Научная статья на тему 'Образовательные кластеры как фактор инновационного развития системы потребительской кооперации России'

Образовательные кластеры как фактор инновационного развития системы потребительской кооперации России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
30
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОТРЕБИТЕЛЬСКАЯ КООПЕРАЦИЯ / CONSUMER COOPERATIVES / СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ / EDUCATION SYSTEM / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КЛАСТЕР / EDUCATIONAL CLUSTER / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ / COMPREHENSIVE EDUCATIONAL STANDARDS AND MOTIVATION / МОТИВАЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Муравьева Ксения Александровна

В сложившихся условиях кооперативные образовательные учреждения способны в полной мере выполнять требования ФГОС, в первую очередь в сфере разработки образовательных программ, соответствующих потребностям рынка труда. При этом система потребительской кооперации обладает собственными рабочими местами по всем направлениям подготовки. Концепцией развития потребительской кооперации Российской Федерации до 2015 г. определены основные проблемы развития образовательной системы потребительской кооперации. В статье автором предлагается и исследуется такой способ решения данного вопроса, как формирование общероссийского образовательного кластера системы потребительской кооперации (далее — ООК ПК). Участниками ООК ПК являются учреждения начального, среднего, высшего профессионального образования системы потребительской кооперации, хозяйствующие субъекты ПК, а также организации, обеспечивающие единство и взаимосвязь составляющих кластера. Основными результатами статьи являются: разработка структуры кластера, основанной на взаимодействии образовательных учреждений всех уровней образования через посредников, организующих методологическое и информационное обеспечение, с предприятиями системы потребительской кооперации; определение основных принципов функционирования ООК ПК.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Educational Innovation Clusters as a Factor in the Development of Consumer Cooperatives Russia

The article covers Russia’s new comprehensive educational standards (CESs), concluding that they represent a necessary pre-condition for ensuring the quality of competence-based teaching methods. These standards seek to effect interaction between employers and educational institutions. Currently, the primary, secondary, and higher and secondary vocational schools in Russia hold a special place in the developmental scheme for consumer cooperatives. This means that cooperative educational institutions already meet statewide CESs, especially in their development of educational programs that fulfill labor market needs. At the present time, consumer cooperative systems offer training in different areas. These have been identified through 2015 in a concept development paper recently released by the Russia Federation. It proposes and even recommends forming CES clusters of consumer cooperatives (CCCs). Participants in CCCs would include primary, secondary and higher educational systems, plus organizations that cover and interrelate with the cluster’s components. This paper has defined the CCC’s basic principles of action. These include development of a cluster structure based on the interaction between comprehensive educational institutions through intermediaries, and organization of methodological and information support for consumer cooperation enterprises.

Текст научной работы на тему «Образовательные кластеры как фактор инновационного развития системы потребительской кооперации России»

Политика стран ЕС в отношении малого и среднего бизнеса является прерогативой федеральных (центральных) властей, а конкретные мероприятия реализуются на уровне региональной власти. Для этого созданы определенные государственные структуры, занимающиеся управлением малым предпринимательством. Германия и Нидерланды, например, имеют отделы малого и среднего бизнеса в Министерстве экономики. Во Франции специальный отдел малого и среднего бизнеса создан в Министерстве промышленности. В Великобритании существует Министерство по малому предпринимательству.

В развитых странах сложилась и успешно действует разветвленная сеть организаций, которые за невысокую плату или бесплатно предоставляют консультативные услуги, научно-техническую информацию и рекомендации, касающиеся учреждения и функционирования мелкого бизнеса, но не занимаются непосредственно его финансированием. Их цель — помогать предприимчивым людям в организации собственного дела, получении контрактов и субсидий, необходимых знаний и квалификации, защищать их имущественные интересы.

Еще один вид финансирования — участие в акционерном капитале малого предприятия путем покупки части его акций.

В Японии система страхования заемных средств и участие в акционерном капитале малой фирмы помогает сделать кредит более доступным для малых предпринимателей. Используется целевое бюджетное финансирование: в сметах ряда министерств и ведомств имеется специальная статья, предусматривающая выделение средств для малых предприятий (около 0,3% расходов бюджета). Финансовая поддержка направлена на развитие системы самопомощи мелких предприятий и реализацию мер по ее стимулированию. Корпорация мелкого бизнеса, целиком финансируемая правительством, а также

органы местного управления предоставляют кредиты ^

объединениям мелких предприятий и кооперативам ^

на приобретение земли, помещений и оборудования. <

С помощью этой корпорации предприниматель может ^

получить пособие из фонда взаимопомощи в случае о

вынужденной ликвидации предприятия или прекра- к

щения его деятельности. еЦ

Содействие мелкому бизнесу осуществляется также 2 в рамках крупномасштабных программ возрождения

городов, в частности старых промышленных центров, ^

превратившихся в депрессивные районы или трущо- ^

бы, в которых обитает большое число безработных. х

п ш

В этих зонах создаются государственно-коммерческие з фонды регионального развития, предоставляющие ^ кредиты и деловые услуги отдельным лицам, группам < акционеров, желающим организовать собственное 1 дело. Здесь резко снижен налог на недвижимость, на прибыль, подоходный и другие налоги, либерализованы правила размещения новых предприятий, практикуется льготная продажа оборудования.

Как видим, зарубежная практика государственной поддержки малого бизнеса отличается большим разнообразием подходов, что позволяет отобрать для использования те из них, которые в наибольшей степени соответствуют российским условиям.

Литература

1. Соколов Д. В. Теория хозяйственных систем и практика управления // Известия Санкт-Петербургского университета экономики и финансов. 2010. № 4. С. 131-140.

2. Гриднева М. А. Организация социального партнерства работодателей и наемных работников на предприятиях малого бизнеса // Известия Санкт-Петербургского университета экономики и финансов. 2011. № 1. С. 89-92.

3. Антипина Е. С. Теоретические основы формирования финансово-промышленных групп // Известия Санкт-Петербургского университета экономики и финансов. 2010. № 6. С. 73-75.

Образовательные кластеры как фактор инновационного развития системы потребительской кооперации России

Educational Innovation Clusters as a Factor in the Development of Consumer Cooperatives Russia

УДК 378:334.73

Муравьева Ксения Александровна

аспирант Санкт-Петербургского торгово-экономического института 194021, Санкт-Петербург, ул. Новороссийская, д. 50

Murav'eva Kseniya Aleksandrovna

Novorossiyskaya Str. 50, St. Petersburg, 194021

Государственные образовательные стандарты нового поколения акцентируют внимание на использование компетентностного подхода как необходимого условия обеспечения качества образования. Первостепенную роль в реализации данных стандартов играет достижение эффективного взаимодействия образовательных учреждений и работодателей.

Особое место в образовательной системе Российской Федерации занимают учреждения начального, среднего, высшего и дополнительного профессионального образования системы потребительской кооперации.

m В сложившихся условиях кооперативные обра-

зовательные учреждения способны в полной мере

< выполнять требования ФГОС, в первую очередь в сфере разработки образовательных программ, соответствующих потребностям рынка труда. При этом

< система потребительской кооперации обладает соб-^ ственными рабочими местами по всем направлениям □с подготовки.

m Концепцией развития потребительской кооперации

о Российской Федерации до 2015 г. определены основ-

ш ные проблемы развития образовательной системы

q потребительской кооперации.

0 В статье автором предлагается и исследуется такой ш способ решения данного вопроса, как формирование з общероссийского образовательного кластера системы Ег потребительской кооперации (далее — ООК ПК).

< Участниками ООК ПК являются учреждения на-

1 чального, среднего, высшего профессионального образования системы потребительской кооперации, хозяйствующие субъекты ПК, а также организации, обеспечивающие единство и взаимосвязь составляющих кластера.

Основными результатами статьи являются: разработка структуры кластера, основанной на взаимодействии образовательных учреждений всех уровней образования через посредников, организующих методологическое и информационное обеспечение, с предприятиями системы потребительской кооперации; определение основных принципов функционирования ООК ПК.

The article covers Russia's new comprehensive educational standards (CESs), concluding that they represent a necessary pre-condition for ensuring the quality of competence-based teaching methods. These standards seek to effect interaction between employers and educational institutions. Currently, the primary, secondary, and higher and secondary vocational schools in Russia hold a special place in the developmental scheme for consumer cooperatives. This means that cooperative educational institutions already meet statewide CESs, especially in their development of educational programs that fulfill labor market needs. At the present time, consumer cooperative systems offer training in different areas. These have been identified through 2015 in a concept development paper recently released by the Russia Federation. It proposes and even recommends forming CES clusters of consumer cooperatives (CCCs). Participants in CCCs would include primary, secondary and higher educational systems, plus organizations that cover and interrelate with the cluster's components. This paper has defined the CCC's basic principles of action. These include development of a cluster structure based on the interaction between comprehensive educational institutions through intermediaries, and organization of methodological and information support for consumer cooperation enterprises.

Ключевые слова: потребительская кооперация, система образования, образовательный кластер, государственные образовательные стандарты, мотивация

Keywords: consumer cooperatives, education system, educational cluster, comprehensive educational standards and motivation

Система потребительской кооперации Российской Федерации является одной из составляющих экономики страны, следовательно, она оказывает непосредственное влияние на ее развитие. Для потребительской кооперации очень важно сегодня восстановить свои прежние позиции для обеспечения достойной жизни российских граждан.

Одним из направлений деятельности системы потребительской кооперации является просветительская деятельность, которая включает в себя организацию высшего, среднего, начального профессионального образования, программы дополнительного образования и т. п.

Периодом зарождения системы кооперативного образования считаются 1946-1959 гг., когда было «восстановлено начальное профессиональное кооперативное образование», открыты Новосибирский и Московский кооперативный институты. Именно в этот период был заложен «фундамент высокоэффективной системы кооперативного образования, которая доказала свою жизнеспособность в последующие годы» [1, с. 170].

Определим важнейшие проблемы и особенности развития кооперативного образования на современном этапе.

В «Концепции развития потребительской кооперации Российской Федерации до 2015 года» обозначены основные проблемы, определяющие направления развития кадровой и образовательной политики потребительской кооперации:

1) высокий уровень ротации кадров, обусловленный недостаточной мотивацией труда, низким уровнем материального стимулирования и социального обеспечения;

2) отсутствие достаточного притока высококвалифицированных специалистов и молодежи; ограниченные возможности карьерного роста молодых работников;

3) отставание в применении современных методов и инструментов работы;

4) отсутствие эффективного взаимодействия между системой кооперативного образования и организациями потребительской кооперации [2, раздел 7].

Наиболее острой из них является проблема отсутствия согласованности действий образовательных и хозяйствующих предприятий потребительской кооперации, что свидетельствует о недостаточности использования потенциала образовательных учреждений.

Система потребительской кооперации обладает собственными образовательными ресурсами, призванными обеспечивать предприятия потребительской кооперации высококвалифицированными кадрами необходимых специальностей, что в свою очередь способно обеспечить их высокую конкурентоспособность на рынке образовательных услуг.

На наш взгляд, необходимо проводить постоянный мониторинг потребностей кооперативных предприятий и включать в процесс образования больше практических элементов, что позволит сблизить работодателей и будущих работников.

В «Концепции...» одной из задач развития образовательной деятельности потребительской кооперации ставится создание кооперативных образовательных кластеров — «совокупности образовательных организаций начального, среднего и высшего профессионального образования и организаций потребительской кооперации в рамках заключаемых соглашений о партнерстве, позволяющих решать проблемы совместного финансирования кооперативного образования, развития материально-технической базы образовательных учреждений» [2].

Понятие кластера было введено в экономическую теорию американским экономистом Майклом Портером, который определял кластер как «сконцентрированные по географическому признаку группы взаимосвязанных компаний, специализированных поставщиков, поставщиков услуг, фирм в соответствующих отраслях, а также связанных с их деятельностью организаций (например, университетов, агентств по стандартизации, а также торговых объединений)

Центросоюз России

Учебные заведения

■> Вузы —

Российский университет кооперации:

• Башкирский кооперативный институт

• Волгоградский кооперативный институт

• Казанский кооперативный институт

• Краснодарский кооперативный институт

• Поволжский кооперативный институт

• Саранский кооперативный институт

• Чебоксарский кооперативный институт

• Арзамасский филиал

• Брянский филиал

• Владимирский филиал

• Дальневосточный филиал

• Ивановский филиал

• Ижевский филиал

• Калининградский филиал

• Камчатский филиал

• Ленинградский филиал

• Мичуринский филиал

• Мурманский филиал

• Новгородский филиал

• Смоленский филиал

• Сыктывкарский филиал

• Химкинский филиал

Научно-экспертное объединение учебных заведений, работодателей потребительской кооперации, предпринимательства

_иАПК_

Ж

_у_

Научно-методические комиссии кооперативного дела

и предпринимательства

Союзы потребительских

обществ (региональные, областные, краевые)

А V

Районные потребительские общества

Предприятия,

входящие в состав РайПО

о <

о

о о

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

> <

Учебно-методические комиссии

А А А А

А

Сибирский университет кооперации:

• Бурятский филиал

• Забайкальский институт предпринимательства СибУПК

• Омский филиал

• Приморский филиал

• Тывинский филиал

• Тюменский филиал

• Якутский филиал

Учреждения среднего профессионального образования:

• 47 техникумов

• 5 колледжей

Учреждения начального профессионального образования:

• Абаканское кооперативное профессионально-техническое училище

• Чекмагушевское кооперативное профессионально-техническое училище

Рис. 1. Общероссийский образовательный кластер системы потребительской кооперации

в определенных областях, конкурирующих, но вместе с тем и ведущих совместную работу» [3, с. 6].

«Кластерный подход предполагает широкое саморазвитие на устойчивых партнерских отношениях организаций, объединенных в один кластер для решения конкретных проблем, что позволяет всем участникам кластера повысить свои конкурентные преимущества» [4].

О. Е. Яворский в своей диссертационной работе выделяет основные признаки эффективного партнерства в условиях образовательного кластера:

• «все уровни образования одной отрасли находятся в преемственном соподчинении на основе сквозных образовательных программ;

• образовательные программы создаются с учетом требований профессиональных стандартов, разработанных представителями отрасли;

• коллективы учебного заведения (учебных заведений) и предприятий взаимодействуют на основе принципа корпоративности» [5, с. 20].

Для обеспечения партнерства в системе потребительской кооперации Постановлением Совета Центро-

^ союза Российской Федерации от 18 декабря 2008 г. ^ протоколом № 4-С п. 1 «Об участии республиканских, < краевых, областных потребсоюзов, учебных заведений ^ потребительской кооперации в разработке и реализа-

0 ции стратегической программы „Деловое образова-к ние Российской кооперации"» приняты Положения о

1 Научно-экспертном объединении учебных заведений,

2 работодателей потребительской кооперации, предпринимательства и агропромышленного комплекса;

^ о Научно-методическом кабинете кооперативного дела ^ и предпринимательства; об учебно-методических кох миссиях [6].

3 Данные организации выступают в роли связующего ^ звена между учебными учреждениями и работодателе лями, обеспечивая тем самым:

1 • продвижение кооперативных идей в сфере профессионального образования;

• приведение в соответствие программ обучения, используемых в образовательных учреждениях, и требований работодателей в сфере потребительской кооперации, сельского хозяйства и предпринимательства и федеральных образовательных стандартов;

• развитие кооперативного дела в Российской Федерации;

• представление интересов кооперативного образования в федеральной образовательной системе;

• научно-исследовательское развитие кооперативного сектора;

• разработку учебных материалов (учебников, учебных пособий, методических указаний);

• преемственность в разработке и внедрении программ многоуровневого профессионального образования потребительской кооперации.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о том, что система потребительской кооперации обладает всеми необходимыми признаками для организации эффективного партнерства в рамках образовательного кластера.

Возможная структура общероссийского образовательного кластера потребительской кооперации представлена на рис. 1.

Система кооперативного образования включает в себя:

• Российский университет кооперации с 22 филиалами по всей стране;

• Сибирский университет потребительской кооперации с 7 филиалами в Чите, Улан-Удэ, Омске, Владивостоке, Кызыле, Тюмени, Якутске;

• образовательные учреждения среднего профессионального образования (47 техникумов, 5 колледжей, 2 профучилища).

Следует отметить, что очень сложно найти единственно правильное решение для развития всей системы в целом, и работа вышеперечисленных объединений, кабинета и комиссий является необходимой, но недостаточной, поскольку каждый регион обладает своими специфическими особенностями в области ведения хозяйства, организации образовательного процесса и т. п.

Автор считает целесообразным на базе общероссийского кластера потребительской кооперации создание территориальных кластеров, поддерживающих общую политику, но учитывающих особенности региона.

Такая позиция связана и с самим понятием кластера, предполагающим географическую близость его организаций и концентрацию на определенной территории.

Основными задачами формирования образовательного кластера системы потребительской кооперации являются:

• обеспечение единого пространства подготовки кадров для кооперативного сектора экономики регионов и страны в целом;

• обеспечение непрерывного обучения в течение всей жизни в рамках единого кооперативного пространства;

• усиление взаимодействия университетов, институтов, колледжей, техникумов с организациями потребительской кооперации;

• продвижение кооперативной идеологии;

• реализация требований федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения;

• подготовка бакалавров, специалистов, магистров с учетом особенностей деятельности предприятий системы потребительской кооперации;

• приведение в соответствие основных образовательных программ требованиям практической профессиональной деятельности;

• повышение квалификации преподавателей, освоение новых направлений, форм и методов образовательной деятельности посредством постоянного обмена опытом;

• обучение работников образовательных учреждений принципам и подходам к управлению операционной деятельностью, финансами, маркетингом, правовым обеспечением, кадрами, которые они могли бы учесть в своей педагогической деятельности;

• целевая подготовка специалистов по договорам с предприятиями;

• профориентация, привлечение школьников в систему потребительской кооперации;

• выполнение научных исследований, разработок;

• полное самообеспечение трудовыми ресурсами предприятий системы потребительской кооперации;

• повышение уровня жизни населения. Государственные образовательные стандарты нового поколения ориентируют на обеспечение тесного сотрудничества учебных заведений, обучающихся и работодателей с целью повышения качества образования на основе формирования компетенций выпускников. Согласно современным тенденциям, выпускник вуза должен выходить на рынок труда с четко сформировавшимися навыками той или иной профессиональной деятельности.

Основной проблемой в данном случае является обеспечение заинтересованности работодателей в участии в процессах разработки образовательных программ на протяжении всего периода обучения, а также их корректировке в зависимости от изменений внешней среды.

При бесспорной необходимости их участия в образовательном процессе, работники вузов говорят о «неохотном» желании работодателей сотрудничать, что, безусловно, «затрудняет процесс изучения их требований для формулировки наиболее значимых характеристик будущих специалистов» [7, с. 61]. Также работодатели не всегда способны адекватно оценить квалификацию своих работников и сформулировать требования к процессу подготовки.

Система потребительской кооперации в этом смысле имеет определенные преимущества:

• учебные заведения системы потребительской кооперации готовят работников по 48 специальностям высшего и среднего профессионального образова-

ния различных отраслей экономики: оптовая и розничная торговля, общественное питание, сельское хозяйство;

• кооперативные учебные заведения и работодатели функционируют в одной системе, обладающей своей спецификой;

• система потребительской кооперации способна обеспечить трудоустройство выпускников кооперативных учебных заведений полностью за счет своих собственных предприятий;

• деятельность потребительской кооперации, обладая определенной спецификой, связанной с необходимостью выполнения социальной миссии, способна внести коррективы в основные образовательные программы с целью устранения противоречий между теоретической и практической деятельностью;

• Центросоюз российской кооперации участвует в законотворческой деятельности посредством внесения предложений Правительству Российской Федерации;

• работодатели в случае возникновения системных противоречий могут обратиться в учебные заведения с целью их устранения и предотвращения в дальнейшем.

Принципами функционирования общероссийского образовательного кластера потребительской кооперации и его составляющих являются:

1)согласованность. Разработку программ основного и дополнительного профессионального образования образовательные учреждения осуществляют совместно с работодателями — участниками кластера с учетом требований каждой из сторон;

2) активное взаимодействие участников кластера как в процессе обучения, так и в области организации практики на предприятиях потребительской кооперации и переподготовки кадров;

3) планирование и постоянный мониторинг потребности в работниках той или иной специализации и квалификации;

4) мотивация всех участников кластера на достижение поставленных целей и повышение качества своей деятельности. Нет ничего сильнее внутреннего мотива человека в достижении своих целей. Но этот мотив должен быть подкреплен внешними возможностями. Должно существовать стимулирование извне, способствующее росту заинтересованности преподавателей, учащихся и работодателей в результативности функционирования общероссийского и региональных образовательных кластеров кооперации;

5) постоянное повышение квалификации участников кластера. Непрерывное обучение студентов, повышение квалификации преподавателей с целью обеспечения соответствия современным требованиям государственных образовательных стандартов и внешней среды; повышение квалификации работодателей для реализации принципа инновационного развития предприятий (использование инновационных методов и технологий ведения деятельности);

6) практическое применение получаемых знаний и навыков. Любое знание или навык теряют смысл без практического олицетворения в продукции, результатах деятельности, технологии или методах. Одним из основных и важных принципов функционирования общероссийского образовательного кластера является мотивация его участников.

Рассмотрим, что может получить каждый из них в результате сотрудничества.

Учебные заведения: ^

1) дополнительный приток студентов, ориентированных ^ на непрерывное обучение в течение всей жизни и < гарантию трудоустройства на предприятиях системы ^ потребительской кооперации; о

2) возможность реализации требований федеральных к государственных образовательных стандартов ново- ^ го поколения в области использования компетент- 2 ностного подхода;

3) дополнительные источники финансовых ресурсов; ^

4) обеспечение актуальности образовательных про- ^ грамм посредством приведения их в соответствие х с требованиями внешней среды. з Работодатели: ^

1) гарантированный приток квалифицированных специ- < алистов, знакомых со спецификой ведения деятель- 1 ности в системе потребительской кооперации;

2) совершенствование методов ведения деятельности на основе современных научных разработок, адаптированных к системе потребительской кооперации. Исходя из вышеизложенного, мы можем сделать

следующие выводы.

• Система потребительской кооперации обладает необходимым потенциалом для обеспечения достойного вклада в развитие системы российского образования в целом и системы образования регионов.

• Основной проблемой развития кооперативного образования является отсутствие эффективного взаимодействия между образовательными учреждениями и организациями потребительской кооперации.

• Инновационное развитие кооперативной системы образования может быть обеспечено путем создания образовательного кластера, основной целью которого является гарантирование взаимовыгодного сотрудничества образовательных учреждений и работодателей.

• Функционирование образовательного кластера системы потребительской кооперации основано на повышении качества образования посредством достижения согласованности стандартов и программ образования требованиям рынка труда и впоследствии востребованности полученных знаний в дальнейшей жизни.

Литература

1. Подкутова С. Л. Образовательная деятельность системы потребительской кооперации России // Человек и образование. 2009. № 3. С. 168-172.

2. Концепция развития потребительской кооперации Российской Федерации до 2015 года: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.rus.coop/union/91610/91611.

3. Развитие кластеров: сущность, актуальные подходы, зарубежный опыт / Авт.-сост.: С. Ф. Пятинкин, Т. П. Быкова. Минск: Тесей, 2008.

4. Пастухов А. Л. Модель формирования университетского комплекса на основе кластерного подхода // Экономика и управление. 2010. № 8. С. 96-102.

5. Смирнов А. В. Образовательные кластеры и инновационное обучение в вузе. Казань: РИЦ «Школа», 2010. 102 с.

6. Об участии республиканских, краевых, областных потребсоюзов, учебных заведений потребительской кооперации в разработке и реализации стратегической программы «Деловое образование Российской кооперации»: Постановление Совета Центросоюза Российской Федерации от 18 декабря 2008 г., протокол № 4-С, п. 1: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.rus.coop/82014/ 204829.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Елисеева Т. И., Гаффорова Е. Б., Юрченко Е. Г., Головина О. И. Качество образования: выполнение требований заинтересованных сторон // Высшее образование в России. 2009. № 6. С. 60-66.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.