Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА СТУДЕНТОВ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ ЧЕРЕЗ ЗАНЯТИЯ НАСТОЛЬНЫМИ И НАПОЛЬНЫМИ СПОРТИВНЫМИ ИГРАМИ'

РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА СТУДЕНТОВ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ ЧЕРЕЗ ЗАНЯТИЯ НАСТОЛЬНЫМИ И НАПОЛЬНЫМИ СПОРТИВНЫМИ ИГРАМИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
64
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОТИВАЦИЯ / ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ИНВАЛИДНОСТЬ / СТУДЕНТ / НАСТОЛЬНЫЕ ИГРЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кохан Сергей

Стимулирование к занятиям адаптивной физической культурой студенческой молодежи с ограниченными возможностями является одной из основных, наряду с сопровождением в образовательном пространстве, задач, стоящих перед администрацией вуза. Имеющиеся глубокие нарушения, отсутствие должного внимания со стороны учителей физкультуры по включению этих учащихся в процесс физического воспитания предопределяют уже устоявшееся мнение у поступающих в вуз особых студентов, что их удел - лишь посещение лекций и написание рефератов. В статье рассматривается организация учебного процесса для студентов с инвалидностью, с различными нозологическими формами, занимающихся адаптивными спортивными играми. Цель исследования заключалась в сравнении показателей игровых навыков в двух исследуемых группах. За основу активизации физического развития была взята настольная спортивная игра джакколо. В исследовании приняло участие 48 студентов, разделенных на экспериментальную группу (24 чел.), имеющих инвалидность, и контрольную группу - 24 нормотипичных студента. Средний возраст - 20,4±1,93 года. В течение двух семестров респонденты 1-й группы активно занимались на элективных курсах джакколо, используя площадки клуба адаптивных спортивных игр ЗабГУ, а также выступали на различных интегрированных краевых и городских спортивно-массовых мероприятиях. Студенты 2-й группы были лишь ознакомлены с правилами и техникой игры на мастер-классах и показательных выступлениях. Большой игровой практики не имели. Разработанная учебная программа позволила мотивировать студентов к инновационным формам адаптивной физической культуры и досуговым мероприятиям. Индивидуальный подход с дозированными нагрузками, тьюторским и волонтерским сопровождением к нуждающимся студентам способствовал достижению определенных результатов. Контрольные результаты показали рост на 29 % в экспериментальной группе, где студенты с инвалидностью целенаправленно повышали свое игровое мастерство, подтверждая его на различных соревнованиях, добиваясь хороших индивидуальных и командных результатов. Занятия НСИ позволяют расширять границы социальной интеграции, поверить в собственные возможности, быть одной командой, что в будущем поможет преодолению трудных жизненных ситуаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кохан Сергей

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF PHYSICAL POTENTIAL OF STUDENTS WITH DISABILITIES THROUGH BOARD AND OUTDOOR SPORTS GAMES

Stimulating students with disabilities to engage in adaptive physical culture is one of the main tasks facing university administrations, along with support in the educational space. The existing deep violations, the lack of proper attention on the part of physical education teachers to include these students in the process of physical education, predetermine the already well established opinion among special students entering the university that their lot is only attending lectures and writing essays. The article discusses the organization of the educational process for students with disabilities, with various nosological forms, engaged in adaptive sports games. The purpose of the study was to compare the indicators of gaming skills in the two study groups. The basis for the activation of physical development was the board sports game Jaccolo. The study involved 48 students divided into an experimental group (24 people) with disabilities and a control group - 24 normotypic students. The average age is 20, 4±1,93. During two semesters, the respondents of the 1st group were actively engaged in elective courses of Jaccolo, using the sites of the TSU Adaptive Sports Games club, and also performed at various integrated regional and city mass sports events. Students of the 2nd group were only familiarized with the rules and techniques of the game at master classes and demonstration performances. We didn't have much gaming practice. The developed curriculum allowed to motivate students to innovative forms of adaptive physical culture and leisure activities. An individual approach, with metered loads, tutoring and volunteer support, to students in need, contributed to achieving certain results. The control results showed an increase of 29 % in the experimental group, where students with disabilities purposefully improved their playing skills, confirming it at various competitions, achieving good individual and team results. NSI classes allow you to expand the boundaries of social integration, to believe in your own capabilities, to be one team, which in the future will help to overcome difficult life situations.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА СТУДЕНТОВ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ ЧЕРЕЗ ЗАНЯТИЯ НАСТОЛЬНЫМИ И НАПОЛЬНЫМИ СПОРТИВНЫМИ ИГРАМИ»

УДК 37.091.212:364.694

DOI: https://doi.org/10.14258/zosh(2023)1.02

РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА СТУДЕНТОВ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ ЧЕРЕЗ ЗАНЯТИЯ НАСТОЛЬНЫМИ И НАПОЛЬНЫМИ СПОРТИВНЫМИ ИГРАМИ

Кохан Сергей Тихонович

Кандидат медицинских наук, доцент, директор регионального центра инклюзивного образования. Забайкальский государственный университет. Чита, Россия. E-mail: ispsmed@mail.ru. Orcid: 0000-0003-1792-2856

DEVELOPMENT OF PHYSICAL POTENTIAL OF STUDENTS WITH DISABILITIES THROUGH BOARD AND OUTDOOR SPORTS GAMES

Kokhan Sergey Tikhonovich

Candidate of Medical Sciences, Associate Professor, Director of the Regional Center for Inclusive

Education. Trans-Baikal State University. Chita, Russia. E-mail: ispsmed@mail.ru.

Orcid: 0000-0003-1792-2856

Аннотация. Стимулирование к занятиям адаптивной физической культурой студенческой молодежи с ограниченными возможностями является одной из основных, наряду с сопровождением в образовательном пространстве, задач, стоящих перед администрацией вуза. Имеющиеся глубокие нарушения, отсутствие должного внимания со стороны учителей физкультуры по включению этих учащихся в процесс физического воспитания предопределяют уже устоявшееся мнение у поступающих в вуз особых студентов, что их удел — лишь посещение лекций и написание рефератов. В статье рассматривается организация учебного процесса для студентов с инвалидностью, с различными нозологическими формами, занимающихся адаптивными спортивными играми. Цель исследования заключалась в сравнении показателей игровых навыков в двух исследуемых группах. За основу активизации физического развития была взята настольная спортивная игра джакколо. В исследовании приняло участие 48 студентов, разделенных на экспериментальную группу (24 чел.), имеющих инвалидность, и контрольную группу — 24 нормотипичных студента. Средний возраст — 20,4±1,93 года. В течение двух семестров респонденты 1-й группы активно занимались на элективных курсах джакколо, используя площадки клуба адаптивных спортивных игр ЗабГУ, а также выступали на различных интегрированных краевых и городских спортивно-массовых мероприятиях. Студенты 2-й группы были лишь ознакомлены с правилами и техникой игры на мастер-классах и показательных выступлениях. Большой игровой практики не имели. Разработанная учебная программа позволила мотивировать студентов к инновационным формам адаптивной физической культуры и досуговым мероприятиям. Индивидуальный подход с дозированными нагрузками, тьюторским и волонтерским сопровождением к нуждающимся студентам способствовал достижению определенных результатов. Контрольные результаты показали рост на 29% в экспериментальной группе, где студенты с инвалидностью целенаправленно повышали свое игровое мастерство, подтверждая его на различных соревнованиях, добиваясь хороших индивидуальных и командных

результатов. Занятия НСИ позволяют расширять границы социальной интеграции, поверить в собственные возможности, быть одной командой, что в будущем поможет преодолению трудных жизненных ситуаций.

Ключевые слова: мотивация, физическое воспитание, инвалидность, студент, настольные игры

Annotation. Stimulating students with disabilities to engage in adaptive physical culture is one of the main tasks facing university administrations, along with support in the educational space. The existing deep violations, the lack of proper attention on the part of physical education teachers to include these students in the process of physical education, predetermine the already well-established opinion among special students entering the university that their lot is only attending lectures and writing essays. The article discusses the organization of the educational process for students with disabilities, with various nosological forms, engaged in adaptive sports games. The purpose of the study was to compare the indicators of gaming skills in the two study groups. The basis for the activation of physical development was the board sports game Jaccolo. The study involved 48 students divided into an experimental group (24 people) with disabilities and a control group — 24 normotypic students. The average age is 20, 4±1,93. During two semesters, the respondents of the 1st group were actively engaged in elective courses of Jaccolo, using the sites of the TSU Adaptive Sports Games club, and also performed at various integrated regional and city mass sports events. Students of the 2nd group were only familiarized with the rules and techniques of the game at master classes and demonstration performances. We didn't have much gaming practice. The developed curriculum allowed to motivate students to innovative forms of adaptive physical culture and leisure activities. An individual approach, with metered loads, tutoring and volunteer support, to students in need, contributed to achieving certain results. The control results showed an increase of 29% in the experimental group, where students with disabilities purposefully improved their playing skills, confirming it at various competitions, achieving good individual and team results. NSI classes allow you to expand the boundaries of social integration, to believe in your own capabilities, to be one team, which in the future will help to overcome difficult life situations.

Key words: motivation, physical education, disability, student, board games

Введение. За последние годы в рамках реализации федеральных законов и других регламентирующих документов РФ, делающих акцент на соблюдении равных прав и возможностей для граждан с инвалидностью, несомненно, важным показателем является улучшение их качества жизни. Включение молодежи с нарушением здоровья в регулярные занятия адаптивной физической культурой (АФК) и адаптивным спортом (АС) во многом зависит от актуализации руководством образовательных учреждений исполнения приоритетных задач1.

Стратегия развития физической культуры и спорта на период до 2030 г: Распоряжение Правительства РФ от 24.11.2020 № 3081-р. 1т1_: Ийр://шшш. minsport.gov.ru

Проблема самоопределения людей с ограниченными возможностями (ОВ) в выборе будущей профессии является одной из главных в плане становления и развития личности как полноценного участника социума. Благополучный выбор, профессиональное ориентирование индивидуума во многом зависит от личного желания, стремления, психоэмоциональной готовности, реальной самооценки своих физических возможностей, включая и лиц, имеющих ограничения по здоровью.

Каждое учебное заведение, где обучаются учащиеся с особыми образовательными потребностями (ООП), играет важную роль не только в получении образования, но и в физическом развитии и интеграции молодежи. Обеспечение доступного инклюзивного образования, социокультурного и психофизическо-

го развития позволяет динамично развивать и поддерживать свою физическую форму и активный образ жизни (Кохан и др., 2021; Пономарева, 2021).

Рост числа студентов с нарушениями здоровья, активно поступающих в вузы, требует создания безбарьерной среды, пересмотра программно-методического обеспечения учебного процесса, наличия адаптированных материально-технических средств, в зависимости от имеющихся ограничений, нозологий и группы инвалидности учащихся, а также компетентных преподавателей, умеющих работать в инклюзивной среде (Рекунова, 2018; Кудино-ва, 2021).

В настоящее время крайне мало вузов, в полной мере обеспечивающих доступное инклюзивное образование по дисциплине «Физическая культура» для лиц с ООП. Важным условием реализации профессиональных стандартов (ФГОС ВО) 3++ является включение в учебные планы элективной дисциплины (модуля) по физической культуре и спорту в объеме не менее 328 академических часов, способствующей формированию профессиональных компетенций у студентов с ООП. В разработке учебных программ, ориентированных на потребности особых студентов, основную роль играет администрация образовательных учреждений (Morшngstar et al., 2017). Педагогические преобразования должны учитывать побуждения, отвечающие будущей карьере, социальные навыки (самоконтроль, мотивация, критическое мышление, коммуникация) (Handrianto et al., 2021). Без вышеперечисленных навыков привлечение особой молодежи во все сферы жизнедеятельности и их участие в социально-значимых явлениях общества крайне затруднено. Занятия в основном проводятся как в общем потоке студентов с временными ограничениями (специальная медицинская группа) — группа А, так и в теоретической форме (написание рефератов, эссе). Комплектование групп для занятий по АФК (группа Б), также вызывает определенные проблемы из-за неоднородности имеющихся ограничений и необходимости индивидуального сопровождения. За последние годы только в Забайкальском, Вологодском и Алтайском го-

сударственных университетах активно используются в образовательном процессе настольные спортивные игры (НСИ), при поддержке и содействии Федерации настольных спортивных игр России (ФНСИР) (Мелентьева и др., 2022; Кохан, 2022). Участие студентов в спортивно-массовых мероприятиях ограниченно как по возрастным категориям, так и по тяжести имеющихся заболеваний. Спектр имеющихся у организаторов возможностей проведения инклюзивных соревнований с охватом максимального количества участников недостаточен из-за отсутствия доступных спортивных площадок, компетентных педагогов и тренеров, а также инвентаря.

В отличие от нормотипичных, у студентов с различными патологиями, создающими глубокие нарушения, выбор на элективных занятиях по АФК, за исключением физических упражнений и тренажеров, невелик. Разностороннее включение ориентированных под возможности особого студента, с учетом их выбора, адаптивных индивидуальных и командных спортивных игр, таких как гол-бол, шоудаун, настольные и напольные спортивные игры, парабадминтон, волейбол сидя и др., во многом способствует росту уровня физической подготовленности, мотивированности и интересу к элективным занятиям. Предлагаемые самостоятельные занятия физическими упражнениями, направленными на регуляцию имеющихся нарушений, не позволяют повысить эффективность и физическое состояние учащихся из-за низкого уровня сформированности культуры здоровья (Карпов и др., 2022).

Занятия НСИ позволяют осуществлять психолого-педагогическое, социальное, реабилитационное развитие, улучшить физические возможности, коммуникации как для лиц с инвалидностью, так и для общества в целом (Козлов, 2021; Киперман, 2022). Приоритетные задачи, стоящие перед занимающимися особыми людьми, разделены на две группы: первая — ориентирована на результаты компенсаторных, коррекционных и профилактических воздействий; вторая — на образовательные, воспитательные и оздоровительно-развивающие направления работы.

Как и во всякой игре, среди занимающихся НСИ есть игроки атакующего, контратакующего и комбинированных стилей, во многом зависящих от развития психомоторных качеств, физических возможностей, имеющихся морфофункциональных нарушений, быстроты и точности реакций, стабильности исполнения действий и др. Для любого стиля и индивидуальных игровых способностей необходим игровой интеллект, рассчитанный на имеющиеся тактико-технические действия, способствующие успешным результатам.

Настольная спортивная игра джакколо устанавливается на ровной поверхности стола (необходима проверка нивелиром!). Цель игры — забить 30 деревянных шайб (фишек) в пронумерованные от 1 до 4 очков отверстия (лузы). Каждому игроку предоставляется три попытки, чтобы забить все шайбы. Оставшиеся после первой попытки шайбы переносятся на вторую и третью попытки. Забитые в лузы шайбы после каждой попытки складываются стопкой в конце отверстия, чтобы не мешали залетать в лузы оставшимся шайбам. Игра заканчивается после трех попыток забить все шайбы, после чего проводится подсчет набранных очков. Играть можно как сидя, так и стоя, индивидуально или командой из двух человек.

Изучение имеющихся публикаций указывает на недостаточное внедрение инновационных адаптированных форм и методов организации работы с молодыми людьми, имеющими отклонения в физическом развитии. Проведение данного исследования было необходимо для разработки методик оценки полученных результатов по настольной спортивной игре джакколо с учетом существующих положений и правил проведения соревнований, установленных ФНСИР. Полученные результаты технического мастерства позволят проанализировать и скоординировать образовательный и тренировочный процесс, влияющие на результаты выступлений студентов с ООП.

Цель исследования — сравнительные оценки показателей игровых навыков у студентов с инвалидностью, активно занимающихся НСИ, и нормотипичных учащихся ЗабГУ

Задачи исследования:

1. Анализ научной литературы по теме исследования.

2. Подготовка тестовых показателей и контрольных нормативов по спортивной игре джакколо.

3. Проведение эксперимента для сравнения полученных результатов освоения игровой практики среди респондентов двух групп.

Материал и методы. Исследование проходило с февраля 2022 по февраль 2023 г. на базе клуба адаптивных спортивных игр ЗабГУ.

В эксперименте приняли участие 48 студентов 1-2 курса очной формы обучения в ЗабГУ, средний возраст составил 20,4±1,93 года. Девушек — 48% (п = 23) и юношей — 52% (п = 25). Все респонденты были разделены на две группы:

1-я группа (экспериментальная) включала 24 студента имеющих 2-ю и 3-ю группу инвалидности, юридически подтвержденную статусом инвалида на основании справки медико-социальной экспертизы. Нозологические группы инвалидности представлены ограничениями по зрению, слуху, опорно-двигательному аппарату и общим заболеваниям.

2-я группа (контрольная) включала 24 студента без отклонения здоровья, занимающихся физической культурой в основной группе здоровья в ФОК «Университет» ЗабГУ.

Образовательный процесс, соответствующий методическим наработкам (Бралитис и др., 2021), для студентов 1-й группы по игре джакколо проводился сертифицированными специалистами, прошедшими обучение в ФНСИР. Занятия НСИ в экспериментальной группе проходили на элективных курсах по физкультуре и в свободное от учебы время. Мониторинг результатов произведен в начале обучения НСИ (1-я гр.) и проведения мастер-классов, показательных игр (2-я гр.).

Учебная программа занятий НСИ включала четыре уровня подготовки: первый уровень — теоретический; второй — изучение технических возможностей с учетом имеющихся психофизических ограничений, выработки умений; третий — психологическое сопровождение, выработка концентрации, собранности, умения сосредоточиться в ответственные моменты игры; четвертый — совершенствова-

ние спортивного мастерства и достижение стабильно высоких результатов.

В начале эксперимента, после знакомства с первыми двумя уровнями, в период проведения занятий были зафиксированы результаты студентов 1-й группы, а также и студентов 2-й группы, после ознакомления с данной игрой во время досуговых мероприятий.

Максимально возможный результат за игру (3 энда) составляет 148 очков. Для сравнения у студентов двух групп количественных показателей по игре в джакколо были учтены набранные очки за игру в начале эксперимента (февраль 2022 г.) и на заключительном этапе (февраль 2023 г.). Предельно набранные очки составили 120 очков, минимально — 20 очков, которые в последующем были переведены в баллы: 120 очков — 10 баллов; 119-110 — 9 баллов; 109-100 — 8 баллов; 99-90 — 7 баллов; 89-80 — 6 баллов; 79-70 — 5 баллов; 69-60 баллов — 4 балла; 59-50 — 3 балла; 49-40 — 2 балла; 39-30 — 1 балл; 29-20 очков — 0 баллов.

Проведение исследования не нарушало прав студентов, участвующих в эксперименте, они заранее были проинформированы о целях исследования.

Статистическая обработка включала сравнение двух независимых ненормально распределенных выборок (1-я и 2-я группы) с использованием и-теста Манна — Уитни. 95%-й уровень безошибочного прогноза считался минимально достаточным (р<0,01). Для обработки и анализа эмпирических данных использовали статистические методы 8ТАТ18Т1СА 10.0, МБ Exsel 2010.

Результаты. Перед началом занятий с респондентами экспериментальной группы было проведено интервьюирование, а также изучение рекомендаций МСЭ (индивидуальной программы реабилитации и абилитации). Всем рекомендовалась дозированная малоинтенсивная физическая нагрузка. На вопрос, занимались ли они до поступления в вуз физкультурой, 20 человек (83%) ответили отрицательно, так как имели освобождение от посещения занятий. Опыта участия в спортивно-массовых мероприятиях не имели 100% студентов 1-й группы. Ответы на вопрос «Что вы ожидаете от посещения элективных занятий по физической культуре, занимаясь НСИ?» представлены в таблице.

Мотивации студентов 1-й группы от занятий НСИ (несколько вариантов ответа)

Мотивация Девушки (11 чел.) % Юноши (13 чел.) %

Получить зачет 5 45,5 2 15,4

Найти новых друзей 8 72,7 6 46,2

Показать свои способности 8 72,7 10 76,9

Добиться хороших спортивных результатов 4 36,4 8 61,5

Улучшить свое психофизическое состояние 5 45,5 4 30,8

Выработать потребность заниматься адаптивным спортом 4 36,4 7 53,8

Стать участником университетской команды 2 18,2 6 46,2

Для девушек приоритетом было: получить зачет, найти новых друзей и возможность показать свои способности. Для юношей доминирующее значение имели возможность показать свои способности через занятие адаптивным спортом, добиться лучших спортивных результатов и стать членом университетской спортивной команды в НСИ. Таким образом, юноши более настроены на конкретный спортивный результат и физическое развитие, за-

нимаясь НСИ (р<0.05). Девушки имели более определенные мотивы социально-образовательного характера при посещении элективных курсов.

Полученные предварительные результаты игры в джакколо в двух исследуемых группах до начала эксперимента достоверных различий не выявили: Тэмп=150.5 (р>0.05). Контрольные результаты, зафиксированные после двух семестров игровой практики и участия в спортив-

ных турнирах, студентов обеих групп выявили статистические различия Т =25,5 при кри-

* эмп ' г г

тическом значении 69 (р< 0.01) и 91 (р<0.05). Эмпирическое значение Тэмп находится в зоне значимости. Улучшены личные игровые показатели у 19 студентов (79,2%) экспериментальной группы, которые на 29,2% были выше данных контрольной группы. Только за 2022 г. специалистами Регионального центра инклюзивного образования ЗабГУ при поддержке краевого Министерства физической культуры и спорта, спортивного комитета городского округа «Город Чита» было организовано и проведено 28 спортивно-массовых мероприятий с включением разнообразных НСИ как для младшей возрастной группы, так и для старшего возраста.

Выводы. Сопоставление полученных результатов в начале эксперимента среди респондентов двух групп достоверных различий не выявило. Коррекция направленного

адаптивного физического воспитания студентов с инвалидностью, занимающихся в течение года настольными и напольными спортивными играми, включающими и игру джакколо, позволила студентам усвоить основные правила, технику игры, тактические действия и улучшить собственные спортивные результаты по сравнению с данными контрольной группы. Мотивационная составляющая у юношей достоверно была выше, чем у девушек (1-я группа), в желании сформировать потребности в регулярных занятиях, стремлении добиться высоких результатов, самоутвердиться и достойно представлять ЗабГУ на спортивных мероприятиях. Повышение навыков соревновательной деятельности выразилось в занятых призовых местах студентами с ООП, участвующими в краевых и городских интегрированных спортивных турнирах по НСИ в составе сборной команды ЗабГУ.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Бралитис Г., Кохан С. Т., Серёдкин А. К. Популяризация и развитие настольных спортивных игр : практическое пособие. Чита : ЗабГУ, 2021. 104 с.

Карпов В. Ю., Рысакова О. Г., Правдов Д. М., Разживин О. А. Эффективность самостоятельных занятий физическими упражнениями у студентов вуза в дистанционном формате // Теория и практика физической культуры. 2022. № 7. С. 38-40.

Киперман М. А., Беспалов Д. В., Киперман Я. В. Мониторинг состояния здоровья студентов с ОВЗ и инвалидностью Курской области, в рамках реализации проекта Молодежный центр адаптивной физической культуры и спорта «Импульс», поддержанного Фондом президентских грантов // Медико-биологические аспекты физической культуры и спорта : сборник статей студ. науч.-практ. конф. Курск: Курский государственный университет, 2022. С. 21-25.

Козлов А. В., Козлова М. А., Славин Д. С. Техническая оценка измерения двигательной активности студентов с ограниченными возможностями здоровья на основе настольных спортивных игр // Бизнес. Образование. Право. 2021. № 3 (56). С. 378-381.

Кохан С. Т., Власова С. В. Влияние настольных спортивных игр на формирование мотивации к физической активности студенческой молодежи // Ученые записки ЗабГУ. 2022. Т. 17. № 4. С. 140-149. Б01: 10.21209/2658-7114-2022-17-4-140-149.

Кудинова В. А., Карпов В. Ю., Болдов А. С., Маринина Н. Н. Повышение качества учебного процесса по физической культуре на основе обучения технике двигательных действий // Теория и практика физической культуры. 2021. № 7. С. 61-63.

Мелентьева Н. Н., Лопухина А. С., Сверкунова Н. С. Настольные спортивные игры: возможности в адаптивном физическом воспитании студентов с ограниченными возможностями здоровья // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. 2022. Т. 7, № 2. С. 93-98.

Пономарева С. В. Вопросы реализации инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья и пути их решения в сфере физической культуры и спорта // Наука в современном мире : матер. Междунар. науч.-практ. конф. Нефтекамск : Мир науки, 2021. С. 602-607.

Рекунова М. В., Колпакова Е. М. Адаптивная физическая культура в вузе // Материалы X Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум». URL: https:// scienceforum.ru/2018/article/2018002052 (дата обращения: 13.03.2023).

Handrianto C., Rasool S., Rahman M. A., Musta'in, Ilhami A. Teachers' Self-Efficacy and Classroom Management in Community Learning Centre (CLC) Sarawak // Spektrum: Jurnal Pendidikan Luar Sekolah (PLS), 2021, Vol. 9, N2, pp. 154-163.

Morningstar M. E., Lombardi A., Fowler C. H., Test D. W. A College and Career Readiness Framework for Secondary Students with Disabilities. Career Development and Transition for Exceptional Individuals, 2017. N 40 (2). Pp. 79-91.

REFERENCES

Bralitis, G., Kokhan, S. T., Seredkin, A. K. (2021). Populyarizaciya i razvitie nastol'nyh sportivnyh igr: prakticheskoe posobie [Popularization and development of table sports games: a practical guide]. Chita: ZabGU. P. 104 (in Russian).

Karpov, V. Yu., Rysakova, O. G., Pravdov, D. M., Razzhivin, O. A. (2022). Effektivnost' samostoyatel'nyh zanyatij fizicheskimi uprazhneniyami u studentov vuza v distancionnom formate [The effectiveness of independent physical exercises for university students in a distance format]. Teoriya ipraktikafizicheskoj kul'tury [Theory and practice of physical culture]. 7. Pp. 38-40 (in Russian).

Kiperman, M. A. Bespalov, D. S., Kiperman, Yemen. S. (2022). Monitoring sostoyaniya zdorov'ya studentov s OVZ i invalidnost'yu Kurskoj oblasti, v ramkah realizacii proekta Molodezhnyj centr adaptivnoj fizicheskoj kul'tury i sporta "Impul's", podderzhannogo Fondom prezidentskih grantov [Monitoring the condition of students with OVS and disabilities of the course area, within the framework of the implementation of the project Youth Center for adaptive physical culture and the list "impulses" supported by the Foundation of Presidents]. Mediko-biologicheskie aspekty fizicheskoj kul'tury i sporta: sbornik statej stud. nauch.-prakt. konf. [Medico-biological horses of physical culture and sports: with the help of statistics. sci.-practical conference]. Kursk: Kurskij gosudarstvennyj universitet. Pp. 21-25 (in Russian).

Kozlov, A. V., Kozlova, M. A., Slavin, D. S. (2021). Tehnicheskaya ocenka izmereniya dvigatel'noj aktivnosti studentov s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya na osnove nastol'nyh sportivnyh igr [Technical assessment of the measurement of motor activity of students with disabilities based on board sports games]. Biznes. Obrazovanie. Pravo [Business. Education. Pravo]. 3 (56), Pp. 378-381 (in Russian).

Kohan, S. T., Vlasova, S. V. (2022). Vliyanie nastol'nyh sportivnyh igr na formirovanie motivacii k fizicheskoj aktivnosti studencheskoj molodezhi [The influence of table sports games on the formation of motivation for physical activity of students]. Uchenye zapiski ZabGU [Scientific notes of TSU]. 17 (4). Pp. 140-149 (in Russian). DOI: 10.21209/2658-7114-2022-17-4-140-149.

Kudinova, V. A., Karpov, V. Yu., Boldov, A. S., Marinina, N. N. (2021). Povyshenie kachestva uchebnogo processa po fizicheskoj kul'ture na osnove obucheniya tehnike dvigatel'nyh dejstvij [Motor skills training model to improve schools' physical education service quality]. Teoriya i praktika fizicheskoj kul'tury [Theory and Practice of Physical Culture]. 7. Pp. 61-63 (in Russian).

Melent'eva, N. N., Lopukhina, A. S., Sverkunova, N. S. (2022). Nastol'nye sportivnye igry: vozmozhnosti v adaptivnom fizicheskom vospitanii studentov s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya [Board sports games: opportunities in adaptive physical education of students with disabilities]. Fizicheskaya kul'tura. Sport. Turizm. Dvigatelnaya rekreaciya [Physical culture. Sport. Tourism. Motor recreation]. 7 (2). Pp. 93-98 (in Russian).

Ponomareva, S. V. Voprosy realizacii inklyuzivnogo obrazovaniya detej s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya i puti ih resheniya v sfere fizicheskoj kul'tury i sporta [Issues of implementation of inclusive education of children with disabilities and ways to solve them in the field of physical culture and sports]. Nauka v sovremennom mire: mater. Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. [Science in the modern

world: mater. International Scientific-Practical conference]. Neftekamsk: World of Science, 2021, pp. 602607 (in Russian).

Rekunova, M. V., Kolpakova, E. M. (2018). Adaptivnaya fizicheskaya kul'tura v vuze [Adaptive physical culture in a higher education institution]. Materialy XMezhdunarodnoj studencheskoj nauchnoj konferencii "Studencheskij nauchnyj forum" [Materials of the X International Student Scientific Conference "Student Scientific Forum"]. URL: https://scienceforum.ru/2018/article/2018002052

Handrianto, C., Rasool, S., Rahman, M. A., Musta'in, Ilhami, A. (2021). Teachers' Self-Efficacy and Classroom Management in Community Learning Centre (CLC) Sarawak. Spektrum: Jurnal Pendidikan Luar Sekolah (PLS). Vol. 9, No. 2. Pp. 154-163.

Morningstar, M. E., Lombardi, A., Fowler, C. H., Test, D. W. (2017). A College and Career Readiness Framework for Secondary Students with Disabilities. Career Development and Transition for Exceptional Individuals. No. 40 (2), Pp. 79-91.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.