Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ У ШКОЛЬНИКОВ В XXI ВЕКЕ: ВЫЗОВЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ'

РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ У ШКОЛЬНИКОВ В XXI ВЕКЕ: ВЫЗОВЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Область наук
Ключевые слова
физическое воспитание / школьники / XXI век / физическая активность / современные технологии / спортивная инфраструктура / индивидуальные программы / квалификация педагогов / здоровый образ жизни / взаимодействие социальных институтов / physical education / schoolchildren / XXI century / physical activity / modern technologies / sports infrastructure / individual programs / teacher qualifications / healthy lifestyle / social institutions

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бузинова А.А.

В статье рассматриваются актуальные вопросы развития физических качеств у школьников в XXI веке. Подчеркивается значимость физического воспитания в условиях современного общества, где технологические и социальные изменения влияют на образ жизни детей. Анализируются основные вызовы, такие как недостаток физической активности, перегруженность школьной программы, отсутствие индивидуального подхода и дефицит квалифицированных педагогов. Описываются перспективы развития, включая использование современных технологий, развитие спортивной инфраструктуры, индивидуализацию программ тренировок и привлечение родителей к процессу воспитания. Автор делает вывод о необходимости комплексного подхода к решению проблемы и взаимодействия различных социальных институтов для формирования здорового и физически активного поколения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бузинова А.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF PHYSICAL QUALITIES IN SCHOOLCHILDREN IN XXI CENTURY: CHALLENGES AND PROSPECTS

The article deals with topical issues of the development of physical qualities in schoolchildren in the XXI century. The importance of physical education in modern society, where technological and social changes affect the lifestyle of children, is emphasized. The main challenges are analyzed, such as lack of physical activity, overload of the school curriculum, lack of an individual approach and a shortage of qualified teachers. The prospects of development are described, including the use of modern technologies, the development of sports infrastructure, the individualization of training programs and the involvement of parents in the parenting process. The author concludes that there is a need for an integrated approach to solving the problem and the interaction of various social institutions to form a healthy and physically active generation.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ У ШКОЛЬНИКОВ В XXI ВЕКЕ: ВЫЗОВЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ»

УДК 796

Бузинова А.А.

магистратура ТФВ2301 Московский педагогический государственный университет

(г. Москва, Россия)

РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ У ШКОЛЬНИКОВ В XXI ВЕКЕ: ВЫЗОВЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Аннотация: в статье рассматриваются актуальные вопросы развития физических качеств у школьников в XXI веке. Подчеркивается значимость физического воспитания в условиях современного общества, где технологические и социальные изменения влияют на образ жизни детей. Анализируются основные вызовы, такие как недостаток физической активности, перегруженность школьной программы, отсутствие индивидуального подхода и дефицит квалифицированных педагогов. Описываются перспективы развития, включая использование современных технологий, развитие спортивной инфраструктуры, индивидуализацию программ тренировок и привлечение родителей к процессу воспитания. Автор делает вывод о необходимости комплексного подхода к решению проблемы и взаимодействия различных социальных институтов для формирования здорового и физически активного поколения.

Ключевые слова: физическое воспитание, школьники, XXI век, физическая активность, современные технологии, спортивная инфраструктура, индивидуальные программы, квалификация педагогов, здоровый образ жизни, взаимодействие социальных институтов.

В XXI веке развитие физических качеств у школьников приобретает всё большую значимость. На фоне стремительных технологических изменений, глобализации и новых социальных реалий, физическое воспитание подрастающего поколения сталкивается с рядом вызовов, но и открывает множество перспектив.

2024

Современные школьники всё больше времени проводят за экранами компьютеров, смартфонов и телевизоров. Исследования показывают, что более 80% подростков недостаточно физически активны. Это приводит к росту числа заболеваний, связанных с малоподвижным образом жизни, таких как ожирение, сердечно-сосудистые заболевания и диабет. ВОЗ обеспокоена серьезностью ситуации и заявляет, что должны быть предприняты серьезные меры к тому, чтобы подростки больше двигались, так как малоподвижность опасна для их настоящего и будущего здоровья [1].

Необходимо отметить роль физической культуры как важнейшего и неотъемлемого элемента, необходимого для гармоничного развития личности. Современные реалии, а также особенности развития постиндустриального общества, как в России, так и в других странах, определили ряд тенденций в физическом развитии населения. Важной проблемой стало массовое увеличение доли людей с избыточным весом (т.н. «эпидемия ожирения»). Так, согласно исследованиям, основанным на статистической выборке «Российского мониторинга экономического положения и здоровья населения» НИУ «Высшая школа экономики», с 2004 года в России доля мужчин и женщин с избыточной массой тела/ожирением страдают более 50% от общего населения страны. При этом наблюдается негативная динамика, а основной вклад в эту долю вносят люди наиболее активного возраста (18-50 лет) [2].

Если для России указанная проблема относительно новая, то для ряда зарубежных стран, в частности США, негативные тенденции зародились гораздо раньше. Особенно тревожным является тот факт, что в США, за увеличением показателей избыточного веса, последовали ухудшения в широком спектре других показателей. Некоторые болезни, считавшиеся характерными для взрослого населения, начали «молодеть» и сегодня у детей в американских школах наряду с ожирением наблюдается взрывной рост диабета второго типа. Так, согласно прогнозам, при сохранении текущего порядка вещей, каждый третий американский ребенок будет страдать от диабета [2].

2025

Школьная программа часто перегружена академическими предметами, оставляя мало времени на физическую активность. Уроки физкультуры проводятся недостаточно часто, а внеурочные занятия спортом не всегда доступны всем учащимся.

Стандартный урок физкультуры представляет следующую картину: рядовое построение, оглашение целей и задач урока, разминка, основная и заключительная части, которые чаще всего сводятся к набору однообразных упражнений, определенных образовательной программой. Знакомая картина: один ученик выполняет задание учителя, например, подтягивание, а остальные, ожидая своей очереди, скучают или просто отходят в сторону, не в состоянии выполнить упражнение. Можно ли считать интенсивность такого урока высокой?

Существующая система физического воспитания редко учитывает индивидуальные физические и психологические особенности школьников. Это может приводить к снижению мотивации и интереса к занятиям спортом. Многие школы испытывают дефицит квалифицированных педагогов и тренеров по физической культуре, что снижает качество преподавания и ограничивает возможности для развития физических качеств у школьников.

Использование фитнес-трекеров, мобильных приложений и онлайн-платформ может стимулировать интерес школьников к физической активности. Игровые технологии и виртуальная реальность также могут быть использованы для создания интерактивных программ тренировок. Строительство современных спортивных комплексов и площадок, доступных для всех школьников, создаст благоприятные условия для занятий спортом. Важно также развивать инфраструктуру для активного отдыха вне школы.

Разработка индивидуальных программ тренировок, учитывающих физические возможности и интересы каждого ученика, поможет повысить эффективность физического воспитания. Это потребует активного взаимодействия педагогов с родителями и медиками. Необходимо инвестировать в образование и профессиональное развитие учителей

2026

физической культуры. Современные методики преподавания и постоянное обновление знаний помогут педагогам более эффективно работать с детьми.

Включение в школьную программу различных видов спорта и физической активности, таких как йога, танцы, боевые искусства, поможет заинтересовать большее количество детей. Важно также развивать массовые спортивные мероприятия и соревнования. Привлечение родителей и местных сообществ к процессу физического воспитания школьников способствует формированию культуры здорового образа жизни. Совместные спортивные мероприятия и акции могут стать хорошей мотивацией для детей и взрослых.

Развитие физических качеств у школьников в XXI веке требует комплексного подхода и учета современных реалий. Решение существующих проблем возможно только при активном взаимодействии школ, родителей, государства и общества в целом. Внедрение инновационных технологий, развитие инфраструктуры, индивидуализация подходов и повышение квалификации педагогов создадут условия для формирования здорового и физически активного поколения. В конечном итоге, это станет залогом успешного будущего не только для отдельных детей, но и для общества в целом.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. ВОЗ: 80% подростков ведут недостаточно подвижный образ жизни [Электронный ресурс]. URL: https://www.kommersant.ru/doc/4169986 (дата обращения: 31.05.2024);

2. Ожирение в России: статистические данные [Электронный ресурс]. URL: http://health.passion.ru/novosti-zdorovya/lishnii-ves/ozhirenie-v-rossii-statisticheskie-dannye.htm (дата обращения: 31.05.2024);

3. Эпидемия ожирения в России [Электронный ресурс]. URL: http://demoscope.ru/weekly/2012/0529/tema03.php (дата обращения: 31.05.2024)

2027

Buzinova A.A.

Moscow State Pedagogical University (Moscow, Russia)

DEVELOPMENT OF PHYSICAL QUALITIES IN SCHOOLCHILDREN IN XXI CENTURY: CHALLENGES AND PROSPECTS

Abstract: the article deals with topical issues of the development of physical qualities in schoolchildren in the XXI century. The importance of physical education in modern society, where technological and social changes affect the lifestyle of children, is emphasized. The main challenges are analyzed, such as lack of physical activity, overload of the school curriculum, lack of an individual approach and a shortage of qualified teachers. The prospects of development are described, including the use of modern technologies, the development of sports infrastructure, the individualization of training programs and the involvement of parents in the parenting process. The author concludes that there is a need for an integrated approach to solving the problem and the interaction of various social institutions to form a healthy and physically active generation.

Keywords: physical education, schoolchildren, XXI century, physical activity, modern technologies, sports infrastructure, individual programs, teacher qualifications, healthy lifestyle, social institutions.

2028

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.