УДК 7А
С.Б. Петрыгин
БОЕВЫЕ ЕДИНОБОРСТВА И ВОСПИТАНИЕ В ЯПОНИИ
С древних времен традиционные боевые искусства в Японии - это не только способ ведения боя, но и прежде всего Путь нравственного и физического совершенствования. В статье дана история развития японских единоборств как системы воспитания, показана внутренняя суть будо как явления традиционной японской культуры.
боевые единоборства, будо, воспитание, Путь, общество.
Пятью добродетелями в конфуцианстве считаются человеколюбие, долг, благодарность, ум и верность. Именно этим, а также предупреждением не раскрывать суть учения человеку, который незнаком с нормами этики и морали, ограничивается применение боевых навыков. Это позволяет понять подлинную цель обучения любому виду единоборств и условия, при которых возможно передавать свой опыт вместе с техникой и понятием о духе.
Система моральных и гуманных ценностей в боевых единоборствах Японии начала складываться во время бесконечных сражений, в эпоху так называемых «воюющих княжеств».
Боевые единоборства были призваны развивать технику ведения боя, чтобы победить соперника. Но, чтобы победить соперника, надо не только оттачивать технику, но и думать, ибо только единство «внешнего» и «внутреннего» в человеке могло привести к победе. Воинов воспитывали так, что, кроме умения сражаться, они должны были уметь слагать стихи, разбираться в поэзии и искусствах, что требовало незаурядной эрудиции и большой внутренней дисциплины. Иными словами, чтобы победить соперника, надо победить, прежде всего, самого себя.
Что же значит «победить себя»? Этот вопрос люди задают себе уже много веков, пытаясь ответить на него с точки зрения и философии, и религии. Ответ на этот вопрос не лежит на поверхности. В Японии боевые единоборства, или искусства, с момента зарождения прошли путь от техники ведения боя до системы закаливания духа и тела. Такое изменение сути будо несет в себе очень много смысла.
В настоящее время, говоря «будо», имеется в виду понятие, являющееся общим для дзю-дзюцу, дзюдо, кэндо и т.д., а также для тех дисциплин, которые занимаются развитием физической культуры и которые в основе своей имеют старые школы японских единоборств. Этот общепринятый сейчас термин появился в конце эпохи Мэйдзи (1868-1912).
Дзю-дзюцу, дзюдо, кэндо, кюдо, сумо, каратэдо, айкидо, сюриндзикэмпо, нагината и т.д. в настоящее время считаются боевыми искусствами, которые нача-
ли свое оформление в том виде, в котором они ныне существуют, после 1868 года. Их называют также «современные боевые искусства». Основой для современных боевых искусств стали так называемые «старые боевые искусства», унаследовавшие японские традиции, существовавшие до реставрации Мэйдзи (1868). Их также называют «старые техники ведения боя», «старые школы ведения боя». Говорят, что в конце эпохи Эдо (середина XIX века) таких школ насчитывалось более тысячи, сейчас предположительно около 500. Что же такое «будо»? Индивидуальные навыки в технике, видимые невооруженным глазом, либо нечто, невидимое глазу, что имеет отношение к особенностям духовной культуры!? В любом случае этот вопрос требует тщательного рассмотрения.
Будо является традиционной культурой, то есть представляет собой некую ось времени, соединяющую в себе прошлое, настоящее и будущее, и используется в первую очередь для формирования личности занимающихся.
Иными словами, не мастерство и количество побед являются целью, а достижение через тренировки единства духа, техники и тела, работа над личностью, так как главное в будо - это умеренность и дисциплина.
Необходимо обратить внимание на четыре понятия, характерные для японских боевых единоборств, которые считаются основными в концепции бу-до: «боевой дух, пришедший из далекого прошлого Японии», «единство духа и техники», «закаливание духа», «движение от техники к Пути».
По мнению прагматиков, в будо необходимо оценивать уровень техники и количество побед, поскольку доказательства предпочтительнее теории. Однако если обратиться к истории развития будо, можно сделать вывод, что отношение к этому сильно изменилось. Безусловно, сами по себе боевые техники очень разнообразны и возникли они, прежде всего, как техники ведения боя. И именно по этой причине было решено запретить воинственность. Суть будо надо искать в духовных качествах человека. Для того чтобы прекратить войну, воин - до недавнего времени он же участник схватки - должен стремиться к тому, чтобы изменить свое сердце. И сделать это никогда не поздно. Воины сами наложили запрет на воинственность в своем сердце, и это хороший пример в становлении будо.
«Душа сама легко может ввести себя в заблуждение, не позволяй своей душе запутать тебя». Это высказывание в Японии с древности передается из поколения в поколение.
В мире боевых искусств сильна позиция, когда победа достигается ради победы и все подчинено логике силы. Возможно, это можно отнести к влиянию человеческих инстинктов, если смотреть на людей с точки зрения чувств и эмоций. Однако человеческий разум должен их сдерживать, в том числе сдержать и чувства, связанные с агрессивными инстинктами.
Будо значительно влияет на всю жизнедеятельность японского общества. В очень широком смысле оно имеет отношение и к явным проявлениям изменений в обществе, и к формированию скрытого от других мировоззрения отдельно взятого человека. Будо в своем развитии преодолело несколько серьезных кризисов. Первый кризис относился ко времени, когда закончилась эпоха воюющих княжеств и началась эпоха Эдо (начало эпохи Эдо - 1603 год). В это время в Японии
получило распространение огнестрельное оружие, вследствие чего навыки контактной борьбы утратили свою ценность, более того, в наступившее мирное время не осталось необходимости сокрушать врага. Все эти причины способствовали развитию концепции гуманизма и добродетели. Если бы такая тенденция сохранилась, боевые техники совсем вышли бы из употребления, однако произошло обратное: воины углубились в теоретическую разработку системы передачи опыта, то есть воспитания. Второй кризис связан со временем, когда закончилась эпоха воинов и началась эпоха Мэйдзи. Реформы эпохи Мэйдзи, начавшейся в 1868 году, привели к исчезновению самураев как сословия, а боевые техники лишились фундамента, на котором стояли, что привело к их временному упадку.
Именно на это время приходится деятельность Кано Дзигоро (1860-1938), создавшего на основе дзюдзюцу кодокан дзюдо (1882), приложившего много сил, чтобы внедрить новую систему в школьную программу воспитания физической культуры, и способствовавшего преодолению серьезного кризиса. Активность Кано Дзигоро по популяризации дзюдо распространялась далеко за пределы Японии. Созданная его усилиями система дзюдо возродила боевые техники, модернизировала имеющийся опыт поколений и широко распространилась за пределами страны.
Одной из главных целей Кано являлось использование дзюдо в воспитательном процессе. Для этого он исключил все опасные для жизни приемы, сосредоточившись на безопасности, систематизировал имеющиеся знания. Идеологическим наполнением новой системы стали процветание общества и мирное сосуществование. Дзюдо и в боевом, и в идеологическом смысле стало выше агрессии. Сейчас дзюдо - олимпийский вид спорта, популярный во всем мире. В Японии дзюдо - один из широко распространенных видов спортивных состязаний, но это далеко не все. Кано, «отец японской системы воспитания», «великий Учитель», так выразил суть дзюдо: «Воспитание - это самое важное в нашей жизни. Знания и опыт одного человека, переданные другому, а затем следующему, могут распространиться на очень многих людей, что в итоге окажется вечным процессом». Эти слова очень любил повторять Кано.
Третий кризис произошел после Второй мировой войны, в 1945 году. На некоторое время было запрещено преподавание дисциплин боевых единоборств в школах. Такая жесткая мера была связана с тем, что тренировки воспринимались как часть военной подготовки. В это время их возрождение стало возможным лишь благодаря настойчивости людей, доказывавших, что будо является частью национального спорта и сохраняет так необходимую для общества идею воспитания. Люди существуют в сообществе, в культурной среде, и, изучая возможности воспитания, не следует забывать об этом.
В заключение необходимо отметить, какое место занимает в наше время будо в японском обществе. В школах в рамках развития физической культуры обязательно включены дисциплины различных видов единоборств: в университетах существуют факультеты и кафедры будо. Яркий тому пример - Международный университет боевых искусств. Кроме того, в Японии сложился определенный круг ученых, занимающихся проблемами будо с привлечением дости-
жений современной науки и техники. Практически в каждом районе есть додзё -«место познания Пути», то есть место для занятий единоборствами. Такие места существуют и в фирмах, и в полицейских отделениях. Кроме этого, городское управление обязательно имеет на своем балансе Будокан (Дворец боевых искусств). В настоящее время разные направления старых боевых техник в большинстве своем объединены в некие сообщества, которые также имеют в своем распоряжении додзё. Самым известным, пожалуй, является Дзэн Нихон будокан (Всеяпонский Дворец боевых искусств).
В Японии всюду можно найти либо организацию, либо специализированные спортивные комплексы (будокан), имеющие отношение к будо, которое активно развивается, и так как в Стране восходящего солнца образование занимает всю жизнь, то спорт становится образом существования. С этой точки зрения будо как явление, не имеющее отношения к возрастным ограничениям, органично переплетает и связывает между собой и школу, и общество, и семью. Боевые единоборства - настоящий пример самообразования и самопознания на протяжении всей жизни.
Будо - составляющая часть традиционной японской культуры. Однако если посмотреть на него с точки зрения изучения жизненного пути человека, то это искусство интернационально и толерантно. К тому же в будо, как в спорте, поиск истины не имеет национальной окраски. Через преодоление трудностей тренировок, через тяжелые физические и психоэмоциональные испытания на соревнованиях воспитываются такие чувства, как гуманизм, сострадание, дружба.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Боевые искусства: Китай, Япония [Текст] / сост., пер. с кит. и древнеяп., вступ. ст. и коммент. В.В. Малявина. - М. : Астрель : АСТ, 2004. - 416 с.
2. Конфуций. Уроки мудрости [Текст] // Соч. - М. : ЭКСМО-Пресс ; Харьков : Фолио, 2001. - 958 с.
3. Дзигоро, Кано. Кодокан дзюдо [Текст] / пер. с англ. Б. Заставной. - Ростов н/Д : Феникс, 2000. - 448 с.
4. Бердышев, С.Н. Боевые искусства. Философия и техника боя [Текст]. - Ростов н/Д : Феникс, 2002. - 496 с.
S.B. Petrygin
MARTIAL ARTS, MORAL DEVELOPMENT,
AND PHYSICAL EDUCATION IN JAPAN
In Japan martial arts have always been more than a tool to develop fighting prowess. They have long been recognized as a means to moral and physical perfection. The paper attempts to reconstruct the history of traditional Japanese martial arts as a system of moral development through physical education.
martial arts, budo, moral development, physical education, society.