Научная статья на тему 'Развитие форм и способов обучения взрослых в системе профессионального образования'

Развитие форм и способов обучения взрослых в системе профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
127
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЗРОСЛЫЙ ОБУЧАЮЩИЙСЯ / ПЕРСОНИФИЦИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ / ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / ADULT TRAINEE / PERSONIFIED TRAINING / TEACHING TECHNOLOGIES / FORMS OF TRAINING / VOCATIONAL TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Булаева Марина Николаевна, Сергеева Дарья Сергеевна

В данной статье рассматривается персонифицированное обучение взрослых. Представлены технологии обучения, которые выступают связующим звеном между целью и содержанием обучения взрослых. Была отмечена роль получения образования взрослыми обучающимися, которая проявляется в двух функциях, содействующих социализации взрослого. Представлены формы и способов персонифицированного обучения и дистанционные формы проведения занятий, которые позволяют оптимально сочетать теоретическое обучение и формирование практических навыков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF FORMS AND METHODS OF ADULT EDUCATION IN VOCATIONAL EDUCATION SYSTEM

In this article, personalized adult education is considered. Teaching technologies are presented, which act as a link between the purpose and content of adult education. The role of obtaining education by adult students was noted, which manifests itself in two functions that promote the socialization of an adult. Forms and methods of personalized training and distance forms of conducting classes are presented, which allow to optimally combine theoretical training and formation of practical skills.

Текст научной работы на тему «Развитие форм и способов обучения взрослых в системе профессионального образования»

Педагогика

УДК 378.147

кандидат педагогических наук, доцент Булаева Марина Николаевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования « Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); магистрант Сергеева Дарья Сергеевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования « Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

РАЗВИТИЕ ФОРМ И СПОСОБОВ ОБУЧЕНИЯ ВЗРОСЛЫХ В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. В данной статье рассматривается персонифицированное обучение взрослых. Представлены технологии обучения, которые выступают связующим звеном между целью и содержанием обучения взрослых. Была отмечена роль получения образования взрослыми обучающимися, которая проявляется в двух функциях, содействующих социализации взрослого. Представлены формы и способов персонифицированного обучения и дистанционные формы проведения занятий, которые позволяют оптимально сочетать теоретическое обучение и формирование практических навыков.

Ключевые слова: взрослый обучающийся, персонифицированное обучение, технологии обучения, формы обучения, профессиональная подготовка.

Annotation. In this article, personalized adult education is considered. Teaching technologies are presented, which act as a link between the purpose and content of adult education. The role of obtaining education by adult students was noted, which manifests itself in two functions that promote the socialization of an adult. Forms and methods of personalized training and distance forms of conducting classes are presented, which allow to optimally combine theoretical training and formation of practical skills.

Keywords: adult trainee, personified training, teaching technologies, forms of training, vocational training.

Введение. В связи с изменениями в демографическом составе работающего населения значительно увеличивается и конкуренция за рабочее место, организации и предприятия стали предъявлять к работникам большие требования и именно поэтому успешное обучение взрослых обучающихся становится более значимо в непрерывном профессиональном образовании [7, с. 172]. Стали повышается и требования к профессиональной компетентности в любой сфере профессиональной деятельности. Целью обучения взрослых становится повышение и совершенствование профессионализма взрослых обучающихся.

Основными задачами инновационного образовательного процесса профессиональной подготовки взрослых обучающихся в современных условиях является: максимальное развитие обучающихся; ориентация мышления обучающихся на решение возникающих проблем; формирование у обучающихся умений и навыков самостоятельно и творчески переносить приобретенные знания в изменившиеся в современном мире социальные, экономические, производственные, технические ситуации; обеспечение потребности в совершенствовании профессиональных компетенций на основе самостоятельного образования и самостоятельного утверждения.

Изложение основного материала статьи. Отличия взрослых обучающихся от обучающихся заключается в том, что взрослый обучающийся несет ответственность за определение области своего обучения, выбор методов, планирование сроков, а также за оценку результатов. Он выступает в качестве основной «движущей силы» обучения, в то время как преподаватель играет роль координатора процесса, «архитектора», создающего новые формы, методы и возможности [8].

Профессиональная подготовка взрослых обучающихся подразумевает то, что обучающийся принимает активное участие в различных программах обучения и развития [11]. В силу того, что быстрые темпы развития программ обучения и соответствующих технологий возникает необходимость обучения взрослых обучающихся, при этом роль получения образования взрослыми обучающимися проявляется в двух функциях, которые содействуют социализации взрослого - профессиональной и личной.

Профессиональная функция - обеспечивает социализацию взрослого обучающегося через освоение новых профессиональных ролей и развитие мобильности и профессиональной компетентности.

Личностная функция - дополняет и обогащает процесс социализации взрослого обучающегося путем знакомства с общечеловеческими ценностями, языком, культурой мышления, деятельности и общения.

Наличие данных функций позволяет говорить нам об отличии образования взрослых от образования несовершеннолетних.

В связи с утверждение личностно-ориентированной парадигмы в образовании персонифицированное обучение было поставлено в ряд значимых и наиболее актуальных проблем [10, с. 23]. Персонифицированное обучение, в нашем понимании, это процесс обучения направленный на постоянный контроль текущих изменений у взрослых обучающихся, который дает возможность максимально усваивать знания, формировать компетенции и развивать личностные качества, которые базируются на стремлении к самостоятельной актуализации и самостоятельному развитию взрослых обучающихся.

Для любого педагога актуальной темой является процесс выявления и постоянного отслеживания достижений обучающихся в рамках отведенного времени на обучение. Для того, чтобы наглядно видеть достигнутые результаты развития каждого обучающегося нужно структурировать процесс обучения. В этом то и заключается основное отличие личностно-ориентированного обучения от персонифицированного [2, с. 70].

Итак, с позиции личностного развития взрослого обучающегося, характеризуя персонифицированное обучение, можно констатировать, что целью такого обучения выступает нравственное и интеллектуальное развитие взрослого обучающегося, которое основывается на психологическом содержании личности обучающегося как социального индивидуума.

Вышеуказанная цель может быть достигнута при создании специальных условий взаимодействия педагога и обучающихся, которые должны иметь значимость для обучающихся при целенаправленном

воздействии педагога, а именно социальную значимость, личностную значимость, жизненную значимость и т.д. При организации такого процесса весьма необходимым условием выступает направленность взрослых обучающихся на совместную деятельность с педагогом, а это возможно лишь при взаимном доверии. Такой союз может быть построен при совместной деятельности педагога и взрослых обучающихся ради достижения общей цели. Из этого можно сделать вывод, о том, что необходимо взаимное понимание, «содружество» между педагогом и взрослыми обучающимися, а также между обучающимися, которое основано на актуальности взаимодействии.

В качестве условия организации персонифицированного обучения выступает психологическая совместимость обучающихся, педагога и обучающихся в групповом и диадном пространстве. Диадное пространство предполагает оптимальные сочетания темпераментов обучающихся в зависимости от типов межличностных отношений между ними [5, с. 45].

Эффективность обучения во многом зависит от соответствия периода обучения ведущей форме интеллектуальной активности обучающихся. В условиях персонификации учебного процесса это достигается за счет использования адекватных технологий обучения. Данные технологии можно трактовать как системообразующий конструкт построения учебного процесса в зависимости от природосообразных форм интеллектуальной активности обучающихся. Они выступают связующим звеном между целью и содержанием [6, с. 44]. Такие технологии могут быть реализованы при последовательном формировании учебно-игровой деятельности на игре, учения на учебно-игровой деятельности, учебно-трудовой деятельности на учении. Условно можно разделить эти технологии на 3 группы.

Первая группа технологий - характеризует учебный и игровой период персонифицированного обучения. Использование этих технологий направлено на поддержание креативного мышления взрослого обучающегося и его подготовки к учебной деятельности по репродукции полученных знаний. Особенностью первой группы технологий является использование как учебных, так и познавательных задач. В профессиональных образовательных организациях эта группа технологии реализуется в виде дидактических игр и метода активизации мышления и рефлексии.

Вторая группа технологий - определяет период учебной деятельности, связанный с репродуктивным учением в персонифицированном обучении. Данные технологии направлены на развитие теоретического мышления. Развитие этого мышления непосредственно связано с формированием теоретических знаний по различным предметам. Применение второй группы технологий в учебном процессе предполагает формирование у обучающихся умений анализировать, синтезировать, обобщать, классифицировать, выявлять закономерности и др. Эти технологии в персонифицированном обучении реализуются в виде технологии саморазвития, практикумов и т.д.

Третья группа технологий - характеризует период учебной и трудовой деятельности. Развитие в этих технологиях креативного мышления у взрослых обучающихся сочетается с развитием опыта личностного совершенствования, в котором теоретические знания сочетаются с практической деятельностью, а теоретическое мышление выступает основой для формирования практического. Технологии третьей группы наиболее эффективно реализуются через блочно-модульные формы организации обучения.

При выборе форм и способов персонифицированного обучения преимущество получают те технологии, в которых обучающемуся предоставлена одна из ведущих ролей в процессе обучения. В качестве ведущей технологии, направленной на развитие и совершенствование у взрослых обучающихся умения самостоятельно строить свою деятельность, искать и находить рациональные способы решения проблем, переносить их в условия, отличные от учебных, используется технология кейс-стади, которая позволяет оптимально сочетать теоретическое обучение и формирование практических навыков.

Технология кейс-стади позволяет взрослому обучающемуся выступить в качестве активного субъекта профессиональной деятельности, анализирующего проблемные ситуации, определяющего цели, апробирующего пути и способы их достижения [1, с. 82].

Для более глубокого понимания сообщаемых знаний форма учебного занятия лекции сочетаются с другими формами (семинар, практическое занятие, деловая игра, мастер-класс, педагогический тренинг, мозговой штурм), которые строятся на диалоге, предполагающем свободный обмен мнениями, и где изучаемый материал рассматривается более углубленно.

Диалогические отношения предполагают:

- открытость;

- возможность познакомиться с миром другого человека;

- синергетический подход, при котором происходит «слияние» педагога и обучающегося в новое единое синергетическое целое [9, с. 44].

Диалог предполагает субъективную активность всех участников процесса общения, которая направлена на предмет общения, а не на личность участников. Главное значение в диалоге - активизация саморазвития, самоактуализация, взаимное оценивание и самооценка, которые развиваются в процессе диалогического общения, когда образование рассматривается как самодостраивание личности.

Разработке и реализации практических занятий уделяется особое внимание при осуществлении персонифицированного обучения. Наиболее эффективной формой практических занятий является проведение мастер-классов педагогами, имеющими опыт в использовании современных образовательных технологий на занятиях и вне занятий. Проведение мастер-класса позволяет продемонстрировать умение проектировать педагогическую деятельность, направленную на достижение высоких результатов у обучающихся, создает условия для повышения профессиональной компетентности педагога на основе рефлексии собственного педагогического опыта [4, с. 2].

Персонификация учебного процесса в рамках формирования информационно-образовательной гуманитарной среды предполагает возможность использования дистанционных форм проведения занятий, основанных на активной самообразовательной деятельности обучающихся по овладению знаниями.

Дистанционные формы проведения занятий реализуются с помощью следующих форм: чат-занятие, веб-занятия, веб-форумы, телеконференция и т.д.:

- чат-занятие - это занятия, проводимые синхронно, то есть все участники имеют одновременный доступ к чату и осуществляемые с использованием чат-технологий;

- веб-занятие - это занятия, проводимые в форме дистанционных уроков, конференций, семинаров, деловых игр, лабораторных работ, практикумов с помощью средств телекоммуникаций;

- веб-форум - это форма занятия, проводимая пользователями по определённой тематике или проблеме с помощью записей, оставляемых на одном из сайтов с установленной на нём соответствующей программой;

- телеконференция - это занятие, проводимое на основе списков рассылки с использованием электронной почты. В отличие от электронной почты телеконференция представляет собой переписку не с отдельными обучающимися, с группами обучающихся [3, с. 14].

На данном этапе развития социально-экономического развития российского общества профессиональное обучение взрослых обучающихся является стадийным, целостным и пожизненным процессом. На этапе активной созидательной деятельности образование выступает как средство решения важных проблем в различных сферах жизни, в более зрелом возрасте оно привлекает своей самостью (актуализацией, реализацией, рефлективностью, оценкой). Непрерывным образование становится тогда, когда существует внешняя проблема, сменяющаяся внутренней потребностью взрослого в постоянном обновлении своих знаний, ценностных представлений.

Выводы. Следуя вышесказанному, задача преподавателя сводится к поощрению и поддержке, оказанию помощи обучающемуся в определении параметров обучения и поиске информации. Основной характеристикой процесса обучения становится процесс самостоятельного определения обучающимся параметров обучения и поиска знаний, умений, навыков и качеств. Взрослые обучающиеся в процессе профессионального обучения выполняют функции как участников совместной с преподавателем учебной деятельности по диагностике, планированию, реализации, оцениванию и коррекции процесса обучения, так и являются соавторами индивидуальных (своих) программ обучения, а также сами и реализуют индивидуальные программы обучения.

Литература:

1. Гладкова М.Н., Ваганова О.И., Смирнова Ж.В. Технология проектного обучения в профессиональном образовании // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 58-3. С. 80-83.

2. Громкова М.Т. Андрагогика: теория и практика образования взрослых. - М.: ЮНИТИ-ДАНА,

2005. 495 с.

3. Груздева М.Л., Смирнова Ж.В. Результаты внедрения модели управления самостоятельной работой обучающихся в образовательный процесс вуза // Вестник Мининского университета. 2017. №1. С. 12-23.

4. Илалтдинова Е.Ю., Фильченкова И.Ф., Фролова С.В. Особенности организации постдипломного сопровождения выпускников программы целевого обучения в контексте сопровождения жизненного цикла профессии педагога // Вестник Мининского университета. 2017. № 3 (20). С. 2.

5. Лапшова А.В., Колдина М.И., Пескова Н.В. Прогностическая деятельность педагога профессионального обучения // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 59-4. С. 44-47.

6. Лапшова А.В. Профессиональная компетентность как интегративный ресурс личности педагога-профессионала // Международный научно-исследовательский журнал. 2014. № 2-3 (21). С. 44-45.

7. Мальцева С.М., Ваганова О.И., Алешугина Е.А. Интегративно-модульный подход к разработке содержания профессионального образования // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 58-3. С. 172-175.

8. Особенности образования взрослых [Электронный ресурс]. - URL: http://vio. uchim.info/V io_30/ cd_site/arti cles/art_2_5. htm

9. Панина Т.С., Вавилова, Л.Н. Современные способы активизации обучения. - М.: Академия,

2006. 176 с.

10. Персонифицированная модель повышения квалификации работников образования в современных социально-экономических условиях: коллективная монография /под ред. Н.К.Зотовой. - М.: ФЛИНТА: Наука, 2012. 342 с.

11. Специфика обучения взрослых [Электронный ресурс]. - URL: http://www.hrportal.ru/article/specifika-obucheniya-vzroslyh

Педагогика

УДК: 796.8

Президент Региональной Общественной Организации Бучин Николай Иванович

«Ассоциация Айкидо Айкикай Свердловской Области» (г. Екатеринбург)

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МНОГОБОРЬЯ БУСИДО ДЛЯ КОМПЛЕКСНОЙ ПОДГОТОВКИ ШКОЛЬНИКОВ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ АЙКИДО

Аннотация. Проанализирован опыт использования различных видов боевых искусств в физическом и духовном воспитании детей и молодежи. Предложена концепция многоборья «Бусидо», основанная на исторически сложившейся, адаптированной к современным реалиям комплексной подготовке воинов-самураев Бу-дзюцу. Прогнозируется долгосрочность эффекта приобретаемых в процессе обучения и занятий многоборьем «Бусидо» навыков нравственного, духовного поведения, что повысит возможности успешной социализации школьников в сложных условиях информационной эпохи. Разработаны программа многолетней подготовки и положение о многоборье «Бусидо».

Ключевые слова: физическая и психологическая подготовленность, комплексная спортивная подготовка, физическое и духовное воспитание школьников, социализация школьников.

Annоtation. The experience of using different types of martial arts in physical and spiritual education of children and youth was analyzed. The concept of multiathlon "Bushido", based on the historically developed, adapted to the modern realities of the complex training of samurai warriors BU-Jutsu. The long-term effect of acquired in the process of learning and practicing multiathlon "Bushido" skills of moral, spiritual behavior is predicted, which will increase the possibility of successful socialization of schoolchildren in the difficult conditions of the information age. The program of long-term preparation and regulations on multiathlon "Bushido" are developed.

Keywords: physical and psychological preparedness, complex sports training, physical and spiritual education of schoolchildren, socialization of schoolchildren.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.