Научная статья на тему 'АНАЛИЗ И ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИЙ, ВЛИЯЮЩИХ НА ПОПУЛЯРИЗАЦИЮ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА СРЕДИ СТУДЕНТОВ ОСНОВНОЙ И СПЕЦИАЛЬНОЙ МЕДИЦИНСКИХ ГРУПП'

АНАЛИЗ И ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИЙ, ВЛИЯЮЩИХ НА ПОПУЛЯРИЗАЦИЮ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА СРЕДИ СТУДЕНТОВ ОСНОВНОЙ И СПЕЦИАЛЬНОЙ МЕДИЦИНСКИХ ГРУПП Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
89
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОГРАНИЧЕННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ / ИНВАЛИДЫ / АДАПТИВНЫЙ СПОРТ / СОРЕВНОВАНИЯ / СТУДЕНТЫ / ФИЗИЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ / МОТИВАЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Авилова И.А.

В статье проведен анализ формирования различных аспектов мотивационных составляющих для занятий физической культурой и спортом среди студентов вуза. В работе представлены результаты исследования проведенного среди студентов двух медицинских групп - основной и специальной. Рассмотрен ряд особенностей организации занятий физической культурой и спортом среди студентов имеющих ограниченные возможности здоровья - материальное оснащение, кадровый вопрос, формирование позитивного отношения социума к лицам с ограниченными возможностями, имеющими важное значение для активной пропаганды и популяризации адаптивного спорта и физической культуры в вузах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Авилова И.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS AND FORMATION OF MOTIVATION INFLUENCING THE POPULARIZATION OF PHYSICAL CULTURE AND SPORTS AMONG STUDENTS OF THE MAIN AND SPECIAL MEDICAL GROUPS

The article analyzes the formation of various aspects of motivational components for physical culture and sports among university students. The paper presents the results of a study conducted among students of two medical groups - basic and special. A number of features of the organization of physical culture and sports among students with limited health opportunities are considered - material equipment, personnel issues, the formation of a positive attitude of society to persons with disabilities, which are important for the active promotion and popularization of adaptive sports and physical culture in universities.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ И ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИЙ, ВЛИЯЮЩИХ НА ПОПУЛЯРИЗАЦИЮ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА СРЕДИ СТУДЕНТОВ ОСНОВНОЙ И СПЕЦИАЛЬНОЙ МЕДИЦИНСКИХ ГРУПП»

Коллекция гуманитарных исследований. Электронный научный журнал. The Collection of Humanitarian Researches. Electronic scientific journal

peer-reviewed • open access journal

ISSN 2500-3585

DOI: 10.21626/j-chr/2022-1(30)/8 Педагогические науки

УДК: 159.947.5:796

АНАЛИЗ И ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИЙ,

ВЛИЯЮЩИХ НА ПОПУЛЯРИЗАЦИЮ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА СРЕДИ СТУДЕНТОВ ОСНОВНОЙ И СПЕЦИАЛЬНОЙ МЕДИЦИНСКИХ ГРУПП

© И.А. Авилова

Авилова И.А. — доктор биологических наук, доцент; доцент кафедры физической культуры, ФГБОУ ВО КГМУ Минздрава России E-mail: avilova-inga@mail.ru

Адрес: 305041, Курск, ул. К. Маркса, 3, Российская Федерация

51

АННОТАЦИЯ

В статье проведен анализ формирования различных аспектов мотивационных

составляющих для занятий физической культурой и спортом среди студентов вуза. В работе представлены результаты исследования проведенного среди студентов двух медицинских групп — основной и специальной. Рассмотрен ряд особенностей организации занятий физической культурой и спортом среди студентов имеющих ограниченные возможности здоровья — материальное оснащение, кадровый вопрос, формирование позитивного отношения социума к лицам с ограниченными возможностями, имеющими важное значение для активной пропаганды и популяризации адаптивного спорта и физической культуры в вузах.

г ; п ; №1 (30) 2022

тг " www.j-chr.com

Ключевые слова: ограниченные возможности; инвалиды; адаптивный спорт; '

соревнования; студенты; физическая активность; мотивация.

52

ВВЕДЕНИЕ

Несмотря на достаточно сложную обстановку в мире связанную с пандемией Covid-19 адаптивный спорт и его популяризация все продолжает развиваться. В нашей стране к проблематике популяризации спорта инвалидов в основном подходят с точки зрения обустройства спортивных объектов, освещения в средствах массовой информации достижений паралимпийцев, а так же пропаганды здорового образа жизни. Однако, популяризация спорта среди инвалидов в Российской Федерации идет достаточно медленно [7].

Главными причинами, сдерживающими массовые занятия спортом можно считать — подготовку материального оснащения и формирование комфортных условий для занимающихся, имеющих ограниченные возможности здоровья и инвалидов, создание позитивной мотивационной составляющей к спорту и физической активности у лиц с ОВЗ, а так же формирование позитивного отношения социума к лицам с ограниченными возможностями и инвалидам для их активного вовлечения в общественную жизнь. Важным остается кадровый вопрос и формат проведения мероприятий — наличие достаточного числа квалифицированных специалистов оказывает активное влияние на степень мотивации и вовлеченность лиц с ОВЗ в спорт и занятия физической культурой.

Одной из основных причин является и малое количество специальных программ по физической подготовке инвалидов и лиц с ОВЗ, а так же отсутствие специально подготовленных кадров для работы с инвалидами в спортивных залах. Выполнение Федеральных целевых программ по развитию физической культуры и спорта в регионах несколько улучшило ситуацию по количеству и качеству возведенных спортивных объектов в России, однако, значимо увеличить численность и систематическую посещаемость, людей имеющих ОВЗ и инвалидность, занимающихся спортом — все же пока не совсем удается [8]. Поскольку адаптивный спорт рассматривается как наиболее действенный способ восстановления утраченного контакта с окружающим миром и жизненно важен для реабилитации как физической, так и социально-психологической, популяризация адаптивного спорта и занятий физической культурой являются очень важными социальными задачами[4, 5].

Финансовые вложения на популяризацию адаптивного спорта и его развитие в РФ и странах Европы имеют достаточно значительные различия[1, 6]. На сегодняшний момент в России привлечение к спорту инвалидов и популяризация здорового образа жизни среди лиц с ОВЗ рассматривается, как было сказано выше, с позиции обустройства спортивных объектов, не уделяя должного внимания психологической и социальной проблеме, поэтому посещаемость и привлечение к занятиям спортом идет медленными темпами [3].

По имеющимся данным, благодаря Федеральной целевой программе по развитию физической культуры и спорта в России, с 2010 года число занимающихся спортом инвалидов и лиц с ОВЗ выросло от 145 тысяч человек до 182 тысяч, а число спортивных сооружений пригодных для посещения лицами с инвалидностью и ОВЗ с 2010 по 2019 годы увеличилось в 2,3 раза, однако значительного повышения численности посещающих и занимающихся спортом все таки не произошло [2]. Учитывая масштабы нашей страны достижение максимального результата по вовлечению в активную спортивную деятельность возможно только при грамотном управлении и объединении государственных действий и усилий, различных общественных организаций, частных структур и желании самих лиц, приобщающихся к массовому спорту.

В ноябре 2020 года Правительство поставило серьезную задачу по вовлечению населения страны в систематические занятия спортом, утвердив Стратегию развития физкультуры и спорта до 2030 года. Главной задачей стратегии является повышение

к 2030 году систематически занимающихся спортом до 70 процентов населения РФ. Численность молодежи (до 29 лет) вовлечённой в спорт должна составить 90%, а людей среднего возраста до 70% [9]. С 1 января 2022 года в России начала действовать новая государственная программа «Развитие физической культуры и спорта» нацеленная на достижение национальной цели развития страны - сохранение населения, благополучия и здоровья людей. В перечне поручений правительству и региональным властям президент России поручил рассмотреть вопрос финансирования организаций, которые реализуют программы развития адаптивной физической культуры и спорта.

Несмотря на яркие достижения наших паралимпийцев, приобщение людей с ограниченными возможностями здоровья к занятиям физической культурой и адаптивным спортом идет очень медленными темпами, а сам процесс очень трудоемкий и сложный. Особую значимость в этой связи имеет создание мотивации и воспитание осознанной необходимости в занятиях физической культурой у этой категории людей.

В нашей стране ежегодно зачисляются на 1-й курс студенты, имеющие различные отклонения в состоянии здоровья. По статистическим данным в КГМУ число студентов, имеющих ОВЗ и инвалидность, в 2016 составляло 58 человек, а в 2021 году — 107. С учетом нозологии в 2016 году в основном это общие и заболевания опорно-двигательного аппарата — 52 человека, а в 2021 году - 99 студентов. На период обучения в вузе студентов с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью ключевыми задачами являются не только обучение специальности, но и создание условий для их физического развития средствами адаптивной физической культуры и спорта, повышение качества жизни и социализация студентов с ограниченными возможностями здоровья. Доказано, что каждодневные физические нагрузки и активность для людей с ограниченными возможностями не только повышает различные функциональные возможности, укрепляет мышцы и суставы, улучшает работу опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем организма, но и влияет на психическую составляющую, создавая ощущение социальной защищенности и значимости.

В РФ научно обоснована организация и методика работы со студентами специальной медицинской группы (СМГ) — рекомендовано формировать СМГ с учетом пола, возраста, физического развития и функциональных возможностей студентов, а так же с учетом морфологических отклонений, хронических патологий.

Для осуществления комплексного подхода, оздоровительного эффекта и с целью совершенствования физических возможностей студентов, имеющих различные отклонения и инвалидность, помимо обязательных занятий физической культурой хорошим мотивирующим фактором является создание бесплатных оздоровительных секций на базе вуза, таких как дартс, пауэрлифтинг, оздоровительная гимнастика, различные настольные игры, волейбол.

Участие в спортивно-массовых мероприятиях, организация и проведение спортивных мероприятий собственными силами студентов с ОВЗ и инвалидностью (дар-тс, пауэрлифтинг, шашки, шахматы, волейбол, настольные игры и др.) будет активно способствовать повышению самооценки, ощущению уверенности и уважения к себе, которые являются особенно необходимыми для общения и восстановления психологического комфорта для лиц с ОВЗ. Получение позитивных впечатлений, участие в борьбе за победу, улучшение здоровья — являются серьезными мотивами для занятий физкультурой и спортом для людей с ограниченными возможностями.

Для большей эффективности и увеличения вклада в социально-культурное развитие студентов с ОВЗ, для повышения уровня знаний о возможностях людей с инвалидностью и формирования позитивного настроя и уверенности в себе — не-

53

обходимо организовывать встречи и знакомства со спортсменами - инвалидами, их значимыми достижениями, что будет активно способствовать формированию потребности в занятиях физической культурой и спортом.

54

МЕТОДЫ И РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

В рамках исследования был проведен опрос 134 студентов КГМУ различных специальностей в возрасте от 17лет до 21 года по изучению мотивирующих факторов к занятиям физической культурой и спортом. В анкетировании приняли участие 2 группы студентов — 74 студента с ОВЗ и инвалидностью (специальная медицинская группа) и 60 студентов основной медицинской группы.

Для анализа мотивационной среды при анкетировании были указаны следующие мотивирующие составляющие:

- воспитание нравственно - волевых качеств;

- ощущения уверенности и уважения к себе;

- улучшение состояния здоровья, улучшение физической подготовки;

- сформировать необходимость в регулярных занятиях;

- удовлетворить потребность в движении;

- получение положительных эмоций и впечатлений;

- стремление показать свои способности;

- развиваться как личность;

- ощущение азарта, борьбы, победы;

- отдохнуть и развлечься;

- избавиться от вредных привычек.

Для установления значимости мотивов, побуждающих к занятиям физической культурой и спортом, студентам было предложено указать степень (в баллах) их важности по 10-балльной шкале (1 балл — минимум, 10 баллов — максимум). Степень значимости каждого показателя, определяемого в баллах, были сформированы по оценочным категориям:

9-10 баллов — «исключительно важно»;

7-8 баллов — «очень важно»;

5-6 баллов — «важно»;

3-4 балла — «не очень важно»;

1-2 балла — «совсем не важно». РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

По результатам анкетирования мотивации к занятиям физической культурой и спортом студентов специальной медицинской группы было выявлено, что около 80% ответов опрашиваемых по степени важности «очень важно» и «исключительно важно» названы такие мотивы, как «Ощущения уверенности и уважения к себе» (83,24%), «Развиваться как личность» (80,5%), «Улучшение состояния здоровья» (82,14%), «Развитие физических качеств» (81,59%) и «Сформировать необходимость в регулярных занятиях» (75,22%).

Выбор данных мотивирующих факторов является не случайным для большинства лиц с ОВЗ, что говорит о стремлении воспитания и формирования уверенности в себе, своих силах, полноценного психического здоровья, а так же активного участия в жизни общества.

Более 80% ответов опрашиваемых к группе «очень важно» и «исключительно важно» так же отнесли такие показатели, как «Воспитание нравственно - волевых качеств» (86,48%), «Улучшение физической подготовки» (87,83%), «Удовлетворить потребность в движении» (86,48%), «Отдохнуть и развлечься» (83,78%). Выбор данных категорий указывает на то, что студенты с ограниченными возможностями здоровья

занятия физической деятельностью рассматривают, как метод воспитания нравственности, используя для отдыха, как вариант проведения времени с целью развлечения и обретения хорошего настроения, самочувствия, реабилитации и повышения уровня состояния здоровья и физической подготовленности, а так же достижения хорошей физической формы.

Очень важным в исследовании оказалось и то, что более половины опрошенных студентов с ОВЗ (66,21%) считают, что именно занятия физической культурой и спортом являются действенным методом избавления от вредных привычек и отнесли мотивацию «Избавиться от вредных привычек» по степени важности к группе «исключительно важно» и «очень важно». Это показатель того, что по мнению студентов с ОВЗ, избавление от пагубных привычек зависит не от внешних факторов, а от личного участия, собственных усилий, борьбы и личных побед над своими пристрастиями, что перекликается с мнением 68,91% опрошенных студентов, отнесших мотив «Ощущение азарта, борьбы, победы» к категории «очень важно» и «исключительно важно».

Результаты анкетирования мотивационной сферы к занятиям физической культурой и спортом студентов, относящихся к основной медицинской группе показал, что 82,8% опрашиваемых в группу «очень важно» и «исключительно важно» определили следующие показатели: «Ощущения уверенности и уважения к себе», «Развиваться как личность», «Улучшение состояния здоровья», «Развитие физических качеств», «Получение положительных эмоций и впечатлений», «Улучшение физической подготовки». Выбор этих мотивирующих факторов является не случайным — большинство студентов воспринимают занятия физической культурой и спортом, как метод воспитания и формирования личности, уверенности в себе и своих возможностях, способ поддержания и укрепления здоровья для активной жизни.

Более 79,6% ответов «очень важно» и «исключительно важно» принадлежит таким мотивирующим факторам, как «Воспитание нравственно - волевых качеств», «Удовлетворить потребность в движении», «Отдохнуть и развлечься». Выбор данных мотивирующих факторов студентами основной медицинской группы свидетельствует о том, что воспитание нравственности, а так же проведение досуга с целью развлечения рассматривается, как эстетическое воспитание средствами физической культуры и спорта, используя спорт для отдыха и приобретения хорошего самочувствия и настроения, приобретения хорошей физической формы и физической подготовленности.

Все мотивирующие факторы для занятий физической культурой и спортом были сгруппированы в пять категорий:

- повышение физической подготовки;

- воспитание личностных качеств;

- здоровье;

- отдых и развлечение;

- отдельная категория.

В категорию «Повышение физической подготовки» включены следующие мотивы: «Улучшить физическую подготовку»; «Развить физические качества» и «Удовлетворить потребность в движении».

Категория «Воспитание личностных качеств» включала «Воспитать нравственно - волевые качества»; «Ощущение уверенности и уважения к себе»; «Развиваться как личность»; «Стремление показать свои способности» и «Сформировать необходимость в регулярных занятиях».

К категории «Здоровье» отнесено два мотива — «Улучшить состояния здоровья» и «Избавиться от вредных привычек».

В категорию «Отдых и развлечение» включено: «Ощущение азарта, борьбы, побе-

55

ды»; «Отдохнуть и развлечься» и «Получать положительные эмоции и впечатления». Отдельная категория содержала одну позицию — «Нечем заняться дома». Результаты исследования отражены на рисунках 1 и 2.

Отдельная категория

4%

14

■ Повышение физ. Подготовки

■ Воспитание личностных качеств

■ Здоровье

■ Отдых и развлечение

■ Отдельная категория

Рисунок 1. Распределение по степени значимости мотивации к занятиям физической активностью с учетом категории у студентов основной медицинской группы.

56

4%

I Повышение физ. Подготовки I Воспитание личностных качеств I Здоровье

I Отдых и развлечение | Отдельная категория

Рисунок 2. Распределение по степени значимости мотивации к занятиям физической активностью с учетом категории у студентов специальной медицинской группы.

При распределении мотивирующих факторов по степени значимости с учетом категории были получены следующие результаты: приоритетное значение для основной и специальной групп имело «Воспитание личностных качеств»; затем «Повышение физической подготовки»; «Отдых и развлечение»; «Здоровье».

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Результаты проведенного исследования мотивационных составляющих среди студентов основной медицинской группы здоровья и студентов специальной медицинской группы, позволили установить, что обе группы по степени важности «очень важно» и «исключительно важно» относят такие мотивирующие факторы для занятий физической активностью, как «Воспитание нравственно - волевых качеств», «Раз-

виваться как личность», «Ощущения уверенности и уважения к себе», «Улучшение состояния здоровья», «Развитие физических качеств», «Получение положительных эмоций и впечатлений», «Улучшение физической подготовки», «Удовлетворить потребность в движении», «Отдохнуть и развлечься». Установлено, что студенты обеих групп занятия физической культурой и спортом рассматривают, как вариант проведения досуга и получения положительных эмоций и впечатлений, что раскрывает огромные возможности не только для оздоровления и физического совершенствования молодежи, но и для их эстетического воспитания, что способствует формированию у них эстетических потребностей, а так же способность понимать, видеть красоту и совершенство движений и реализовывать их в действиях.

ЛИТЕРАТУРА

1. Авилова, И.А. Финансирование и популяризация адаптивного спорта среди молодежи с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов / И.А. Авилова // Азимут научных исследований: экономика и управление. — 2021. — Т. 10, № 1 (34). — С. 59-61.

2. Бакулев, С.Е. О выполнении целевых показателей Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года / С.Е. Бакулев, В.А. Таймазов, С.М. Ашкинази [и др.] // Учёные записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2018. - № 8. - С. 18 - 23.

3. Голобоков, А.С. Роль физического и спортивного воспитания в социализации 57 личности и общества / А.С. Голобоков, М.С. Наумова // Азимут научных исследований:

педагогика и психология. - 2017. - Т. 6, № 2 (19). - С. 323-325.

4. Демина, А.Ш. Физическая культура и спорт в системе реабилитации и социальной адаптации инвалидов / А.Ш. Демина, Е.М. Кириллов // Аксиома: актуальные аспекты гуманитарных наук. - 2017. - № 2 (6). - С. 19-21.

5. Кожемякина, А.П. Физическая культура и спорт в системе реабилитации инвалидов / А.П. Кожемякина // Аллея науки. - 2016. - № 3 (3). - С. 275-278.

6. Курочкин, В.В. Финансирование физической культуры и спорта в России / В.В. Курочкин // Интерактивная наука. - 2016. - № 10. - С. 137-140.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Матвеев, А.Е. Развитие массового спорта в вузе и популяризация здорового образа жизни / А.Е. Матвеев // Альманах мировой науки. - 2017. - № 4-2 (19). - С. 125-126.

8. Современное состояние и тенденции развития адаптивного спорта в России и за рубежом / С.А. Блохин, Г.Д. Гейко, А.Г. Хайруллин [и др.] // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2019. - № 1 (167). - С. 34-39.

9. Распоряжение Правительства РФ от 24.11.2020 N 3081-р «Об утверждении Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2030 года» // КонсультантПлюс. - URL: http://www.consultant.ru/law/hot-docs/66040.html (дата обращения: 20.12.2021).

Получена: 25.02.2022 г. Принята к пцбликации: 21.03.2022 г.

ANALYSIS AND FORMATION OF MOTIVATION INFLUENCING THE POPULARIZATION OF PHYSICAL CULTURE AND SPORTS AMONG STUDENTS OF THE MAIN AND SPECIAL MEDICAL

GROUPS

© Inga A. Avilova

Inga A. Avilova — PhD in Biology, Associate Professor; Associate Professor of the Department of Physical Culture, Kursk State Medical University E-mail: avilova-inga@mail.ru

Address: 305041, 3, K. Marx street, Kursk, Russian Federation

ABSTRACT

The article analyzes the formation of various aspects of motivational components for physical culture and sports among university students. The paper presents the results of a study conducted among students of two medical groups - basic and special. A number of features of the organization of physical culture and sports among students with limited health opportunities are considered — material equipment, personnel issues, the formation of a positive attitude of society to persons with disabilities, which are important for the active promotion and popularization of adaptive sports and physical culture in universities.

58 Keywords: limited opportunities; disabled people; adaptive sports; competitions;

students; medical group; physical activity; motivation.

REFERENCES

1. Avilova, I.A. Finansirovanie i populyarizaciya adaptivnogo sporta sredi molodezhi s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya i invalidov / I.A. Avilova //Azimut nauchnyh issle-dovanij: ekonomika i upravlenie. - 2021. - T. 10, № 1 (34). - S. 59-61.

2. Bakulev, S.E. O vypolnenii celevyh pokazatelej Strategii razvitiya fizicheskoj kul'tury i sporta v Rossijskoj Federacii na period do 2020 goda / S.E. Bakulev, VA. Tajmazov, S.M. Ashkinazi [i dr.] // Uchyonye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta. - 2018. - № 8. - S. 18 - 23.

3. Golobokov, A.S. Rol' fizicheskogo i sportivnogo vospitaniya v socializacii lichnosti i obsh-chestva / A.S. Golobokov, M.S. Naumova // Azimut nauchnyh issledovanij: pedagogika i psi-hologiya. - 2017. - T. 6, № 2 (19). - S. 323-325.

4. Demina, A.SH. Fizicheskaya kul'tura i sport v sisteme reabilitacii i social'noj adaptacii invalidov / A.SH. Demina, E.M. Kirillov // Aksioma: aktual'nye aspekty gumanitarnyh nauk. - 2017.

- № 2 (6). - S. 19-21.

5. Kozhemyakina, A.P. Fizicheskaya kul'tura i sport v sisteme reabilitacii invalidov / A.P. Kozhe-myakina // Alleya nauki. - 2016. - № 3 (3). - S. 275-278.

6. Kurochkin, VV. Finansirovanie fizicheskoj kul'tury i sporta v Rossii / VV Kurochkin // Interaktivnaya nauka. - 2016. - № 10. - S. 137-140.

7. Matveev, A.E. Razvitie massovogo sporta v vuze i populyarizaciya zdorovogo obraza zhizni / A.E. Matveev // Al'manah mirovoj nauki. - 2017. - № 4-2 (19). - S. 125-126.

8. Sovremennoe sostoyanie i tendencii razvitiya adaptivnogo sporta v Rossii i za rubezhom / S.A. Blohin, G.D. Gejko, A.G. Hajrullin [i dr.] // Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta. -2019. - № 1 (167). - S. 34-39.

9. Rasporyazhenie Pravitel'stva RF ot 24.11.2020 N 3081-r «Ob utverzhdenii Strategii razvitiya fizicheskoj kul'tury i sporta v Rossijskoj Federacii na period do 2030 goda» // Konsul'tantPlyus.

- URL: http://www.consultant.ru/law/hotdocs/66040.html (data obrashcheniya: 20.12.2021).

Received: 25.02.2022 Accpted: 21.03.2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.