Научная статья на тему 'РАЗРАБОТКА МОДЕЛИ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ИСТОРИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ В СИСТЕМЕ «ШКОЛА-ВУЗ»'

РАЗРАБОТКА МОДЕЛИ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ИСТОРИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ В СИСТЕМЕ «ШКОЛА-ВУЗ» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
42
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЧЕСКОЕ ЗНАНИЕ / ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СИСТЕМА «ШКОЛА-ВУЗ» / ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Данилова Ирина Юрьевна

В статье анализируются возможности создания модели преемственности формирования исторического знания в системе «школа-вуз». Проведён комплексный анализ существующих подходов к изучению преемственности в отечественной педагогике с определением основных компонентов системы образования, которые преемственно связаны. Выявлено, что процесс обучения представляет собой последовательный и непрерывный переход количественных изменений в качественные в процессе переосмысления прошлого опыта, знаний и их развития. Особенно важной преемственность является для формирования у обучающихся исторического сознания и чувства патриотизма. Сделан акцент на том, что понятие «преемственность» определяется как многоаспектное и многофункциональное явление, включающее в себя закономерность, содержание, принципы, факторы, процесс, условия, средства обеспечения и реализации преемственности. Отмечено что преемственность в педагогической литературе рассматривается неоднозначно и вариативно: как непрерывное и постепенное движение от элементов к целому, как закономерность образовательного процесса, как условие непрерывного образования, как общий дидактический принцип. Сделан вывод о том, что модель преемственности формирования исторического знания в системе «школа-вуз», должна включать в себя основные блоки: содержательный, методологический, блок ценностно-ориентационной направленности, мотивационно-целевой, этнокультурный.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Данилова Ирина Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF A MODEL OF CONTINUITY OF FORMATION OF HISTORICAL KNOWLEDGE IN THE «SCHOOL-UNIVERSITY» SYSTEM

The article analyzes the possibilities of creating a model of continuity of the formation of historical knowledge in the school-university system. A comprehensive analysis of existing approaches to the study of continuity in domestic pedagogy was carried out with the definition of the main components of the education system, which are continuously connected. It was revealed that the learning process is a consistent and continuous transition of quantitative changes into qualitative ones in the process of rethinking past experience, knowledge and their development. Continuity is especially important for the formation of historical consciousness and a sense of patriotism among students. It is emphasized that the concept of "continuity" is defined as a multi-state and multifunctional phenomenon, including lawfulness, content, principles, factors, process, conditions, means of dealing with and realizing continuity. It is noted that continuity in the pedagogic literature is viewed ambiguously and variably: as a continuous and gradual movement from elements to the whole, as a lawfulness of the educational process, as a condition of continuous education, as a general didactic principle. It was concluded that the model of the significance of the formation of historical knowledge in the school-university system should include the main blocks: meaningful, methodological, block of value-orientation orientation, motivational-targeted, ethnocultural.

Текст научной работы на тему «РАЗРАБОТКА МОДЕЛИ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ИСТОРИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ В СИСТЕМЕ «ШКОЛА-ВУЗ»»

Педагогика

УДК 378

кандидат педагогических наук, доцент Данилова Ирина Юрьевна

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Альметьевский государственный нефтяной институт» (г. Альметьевск)

РАЗРАБОТКА МОДЕЛИ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ИСТОРИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ В СИСТЕМЕ

«ШКОЛА-ВУЗ»

Аннотация. В статье анализируются возможности создания модели преемственности формирования исторического знания в системе «школа-вуз». Проведён комплексный анализ существующих подходов к изучению преемственности в отечественной педагогике с определением основных компонентов системы образования, которые преемственно связаны. Выявлено, что процесс обучения представляет собой последовательный и непрерывный переход количественных изменений в качественные в процессе переосмысления прошлого опыта, знаний и их развития. Особенно важной преемственность является для формирования у обучающихся исторического сознания и чувства патриотизма. Сделан акцент на том, что понятие «преемственность» определяется как многоаспектное и многофункциональное явление, включающее в себя закономерность, содержание, принципы, факторы, процесс, условия, средства обеспечения и реализации преемственности. Отмечено что преемственность в педагогической литературе рассматривается неоднозначно и вариативно: как непрерывное и постепенное движение от элементов к целому, как закономерность образовательного процесса, как условие непрерывного образования, как общий дидактический принцип. Сделан вывод о том, что модель преемственности формирования исторического знания в системе «школа-вуз», должна включать в себя основные блоки: содержательный, методологический, блок ценностно-ориентационной направленности, мотивационно-целевой, этнокультурный.

Ключевые слова: историческое знание, преемственность, профессиональное образование, система «школа-вуз», патриотическое воспитание.

Annotation. The article analyzes the possibilities of creating a model of continuity of the formation of historical knowledge in the school-university system. A comprehensive analysis of existing approaches to the study of continuity in domestic pedagogy was carried out with the definition of the main components of the education system, which are continuously connected. It was revealed that the learning process is a consistent and continuous transition of quantitative changes into qualitative ones in the process of rethinking past experience, knowledge and their development. Continuity is especially important for the formation of historical consciousness and a sense of patriotism among students. It is emphasized that the concept of "continuity" is defined as a multi-state and multifunctional phenomenon, including lawfulness, content, principles, factors, process, conditions, means of dealing with and realizing continuity. It is noted that continuity in the pedagogic literature is viewed ambiguously and variably: as a continuous and gradual movement from elements to the whole, as a lawfulness of the educational process, as a condition of continuous education, as a general didactic principle. It was concluded that the model of the significance of the formation of historical knowledge in the school-university system should include the main blocks: meaningful, methodological, block of value-orientation orientation, motivational-targeted, ethnocultural.

Key words: historical knowledge, continuity, professional education, school-university system, patriotic education.

Введение. В условиях изменения геополитической ситуации создание обновленной системы отечественного образования приобретает особую актуальность, где немалая роль отводится преподаванию исторических дисциплин, способствующих формированию гражданского и патриотического сознания российских школьников и студентов. Одним из главных условий функционирования отечественной системы образования выступает реализация принципа преемственности между различными ступенями образования.

Преемственность - понятие, выражающее связь, неразрывность между различными ступенями или этапами развития, сущность которого заключается в сохранении элементов целого или отдельных его характеристик при переходе к новому состоянию [1]. Методологической основой организации системы непрерывного образования является философская трактовка преемственности. Процесс обучения представляет собой последовательный и непрерывный переход количественных изменений в качественные в процессе переосмысления прошлого опыта, знаний и их развития. Для каждой ступени образования существует соответствующая мера, которая характеризует уровень развития, обеспечивающий возможность перехода обучающегося на следующую ступень, к следующему новому качественному состоянию. Все составляющие компоненты системы образования преемственно связаны. Внутри каждой ступени обучения проявляется преемственность на одном уровне в связи с тем, что здесь происходят преимущественно количественные изменения, а переход от одной образовательной ступени к другой связан с качественными изменениями в развитии учащихся и носит неровный, скачкообразный характер. В данной интерпретации преемственность «является объективной закономерностью, которая проявляется во всех областях общественной жизни и находит свое выражение в передаче из поколения в поколение материальных и духовных ценностей» [3].

Изложение основного материала статьи. Изучению проблемы преемственности посвящено значительное число педагогических исследований, где преемственность трактуется как закономерность образовательного процесса, предполагающую связь с перспективой (З.Т. Шарафутдинов, Б.А. Шихамирова [14]), условие непрерывного образования (Г.Н. Волков, Л.Р. Радченко [10], Л.Н. Мазаева), связь или систему связей (Ф.А. Дистервег, Б.Г. Ананьев, С.М. Годник, О.И. Коломок), как организационно-педагогический принцип, тесно связанный с принципами последовательности и систематичности (В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, С.Д. Шевченко), как общедидактический принцип (А.А. Кыверялг, Ю.А. Кустов, И.Т. Гайсин, И.И. Гончарова, Л.А. Полякова, Н.В. Гусельникова, С.Е. Каплина [5]).

В современной педагогической науке уделяется значительное внимание межпредметному характеру образования, характеризуя его как фактор реализации принципа преемственности. И.Т.Гайсин отмечает, что «...работа должна быть направлена на установление единства и преемственности педагогических действий путем повышения уровня подготовки учителей и преподавателей, их педагогического мастерства, обеспечение единства взглядов педагогических коллективов всех ступеней обучения на дидактическую направленность образовательного процесса, определение вариативных форм знаний» [2].

Преемственность как условие непрерывности профессионального обучения в системе «школа-вуз», обеспечивающее последовательность, системность и целостность процесса профессиональной подготовки личности, а также как методологический принцип, имеющий общенаучную направленность, находит отражение в работах Л.Р. Радченко, где автором были выделены основные иерархические уровни развития категории преемственности: философский, общенаучный, педагогический и частно-педагогический уровни, а также было определено, что «преемственность на педагогическом уровне раскрывает общую направленность и сущность развития основных компонентов целостного

педагогического процесса - цели, содержания, методов, средств и форм, а частнопедагогический уровень преемственности проявляется в принципах систематичности и последовательности и является категорией более высокого порядка» [10].

Преемственность как базовый принцип допрофессиональной подготовки учащихся старших классов исследуется в работах педагога Н.В. Гусельниковой, где система преемственности включает в себя следующие компоненты: нравственно-волевой, мотивационный, когнитивный, процессуальный, организационный, адаптационный. Н.В. Гусельниковой был разработан алгоритм этапов преемственности, включающий в себя: адаптацию ученика к школе, абитуриента к конкурсной ситуации, студента к вузу; процесс становления абитуриента, студента, его личностный рост, соответствующий новой социальной роли; факт становления школьника абитуриентом, абитуриента - студентом, студента - специалистом.

Модель преемственности в системе «школа-вуз», созданная Б.А. Шихамировой, включает в себя взаимосвязанные конструкты: целевой, содержательный, организационно-деятельностный, контрольно-оценочный и результативный, а процесс преемственности опосредован комплексом внешних: создание учебно-воспитательных комплексов, лицеев, колледжей и педагогических классов, и внутренних детерминаций: обеспечение условий для адаптации, становления и профессионального самоопределения учащихся на стыке двух звеньев непрерывного образования.

Попытки построения модели преемственности продолжает В.Н. Просвиркин, определяя три взаимосвязанных блока в составе непрерывного образования: «содержание и методы», «кадры» и «среда» [9]. В качестве связующего элемента между данными блоками Просвиркин В.Н. определяет совместную деятельность участников образовательного процесса, а единство и взаимосвязь блоков как основное условие для осуществления системного подхода к преемственности в процессе непрерывного образования.

Преемственность как общедидактический принцип изучает С.Е. Каплина, разрабатывая основные критерии принципа преемственности как категории дидактики: критерий инструментальности, критерий универсальности, критерий самостоятельности. Исходя из разработанных принципов, Каплина С.Е. определяет два основных аспекта преемственности: - методологический и общедидактический. Преемственность в методологическом аспекте реализуется в учебном познании в процессе осуществления преемственных межпредметных и межцикловых связей, а также «предполагает непрерывность учебного познания как необходимое условие возникновения нового знания, при котором подлинное усвоение теоретических знаний у обучаемых происходит не мгновенно, а поэтапно, при поэтапном приращении знаний устанавливаются преемственные связи между различными порциями учебного материала» [5].

На исследовании преемственности как необходимого условия непрерывного образования и формирования мотивов профессиональной деятельности студентов акцентирует внимание Л.Н.Мазаева, ее авторская модель преемственности довузовской и профессиональной систем образования разработана на мотивационной основе, основные положения которой соответствуют этапам процесса формирования мотивов профессиональной деятельности. Л.Н. Мазаева рассматривает преемственность целей, задач, форм и методов обучения на различных этапах на примере профессиональной подготовки будущих учителей, позволяющую обеспечить непрерывное развитие мотивов профессиональной деятельности студентов.

О.И. Коломок определяет понятие преемственности как системы связей, образующих единство взаимодействия образовательных учреждений в достижении эффекта педагогического процесса и развития личности. «Применительно к преемственному формированию учебной деятельности в системе «лицей-вуз» эти связи, реализующие взаимообусловленность, выражают связь управления прослеживают формирование учебной деятельности в динамике от внешнего управления, осуществляемого педагогом, к самоуправлению учащегося своей деятельностью связь функционирования процесса формирования учебной деятельности действует благодаря участию двух соподчиненных связей - связей диагностирования, учета уровней сформированности учебной деятельности и связи активного включения обучаемых в совместную учебную деятельность; связь развития учебной деятельности, охватывающая все основные компоненты: целевой, операциональной, оценочно-контролирующий» [6].

Таким образом, понятие «преемственность» определяется как многоаспектное и многофункциональное явление, включающее в себя закономерность, содержание, принципы, факторы, процесс, условия, средства обеспечения и реализации преемственности. На основе проведенного анализа и определения категории преемственности как общепедагогического и общедидактического принципа возникает возможность построения модели преемственности формирования исторического знания в системе «школа-вуз», где в качестве основных блоков необходимо выделить:

- содержательный;

- методологический;

- блок ценностно-ориентационной направленности;

- мотивационно-целевой;

- этнокультурный.

Рассмотрим подробно каждый из данных блоков. Содержательный блок предполагает осуществление преемственных связей в направлении основных содержательных линий исторических курсов. Основное место занимает концепция изучения и преподавания истории. Концепция - это определённый способ понимания, трактовки методики преподавания истории, основная точка зрения, руководящая идея для ее освещения, ведущий замысел, конструктивный принцип различных видов деятельности в этом направлении. Концепция исторического образования основана на использовании федеральных государственных стандартов исторических дисциплин школьного и вузовского образования. Концепция исторического образования представляет собой единую конструкцию, объединяющую собой основные идеи, теории, положения, мировоззренческие позиции, соотношение и взаимосвязь исторических фактов, событий, явлений и процессов. Концептуальными составляющими исторического образования, должны являться: регламент обучения истории, определение и сущность понятия «история», место понятий «Россия», «Родина», «Отечество» в изучении исторических дисциплин, периодизация мировой и отечественной истории и ее изменение в зависимости от времени и конъюнктуры, особенности России и ее цивилизации, взаимосвязь России с мировым сообществом; соотношение и взаимодействие идеологии и истории, место правды в истории; ментальность народов России и ее влияние на исторический процесс, воспитательная идея истории. Концепция преподавания учебного курса «История России» в образовательных организациях РФ, реализующих основные общеобразовательные программы, была утверждена в 2020 г., в образовательных организациях высшего образования в 2022 г. Помимо концептуальных положений, содержательный блок включает основные содержательные линии, которыми являются:

- географический и этнонациональный факторы в отечественной истории;

- возникновение и развитие российской государственности;

- политическая и социальная идеология в России;

- общество, власть и право в истории России;

- социально-экономические проблемы в истории России, особенности процесса модернизации;

- история русской культуры;

- внешняя политика России.

Содержание исторического знания следует рассматривать в системе преемственности «школа-вуз» как поэтапное изучение комплекса содержательных линий:

1 этап - соответствует уровню основной школы - предполагает изучение основных исторических фактов и событий;

2 этап - соответствует уровню полной средней школы - предполагает изучение и осмысление исторических явлений, причинно-следственных связей;

3 этап - на уровне высшего учебного заведения - предполагает рассмотрение исторических процессов во взаимосвязи и взаимовлиянии.

Методологический блок обеспечивает преемственность методов, форм и средств обучения. Ведущая роль принадлежит повествовательной лекции и лекции диалогического характера, проблемной лекции, семинару-исследованию, семинару с элементами дискуссии. Большое значение имеют активные методы обучения, которые реализуют установку на большую активность субъекта в учебном процессе, в противоположность традиционным подходам дискуссионные методы, сензитивный тренинг, игровые методы, проблемные методы. Развитию нестандартного мышления и творческих способностей учащихся и студентов способствует применение методов самостоятельной работы, которая рассматривается как процесс, характеризующийся наличием в нем следующих звеньев:

- выделение студентом познавательных задач - общей и частной;

- подбор и определение способов действий, адекватных путей решения проблемы;

- выполнение операций контроля за решением поставленной проблемы.

Освоение методов самостоятельной работы необходимо рассмотреть в аспекте преемственности и выделить основные ее ступени:

1 ступень - уровень средней школы - предполагает освоение таких типов самостоятельной работы, как воспроизводящие самостоятельные работы по образцу, частично-поисковые и реконструктивно-вариативные;

2 ступень - уровень вуза - предполагает освоение студентами эвристического и творческого видов самостоятельной работы, позволяющих получить принципиально новые знания и закрепить навыки самостоятельного поиска знаний.

Важное место занимает использование групповых методов работы, творческих заданий, в том числе методики исследовательских проектов. Проектная деятельность отличается от других видов деятельности обучающихся тем, что направлена на достижение заранее определенного результата (продукта), ограничена в отношении сроков, стоимости и ресурсов, имеет правовое и организационное обеспечение, характеризуется комплексностью, а создаваемый продукт -уникальностью [4]. Спецификой учебной проектно-исследовательской деятельности является ее направленность на развитие личности, развитие способности к исследовательскому типу мышления, активизация личностной позиции обучающихся в образовательном процессе.

Блок ценностно-ориентационной направленности включает в себя систему идей, ценностных установок, мировоззренческих ориентиров, направленных на целостное формирование личности школьника и студента. Все ценностные установки можно подразделить на три основных блока: общечеловеческие, общенациональные, этнокультурные. Значительная роль отводится воспитательному потенциалу курса, способствующему формированию межнационального и социального согласия, патриотизма и формированию конкурентоспособной личности. Реализация патриотического воспитания должна осуществляться с учетом ряда аспектов, а именно:

- объективное изучение исторического прошлого;

- демонстрация примеров героической борьбы, подвигов, талантов российских граждан;

- формирование высоких нравственных качеств у учащихся и студентов;

- осознание единства многонационального и многоконфессионального российского народа;

- патриотическое воспитание исключает проявления превосходства своего народа над другими.

В соответствие с Указом от 09.11.22 № 809: «к традиционным ценностям относятся жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России» [13].

Мотивационно-целевой блок предполагает систему преемственности целей исторического образования и мотивационный аспект деятельности школьника и студента. Система преемственности целей исторического образования предполагает наличие следующих видов целей: общей образовательной цели исторического образования, представляющей собой долгосрочный результат обучения, образовательной цели изучения курса «История России», целей конкретных образовательных блоков - модулей и целей каждого занятия. Основными целями исторического образования провозглашаются в современной науке образовательные, воспитательные - формирование патриотизма, и формирование исторического мышления учащихся. Это относится ко всем уровням российского образования: дошкольному [11], общеобразовательному [7], высшему [10].

Общей целью исторического образования является формирование и развитие личности обучающегося, способного к самоидентификации и определению своих ценностных ориентиров на основе осмысления и освоения исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания и предметные умения в учебной и социальной практике.

Необходимой частью исторического знания выступает этнокультурный компонент, включающий региональные исторические модули (курсы), мероприятия этнокультурной направленности (национальные праздники, круглые столы, национальные игры). Ядром этнокультурного компонента выступает национальная культура, включающая в себя совокупность материальных и духовных памятников, систему ценностей, норм, традиций, направленная на сохранение самобытности народов России.

Знание этнических традиций, историко-культурного прошлого малой родины способствует формированию патриотизма, общероссийской идентичности обучающихся. Ценность исторического прошлого воссоздает в историческом сознании обучающихся картины героических подвигов своих земляков в трудные годы Великой Отечественной войны, в период локальных военных конфликтов. Исторический опыт является ценностью не только для общества, но и для отдельного человека как субъекта и объекта культуры. Так, посредством исследования роли своих предков в разгроме над фашизмом в Великой Отечественной войне, а также в других знаковых событиях истории, осваивается роль многонационального российского народа в развитии мировой цивилизации. Знание и понимание исторических процессов прошлого в совокупности с пониманием менталитета и традиций народа способствует формированию системного исторического мышления школьников и студентов, адекватному восприятию исторической правды и гражданского сознания личности.

Выводы. Таким образом, обобщая вышесказанное, необходимо сделать ряд выводов. Преемственность в педагогической литературе рассматривается неоднозначно и вариативно: как непрерывное и постепенное движение от

элементов к целому, как закономерность образовательного процесса, как условие непрерывного образования, как общий дидактический принцип. Используя понимание преемственности в качестве общедидактического принципа, нами была предпринята попытка создания модели преемственности формирования исторического знания в системе «школа-вуз», включающая в качестве основных блоков: содержательный, методологический, блок ценностно-ориентационной направленности, мотивационно-целевой, этнокультурный. Данная модель должна дорабатываться с учётом динамики общественно-исторических событий, влекущих за собой характерные изменения содержательного курса «История», учитывающие социально-политические потребности и условия общественного развития России в русле формирования патриотизма и гражданской ответственности.

Литература:

1. Большой энциклопедический словарь: философия, социология, религия, эзотеризм, политэкономия / Гл. науч. ред. и сост. С.Ю.Солодовников. - Мн.: МФЦП, 2002, - 652 с.

2. Гайсин, И.Т. Преемственность системы непрерывного экологического образования: диссертация ... докт. пед. наук: 13.00.01 / Гайсин Ильгизар Тимергалиевич. - Казань, 2000. - С. 209.

3. Дамбаева, В.Д. Преемственность поколений как объективная закономерность общественного прогресса: диссертация ... канд. филос. наук: 09.00.02 / Дамбаева Вера Дашиевна. - Алма-Ата, 1983. - С. 44.

4. Дудина, И.М. Основы проектной деятельности / И.М. Дудина. - Ярославль: Изд-во Яросл. гос. ун-т им. П.Г.Демидова (ЯрГУ), 2019. - 28 с.

5. Каплина, С.Е. Реализация принципа преемственности в обучении иностранным языкам в системе «школа - вуз»: диссертация ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Каплина Светлана Евгеньевна. - Чита, 2003. - С. 25.

6. Коломок, О.И. Преемственность формирования учебной деятельности в системе «лицей - вуз» / О.И. Коломок. -Саратов, 1998. - С. 123.

7. Микрюков, В.Ю. Военно-патриотическое воспитание в школе. 1-11 классы / В.Ю. Микрюков. - 2-е изд. - Москва: ВАКО, 2021. - 193 с.

8. Просвиркин, В.Н. Преемственность в системе непрерывного образования / В.Н. Просвиркин // Педагогика. - 2005. - №2. - С. 43.

9. Радченко, Л.Р. Преемственность школы и вуза в профессиональной подготовке учащихся на старшей ступени общего образования (на материале немецкого языка): диссертация ... канд. пед. наук: 13.00.08. - Ульяновск, 2003. - С. 63.

10. Сиволобова, Н.А. Гражданско-патриотическое воспитание учащейся молодежи: опыт и инновации: монография / Н.А. Сиволобова. - Ставрополь: Издательство Ставропольского гос. пед. ин-та, Дизайн-студия Б, 2017. - 136 c.

11. Тельнова, Ж.Н. «Дошколятам о нашем Отечестве». Парциальная программа по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста / Ж.Н. Тельнова, В.Л. Малашенкова, М.В. Мякишева, Е.В. Намсинк. - Омск: Издательство ОмГПУ, 2022. - 60 c.

12. Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» - URL: https://russiaeu.ru/ru/novosti/ukaz-prezidenta-rossiyskoy-federacii-ot-09112022-no-809-ob-utverzhdenii-osnov/ (дата обращения: 22.03.2023)

13. Шихамирова, Б.А. Преемственность общеобразовательной и высшей школы в ориентации учащихся на педагогическую профессию: диссертация . канд. пед. наук: 13.00.01 / Шихамирова Бата Абдулгамидовна. - Махачкала, 2002. - 136 с.

Педагогика

УДК 378.2

кандидат педагогических наук, доцент Дедюкина Марфа Ивановна

Северо-Восточный Федеральный университет имени М.К. Аммосова (г. Якутск); магистрант Сидорова Лилия Ивановна

Северо-Восточный Федеральный университет имени М.К. Аммосова (г. Якутск)

РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ МАЛЬЧИКОВ 5-6 ЛЕТ ПОСРЕДСТВОМ ПРИОБЩЕНИЯ НА ЭТНОКУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЯХ В ДЕТСКО-ВЗРОСЛОМ СООБЩЕСТВЕ «ЭР ХОhУУН»

Аннотация. Формирование физических качеств дошкольника с учетом его индивидуальных данных для достижения гармоничного физического развития является важной задачей основной общеобразовательной программы дошкольного образования в сфере физического воспитания. Целью нашего исследования является изучение параметров сформированности и уровня физических качеств дошкольников. Методы исследования: анкетирование родителей, оценка физических качеств с помощью упражнений в экспериментальной и контрольной группах прыжок в длину с места, метание набивного из-за головы и отбивание мяча. Анализ первичных результатов выявил различия в показателях с учетом гендерной идентичности в ряде упражнений. В дальности метания мяча высокий уровень определяется у 59% мальчиков и 15% девочек. Показатель «Отбивание мяча от пола» у девочек выше, чем у мальчиков, на 33% и 8% соответственно. Следует отметить, что существенных различий в показателях «Прыжок в длину с места» обнаружено не было. На формирующем этапе нами организовано детско-взрослое сообщество «Эр Хоhуун». Основным содержанием сообщество «Эр Хоьуун» являются национальные физические упражнения и игры народов Якутии. Представлен перспективный план детско-взрослого сообщества «Хоьуун». Результаты, полученные после реализации комплекса мероприятий, дают основание утверждать об эффективности программы развития скоростно-силовых качеств с учетом гендерной идентичности.

Ключевые слова: здоровье, физическое развитие, физическая подготовка, физическая подготовленность, адаптация, физические качества, дошкольный возраст, дети, половые различия.

Annоtation. The formation of physical qualities of a preschooler taking into account his individual data to achieve harmonious physical development is an important task of the basic general education program of preschool education in the field of physical education. The purpose of our study is to study the parameters of the formation and level of physical qualities of preschoolers. Research methods: parents' questionnaire, assessment of physical qualities with the help of exercises in experimental and control groups, long jump from a place, throwing stuffed from behind the head and hitting the ball. The analysis of the primary results revealed differences in indicators taking into account gender identity in a number of exercises. In the range of throwing the ball, a high level is determined in 59% of boys and 15% of girls. The indicator of "Hitting the ball off the floor" in girls is higher than in boys, by 33% and 8%, respectively. It should be noted that there were no significant differences in the indicators of the "Long jump

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.