Научная статья на тему 'Перспективы применения элементов голбола в программе дополнительного образования коррекционных классов общеобразовательных школ'

Перспективы применения элементов голбола в программе дополнительного образования коррекционных классов общеобразовательных школ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
94
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ГОЛБОЛ / СЛЕПЫЕ И СЛАБОВИДЯЩИЕ / 1-4 КЛАСС / СОЗДАНИЕ ГОЛБОЛЬНОЙ КОМАНДЫ / ADDITIONAL EDUCATION / GOALBALL / BLIND AND VISUALLY IMPAIRED / GRADES 1-4 / CREATING OF GOALBALL TEAM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дьяконов Максим Валерьевич, Баряев Алексей Алексеевич

Совершенствование системы дополнительного образования в общеобразовательных школах, где обучаются в коррекционных классах слепые и слабовидящие дети, является очень актуальным вопросом. В своей работе мы провели эксперимент по внедрению спортивной дисциплины голбол, в систему дополнительного образования коррекционных классов общеобразовательных школ. Результаты исследования показали, что занятие голболом является хорошим средством для развития статического равновесия, а целенаправленное использование элементов голбола позволит разнообразить программу дополнительного образования коррекционных классов общеобразовательных школ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Дьяконов Максим Валерьевич, Баряев Алексей Алексеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Prospects of application of goalball elements in the program of additional education for correctional classes in comprehensive schools

Improvement of the system of additional education in secondary schools, where blind and visually impaired children are enrolled in remedial classes, is a very topical issue. The optimal choice for blind and visually impaired children, in this case, was goalball. The results of the study showed that goalball is a good tool for the development for static equilibrium, and the purposeful use of the elements of goalball will diversify the program of additional education for correctional classes at secondary schools.

Текст научной работы на тему «Перспективы применения элементов голбола в программе дополнительного образования коррекционных классов общеобразовательных школ»

повышенное внимание отработке этих ударов на тренировках. В спортивном классе WH2 выявлено преобладание завершенных через заднюю линию розыгрышей над завершенными через переднюю. Удары в переднюю зону в данном классе носят более разыгрывающий характер, чем в классе WH1.

Подобный подход к анализу матчей позволяет более глубоко понять тактику современного пара-бадминтона элитного уровня, следить за тенденциями его развития, а также подбирать наиболее эффективные тактические схемы игры для конкретного спортсмена, учитывая его сильные стороны, против конкретного соперника.

Контактная информация: voroshin_igor@mail.ru

Статья поступила в редакцию 15.05.2019

УДК 796.035

ПЕРСПЕКТИВЫ ПРИМЕНЕНИЯ ЭЛЕМЕНТОВ ГОЛБОЛА В ПРОГРАММЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КОРРЕКЦИОННЫХ КЛАССОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ

Максим Валерьевич Дьяконов, аспирант, Алексей Алексеевич Баряев, кандидат педагогических наук, доцент, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург

Аннотация

Совершенствование системы дополнительного образования в общеобразовательных школах, где обучаются в коррекционных классах слепые и слабовидящие дети, является очень актуальным вопросом. В своей работе мы провели эксперимент по внедрению спортивной дисциплины голбол, в систему дополнительного образования коррекционных классов общеобразовательных школ. Результаты исследования показали, что занятие голболом является хорошим средством для развития статического равновесия, а целенаправленное использование элементов голбола позволит разнообразить программу дополнительного образования коррекционных классов общеобразовательных школ.

Ключевые слова: дополнительное образование, голбол, слепые и слабовидящие, 1-4 класс, создание голбольной команды.

PROSPECTS OF APPLICATION OF GOALBALL ELEMENTS IN THE PROGRAM OF ADDITIONAL EDUCATION FOR CORRECTIONAL CLASSES IN COMPREHENSIVE SCHOOLS

Maxim Valerievich Dyakonov, the post-graduate student, Alexey Alekseevich Baryaev, the candidate of pedagogical sciences, associate professor, Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St. Petersburg

Annotation

Improvement of the system of additional education in secondary schools, where blind and visually impaired children are enrolled in remedial classes, is a very topical issue. The optimal choice for blind and visually impaired children, in this case, was goalball. The results of the study showed that goalball is a good tool for the development for static equilibrium, and the purposeful use of the elements of goalball will diversify the program of additional education for correctional classes at secondary schools.

Keywords: additional education, goalball, blind and visually impaired, grades 1-4, creating of goalball team.

ВВЕДЕНИЕ

Голбол - одна из самых распространенных в мире игр среди слепых и слабовидящих спортсменов. С 1980 года игра входит в программу летних Паралимпийских игр. В голболе принимают участие две команды, в каждой из которых играют по три человека. Также

правилами предусматриваются три запасных игрока. Игра проходит в спортивном зале, на полу которого нанесена чувствительная на ощупь разметка в виде прямоугольной площадки, которая по центру разделена на две половины. В обоих концах площадки находятся ворота. Внутри игрового мяча встроен колокольчик, благодаря которому игроки на слух угадывают его движение. Вес мяча - 1 кг 250 г. Основная задача - закатить мяч за линию ворот команды-соперника, в то время как она пытается помешать нападающим. На площадке все игроки находятся в светонепроницаемых игровых очках, начиная с первого свистка и до окончания игры. Выявлено, что, чем раньше дети начинают заниматься гол-болом, тем лучше.

МЕТОДИКА

Внедрение программы дополнительного образование, разработанной для детей 1-4 класса, с использованием элементов голбола проводилось в школе № 5 города Архангельска. Для ознакомления с особенностями использования элементов голбола для преподавателей было организовано повышение квалификации на базе КСРК Всероссийского общества слепых. В начале работы были получены письменные заявления родителей или их законных представителей на осуществление обследования детей психолого-медико-педагогической комиссией. В соответствии с «Положением о психолого-медико-педагогической комиссии», утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 20.09.2013 г. № 1082, она создается с целью «своевременного выявления детей с особенностями в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонениями в поведении, проведения их комплексного психолого-медико-педагогического обследования и подготовки по результатам обследования рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи и организации их обучения и воспитания, а также подтверждения, уточнения или изменения ранее данных рекомендаций» [1].

«Полная или частичная потеря зрения приводит к нарушению пространственного образа окружающей среды, чувственного познания мира, самоконтроля и саморегуляции. У детей наблюдается ряд сопутствующих заболеваний: минимальная мозговая дисфункция, пиелонефриты, заболевания дыхательной и сердечно-сосудистой систем, неврозы. Кроме того, для таких детей типичными являются следующие вторичные нарушения: искривления позвоночника, деформации стопы, недостаточное развитие дыхательной мускулатуры, слабость мышечной системы» [2].

В качестве основных упражнений использовались:

- упражнения с роллингбольным мячом, голбольными мячами, общеразвивающие упражнения с гимнастическими палками, упражнения с набивными мячами (1 кг), прыжки со скакалкой, прыжки с поворотом на 180 градусов, прыжок с движением рук, прыжки влево и вправо, упражнения на гимнастической скамейке лежа - на спине и животе, висы и упоры, упражнения на бревне, лазанье по канату, по гимнастической стенке, преодоление препятствий, эстафеты, а также специальные упражнения на развитие гибкости, наклоны, махи, рывки;

- бег на месте, и в движении, бег за звенящим мячом (без учета зрения), нахождение мяча после его остановки;

- тренировка умения слышать мяч, движущийся с большой скоростью с выполнением различных упражнений на время;

- ловля гимнастической палки с учетом зрения, без учета зрения двумя руками, одной рукой.

- жонглирование шлбольным мячом, гимнастической палкой;

- статические движения и пассивные упражнения, выполняемые с помощью партнера и с использованием собственной силы.

Как правило, игрой в голбол дети начинают заниматься с пятого класса, к этому возрасту дети уже спокойно играют голбольным мячом. Обычно, дети начинают нормально

играть в голбол лишь к седьмому классу. Внедрение элементов голбола в программу дополнительного образования 1-4 классов позволит уже к пятому классу сформировать команду для выступления на Всероссийских соревнованиях, что приведет к повышению уровня социализации слепых и слабовидящих детей.

Недостатки развития динамических и статистических координационных способностей при нарушениях зрения легко компенсируются при создании адекватных коррекци-онно-педагогических условий. Так, М.А. Фомин, Ю.М. Вавилов считают, что для возраста от 7 до 10 лет характерны высокие темпы развития координационных способностей вследствие пластичности центральной нервной системы, интенсивного совершенствования двигательного анализатора.

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ

На начальном этапе подготовки использовались торбольный и волейбольный мячи со встроенным звуковым устройством для слепых, поскольку они легче в работе и позволяют сформировать правильные двигательные умения и навыки.

На последующих этапах работы происходило обучение методике броска, используя вращательное движение на 360 градусов вокруг своей оси, с вытянутой рукой, держащей мяч и выпускающей его по завершении оборота в сторону противника, что способствовало увеличению скорости мяча и формированию умения ориентироваться в пространстве.

Голбол способствует повышению эмоционального настроя детей, благодаря остроте игровых ситуаций, разнообразию движений и коллективному характеру игровых действий. Также игра учит командной работе и развивает коммуникативные навыки, поскольку действия каждого игрока не только подчинены интересам коллектива, но и требуют полной самоотдачи. Это позволяет создать условия для эффективного физического воспитания незрячих детей, а также для их общего развития.

Использование голбола в качестве обязательного элемента в программе общеобразовательных школ, где учатся слепые и слабовидящие дети, позволит сформировать у них умение взаимодействовать в команде, ориентироваться в пространстве и правильно управлять перемещением своего тела. Проведение соревнований между школами, пропаганда адаптивного школьного спорта среди детей с ОВЗ. по зрению должны быть направлены на физическое и эмоциональное развитие обучающихся.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

В исследовании принимали участие обучающиеся 1-4 специализированных классов МБОУ СШ № 5 г. Архангельска в количестве 10 человек и МБОУ СШ № 19 г. Северодвинска в количестве 11 человек. Дети были распределены на группы - экспериментальную (ЭГ), в которую вошли мальчики и девочки, обучающиеся МБОУ СШ № 5 г. Архангельска. На занятиях по физической культуре в ЭГ по дополнительному образованию изучали элементы голбола. В контрольную группу (КГ) вошли обучающиеся МБОУ СШ №19 г. Северодвинска, которые занимались физической культурой по обычной программе.

Для оценки эффективности включения голбола в дополнительную образовательную программу использовалось тестирование, включающее:

- оценку способностей к ориентации в пространстве на основе локализации звукового сигнала.

- восприятие и воспроизведение линейной величины пространства (Л).

- реакция на время (РВ). Испытуемому предлагается запомнить промежуток времени, равный 7 секунд [3].

Для проверки достоверности и обоснованности результатов исследования были использованы методы статистического анализа данных, представленные процедурами вычисления среднего арифметического (М) и ошибки среднего значения (т), корреляционным и факторным анализом. Расчет статистической значимости различий проводился по

ф-критерию (угловое преобразование Фишера), количественные различия между средними значениями оценивались с применением ^критерия Стьюдента. Различия между средними величинами считались достоверными при р <0,05.

Таблица 1 - Результаты оценки координационных способностей детей контрольной и эксперимент^_

Тест I этап II этап III этап

ЭГ КГ ЭГ КГ ЭГ КГ

Статическое равновесие, сек 0,36±0,06 0,25±0,07 0,991±0,28 0,31±0,08 0,936±0,24 0,29±0,07

Динамическое равновесие, сек 5,31±0,45 3,4±0,2 3,77±0,27 3,55±0,25 3,8±0,44 4,09±0,34

Пространственная ориентация, балл 4,1±0,22 4,1±0,21 4,4±0,15 3,83±0,22 4,3±0,21 4,19±0,2

По результатам был сформирован вывод о статистической значимости полученных различий и эффективности применения голбола для развития координации слабовидящих детей.

Дополнительно был проведен расчет t-критерия Стьюдента для учащихся ЭГ и КГ по каждому из тестов на третьем этапе относительно первого этапа исследования для оценки влияния голбола на координационные способности. Результаты статистического анализа для контрольной группы выявили статистически не значимые различия во всех тестах, так как рассчитанное значение t-критерия Стьюдента меньше критического. Тогда как в экспериментальной группе в тестах на статическое и динамическое равновесие ученики продемонстрировали статистически значимое различие в результатах на первом и третьем этапе испытаний.

Оценка эффективности введения дополнительных видов спорта с помощью по ф-критерия (угловое преобразование Фишера) подтвердила эффективность занятий голболом для улучшения координационных способностей, учащихся с нарушением зрения.

ВЫВОДЫ

Таким образом, результаты исследования показали, что занятие голболом является хорошим средством для развития статического равновесия. Но, для развития динамического равновесия и улучшения ориентации в пространстве, программу урока по дополнительному образованию с элементами голбола необходимо дополнить специальными упражнениями на развитие координационных способностей, которые могут быть применены в условиях открытого пространства.

Использование элементов голбола у учащихся 1-4 классов в программе дополнительного образований коррекционных классов общеобразовательных школ способствовало не только физическому развитию, но и совершенствовало процесс социализации за счет раннего включения в физкультурно-спортивную деятельность.

ЛИТЕРАТУРА

1. Научно-методическое сопровождение адаптивного спорта (литературный обзор) / С.П. Евсеев, О.М. Шелков, O.A. Чурганов, Е.А. Еаврилова // Адаптивная физическая культура. - 2014. -№ 2 (58). - С. 7-12.

2. Методы и формы работы с детьми, имеющими отклонения в развитии и ограниченные возможности здоровья / Л.Н. Ростомашвили, Н.В. Лукьянченко, Т.С. Овчинникова [и др.]. - Красноярск : Центр информации, 2011. - 136 с.

3. Баряев, A.A. Диагностика уровня физической подготовленности в спорте слепых / A.A. Баряев // Теория и практика физической культуры. - 2018. - № 11. - С. 36-37.

REFERENCES

1. Evseev, S.P., Shelkov, O.M., Churganov O.A. and Gavrilova E.A. (2014), "Scientific and methodological support of adaptive sports (literature review)", Adaptive physical culture, No. 2 (58), pp. 7-12.

2. Rostomashvili, L.N., Lukyanchenko N.V., Ovchinnikova, T.S. [et al.] (2011), Methods and forms of work with children with developmental disorders and disabilities, Information Centre, Krasnoyarsk.

3. Baryaev, A.A. (2018), "Diagnosis of the level of physical fitness in the sport of the blind", Theory and practice ofphysical culture, No.11, pp. 36-37.

Контактная информация: barsey@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 07.08.2019

УДК 37.013

СТРУКТУРНО-ЛОГИЧЕСКАЯ СХЕМА ПРОЦЕССА ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЭТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

Михаил Вячеславович Ермолов, адъюнкт, Военный университет Министерства обороны Российской Федерации, Москва

Аннотация

Данная статья посвящена анализу процесса профессионально-этического воспитания курсантов в военных вузах Вооруженных Сил Российской Федерации. На основе проведенного анализа уточнена его структурно-логическая схема. Выявлены функции, противоречия и закономерности профессионально-этического воспитания, на основе которых определены методы, приемы, формы и средства профессионально-этического воздействия на курсантов.

Ключевые слова: профессиональная этика, профессионально-этическое воспитание, профессионально-этические качества, воспитание, методы воспитания, форма воспитания, средства воспитания.

STRUCTURAL AND LOGICAL SCHEME OF PROCESS OF PROFESSIONAL AND

ETHICAL EDUCATION

Mikhail Vyacheslavovich Ermolov, the adjunct,

Military University of the Ministry of Defense of the Russian Federation, Moscow

Annotation

This article is devoted to the analysis of the process of the professional ethical education of the cadets in military schools of the Armed Forces of the Russian Federation. On the basis of the analysis performed, its structural and logical scheme has been refined. The functions, contradictions and patterns of the professional and ethical education, on the basis of which the methods, techniques, forms and means of professional and ethical impact on cadets are identified, are revealed.

Keywords: professional ethics, professional and ethical education, professional and ethical qualities, education, methods of education, form of education, means of education.

Проблема профессионально-этического воспитания курантов вузов Министерства обороны РФ стала особенно актуальна в свете решения Президента Российской Федерации - Верховного главнокомандующего Вооруженных Сил Российской Федерации о воссоздании в армии и на флоте военно-политических органов. Особенность изучения данного направления воспитания курсантов также заключается в том, что данная проблематика относится к категории наиболее сложных и важных научных и прикладных задач военной педагогики.

Различные элементы процесса профессионально-этического воспитания попадали в поле зрения различных авторов. Так, известный военный ученный и педагог В.И. Вдовюк большую часть своих научных трудов посвятил данной проблематике и в самом общем виде определил профессионально-этическое воспитание офицера как процесс целенаправленного и системного воздействия на психологию личности офицера в целях формирования у него системы высоконравственных убеждений, чувств, мотивов, положительного отношения к своей профессии, взаимоотношений с окружающими, умения и привычек высоконравственного поведения, позволяющие ему эффективно и качественно решать профессиональные задачи [1, С. 16].

В данной статье под профессионально-этическим воспитанием курсантов понимается процесс целенаправленного и систематического воздействия общества, государства и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.