Научная статья на тему 'Развитие финансового и банковского франчайзинга с применением нематериальных активов'

Развитие финансового и банковского франчайзинга с применением нематериальных активов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
223
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИНАНСЫ / БАНК / ФРАНЧАЙЗИНГ / ИНВЕСТИЦИИ / ИННОВАЦИИ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ / НЕМАТЕРИАЛЬНЫЕ АКТИВЫ / СХЕМА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Хан В. А.

В работе выполнен анализ состояния финансового и банковского франчайзинга в Казахстане. Сделан вывод о том, что в республике возможности франчайзинга не используются. Сформулированы общие методологические положения к вопросу о развитии финансового и банковского франчайзинга с использованием нематериальных активов. Предложена схема организации финансового и банковского франчайзинга.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие финансового и банковского франчайзинга с применением нематериальных активов»

3(45) - 2011

Банковские технологии

УДК 336.71

развитие финансового и банковского

франчайзинга с применением

нематериальных активов

В. А. ХАН,

доктор экономических наук, профессор кафедры экономики и бизнеса Е-mail:spropeгty@mail.ru Казахский национальный педагогический университет им. Абая

В работе выполнен анализ состояния финансового и банковского франчайзинга в Казахстане. Сделан вывод о том, что в республике возможности франчайзинга не используются. Сформулированы общие методологические положения к вопросу о развитии финансового и банковского франчайзинга с использованием нематериальных активов. Предложена схема организации финансового и банковского франчайзинга.

Ключевые слова: финансы, банк, франчайзинг, инвестиции, инновации, интеллектуальная собственность, нематериальные активы, схема.

В условиях индустриально-инновационного развития особую актуальность приобретают механизмы привлечения в национальную экономику наукоемких технологий пятого и шестого технологических укладов и финансовых ресурсов. Для решения этих задач должны быть максимально востребованы схемы финансового и банковского франчайзинга. Страны — члены Таможенного союза могут и должны всемерно использовать возможности франчайзинга, чтобы избежать лишних затрат на разработку и внедрение современных технологий. Франчайзинг позволяет также избежать неоправданной конкуренции на мировом рынке интеллектуальной собственности.

Анализ ситуации. Под банковским франчайзингом обычно подразумевают два вида деятельности:

расширение филиальной сети банка и кредитование франчайзинговой деятельности.

В первом случае создается филиал известного коммерческого банка с безупречной репутацией. Варианты сотрудничества посредников разнообразны и зависят от требований банков, условий страны или города, готовности самого банка открыть филиал.

В первую очередь банки учитывают привлекательность страны, региона, города в смысле наличия квалифицированных кадров, помещений, клиентов из числа местных предприятий. Важное значение имеют также размер инвестиций, политическая обстановка (если филиал создается в другой стране). Чем мощнее банк, тем жестче требования. В качестве примера можно привести формирование филиальной сети казахстанского БТА Банка на территории республики и за ее пределами, в частности в России.

Второй вид банковского франчайзинга — кредитование франчайзинговой деятельности. Оно проводится, как правило, по типу ипотечного кредитования, т. е. наиболее надежными считаются схемы кредитования под залог частной собственности. В этом виде франчайзинга банки выступают в качестве кредиторов.

Успех в получении займа зависит не от условий кредитных программ или вида франшизы, а от раз-

Банковские технологии

3(45) - 2011

мера и качества обеспечения, которое в состоянии предоставить участник франчайзинговой деятельности в качестве залога. Так повелось со времен архонта Солона1, жившего в VI в. до н. э.

Банковский франчайзинг актуален в связи с глобализацией, мировым финансово-экономическим кризисом, необходимостью индустриально-инновационного развития национальной экономики. Механизм этот не нов, многие банки использовали элементы франчайзинга для повышения своей конкурентоспособности, захвата национального и мирового рынков.

Банковский франчайзинг не нужно путать с банковской франшизой — это разные понятия. Под банковским франчайзингом автор имеет в виду комплексную предпринимательскую лицензию — деятельность, при которой правообладатель комплекта исключительных прав предоставляет его в пользование на возмездной основе другому лицу.

Автор придерживается определений, данных в законе Республики Казахстан «О комплексной предпринимательской лицензии (франчайзинге)» [4]. Согласно документу комплексный лицензиар (франчайзер) — это сторона по договору комплексной предпринимательской лицензии, правообладатель комплекса исключительных прав (лицензионного комплекса), предоставляющий комплексному лицензиату в пользование на возмездной основе комплекс исключительных прав. А комплексный лицензиат (франчайзи) — сторона по договору комплексной предпринимательской лицензии, правопользователь комплекса исключительных прав лицензиара, использующий этот комплекс для предпринимательской деятельности. Таким образом, франчайзинговая деятельность — предпринимательская деятельность, связанная с осуществлением договора комплексной предпринимательской лицензии.

При этом нужно отметить, что названные определения не лишены недостатков и что специалисты пользуются другими определениями, имеющими право на применение.

1 В 594 г. до нашей эры в Древней Греции архонт Солон осуществил свои реформы, согласно которым в качестве обеспечения ответственности должника перед кредитором было введено владение определенными землями. До этого залогом подобного рода обязательств была личность должника, которому в случае невозможности погасить долг грозило рабство. Для перевода личной ответственности в имущественную Солон предложил ставить в имении должника столб с надписью, что эта земля служит обеспечением претензий на определенную сумму. Такой столб назвали ипотекой. По-гречески hypotheca — подставка, подпорка. Таким образом, личная ответственность была подкреплена имущественной [3, с. 14—20].

Банковский франчайзинг не имеет общего с товарным или производственным, он строится на иной юридической и маркетинговой основе. Здесь даже определения другие2.

Рассмотрим возможности и перспективы развития банковского франчайзинга на примере Республики Казахстан (РК).

В стране есть единичный опыт финансового и банковского франчайзинга в виде создания филиалов, в том числе на территории других стран. Но нет практики кредитования франчайзинговых проектов. Казахстанские банки не считают нужным разрабатывать программы кредитования для франчайзинга в сфере малого, среднего бизнеса. Между тем в финансовых организациях Западной Европы, США, Азии, Австралии и Новой Зеландии с середины 1970-х гг. действуют программы обслуживания субъектов франчайзинга.

Также нет в Казахстане опыта развития инновационного предпринимательства и работы с нематериальными активами.

В мировой практике кредитования франчайзинга наработано много схем выдачи кредитов. Наиболее распространены варианты ипотечного кредитования. Кредитуются как франчайзеры, так и франчайзи. Наиболее надежными считаются ипотечные схемы, где в качестве обеспечения выступает недвижимость, а для случаев краткосрочного кредитования — автомобили, драгоценности, высоколиквидные материальные активы и ценные бумаги. Обычно банки соглашаются кредитовать фирмы, работающие на рынке не один год, обладающие репутацией и весомыми активами.

В Казахстане известны, но не используются следующие схемы.

1. Кредитование франчайзи под гарантию партнера—франчайзера. В этом случае ответственность распространяется и на франчайзера, поэтому они не идут на риски, хотя продавец франшизы в первую очередь заинтересован в продвижении своего бренда.

Известно, что компания Вазкт Robbins первой открыла представительство в России и начала продавать право на торговлю мороженым под ее вы-

2 Например, франчайзер (франчайзор, franchisor) — коммерческая организация, которая предоставляет комплекс исключительных прав субъекту предпринимательской деятельности с целью вести бизнес под ее торговой маркой. Франчайзи (franchisee) — предприниматель или инвестор, который посредством первоначальных капиталовложений и последующих платежей (роялти) приобретает право использовать комплекс исключительных прав правообладателя, следуя специальным рекомендациям по ведению бизнеса.

3(45) - 2011

Банковские технологии

веской. За рубежом компания поддерживает своих франчайзи, вплоть до предоставления им кредитов на развитие. Впрочем, в России этот опыт оказался неудачным, и теперь компания ограничивается только продажей франшизы.

Российская компания «Эконика» содействует в получении кредитования для своих партнеров в регионах на основании соглашений со Сбербанком России и с Пробизнесбанком. Компания «Ростикс» также помогает партнерам, но при этом не берет на себя солидарных обязательств.

2. Кредитование франчайзинга под залог собственных активов. В этом случае за пользование кредитом франчайзер предоставляет банку право требования роялти с франчайзи. Объем роялти должен быть соизмерим с размером процентных платежей за пользование кредитными ресурсами. Это слишком рискованный для банка вариант, практически неприменим для запуска нового бизнеса, не говоря уже о венчурных проектах, поэтому он не популярен среди кредиторов.

3. Кредитование франчайзера под залог нематериальных активов (НМА). Такая практика в РК единична, потому что банки с предубеждением относятся к нематериальным активам. Рынок интеллектуальной собственности специфичен и противоречив, есть трудности с реализацией предмета залога. Единственный вид нематериальных активов, который казахстанские банки принимают в качестве обеспечения залогов, — право недропользования.

Еще одна причина: владельцы известных товарных знаков не желают рисковать своим брендом, это требует огромных денежных и временных затрат. Кроме того, как правило, значимый бренд находится в формальном владении аффилированной компании, зарегистрированной в какой-нибудь офшорной зоне, что также затрудняет использование бренда в качестве обеспечения залога на родине.

Тем не менее прецедент такого кредитования создан в России в 2005 г., когда Москоммерцбанк выдал кредит компании Rover Computers, обеспечением по которому стали бренды RoverBook и RoverScan. Бренды Москоммерцбанк оценил в 6,5 млн долл. США, сумма кредита составила 1,2 млн долл. [1].

Еще одним известным товарным знаком, который приняли в качестве залога, стали «Три корочки» (производство сухариков). Желание банка работать именно с этим брендом объяснимо тем, что его владельцем является иностранная компания «Бриджтаун Фудс», а присутствие западного инвестора всегда прибавляет уверенности в надеж-

ности и прозрачности бизнеса, в наличии западных аудиторов и отсутствии проблем с налоговыми инстанциями.

В практике компании «Бейкер Тилли Казахстан Оценка» есть оценка для использования в качестве залога нематериального актива для Альфа-Банка: объектом залога выступили два объекта интеллектуальной собственности — товарный знак журнала «Огонек» и авторские права популярного российского писателя — фантаста Александра Бушкова.

Была разработана схема кредитования, частью которой стал залог исключительных прав на нематериальный актив. Альфа-Банк в конце 2009 г. получил также в залог товарный знак «Л'Этуаль». Общая сумма кредитов составила 50 млн евро, а бренд «Л'Этуаль» эксперты оценили в 5—7 млн долл. [2].

4. Кредитование под гарантии государства (за небольшое вознаграждение — 2—5 % от суммы кредита). В США около 8 % приобретателей франшиз получили средства по государственной гарантии. В Казахстане такие прецеденты отсутствуют.

Динамика внедрения и широкого распространения инноваций зависит от того, какой порядок доминирует — традиционно примитивный или прогрессивный. В условиях реализации «Стратегии индустриально-инновационного развития Республики Казахстан» [5] необходимо все ресурсы мобилизовать на ее осуществление. Такая задача поставлена на самом высоком уровне в виде государственных программ более 10 лет назад.

Из этого следует, что наиболее значительной и важной задачей всех финансовых институтов страны является деятельность с нематериальными активами. Любое сдерживание продвижения стоимости прав и отношений собственности в сфере НМА в практику равноценно торможению инновационного развития, курса реформ изнутри. Отсюда следует вывод о необходимости и масштабности постановки финансового (банковского) франчайзинга с использованием прав и отношений собственности в сфере НМА как источника обеспечения качественно нового, индустриально-инновационного, этапа развития экономики.

Общие методологические основы развития финансового и банковского франчайзинга с использованием нематериальных активов. В основе любых финансовых операций (будь то деньги, собственность или что-либо иное) находится развитие деловых отношений, возникающих в результате рыночной конъюнктуры. Это движение отражает в себе ко-

Банковские технологии

3(45) - 2011

лебания спроса и предложения в многообразных проявлениях.

Существуют различные формы организации этого движения и сопровождающих его регламентов, ограничивающих или расширяющих зоны практического применения и диапазон возможных отклонений. Перечисленное обычно оформляется специальными нормативными актами и другими организационно-правовыми документами о порядке и правилах применения принимаемых на определенный период норм поведения, признанных всеми участниками деловых отношений.

За примерами далеко ходить не надо. Давно ли за организацию бизнеса в виде валютных спекуляций можно было попасть в тюрьму, а сама процедура стоимостного оборота денежных знаков преследовалась по закону? Слово «спекуляция» носило отрицательный оттенок, а само явление было в нашей жизни чем-то из ряда вон выходящим. Прошло совсем немного времени, и многое из того, что было под запретом, становится или стало нормой бизнеса. Однако произошло это не само собой, а посредством пересмотра и ввода в действие новых организационно-правовых нормативных документов в виде законов, подзаконных актов и процедур (правил) их применения.

Кто же делает все это? Кто устанавливает тот или иной порядок нашей жизни и чем при этом руководствуется? Почему в одном случае можно что-то делать, а в другом нельзя? Чем определяется целесообразность возникновения нового порядка и способов приведения его в действие?

Рассмотрим это на примерах эволюции функции денег и разного рода технологий их обращения в рыночных условиях или в иных комбинациях использования как универсального платежного средства. То, что деньги (вернее, денежные знаки) сами по себе ничего не стоят, кроме затрат на их изготовление, известно. А вот их функция как эквивалента стоимости товара (или услуг, собственности и прочих ценностей, выступающих в качестве товара), имеющего потребительский спрос и обладающего свойством наполнять деловые отношения ценовой сущностью и экономическим смыслом, полностью зависит от того, какой будет установлен порядок денежного обращения. И дело здесь не в том, какие символы будут выпущены для этого — бумажные или металлические, а в том, какова реальная стоимость товара и есть ли на него спрос.

Допустим, товаром выступает интеллектуальная собственность и другие нематериальные активы. НМА обладают ценностью и всеми капи-

талообразующими свойствами, которые могут быть выражены в обычных денежных знаках или каких-либо их заменителях (например, депозитах или акциях). Все дело в том, какой установлен порядок обращения. Если он оговорен соответствующими организационно-правовыми и нормативными документами, то никаких проблем, как правило, не возникает. Так было, например, с вексельным обращением, эмиссией ценных бумаг.

В Казахстане финансовый, в том числе и банковский, франчайзинг такой организационно-правовой нормативной базы пока не имеет, хотя есть основополагающие нормы Гражданского кодекса РК, приняты законы прямого действия об инновационной деятельности и комплексной предпринимательской лицензии [4]. Для большинства финансовых институтов страны закон «О франчайзинге» еще не стал нормой и часто игнорируется, в результате чего вне обращения оказывается богатство, во много раз превышающее нынешний государственный бюджет. При этом все прекрасно понимают, что развитие экономики на основе использования интеллектуальной собственности является приоритетным, что существует международное разделение труда, что интеллектуальная собственность и технологии выступают средствами производства.

Организация финансового и банковского франчайзинга. В законе РК «О комплексной предпринимательской лицензии» заложена правовая норма о возможности участия в сделках банковских, страховых и иных организаций в качестве третьих лиц по соглашению сторон (ст. 12). На этом основании и должен строиться банковский франчайзинг. Интересы и характер деловых отношений участников каждой конкретной сделки оговариваются в лицензиях и соглашениях, где прописываются все тонкости и нюансы работы с особым товаром — стоимостью прав и отношений собственности их держателей.

Владельцы, обладающие таким товаром, выступают всегда в роли инвесторов, лицензиаров, франчайзеров или гарантов сделок. Они могут оперировать принадлежащими им правами и отношениями собственности по своему усмотрению — отдавать в распоряжение, пользование, продавать их, обменивать на что-либо, вплоть до полного отчуждения прав собственности в чью-либо пользу (включая наследование по завещанию или акту-передаче).

Все перечисленное в настоящее время в банках второго уровня не работает и при оформлении сделок между франчайзером и франчайзи с участием

3(45) - 2011

Банковские технологии

Франчайзер - инвестор - гарант (владелец, собственник)

Лицензия, капитал

Трехстороннее соглашение о взаимовыгодных условиях сделки

Банк - участник сделки на правах третьего лица (конвертация стоимости НМА в денежное выражение и банковское обслуживание расчетного счета)

Франчайзи, организация или физическое лицо (пол ьзователь) (бизнес-план, программа и гарантии их выполнения) Деньги

Процентная ^ ставка

Организация финансового и банковского франчайзинга

банка на правах третьего лица требует соответствующего внутрибанковского документального обслуживания сделок и специального нормативного организационно-правового сопровождения с учетом специфики банковской деятельности.

Для организации банковского франчайзинга необходимо внести во все документы структурных подразделений банков раздел о франчайзинговых финансовых операциях на правах третьих лиц, как то оговаривается в законе «О комплексной предпринимательской лицензии» и особенной части Гражданского кодекса РК, с уточнением всех необходимых правомочий, в том числе отношений с международными финансовыми системами.

В этом случае банк становится поставщиком финансовых услуг и технологий стоимостных оборотов прав и отношений собственности, получая по результатам сделок двойной выигрыш: в виде процентов отчислений, которые всегда выше, чем обычные процентные ставки от кредитования или инвестирования каких-либо проектов, и пополняет свою клиентскую базу участниками франчайзинго-вых сделок, заинтересованных в продолжении деловых взаимоотношений на других направлениях.

Для примера рассмотрим одну из цепочек организации банковского франчайзинга в обратной последовательности от ожидаемого совокупного результата сделки (см. рисунок).

Из схем ясно просматривается взаимная заинтересованность сторон-участников в сделке на взаимовыгодных условиях, оговариваемых в трехстороннем соглашении. Инвестор обеспечивает стартовый капитал, для чего как владелец собственности направляет ее в банк на конвертацию и в дальнейшем выступает гарантом сделки, уведомляя об этом через лицензию других ее участников.

Банк зачисляет на специально открываемый счет сделки поступившую в его распоряжение по лицензии стоимость интеллектуальной собственности, о чем уведомляет пользователя перед перечислением ему предварительно оговоренной суммы в денежном выражении и осуществляет в дальнейшем необходимое банковское обслуживание счета.

Пользователь, получив уведомление банка об открытии специального карточного счета франчайзинговой сделки и зачислении на него необходимой для работ денежной суммы, приступает к выполнению своей программы по предварительно согласованному со всеми сторонами бизнес-плану. В нем должны быть оговорены все условия, гарантии и взаимная выгода каждой из сторон.

Процедура развертки технологии и привлечения (или конвертации) финансовых ресурсов инвестора против активов принципала имеет несколько вариантов исполнения. В традиционном изложении моделируется и нормативно закрепляется в соответствующих организационно-правовых документах (стандартах, правилах, ограничениях) цепочка отношений от клиента до инвестора и обратно с вычетом комиссионных. У нас иной случай,

когда клиент и инвестор одно лицо активов в инновационных проектах.

держатели

1.

2.

3.

4.

5.

Список литературы

В Казахстане еще не апробированы никакие специальные программы кредитования франчайзинговых проектов // Капитал^. 18.02.2010. № 6.

Гражданский кодекс Республики Казахстан. Общая часть. Особенная часть. Алматы: Юрист, 2004. 330 с.

Мустафин А. М. Ипотечное кредитование // Актуальные проблемы юридических наук. 1998. Вып. 2.

О комплексной предпринимательской лицензии (франчайзинге): Закон Республики Казахстан от 24.06.2002 № 330. О Стратегии индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2003—2015 годы: Указ Президента Республики Казахстан от 17.05.2003 № 1096.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.