 гг. [3] предусматривает расширение масштабов молодежного предпринимательства, а возможности сети кооперативного образования позволяют выполнять функции инфраструктуры коллективного доступа в развитии предпринимательства и поддержки проектов, стартапов, в том числе и в традиционном кооперативном формате.
Цель взаимодействия университета и бизнеса - передача знаний. Платформой развития практической предпринимательской деятельности [3] среди студентов может стать создание на базе вузов потребительской кооперации спин-офф организаций.
В этом случае вузы кроме обучения будут заниматься прикладными разработками и передачей результатов в бизнес-среду предприятий потребительской кооперации [4]. Тот факт, что система кооперативного образования Центросоюза Российской Федерации включает 80 образовательных организаций и филиалов, долгосрочные партнерские объединенные усилия вузов и организаций сферы потребительской кооперации окажут положительное влияние на качество работы спин-офф организаций за счет наличия высококвалифицированных кадров, финансов и решения реальных задач, стоящих перед отраслью.
В рамках спин-офф организации возможна разработка полнофункционального прототипа нового продукта, позволяющего понять, как производить, использовать и продавать новый продукт. При этом для полноценной разработки концепции бизнес-модели, обоснования, каким образом предложенный продукт будет приносить и собирать ценность, необходимо объединение усилий студентов различных направлений и различных факультетов.
В этом случае вузы станут полноправными участниками рынка [4], осуществляя исследовательскую и консультационную деятельность в целях коммерциализации студенческих идей. Это позволит студентам,
участвующим в разработках спин-офф организации, получить опыт предпринимательской деятельности, объединить усилия различных кафедр для реализации конкретных проектов и активного стимулирования развития предпринимательских способностей студентов и преподавателей, развить университетскую культуру и получить доступ к инвесторам, консультантам и другим формам поддержки, а в будущем - это установление неформальных профессиональных и личных контактов, совместные исследования, трудоустройство университетских выпускников [4].
За счет кооперации образования и бизнеса в рамках Центросоюза создаваемые концепции и продукты будут более оптимальны по цене и уровню рациональности решения, чем разрабатываемые отдельными агентами. Таким образом, спин-офф организация в структуре вуза - это, с одной стороны, эффективный канал передачи информации (трансфер знаний), способствующий формированию взаимодействий «наука - бизнес», а с другой - механизм усиления данного взаимодействия [4].
Следовательно, в целях развития потребительской кооперации тандему Центросоюз -университеты потребительской кооперации необходимо предоставить возможность студентам, обучающимся в колледжах и университетах потребительской кооперации, заниматься предпринимательской деятельностью в рамках учебных заведений по направлению выбранных профилей, выполняя конкретные практические задачи для предприятий потребительской кооперации, в том числе коммерционализируя свои идеи.
Также необходимо активнее поддерживать участие студентов в государственных, региональных и корпоративных программах, адресованных малому и среднему бизнесу России. Это позволит:
- предоставить возможность доступа к реальным бизнес-проблемам, то есть повысить и актуализировать уровень практической подготовки молодых специалистов до требуемого работодателем уровня;
- расширить собственные компетенции университетов и колледжей образовательной системы Центросоюза Российской Федерации, сформировать актуальную научно-техническую повестку, предназначенную для
решения задач, находящихся на шаг впереди тех задач, которые решает сегодня отрасль, то есть уменьшить разрыв между несколько инерционными учебными программами и быстро происходящими переменами в бизнесе;
- стратегически позиционировать учебные заведения в целях повышения конкурентоспособности на рынке образовательных услуг;
- предоставить возможность успешного трудоустройства выпускникам, поскольку количество обладателей дипломов зачастую превышает спрос.
Список литературы
1. Проектное обучение. Практики внедрения в университетах. - URL: http://uni.hse.ru/ data/2018/07/02/1153130829 (дата обращения: 08.08.2021).
2. Резник, Г А. Студенческое предпринимательство в вузе: проблемы и перспективы развития / Г А. Резник // Проблемы современной экономики. - 2010. -№ 3 (35). - С. 411-413. - URL: https://www.elibrary.ru/ item.asp?id=15511345 (дата обращения: 08.08.2021).
3. Стратегия социально-экономического развития потребительской кооперации Новосибирской области. - URL: http:// www.nops.ru/prodsyr.html (дата обращения: 08.08.2021).
4. Спин-офф организации в университетской среде / В. Руденков [и др.] // Наука и инновации. - 2016. - № 1 (155). - С. 48-51. - URL: https://www. https://www.elibrary. ru/item.asp?id=26008963 (дата обращения: 09.08.2021).
5. Управление персоналом: конкурентоспособность выпускников вузов на рынке труда. - URL: http:// ibooks.ru/reading.php?short=1&productid=24546 (дата обращения 08.08.2021).
References
1. Proektnoe obuchenie. Praktiki vnedreniya v universitetax. URL: http://uni.hse.ru/ data/2018/07/02/1153130829 (data obrashheniya: 08.08.2021).
2. Reznik G.A. Studencheskoe predprinimaterstvo v vuze: problemy' i perspektivy' razvitiya. Problemy' sovremennoj ekonomiki. 2010. № 3 (35). S. 411-413. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=15511345 (data obrashheniya: 08.08.2021).
3. Strategiya social'no-e'konomicheskogo razvitiya potrebitel'skoj kooperacii Novosibirskoj oblasti. URL: http:// www.nops.ru/prodsyr.html (data obrashheniya: 08.08.2021).
4. Spin-off organizacii v universitetskoj srede / V. Rudenkov [i dr.]. Nauka i innovacii. 2016. № 1 (155). S. 48-51. URL: https://www. https://www.elibrary.ru/item. asp?id=26008963 (data obrashheniya: 09.08.2021).
5. Upravlenie personalom: konkurentosposobnost' vypusknikov vuzov na ry'nke truda. URL: http:// ibooks.ru/reading.php?short=1&productid=24546 (data obrashheniya: 08.08.2021).