Научная статья на тему 'Развитие физической культуры молодежи как приоритет педагогики досуга'

Развитие физической культуры молодежи как приоритет педагогики досуга Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
986
141
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ПЕДАГОГИКА ДОСУГА / ЗДОРОВЬЕ ЛИЧНОСТИ / ВОСПИТАНИЕ ГАРМОНИЧНОЙ ЛИЧНОСТИ / СОМАТОПСИХИЧЕСКАЯ ПРИРОДА / PHYSICAL CULTURE / PEDAGOGICS OF LEISURE-TIME ACTIVITY / HEALTH OF AN INDIVIDUAL / UPBRINGING OF A HARMONIOUS PERSON / SOMATIC-PSYCHICAL NATURE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Никифоров Н. В.

В статье рассматривается вопрос развития физической культуры молодежи как средства развития объективных факторов приоритета в ней педагогической составляющей. Объективно физическая культура имеет большие потенциальные возможности в формировании всесторонне развитой личности. Однако в реальной практике эти возможности используются далеко не в полной мере и прежде всего в силу разрыва соматопсихической и социокультурной составляющих человека. В педагогике формирования физической культуры слабо представлены такие элементы человеческой индивидуальности как самореализация, проективное и целенаправленное саморазвитие, творчество, духовные потребности, являющиеся импульсом всякой деятельности. Педагогика досуга в данном контексте является фактором развития физической культуры молодого человека.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The development of youth physical culture as priority of leisure pedagogy

In this paper we examine a question of developing physical culture of young peopleas a priority in pedagogics of leisure-time activity.Objectively physical culture has great potential opportunities in forming well-developed personality. But in real practice these opportunities are used not in full. This happens because of a gap between somatic-psychical and sociocultural components of an individual. In pedagogics of forming physical culture such elements of human individuality like self-actualization, projective and purposeful self-development, creativity, spiritual needs, which give the impulse to each activity, are weakly performed. Pedagogics of leisure-time activity in that context is a factor of developingphysical culture of a young person.

Текст научной работы на тему «Развитие физической культуры молодежи как приоритет педагогики досуга»

УДК 379.8.092

Н.В. Никифоров

РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ МОЛОДЕЖИ КАК ПРИОРИТЕТ ПЕДАГОГИКИ ДОСУГА

В статье рассматривается вопрос развития физической культуры молодежи как средства развития объективных факторов приоритета в ней педагогической составляющей. Объективно физическая культура имеет большие потенциальные возможности в формировании всесторонне развитой личности. Однако в реальной практике эти возможности используются далеко не в полной мере и прежде всего - в силу разрыва соматопсихической и социокультурной составляющих человека. В педагогике формирования физической культуры слабо представлены такие элементы человеческой индивидуальности как самореализация, проективное и целенаправленное саморазвитие, творчество, духовные потребности, являющиеся импульсом всякой деятельности. Педагогика досуга в данном контексте является фактором развития физической культуры молодого человека.

Ключевые слова: физическая культура, педагогика досуга, здоровье личности, воспитание гармоничной личности, соматопсихическая природа.

Nikiforov N.V. The development of youth physical culture as priority of leisure pedagogy.

In this paper we examine a question of developing physical culture of young peopleas a priority in pedagogics of leisuretime activity. Objectively physical culture has great potential opportunities in forming well-developed personality. But in real practice these opportunities are used not in full. This happens because of a gap between somatic-psychical and sociocultural components of an individual. In pedagogics of forming physical culture such elements of human individuality like selfactualization, projective and purposeful self-development, creativity, spiritual needs, which give the impulse to each activity, are weakly performed. Pedagogics of leisure-time activity in that context is a factor of developingphysical culture of a young person.

Keywords: physical culture, pedagogics of leisure-time activity, health of an individual, upbringing of a harmonious person, somatic-psychical nature.

Физическая культура в последнее время входит в состав ключевых приоритетов педагогической теории и практики. Это обусловлено объективной ролью физической культуры в повышении качества жизнедеятельности человека и общества. Как известно, уровень развития физической культуры, активное долголетие являются важнейшими предпосылками реализации человеческого потенциала и рассматриваются сегодня как ведущие критерии социального прогресса. Актуальность проблемы связана также с усилением негативных тенденций в сфере физической культуры, имеющих отрицательные последствия для здоровья человека и общества. В последние десятилетия произошла девальвация и снижение ценности физической культуры, о чем свидетельствует ухудшение здоровья у различных групп населения, особенно у детей и подростков. Эти тенденции усугубляются неразвитостью оздоровительных форм проведения досуга, отсутствием системы физического воспитания детей и подростков, пропагандой в СМИ жизненных стилей, негативно воздействующих на физическое и психическое состояние личности. Как отмечают исследователи, утвердился своеобразный «соматический негативизм», который проявляется в равнодушии к собственному физическому здоровью, недоверии к телесному опыту. Другой крайностью этой проблемы является возведение в культ телеснофизических характеристик человека, не име-ющих отношения к подлинным ценностям физической культуры. В результате формируется одномерная,

частичная личность, не способная к раскрытию своего потенциала и самореализации личности в предлагаемых обстоятельствах.

Свою роль в усилении обозначенных выше негативных тенденций играет традиционная система физического образования и воспитания, которая не смогла обеспечить цели физического воспитания в единстве интеллектуального, нравственного и телесно-физического развития человека. Исследования показывают, что сегодня сложилось противоречие между ценностным и технологическим потенциалом физической культуры и уровнем его освоения в рамках образовательного и воспитательного процесса. Это несоответствие обнаруживается в узости учебной проблематики, ориентации на технологическую сторону физической культуры и отсутствии условий для освоения ее духовно-ценностного, интеллектуального богатства. Такое положение ограничивает возможности физкультурной деятельности развитием только двигательной сферы человека и в значительной мере снижает потенциал физической культуры в развитии интеллектуальных, творческих и коммуникативных способностей человека.

Вторая причина сложившегося положения заключается в непонимании ценностно-нормативной природы физической культуры. Трактовка данного феномена чаще всего ограничивается формальными ссылками на необходимость целостного и интегративного понимания сущности физической

культуры в единстве природного и духовного, ценностно-нор-мативного и процессуальнотехнологического.

Объективно физическая культура имеет большие потенциальные возможности в формировании всесторонне развитой личности. Однако в реальной практике эти возможности используются далеко не в полной мере и прежде всего - в силу разрыва соматопсихической и социокультурной

составляющих человека (и рассогласованности соответствующих разделов знаний о человеке). В педагогике формирования физической культуры слабо представлены такие элементы человеческой индивидуальности как самореализация, проективное и целенаправленное саморазвитие, творчество, духовные потребности, являющиеся импульсом всякой деятельности. Это ограничивает возможности физкультурной деятель-ности развитием только двигательной сферы занимающихся, что в значительной мере снижает культурный потенциал данной области человеческой практики, не позволяет использовать физическую культуру в развитии интеллектуальных, мыслительных, творческих и коммуникативных потенций человека. Педагогические исследования нередко игнорируют физическую культуру как равнозначный с другими видами культуры объект исследований. Если культурологи акцентируют внимание на социокультурных аспектах личности и оставляют без внимания соматопсихическую ее сторону, то специалисты в области физической культуры обращают внимание на

соматопсихическую природу, упуская из поля зрения социокультурную сторону. И в том, и в другом случае прослеживается разрыв целостности человека, что ограничивает эвристический потенциал теории, приводит к издержкам в системе организации воспитательного процесса.

В специальной литературе физическая культура понимается как часть и продукт материальной и духовной деятельности человека. Такое понимание родилось в результате переноса философского понимания феномена культуры как совокупности материальных и духовных ценностей, созданных человечеством в процессе исторического развития. Дихотомия духовного и телесного, разведение их по разным уровням человеческого бытия имеет глубокие исторические корни, связанные с традициями европейской культуры, западным стилем мышления и миропонимания, который существенно отличается от восточного мироощущения. Однако материальное и духовное творчество в области физической культуры проявляются в неделимом

единстве. Поэтому необходимо преодолеть рационалистическое рассечение человека на тело и разум, вернуться к принципам методологии, ориентирующейся на исследование и развитие человека как целостностного единства телесного и духовного. Проблематика физической культуры по характеру является гуманитарной проблематикой, в отличие от естественно-научной точки зрения, которая фиксирует свое внимание на биологических проблемах организма, психофизиологических вопросах отношения психологического и телесного. В социально-педагогическом ракурсе анализа физическая культура представляет собой созидательную, творческую деятельность человека и человечества, находящуюся в тесной взаимосвязи с историческим становлением культуры в целом. Физическая культура - это, прежде всего, формирование «человека социального». Благодаря физической культуре человек развивает свои двигательные возможности, которые позволяют ему включаться в усложняющиеся трудовые процессы, развивают тело человека до такого качественного состояния, когда телесные действия становятся видом искусства.

В технологическом и дидактическом плане развитие физической культуры предполагает совершенствование методов и приемов педагогики, а также способов и средств развития специализированных видов физической культуры и спорта. Их накопление и развитие происходит преимущественно в специализированных сферах педагогики - в искусстве преподавателей физической культуры, спор-тивных тренеров, которые являются главными носителями технологий педагогики в области физической культуры. Процесс личностного освоения физической культуры выражается в накоплении человеком знаний, умений и навыков физической культуры, в результате чего достигается наиболее полное развитие и самосовершенствование человека. Физическая подготовка делится на общую и специальную, характерную для конкретного вида физической культуры или спорта. Определение сущности физической культуры, ее уровней позволяют уточнить те ее аспекты, которые могут и должны рассматриваться в качестве предмета исторического анализа, а именно: ценностноориентационный (или социально-культурный), технологический и материальный (предметный).

На современном этапе развития физическая культура переживает качественно новую стадию, и прежде всего в осмыслении её сущности, функций, структурных компонентов, связей с потребностями общества и человека. Разрабатываемая в последние

время в русле социально-гуманитарных наук парадигма человеческой целостности является методологической основой корректировки и развития системы физического воспитания (В.К.Бальсевич, М.Я. Виленский, ВИЛях, А.П.Матвеев). Продолжается процесс осмысления феномена физической культуры с философско-культурологических позиций, на основе понимания биосоциальной сущности человека, осознания культурной ценности физкультурно-спор-тивной деятельности. В разработке теоретических основ совершенствования системы физкультурного

воспитания используются принципы

мировозренческого, интеллектуального и телесного единства человека. Утверждается мысль о

взаимосвязи знаний внутри психобиологических и социокультурных наук, изучающих физическую культуру, а также их между собой, что полностью соответствует пониманию феномена человека как целостной системы. Технологической основой

воспитательных концепций все чаще рассматривается деятельный подход.

Разрабатываются основные положения концепции физкультурного образования в вузе, в которых в качестве основополагающего принципа выдвигается единство мировоззренческого, интеллектуального и телесного компонентов в

формировании физической культуры личности. Высказывается мысль о необходимости взаимосвязи и взаимодополняемости знаний, полученных в сфере психобиологических и социокультурных наук. Ставится вопрос о целостности личности как мировоззренческой предпосылки формирования концепции физического воспитания в школе (В.К.Бальсевич, ННВизитей, В.В.Кузин, БА. Никитюк, Л.Лубышева, А.П.Матвеев).

Важным фактором современного этапа развития физической культуры является все большее осознание ее как важнейшей части культуры личности и общества. Наряду с медикобиологическими и педагогическими аспектами анализа исследуются психологические,

социологические, философско-куль-турологические проблемні. Анализируя работы последних лет, можно обнаружить определенную направленность генезиса развития знаний о феномене физической культуры, и в частности, выраженную тенденцию к обоснованию условий реализации ее духовного потенциала. Данная тенденция находит выражение как в методологии исследований, так и в практической плоскости, в частности, в разработке принципиально нового подхода к общей "философии" использования средств физической культуры и спорта в интересах подготовки

жизнеспособного и социально активного молодого поколения (работы В.К.Бальсевич,

Л.И.Лубышевой). Проведенные исследования и эксперименты свидетельствуют об огромных резервах реорганизации современного физического и спортивного воспитания, реализация которых позволяет коренным образом изменить его содержание и эффективность, изменить отношение личности к спортивным и физкультурным занятиям.

В последние годы исследователи все активнее обращаются к анализу социально-культурных функций физической культуры, и прежде всего по отношению к личности. Рассматривая функции физической культуры, исследователи отмечают ее адаптационные и человекотворческие возможности. При этом каждый из компонентов физической культуры (образовательный, спортивный,

рекреативный, реабилитационный) выполняет не только функции физической культуры в целом, но и свои специфические функции (физическое воспитание отвечает за функцию "освоения", спорт

обеспечивает функцию "достижения,

совершенствования", физическая рекреация -функцию "поддержания", двигательная

реабилитация - функцию "восстановления"

физических и духовных способностей человека). Внимание исследователей все чаще привлекает человекотворческая функция, смысл которой заключается в том, чтобы посредством физических занятий формировать культуру мышления, воображения, чувств, сти-мулировать

художественное развитие, обеспечить за счет единства развития духовной и двигательной сторон гармонию духовных и физических сил человека. Полифункциона-льное воздействие на субъекта обеспечивается тво-рческим характером

деятельности во всех организационных формах физической культуры - в физическом воспитании, спорте, физической рекреации, двигательной реабилитации. Помимо специфических, физическая культура выполняет и общекультурные функции, способствуя совершенствованию человеческого духа, развитию его внутреннего мира, формой выражения которого слу-жит человеческое тело.

Высокий уровень развития физической культуры (так же как и художественной, духовно-нрав-ственной) опирается на определенную систему ценностей, на базе которых только и может выстраиваться соответствующая им физкультурная и спортивная деятельность. Следовательно, физическая культура прежде всего должна стать значимым элементом образа жизни молодого человека, занять полноправное место в его системе ценностных ориентаций. Следует отметить, что

ценностный пласт физической культуры в историкокультурном контексте остается относительно стабильным. Содержательные же и технологические аспекты постоянно обновляются, дополняются, совершенствуются по мере развития знаний и повышения уровня общей культуры. Сегодня в сфере физической культуры исследователи вычленяют следующие группы ценностей: интеллектуальные (знания в области физической культуры); двигательные (лучшие образцы моторной деятельности, личностные физические потенциалы, работоспособность); педагогические технологии (методики физического воспитания, физической тренировки, спортивной подготовки, умения и навыки организации физкультурноспортивной деятельности); мобилизационные ресурсы (связанные с рациональной организацией свободного времени, необходимостью быстрой оценки ситуации, принятия решений, возможностью самовоспитания и самоорганизации стиля жизни, умением противостоять неблагоприятным воздействиям внешней среды). Именно благодаря своему аксиологическому потенциалу физическая культура располагает большими возможностями в формировании ценнос-тей, как общекультурных, так и специфических. Однако возможности физической культуры станут реальностью в том случае, если физкультурно-педаго-гическая деятельность станет предметом целенап-равленного совершенствования, если субъект этой деятельности будет видеть ее ценностно-ориента-ционный, познавательный, коммуникативный и преобразовательный потенциалы.

Одним из приоритетных направлений педагогики формирования физической культуры рассматривается «либерализация» физкультурного образования (исследования В.К.Бальсевича, Л.И.Лубыше-вой, Р.Е. Мотылянской, В.И.Ляха), сущность которой заключается в индивидуализации и дифференциации процесса физического воспитания, вариативности его содержания и многообразии форм организации, учете ценностных ориентаций, интересов, потребностей и

способностей личности, более полном учете

индивидуальных двигательных характеристик, социально-психологических факторов,

морфофункциональных особенностей человека. Отсюда приоритетными в пе-дагогическом процессе являются такие методы и формы обучения и воспитания, использование которых с большей эффективностью формирует ценностное отношение человека к физической культуре - за счет

максимального соответствия его личностных особенностей виду деятельности.

В качестве ведущего фактора

совершенствования условий и педагогических технологий формирования физической культуры средствами социально-культурной деятельности выступает культурологическая методология, которая является теоретическим фундаментом педагогики досуга. Культурологический анализ позволяет с позиций более высокого уровня объединить многообразные подходы и взгляды, характеризующие различные грани и аспекты физической культуры, обеспечив тем самым адекватное понимание ее сущности в системе развития человека и общества. Культурологическая интерпретация уже полученных знаний может стать методологической основой для более глубокого осмысления сущности физической культуры, формирования ее теоретических основ, раскрытия сущностных аспектов взаимодействия социального и биологического в процессе физкультурного воспитания человека, преодоления

рационалистического рассечения человека на тело и разум и возвращения к принципам целостной методологии, ориентирующейся на исследование и развитие человека как единства телесного и духовного. Именно на основе единства и взаимообусловленности этих аспектов можно совершенствовать технологическую составляющую физической культуры. В рамках

культурологического подхода органично увязываются в единое целое телесное и духовное начала в человеке, при этом главным принципом их единения является целостность и гармония, мировоззренческая идея «нерасчленимости» человека. Гармонизация телесного и духовного предполагает включение человека в культуру, «возвышение» и «одухотворение» его телесности (И.М.Быховская).

Фундаментальный теоретико-методологический анализ, фиксирующий прежде всего ценностнонормативную природу феномена физической культуры, позволяет иначе посмотреть на средства и методы физического воспитания, оценить роль физических упражнений. Соотношение в физической культуре биологического и социального, телесного и духовного, анализ ее сути с позиций макроструктуры (культуры в целом), раскрытие современного понимания сущности физических упражнений и их влияния на человека дают достаточные теоретико-методологические основания для более детального раскрытия многих содержательных и технологических вопросов физической культуры (в частности, понимания природы и потенциала двигательных действий, в которых, наряду с моторно-исполнительными (операциональными)

механизмами, присутствуют познавательные, проектно-смысловые и эмоционально-оценочные аспекты. В этом контексте правомерным является переход от категории физических упражнений к понятию физкультурная деятельность как технологическому основанию и основному средству развития физической культуры).

Обогащение образовательного процесса культурологической проблематикой позволит усовершенствовать структуру межпредметных связей, использовать потенциал философского, психологического, валеологического знания. Теоретическая фун-даментализация понимания сущности физической культуры обеспечит усиление внимания к личности каждого человека как к высшей социальной ценности, создание условий для активной творческой деятельности,

индивидуализация педагогического процесса на основе учета состояния здоровья человека, уровня его физической подготовленности, индивидуальных психологических особенностей, она создает мировоззренческую базу для гуманизации всей физической культуры и системы физического воспитания за счет организации образования и обучения на базе основе формирования внутренней мотивационной установки на овладение всеми уровнями физической культуры, что, в свою очередь, возможно за счет предоставления человеку исчерпывающей информации о самом себе, о своих возможностях, способностях, недостатках; овладения приемами физического и психического самосовершенствования и развития своих способностей. Солидная теоретическая основа педагогики позволит использовать в

педагогическом процессе и в системе организации физкультурно-спортивной работы многообразие видов спортивных игр и соревнований, форм и моделей их организации, обладающих высоким гуманистическим и духовно-нравственным потенциалом; интегрировать возможности спорта, искусства, коммуникации; ориентировать личность на гармоничное развитие, проявление ее способностей в различных видах деятельности.

Социально-педагогическое и культурологи-че-ское понимание сущности физической культуры, ее роли и места в системе жизнедеятельности человека и общества позволит адекватно определить целевые ориентации и приоритеты государственной политики, которая (помимо традиционных задач подготовки кадров и развития инфраструктуры физического образования и спорта) должна ориентироваться на создание оптимальных условий, способствующих утверждению в общественном сознании здорового образа жизни, развитию

национальных видов спорта, оказывать правовую, информационную, научно-ме-тодическую,

консультационную и финансовую помощь всем субъектам физкультурно-спортивного движения, деятельность которых имеет гуманистическую и социально-культурную направленность.

Социально-педагогический и

культурологический ракурсы анализа позволяют существенно повысить роль личностного фактора, обосновать необходимые условия построения системы физического воспитания с учетом понимания целостной сущности человека, его природного и духовного, соматопсихического и социокультурного единства.

Следовательно, определяющее направление совершенствования педагогического процесса в сфере физического воспитания должно быть связано с приданием ему культуросообразного характера, когда специальные средства, методы и технологии будут подчинены целям всестороннего и гармоничного развития личности, реализации всех ее потенциалов. В этой связи структурное построение педагогического процесса должно определяться содержанием как технологического (специфического), так и

общекультурологического компонентов. Если специфический компонент обеспечивает

теоретическую и технологическую подготовку человека непосредственно в сфере физической культуры, воспитывает умение применять физкультурно-спортивные знания в организации собственной жизнедеятельности или в определенной сфере профессиональной практики, то вторая составляющая должна обеспечить ценностно-нормативный пласт физической культуры, создать целостное представление о

данном феномене, о неразрывной связи физической культуры с другими областями социальногуманитарного знания: историей, философией,

этикой, экологией и т.д.

Целенаправленная реализация ценностно-нормативного потенциала физической культуры обеспечивает более продуманное и эффективное воздействие в процессе воспитания на

мотивационную и эмоциональную сферу человеческого сознания. Важней-шим

эмоциональным фактором в освоении ценностей физической культуры является быстрый эффект от физкультурно-спортивных занятий. Этому способствует организация культурно-массовых мероприятий - конкурсов, соревнований, олимпиад, которые дают не только физкультурно-спортивный эффект, но и несут в себе социально-культурный, образовательный и воспитательный смысл. В развитии физкультурно-оздоровительных форм приоритет

должен отдаваться пользующимся популярностью видам физической ак-тивности, дающим быстрые результаты в физической подготовленности, а также таким видами физкультурной и спортивной деятельности, которые способствуют гармоническому развитию интеллектуальных и двигательных способностей человека.

Особую роль в усилении физкультурной мотивации личности могут сыграть досуговые объединения физкультурно-оздоровительной

направленности. Условия воспитания физической культуры в объединениях клубного типа определяются, во-первых, коммуникативнообразовательным потенциалом клу-бных форм организации деятельности; во-вторых,

многообразием видов социально-ориентированной деятельности клубной общности; в третьих, спецификой физических упражнений как уникального феномена духовно-практической деятельности, овладение которым предполагает параллельное освоение технических практик и философско-этических оснований, находящих свое выражение прежде всего в системе коммуникации подростка - в его отношении к педагогу, взрослым, сверстникам, культуре, своей стране и миру. Клубная общность - это та часть жизненного пространства подростка, где он имеет больше возможностей познать себя на различных уровнях («Я-реальное», «Я-идеальное», «Я-социальное», «Я-телесное»). Важную роль в формировании индивидуальности подростка играют виды общественно полезной деятельности, которые стимулируют социальную активность подростка, формируя тем самым его социальное самосознание.

Учитывая основное назначение

физкультурного объединения, а также те потребности, которые приводят подростка в коллектив, можно обозначить ведущие условия, необходимые для оптимального функционирования группы и одновременно для реализации человекотворческого потенциала физичес-ких упражнений в объединении клубного типа. Актуализация богатого педагогического потенциала до-суговых форм деятельности определяется: особым характером межличностной коммуникации (которая должна стать предметом постоянных усилий руководителя группы); многообразием видов социально-ориентированной деятельности клубной общности; индивидуальным подходом, который выступает методической основой оптимизации кол-лективных форм обучения; единством нравственно-этического и

психофизического развития подростка в процессе физкультурной деятельности; формированием

интереса как условия овладения основами физической культуры; формированием навыков самоконтроля и самооценки в системе выработки двигательной культуры; выработкой оптимального сти-ля руководства объединением клубного типа, соответствующего специфике клубной общности, динамике ее развития и особенностям данного вида социокультурной деятельности.

Таким образом, реализация целостного подхода к анализу современных процессов функционирования физической культуры и расширение границы понимания сущности и функций данного феномена позволят скорректировать методологию воспитания и выработать эффективные средства и методы реализации педагогического потенциала коллективных форм социально-культурной деятельности.

Литература

1. Ариарский М.А. Прикладная культурология. - изд. 2-е., испр. и доп. - СПб.: Издательство «ЭГО», -2001.288 с.

2. Быховская И.М. Человеческая телесность в социокультурном измерении: традиции и современность / Общество социологов РАН. - М.: РИО ГЦОЛИФК, 1993. - С.34.

3. Николаев М. Теоретические аспекты интегративного содержания и человекотворческой сущности физической культуры //Теория и практика физической культуры. -1998. -№ 4. - С. 20.

4. Григорьева Е.И. Медико-социальные основы здоровья и рекреации: Учебное пособие / Е.И. Григорьева, Г.В. Ганьшина, И.А. Ерохина. - Тамбов: Изд-во Першина Р.В., 2007. - 384 с.

5. Лубышева Л.И. Физкультурное воспитание в аспекте развития инновационных процессов. - РГАФК, - М., Россия, 1996. - С.133;

6. Николаев Ю.М. Теоретические аспекты интегративного содержания и человекотворческой сущности физической культуры //Теория и практика физической культуры. -1998. - № 4. - С. 16-23

7. Лубышева Л.И. Физическая культура: молодежь и современность. //Теория и практика физической культуры. -1995. - № 4;

8. Лубышева Л.И. Социальное и биологическое в физической культуре человека в аспекте методологического анализа. //Теория и практика физической культуры. -1996. - № 1. - С. 2-4.

9. Шамсутдинова Д.В. Социально-культурная интеграция личности в сфере досуга // Монография. - Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2002.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.