DOI: https://doi.org/10.52623/2227-4383-3-45-7 УДК 377.3/334.73.01
ШКОЛЬНАЯ КООПЕРАЦИЯ В РОССИИ И РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН: ИСТОРИЯ ИЛИ ШАГ В БУДУЩЕЕ
А.А. Никитина
В статье рассмотрены история кооперативного движения в школах России, современное развитие кооперативного движения и школьного предпринимательства в Республике Башкортостан; предложены мероприятия и дорожная карта по развитию школьной кооперации и предпринимательства в регионе, реализация которых позволит организовать устойчивую региональную школьную кооперативную систему, а также будет способствовать выводу кооперативных формирований из кризиса. Автором обоснована необходимость оказания действенной государственной поддержки через Министерство образования и науки, Министерство сельского хозяйства Республики Башкортостан системе потребительской кооперации, так как школьная кооперация может способствовать увеличению не только экономического, но и социального эффекта: позволит сформировать у учащихся 8-11 классов предпринимательские компетенции, более эффективно использовать земли сельскохозяйственного назначения, являющиеся приусадебными участками муниципальных школ, увеличить доходы школ и их учащихся от сотрудничества с кооперативными организациями, а также будет способствовать повышению продовольственной безопасности региона за счет насыщения потребительского рынка качественными товарами местного производства.
Ключевые слова: школьная кооперация; формирование компетенций; предпринимательство; региональные особенности; потребительская кооперация; социально-экономическое развитие; экономическая эффективность; школа; Республика Башкортостан.
A.A. Nikitina. SCHOOL COOPERATION IN THE REPUBLIC OF BASHKORTOSTAN: HISTORY OR A STEP INTO THE FUTURE
The article examines the history of the cooperative movement in Russian schools, the modern development of the cooperative movement and school entrepreneurship in the Republic of Bashkortostan; suggests measures and a roadmap for the development of school cooperation and entrepreneurship in the region, the implementation of which will allow organizing a stable regional school cooperative system, and will also contribute to the withdrawal of cooperative formations from the crisis. The author substantiates the need to provide effective state support through the Ministry of Education and Science, the Ministry of Agriculture of the Republic of Bashkortostan to the system of consumer cooperation, since school cooperation can contribute to increasing not only the economic, but also the social effect: it will allow students of grades 8-11 to form entrepreneurial competencies, more effectively use agricultural land, which are household plots of municipal schools, to increase the income of schools and their students from cooperation with cooperative organizations, and will also contribute to improving the food security of the region by saturating the consumer market with high-quality locally produced goods.
Keywords: school cooperation; formation of competencies; entrepreneurship; regional features; consumer cooperation; socio-economic development; economic efficiency; school; Republic of Bashkortostan.
Школьная кооперация - это новое веяние или хорошо забытое старое? На этот вопрос мы ответим, изучив историю школьной кооперации.
Школьная кооперация получила широкое распространение в начале XX в. Массовый рост числа школьных кооперативов был связан с тяжелыми жизненными условиями и нестабильным политическим укладом. Не зря в эти годы кооперация получила свое название: «Кооперация - дочь нужды и мать благосостояния!»
Большой вклад в изучение вопросов школь-
ной кооперации внесли такие ученые, как Н.Н. Иорданский, Н.К. Крупская, А.В. Чаянов, П.Ж. Прудон, М.И. Туган-Барановский, Е.В. Дианова, А.Ф. Набиева и др.
На современном этапе школьная кооперация не имеет широкого распространения в России. В связи с этим автор предлагает реализовать опыт прошлых лет в современных школах.
Актуальность исследования обусловлена тем, что школьная кооперация может способствовать увеличению не только экономическо-
го, но и социального эффекта. Она позволит сформировать у учащихся 8-11 классов предпринимательские компетенции. Будут более эффективно использоваться земли сельскохозяйственного назначения, являющиеся приусадебными участками муниципальных школ. Школьная кооперация дает возможность увеличить доходы школ и учащихся от сотрудничества с кооперативными организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами и личными подсобными хозяйствами. Также она будет способствовать повышению продовольственной безопасности региона за счет насыщения потребительского рынка качественными товарами местного производства.
Научная новизна исследования заключается в выявлении тенденций развития школьной кооперации в регионах и России в целом.
Цель исследования:
- оказать содействие школьникам и преподавателям в правильном и оптимальном использовании на практике основ кооперирования и предпринимательства;
- разработать алгоритм введения школьной кооперации в Республике Башкортостан.
Задачи исследования:
- систематизировать основные положения по организации и введению школьной кооперации;
- дать оценку целесообразности внедрения школьной кооперации и классов предпринимательства;
- определить преимущества и возможные сложности при реализации проекта «Школьная кооперация».
Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в том, что полученные результаты могут быть использованы при разработке стратегического плана, государственных программ и инструментов стимулирования школьного кооперативного движения.
Рассмотрев вопрос учебно-трудовой деятельности детей в дореволюционной России, можно выделить такие проявления трудовой деятельности детей, как:
1. Обучение детей в качестве подмастерьев в торговых лавках.
2. Продажа товаров с лотков на рынках.
3. Труд детей на заводах и фабриках с одновременным обучением в школах.
4. Функционирование школьных кооперативов в 1920-1930 гг. [6].
Школьная кооперация и обучение учащихся коммерческому делу в России начинает свое развитие с 1772 г. На средства П.А. Демидова было основано первое коммерческое училище, где обучали французскому, немецкому и английскому языкам, коммерческой арифметике, коррес-
понденции и бухгалтерии. В это время на Западе не было ни одной школы с такой специализацией. Европейцы даже не задумывались о коммерческом обучении детей, ограничиваясь индивидуальным обучением детей в торговых лавках, передавая опыт «от отца к сыну» [11].
В 1799 г. Демидовское училище перевели из Москвы в Санкт-Петербург В 1879 г. училище было реорганизовано в среднее учебное заведение, которое должно было давать учащимся общее образование и готовить их к коммерческой деятельности. Так, из стен Петербургского Императорского коммерческого училища (бывшего Демидовского училища) стали выпускать бухгалтеров, контролеров, приказчиков в торговых конторах и на фабриках [11, т. VIA (12)].
В училище обучались дети с 10-летнего возраста. Продолжительность обучения составляла 8 лет, из которых 6 лет посвящались общеобразовательному курсу, а 2 года - специальному. В число специальных предметов, помимо иностранных языков, входили коммерческая арифметика, техническая химия, товароведение, бухгалтерия, законоведение, политическая экономия, корреспонденция, история торговли, коммерческая география [11].
Окончившим курс училища давалось звание личного почетного гражданина, а детям дворян и чиновников при поступлении на государственную службу - чин XIV класса. Окончившим курс с отличием присваивалось звание кандидата коммерции [11].
В 1870 гг., когда промышленность и торговля стали получать более массовый характер, купцы почувствовали недостаток в распространении коммерческих знаний. Осознавая важность специального образования, ориентированного на получение коммерческих знаний, биржевое купечество в Петербурге основало Петровский фонд, на проценты с которого осуществлялось субсидирование коммерческих школ [11, т. VIA (12)].
До 1894 г. коммерческие училища находились в ведении Министерства народного просвещения. 9 мая 1894 г. они были переданы в ведение Министерства финансов, которое открыло при своем Департаменте торговли и мануфактур отделение по заведованию коммерческими учебными заведениями. По инициативе министра финансов С.Ю. Витте 15 апреля 1896 г. вышло «Положение о коммерческих учебных заведениях», в соответствии с которым образовательные учреждения делились на два типа:
1) торговые школы и коммерческие училища для обучения малолетних детей;
2) торговые классы и коммерческие курсы для взрослых [3].
В 1897 г. число коммерческих училищ в ведении Министерства финансов увеличилось с 5 до 17, а к 1900 г. было 26 учебных заведений (коммерческих училищ, торговых школ, торговых классов и курсов коммерческих знаний). К началу 1903 г. их число выросло до 147 [3].
В старших классах коммерческих училищ и школ преподавались такие специальные предметы, как бухгалтерия, коммерческая арифметика, корреспонденция на русском и иностранных языках, торговое и промышленное законоведение, политическая экономия, коммерческая география, товароведение [3].
Выпускники коммерческих училищ получали право поступать в высшие коммерческие и технические учебные заведения. По состоянию на 1900 г. количество учащихся составляло: в Императорском петербургском училище - 502, Императорском московском - 582, Петровском - 488, Александровском - 595, Одесском - 469 человек [11].
В 1906 г. коммерческие училища были изъяты из ведения Министерства финансов и переданы в ведение Министерства торговли и промышленности России.
В 1910-1912 гг. ученические кооперативы ставили перед собой в основном благотворительные цели, ориентированные на обеспечение сельских школьников более дешевыми тетрадями, учебниками, ручками, карандашами и т.д. Наиболее крупные школьные кооперативы продавали горячие завтраки, чай, создавали ученические буфеты и столовые [1].
Рост школьных кооперативов произошел во время гражданской войны. Резкое ухудшение продовольственного снабжения вызвало рост потребности в кооперировании [1].
В 1930 гг. школьная кооперация в России стала угасать, а в 1980 гг. она заново возродилась. К июню 1989 г. в СССР на базе школ, профтехучилищ, внешкольных учреждений, учебных цехов функционировало около 2 тыс. ученических кооперативов [5].
На современном этапе мы можем сделать вывод, что школьная кооперация получила массовое распространение в России благодаря ориентированности на улучшение благосостояния людей. Другие многочисленные формы трудовых объединений школьников, такие как ученические производственные бригады, летние лагеря труда и отдыха, школьные лесничества, стройотряды, летние пришкольные лагеря не позволили в полной мере вовлечь учащихся в производственную и предпринимательскую деятельность.
Опираясь на накопленный исторический опыт школьной кооперации, Российский университет кооперации реализует новые проекты: «Школьная кооперация» и «Классы предпринимательства и кооперации», ориентированные на обучение детей 8-11 классов основам предпринимательства и кооперации по средствам личного трудового участия.
Проект ресурсного центра «Школьная кооперация» в Республике Башкортостан, предлагаемый Башкирским кооперативным институтом, предполагает создание в сельских районах 56 школьных кооперативов. Кроме того, планируется формирование в сельских школах кооперативных классов. Такие классы будут организованы в формате кружковой работы в школах и смогут выполнять роль центров подготовки юниоров для конкурса профессионального мастерства WorldSkШs по компетенции «Предпринимательство».
Реализация проекта «Школьная кооперация» подразумевает создание кооператива на базе подсобных хозяйств сельских школ. Данные кооперативы смогут взаимодействовать с потребительскими обществами муниципальных районов, личными подсобными и фермерскими хозяйствами, расположенными вблизи данных школ. Это будет способствовать как обмену опытом, так и наращиванию объемов производства и продажи товарной продукции [4].
В Республике Башкортостан планируется создание школьных кооперативов в районных центрах. Это позволит увеличить оборот сельскохозяйственных земель, являющихся приусадебными участками сельских школ, до 500 гектар. Кроме того, это даст возможность решать кадровое вопросы, проблемы развития предпринимательских компетенций сельской молодежи и реновации кадрового ресурсного потенциала на селе. Но главная цель, которую мы хотим достичь, - это улучшение качества жизни людей [10].
Кооперативы создаются на базе школ, у которых есть приусадебные хозяйства. В дальнейшем возможно на базе школ реализовать такие направления, как развитие тепличного хозяйства, пчеловодства, выращивание лекарственных трав, березовых и сосновых почек, сбор лекарственных трав, ягод и грибов, выращивание фруктов и производство сухофруктов для компотов и др. [7].
Направлений очень много, и все должны быть генерирующими. У каждого муниципального района и региона они разные в зависимости от отраслевой специфики и направленности региона [10].
Проект «Школьная кооперация» должен создать научно-производственный кластер, в который войдут: Башкирский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации, Башпотребсоюз, Министерство образования и науки Республики Башкортостан, Министерство молодежной политики и спорта Республики Башкортостан, Министерство сельского хозяйства Республики Башкортостан.
Согласно предложенным автором рекомендациям, планируется достижение следующих результатов (таблица).
Целевыми показателями в реализации проекта, по которым возможна оценка промежуточных и итоговых результатов при определении эффективности функционирования школьных кооперативов, являются:
1) количество школ, задействованных в систему потребительской кооперации;
2) количество произведенной продукции в школьных кооперативах;
3) доля выручки школьных кооперативов в системе кооперации Республики Башкортостан;
4) доля земель, задействованных в сельскохозяйственном обороте;
5) доля сельского населения, информированного о школьной кооперации;
6) доля школ Республики Башкортостан, задействованных в системе школьной кооперации и молодежном предпринимательстве;
7) количество выданных сертификатов о
Дорожная карта «Школьная кооп<
прохождении обучения в системе школьной кооперации;
8) количество учащихся школ, задействованных в системе кооперации;
9) количество фермерских хозяйств и индивидуальных предпринимателей, сформированных из числа выпускников школ, прошедших обучение по программе «Школьная кооперация» и «Кооперация и предпринимательство»;
10) объем выручки от реализации продукции, произведенной в школьных кооперативах;
11) отраслевая направленность школ в зависимости от природно-климатических условий и природно-климатических зон Республики Башкортостан.
Реализация проекта будет проходить в три этапа:
Первый этап (2021-2022 гг.) предполагает реализацию следующих мероприятий:
- создание необходимой информационной базы и инфраструктуры для реализации проекта «Школьная кооперация»;
- совершенствование нормативно-правовой базы для упрощения работы и стимулирования развития стартапов в сфере «Школьной кооперации»;
- разработка концепции изменения школьного образования;
- реализация пилотных проектов, в том числе проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ для формиро-
щия» в Республике Башкортостан
Этапы Годы
2021 2022 2023 2024 2025
Планирование Профессиональное ориентирование и развитие школьников
Мотивация школьников к получению навыков по реализации компетенции «Предпринимательство» в рамках реализации молодежного движения профмастерства WorldSkills
Создание единого федерального портала для реализации проекта
Образование, повышение квалификации, переподготовка кадров Стимулирование сотрудников образовательной организации
Повышение качество преподавательского состава
Усиление механизмов контроля качества образования
Стимулирование повышения академической мобильности
Создание кооперативов на базе школ Создание на базе школ классов «Кооперация и предпринимательство»
Обучение учеников 8-11 классов основам кооперации и предпринимательства
Создание кооперативов на базе школ в муниципальных районах Республики Башкортостан
Полная реализация проекта и оценка экономического эффекта Оценка экономического эффекта от реализации проектов «Школьная кооперация» и «Кооперация и предпринимательство»
Примеч.: составлено автором
вания научно-технических заделов, обеспечивающих появление новых направлений развития системы школьной кооперации и подходов с использованием передового опыта.
Второй этап (2021-2024 гг.) ориентирован на создание и развитие инфраструктуры для поддержки школьной кооперации:
- обновление нормативно-правовой базы в связи с появлением новых направлений и подходов, выявленных на первом этапе;
- реализация концепции изменения образования и выхода кооперативных школ на международный рынок;
- реализация среднесрочных рыночных проектов по созданию благоприятной среды для школьных кооперативов, выявленных как приоритетные на первом этапе.
Третий этап (2023-2025 гг.) - реализация долгосрочного проекта, нацеленного на тиражирование опыта школьной кооперации в регионах России, и полноценный запуск проектов, «пилоты» которых были апробированы на первом и втором этапах.
Направлениями работы, которые должны быть выполнены в результате совместной работы всех звеньев кооперативного кластера, являются:
1. Направление «Школьная кооперация» -предполагает создание школьных кооперативов из состава учеников 8-11 классов.
2. Направление «Предпринимательские классы» - создание опорных школ в Республике Башкортостан по изучению курсов, ориентированных на формирование компетенций предпринимательства и кооперации.
3. Организационно-ресурсное обеспечение проекта «Школьная кооперация» - вовлечение Министерства образования и науки Республики Башкортостан и руководства школ региона в реализацию проекта.
4. Нормативно-правовое обеспечение проектов «Школьная кооперация» и «Предпринимательские классы».
5. Разработка и реализация концепции изменения образования школьников в Республике Башкортостан.
6. Разработка и реализация концепции изменения образования в образовательных организациях, включая разработку образовательных и профессиональных стандартов новых профессий.
7. Разработка системы дополнительного образования учителей, преподающих дисциплину «Технология».
8. Проведение соревнований и конкурсов, выставок-ярмарок, направленных на популяризацию школьной кооперации.
9. Формирование и развитие профессио-
нальных и бизнес-сообществ рынка школьной кооперации.
10. Проведение экспертно-аналитических исследований для целей развития рынка «Школьная кооперация».
Анализ накопленного опыта работы школьных кооперативов свидетельствует, что для реализации собственных социально-педагогических возможностей им необходима поддержка и опыт педагогических коллективов научно-производственных объединений и ведущих кооператоров региона. Идеи школьных кооперативов должны стать близкими и понятными как учащимся школ, так и их родителям и педагогам.
В связи с этим необходим эффективный механизм государственной поддержки, направленный на нормативно-правовое обеспечение, регулирование налогообложения, оказание содействия в материально-техническом обеспечении, создание взаимовыгодных условий взаимодействия между школьным кооперативом и учебным заведением, в котором он функционирует.
Повышение экономической грамотности населения, формирование предпринимательских компетенций, начиная со школьного возраста, будет способствовать росту профессиональной ориентированности населения и обеспечит социальную защищенность общества.
Список литературы
1. Вахитов К.И. История потребительской кооперации России: учебник для студентов вузов Центросоюза РФ, средних специальных учебных заведений и профессиональных училищ потребительской кооперации. М.: Дашков и К°, 2007. 400 с.
2. Давлетбаева Л.Р. Итоги и перспективы развития агропромышленного комплекса Республики Башкортостан // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2013. № 9. С. 17-20.
3. Екатеринославское коммерческое училище. За десятилетие (К истории училища). 1911. Т. 11. Вып. 1. 1911. URL: https://viewer.rusneb.ru (дата обращения: 15.06.2021).
4. Инновационные направления оценки регионального ресурсного потенциала малых форм хозяйствования функционирующих в сфере сельского хозяйства Башкирии / А.А. Никитина [и др.] // Экономика и предпринимательство. 2021. № 1 (126). С.498-505.
5. Колягин Ю.М., Савина О.А., Тарасова О.В. Организация народного образования в России. Первая половина XIX в. // Начальная школа. 2004. № 4. С. 120-128. URL: https://n-shkola.ru (дата обращения: 15.06.2021).
6. Кооперация в школе: хрестоматийный сборник / под ред. Н.Н. Иорданского. Л.: Московское акционерное издательское общество. 1926. 126 с. URL: http://db.rgub.ru (дата обращения: 15.06.2021).
7. Никитина А.А., Мазитов Ф.Ф., Жилина Е.В. Региональные аспекты потребительской кооперации в Республике Башкортостан: успехи и перспективы развития // Вестник Российского университета кооперации. 2021. № 2 (44). С. 52-58.
8. Особенности бухгалтерского, налогового и статистического учета для индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в сфере сельского хозяйства / А.А. Никитина [и др.] // Бухучет в сельском хозяйстве. 2021. № 3. С. 22-33.
9. Проблемы и основные направления повышения эффективности функционирования АПК региона в условиях глобализации и импортозаме-щения: монография / Н.М. Гурьянова [и др.]. Пенза: Пензенский гос. аграрный ун-т, 2021. 204 с.
10. Социально-экономическое развитие: новое видение, вызовы, тенденции: монография / О.И. Амельчаков [и др.]. Петрозаводск: МЦНП «Новая наука», 2021. 196 с.
11. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 86 т. (82 т. и 4 доп.). СПб., 1890-1907. URL: https://viewer.rusneb.ru (дата обращения: 15.06.2021).
References
1. Vakhitov K.I. Istoriya potrebiteFskoj koope-ratsii Rossii [The history of consumer cooperation in Russia]: uchebnik dlya studentov vuzov Tsentro-soyuza RF, srednikh spetsiaFnykh uchebnykh zave-denij i professionalnykh uchilishch potrebiteFskoj kooperatsii. M.: Dashkov i K°, 2007. 400 s.
2. Davletbaeva L.R. Itogi i perspektivy razvitiya agropromyshlennogo kompleksa Respubliki Bashkortostan [Results and prospects of development of the agro-industrial complex of the Republic of Bashkortostan] // Ekonomika seFskokhozyajstvennykh i pererabatyvay-ushchix predpriyatij. 2013. № 9. S. 17-20.
3. Ekaterinoslavskoe kommercheskoe uchili-shche. Za desyatiletie (K istorii uchilishcha). 1911. T. 11. Vyp. 1. 1911. URL: https://viewer.rusneb.ru (Accessed 15.06.2021).
4. Innovatsionnye napravleniya otsenki regio-nalnogo resursnogo potentsiala malykh form kho-
zyajstvovaniya funktsioniruyushchikh v sfere seFskogo khozyajstva Bashkirii [Innovative directions for assessing the regional resource potential of small business entities operating in the field of agriculture of Bashkiria] / A.A. Nikitina [i dr.] // Ekonomika i predprinimateFstvo. 2021. № 1 (126). S.498-505.
5. Kolyagin Yu.M., Savina O.A., Tarasova O.V. Organizatsiya narodnogo obrazovaniya v Rossii. Pervaya polovina XIX v. [Organization of public education in Russia. The first half of the XIX century] // NachaFnaya shkola. 2004. № 4. S. 120-128. URL: https://n-shkola.ru (Accessed 15.06.2021).
6. Kooperatsiya v shkole [Cooperation at school]: khrestomatijnyj sbornik / pod red. N.N. Iordan-skogo. L.: Moskovskoe aktsionernoe izdateFskoe obshchestvo. 1926. 126 s. URL: http://db.rgub.ru (Accessed 15.06.2021).
7. Nikitina A.A., Mazitov F.F., Zhilina E.V Re-gionaFnye aspekty potrebiteFskoj kooperatsii v Respublike Bashkortostan: uspekhi i perspektivy razvitiya [Regional aspects of consumer cooperation in the Republic of Bashkortostan: success and development prospects] // Vestnik Rossijskogo univer-siteta kooperatsii. 2021. № 2 (44). S. 52-58.
8. Osobennosti bukhgalterskogo, nalogovogo i statisticheskogo ucheta dlya individualnykh pred-prinimatelej, osushchestvlyayushchikh deyateFnosf v sfere seFskogo khozyajstva [Features of accounting, tax and statistical accounting for individual entrepreneurs engaged in activities in the field of agriculture] / A.A. Nikitina [i dr.] // Bukhuchet v seFskom khozyajstve. 2021. № 3. S. 22-33.
9. Problemy i osnovnye napravleniya povyshe-niya effektivnosti funktsionirovaniya APK regiona v usloviyakh globalizatsii i importozameshcheniya [Problems and main directions of improving the efficiency of the agro-industrial complex of the region in the context of globalization and import substitution]: monografiya / N.M. Guryanova [i dr.]. Penza: Penzenskij gos. agrarnyj un-t, 2021. 204 s.
10. SotsiaFno-ekonomicheskoe razvitie: novoe videnie, vyzovy, tendentsii [Socio-economic development: new vision, challenges, trends]: monografiya / O.I. Amelchakov [i dr.]. Petrozavodsk: MCzNP «Novaya nauka», 2021. 196 s.
11. Entsiklopedicheskij slovar Brokgauza i Efro-na: v 86 t. (82 t. i 4 dop.). SPb., 1890-1907. URL: https://viewer.rusneb.ru (Accessed 15.06.2021).
НИКИТИНА Анжелика Александровна - кандидат экономических наук, научный сотрудник. Башкирский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Уфа. E-mail: aa_nikitina@mail.ru.
NIKITINA, Anzhelika Aleхandrovna - Candidate of Economics, Research Fellow. Bashkir Cooperative Institute (branch) of the Russian University of Cooperation. Russia. Ufa. E-mail: aa_nikitina@ mail.ru.