Вестник Томского государственного университета. 2023. № 497. С. 143-150 Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta - Tomsk State University Journal. 2023. 497. рр. 143-150
Научная статья
УДК 37.026
doi: 10.17223/15617793/497/15
Развитие форм организации дистанционного обучения в эпоху цифровизации образования
Марина Ефимовна Вайндорф-Сысоева1, Марина Львовна Субочева2, Виктория Александровна Шитова3
12Московский педагогический государственный университет, Москва, Россия 3 Академии социального управления, Москва, Россия 1 [email protected] 2 [email protected] 3 [email protected]
Аннотация. Осуществлена попытка разработки новых форм организации дистанционного обучения в эпоху цифровизации образования на основе анализа широкого спектра научно-методической литературы и собственно результатов многолетнего педагогического опыта авторов с учетом появления новых технических средств и глобального охвата всех сфер жизни цифровизацией. Предпринята попытка выделить и классифицировать формы организации дистанционного обучения в перспективе их развития с учетом современных тенденций онлайн-коммуникаций и специфики опосредованного взаимодействия субъектов в современных условиях. Представлены модели организации дистанционного обучения и специфические формы организации обучения в условиях использования цифровой образовательной среды
Ключевые слова: цифровизация, цифровое обучение, формы обучения, синхронное и асинхронное взаимодействие, модели организации обучения, онлайн-обучения, офлайн-обучение
Для цитирования: Вайндорф-Сысоева М.Е., Субочева М.Л., Шитова В.А. Развитие форм организации дистанционного обучения в эпоху цифровизации образования // Вестник Томского государственного университета. 2023. № 497. С. 143-150. doi: 10.17223/15617793/497/15
Original article
doi: 10.17223/15617793/497/15
Development of forms of organizing distance learning in the era of digitalization of education
Marina E. Vayndorf-Sysoeva1, Marina L. Subocheva2, Viktoria A. Shitova3
12Moscow Pedagogical State University, Moscow, Russian Federation 3 Academy of Public Administration, Moscow, Russian Federation 1 [email protected] 2 [email protected] 3 [email protected]
Abstract. The traditional interpretation (developed within the framework of domestic pedagogical science and already classical in a certain sense), essential characteristics and classification of the concepts of forms of education, forms of organization of education, models, types of education have developed in conditions of face-to-face interaction between teachers and students. With the development of distance technologies, electronic and digital learning, the widespread use of rapidly changing digital tools and digital resources and, as a consequence, the formation of new forms of interaction between all participants in the educational process, there is a need for a different approach to identifying and classifying forms and models of organizing distance learning. In this regard, the aim of this article is to develop new forms of organizing distance learning in the era of digitalization of education. The basis for the practice-oriented research was the Institute of Physics, Technology and Information Systems of Moscow State Pedagogical University. Modeling of the educational process of distance learning in a digital educational environment took place for master's students in the Electronic Educational Technologies program. In the process of presenting the main material, the authors first of all clarify the conceptual apparatus inherent in the didactics of digital learning, reflecting the modern requirements for constructing the educational process in a digital educational environment. Then they consistently describe the models for organizing distance learning according to the method of organizing interaction in the educational process (asynchronous, synchronous, integrated, hybrid, mixed, remote), as well as types and forms of organizing distance learning for various reasons, as well as ways of organizing training using e-learning and distance educational technologies. The models for organizing distance learning presented in the article with a description of
© Вайндорф-Сысоева М.Е., Субочева М.Л., Шитова В.А., 2023
their structural components and specific forms of organizing learning in the context of using a digital educational environment allow university teachers to optimally plan the educational process using digital tools and new digital resources to achieve the desired learning outcomes.
Keywords: digitalization, digital learning, forms of learning, synchronous and asynchronous interaction, models of organizing learning, online-learning, offline-learning
For citation: Vayndorf-Sysoeva, M.E., Subocheva, M.L. & Shitova, V.A. (2023) Development of forms of organizing distance learning in the era of digitalization of education. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta - Tomsk State University Journal. 497. pp. 143-150. (In Russian), doi: 10.17223/15617793/497/15
В педагогических трудах советских и российских ученых, в научных статьях по дидактике и методике можно найти достаточно большое количество различных классификаций таких дидактических единиц и понятий, как формы обучения, формы организации обучения, модели, типы обучения. Но для обоснования этих классификаций авторы обычно выбирали традиционное очное взаимодействие. Безусловно, с развитием дистанционных технологий, электронного и цифрового обучения начали появляться и разделения на основе интернет-взаимодействия, но пока нельзя утверждать, что исследования дидактических компонентов в области дистанционного и цифрового обучения содержат исчерпывающие сведения и не противоречат друг другу. Проблема устоявшегося выделения ведущих признаков классификаций дидактических компонентов дистанционного обучения (в широком понимании) видится еще и в быстроменяющихся условиях и всевозрастающих требованиях к современной организации процесса обучения, высокоскоростном темпе развития информационных технологий, появлении новых технических средств и в целом в глобальном охвате всех сфер жизни цифровизацией [1]. В статье предпринята попытка выделить и классифицировать формы организации дистанционного обучения в перспективе их развития с учетом современных тенденций онлайн-коммуникаций и специфики опосредованного взаимодействия субъектов в современных условиях.
Для решения обозначенной проблемы использовались следующие методы педагогического исследования: анализ теоретических исследований отечественных и зарубежных ученых, а также опубликованный педагогический опыт; анализ собственного педагогического опыта, публикации, по результатом которого представлены в исследовании; обобщение данных анализа на основе системного подхода в научных работах; педагогическое моделирование.
Базой практико-ориентированного исследования является образовательная организация высшего образования Институт физики, технологии и информационных систем ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет». Моделирование образовательного процесса дистанционного обучения в условиях цифровой образовательной среды происходило для обучающихся студентов магистратуры по программе «Электронные образовательные технологии». Общее количество обучающихся по данной программе в период с 2018 г. (год начала эксперимента) до 2023 г. составило более 120 человек.
Анализ исследований и публикаций
На каждом этапе научной работы, центром которой является многоаспектный анализ складывающейся дидактики цифрового периода развития общества, происходит поэтапный анализ полученных результатов. Это, в свою очередь, находит отражение в публикациях научных статей и монографиях, в которых рассматривались различные аспекты проблемы, в частности, «"Цифровое образование" как системообразующая категория: подходы к определению» (2018 г.), «Риск возникновения конфликтных ситуаций при организации взаимодействия участников учебного процесса в цифровой образовательной среде» (2020 г.), «Модель организации профессиональной педагогической поддержки преподавателя при использовании электронных образовательных ресурсов» (2020 г.), «Специфика учебно-педагогического взаимодействия в цифровой образовательной среде» (2021 г.), «Цифровая дидактика: особенности организации обучения в образовательной организации» (2021 г.), «Цифровые технологии как современная возможность эффективной организации учебного процесса в условиях цифровой образовательной среды» (2022 г.), «Технология организации коллективной работы в условиях гибридного обучения или "Цифровой Форсайт"» (2022 г.), «Развивающая обратная связь "обучающий-обучающийся" как ведущий компонент в условиях цифрового обучения» (2022 г.), «Дидактика цифровой эпохи: некоторые аспекты развития» (2023 г.) и ряд других работ.
Целью данной статьи является разработка новых форм организации дистанционного обучения в эпоху цифровизации образования.
Изложение основного материала
Экспериментальная работа по разработке эффективной модели целостного педагогического процесса дистанционного обучения в условиях цифровизации образования потребовала прежде всего уточнения понятийного аппарата, отражающего современные требования построения образовательного процесса на всех ступенях и тенденции, характерные для построения учебной коммуникации с учетом включения возможностей цифровой образовательной среды.
1. Формирование понятийного аппарата1.
Продолжающийся процесс формирования понятийного аппарата, как отражение развития собственно дидактики цифрового общества, потребовал, в частности, адекватного отражения в соответствующей терминологии изменения места и роли дистанционного обучения в современном обществе [3].
Важно отметить, что авторы данного исследования под дистанционным обучением понимают технологию организации обучения на расстоянии в полном объеме, что означает не только использование Интернета, но и всей системы дистанционного обучения (СДО), а именно с использованием источников информации разного типа, как цифровых, так и на бумажных носителях.
Цифровое обучение рассматривается как технология организации обучения в определенных условиях применения цифровой образовательной среды, с обеспечением доступа в эту среду, возможностью общения, с обязательным использованием материалов в цифровом виде, не обязательно на расстоянии (работа в аудитории на компьютере). Здесь следует подчеркнуть, что понимание и использование ряда терминов, таких как «технология обучения», «педагогическая технология», «образовательная технология», «модель», «моделирование», продолжает и развивает традиционное толкование этих понятий, сложившееся в рамках отечественной педагогической науки. Из всего множества авторских определений таких исследователей, как М.В. Кларин, Б.Т. Лихачев, В.П. Беспалько, И.П. Волков, Т.И. Шамова и целого ряда других ученых, в представляемой работе вышеназванные термины получили свое развитие, основываясь на позициях В.М. Монахова о понимании сути педагогической технологии и Т.И. Шамовой о трактовке образовательной технологии [4-8].
Так, В.М. Монахов считал, что педагогическая технология - это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителей, следовательно, речь идет о педагогическом проектировании и моделировании социальных процессов в широком смысле слова, что соответствует настоящему периоду бурного развития цифровизации всех сфер жизни общества [9]. Эта же научная позиция отражается и в трактовке понятия «образовательная технология» Т.И. Шамовой и Т.М. Давыденко: образовательная технология - это процессная система совместной деятельности учащихся и учителя по проектированию (планированию), организации и корректированию образовательного процесса с целью достижения конкретного результата при обеспечении комфортных условий участникам. Итак, речь идет о проектировании моделей обучения, формах и видах взаимодействия участников образовательного процесса, особых условиях взаимодействия и создании комфортных условий, причем все эти компоненты «процессной системы совместной деятельности учащихся и учителя» осуществляются в цифровой образовательной среде.
В связи с этим следует обратить внимание на раскрытие содержания ряда терминов, существенных для понимания и осознания значения цифрового обучения при организации дистанционного обучения. Таким образом, представим новое, авторское прочтение в рамках представляемого исследования следующих понятий:
Взаимодействие асинхронное - взаимодействие между преподавателем и обучающимися, а также обучающихся между собой (когда обучение групповое), разделенное во времени.
Взаимодействие синхронное - взаимодействие между преподавателем и обучающимися, а также обучающихся между собой (когда обучение групповое) «здесь и сейчас», в прямом эфире.
Мастер-класс - учебное занятие / открытое мероприятие, на котором мастер/профессионал демонстрирует новые / уникальные / полезные / профессиональные возможности (возможно проведение и в синхронном, и асинхронном форматах/режимах2).
Мастерская - учебное занятие / открытое мероприятие, на котором участники выполняют совместно (под руководством) с мастером задания (возможно проведение в синхронном формате).
Модель - образ (в том числе условный или мысленный - изображение, описание, схема, чертеж, график, план, карта и т.п.) или прообраз (образец) объекта или системы объектов.
Модель обучения определяется как «индивидуальная интерпретация преподавателем на занятиях метода обучения применительно к конкретным целям и условиям работы» [10. С. 145-146].
Форма организации обучения групповая - обучение происходит в группах (более двух участников), на которые делятся обучающиеся (позиция авторов).
Форма организации обучения фронтальная - обучающий работает сразу со всеми обучающимися в общем темпе и для достижения общих образовательных целей.
2. Модели организации дистанционного обучения.
Итак, речь идет об оптимизации процесса обучения, повышении его качественного результата в условиях цифровизации образования, используя современные (цифровые) средства обучения, в комфортных условиях для всех участников образовательного процесса [11-14]. В данном контексте технология выступает лишь инструментом передачи знаний и организации взаимодействия, на основе которого выделяют современные модели обучения. Как и в случае с трактовкой основополагающих понятий, приведенных выше («педагогическая технология» и «образовательная технология»), известные классификации «моделей обучения» достаточно широко трактуются в отечественной и зарубежной психолого-педагогической науке. Для классификации этих моделей исследователи предлагают различные основания, но поскольку в рамках настоящей статьи нет задачи анализировать существующие классификации, то ограничимся представлением авторской классификации моделей современного обучения. В процессе научно-экспериментальной работы была разработана классификация моделей организации дистанционного обучения по способу организации взаимодействия в учебном процессе, где технологией организации обучения на расстоянии в полном объеме являются дистанционные, а технологией, обес-
печивающей организацию и процесс обучения с применением средств цифровой образовательной среды, -
цифровые.
Асинхронная модель. Образовательная коммуникация реализуется посредством электронной почты через систему дистанционного обучения. Интернет является средством асинхронной коммуникации и доступа в систему дистанционного обучения. Технология доставки знаний: кейс-технология, система дистанционного обучения. Реализуются индивидуальная и групповая коммуникации.
Синхронная модель. Образовательная коммуникация реализуется на расстоянии «здесь и сейчас» посредством специальных программных продуктов (ве-бинары, мессенджеры). Интернет служит средством синхронной коммуникации. Технология доставки знаний: вебинар, система дистанционного обучения, мес-сенджер. Реализуются групповая, индивидуальная, фронтальная коммуникации.
Интегрированная модель, включающая синхронное и асинхронное взаимодействие. Учебный процесс реализуется в двух форматах.
Первый формат: учебная коммуникация реализуется совокупно синхронно (через систему вебинаров) и асинхронно (через систему дистанционного обучения) в одной образовательной организации.
Второй формат: учебная коммуникация реализуется совокупно синхронно (через систему вебинаров) и асинхронно (через систему дистанционного обучения) в условиях сетевого взаимодействия различных образовательных организаций.
Различаются данные форматы способами построения учебного взаимодействия в процессе организации учебного материала и технологиями его реализации.
Гибридная модель, включающая очное и дистанционное взаимодействия. Реализуется в синхронном формате. Образовательная коммуникация реализуется посредством вебинара, одновременно (синхронно) в системе дистанционного обучения и в очном формате. Интернет является средством синхронной коммуникации, средством доступа (для удаленных участников) в очную аудиторию и в систему дистанционного обучения (для всех участников). Реализуется индивидуальная и групповая коммуникации.
Смешанная модель. Реализуется в синхронном и асинхронном форматах. Образовательная коммуникация реализуется посредством вебинара и очных занятий. Интернет является средством синхронной коммуникации, средством доступа в систему дистанционного обучения. Реализуется индивидуальная и групповая коммуникации.
Таким образом, гибридная модель - это когда часть участников учебного процесса участвуют удаленно, а часть очно, но одновременно, т.е. это синхронный процесс. А смешанная модель - когда участники то очно, то в Интернете (в СДО) при сочетании очного и онлайн-обучения.
Удаленная модель. Реализуется в синхронном и асинхронном форматах. Образовательная коммуникация осуществляется посредством вебинара и средств СДО. Интернет служит для организации синхронной коммуникации, является средством доступа в систему дистанционного обучения. Реализуется индивидуальная и групповая коммуникации.
Рис. 1. Модели организации дистанционного обучения
3. Типы дистанционного обучения.
Само дистанционное обучение может осуществляться в трех вариантах (типах взаимодействия), поэтому в современных условиях организации обучения необходимо выделить три типа (разные основания) дистанционного обучения, такие как онлайн-, офлайн и смешанное.
Онлайн-обучение может быть реализовано с использованием платформы для вебинаров, через совместную работу в облачных сервисах, в системе дистанционного обучения и в формате гибридного обучения.
Офлайн-обучение реализуется в формате самостоятельной работы обучающегося асинхронно с педагогом, например в системе дистанционного обучения.
Смешанный тип обучения сочетает в себе элементы онлайн- и офлайн-обучения в распределенном педагогически целесообразном формате.
4. Формы организации цифрового обучения.
В процессе изучения форм организации цифрового обучения нами были определены основания для классификации форм обучения в конкретных условиях. Так
как определяющими для организации обучения являются Интернет и организация взаимодействия в цифровой образовательной среде, то, соответственно, в основу классификации были положены использование средств Интернета, способы организации взаимодействия и количество участников образовательного процесса.
Рис. 2. Формы организации обучения в зависимости от основания классификации
4.1. Форма организации цифрового обучения. Основание - использование средств интернета.
Определяя формы организации обучения, такие как электронное (использование базы данных обучающего), цифровое (управление учебным процессом), смешанное (дифференцированный подход), удален-
ное (как копия очного), гибридное обучение (интеграция форматов) и виртуальная реальность (использование специальных ресурсов), были обоснованы и определены способы организации взаимодействия для каждой из этих форм (синхронная / асинхронная / очная) (рис. 3).
Рис. 3. Формы организации цифрового обучения (основания: использование средств Интернета и способы организации взаимодействия)
4.2. Форма организации цифрового обучения. Основание - организация взаимодействия. Эффективность дистанционного обучения обеспечивается, в том
числе, и формами организации взаимодействия участников образовательного процесса. К ним относят синхронное взаимодействие - когда взаимодействие
между преподавателем и обучающимися, а также обучающихся между собой (при групповом обучении) происходит «здесь и сейчас», в прямом эфире и асинхронное -
когда взаимодействие между преподавателем и обучающимися, а также обучающихся между собой (при групповом обучении) разделено, отсрочено во времени.
Рис. 4. Формы организации цифрового обучения (основания: условия взаимодействия)
4.3. Форма организации цифрового обучения. Основание - количество участников. В случае выбора основания для классификации форм организации взаимодействия количество участников образовательного процесса, то, очевидно, к ним следует отнести индивидуальные, фронтальные, групповые и парную формы. Эти формы могут быть реализованы при соответствующей методике организации во всех формах организации обучения, где основанием служит использование средств интернета.
Индивидуальное обучение предполагает задания, которые специально подобранно для конкретного обучающегося в соответствии с его образовательными способностями. Перечень заданий:
- работа с научной литературой, различными источниками (справочники, словари, энциклопедии, антологии и т.д.);
- решение задач, примеров, создание презентаций, написание аннотаций, отчетов;
- проведение различных наблюдений и т.д.
Фронтальное обучение - вид деятельности, при
котором все обучающиеся под руководством препода-
вателя решают одну учебную задачу, обсуждают, сравнивают, подбирают решения и обобщают результат одновременно всей группой, преподаватель работает со всеми сразу, в едином темпе и с общими установками.
Групповая (парная) форма организации обучения.
Обучающиеся работают в группах (от 3 человек), создаваемых на различных основаниях.
Признаки групповой работы:
- деление на учебном занятии на группы с целью решения конкретных учебных задач;
- каждой группе назначается конкретная задача, которая выполняется совместно под непосредственным руководством преподавателя или назначенного руководителя в группы;
- групповые задания выполняются таким образом, чтобы можно было учесть и оценить индивидуальный вклад каждого члена группы;
- состав группы непостоянный, он подбирается с учетом того, как образовательные возможности каждого члена группы могут быть реализованы с максимальной эффективностью для коллектива.
Рис. 5. Формы организации цифрового обучения (основания: количество участников взаимодействия)
5. Способы организации обучения с использованием ЭО и ДОТ.
Рассматривая каналы восприятия информации как основу для одной из классификаций способов организации обучения, представим способы организации обучения с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в зависимости от используемых каналов восприятия информации. На данном основании выделим вербальное, аудиовизуальное, программированное, мультимедийное и эмпирическое (основано на практике) обучение. Обозначим особенности перечисленных способов организации обучения с учетом модели их реализации (синхронно/асинхронно), используемых методов цифрового обучения и способов передачи информации.
Вербальное обучение. Передача информации осуществляется посредством слова.
Реализуется синхронно через онлайн-лекции, видеозанятия, цифровой воркшоп, презентации результатов деятельности, метод косвенной инициативы, он-лайн-доску, мастерские, мастер-классы онлайн. Передача информации участникам образовательного процесса осуществляется порциями (дискретно) с педагогически целесообразным использованием аудио- и видеоресурсов.
Обучение с использованием аудиовизуальных средств. Передача информации реализуется через экранные и звуковые пособия, предназначенные для предъявления слуховой и зрительной информации.
Реализуется асинхронно в форматах видеозаписи, интерактивной/дискретной лекции, скринкаста, видеокомментариев процесса деятельности, виртуальной доски.
Процесс пошагового сопровождения учебных текстов слайдами, диаграммами, графиками.
Программированное обучение. Обучение, обеспечивающее возможность самостоятельного приобретения знаний и навыков на основе специально разработанной программы.
Реализуется асинхронно в виде портфолио, ситуационного анализа, интерактивной/дискретной лекции, кодинга, с использованием тренажеров, тестового контроля. Особенности: предполагает разделение учебного материала на множество порций и постоянный контроль качества усвоения.
Мультимедийное обучение. Обучение, реализуемое одновременно с использованием звука, анимиро-
ванной компьютерной графики, видеоряда. Предполагает объединение нескольких обучающих средств, сочетание текстовой информации и графических изображений, возможность использования звуковых эффектов, цветовой палитры.
Реализуется как синхронно, так и асинхронно.
В асинхронном формате используются интернет-ресурсы (энциклопедии, справочники, словари, журналы, газеты, альманахи), видеозаписи, виртуальные библиотеки, базы данных, обучающие программы, электронные учебники, искусственный интеллект, интерактивные сборники упражнений и развивающих игр и др.
В синхронном формате - проектирование, онлайн-мастерская, тренинг, видеозанятие.
Эмпирическое обучение. Процесс получения информации или приобретения навыка путем непосредственного, самостоятельного изучения объекта или выполнения задачи. Предполагает формирование компетенций в процессе практической деятельности.
Реализуется как синхронно, так и асинхронно.
В асинхронном формате используются проектирование, виртуальный тренажер, ситуационный анализ, ограниченный перебор, интерактивные задания, интерактивные мотивирующие упражнения.
В синхронном формате - проектирование, онлайн-мастерская, тренинг, видеозанятие, цифровой ворк-шоп.
Заключение
Представленные в статье модели организации дистанционного обучения (асинхронная, синхронная, интегрированная, гибридная, смешанная и удаленная), а также описанные формы организации цифрового обучения как в асинхронном, так и в синхронном формате позволили уточнить специфику и выделить особенности построения обучения в условиях использования цифровой образовательной среды. Описанные конкретные отличия могут послужить основой для планирования оптимального изменения процесса преподавания в высшей школе и не только. Выделенные модели и формы организации дистанционного обучения показали, что сегодня преподаватель должен строить свой учебный курс, опираясь на те возможности, которые дают средства Интернета и цифровая образовательная среда.
Примечания
1 Часть терминов была представлена в статье авторов [2].
2 Режим (формат) синхронный/асинхронный - общение в реальном времени (аудиторные занятия, видеоконференция, переписка здесь и сейчас, телефонный звонок) / в отложенном времени (обмен сообщениями в разное время, выполнение работы в несовпадающее время).
Список источников
1. Вайндорф-Сысоева М.Е., Субочева М.Л. Цифровое обучение в контексте современного образования: практика применения. М. : Диона,
2020. 244 с.
2. Вайндорф-Сысоева М.Е., Субочева М.Л. Дидактика цифровой эпохи: некоторые аспекты развития // Вестник Томского государственного
университета. 2023. № 490. С. 160-168. doi: 10.17223/15617793/490/18
3. Вайндорф-Сысоева М.Е., Субочева М.Л. Цифровая дидактика: особенности организации обучения в образовательной организации // Че-
ловеческий капитал. 2021. № 12 (156), т. 2. С. 15-22.
4. Бедерханова В.П. Педагогическое проектирование в инновационной деятельности : учеб. пособие. Краснодар, 2000. 54 с.
5. Бешенков С.А. Моделирование и формализация : метод. пособие. М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2002. 336 с.
6. Современные образовательные технологии : учеб. пособие / под ред. Н.В. Бордовской. 3-е изд., стер. М. : КНОРУС, 2022. 432 с. URL:
http://library.atu.kz/files/155041/10/ (дата обращения: 26.08.2023).
7. Беспалько В.П. Образование и обучение с участием компьютеров (педагогика третьего тысячелетия). М. : Изд-во Московского психолого-
социального института ; НПО МОДЭК, 2002. 352 с.
8. Кларин М. Педагогическая технология в учебном процессе. М., 1998.
9. Монахов В.М. Педагогическое проектирование - современный инструментарий дидактических исследований // Школьные технологии.
2001. № 5. С. 75-89.
10. Азимов Э.Г., Щукина А.Н. Новый словарь методических терминов и понятий. М. : ИКАР, 2009. 448 с.
11. Дахин А.Н. Педагогическое моделирование. Новосибирск : Изд-во НИПКиПРО, 2005. 230 с.
12. Делимова Ю.О. Моделирование в педагогике и дидактике // Вестник Шадринского государственного педагогического института. 2013. № 3(19). С. 33-38.
13. Лодатко Е.А. Моделирование педагогических систем и процессов. Славянск : СГПУ, 2010. 148 с.
14. Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. 2- е изд., испр. и доп. М. : Смысл, 2001. 366 с.
References
1. Vayndorf-Sysoeva, M.E. & Subocheva, M.L. (2020) Tsifrovoe obuchenie v kontekste sovremennogo obrazovaniya: praktika primeneniya [Digital
Learning in the Context of Modern Education: Practice of application]. Moscow: Diona.
2. Vayndorf-Sysoeva, M.E. & Subocheva, M.L. (2023) Didactics of the digital age: Some aspects of development. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo
universiteta - Tomsk State University Journal. 490. pp. 160-168. (In Russian). doi: 10.17223/15617793/490/18
3. Vayndorf-Sysoeva, M.E. & Subocheva, M.L. (2021) Tsifrovaya didaktika: osobennosti organizatsii obucheniya v obrazovatel'noy organizatsii
[Digital didactics: features of the organization of training in an educational organization]. Chelovecheskiy kapital. 12-2 (156). pp. 15-22.
4. Bederkhanova, V.P. (2000) Pedagogicheskoe proektirovanie v innovatsionnoi deyatel'nosti [Pedagogical Design in Innovative Activities].
Krasnodar: KKIDPPO.
5. Beshenkov, S.A. (2002)Modelirovanie i formalizatsiya [Modeling and Formalization]. Moscow: BINOM. Laboratoriya znaniy.
6. Bordovskaya, N.V. (ed.) (2022) Sovremennye obrazovatel'nye tekhnologii [Modern Educational Technologies]. 3rd ed. Moscow: KNORUS. [Online]
Available from: http://library.atu.kz/files/155041/10/ (Accessed: 26.08.2023).
7. Bespal'ko, V.P. (2002) Obrazovanie i obuchenie s uchastiem komp 'yuterov (pedagogika tret 'ego tysyacheletiya) [Education and Learning with the
Participation of Computers (Pedagogy of the third millennium)]. Moscow: Moscow Psychological and Social Institute; NPO MODEK.
8. Klarin, M. (1998) Pedagogicheskaya tekhnologiya v uchebnomprotsesse [Pedagogical Technology in the Educational Process]. Moscow: Znanie.
9. Monakhov, V.M. (2001) Pedagogicheskoe proektirovanie - sovremennyy instrumentariy didakticheskikh issledovaniy [Pedagogical design - modern
tools for didactic research]. Shkol'nye tekhnologii. 5. pp. 75-89.
10. Azimov, E.G. & Shchukina, A.N. (2009) Novyy slovar' metodicheskikh terminov i ponyatiy [New Dictionary of Methodological Terms and Concepts]. Moscow: IKAR.
11. Dakhin, A.N. (2005) Pedagogicheskoe modelirovanie [Pedagogical Modeling]. Novosibirsk: Izd-vo NIPKiPRO.
12. Delimova, Yu.O. (2013) Modelirovanie v pedagogike i didaktike [Modeling in pedagogy and didactics]. VestnikShadrinskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo instituta. 3 (19). pp. 33-38.
13. Lodatko, E.A. (2010)Modelirovaniepedagogicheskikh sistem iprotsessov [Modeling of Pedagogical Systems and Processes]. Slavyansk: Slavyansk
State Pedagogical University.
14. Yasvin, V.A. (2001) Obrazovatel 'naya sreda: ot modelirovaniya k proektirovaniyu [Educational Environment: From modeling to design]. 2nd ed. Moscow: Smysl.
Информация об авторах:
Вайндорф-Сысоева М.Е. - д-р пед. наук, профессор кафедры технологии и профессионального обучения Московского педагогического государственного университета (Москва, Россия). E-mail: [email protected]
Субочева М.Л. - д-р пед. наук, зав. кафедрой технологии и профессионального обучения Московского педагогического государственного университета (Москва, Россия). E-mail: [email protected]
Шитова В.А. - канд. пед. наук, доцент кафедры общеобразовательных дисциплин Академии социального управления (Москва, Россия). E-mail: [email protected]
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Information about the authors:
M.E. Vayndorf-Sysoeva, Dr. Sci. (Pedagogics), professor, Moscow Pedagogical State University (Moscow, Russian Federation). Email: [email protected]
M.L. Subocheva, Dr. Sci. (Pedagogics), head of the Department of Technology and Professional Education, Moscow Pedagogical State University (Moscow, Russian Federation). E-mail: [email protected]
V.A. Shitova, Cand. Sci. (Pedagogics), associate professor, Academy of Public Administration (Moscow, Russian Federation). E-mail: v. [email protected]
The authors declare no conflicts of interests.
Статья поступила в редакцию 29.10.2023; одобрена после рецензирования 14.12.2023; принята к публикации 29.12.2023.
The article was submitted 29.10.2023; approved after reviewing 14.12.2023; accepted for publication 29.12.2023.