Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ МАЛЬЧИКОВ 5-6 ЛЕТ ПОСРЕДСТВОМ ПРИОБЩЕНИЯ НА ЭТНОКУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЯХ В ДЕТСКО-ВЗРОСЛОМ СООБЩЕСТВЕ «ЭР ХОҺУУН»'

РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ МАЛЬЧИКОВ 5-6 ЛЕТ ПОСРЕДСТВОМ ПРИОБЩЕНИЯ НА ЭТНОКУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЯХ В ДЕТСКО-ВЗРОСЛОМ СООБЩЕСТВЕ «ЭР ХОҺУУН» Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
26
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДОРОВЬЕ / ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ / АДАПТАЦИЯ / ФИЗИЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА / ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / ДЕТИ / ПОЛОВЫЕ РАЗЛИЧИЯ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Дедюкина Марфа Ивановна, Сидорова Лилия Ивановна

Формирование физических качеств дошкольника с учетом его индивидуальных данных для достижения гармоничного физического развития является важной задачей основной общеобразовательной программы дошкольного образования в сфере физического воспитания. Целью нашего исследования является изучение параметров сформированности и уровня физических качеств дошкольников. Методы исследования: анкетирование родителей, оценка физических качеств с помощью упражнений в экспериментальной и контрольной группах прыжок в длину с места, метание набивного из-за головы и отбивание мяча. Анализ первичных результатов выявил различия в показателях с учетом гендерной идентичности в ряде упражнений. В дальности метания мяча высокий уровень определяется у 59% мальчиков и 15% девочек. Показатель «Отбивание мяча от пола» у девочек выше, чем у мальчиков, на 33% и 8% соответственно. Следует отметить, что существенных различий в показателях «Прыжок в длину с места» обнаружено не было. На формирующем этапе нами организовано детско-взрослое сообщество «Эр Хоhуун». Основным содержанием сообщество «Эр Хоьуун» являются национальные физические упражнения и игры народов Якутии. Представлен перспективный план детско-взрослого сообщества «Хоьуун». Результаты, полученные после реализации комплекса мероприятий, дают основание утверждать об эффективности программы развития скоростно-силовых качеств с учетом гендерной идентичности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Дедюкина Марфа Ивановна, Сидорова Лилия Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF PHYSICAL QUALITIES OF BOYS 5-6 YEARS OLD THROUGH INVOLVEMENT ON ETHNOCULTURAL VALUES IN THE CHILDREN-ADULTS COMMUNITY "ER HOKUUN"

The formation of physical qualities of a preschooler taking into account his individual data to achieve harmonious physical development is an important task of the basic general education program of preschool education in the field of physical education. The purpose of our study is to study the parameters of the formation and level of physical qualities of preschoolers. Research methods: parents' questionnaire, assessment of physical qualities with the help of exercises in experimental and control groups, long jump from a place, throwing stuffed from behind the head and hitting the ball. The analysis of the primary results revealed differences in indicators taking into account gender identity in a number of exercises. In the range of throwing the ball, a high level is determined in 59% of boys and 15% of girls. The indicator of "Hitting the ball off the floor" in girls is higher than in boys, by 33% and 8%, respectively. It should be noted that there were no significant differences in the indicators of the "Long jump from a place". At the formative stage, we organized the Er Hohuun community for children and adults. The main content of the "Er Houun" community is the national physical exercises and games of the peoples of Yakutia. A long-term plan for the Houun children's and adult community is presented. The results obtained after the implementation of a set of measures give grounds to assert the effectiveness of the program for the development of speed-strength qualities, taking into account gender identity.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ МАЛЬЧИКОВ 5-6 ЛЕТ ПОСРЕДСТВОМ ПРИОБЩЕНИЯ НА ЭТНОКУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЯХ В ДЕТСКО-ВЗРОСЛОМ СООБЩЕСТВЕ «ЭР ХОҺУУН»»

элементов к целому, как закономерность образовательного процесса, как условие непрерывного образования, как общий дидактический принцип. Используя понимание преемственности в качестве общедидактического принципа, нами была предпринята попытка создания модели преемственности формирования исторического знания в системе «школа-вуз», включающая в качестве основных блоков: содержательный, методологический, блок ценностно-ориентационной направленности, мотивационно-целевой, этнокультурный. Данная модель должна дорабатываться с учётом динамики общественно-исторических событий, влекущих за собой характерные изменения содержательного курса «История», учитывающие социально-политические потребности и условия общественного развития России в русле формирования патриотизма и гражданской ответственности.

Литература:

1. Большой энциклопедический словарь: философия, социология, религия, эзотеризм, политэкономия / Гл. науч. ред. и сост. С.Ю.Солодовников. - Мн.: МФЦП, 2002, - 652 с.

2. Гайсин, И.Т. Преемственность системы непрерывного экологического образования: диссертация ... докт. пед. наук: 13.00.01 / Гайсин Ильгизар Тимергалиевич. - Казань, 2000. - С. 209.

3. Дамбаева, В.Д. Преемственность поколений как объективная закономерность общественного прогресса: диссертация ... канд. филос. наук: 09.00.02 / Дамбаева Вера Дашиевна. - Алма-Ата, 1983. - С. 44.

4. Дудина, И.М. Основы проектной деятельности / И.М. Дудина. - Ярославль: Изд-во Яросл. гос. ун-т им. П.Г.Демидова (ЯрГУ), 2019. - 28 с.

5. Каплина, С.Е. Реализация принципа преемственности в обучении иностранным языкам в системе «школа - вуз»: диссертация ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Каплина Светлана Евгеньевна. - Чита, 2003. - С. 25.

6. Коломок, О.И. Преемственность формирования учебной деятельности в системе «лицей - вуз» / О.И. Коломок. -Саратов, 1998. - С. 123.

7. Микрюков, В.Ю. Военно-патриотическое воспитание в школе. 1-11 классы / В.Ю. Микрюков. - 2-е изд. - Москва: ВАКО, 2021. - 193 с.

8. Просвиркин, В.Н. Преемственность в системе непрерывного образования / В.Н. Просвиркин // Педагогика. - 2005. - №2. - С. 43.

9. Радченко, Л.Р. Преемственность школы и вуза в профессиональной подготовке учащихся на старшей ступени общего образования (на материале немецкого языка): диссертация ... канд. пед. наук: 13.00.08. - Ульяновск, 2003. - С. 63.

10. Сиволобова, Н.А. Гражданско-патриотическое воспитание учащейся молодежи: опыт и инновации: монография / Н.А. Сиволобова. - Ставрополь: Издательство Ставропольского гос. пед. ин-та, Дизайн-студия Б, 2017. - 136 c.

11. Тельнова, Ж.Н. «Дошколятам о нашем Отечестве». Парциальная программа по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста / Ж.Н. Тельнова, В.Л. Малашенкова, М.В. Мякишева, Е.В. Намсинк. - Омск: Издательство ОмГПУ, 2022. - 60 c.

12. Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» - URL: https://russiaeu.ru/ru/novosti/ukaz-prezidenta-rossiyskoy-federacii-ot-09112022-no-809-ob-utverzhdenii-osnov/ (дата обращения: 22.03.2023)

13. Шихамирова, Б.А. Преемственность общеобразовательной и высшей школы в ориентации учащихся на педагогическую профессию: диссертация . канд. пед. наук: 13.00.01 / Шихамирова Бата Абдулгамидовна. - Махачкала, 2002. - 136 с.

Педагогика

УДК 378.2

кандидат педагогических наук, доцент Дедюкина Марфа Ивановна

Северо-Восточный Федеральный университет имени М.К. Аммосова (г. Якутск); магистрант Сидорова Лилия Ивановна

Северо-Восточный Федеральный университет имени М.К. Аммосова (г. Якутск)

РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ МАЛЬЧИКОВ 5-6 ЛЕТ ПОСРЕДСТВОМ ПРИОБЩЕНИЯ НА ЭТНОКУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЯХ В ДЕТСКО-ВЗРОСЛОМ СООБЩЕСТВЕ «ЭР ХОhУУН»

Аннотация. Формирование физических качеств дошкольника с учетом его индивидуальных данных для достижения гармоничного физического развития является важной задачей основной общеобразовательной программы дошкольного образования в сфере физического воспитания. Целью нашего исследования является изучение параметров сформированности и уровня физических качеств дошкольников. Методы исследования: анкетирование родителей, оценка физических качеств с помощью упражнений в экспериментальной и контрольной группах прыжок в длину с места, метание набивного из-за головы и отбивание мяча. Анализ первичных результатов выявил различия в показателях с учетом гендерной идентичности в ряде упражнений. В дальности метания мяча высокий уровень определяется у 59% мальчиков и 15% девочек. Показатель «Отбивание мяча от пола» у девочек выше, чем у мальчиков, на 33% и 8% соответственно. Следует отметить, что существенных различий в показателях «Прыжок в длину с места» обнаружено не было. На формирующем этапе нами организовано детско-взрослое сообщество «Эр Хоhуун». Основным содержанием сообщество «Эр Хоьуун» являются национальные физические упражнения и игры народов Якутии. Представлен перспективный план детско-взрослого сообщества «Хоьуун». Результаты, полученные после реализации комплекса мероприятий, дают основание утверждать об эффективности программы развития скоростно-силовых качеств с учетом гендерной идентичности.

Ключевые слова: здоровье, физическое развитие, физическая подготовка, физическая подготовленность, адаптация, физические качества, дошкольный возраст, дети, половые различия.

Annоtation. The formation of physical qualities of a preschooler taking into account his individual data to achieve harmonious physical development is an important task of the basic general education program of preschool education in the field of physical education. The purpose of our study is to study the parameters of the formation and level of physical qualities of preschoolers. Research methods: parents' questionnaire, assessment of physical qualities with the help of exercises in experimental and control groups, long jump from a place, throwing stuffed from behind the head and hitting the ball. The analysis of the primary results revealed differences in indicators taking into account gender identity in a number of exercises. In the range of throwing the ball, a high level is determined in 59% of boys and 15% of girls. The indicator of "Hitting the ball off the floor" in girls is higher than in boys, by 33% and 8%, respectively. It should be noted that there were no significant differences in the indicators of the "Long jump

from a place". At the formative stage, we organized the Er Hohuun community for children and adults. The main content of the "Er Houun" community is the national physical exercises and games of the peoples of Yakutia. A long-term plan for the Houun children's and adult community is presented. The results obtained after the implementation of a set of measures give grounds to assert the effectiveness of the program for the development of speed-strength qualities, taking into account gender identity.

Key words: health, physical development, physical fitness, physical fitness, adaptation, physical qualities, preschool age, children, gender differences.

Введение. По мнению многих специалистов, физическая подготовленность дошкольников не соответствует государственным требованиям [3, 4]. На развитие физических качеств в процессе онтогенеза влияют два фактора: реализация наследственной программы и социальный режим индивидуальной двигательной активности. Физические возможности и функциональные изменения физиологических систем составляют морфофизиологическую и психолого-педагогическую основу развития физических качеств. Эти характеристики достаточно многогранны, но, несмотря на это, очевидно, что формированию физической подготовленности способствуют методические подходы, учитывающие индивидуальные психофизиологические особенности [5, 6]. Большинство исследований посвящено изучению морфофункционального компонента физической подготовленности (развитие анализатора системы, отдельные группы мышц, овладение базовыми движениями), что дает адаптационный ресурс для освоения общеобразовательной программы [7, 8].

Переход детей из дошкольного в начальный класс сопровождается изменением динамического стереотипа. Продолжительность, систематичность учебного дня способствуют увеличению статической нагрузки и соответственно снижению двигательной активности [1, 2]. С одной стороны, с приходом в дошкольное образовательное учреждение специалистов по физическому воспитанию появилась реальная возможность учета половых особенностей дошкольников в процессе занятий. При этом на практике рабочие программы не имеют различий в методическом подходе к обучению мальчиков и девочек. Учет гендерных различий часто становится актуальным на этапе тестирования уровня физического состояния детей (нормы для девочек, как правило, несколько ниже, чем для мальчиков).

Основными критериями физической подготовленности являются выносливость, быстрота, гибкость, ловкость. Сопоставление этих критериев у дошкольников позволит определить влияние факторов внешней среды, выявить соматическую зрелость дошкольников, а также определить адаптационный ресурс мышечной и нервной систем. Обычно девочки и мальчики различаются по вышеперечисленным критериям, но имеют схожие негативные тенденции при низком уровне их сформированности [8, 9].

Изложение основного материала статьи. Изучение динамики развития физических качеств дошкольников поможет выявить проблемы и сформулировать стратегию оздоровительно-ориентированных программ для дошкольных учреждений, представить общие и частные пути сохранения здоровья дошкольников.

В исследовании принимали участие дети дошкольного возраста на базе МБДОУ № 15 «Кэнчээри» комбинированного вида с. Сайылык, Кобяйского улуса, при оформлении добровольного согласия законного представителя на участие в обследовании.

Для решения поставленной задачи использовали анкету для родителей (оценка физического состояния ребенка), метод непрерывного занятия, равномерный метод, интервальный метод. Кроме того, оценивали физические качества с помощью упражнений: прыжок в длину с места (результаты оценивали по О. Рунова), отбив мяч ногой от пола (результаты оценивала Рунова М.А.).

Статистический анализ выполнен с использованием статистического пакета SPSS v.17. Достоверность различий определяли с помощью непараметрического Т-критерия Стьюдента с последующим расчетом p-уровня значимости.

В ходе исследования качественный и количественный аналитические подходы позволили распределить детей на экспериментальную и контрольную группы по уровню физической подготовленности. Причем в экспериментальной группе распределение производилось по гендерной идентификации. В ряде упражнений анализ результатов выявили достоверные различия между мальчиками и девочками. В дальнобойном упражнении высокий уровень определялся у 58% мальчиков и 34% девочек. Показатель «отбивания мяча от пола» у девочек достоверно выше, чем у мальчиков и составил 32% и 9% соответственно. Следует отметить, что достоверных различий в выполнении «прыжка в длину с места» у юношей и девушек не выявлено.

На формирующем этапе нами организовано детско-взрослое сообщество «Эр Хоhуун». Основным содержанием сообщество «Эр Хоьуун» являются национальные физические упражнения и игры народов Якутии. В нашем сообществе состоят отцы наших воспитанников, а также организована творческая рабочая группа. Творческая группа отцов, воспитатели и специалисты детского сада работают по утвержденной программе детского сада. Посещают занятия, сообщества, знакомят детей с разными профессиями, видами спорта, вместе с физинструктором тренируют детей. А также участвуют в разных мероприятиях, соревнованиях. В республиканском конкурсе «Волонтерское движение отцов» в 2018 г. команда отцов представила проект и стала «Лучшим инновационным проектом».

В работе сообщества «Эр Хоhуун» тренера ДЮСШ, отцы и руководитель физического воспитания детского сада знакомят и обучают мальчиков разным тренировкам, приемами, знакомят с национальными видами спорта. Дети с огромным интересом занимаются вместе с отцами. Все посещения детей, педагог, который проводит детско-взрослое сообщество фиксирует в журнале контроля посещаемости данного сообщества.

Нами разработан перспективный план детско-взрослого сообщества «Хоьуун». Перспективном плане использованы разные виды ходьбы, бега: «Оьуохай хаамыыта», «Таба хаамыыта», «Оьуохай хаамыыта» (Булуу ункуутэ), «Туруйа хаамыыта», «Тыа тойоно эьэ хаамар», «Кыталык хаамыыта», «Оьуохай хаамыыта» (Амма вариана), «Ат сууруутэ», «Кутуйах сууруутэ», «Атаралаан сууруу», и.т.д. А также включены разные виды прыжков: «Куобах курдук ойуу», «Дьиэрэнкэй», «Кылыынкай», «Куобахтааьын», «Чохчоохой» и.т.д.

После вводной части идут общеразвивающие упражнения: «Барабыай кынатын сапсынар», «Хомпоруун хотой», «Таба тамайар», «Хараначчы кыната», «Эьэ ункуутэ», «Тыал оьуор», «Сурэх», «Суегэй иирдии», «Сарыны ыгданнатыы», «Ынах ыаьын», «Атах тэпсии», «Таба хаары хаьар», «Ньургуьун тыллыыта», «Куелэьийии», «Кулун куллуьуруу», «От охсуу», «От харбааьын», «Улэьит куустээх илии», «Сонордьут ункуу», «Булчут кыылы кердуур», «Ох саанан ытыалааьын», «Байанай бэлэ5э».

Подобраны подвижные игры предков и спортивные игры: «Мас тардьЛыы", "Куобахтаа^ш Yс туоска" ,"КYЛYк кeрYHYY", "СасыЛа оонньооhун", "Мааскалаах кутуйах", "Ат суурдуутэ", "Тыытыкалаах кус", "Алдаhаама", "Иэс баайсыы", Мас тардыЛыыта, куобахтаа^ш, кылыы, мохсуо", "Харах симсии", "Ат буолан KYрэхтэhии", "Кыыртаах кус", "Бададьа^1ттар", "Кутуйах сYYPДYY", "Биhилэх кутуhуу", "Хапсадай", "Кылыы" "Бырыычыка", "Мунха", "Дулданы тумнуу", "Дьаакып", "Былаатынан та^шсыы", "Сылаас сымалада Yктэннэрии", "Хайах хостооhун", "КYЛYYстэhии", "БeтYYKтээhин", "Мохсодоллоох са^ш".

Настольные игры: "Хабылык", "Хаамыска", "Куерчэх", "Баайа". Используем разные виды приветствий: "Илии тутуьуу", "Ыксалаьыы", "Э5эрдэлэьии", "Боотурдар кэриэстэригэр сугуруйуу", "Тонхойуу", "Куннэ сугуруйуу", "Унуу-суктуу", "Кун сыламынан э5эрдэлээьин", "Куустуьуу", "Эбээлэри ытыктааьын", "Тэс бэрсии", "Соьургэстээьин".

После реализации комплекса мероприятий по развитию скоростно-силовых качеств с учетом гендерной идентификации в ДОУ, включавшего индивидуальные программы в экспериментальной группе (эксп.группе), были проведены контрольные замеры.

При анализе данных мальчики экспериментальной группы в тесте 1 (прыжок в длину с места) и в тесте 2 (метание набивного мяча) демонстрируют более высокие показатели (23% и 74% соответственно). В тесте 3 (удар по мячу от пола) достоверно доказано улучшение показателей с 8% до 46% соответственно. В группе девочек изменения результатов всех показателей показали положительную динамику, но они менее значительны. Полученные результаты дают основание утверждать об эффективности проводимых мероприятий по развитию скоростно-силовых качеств с учетом гендерной идентичности.

Результаты данного исследования согласуются с исследованиями глобальной тенденции [12]. Физические качества выносливости, быстроты, ловкости, гибкости в процессе обучения становятся менее востребованными, за исключением освоения программы физического воспитания. Однако помимо тренировок федеральным образовательным стандартом предусмотрена трудовая и игровая деятельность, успешность которой зависит от уровня развития указанных физических качеств.

В основе физической подготовленности лежат физические качества, которые носят индивидуальный характер, так как являются врожденными морфофункциональными параметрами. Развитие этих качеств осуществляется посредством физических упражнений, способствующих мобилизации психологических и физиологических процессов в организме.

Комплекс упражнений следует подбирать с учетом морфофизиологического статуса занимающегося. Этот возрастной период характеризуется рядом особенностей развития скелета и физиологических систем. В частности, учитывают период первого роста, слабость мышечного скелета (сухожилия, фасции, связки), чувствительность позвоночника к нагрузкам, активные точки роста, окостенение опорных костей. Также учитывают преобладание тонуса мышц-сгибателей над тонусом мышц-разгибателей, дисбаланс в развитии вегетативной нервной системы, перекрест в развитии иммунной и кровеносной систем.

Комплекс мероприятий по индивидуализации с учетом гендерной идентичности в развитии физических качеств (ловкости, выносливости, быстроты и др.) является существенным фактором физической подготовленности, обеспечивающим длительность концентрации внимания и работоспособность. Рационально дозированная физическая нагрузка обеспечивает формирование гармоничной личности.

Выводы. В ходе исследования были определены параметры физической подготовленности дошкольников к обучению в школе. А также уровень развития необходимых физических качеств, овладение физическими упражнениями, приводящими к освоению школьной программы, к биологической адаптации ребенка в новом морфофункциональном и социокультурном статусе.

Совокупность обязательных требований, прописанных в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования по разным направлениям, можно свести к одной единственной цели. Эта цель состоит в комплексном развитии детей с учетом возрастных и индивидуальных особенностей и достижении уровня развития, необходимого для успешного освоения образовательных программ начального и общего образования. Раздел образовательной области «Физическое развитие» включает в себя такие виды поведения детей, которые способствуют правильному формированию опорно-двигательного аппарата организма. Также оно подразумевает развитие координации движений, крупной и мелкой моторики обеих рук, то есть к развитию саморегуляции в двигательной сфере. Средства и методы развития физических качеств должны соответствовать медико-педагогическим требованиям обеспечения физической подготовленности, не противоречить ценностям здорового образа жизни и не наносить вред формирующимся биологическим системам.

Литература:

1. Быков, В.С. Учет пола в физическом развитии дошкольников / В.С. Быков. - 2014. - № 5. - С. 147.

2. Воробьева, И.Н. Оптимизация физического развития дошкольников как условие их готовности к школе / И.Н. Воробьева, Х.С. Сокаев // Успехи современной науки и образования. - М. - 2016. - № 1(11). - С. 91-93

3. Грядкина, Т.С. Индивидуально-групповой подход к формированию физической готовности детей к школе / Т.С. Грядкина // XVII Царскосельские чтения: Материалы международной научной конференции (т. 2). - Санкт-Петербург, Россия: Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкин. - 2013. - С. 60-65

4. Гендерные ориентации и практики воспитания современных воспитателей дошкольных учреждений как агентов первичной гендерной социализации личности / Л. Семенова, А. Чевачина, В. Семенова, Ю. Тишкина // Европейский журнал естественной истории. - 2018. - № 1. - С. 38-41

5. Грядкина, Т.С. Особенности физической подготовленности к школе старших дошкольников Санкт-Петербурга / Т.С. Грядкина // Герценовские чтения. Начальное образование. - 2011. - № 2(1) - С. 135-142

6. Дарданова, Н.А. Физическая подготовленность старших дошкольников к выполнению программных нормативов по физической культуре в школе / Н.А. Дарданова, А.В. Шукаева // Физическая культура: Воспитание, Воспитание, Тренировка - 2014. - № 3. - С. 19.

7. Здоровый образ жизни в системе ценностных ориентаций молодежи / П. Дугнист, В. Мильхин, С. Головин, Е. Романова // Журнал здоровья, физической культуры и спорта. - 2017. - № 4. - С. 3-25

8. Коломиец, О.И. Заболеваемость и вегетативный статус первокурсников как индикаторы стратегии адаптации к высшему образованию / О.И. Коломиец, Н.П. Петрушкина, О.А. Макунина // Ученые записки Университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2015. - № 1(119). - С. 97-104

9. Моделирование психического здоровья: влияние на тревожность учащихся и результаты экзаменов / Д. Скиннер, Х. Кендалл, Х. Скиннер, К. Кэмпбелл // Клиническое моделирование в сестринском деле. - 2019. - №35. - С. 33-37

10. Особенности образа жизни и состояния физической активности у детей и подростков / К. Тамбалис, Д. Панайотакос, Г. Псарра, Л. Сидоссис // Журнал исследований в области здравоохранения. - 2019. - №19. - С. 65-69

11. Романова, Е.В. Современные интерпретации феномена здоровья: аналитический обзор / Е.В. Романова // Журнал здоровья, физической культуры и спорта. - 2017. - № 2. - С. 3-48

12. Терещенко, М.Н. Особенности готовности к обучению в школе мальчиков и девочек / М.Н. Терещенко // Начальная школа плюс до и после. - 2007. - № 5. - С. 20-23

13. Sevil-Serrano, J. Can high schools be an effective setting to promote healthy lifestyles? Effects of a multiple behavior change intervention in adolescents / J. Sevil-Serrano, L. Garcia-Gonzalez, A. Abos, E. Generelo, A. Aibar // Journal of Adolescent Health. - №64(4). - Р. 478-486

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.