Научная статья на тему 'Развитие физических качеств спортсменов-инвалидов по зрению посредством игры в голбол'

Развитие физических качеств спортсменов-инвалидов по зрению посредством игры в голбол Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
293
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ФИЗИЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА / ДВИГАТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ / ФИЗИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ / ОБУЧАЮЩИЕСЯ С ДЕПРИВАЦИЕЙ ЗРЕНИЯ / ДВИГАТЕЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ / ФИЗИЧЕСКАЯ НАГРУЗКА / РЕГУЛЯРНЫЕ ЗАНЯТИЯ ГОЛБОЛОМ / PHYSICAL EDUCATION / PHYSICAL QUALITIES / MOTOR ABILITIES / PHYSICAL EXERCISES / STUDENTS WITH VISUAL DEPRIVATION / PHYSICAL ABILITIES / PHYSICAL ACTIVITY / REGULAR GOALBALL EXERCISES

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Матвеева Инга Сергеевна, Харьковская Анна Григорьевна, Матвеев Валентин Сергеевич

В данной статье представлены результаты исследований разработанной программы физического воспитания средствами игры в голбол, которые позволят улучшить физическое состояние и здоровье обучающихся в специализированных учебных заведениях для лиц с отклонением зрения. В отдельных классах в течение 3-х лет проводился мониторинг физической подготовленности, который позволил выявить отличия в развитии физических качеств у обучающихся, которые занимались дополнительно в секциях голбола. По всем показателям у обучающихся прослеживается улучшение отдельных физических качеств, которое происходит благодаря регулярным занятиям голболом. Мы изучали уровень физической подготовки, при этом степень развития физических качеств определялась пределом их двигательных возможностей, а также уровнем их общей физической подготовленности, который сказывается не только на овладении учебными нормативами по предмету физическая культура.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Матвеева Инга Сергеевна, Харьковская Анна Григорьевна, Матвеев Валентин Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of physical qualities of disabled athletes by vision by the goalball game

This article presents the results of the studies of the developed program of physical education by means of playing goalball, which will improve the physical condition and health of the students in specialized educational institutions for people with visual impairment. For 3 years, physical fitness was monitored in the separate classes, which made it possible to identify the differences in the development of physical qualities among the students who were additionally involved in the sections of the goalball. According to all indicators, students can observe improvement in the certain physical qualities, which occurs due to regular practice of the goalball. We have studied the level of physical fitness, while the degree of development of physical qualities was determined by the limit of their motor capabilities, as well as the level of their general physical fitness, which affects not only the mastery of the educational standards in the physical culture subject.

Текст научной работы на тему «Развитие физических качеств спортсменов-инвалидов по зрению посредством игры в голбол»

pp. 115-118).

5. Shestakov, M. (2006), "High-Tech innovations of the training process in athletics", A Modern Look at Athlete Training: Proceedings of an International Conference, Moscow, pp. 178-195.

6. Martynenko, V. and Kamnev, R. (2018), "Dynamics of development of physical qualities at cadets-young men of the educational organizations of the Ministry of internal Affairs of Russia on various semesters of training", Uchenye zapiski universiteta imeniP.F. Lesgafta, No. 12 (166), pp. 151-154.

Контактная информация: petrovdmitriym@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 04.12.2019

УДК 796.015

РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ СПОРТСМЕНОВ-ИНВАЛИДОВ ПО ЗРЕНИЮ ПОСРЕДСТВОМ ИГРЫ В ГОЛБОЛ

Инга Сергеевна Матвеева, кандидат педагогических наук, доцент, Анна Григорьевна Харьковская, кандидат педагогических наук, доцент, Кубанский государственный аграрный университет имени И. Т. Трубилина, Краснодар; Валентин Сергеевич Матвеев, кандидат педагогических наук, доцент, Кубанский государственный технологический университет, Краснодар

Аннотация

В данной статье представлены результаты исследований разработанной программы физического воспитания средствами игры в голбол, которые позволят улучшить физическое состояние и здоровье обучающихся в специализированных учебных заведениях для лиц с отклонением зрения. В отдельных классах в течение 3-х лет проводился мониторинг физической подготовленности, который позволил выявить отличия в развитии физических качеств у обучающихся, которые занимались дополнительно в секциях голбола. По всем показателям у обучающихся прослеживается улучшение отдельных физических качеств, которое происходит благодаря регулярным занятиям голболом. Мы изучали уровень физической подготовки, при этом степень развития физических качеств определялась пределом их двигательных возможностей, а также уровнем их общей физической подготовленности, который сказывается не только на овладении учебными нормативами по предмету физическая культура.

Ключевые слова: физическая культура, физические качества, двигательные возможности, физические упражнения, обучающиеся с депривацией зрения, двигательные способности, физическая нагрузка, регулярные занятия голболом.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2019.12.187-192

DEVELOPMENT OF PHYSICAL QUALITIES OF DISABLED ATHLETES BY VISION BY THE GOALBALL GAME

Inga Sergeevna Matveeva, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Anna Grigo-ryevna Kharkovskaya, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Kuban state agrarian university named after I.T. Trubilin, Krasnodar; Valentin Sergeevich Matveev, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Kuban State Technological University,

Krasnodar

Abstract

This article presents the results of the studies of the developed program of physical education by means of playing goalball, which will improve the physical condition and health of the students in specialized educational institutions for people with visual impairment. For 3 years, physical fitness was monitored in the separate classes, which made it possible to identify the differences in the development of physical qualities among the students who were additionally involved in the sections of the goalball. According to all indicators, students can observe improvement in the certain physical qualities, which occurs due to regular practice of the goalball. We have studied the level of physical fitness, while the degree of development of physical qualities was determined by the limit of their motor capabilities, as well as the level of their general

physical fitness, which affects not only the mastery of the educational standards in the physical culture subject.

Keywords: physical education, physical qualities, motor abilities, physical exercises, students with visual deprivation, physical abilities, physical activity, regular goalball exercises.

АКТУАЛЬНОСТЬ

У людей с нарушениями зрения несколько затруднена пространственная ориентировка, у них происходит задержка в формировании двигательных навыков. Чаще всего это может привести к снижению двигательной активности и процессу познания окружающего мира. Не стоит забывать, что у детей с депривацией зрения очень часто можно наблюдать существенное затруднение в физическом развитии. Так как отсутствует вариант визуального копирования могут возникать трудности постижения пространственных представлений и двигательных действий, также могут присутствовать патологические нарушения при ходьбе, беговых движениях, нарушение координации, страдает точность выполнения различных движений и поз.

Зрительный анализатор играет значительную роль не только в психическом развитии ребенка, при его патологии у детей начинаются проблемы в постижении окружающего мира.

Физическое воспитание у слабовидящих детей имеет свои особенности, которые обусловлены не только нарушением зрения, но и наличием вторичных отклонений в физическом и психическом развитии.

Мы предлагаем рассмотреть формирование и развитие физических качеств и функциональных возможностей организма обучающихся в специализированных коррекцион-ных школах посредством систематических занятий спортивной игрой голбол.

Цель. Разработать и апробировать в общеобразовательном учреждении методику физического воспитания для детей с нарушениями зрения, направленную на коррекцию недостатков физического развития и физического воспитания, на их предупреждение и устранение.

Методы исследования, контингент. Педагогическое тестирование, педагогические наблюдения, математическая статистика. В исследовании приняли участие 5 обучающихся с нарушением зрения.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЙ

У людей с нарушениями зрения несколько затруднена пространственная ориентировка, у них происходит задержка в формировании двигательных навыков. Чаще всего это может привести к снижению двигательной активности и процессу познания окружающего мира. Не стоит забывать, что у детей с депривацией зрения очень часто можно наблюдать существенное затруднение в физическом развитии. Так как отсутствует вариант визуального копирования могут возникать трудности постижения пространственных представлений и двигательных действий, также могут присутствовать патологические нарушения при ходьбе, беговых движениях, нарушение координации, страдает точность выполнения различных движений и поз.

Уровень физического развития и физической подготовленности детей различного возраста с депривацией зрения значительно отстает от нормально видящих сверстников. У слабовидящих есть значительные различия в морфофункциональных показателях, также значительное отставание от нормы в развитии жизненной емкости легких (ЖЕЛ). Мышечная сила рук у слабовидящих по сравнению с нормой, у детей с нарушениями зрения слабо развита. Плоскостопие и мышечная слабость также стоит отнести к одним из основных отклонений в физическом развитии детей, обусловленными нарушением зрения. Также у слабовидящих значительно большее и число простудных заболеваний ввиду снижения иммунитета. Также можно констатировать, что почти 90% обучающихся школ-интернатов для слепых и слабовидящих детей по всей России относятся к специальной медицинской

группе. Довольно часто такие дети с нарушениями зрения поступают в школу уже с ярко выраженными нарушениями осанки (с круглой спиной, усилением грудного кифоза и уплощением поясничного лордоза, сколиозом, плоскостопием и т.д.). Доказано, что нарушении осанки и деформации позвоночника происходит видоизменение грудной клетки, это приводит к снижению ЖЕЛ, что провоцирует инфекции дыхательных путей и поражение сердечно-сосудистой системы.

Сейчас, когда реабилитация лиц с ограниченными возможностями понимается как приобщение инвалидов к социальной жизни, организовываются определенные шаги, чтобы у инвалидов была возможность реализовать свои права и способности наравне с другими членами общества, сюда относится и право на получение образования, и работа по специальности, получение доступа к информации и развлечениям. Обществу стоит помнить, что люди с ограниченными возможностями здоровья и инвалиды могут проявлять активное желание принимать участие в жизни нашего общества и показывать свою готовность сотрудничать в данном направлении, четко устанавливать свои интересы, четко оценивать свои возможности и не забывать развивать способности для реализации поставленных целей и задач.

Коррекционная направленность голбола для спортсменов с нарушением зрения предусмотрена в рамках дополнительных занятий по коррекции двигательных нарушений, ритмике, рекреативных занятий и адаптивного спорта.

У незрячих в формировании основных двигательных действий на первый план выходит развитие навыка пространственной ориентировки. При тотальной слепоте значительно увеличивается роль вестибулярного аппарата для сохранения равновесия и пространственной ориентации.

Обучение голболу строится с учетом индивидуального и дифференцированного подхода к регулированию физической подготовленности и сенсорных возможностей детей, а также с учетом эмоциональной насыщенности.

Использование силовой нагрузки в физическом развитии рассматривается исходя из контекста процесса формирования особенностей двигательных возможностей занимающихся.

Основным способом развития мышц является многократное повторение выполнения упражнений с отягощениями. Этот метод способствует одновременно как улучшению силовых качеств, так и увеличению в объеме мышечной массы спортсмена.

Для каждой группы мышц подбираются определенные упражнения, причем используемое отягощение должно быть равно весу, которое занимающийся может поднять около 10 раз. Для этого вида спорта подбирается комплекс упражнений с максимальным задействованием групп мышц. Выполняется от 2 до 3 подходов, в перерывах между подходами рекомендуется полный отдых от 10 до 15 минут. Всего количество подходов должно составлять как минимум 3-4 раза. Параллельно с упражнениями, развивающими силу, рекомендуется выполнять упражнения на гибкость. Постепенно вес отягощения становится для спортсмена привычным, и когда занимающийся может выполнять с ним до 18 повторений, его необходимо увеличить, чтобы с новым весом выполнять 10-12 повторений. В дальнейшем в тренировках спортсмена начинают использоваться методы специальной силовой тренировки.

Другой метод, использующийся для развития силовых качеств - метод круговой тренировки. Благодаря ему одновременно прорабатываются несколько или сразу все группы мышц. Упражнения последовательно выполняются на 5-7 станциях по 10-12 повторений. Стоит отметить, что между упражнениями можно как включать интервалы для отдыха, так и обойтись без них.

При воспитании и развитии общей выносливости у голболистов, принимавших участие в исследовании, в воспитании общей выносливости опираются на метод равномерного непрерывного упражнения. Суть его заключается в том, что двигательная работа

начинается 10-15-минутной равномерной ходьбы, длительность которой со временем можно увеличить до 30-50 минут. В процессе движения можно использовать палки для ходьбы или активно работать руками, что только повысит количество вовлеченных групп мышц. Особенно важно вовлечение верхнего плечевого пояса, которое отсутствует при равномерном беге. Во время ходьбы частота пульса в зоне умеренной нагрузки должна составлять 125-130 ударов в минуту. В этой же зоне можно совершать также пробежки и равномерные прогулки быстрым шагом. Такой метод способствует укреплению сердечнососудистой и дыхательной систем, развивает и совершенствует аэробные механизмы энергообеспечения.

Для более тренированных спортсменов можно применить методику переменного непрерывного упражнения, суть которой заключается в переменной тренировке, при которой происходит сочетание равномерной нагрузки с ускорениями. В летний период для этого можно использовать бег по пересеченной местности или греблю, в зимний - беговые лыжи и т.д. Во время переменной тренировки на отдельных участках дистанции пульс может достигать 160 ударов в минуту. Внедрение такой методики в тренировочный процесс способствует укреплению сердечно-сосудистой системы.

У спортсменок развитию общей выносливости способствует использование комплексов из танцевальных и акробатических упражнений. Движения выполняются под ритмичную музыку при поддержании частоты сердечный сокращений 120-130 ударов в минуту в течение 10-20 минут.

На протяжении 10 лет голбол включен в раздел спортивных и подвижных игр программы физической культуры школы-интерната 3-4 вида в г. Армавире. Помимо обязательного освоения голбола в рамках программы, многие учащиеся посещают школьные секции по голболу. В школьных секциях голбола занимаются разноуровневые спортсмены, в зависимости от этапа спортивной подготовке. На начальных этапах подготовки уделяется внимание развитию физических качеств в рамках общей физической подготовки.

В отдельных классах в течение 3-х лет проводился мониторинг физической подготовленности, который позволил выявить отличия в развитии физических качеств у учащихся, которые занимаются дополнительно в секциях голбола и не занимающихся.

Ниже приведены результаты исследований, проведенных на обучающихся ГБУ Школы-интернаты г. Армавира. Исследования проводились в течение 3 лет, данные записывались в таблицы в начале и в конце учебного года.

Таблица 1 - Гибкость (в сантиметрах) (И.П.: О.с. стоя на гимнастической скамейке. В наклоне вперед достать пальцами рук как можно ниже, колени прямые). _

№ Ф.И.О. 8 класс 9 класс 10 класс результат

1 К.. .ов Александр -1 4 7 улучшение

2 Г.. .ян Армен 5 10 15 улучшение

3 Р. ко Никита 0 8 10 улучшение

4 К. ко Владислав 0 2 2 стабильно

5 Ш.на Галина 0 5 10 улучшение

Таблица 2 - Функция равновесия (в секундах) (И.П.: Стоя на одной ноге поднять другую назад не ниже 45 градусов, руки в стороны, спина прямая, колени прямые, глаза закрыты) _

№ Ф.И.О. 8 класс 9 класс 10 класс результат

1 К.ов Александр 30 50 60 улучшение

2 Г.ян Армен 35 45 60 улучшение

3 Р. ко Никита 35 45 60 улучшение

4 К. ко Владислав 25 30 45 улучшение

5 Ш.на Галина 38 40 55 улучшение

Таблица 3 - Прыжки в длину с места (в сантиметрах) (И.П.: О.с. Прыжок в длину с места

толчком двух ног в песочную яму)

№ Ф.И.О. 8 класс 9 класс 10 класс результат

1 К.. .ов Александр 150 200 250 улучшение

2 Г.. .ян Армен 175 200 260 улучшение

№ Ф.И.О. 8 класс 9 класс 10 класс результат

3 Р.. .ко Никита 170 200 250 улучшение

4 К.. .ко Владислав 110 115 150 улучшение

5 Ш.на Галина 170 200 250 улучшение

Таблица 4 - Бег 60 м (в секундах)

№ Ф.И.О. 8 класс 9 класс 10 класс результат

1 К.ов Александр 11.05 10.0 9.50 улучшение

2 Г.ян Армен 10.42 10.05 9.0 улучшение

3 Р. ко Никита 11.70 10.50 9.05 улучшение

4 К. ко Владислав 13.52 12.0 11.50 улучшение

5 Ш.на Галина 10.52 10.0 9.05 улучшение

Таблица 5 - Метание теннисного _ мяча (метры)

№ Ф.И.О. 8 класс 9 класс 10 класс результат

1 К.ов Александр 17 28 37 улучшение

2 Г.ян Армен 18 38 52 улучшение

3 Р. ко Никита 20 48 52 улучшение

4 К. ко Владислав 12 15 20 улучшение

5 Ш.на Галина 17 40 60 улучшение

Таблица 6 - Бег 200 м (секунды)

№ Ф.И.О. 8 класс 9 класс 10 класс результат

1 К.ов Александр 41.10 40.0 35.2 улучшение

2 Г.ян Армен 41.10 40.0 38.1 улучшение

3 Р. ко Никита 41.10 40.0 35.2 улучшение

4 К. ко Владислав 50.75 47.0 43.20 улучшение

5 Ш.на Галина 41.10 40.03 32.2 улучшение

Таблица 7 - Толкание ядра (в метрах)

№ Ф.И.О. 8 класс 9 класс 10 класс результат

1 К.ов Александр 3,0 4.5 5.50 улучшение

2 Г.ян Армен 4,0 5.5 8,0 улучшение

3 Р. ко Никита 4,0 5.5 6,0 улучшение

4 К. ко Владислав 2.70 3,0 4.50 улучшение

5 Ш.на Галина 4,0 5.60 7.70 улучшение

Таблица 8 - Динамика результатов физической подготовки обучающихся

№ ФИО 2016-2017 учебный год 2017-2018 учебный год 2018-2019 учебный год

1 К.ов Александр 40% 55% 65%

2 Г. ян Армен 45% 60% 70%

3 Р. ко Никита 30% 35% 40%

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4 К. ко Владислав 40% 55% 70%

5 Ш.на Галина 45% 60% 75%

Представленные результаты измерения физической подготовленности показывают положительную динамику в развитии физических качеств детей-инвалидов по зрению.

Помимо учебной программы по физической культуре, в рамках общеобразовательной программы, двум обучающимся было предложено во внеурочное время посещать секцию голбола под руководством тренера. После полугода систематических посещений школьной секции три раза в неделю, были заметны несущественные улучшения в уровне физического развития. Через год количество тренировок в неделю увеличили до четырех. Интенсивность нагрузки возросла. Соответственно выросли показатели. При этом обучающиеся вошли в состав сборной команды Краснодарского края по этому виду спорта. На третий год занятий в секции, количество тренировок было увеличено до 5 в неделю. Команда представляла Краснодарский край на всероссийских соревнованиях.

По всем показателям у обучающихся прослеживается улучшение отдельных физических качеств, которое происходит благодаря регулярным занятиям голболом.

Таким образом, мы изучали уровень физической подготовки, при этом степень развития физических качеств определялась пределом их двигательных возможностей, а также

уровнем их общей физической подготовленности, который сказывается не только на овладении учебными нормативами по предмету физическая культура.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Исследования показали, что развитие физических качеств у обучающихся с нарушениями зрения протекает неравномерно, скачкообразно. Во время проведения исследований мы это учли и воздействовали на развитие физических посредством тренировок в игру гол-бол. Однако, как и здоровые сверстники, ребенок с нарушением зрения с увлечением играет в игры, а если игры просты и понятны даже для тотального слепого, то у незрячего ребенка пробуждается интерес научиться играть еще лучше. Стремление играть лучше подталкивает ребенка на систематические занятия голболом и как следствие происходит развитие физических качеств.

Данное исследование может быть применено в дошкольных учреждениях, специ-альных-коррекционных школах, а также медицинских учреждениях.

ЛИТЕРАТУРА

1. Йегер, Й.М. Мышцы в спорте. Анатомия. Физиология. Тренировка. Реабилитация / Й.М. Йегер, К. Крюгер. - М. : Практическая медицина, 2016. - 408 с.

2. Маллаев, Д.М. Игры для слепых и слабовидящих : учебное пособие / Д.М. Маллаев. - М. : Советский спорт, 2002. - 136 c.

3. Матвеева, И. С. Федеральный государственный образовательный стандарт - требования к уроку физической культуры / И.С. Матвеева, А.С. Клименко, В.С. Матвеев // Материалы научной и научно-методической конференции профессорско-преподавательского состава Кубанского государственного университета физической культуры, спорта и туризма. - Краснодар, 2018. - С. 281-282.

4. Матвеева, И.С. Психофизиологические особенности развития физических качеств младших школьников на этапе начального спортивного отбора / И.С. Матвеева // Тезисы докладов XXXXII научной конференции студентов и молодых ученых Кубанского государственного университета физической культуры, спорта и туризма. - Краснодар, 2015. - С. 150-153.

5. Толмачев, Р. А. Адаптивная физическая культура и реабилитация слепых и слабовидящих / Р.А. Толмачев. - М. : Советский спорт, 2012. - 108 с.

REFERENSES

1. Yeager, J. and Krueger, K. (2016), Muscles in the sport. Anatomy. Physiology. Training. Rehabilitation, Practical medicine, Moscow.

2. Mallaev, D. (2002), Games for the blind and visually impaired, Soviet sport, Moscow.

3. Matveeva, I., Klimenko, A. and Matveev, V. (2018), "Federal state educational standard - requirements for a lesson in physical education", Materials of the scientific and scientific-methodical conference of the faculty of the Kuban state university ofphysical culture, sports and tourism, Krasnodar, pp. 281282.

4. Matveeva, I. (2015), "Psychophysiological features of the development of physical qualities of younger schoolchildren at the stage of initial sport selection", Abstracts of the XXXXII Scientific conference of students and young scientists of the Kuban state university ofphysical culture, sports and tourism, Krasnodar, pp. 150-153.

5. Tolmachev R. (2012), Adaptive physical education and rehabilitation of the blind and visually impaired, Soviet sport, Moscow.

Контактная информация: nastyg@bk.ru

Статья поступила в редакцию 25.12.2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.