ФИНАНСОВЫЕ РЫНКИ
УДК 339.7
Борщ Людмила Михайловна,
доктор экономических наук, профессор, профессор кафедры финансов и кредита, Институт экономики и управления,
ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского», г. Симферополь, Российская Федерация. Герасимова Светлана Васильевна,
доктор экономических наук, профессор,
профессор кафедры бизнес-информатики и математического моделирования, Физико-технический институт,
ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского», г. Симферополь, Российская Федерация.
Borsh Lyudmila М1Ьяу1оупа,
Doctor of Economics, Professor,
Professor of the Department of Finance and Credit,
Institute of Economics and Management,
V.I. Vernadsky Crimean Federal University,
Simferopol, Russian Federation.
Gerasimova Svetlana Vasilyevna,
Doctor of Economic Sciences,
Professor of the Department of Business Informatics and Mathematical Modeling,
Institute of Physics and Technology,
V.I. Vernadsky Crimean Federal University,
Simferopol, Russian Federation.
РАЗВИТИЕ ФИНАНСОВЫХ РЫНКОВ СТРАН ЕАЭС С ПРИМЕНЕНИЕМ ГГ-ТЕХНОЛОГИЙ
DEVELOPMENT OF THE FINANCIAL MARKETS OF THE EAEU COUNTRIES USING IT TECHNOLOGIES
Статья посвящена исследованию актуальной научно-практической проблеме по развитию финансовых рынков стран-участниц Евразийского экономического союза на основе IT-технологий, а также формированию подходов, создавая общее пространственное развитие.
Направление концептуального комплексного развития Евразийского экономического союза основано на интеграции процессов и технологий, формируя общее финансовое пространство, создании новых продуктов и видов услуг на основе институционального и комплексного подходов. Цель исследования — применение комплексного подхода к формированию общего финансового рынка ЕАЭС на базе IT-технологий, изменяющихся на основе новых технологических решений, создавая новую систему управления и эффективных инструментов институционального обеспечения. Под воздействием технологических решений на финансовых рынках необходимо системно подходить к изучению данной проблемы, развивать практическую и теоретическую составляющую, выявлять влияние технологий на деятельность стран-участниц. Определен эволюционный естественный процесс развития финансовых рынков, которые во всем мире определяют вектор формирования институциональной общественной структуры.
Ключевые слова: комплексные подходы, активы, финансовый рынок ЕАЭС, интеграция, IT-технологии, товарные рынки, торговый оборот формирование бюджета.
The article is devoted to the study of an urgent scientific and practical problem on the development of financial markets of the member countries of the Eurasian Economic Union on the basis of IT technologies, as well as the formation of approaches, creating a common spatial development.
The direction of the conceptual integrated development of the Eurasian Economic Union is based on the integration of processes and technologies, forming a common financial space, creating new products and types of services based on institutional
43
and integrated approaches. The purpose of the study is to apply an integrated approach to the formation of the common financial market of the EAEU based on IT technologies that are changing on the basis of new technological solutions, creating a new management system and effective institutional support tools. Under the influence of technological solutions in financial markets, it is necessary to systematically approach the study of this problem, develop a practical and theoretical component, and identify the impact of technology on the activities of the participating countries. The evolutionary natural process of development of financial markets, which all over the world determine the vector of the formation of the institutional social structure, has been determined.
Keywords: integrated approaches, assets, the EAEU financial market, integration, IT technologies, commodity markets, trade turnover, budgeting.
ВВЕДЕНИЕ
Для активного включения в интеграционный процесс создания единого финансового рынка странам-участницам ЕАЭС необходимо более активное развитие их банковской системы. На данном этапе развития ЕАЭС необходимо согласовать и гармонизировать национальные законодательные акты, создание сбалансированного, устойчивого и ликвидного рынка каждой страны. Современные комплексные подходы становления и определения масштабности экономики в мировом хозяйстве определяются развитыми финансовыми рынками, которые основаны на стремлении к взаимодействию и комплексному поэтапному эволюционному процессу продвижения, сочетая рациональные и иррациональные государственные и надгосударственные уровни регулирования.
В договоре Евразийского экономического союза стран-участниц отражается стремление перейти на новый уровень территориального развития — глубокой экономической интеграции на уровне общих рынков и институтов. В данном договоре предусматриваются основополагающие способы многоуровневой финансовой и экономической интеграции путем создания единого финансового рынка. Актуальность данной темы обусловлена перспективами, возникающими в результате формирования единого финансового рынка. Разработаны концептуальные подходы к проведению интеграции стран-участниц ЕАЭС. Единый финансовый рынок в условиях развития цифровой экономики должен стать экономическим феноменом, отражающим реальное состояние этого развития. Результатом интеграции будет расширение экономических и торговых связей. Произойдет формирование главного звена, которое обеспечит бесперебойное движение финансовых услуг и капиталов внутри Евразийского экономического союза. ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ
Для решения данной задачи был определен уровень интеграции и формирования инфраструктуры в сфере развития общего финансового рынка ЕАЭС.
Исходя из задач, необходимо определить контуры развития финансовых рынков, которые осуществляют свою деятельность. На основании концепции ЕАЭС необходимо осуществлять коэволюцию знаний: в банковском секторе экономики; развитии общего страхового рынка; сектора рынка ценных бумаг; рынка долговых обязательств; кредитного рынка; международных отношений. На уровне каждого из рынков необходимо:
• проанализировать современные подходы институционального сопровождения (нормативно-правового обеспечения и правил поведения на каждом из рынков);
• определить, на каких технологиях будут обслуживаться и проводится все операции, осуществляемые на финансовых рынках с учетом интеграции в мировую финансовую систему;
• рассмотреть основные тенденции комплексного подхода в контексте пространственного развития, учитывая уровни интеграции и глобализации мировой финансовой системы и конкурентных рынков;
• проанализировать активы и обязательства банков, торговый баланс;
• проанализировать операции сектора государственного управления. РЕЗУЛЬТАТЫ
Современные подходы становления и определения масштабности экономики в мировом хозяйстве определяются развитыми финансовыми рынками с финансовой согласованностью на основании концепции развития всей системы. Существует несколько моделей формирования финансовых рынков, которые составляют региональные экономические союзы. Евразийский экономический союз развивается по модели, где происходит объединение финансовых рынков, при условии достижения ими равноценных показателей в развитии. Существует и другая модель, в которой происходит объединение финансовых рынков вокруг рынка экономически сильной развитой стра-
44
ны. Последовательность комплексного концептуального подхода (в дальнейшем — ККП), как общей методологии исследования правовых значимых сложных систем, предназначенных для разработки адекватного формально-практического аппарата системного правового регулирования, поспособствует объединению финансовых рынков. Под воздействием влияния инструментов произойдет преодоление и снижение рисков финансовой интеграции за счет минимизации регуля-торного арбитража и проведении последовательной либерализации взаимного доступа к операциям на финансовых рынках, создавая общее биржевое пространство. Либерализационная политика создаст условия допуска брокеров и дилеров одного государства к торгам на биржах других стран-участниц ЕАЭС. На этом фоне необходимо сформировать инфраструктуру в рамках единого союза на основе современных цифровых технологий, развивая национальные платежные системы стран-участниц экономического союза.
Эволюционные процессы финансовых рынков вносят изменения при «формировании институциональной структуры общественного организма» [5], который развивается в направлении достижения поставленных целей и задач, отраженных в концепции развития, предусматривая долгосрочную интеграцию и создание финансового центра ЕАЭС в г. Алматы, а также формируя общее биржевое пространство. В процессе модернизации финансовых рынков применяются новые наукоемкие современные подходы, основанные на знаниях, технологиях, с помощью чего формируется поэтапность интеграции на уровне современных тенденций развития IT-технологий и цифровой экономики [2]. Использование современных финансовых технологий поспособствует формированию механизма трансграничного порядка по обороту инвестиционных капиталов посредством участия в биржевых торгах участников ЕАЭС. Следует отметить, что существуют определенные ограничения относительно коллективных и пенсионных инвестиций, управление которыми подчинено особому порядку доступа в соответствии национального законодательства. В результате политика формирования общего биржевого пространства направлена на сохранение принципов независимости финансовых рынков, что противоречит принципам развития общего биржевого пространства [18]. Следовательно, из вышеизложенного видно, что концептуальный подход по созданию общего биржевого пространства может реализовываться на основе последовательного объединения финансовых рынков с максимальным учетом независимости и автономности национальных финансовых систем [3].
Анализируя уровни и интеграцию перспектив развития общего финансового рынка на территории ЕАЭС, можно отметить, что членами данного экономического союза являются Россия, Казахстан, Беларусь, Киргизия и Армения, кандидатами на вступление — Монголия и Таджикистан. Наиболее свободно развивается интеграция товарных рынков, о чем свидетельствует статистика взаимной торговли [10].
Объем взаимной торговли России со странами-участницами Евразийского экономического союза в 2020 году составил в долл. США 519 292 988 737; из них экспорт — 304 519 798 576; импорт — 214 733 190 158, что соответствует — экспорт 59,2 %, импорт — 40,8 %. Равноценным торговым оборотом считается, если импорт и экспорт имеют равновесную цену 50 % на 50 %. Анализ торговли России со странами ЕАЭС в 2021 году имеет динамику наращивания, начиная с февраля месяца текущего года и в июле. В августе экспорт увеличился и составил 61,1 %, в то время, как импорт составил всего 38,9 % [11].
Товарная структура взаимной торговли решает многие вопросы сырьевой зависимости стран-участниц ЕАЭС. Расширяется внешняя торговля со всем миром, в том числе и Европейским союзом. Мировой торговый оборот в январе-июне 2020 года составил 297 985 507 504 долл. США; из них экспорт за этот период составил 179 477 333 365; импорт — 118 508 174 139. Торговый оборот ЕС 27 стран составил 113 354 871 135 долл. США; из них экспорт — 71 708 372 161; импорт — 41 646 498 974. Торговый оборот стран СНГ (без стран ЕАЭС) составляет в 2020 году за период январь-июнь в долл. США 15 446 371 412; из них экспорт — 10 587 775 669; импорт — 4 858 595 743 [11].
Происходит формирование не только товарных рынков, меняется на фоне цифровизации процесс развития финансовых рынков и финансовой системы с выходом на новую траекторию эволюционного развития. Применение ККП сочетает в себе нововведения — изменения старых сложившихся элементов нормативных и законодательных актов более новыми, которые отвечают времени и являются двигателем прогресса. Благодаря таким процессам осуществляется техно-
45
логическая трансформация, формируются новые социально-культурные ценности, укрепляется единая правовая система правового регулирования.
Формирование общего финансового рынка имеет разработанную систему многоуровневых мероприятий с указанием этапов для их реализации. В данном документе закреплена правовая основа его функционирования, порядок информационного взаимодействия и административного сотрудничества регуляторов финансового рынка, задачи и полномочия наднационального органа по регулированию общего финансового рынка ЕАЭС.
Основные положения в сфере регулирования финансовых рынков ЕАЭС определяются нормативно-правовыми актами и заложены в Концепции формирования общего финансового рынка ЕАЭС. В них же определены цели, задачи и ключевые направления развития с учетом мировых стандартов. Вступило в силу Соглашение о гармонизации законодательства стран-участниц экономического союза в финансовой сфере. Методологически обоснованы направления и порядок гармонизации законодательства стран-участниц в банковском, страховом секторах. В том числе и в секторе услуг на рынке ценных бумаг, на основе международных принципов и стандартов, наилучшей международной практики в сфере регулирования финансового рынка. Вступило в силу разработанное Соглашение об обмене информацией (в том числе конфиденциальной) в финансовой сфере в целях создания условий на финансовых рынках для обеспечения свободного движения капитала. Данное Соглашение направлено на обеспечение межгосударственного обмена конфиденциальной информацией стран ЕАЭС.
Разработан порядок обмена информацией между регуляторами финансового рынка и определен норматив ее использования в целях углубления интеграционных процессов в сфере финансовых рынков. Разработан документ «Дорожная карта» и вступил в силу план гармонизации законодательств стран — участниц ЕАЭС в финансовой сфере по сближению законодательства государства в области финансового рынка. Разработан регламент Соглашения, которое вступило в силу (о согласованных подходах к регулированию валютных правоотношений и принятии мер либерализации). Данное соглашение определяет перечень валютных операций, в отношении которых страны экономического союза не применяют валютные ограничения, а также нарушения, по которым стороны обеспечат применение административной и уголовной ответственности. В данном регламенте Соглашения предусматривается возможность открывать без ограничений счета (вклады) в иностранных и национальных валютах. Также в Соглашении отработан механизм о допуске брокеров и дилеров одной страны-участницы ЕАЭС на биржи (организаторов торговли) других стран-участниц. Регламент позволяет допускать брокеров и дилеров без дополнительной регистрации (лицензирования). Введены в действие нормативно-правые акты, которые предусматривают обмен информацией в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма при перемещении наличных денежных средств и (или) денежных инструментов через таможенную границу ЕАЭС. Соглашение предусматривает организацию информационного взаимодействия между странами-участницами в целях недопущения случаев перемещения через границу ЕАЭС наличных денег для финансирования терроризма или отмывания доходов, полученных преступным путем. Разработано и находятся на согласовании Соглашение об объединенной системе раскрытия информации об эмитентах ценных бумаг, посредниках на общем финансовом рынке ЕАЭС.
В Концепции разработана методика создания платформы для формирования инфраструктуры общего финансового рынка, включая ^-технологии, как основу для формирования технологической платформы.
В разработке находится Проект по формированию платежной системы и осуществлению взаимных платежей на пространстве ЕАЭС, что способствует созданию единого платежного пространства, увеличению взаимного кредитования и финансирования в национальных валютах. В стадии разработки находится Соглашение о взаимном признании выпусков ценных бумаг и других финансовых инструментов в странах ЕАЭС, данный документ создаст предпосылки формирования общего организованного рынка ценных бумаг на пространстве ЕАЭС. В стадии разработки находится Соглашение о взаимодействии стран ЕАЭС по обмену сведениями, входящими в состав кредитных историй. Данный механизм взаимодействия между странами-участницами позволит обеспечить доступ резидентов к кредитным ресурсам в банках на всей территории ЕАЭС
46
для целей развития трансграничного кредитования и более эффективного управления рисками при кредитовании банками заемщиков из стран-участниц Евразийского экономического союза.
Находится на согласовании Соглашение об аудиторской деятельности на территории ЕАЭС, которое регламентирует юридические параметры, формирующие единый рынок аудиторских услуг. В разработке находится документ о перспективах дедолларизации, увеличению доли расчетов внутри ЕАЭС во взаимных валютах. На наш взгляд, дедолларизация экономики ЕАЭС — важная задача для России в условиях режима санкционных ограничений. Обновленные стратегические подходы российского руководства рассматривают снижение зависимости от доллара не как инструмент изоляции, а как попытку выстраивания многополярной архитектуры глобальных финансовых рынков. По сути, речь идет о намерении выйти за рамки проамериканской финансовой системы, которая сложилась в последней четверти прошлого века и ограничивает торгово-экономический суверенитет большинства стран мира. Дедолларизация тесно связана с другим важным аспектом экономических интересов России — снижением зависимости от межбанковской системы SWIFT и оценок зарубежных рейтинговых агентств. Кроме того, тесная интеграция финансовых рынков ЕАЭС на основе приоритета национальных валют укрепляет финансово-экономическую безопасность, повышает уровень контроля над спекулятивными операциями на финансовых рынках.
При благоприятном развитии событий возникает так называемый эффект экстерналий, способствующий повышению доступности кредитных и инвестиционных ресурсов, в том числе для развития сферы малого и среднего предпринимательства. О необходимости более активного подключения к интеграционным инициативам представителей малого и среднего предпринимательства говорил Владимир Путин. На сегодняшний день можно зафиксировать определенные успехи в этом направлении.
По последним данным, доля расчетов в российских рублях во взаимной торговле государств ЕАЭС в 2019 г. составила 72,4 %, увеличившись за последние четыре года на 4,4 процентного пункта. Некоторые эксперты считают (на наш взгляд, преждевременно), что задача ухода от доллара во взаиморасчетах внутри ЕАЭС практически решена. Важная роль в этих процессах принадлежит инфраструктурным платформам, архитектуру которых разрабатывает Евразийский банк развития (ЕАБР) — международный финансовый институт, доля российского капитала в инвестиционном портфеле составляет 43 %. Выступая в 2018 г. на XIII Ежегодной международной конференции «Евразийская экономическая интеграция», председатель Правления Евразийского банка развития Андрей Бельянинов отметил: «В соответствии с нашей стратегией мы провели большой анализ по созданию расчетно-клиринговой системы.
В настоящее время ЕАБР подключен к национальным системам ЕАЭС. Банк имеет счета во всех центральных банках стран Союза и обладает технологией для осуществления клиринга в нацвалютах и является маркетмейкером и активным участником на биржах этих государств. Важной особенностью валютно-клиринговых систем ЕАБР является возможность ее использования для расчета в нацвалютах, минуя SWIFT и конвертацию в доллары». По мнению Бельяни-нова А., для дальнейшего продвижения расчетов в национальных валютах необходимо создание евразийской системы передачи финансовых сообщений с использованием возможностей ЕАБР в качестве так называемой регулятивной песочницы.
Под регулятивной песочницей подразумевается правовая среда для экспериментирования и моделирования, в которой можно создавать временные регуляторные рамки. Таким образом, происходит обмен опытом и лучшими практиками, выстраивается более тесное взаимодействие между регуляторами и инноваторами, а также снижаются риски тестирования пилотных проектов [9].
Применение IT-технологий приводит к снижению трансакции, упрощает процесс получения финансовых услуг для всех участников экономического союза. Глобальный процесс применения IT-технологий, оцифровка данных на финансовом рынке приобретает международные масштабы в условиях усилившейся конкуренции на мировых рынках, что позволяет поддерживать благоприятный имидж Евразийского экономического союза. В процессе цифровизации в экономическом союзе происходит изменение потребительского поведения на финансовом рынке, меняется инфраструктура, рост доступности финансовых услуг, размываются границы финансового рынка, переход на круглосуточное удаленное обслуживание, увеличивается конкуренция.
47
На фоне данных изменений происходят операции сектора государственного управления (табл. 1).
Таблица 1. Операции сектора государственного управления (в разрезе подразделы) за 1 квартал 2021 года *
Наименование Армения Беларусь Казахстан Кыфгызстан Россия
млрд. ед. нац. валюты1 в % к ВВП млрд ед. нац валюты1 в % к ВВП млрд. ед. нац валюты!1 в % к ВВП млрд ед. нац. валюты1 в % к ВВП млрд. ед. нац. валюты1 в % к ВВП
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
Консолидированный бюджет сектора государственного управления
Доходы 362,1 28,2 15,0 41,3 2901,1 18,4 48,1 40,6 9984,9 37,3
Расходы 356,9 27,8 15,8 43,6 3831,4 24,3 44,6 37,7 8491,7 31,7
Операции с нефинансовыми активами 55,8 4,3 0,6 1,8 184,5 1,2 5,4 4,6 716,5 2,7
Дефицит (профицит) -50,6 -3,9 -1,5 -4,1 -1114,8 -7,1 -1,9 -1,6 776,7 2,9
Бюджет центральных органов управления2
Доходы 349,3 27,2 6,6 18,2 1430,9 9,1 33,3 28,1 5266,2 19,7
Расходы 355,8 27,7 8,1 22,4 3024,7 19,1 33,2 28,0 4352,7 16,3
из них:
социальные трансферты 147,3 11,5 0,4 1,2 929,5 5,9 2,6 2,2 227,2 0,8
из них:
пенсии 89,3 7,0 0,0 700,5 4,4 0,0 0,0 199,9 0,7
Операции с нефинансовыми активами 49,1 3,8 0,3 0,7 76,2 0,5 5,1 4,3 578,0 2,2
Дефицит (профицит) -55,6 -4,3 -1,8 -4,8 -1670,0 -10,6 -4,9 -4,2 335,6 1,3
Бюджет региональных органов управления
Доходы 3021,8 11,3
Расходы 2653,5 9,9
Операции с нефинансовыми активами 116,6 0,4
Дефицит (профицит) 251,7 0,9
Бюджет местных органов управления
Доходы 35,5 2,8 5,3 14,7 1668,5 10,6 5,7 4,8 1002,2 3,7
Расходы 23,8 1,9 4,8 13,3 1169,0 7,4 3,8 3,2 920,0 3,4
Операции с нефинансовыми активами 6,7 0,5 0,4 1,0 108,3 0,7 0,3 0,3 21,9 0,1
Дефицит (профицит) 5,0 0,4 0,2 0,4 391,2 2,5 1,7 1,4 60,3 0,2
Бюджет фондов социального обеспечения
Доходы — — 4,8 13,3 774,1 4,9 18,8 15,9 3731,4 13,9
из них:
взносы (отчисления) на социальные нужды — — 4,1 11,2 0,0 0,0 0,0 1947,4 7,3
48
Продолжение таблицы 1
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
Расходы — — 4,7 13,0 610,2 3,9 17,5 14,8 3602,2 13,5
из них:
социальные трансферты — — 4,7 12,9 0,0 13,4 11,3 2946,8 11,0
из них:
пенсии — — 0,0 0,0 0,9 0,8 1820,7 6,8
Операции с нефинансовыми активами — — 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0 0,1 0,0
Дефицит (профицит) — — 0,1 0,2 163,9 1,0 1,3 1,1 129,1 0,5
Национальные (резервные) фонды3
Средства фонда на начало отчетного периода — — — — 28213,5 39,5 — — 13545,7 12,4
Поступления — — — — 272,2 0,4 — — 0,0 0,0
Использование — — — — 1078,4 1,5 — — 11,1 0,0
Средства фонда на конец отчетного периода — — — — 27407,4 38,4 — — 13802,1 12,7
сомов; Россия — российских рублей.
2 Без учета фондов социального обеспечения
3 по Казахстану представлен Национальный фонд Республики Казахстан, по России — Фонд национального благосостояния Российской Федерации. С 1 января 2018 года Резервный фонд ликвидирован и присоединен к Фонду национального благосостояния.
* Составлено на основании данных [11]
Проведенный анализ перспектив развития финансового рынка на территории ЕАЭС показывает, что до настоящего времени некоторые участники экономического союза не уделяют должного внимания по формированию бюджета для более эффективной слаженной деятельности. Авторы данной статьи считают, что перспективным направлением построения и развития общего финансового рынка стран ЕАЭС должна быть активизация взаимных инвестиционных проектов, создание условий для активизации инвестиционных проектов во взаимоотношении всех стран-участниц. Также необходимо развивать фондовые рынки и придать им большего внимания, задействовать инструмент портфельного инвестирования, привлекая акции компаний. Еще одним перспективным направлением является механизм создания общего рынка банковского кредита, который сможет удовлетворять потребность внутреннего спроса, позволяя привлекать кредиты компаниям.
Анализ консолидированного бюджета в таблице 1 показывает, что он сформирован с дефицитом (в млрд. ед): Армения — 50,6 или — 3,9 % к ВВП; Беларусь — 1,5 или — 4,1 % к ВВП; Казахстан — 1,114 или — 7,1 % к ВВП; Кыргызстан — 1,9 или — 1,6 % к ВВП; Россия — бюджет бездефицитный и составляет 776,7 или 2,9 % к ВВП. Анализ бюджета центральных органов управления в (млрд. ед), свидетельствует о том, что в Армении его дефицит составляет 55,6 или 4,3 % к ВВП; Беларусь — 1,8 или 4,8 % к ВВП; Казахстан — 1,670 или 10,6 % к ВВП; Кыргызстан — 4,9 или 4,2 % к ВВП; Россия — бюджет центральных органов управления сформирован без дефицита и составил 335,6 или 1,3 % к ВВП. Бюджет региональных органов управления сформирован бездефицитный только в России, и составил 251,7 или 0,9 % к ВВП. Бюджет местных органов управления сформирован всеми участниками ЕАЭС бездефицитный, бюджет фондов социального обеспечения не сформирован за исключением Армении. Бездефицитный бюджет национальных бюджетных фондов сформирован полностью Казахстаном и Россией.
Операции в секторе государственного управления ЕАЭС имеют дефицит бюджета (Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан), для России формирование консолидированного бюджета является бездефицитным. Бюджет региональных органов управления сформирован только Россией,
49
Национальный резервный фонд ЕАЭС сформирован в полном объеме Казахстаном и Россией. В условиях сложившегося дисбаланса в формировании бюджета разработана и принята к исполнению концепция, которая регламентирует все вышеперечисленные недостатки.
На основании концепции Антимонопольная комиссия включает в себя инструменты по формированию у представителей бизнеса соответствующего высокого уровня доверия и понимания в процессе взаимодействия и повышения уровня конкурентоспособности. Формирование в ЕАЭС пространственного развития, которое будет носить правую предсказуемость, поспособствует восстановлению конкуренции на трансграничных рынках. Антимонопольная комиссия в дальнейшем потребует от субъектов рынка прекратить действия, имеющие признаки нарушений правил конкуренции.
Отечественные авторы чаще всего применяют количественные индикаторы финансовой интеграции. Уровень развития интеграции формируется при помощи совокупной капитализации иностранных предприятий, зафиксированных на фондовых биржах и количестве отечественных предприятий, желающих получать листинг. Следовательно, такой индикатор, как оценочная стоимость ценных бумаг, отражает количество вложенных инвестиций [7]. Действительно в становление финансовых рынков стран Евразийского экономического союза помимо финансового рынка входят и другие рынки, что обуславливает необходимость исследования фондового рынка и актуализирует тему исследования.
Развитие Евразийского экономического союза в XXI веке совпадает с глобальным закономерным процессом на фоне мировых вызовов. Страны Евразийского экономического союза прилагают много усилий в сфере развития и интеграции финансовых рынков, отраженных в базовом положении договора о Евразийском экономическом союзе, договоре ЕАЭС, где определено понятие «общий финансовый рынок». В данном документе отражены инструменты и механизмы развития финансовых отношений между странами на совершенно новом экономическом и политическом уровне. Они формируют новый эффективный механизм перераспределения движения финансовых потоков и повышают процессы инвестиционного и инновационного развития, в основе которого заложены знания [6, 8, 11]. Отсюда наблюдается ряд противоречий в условиях самой интеграции финансовых рынков и уровня развития стран Евразийского экономического союза. Существует множество нерешенных вопросов для проведения и гармонизации интеграционных процессов, что требует глубокого анализа для определения действий каждой из стран с целью их интеграции и приведения к единому знаменателю всех показателей с учетом мирового опыта.
Финансовый рынок развивается на основе ГГ-технологий искусственного интеллекта, цифровой экономики, учитывая мировой опыт и гармонизацию пространства финансовых рынков стран-участниц Евразийского экономического союза [15]. Регулирование экономической деятельности и причин, которые кроются в особенностях законодательной базы стран-участниц, осложняет работу кооперации хозяйственных связей [4, 16, 17]. Международный опыт развитых стран в системе финансовых рынков свидетельствует, что высокотехнологичная и интегрированная финансовая система способствует развитию финансовых рынков и экономики стран-участниц этих рынков за счет разделения рисков, снижения стоимости капитала, эффективного использования финансовых ресурсов.
Этапы формирования финансового рынка, в частности банковского сектора, отражены в концепции развития ЕАЭС, подписанной в 2017 году. Основу развития финансовых рынков составляют их функции по привлечению инвестиций в инновации, процессы трансформации капитала, что стимулирует развитие корпораций и компаний с применением новейших технологий.
Регулирование, надзор за развитием финансового рынка и его консолидация основаны на методах рыночного и институционального подходов, включая оценку уровня финансовой интеграции ЕАЭС, на основе множества показателей, учитывая уровни их интеграции. Следует отметить, что уровень консолидации капитала развитых стран является ключевым в сегменте финансового рынка. Его функции заключаются в привлечении финансирования для корпораций и компаний из внешних источников путем трансформации капитала в инвестиции и инновации. Поэтому важно проследить тенденции и определить перспективы такой трансформации.
Евразийский финансовый рынок развивается в комплексе, куда входит: фондовый рынок; денежный рынок; рынок долговых инструментов; валютный рынок; кредитный рынок; страховой сектор; рынок деривативов.
50
Контуры формирования Евразийского экономического союза в процессе взаимодействия и взаимного дополнения основано на институциональном обеспечении (табл. 2).
Таблица 2. Контуры формирования финансовых рынков ЕАЭС в процессе взаимодействия и взаимного дополнения (институциональное обеспечение) *
Экономика Развитие финансовых рынков Концепция ЕАЭС: коэволюция знаний Институ цио нально е обеспечение
Развитие банковского сектора Определяет архитектуру банковского сектора; накопление знаний Правовое обеспечение формирования и функционирования
Развитие общего страхового сектора Определяет архитектуру страхового рынка и предусматривает заключение отдельных международных договоров; формирование цифровой базы данных Основа формирования и функционирования страхового рынка; гармонизация стандартов и принятие форм отдельных договоров
Сектор рынка ценных бумаг Подготовка рамочного документа верхнего уровня; интенсивное накопление знаний Защита прав и интересов держателей ценных бумаг; этапы развития и регулирования
Международные отношения Установка целеполагания по направлениям формирования международных отношений ЕАЭС; инструментальное обеспечение Обеспечение взаимных допусков участников международных отношений; развитие о бщ ей инфр аструктуры
Рынок долговых инструментов (РДИ) Рамочный документ, устанавливающий методы влияния на РДИ; развитие интеллектуальных ресурсов; расширение компетенций Надзор, административное сотрудничество и информационное взаимодействие
Кредитный рынок Подготовка рамочного документа верхнего уровня, устанавливающего направления развития, методы и инструменты; развитие и накопление человеческого капитала Развитие цифровой инфраструктуры, устанавливающей методы и инструменты в развитии общего кредитного рынка
* Составлено авторами
Тенденции и перспективы формирования контуров в развитии финансовых рынков направлены на достижение результативности работы финансовых рынков, опираются на концепцию перспективного развития ЕАЭС, коэволюцию знаний, эффективного институционального обеспечения, что повлечет за собой:
• перспективное развитие финансовых рынков ЕАЭС за счет институциональной структуры, неповторимой комбинации комплементарных факторов в доминирующей финансовой системе общественных отношений;
• формирование на финансовых рынках индивидуальных и общих характерных особенностей, определяя общие конструкции управления в данных отношениях, что предоставит возможность при применении методов и инструментов учитывать каждую страну-участницу как отдельную единичность.
Концепция общего финансового рынка ЕАЭС основана на взаимном признании лицензий в банковском и страховом секторе, а также секторе рынка ценных бумаг. В банковском и страховом секторах есть два вида стандартизированных лицензий национального уровня и наднационального уровня [1].
Для проведения анализа динамического развития финансовых рынков рассмотрим банковскую систему стран ЕАЭС, количество банков, их филиалов и представительств по состоянию 2019 года:
51
• «Армения: количество банков — 17, из них под иностранным контролем — 10, филиалы банков — 551, представительства банков за рубежом — 3;
• Беларусь: банки — 24, из них под иностранным контролем — 14, филиалы банков — 17, представительства банков за рубежом — 4;
• Казахстан: банки — 27, из них под иностранным контролем — 13, филиалы банков — 301, представительства банков за рубежом — 4;
• Кыргызстан: банки — 24, из них под иностранным контролем — 11, филиалы банков — 323, представительства банков за рубежом — нет;
• Россия: банки — 442, из них под иностранным контролем — 74, филиалы банков — 623 (показатель включает филиалы банков расположенных за рубежом);
• ЕАЭС: банки — 534, из них под иностранным контролем — 122, филиалы банков — 1815» [13].
В динамике данное развитие банковской системы по сравнению с 2015 годом направлено на
предоставление качественных услуг и формирование инфраструктурных сетей банковских филиалов в процессе их модернизации. Произошли существенные преобразования банковских филиалов при помощи ГТ-технологий и искусственного интеллекта.
Применяя технологии к оценке уровня развития банковского сектора, одним из главных показателей остаются активы и обязательства банков. Рассмотрим данные показатели стран ЕАЭС (рис. 1).
ЕАЭС обязательства ЕАЭС активы Россия обязательства Россия активы Кыр гызстан обязательства Кыргызстан активы Казахстан обязательства Казахстан активы Беларусь обязательства Беларусь активы Армения обязательства Армения активы
500
1000 1500 2000 2500 3 000 3500 4000 4500 5000
Армен ия активы Армен ия обязат Белару сь акт ивы Б елару сь об язат Казахе тан акт ивы Ка за хс т ан обязат Кыргы1 зстан активы Кы]ргы1 зстан обязат Р оссия активы Россия о бязат е льс т в ЕАЭС активы ЕАЭС о бязат е льс т в
2019 12,2 10,4 3 8,6 33 70,3 60,8 3,6 3 1 560,1 1278,6 16 84,7 138 5,8
2018 10 8,8 3 5,2 30,3 66 ,4 5 8,4 3,2 2,7 1 35 4,3 1111,5 1469,3 1 21 1, 7
■ 20 17 9 7,6 3 4,8 29,9 72,9 63,8 2, 9 2,4 1479 1315,9 1598,6 1 41 9, 6
0
■2017 "2018 "2019
Рис. 1. Активы и обязательства банков за период 2017-2019 гг., млрд долл. США (Составлено на
основании данных [1])
Процесс осуществления торговли ведется на основе стандартных контрактов или лотами, размер которых регламентируется биржами [17].
Анализируя рынок ценных бумаг ЕАЭС, становится очевидным, что он развивается и Россия обладает самой большой экономикой на этом рынке. Поэтому с ней выстраиваются отношения и заключаются торговые сделки внутри данного рынка ценных бумаг, поддерживая высокую долю рубля в процессе взаимной торговли. Данное направление имеет все предпосылки к его наращиванию.
52
Развитие фондовых и товарных бирж, на которых проводится определенный объем торгов:
• Армения (представлена ОАО НАСДАК ОЭМЕКС Армения) на фондовом рынке провела торгов в 2017 г. на сумму 165 млн. долл. США; в 2018 г. сумма составила 169 млн. долл. США; 2019 г. сумма снизилась на 23 % по сравнению с 2018 г. до 129 млн. долл. США. Валютно-денеж-ный рынок имел следующую динамику в долл. США: 2017 г. — 17; в 2018 г. — 23; 2019 г. — 24.
• Беларусь (БВФБ, БУТБ): фондовый рынок в млн. долл. США составил в 2017 г. 4103; 2018 г. — 6372; 2019 г. — 9643. Валютно-денежный рынок в млн. долл. США составил в 2017 г. 8865; 2018 г. — 8124; 2019 г. — 8192. На товарном рынке объемы торгов составили в млн. долл. США: 2017 г. — 1683; 2018 г. — 2106; 2019 г. — 2186.
• Россия (ММВБ-РТС, СПбМТСБ) объем торгов на фондовом рынке составил в млн. долл. США: 2017 г. — 607092; 2018 г. — 650300; 2019 г. — 628205. Торги на валютно-денежном рынке в млн. долл. США составили в 2017 г. 12608977; 2018 г. — 11393125; 2019 г. — 10571732. Объем торгов по производным инструментам составил в млн. долл. США в 2017 г. 1448509; 2018 г. — 1427259; 2019 г. — 1272567. Объем проведенных торгов на товарном рынке составил в млн. долл. США: 2017 г. — 15269; 2018 г. — 17210; 2019 г. — 15934.
• Казахстан (КА8Е, ЕТС). Объем торгов на фондовом рынке в млн. долл. США составил: 2017 г. — 236840; 2018 г. — 362138; 2019 г. — 347668. Торги на валютно-денежном рынке в млн. долл. США составили: 2017 г. — 227607; 2018 г. — 136664; в 2019 г. — 104941. Объемы торгов с производными инструментами проводились только в 2017 г. и составили 68 млн. долл. США. Торги на товарном рынке (без учета внебюджетных сделок по рынку нефтепродуктов) в млн. долл. США составили в 2017 г. 716; в 2018 г. — 1335; в 2019 г. — 511.
• Кыргызстан. Торги на фондовом рынке млн. долл. США составили: 2017 г. — 67; 2018 г. — 58; 2019 г. — 87. Торги на валютно-денежном рынке в 2017 г. — 1309; в 2018 г. — 1716; в 2019 г. — 1455.
Формирование и развитие финансового рынка ЕАЭС базируется на принципах эволюционного естественного процесса развития. Именно финансовые рынки во всем мире определяют вектор формирования институциональной общественной структуры. Эффективность развития финансовых рынков стран-участниц находится на уровне развития их финансовой и банковской системы, готовности интегрировать с общими развивающими сетями ЕАЭС.
ВЫВОДЫ
Применение комплексного подхода приводит в систему институциональное правовое регулирование ЕАЭС, обеспечивает выработку обоснованных нормативно-правовых требований организационно-правового, информационного и технологического обеспечения для эффективного процесса функционирования, углубления интеграции процессов по рациональному усовершенствованию финансовой системы на финансовых рынках.
Регулирование, надзор за развитием финансового рынка и его консолидация основаны на методах рыночного и институционального подходов, включая оценку уровня финансовой интеграции ЕАЭС на основе множества показателей, учитывая уровни их интеграции. Следует отметить, что уровень консолидации капитала развитых стран является ключевым в сегменте финансового рынка. Его функции заключаются в привлечении финансирования для корпораций и компаний из внешних источников путем трансформации капитала в инвестиции и инновации. Поэтому важно проследить тенденции и определить перспективные прогнозы такой трансформации.
Осуществленный анализ поспособствовал выявлению основных направлений развития фондовых, товарных бирж и финансовых рынков, где Россия активно наращивает темпы развития производных инструментов валютно-денежных рынков, фондового рынка. Кыргызстан наращивает объемы торгов на фондовых рынках. В Казахстане активно развивается валютно-денежный, фондовый и товарный рынок, что предоставляет возможность развивать производные инструменты и товарный рынок.
Фондовые и товарные биржи представляют разнообразие методов и инструментов для развития фондового, валютно-денежного, товарного рынков, что в конечном результате во времени формирует производственный капитал и является основой для достижения поставленных целей.
Тенденции и перспективы развития финансовых рынков ЕАЭС влияют на развитие межсекторальных отношений и коэволюции знаний, в процессе такого взаимодействия формируются инструменты институциональной интеграции по обеспечению развития банковской, общегосударствен-
53
ной системы, рынка ценных бумаг, рынка долговых инструментов, кредитного рынка, что способствует укреплению развития экономики и повышению конкурентоспособности.
Осуществлено исследование развития инфраструктуры финансового рынка, банковской системы и выявлено, что одним из главных показателей остаются активы и обязательства банков, деятельность фондовых и товарных бирж. Процесс управления в данной цепочке является самостоятельным объектом, воздействует на субъекты, которые подчинены комплексным действиям всей институциональной системы, что приводит к преобразованию форм, изменению видов и свойств в конкурентной борьбе, определяя понятие конкурентоспособность экономики ЕАЭС.
В результате проведенного исследования выявлено, что Россия активно развивает финансовый рынок, особенно развитие производных инструментов.
Исследование сущностных характеристик стран-участниц ЕАЭС поспособствовало выявить: активность формирования цифровой инфраструктуры финансовых рынков; определить формирование контуров институциональной системы, представляющей собой методы и инструменты, применяющиеся для каждой страны-участницы, как отдельной единицы; это позволяет отражать неповторимость формирования общественной системы данного союза.
Применение ГТ-технологий является процессом изменения сферы услуг ЕАЭС под воздействием новых технологических решений, применяя инструменты развития в системе финансового рынка. Взаимодействие с различными финансовыми технологиями позволит сформировать новые финансовые продукты с помощью процессов цифровой трансформации на финансовых рынках ЕАЭС.
Результаты исследования применимы для членов Евразийской экономической комиссии, профильных министерств и центральных банков государств, членов Евразийского экономического союза, инвесторов и предпринимательских структур.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Белов В. Итоги председательства России в ЕАЭС в 2018 году / В. Белов // Научно-аналитический вестник ИЕ РАН. — 2019. — №> 2. — С. 13-20.
2. Блажевич О.Г. Особенности развития финансового рынка в условиях цифровизации / О.Г. Блажевич, Н.С. Сафонова // Научный вестник: финансы, банки, инвестиции. — 2021. — №2 1 (54). — С. 106-124.
3. Блохина Т.К. Новые аспекты интеграции финансовых рынков ЕАЭС в условиях развития цифровой экономики / Т.К. Блохина // Экономические отношения. — 2020. — Т. 10. №2 4. — С. 87-98.
4. Блохина Т.К. Формирование финансового рынка ЕАЭС как основа развития интеграционного потенциала / Т.К. Блохина, К.В. Блохин // Вопросы инновационной экономики. — 2017. — Том 7. №2 4. — С. 299-306.
5. Борщ Л.М. Гипотеза по раскрытию механизма иррациональности и рациональности / Л.М. Борщ // Бюллетень науки и практики. Электронный журнал. — 2017. — №2 4 (17). — С. 196-206.
6. Борщ Л.М. Контуры формирования экономики знаний: коэволюция развития / Л.М. Борщ // Коэволюция техники и общества в контексте цифровой эпохи. Сборник докладов. Под общей редакцией А. Л. Андреева, К.З. Селивановой, В.И. Герасимова. — 2020. — С. 78-81.
7. Борщ Л.М. Модернизация экономики: технологии человек / Л.М. Борщ // Известия Уральского государственного экономического университета. — 2018. — Т. 19. №2 3. — С. 42-55.
8. Борщ Л.М. Формирование экономики знаний: эволюционный процесс / Л.М. Борщ, С.В. Герасимова // Инновационная парадигма экономических механизмов хозяйствования. Сборник научных трудов VI Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Научн. Ред. С.П. Кирильчук, редколлегия: Г.А. Штофер, Н.А. Логунова. — Симферополь, 2021. — С. 73-78.
9. Вестник международных организаций [Электронный ресурс]. — 2020. — Т. 15. №2 3. — Режим доступа: iorj.hse.ru/data/2020/12/25/1360650054/ %Б0 %92 %Б0 %В5 %В1 %81 %В1 %82 %Б0 %ВБ %Б0 %В8 %Б0 %ВА_2020_03.р^ (дата обращения: 04.11.2021).
10. Договор о Евразийском экономическом союзе. Подписан главами государств России, Белоруссии, Казахстана (Астана, 29 мая 2014 г.) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_163 855/ (дата обращения: 04.11.2021).
11. Евразийская экономическая комиссия торговли. Статистические данные [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.eurasiancommission.orq (дата обращения: 04.11.2021).
12. Звонова Е.А. О концептуальных подходах к созданию общего финансового рынка государств — членов ЕАЭС / Е.А. Звонова, В.Я. Пищик // Финансы и кредит. — 2018. — Т. 24. №№ 1. — С. 5-18.
13. Интегрированная информационная система Евразийского экономического союза [Электронный ресурс] . — Режим доступа: www.system.eaeunion.org (дата обращения: 04.11.2021).
14. Котова А.А. Интеграция финансового рынка России в мировую финансовую систему: проблемы, анализ, условия и тенденции / А.А. Котова // Финансы и кредит. — 2012. — №2 44. — С. 47-62.
54
15. Кучмезов И.М. Барьеры для интеграции финансовых рынков стран Евразийского экономического союза (ЕАЭС) I И.М. Кучмезов [Электронный ресурс] II Вестник Воронежского государственного университета.
— 2019. — № 4. — Режим доступа: journals.vsu.ru/econIarticleIviewI2500 (дата обращения: 04.11.2021).
16. Маркина Я.М. Финансовый рынок Евразии: устойчивость, динамика, будущее I Я.М. Маркина. — М., 2017. — 3S4 с.
17. Молчанов И.Н. Регулирование деятельности в ЕАЭС: тенденции и перспективы сотрудничества I И.Н. Молчанов, А.П. Молчанова II Государственное управление. Электронный вестник. — 2020. — Выпуск № 7S. — Февраль.
1S. Хейфец Б.А. Метаморфоза экономической глобализации I Б.А. Хейфец. — М.: Институт экономики РАН, 201S. — 41 с.
SPtSOKLTTERATURY
1. Belov V Itogi predsedatel'stva Rossii v YEAES v 201S godu I V Belov II Nauchno-analiticheskiy vestnik IYe RAN. — 2019. — № 2. — S. 13-20.
2. Blazhevich O.G. Osobennosti razvitiya finansovogo rynka v usloviyakh tsifrovizatsii I O.G. Blazhevich, N.S. Safonova II Nauchnyy vestnik: finansy, banki, investitsii. — 2021. — № 1 (54). — S. 10б-124.
3. Blokhina T.K. Novyye aspekty integratsii finansovykh rynkov YEAES v usloviyakh razvitiya tsifrovoy ekonomiki I T.K. Blokhina II Ekonomicheskiye otnosheniya. — 2020. — T. 10. № 4. — S. S7-9S.
4. Blokhina T.K. Formirovaniye finansovogo rynka YEAES kak osnova razvitiya integratsionnogo potentsiala I T.K. Blokhina, K.V Blokhin II Voprosy innovatsionnoy ekonomiki. — 2017. — Tom 7. № 4. — S. 299-З0б.
5. Borshch L.M. Gipoteza po raskrytiyu mekhanizma irratsional'nosti i ratsional'nosti I L.M. Borshch II Byulleten' nauki i praktiki. Elektronnyy zhurnal. — 2017. — № 4 (17). — S. 19б-20б.
6. Borshch L.M. Kontury formirovaniya ekonomiki znaniy : koevolyutsiya razvitiya I L.M. Borshch II Koevolyutsiya tekhniki i obshchestva v kontekste tsifrovoy epokhi. Sbornik dokladov. Pod obshchey redaktsiyey A.L. Andreyeva, K.Z. Selivanovoy, V.I. Gerasimova. — 2020. — S. 7S-S1.
7. Borshch L.M. Modernizatsiya ekonomiki: tekhnologii vs chelovek I L.M. Borshch II Izvestiya Ural'skogo gosudarstvennogo ekonomicheskogo universiteta. — 201S. — T. 19. № 3. — S. 42-55.
S. Borshch L.M. Formirovaniye ekonomiki znaniy: evolyutsionnyy protsess I L.M. Borshch, S.V. Gerasimova II Innovatsionnaya paradigma ekonomicheskikh mekhanizmov khozyaystvovaniya. Sbornik nauchnykh trudov VI Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii s mezhdunarodnym uchastiyem. Nauchn. Red. S.P. Kiril'chuk, redkollegiya: G.A. Shtofer, N.A. Logunova. — Simferopol', 2021. — S. 73-7S.
9. Vestnik mezhdunarodnykh organizatsiy [Elektronnyy resurs]. — 2020. — T. 15. № 3. — Rezhim dostupa: iori.hse.ru/data/2020I12I25I1360650054I %D0 %92 %D0 %B5 %D1 %S1 %D1 %S2 %D0 %BD %D0 %BS %D0 %BA_2020_03.pdf (data obrashcheniya: 04.11.2021).
10. Dogovor o Yevraziyskom ekonomicheskom soyuze. Podpisan glavami gosudarstv Rossii, Belorussii, Kazakhstana (Astana, 29 maya 2014 g.) [Elektronnyy resurs]. — Rezhim dostupa: www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_163855I (data obrashcheniya: 04.11.2021).
11. Yevraziyskaya ekonomicheskaya komissiya torgovli. Statisticheskiye dannyye [Elektronnyy resurs]. — Rezhim dostupa: www.eurasiancommission.orq (data obrashcheniya: 04.11.2021).
12. Zvonova Ye.A. O kontseptual'nykh podkhodakh k sozdaniyu obshchego finansovogo rynka gosudarstv — chlenov YEAES I Ye.A. Zvonova, VYA. Pishchik II Finansy i kredit. — 201S. — T. 24. № 1. — S. 5-1S.
13. Integrirovannaya informatsionnaya sistema Yevraziyskogo ekonomicheskogo soyuza [Elektronnyy resurs]. —Rezhim dostupa: www.system.eaeunion.org (data obrashcheniya: 04.11.2021).
14. Kotova A.A. Integratsiya finansovogo rynka Rossii v mirovuyu finansovuyu sistemu: problemy, analiz, usloviya i tendentsii I A. A. Kotova II Finansy i kredit. — 2012. — № 44. — S. 47-б2.
15. Kuchmezov I.M. Bar'yery dlya integratsii finansovykh rynkov stran Yevraziyskogo ekonomicheskogo soyuza (YEAES) I I.M. Kuchmezov [Elektronnyy resurs] II Vestnik Voronezhskogo gosudarstvennogo universiteta. — 2019.
— № 4. — Rezhim dostupa: journals.vsu.ru/econIarticleIviewI2500 (data obrashcheniya: 04.11.2021).
16. Markina Ya.M. Finansovyy rynok Yevrazii: ustoychivost', dinamika, budushcheye I Ya.M. Markina. — M., 2017. — 3S4 s.
17. Molchanov I.N. Regulirovaniye deyatel'nosti v YEAES: tendentsii i perspektivy sotrudnichestva I I.N. Molchanov, A.P. Molchanova II Gosudarstvennoye upravleniye. Elektronnyy vestnik. — 2020. — Vypusk № 7S. — Fevral'.
1S. Kheyfets B.A. Metamorfoza ekonomicheskoy globalizatsii I B.A. Kheyfets. — M. : Institut ekonomiki RAN, 201S. — 41 s.
Статья поступила в редакцию 24 ноября 2021 года Статья одобрена к печати 23 декабря 2021 года
55