Научная статья на тему 'Использование многоборья Бусидо для комплексной подготовки школьников, занимающихся айкидо'

Использование многоборья Бусидо для комплексной подготовки школьников, занимающихся айкидо Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
106
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ И ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ / КОМПЛЕКСНАЯ СПОРТИВНАЯ ПОДГОТОВКА / ФИЗИЧЕСКОЕ И ДУХОВНОЕ ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ ШКОЛЬНИКОВ / PHYSICAL AND PSYCHOLOGICAL PREPAREDNESS / COMPLEX SPORTS TRAINING / PHYSICAL AND SPIRITUAL EDUCATION OF SCHOOLCHILDREN / SOCIALIZATION OF SCHOOLCHILDREN

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бучин Николай Иванович

Проанализирован опыт использования различных видов боевых искусств в физическом и духовном воспитании детей и молодежи. Предложена концепция многоборья «Бусидо», основанная на исторически сложившейся, адаптированной к современным реалиям комплексной подготовке воинов-самураев Бу-дзюцу. Прогнозируется долгосрочность эффекта приобретаемых в процессе обучения и занятий многоборьем «Бусидо» навыков нравственного, духовного поведения, что повысит возможности успешной социализации школьников в сложных условиях информационной эпохи. Разработаны программа многолетней подготовки и положение о многоборье «Бусидо».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE USE OF MULTIATHLON "BUSHIDO" FOR THE COMPREHENSIVE TRAINING OF SCHOOLCHILDREN ENGAGED IN AIKIDO

The experience of using different types of martial arts in physical and spiritual education of children and youth was analyzed. The concept of multiathlon "Bushido", based on the historically developed, adapted to the modern realities of the complex training of samurai warriors BU-Jutsu. The long-term effect of acquired in the process of learning and practicing multiathlon "Bushido" skills of moral, spiritual behavior is predicted, which will increase the possibility of successful socialization of schoolchildren in the difficult conditions of the information age. The program of long-term preparation and regulations on multiathlon "Bushido" are developed.

Текст научной работы на тему «Использование многоборья Бусидо для комплексной подготовки школьников, занимающихся айкидо»

- веб-форум - это форма занятия, проводимая пользователями по определённой тематике или проблеме с помощью записей, оставляемых на одном из сайтов с установленной на нём соответствующей программой;

- телеконференция - это занятие, проводимое на основе списков рассылки с использованием электронной почты. В отличие от электронной почты телеконференция представляет собой переписку не с отдельными обучающимися, с группами обучающихся [3, с. 14].

На данном этапе развития социально-экономического развития российского общества профессиональное обучение взрослых обучающихся является стадийным, целостным и пожизненным процессом. На этапе активной созидательной деятельности образование выступает как средство решения важных проблем в различных сферах жизни, в более зрелом возрасте оно привлекает своей самостью (актуализацией, реализацией, рефлективностью, оценкой). Непрерывным образование становится тогда, когда существует внешняя проблема, сменяющаяся внутренней потребностью взрослого в постоянном обновлении своих знаний, ценностных представлений.

Выводы. Следуя вышесказанному, задача преподавателя сводится к поощрению и поддержке, оказанию помощи обучающемуся в определении параметров обучения и поиске информации. Основной характеристикой процесса обучения становится процесс самостоятельного определения обучающимся параметров обучения и поиска знаний, умений, навыков и качеств. Взрослые обучающиеся в процессе профессионального обучения выполняют функции как участников совместной с преподавателем учебной деятельности по диагностике, планированию, реализации, оцениванию и коррекции процесса обучения, так и являются соавторами индивидуальных (своих) программ обучения, а также сами и реализуют индивидуальные программы обучения.

Литература:

1. Гладкова М.Н., Ваганова О.И., Смирнова Ж.В. Технология проектного обучения в профессиональном образовании // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 58-3. С. 80-83.

2. Громкова М.Т. Андрагогика: теория и практика образования взрослых. - М.: ЮНИТИ-ДАНА,

2005. 495 с.

3. Груздева М.Л., Смирнова Ж.В. Результаты внедрения модели управления самостоятельной работой обучающихся в образовательный процесс вуза // Вестник Мининского университета. 2017. №1. С. 12-23.

4. Илалтдинова Е.Ю., Фильченкова И.Ф., Фролова С.В. Особенности организации постдипломного сопровождения выпускников программы целевого обучения в контексте сопровождения жизненного цикла профессии педагога // Вестник Мининского университета. 2017. № 3 (20). С. 2.

5. Лапшова А.В., Колдина М.И., Пескова Н.В. Прогностическая деятельность педагога профессионального обучения // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 59-4. С. 44-47.

6. Лапшова А.В. Профессиональная компетентность как интегративный ресурс личности педагога-профессионала // Международный научно-исследовательский журнал. 2014. № 2-3 (21). С. 44-45.

7. Мальцева С.М., Ваганова О.И., Алешугина Е.А. Интегративно-модульный подход к разработке содержания профессионального образования // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 58-3. С. 172-175.

8. Особенности образования взрослых [Электронный ресурс]. - URL: http://vio. uchim.info/V io_30/ cd_site/arti cles/art_2_5. htm

9. Панина Т.С., Вавилова, Л.Н. Современные способы активизации обучения. - М.: Академия,

2006. 176 с.

10. Персонифицированная модель повышения квалификации работников образования в современных социально-экономических условиях: коллективная монография /под ред. Н.К.Зотовой. - М.: ФЛИНТА: Наука, 2012. 342 с.

11. Специфика обучения взрослых [Электронный ресурс]. - URL: http://www.hrportal.ru/article/specifika-obucheniya-vzroslyh

Педагогика

УДК: 796.8

Президент Региональной Общественной Организации Бучин Николай Иванович

«Ассоциация Айкидо Айкикай Свердловской Области» (г. Екатеринбург)

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МНОГОБОРЬЯ БУСИДО ДЛЯ КОМПЛЕКСНОЙ ПОДГОТОВКИ ШКОЛЬНИКОВ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ АЙКИДО

Аннотация. Проанализирован опыт использования различных видов боевых искусств в физическом и духовном воспитании детей и молодежи. Предложена концепция многоборья «Бусидо», основанная на исторически сложившейся, адаптированной к современным реалиям комплексной подготовке воинов-самураев Бу-дзюцу. Прогнозируется долгосрочность эффекта приобретаемых в процессе обучения и занятий многоборьем «Бусидо» навыков нравственного, духовного поведения, что повысит возможности успешной социализации школьников в сложных условиях информационной эпохи. Разработаны программа многолетней подготовки и положение о многоборье «Бусидо».

Ключевые слова: физическая и психологическая подготовленность, комплексная спортивная подготовка, физическое и духовное воспитание школьников, социализация школьников.

Annоtation. The experience of using different types of martial arts in physical and spiritual education of children and youth was analyzed. The concept of multiathlon "Bushido", based on the historically developed, adapted to the modern realities of the complex training of samurai warriors BU-Jutsu. The long-term effect of acquired in the process of learning and practicing multiathlon "Bushido" skills of moral, spiritual behavior is predicted, which will increase the possibility of successful socialization of schoolchildren in the difficult conditions of the information age. The program of long-term preparation and regulations on multiathlon "Bushido" are developed.

Keywords: physical and psychological preparedness, complex sports training, physical and spiritual education of schoolchildren, socialization of schoolchildren.

Введение. Проблемы физического и нравственного воспитания детей и молодежи в настоящее время привлекают внимание многих специалистов в связи с низкой физической и психологической подготовленностью подрастающего поколения к современной жизни. Поиск и совершенствование новых педагогических разработок, их обоснование, введение инноваций в образовательные технологии и методики, построенные на спортивно-ориентированных формах организации физического воспитания, приводят к максимально широкому применению новых средств в физической культуре и спорте, влияющих на процессы физического и духовного развития ребенка, его адаптации к социальной среде [1-3]. Поэтому использование нетрадиционных средств физической и психологической подготовки, в частности, взятых из восточных боевых искусств, в целях укрепления здоровья, развития физических качеств и социализации учащихся является актуальной задачей, как для теории, так и для практики физического воспитания.

Существует достаточно большое количество литературных источников, в которых авторы дают глубокий анализ восточных боевых искусств. О. Ратти, А. Уэстбрук в книге «Секреты самураев. Боевые искусства феодальной Японии» иллюстративно и всеобъемлюще описали подготовку воинов-самураев на основе свода заповедей «Путь самурая» («Буси-до») [4]. Технику воинских искусств (Бу-дзюцу или Бу-до) самураи осваивали в рамках традиционных школ - Рю. В них изучали Кэн-дзюцу (фехтование на мечах), Иай-дзюцу (искусство молниеносного обнажения меча с последующим ударом), Со-дзюцу (владение копьем), Нагината-дзюцу (фехтование на алебардах), Кю-дзюцу (стрельба из лука), Сасумата-дзюцу (владение рогатиной), Бо-дзюцу (владение шестом), Дзё-дзюцу (владение палкой) и т.д. К Бу-дзюцу относились также дисциплины, не связанные исключительно с применением оружия: Дзю-дзюцу (Самооборона без оружия), Куми-ути (Борьба без оружия в доспехах), Ходзе-дзюцу (Искусство связывания противника), Суйэй-дзюцу (плавание) и др.

Однако, в научной и научно-популярной литературе о боевых искусствах Японии, Китая и других стран практически нет описания духовно-нравственной, гуманистической составляющей воспитания человека как личности, способной к социализации и гармоничному развитию.

Необходимость использования новых средств в процессе физического воспитания учащихся школ, недостаточная физическая и психологическая подготовленность школьников, сложности их социализации обусловили разработку оригинального многоборья «Бусидо».

Изложение основного материала статьи. Цель многоборья «Бусидо» - гармоничное развитие личности и привлечение молодежи к занятиям боевыми искусствами. Нами были выделены ключевые ценности, объединяющие виды боевых искусств, входящие в Программу многоборья «Бусидо». Это «Традиции», «Дисциплина», «Сила духа». Также были сформулированы задачи, решаемые при реализации комплексной подготовки занимающихся айкидо школьников (далее - айкидок) с помощью многоборья «Бусидо»:

1) расширить информационное поле айкидок в рамках их технико-тактической и теоретической подготовки, в том числе:

- освоить элементы техники и тактики адаптированных к современной действительности видов боевых искусств, которые входили в подготовку самураев;

- познакомиться с историей возникновения и развития как своего профильного вида - айкидо, так и смежных видов боевых искусств;

2) получить возможность практического применения айкидоками элементов техники и тактики других видов боевых искусств в формате тренировочных занятий, мастер-классов, зачетных мероприятий и турниров;

3) разнообразить психологическую подготовку айкидок, включив в нее занятия по воспитанию духовности, нравственности, патриотизма, гуманизма, помогающие успешной социализации школьников.

Команда инструкторов региональной общественной организации (РОО) «Ассоциация Айкидо Айкикай Свердловской области» и РОО «Федерация Кендо Свердловской области» разработала программу многолетней подготовки многоборья «Бусидо» для трех возрастных групп: 6-9 лет, 10-13 лет и 14-17 лет. В программу были включены средства и методы из следующих видов боевых искусств: айкидо, дзёдо (владение палкой), дзюдо, верховая езда, иайдо (искусство молниеносного обнажения меча с последующим ударом), кендо (фехтование на мечах), кюдо (стрельба из лука), карате, сумо, плавание.

Выбор видов боевых искусств был обусловлен неслучайно. Каждый из видов наиболее успешно развивает определенные физические и психологические качества (см. таблицу 1).

Физические и психологические качества, наиболее развиваемые видами, составляющими

многоборье «Бусидо»

№ Вид Наиболее развиваемые данным видом физические качества Наиболее развиваемые данным видом психологические качества

1 айкидо Гибкость, координация, скорость психическая стабильность внутренняя координация

2 дзёдо Координация, быстрота реакции психологическая устойчивость к внешним раздражителям

3 дзюдо выносливость, координация, сила, гибкость психическая стабильность, психологическая устойчивость к внешним раздражителям

4 верховая езда Координация, выносливость концентрация внимания

5 иайдо гибкость, выносливость концентрация внимания

6 кендо Скорость, сила, координация концентрация внимания, психическая стабильность в боевой ситуации

7 кюдо выносливость, координация, стабилизация зрения концентрация внимания, психологическая устойчивость к внешним раздражителям

8 карате сила, скорость, координация психическая стабильность, концентрация внимания

9 сумо координация, скорость, сила концентрация внимания

10 плавание выносливость, сила психическая стабильность

Помимо приведенных в таблице физических и психологических качеств, каждый из видов многоборья «Бусидо» определенным образом влияет на формирование и развитие следующих элементов гармоничной личности. Кюдо - гармоничное сочетание духовных и физических сил, сбалансированность сознания в момент выстрела. Кендо - точность, практика контактного боя с оружием, совершенствование духа, нравственность. Сумо - использование силы в полном контакте, особый тип энергии, вырабатываемый при брюшной централизации, которая позволяет одному атлету выталкивать другого за пределы арены; нравственность, мораль, этика. Дзюдо - контроль энергии, дисциплина, умственное развитие, психическая закалка. Айкидо - круговые движения, являющиеся основой техники айкидо, обеспечивают возможность избегать физическое противодействие партнёра и применять защитные приемы наиболее эффективно; распространение скоординированной энергии, самосовершенствование, духовное и нравственное воспитание личности. Верховая езда - навыки правильной осанки, единение всадника и коня, человека и природы. Плавание - закалка тела, рациональность дыхания, дисциплина, контроль энергии. Дзёдо - быстрота реакции, закалка тела, сложно-координационные приёмы с шестом, нравственное воспитание, этика, дисциплина. Иайдо - сохранение мышц и суставов в работоспособном состоянии, мгновенная концентрация внимания при переходе из пассивного состояния к стремительной атаке.

Мы выделили три ключевых аспекта психологической подготовки школьников в многоборье «Бусидо». Во-первых, занятия боевыми искусствами являются естественными условиями формирования физического, духовного и нравственного здоровья молодёжи. Во-вторых, помимо этого, занятия боевыми искусствами помогают успешной социализации молодёжи, формируют особый стиль поведения в обществе, необходимый для достижения успеха. И, наконец, в-третьих, занятия боевыми искусствами становятся стимулом формирования общечеловеческих ценностей, нравственности, духовного воспитания, гуманизма, патриотизма.

Так как в основу многоборья «Бусидо» заложены средства и методы боевых искусств, то на теоретических и практических занятиях активно используется «Кодекс чести самурая» в духовно-нравственном воспитании айкидок. При этом основные постулаты поведения адаптируются к социальной среде, в которой находятся школьники, и разъясняются с приведением примеров и моделированием ситуаций (таблица 2).

Основные постулаты поведения, формируемые боевыми искусствами, входящими в многоборье

«Бусидо»

Постулаты поведения личности Характеристика с точки зрения боевых искусств

Прямота это дух ни перед чем не склоняющегося разума и справедливости

Мужество это дух отваги и выдержки

Доброта это уравновешенное твёрдым разумом чувство мужественного сострадания

Вежливость признак способности к самоограничению и развитию чувства уважения к другим

Искренность это верность истине, честность

Честь это благородство своего духа и достоинства своего состояния

Верность долгу чувство верности и преданности

Скромность искренность и отсутствие гордости

Уважение сочетание скромности и доверия

Самоконтроль умение сдерживать чувства и страсти

Доброжелательность основа взаимопонимания, уважения и доверия

Этикет проявление нравственно-духовных манер

Нами прогнозируется долгосрочность эффекта приобретаемых в процессе обучения и занятий многоборьем «Бусидо» навыков нравственного, духовного поведения, что повышает успешную социализацию школьников.

Разработанные программа и положение о многоборье «Бусидо» включают в себя следующие основные аспекты. Соревнования по многоборью «Бусидо» проводятся в целях развития и популяризации боевых искусств в Уральском Федеральном Округе и Российской Федерации. Соревнования (зачёты) многоборья проводятся по следующим видам боевых искусств и единоборств: айкидо, верховая езда, дзёдо, дзюдо, иайдо, каратэ, кендо, кюдо, плавание, сумо - в соответствии с Правилами видов спорта, утверждёнными Министерством спорта Российской Федерации. Основными задачами многоборья «Бусидо» являются: пропаганда физической культуры, спорта и здорового образа жизни; формирование позитивных жизненных установок у подрастающего поколения; гражданское и патриотическое воспитание молодёжи; совершенствование подготовки спортивного резерва в субъектах Российской Федерации; определение лучших субъектов Российской Федерации, осуществляющих подготовку спортивного резерва; развитие материально-технической базы и предоставления больших возможностей для занятий спортом; ознакомление с возникновением и историческим развитием боевых искусств.

Места и сроки проведения этапов многоборья размещаются в календарных планах мероприятий. Так как в виде традиционного боевого искусства айкидо нет соревнований, то по айкидо проводится зачет -выполнение демонстрационной показательной программы или выполнение квалификационных зачётов ЕВСК на юношеский разряд. Зачетом по верховой езде является участие в мастер-классе, проведённом в любом конно-спортивном клубе. Зачётом по кюдо является мастер-класс в любой Федерации (клубе) Кюдо или Федерации (клубе) стрельбы из лука.

Состав судейских коллегий по видам боевых искусств (единоборств) формируются на основании списков спортивных судей, представленных федерациями и клубами участвующих в мероприятии.

К участию в многоборье допускаются зарегистрировавшиеся федерации и клубы. Возрастные группы участников распределяются следующим образом: детский возраст - 6-9 лет; юноши - 10-13 лет; юниоры -14-17 лет. В комиссию по допуску представляется именная заявка, а также следующие документы на каждого участника: а) паспорт или свидетельство о рождении; б) будо-паспорт или квалификационная книжка спортсмена; в) полис обязательного медицинского страхования; г) страховой полис о страховании жизни и здоровья от спортивной травмы.

Финальный этап многоборья будет заключаться в демонстрационной программе по айкидо (или квалификационный зачёт на юношеский разряд), турниров по дзёдо и иайдо. Если в проекте участвуют федерации и клубы из других видов боевых искусств, входящих в многоборье «Бусидо», то финальным этапом является соревнование по профильному виду этой федерации. Обеспечение безопасности участников и зрителей осуществляется согласно требованиям Правил обеспечения безопасности при проведении официальных спортивных соревнований, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 18 апреля 2014 года № 353 «Об утверждении Правил обеспечения безопасности при проведении официальных спортивных соревнований», а также требованиям Правил соответствующих видов спорта.

Выводы. Проанализирован опыт использования различных видов боевых искусств в физическом и духовном воспитании детей и молодежи. Было выявлено, что средств и методов, присущих каждому в отдельности виду боевых искусств, недостаточно для воспитания гармонически развитой личности, способной к успешной социализации в современных условиях.

Предложена концепция многоборья «Бусидо», основанная на исторически сложившейся, адаптированной к современным реалиям комплексной подготовке воинов-самураев Бу-дзюцу. Значительная роль в отборе видов боевых искусств и спорта отводится используемым в них средствам и методам психологической подготовки и духовно-нравственного воспитания. В состав многоборья «Бусидо» включены айкидо, дзёдо (владение палкой), дзюдо, верховая езда, иайдо (искусство молниеносного обнажения меча с последующим ударом), кендо (фехтование на мечах), кюдо (стрельба из лука), карате, сумо, плавание.

Прогнозируется долгосрочность эффекта приобретаемых в процессе обучения и занятий многоборьем «Бусидо» навыков нравственного, духовного поведения, что повысит возможности успешной социализации школьников в сложных условиях информационной эпохи.

Разработаны программа многолетней подготовки и положение о многоборье «Бусидо». Проводятся

учебно-тренировочные занятия и соревнования.

Литература:

1. Степанов С.В. Единоборства как средство развития личности: учебник [гриф УМО] / С. В. Степанов, Е. В. Головихин. - Екатеринбург : ООО Универсальная Типография «Альфа Принт», 2018. - 649 с.

2. Строшков В. Инновационные технологии организации контроля спортивной деятельности: монография / В. Строшков, Н. Строшкова, И. Падерин. - Saarbrücken: LAP LAMBERT Academic Publishing, 2015. - 385 с.

3. Строшкова Н.Т. Личностно ориентированный подход в самоопределении юных спортсменов: монография / Н.Т. Строшкова, В.П. Строшков, Ю.И. Варава; Рос. гос. проф.-пед. ун-т. - Екатеринбург: Издательство РГППУ, 2016. 180 с.

4. Ратти О. Секреты самураев. Боевые искусства феодальной Японии. / О. Ратти, А. Уэстбрук. - Москва: «Азбука-Аттикус», 2009. - 495 с.

Педагогика

УДК 378

кандидат экономических наук, доцент Винникова Ирина Сергеевна

Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (г. Нижний Новгород); старший преподаватель Кузнецова Екатерина Андреевна

Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (г. Нижний Новгород); кандидат экономических наук, доцент Шпилевская Елена Вячеславовна

Ростовский институт защиты предпринимателя (г. Ростов-на-Дону)

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ ФИНАНСОВОМУ

АНАЛИЗУ ОБУЧАЮЩИХСЯ ВУЗА

Аннотация. В статье доказывается необходимость и важность использования современных информационных технологий при обучении студентов педагогического вуза. Процесс рассматривается на примере дисциплины «Финансовый анализ» для будущих бакалавров. Раскрываются основные дидактические задачи, реализуемые при активном использовании информатизации. В обучении курсу финансового анализа и, в частности, в изучении методики анализа платежеспособности хозяйствующих субъектов существует ряд методических проблем, решение которых представлено авторами с использованием элементов компьютерного моделирования.

Ключевые слова: информационные технологии, компьютерное моделирование, обучение, финансовый анализ, самостоятельная работа, обучающиеся вуза, профессиональная направленность.

Annotation. The article proves the necessity and importance of using modern information technologies for teaching students of a pedagogical university. The process is examined on the example of the discipline "Financial Analysis" for future bachelors. The main didactic tasks realized with active use of informatization are revealed. In teaching the course of financial analysis and, in particular, in studying the methodology for analyzing the solvency of economic entities, there are a number of methodological problems, the solution of which is presented by authors using elements of computer modeling.

Keywords: information technologies, computer modeling, training, financial analysis, independent work, students of higher education, professional orientation.

Введение. Информатизация высшего образования предполагает реализацию комплекса мероприятий, которые направлены на повышение уровня сформированности общекультурных и профессиональных компетенций будущих бакалавров, путем активного использования компьютерной техники и информационных технологий в учебной и научно-исследовательской деятельности, в реализации учебного процесса.

Использование информационных технологий на различных стадиях учебного процесса формирует возможности для стимулирования обучающихся вузов к развитию творческого мышления, усиливает значение самостоятельной работы, делает процедуру контроля и самоконтроля самостоятельной работы со стороны педагога более упрощенной и прозрачной.

Цель исследования предполагает изучение вопроса использования информационных технологий и применения их при обучении финансовому анализу обучающихся высшего учебного заведения.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Изложение основного материала статьи. Вопрос интенсивности информатизации вузов можно рассматривать как одно из основных направлений государственной образовательной политики в настоящий момент. В последнее время в системе высшего образования наблюдается развитие множества процессов, указывающих на повсеместную информатизацию на всех этапах обучения. К подобным проявлениям можно отнести: активное внедрение научных информационных разработок по использованию компьютерных технологий, использование информационных технологий в процессе обучения, в частности, использования современных информационных технологий в процессе разработки учебных пособий и иных педагогических средств обучения, внедрения в образовательный процесс вузов дистанционного обучения, создания и использования электронных образовательных сред, совершенствования посредством информационных технологий средств обучения и т.д. [1].

Кроме того, методические проблемы и теоретический аспект использования информационных технологий в обучении финансовому анализу обучающихся высшего учебного заведения не находят должного отражения в практике [1, 2].

При использовании информационных технологий при обучении финансовому анализу необходимо реализовывать общедидактические задачи:

1. Выработать навыки рациональной организации учебной деятельности;

2. Сформировать интерес к изучаемой дисциплине «Финансовый анализ»;

3. Целенаправленно сформировать обобщенные приемы умственной деятельности;

4. Развивать самостоятельность обучающихся;

5. Подготовить обучающихся к научной деятельности;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.