Научная статья на тему 'Оценка инвестиционной стоимости франчайзинговых компаний: теоретико-методические аспекты'

Оценка инвестиционной стоимости франчайзинговых компаний: теоретико-методические аспекты Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1009
109
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Креативная экономика
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ОЦЕНКА БИЗНЕСА / ПОДХОД / МЕТОД / НЕМАТЕРИАЛЬНЫЙ АКТИВ / ФРАНЧАЙЗИНГОВЫЕ КОМПАНИИ / ФРАНЧАЙЗИНГОВЫЙ ПАКЕТ / BUSINESS EVALUATION / APPROACH / METHOD / NON-TANGIBLE ASSET / FRANCHISE COMPANIES / FRANCHISE PACKAG

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Чалдаева Лариса Алексеевна, Гамова Анна Владимировна

Любой бизнес является инвестиционным продуктом, и для принятия эффективных управленческих решений инвестору (предпринимателю) важно иметь представление о его будущей доходности. Именно поэтому оценка бизнеса сегодня приобретает все большую значимость, и без нее не обходится ни одна сделка в современной экономике. Оценка бизнеса особенно значима для франчайзинговых компаний, так как данный способ расширения бизнеса предполагает продажу (одной стороной) и покупку (другой стороной) комплекса исключительных прав (франшизы). В статье рассмотрены методические основы оценки стоимости франчайзинговых компаний: изучены методы оценки, распространенные на международном франчайзинговом рынке, а также исследованы различные подходы и методы к оценке нематериальных активов (НМА), включенных в пакет франчайзинга. В результате определен комплексный подход к оценке стоимости франчайзинговой компании, сочетающий различные подходы и методы для каждого НМА, включенного во франчайзинговый пакет.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Evaluation of the investment value of franchise companies: theoretical and methodical aspects

Any business is the investment product and it is important for the investor (entrepreneur) to have the idea about its future profitability to take effective managerial decisions. That's why the business evaluation becomes more significant today and no modern economic transaction can be made without it. Business evaluation is especially important for franchise companies because this method of business expansion provides the sale (by the one party) and the purchase (by the other party) of the set of exclusive rights (a franchise). The article reviews the methodical basis for evaluation of franchise companies' cost: evaluation methods popular on the international franchise market and different approaches and methods for evaluation of non-tangible assets (NTA) included to the franchise package are studied. As a result, the complex approach to evaluation of the franchise company's value is developed that combines different approaches and methods for each NTA included to the franchise package.

Текст научной работы на тему «Оценка инвестиционной стоимости франчайзинговых компаний: теоретико-методические аспекты»

ИССЛЕДОВАНИЕ

1 2 Чалдаева Л.А. , Гамова А.В.

1 Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации

2 Всероссийская академия внешней торговли Министерства экономического развития Российской Федерации, г. Москва

Оценка инвестиционной стоимости франчайзинговых компаний: теоретико-методические аспекты

АННОТАЦИЯ:

Любой бизнес является инвестиционным продуктом, и для принятия эффективных управленческих решений инвестору (предпринимателю) важно иметь представление о его будущей доходности. Именно поэтому оценка бизнеса сегодня приобретает все большую значимость, и без нее не обходится ни одна сделка в современной экономике. Оценка бизнеса особенно значима для франчайзинговых компаний, так как данный способ расширения бизнеса предполагает продажу (одной стороной) и покупку (другой стороной) комплекса исключительных прав (франшизы). В статье рассмотрены методические основы оценки стоимости франчайзинговых компаний: изучены методы оценки, распространенные на международном франчайзинговом рынке, а также исследованы различные подходы и методы к оценке нематериальных активов (НМА), включенных в пакет франчайзинга. В результате определен комплексный подход к оценке стоимости франчайзинговой компании, сочетающий различные подходы и методы для каждого НМА, включенного во франчайзинговый пакет.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: оценка бизнеса, подход, метод, нематериальный актив, франчайзинговые компании, франчайзинговый пакет

JEL: C13, G32, L84

ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ:

Чалдаева Л.А., Гамова А.В. Оценка инвестиционной стоимости франчайзинговых компаний: теоретико-методические аспекты // Креативная экономика. — 2016. — Т. 10. — № 10. — С. 1115-1128. — doi: 10.18334/ce.10.10.36931

Чалдаева Лариса Алексеевна, доктор экономических наук, профессор; профессор кафедры «Экономика организации», Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации ([email protected])

Гамова Анна Владимировна, аспирант, Всероссийская академия внешней торговли Министерства экономического развития Российской Федерации, г. Москва; младший финансовый контролер трейд-маркетинговых расходов на международных рынках, АО «Руст Россия», г. Москва

ПОСТУПИЛО В РЕДАКЦИЮ: 07.10.2016 / ОПУБЛИКОВАНО: 31.10.2016

ОТКРЫТЫЙ ДОСТУП: http://dx.doi.org/10.18334/ce.10.10.36931

(с) Чалдаева Л.А., Гамова А.В. / Публикация: ООО Издательство "Креативная экономика"

Статья распространяется по лицензии Creative Commons CC BY-NC-ND (http://creativecommons.org/licenses/by-nc-nd/3.0/) ЯЗЫК ПУБЛИКАЦИИ: русский

Введение

В настоящее время для принятия большинства хозяйственных решений необходимо быть в курсе рыночной стоимости бизнеса. Оценка бизнеса - мероприятие, проводимое для выявления стоимости компании, бизнеса, либо их долей, - важна для любого бизнеса, так как является прямым отражением итогов его работы. Бизнес по своей сути является инвестиционный продуктом, и для того чтобы иметь представление о текущей стоимости будущих доходов, которые, возможно, будут получены инвестором, необходима процедура его оценки [1]. Оценка бизнеса особенно значима для франчайзинговых компаний (т.е. основывающих организацию и ведение бизнеса на основе франчайзинга), так как франчайзинг представляет собой тиражирование (с одной стороны) и покупку (с другой стороны) права на ведение готового бизнеса. Под франчайзинговой компанией может пониматься любая из сторон отношений, выстроенных на основе франчайзинга: франчайзер (правообладатель) или франчайзи (пользователь). Таким образом, определение ценности франчайзингового бизнеса одинаково важно для каждой из сторон. Организацию бизнеса на основе франчайзинга также называют покупкой готового бизнеса, которая предполагает приобретение франшизы. Поэтому оценка стоимости франчайзинговой компании сводится к оценке стоимости франшизы. Для франчайзера она поможет оценить комплекс передаваемых эксклюзивных прав, в зависимости от стоимости которого устанавливается уровень паушального взноса и роялти, а значит, от которого зависят доходы франчайзера. Для франчайзи оценка позволит обосновать решение относительно новых инвестиционных проектов, сделать правильный выбор в пользу бизнеса с наибольшей доходностью и быть в курсе размеров финансовых вложений, необходимых для эффективной работы компании, а также возможных рисков подобных инвестиций.

В данной статье рассмотрена методология оценки франчайзинговых компаний как специфического инвестиционного продукта. Актуальность исследования обусловлена тем, что, во-первых, в отечественной и зарубежной практике отсутствует единая, общепринятая процедура оценки стоимости франчайзинговой компании. Во-вторых, несмотря на динамичное развитие франчайзинга в нашей стране, Российская Федерация существенно отстает от других стран, в первую очередь, от США, Бразилии, Китая. Как следствие, спрос

на оценочные услуги в сфере франчайзинга остается достаточно низким, и не создается условий для теоретических и экспериментальных исследований в этой области.

Как упоминалось выше, основным элементом любой франчайзинговой компании является франшиза - комплекс исключительных прав, передаваемых франчайзером франчайзи, необходимых для ведения бизнеса. Именно франшиза и является товаром, инвестиционным продуктом.

Размер стоимости франшизы (инвестиций) может быть обусловлен рядом факторов. Наиболее важным из них является ценность бренда. Высокая ценность бренда дает ее пользователю возможность устанавливать повышенные цены и привлекать больше потребителей по сравнению с аналогичным бизнесом. Таким образом, инвестор может пожелать заплатить большую сумму за приобретение известной франшизы (например, у компании McDonald's), чтобы получить преимущество бренда, ассоциированного с этой компанией.

Кроме того, ценность франшизы определяется эксклюзивностью прав, которые она предоставляет. Франшиза позволяет франчайзи производить те продукты, права на которые имеет только франчайзер. Например, инвестор может заплатить вознаграждение компании Disney за право производить игрушечного Микки Мауса и часы с его изображением. При этом он надеется на возмещение этого вознаграждения за счет продажи большего объема продукции или установления на нее повышенной цены. Можно утверждать, что данный фактор является следствием самой сути организации бизнеса на основе франчайзинга. Таким образом, ценность франшизы напрямую зависит от ее способности создавать избыточные доходы, и является функцией ожидаемых денежных потоков в будущем и неопределенности, связанной с ними [3].

Организация бизнеса по франчайзингу представляет собой инвестиционный проект, и для франчайзи, как для любого инвестора, важно оценить перспективы организации и ведения бизнеса по франшизе, детально изучить структуру будущих денежных потоков и возможных рисков. Именно эти цели преследует оценка франчайзинговой компании.

Так как от ценности франшизы напрямую зависит стоимость прав ее использования, то с точки зрения франчайзера целью оценки является установление адекватной цены франшизы, паушального взноса и роялти.

Помимо ценности самой франшизы стоимость прав может зависеть еще и от других показателей комплекса франчайзинга. Например, от затрат на ее маркетинг. Франчайзинг, с одной стороны, продвигает ценный нематериальный актив компании, как бренд, создающий добавленную стоимость. Поэтому к его оценке в практической деятельности в настоящее время применяют методы оценки материальных и нематериальных активов. С другой стороны, комплекс франчайзинга включает в себя определенные объекты интеллектуальной собственности, касательно которых в договоре франчайзинга оформляется передача объектов, что позволяет предположить возможность использования комплексных методов при оценке стоимости [4].

Таким образом, универсальный общеупотребимый метод оценки франчайзинговой компании отсутствует. Использование в мировой практике различных методов оценки франчайзинговой компании в основном обусловлено различиями организационно-правового уровня развития франчайзинга в разных странах. Во многих странах отсутствует законодательное регулирование франчайзинга и, как следствие, нормативно установленная процедура его оценки. Однако принятие в стране специализированного закона о франчайзинге не всегда есть общепризнанная методика: в большинстве стран франчайзинг находится на ранних стадиях развития, и как правило, спрос на оценочные услуги не высок, и вследствие этого данная область не получает развития.

Несогласованность методов оценки франчайзингового бизнеса в разных странах может приводить к неверным выводам инвестора (франчайзи) и собственника тиражируемого бизнеса (франчайзера) при заключении ими международного договора франчайзинга (если они находятся в разных странах). Это означает, что франчайзи, выбирая некорректный подход к оценке, рискует выбрать менее эффективный и подходящий для него франчайзинговый бизнес. Риск франчайзера ограничен в пределах затрат на маркетинг, поддержку и обучение.

Наиболее распространенные на международном франчайзинговом рынке методы оценки франчайзинговой компании базируются на сугубо финансовых инструментах. Один из таких методов основывается на оценке справедливой рыночной стоимости (Fair Market Valuation),

которая применяется при определении стоимости оборудования и арендуемой собственности. Другой часто используемый метод заключается в определении стоимости действующего предприятия (Going Concern Value), основанной на денежном потоке и чистой прибыли.

Зачастую компании оценивают примерную стоимость нематериальных активов (НМА) на основе распространенных методов для определения цены франчайзингового пакета [5]. Помимо товарного знака и бренда во франчайзинговом пакете могут присутствовать такие НМА, как патент, ноу-хау, авторские права. Существует три основных подхода для определения стоимости НМА: затратный, сравнительный (рыночный) и доходный.

Затратный подход предполагает установление текущей величины прошлых и настоящих затрат компании на приобретение (или воссоздание) объекта НМА. Главным преимуществом затратного подхода является относительная легкость получения исходных данных для расчета стоимости НМА. Однако данный подход имеет некоторые недостатки, среди которых можно отметить законодательную неопределенность состава затрат, включаемых в стоимость нематериальных активов. Кроме того, существующие методы оценки нематериальных активов в рамках затратного подхода не позволяют в полной мере учитывать изменение стоимости денег во времени, поскольку не принимают во внимание ее инфляционное изменение [6].

Основные методы затратного подхода в оценке объектов НМА и интеллектуальной собственности (ИС) включают в себя метод исходных затрат, метод восстановительной стоимости и метод стоимости замещения [7].

Затратный подход к оценке стоимости НМА и ИС признается наиболее демократичным, так как он позволяет определить стоимость силами самой компании, без привлечения внешнего специалиста. Однако стоимость расходов на НМА не является его точной рыночной стоимостью, потому что прямая зависимость между расходами на воссоздание НМА и его будущей доходностью отсутствует.

Рыночный или сравнительный подход объединяет совокупность методов оценки стоимости, основанных на сравнении объекта оценки с аналогичными объектами, в отношении которых имеется информация о ценах сделок с ними [8].

Сравнительный подход является наиболее предпочтительным, поскольку именно он отражает то, как рынок оценивает данный актив. Если предположить, что рынок оценивает актив верно, то это именно тот подход, который дает наиболее точные результаты [9]. Однако сравнительный доход применяется нечасто, так как на рынке сложно найти аналоги объектов НМА и ИС, кроме того, информация о подобных сделках остается закрытой.

Доходный подход - совокупность методов определения стоимости объектов НМА, базирующихся на определении стоимости будущих доходов, которые компания получит при их использовании и продаже. Доходный подход включает в себя следующие методы оценки: дисконтированных денежных потоков, прямой капитализации дохода, освобождения от роялти, избыточных прибылей [10].

Метод дисконтированных денежных потоков предполагает определение текущей стоимости нематериального актива на основе расчета будущего потока доходов от использования объекта [11].

Метод прямой капитализации дохода основан на перерасчете доходов от использования НМА в его стоимость путем умножения репрезентативной величины доходов на коэффициент капитализации.

Метод освобождения от роялти построен на гипотетической оценке предполагаемых выплат (роялти) за использование объекта НМА. При этом под роялти понимают периодические отчисления лицензиару за право пользования предметом лицензионного соглашения. Ставка роялти устанавливается в процентах от выручки, получаемой от продажи изделий, с использованием нематериального актива.

Метод избыточных прибылей можно рассматривать как частный случай метода прямой капитализации. Он основан на предпосылке о том, что неотраженные в балансе нематериальные активы являются источником избыточных прибылей компании, которые обеспечивают более высокий уровень доходности на активы и на собственный капитал, чем в среднем по отрасли. Этим методом оценивают преимущественно гудвилл [12, 13].

Таким образом, методов оценки НМА много, но это очень тонкая категория, которая в каждом случае требует индивидуального подхода.

Большинство вариантов расчета субъективны, и порой компании, при определении стоимости пакета франчайзинга, исходят из собственных внутрикорпоративных расчетов, которые являются симбиозом субъективной финансовой оценки и общей суммой расходов

на продвижение бренда, торговой марки, раскрутку франчайзинговой сети.

В таблице представлена применимость того или иного подхода для основных типов НМА.

Таблица

Достоинства применения различных подходов при оценке НМА

Возможности применения

Тип НМА Высокая Средняя Низкая

Технологические НМА

Изобретения, полезные модели, промышленные образцы, ноу-хау Доходный Затратный Сравнительный

Техническая документация

Затратный Доходный Сравнительный

Маркетинговые НМА

Товарные знаки Доходный Затратный Сравнительный

Контрактные НМА

Все категории Доходный Сравнительный

Источник: [15]

Из таблицы следует, что технологические НМА чаще всего оцениваются через капитализацию экономической выгоды, генерируемой этими активами. Данный подход является основным при оценке патентов и ноу-хау,, поскольку именно стоимость будущих денежных потоков от использования таких активов является наиболее достоверным показателем их ценности на рынке [14].

Применение затратного подхода для оценки технологических НМА позволяет оценить их стоимость путем анализа расходов, необходимых для их воссоздания. Часто такие расходы могут быть определены с достаточной точностью. Однако при использовании затратного подхода не учитываются такие важные факторы, как будущие доходы от использования НМА, рыночный потенциал, инвестиционные риски.

Что касается сравнительного подхода для оценки технологических НМА, то его применение наталкивается на существенные ограничения, связанные с трудностями нахождения доступной информации о сделках. Основные требования к информации состоят в следующем: сопоставимость технологий, осуществление сделки между неаффилированными структурами, полное раскрытие стоимости сделки, доступность

информации обо всех значимых обстоятельствах сделки. Очевидно, что в большинстве случаев такая информация окажется недоступной, что делает сравнительный подход неприменимым [15].

Таким образом, при оценке патентов и ноу-хау, входящих во франчайзинговый пакет, наиболее приемлемым и эффективным является использование доходного подхода.

Говоря об оценке маркетинговых НМА, в первую очередь необходимо отметить товарные знаки, которые, как и технологические НМА, чаще всего оцениваются с использованием доходного подхода.

Затратный подход не является подходящим по нескольким причинам. Во-первых, расчет стоимости товарного знака на его основе является сложной процедурой. Во-вторых, затраты на создание товарного знака не отражают его действительной стоимости, так как «сильный» товарный знак по определению уникален. Товарный знак может ничего не стоить, даже в случае, если на его создание были потрачены тысячи миллионов долларов. Однако в некоторых случаях применение затратного подхода для определения стоимости товарного знака дает наиболее достоверные результаты. Например, стоимость вновь создаваемых товарных знаков (знаков, еще не выпущенных на рынок), не имеющих аналогов, невозможно рассчитать никаким другим подходом, кроме затратного [16, 17].

Использование сравнительного подхода при оценке товарных знаков наталкивается на такие же ограничения, как и при оценке аналогичных технологических НМА, что делает его применение крайне ограниченным. Таким образом, при оценке товарного знака также стоит сделать выбор в пользу доходного подхода.

Что касается контрактных НМА (включающих контракты на условиях лучше рыночных; лицензионные договоры; договоры франчайзинга), то здесь выбор оценочного подхода базируется на том, что в подавляющем большинстве случаев при заключении контрактов стороны считают их условия взаимовыгодными (если это не контракты между аффилированными структурами). Формирование стоимости контракта чаще всего связано с изменением экономических условий. В такой ситуации только анализ экономических выгод, связанных с контрактами, в рамках доходного подхода позволит получить корректную оценку их стоимости [14].

Однако, с нашей точки зрения, наиболее эффективным для оценки стоимости франчайзинговой компании будет применение

комплексного подхода (сочетающего различные подходы для каждого НМА, включенного во франчайзинговый пакет).

В итоге представим комплексную методику оценки франчайзинговой компании.

Основой любой франчайзинговой системы является франчайзинговый пакет, главными составляющими которого являются ноу-хау, товарный знак (бренд) и патент.

Для оценки стоимости ноу-хау, включенного в пакет франчайзинга, необходимо использовать доходный подход. С помощью метода дисконтированных денежных потоков определим общую сумму будущих доходов, а затем выделим часть денежного потока, которая идет за счет ноу-хау. Выбор данного метода определяется тем, что он объективно дает наиболее точный результат при оценке компаний, имеющих определенную историю хозяйственной деятельности и находящихся на стадии роста или стабильного экономического развития (в частности, компании, планирующей расширение с помощью франчайзинга) [18].

К товарному знаку также должен быть применен доходный подход, так как информацию для применения рыночного подхода найти сложно, а суммарные затраты на маркетинг и продвижение торгового знака не всегда являются четким отражением его стоимости (т.е. применение затратного подхода не даст достоверных результатов). Бренд - известная торговая марка, которая завоевала внимание и привязанность потребителя, - является центральным объектом всех франшиз, однако следует отметить, что в российском законодательстве используется термин «товарный знак», притом что бренд не признается интеллектуальной собственностью, а встречается в основном в экономической литературе [19]. Капитал бренда рассматривается в качестве деловой репутации, накопленной торговой маркой и являющейся результатом прошлой маркетинговой деятельности, таким образом, он может быть определен как сверхприбыль, которую получает производитель за счет выстроенных с потребителем отношений [20]. Поэтому для оценки товарного знака (бренда) мы будем использовать метод сверхприбыли за счет бренда (или метод дисконтированной добавленной стоимости).

Помимо вышеуказанных нематериальных активов в состав франчайзингового пакета также может входить патент. Сравнительный подход практически никогда не используется для оценки патентов,

поскольку изобретение или промышленный образец всегда являются уникальными объектами (собственно, поэтому на них и выдают патенты), и сравнение их с аналогами всегда будет некорректно, поскольку игнорирует эту уникальность. Кроме того, сама информация о сделках по продаже патентов почти всегда является закрытой и труднодоступной. Большие сложности существуют и при применении методов затратного подхода, так как стоимость патента может быть достаточно слабо связана с затратами на его разработку, и примеров, когда с очень скромным бюджетом делаются коммерчески успешные разработки, очень много. Таким образом, патент должен оцениваться на основе применения доходного подхода [21].

Доходный подход к оценке патентов представлен методом освобождения от роялти. Согласно данному методу стоимость интеллектуальной собственности представляет собой текущую стоимость потока будущих платежей по роялти в течение экономического срока службы патента или лицензии. Размер роялти определяется на основании анализа рынка [22, 23].

Заключение

1. Оценка бизнеса является одним из важнейших инструментов повышения эффективности принятия хозяйственных решений. Оценка бизнеса особенно важна для компаний, планирующих развиваться на основе франчайзинга, так как данный способ расширения бизнеса предполагает продажу (одной стороной) и покупку (другой стороной) комплекса исключительных прав на ведение готового бизнеса (франшизы).

2. В настоящее время в отечественной и зарубежной практике отсутствует единая, общепринятая процедура оценки стоимости франчайзинговой компании. На международном рынке франчайзинга наибольшей популярностью пользуются такие способы оценки франчайзинговой компании, как методика справедливой рыночной стоимости (Fair Market Valuation) и методика, заключающаяся в определении стоимости действующего предприятия (Going Concern Value).

3. Однако, на наш взгляд, комплексная оценка бизнеса, предполагающая оценку каждого НМА, включенного во франчайзинговый пакет, по отдельности, позволит узнать наиболее точную стоимость франчайзинговой компании.

4. Проведенный анализ позволил выявить предпочтительные подходы и методы оценки основных НМА, входящих во франчайзинговый пакет:

—оценку ноу-хау, которое является центральным звеном франшизы, необходимо проводить, используя доходный подход и метод дисконтированных денежных потоков;

— для оценки товарного знака также должен быть применен доходный подход и метод сверхприбыли за счет бренда (или метод дисконтированной добавленной стоимости);

—оценка патента производится с помощью метода освобождения от роялти (доходный подход).

ИСТОЧНИКИ:

1. Зачем нужна оценка бизнеса? [Электронный ресурс] // Оценочная компания

«БизнесПартнер». - 2014. - 30 января. - Режим доступа: http://bp-g.ru/articles/zachem-nuzhna-ocenka-biznesa

2. Остапчук Е. Оценка стоимости бизнеса. Методы и принципы оценки стоимости

бизнеса [Электронный ресурс] // FB.ru. - 2015. - 30 января. - Режим доступа:

http://fb.ru/article/166926/otsenka-stoimosti-biznesa-metodyi-i-printsipyi-otsenki-

stoimosti-biznesa

3. Дамодаран А. Инвестиционная оценка. Инструменты и методы оценки любых активов.

- М.: Альпина Паблишер, 2016.

4. Грибанов А.В. Ключевые элементы экономики сферы услуг в условиях развития

экономического кризиса // Гуманитарные научные исследования. - 2016. - № 4.

5. Методы оценки нематериальных активов и франшизы [Электронный ресурс] // Единый

государственный бизнес-портал для предпринимателей «Территория бизнеса». -Режим доступа: http://business.gov.kz/ru/franchising/franchise-assessing-methods.php?sphrase_id=91139

6. Фадеева A.A. Подходы к оценке нематериальных активов в бухгалтерском учете //

Известия Иркутской государственной экономической академии. - 2009. - № 5. -С. 36-39.

7. Елохова И.В., Назарова ЛЛ. Оценка интеллектуальной собственности как фактор

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

повышения стоимости инновационного предприятия // Вестник Пермского университета. - 2012. - № 1. - С. 93-101.

8. Методология оценки нематериальных активов / А.Ю. Дорофеев, В.В. Филатов, Л.В.

Подлесная [и др.] // Интернет-журнал «Науковедение». - 2015. - Т. 7. - № 1.

9. Петрикова Е.М., Исаева Е.И., Овсянникова М.А. Методы оценки стоимости

нематериальных активов // Финансы и кредит. - 2015. - № 12. - С. 20-31.

10. Боер Ф. П. Оценка стоимости технологий: проблемы бизнеса и финансов в мире

исследований и разработок. - М.: Олимп-Бизнес, 2007. - 448 с.

11. СемыкинаЛ.Н., Назаренко Д.В. Классификация и оценка нематериальных активов в

системе бухгалтерского учета // Молодой ученый. - 2014. - №3. - С. 533-538.

12. Щепотьев А.В., Вязьмов А.А., Карпова Т.Е. Оценка стоимости предприятия (бизнеса):

Учебное пособие. - М.: Директ-Медиа, 2014. - 183 с.

13. Бабикова Ю.Е. Экономическая оценка предприятия: Учебное пособие. - Ульяновск:

УлГТУ, 2008. - 107 с.

14. Беляева Г.Д., Курчев С.Г., Четрилин В.В. Перспективные подходы к управлению

инновационной деятельностью предприятий // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. - 2012. - № 47.

15. Практическое руководство по проведению оценки активов в рамках проектов,

реализуемых с участием Открытого акционерного общества «РОСНАНО». Ч. 1 [Электронный ресурс] // РОСНАНО. - 2010. - Режим доступа: http://www.rusnano.com/upload/OldNews/Files/29953/current.PDF

16. Каширина Е.И. Модифицированные методы затратного подхода к оценке товарных

знаков российских промышленных предприятий // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Экономика. Информатика. - 2009. - Т. 12-1. - № 15.

17. Каширина Е.И. Развитие методов оценки стоимости товарных знаков российских

промышленных предприятий: Дис. ... к.э.н.: 08.00.10. - Ростов-на-Дону, 2010. -179 с.

18. Рогова Е.М., Ткаченко Е.А., Фияксель Э.А. Венчурный менеджмент. - М.: Высшая

Школа Экономики, 2011. - 500 с.

19. Предеус Н.В., Исакова Х.А. Актуальные вопросы признания в учете исключительных

прав на товарные знаки // Все для бухгалтера. - 2013. - № 5. - С. 2-7.

20. Старов С.А., Алканова О.Н., Молчанов Н.Н. Бренд, товарный знак и коммерческий

символ как объекты управления компании // Вестник СПбГУ. Серия 8. Менеджмент. - 2012. - № 2.

21. Оценка патента на изобретение и полезную модель [Электронный ресурс] //

Оценочная компания - Корпорация «ОЦЕНКА». - Режим доступа: http://www.c-a.ru/patent.htm

22. Парр Р. Л. Оценка патентов. Ставки роялти. Оценка методом освобождения от роялти

// Business valuations guide. - 2007. - № 1.

23. Касаев Т.Т. Реализация интеллектуальной собственности в экономике современной

России: Дис. ... к.э.н.: 08.00.01. - Томск, 2012. - 186 с.

Larisa A. Chaldaeva, Doctor of Science, Economics, Professor; Professor, Chair of Economy of a Company, Financial University under the Government of the Russian Federation Anna V. Gamova, Postgraduate, All-Russian Academy of Foreign Trade, Ministry of Economic Development for the Russian Federation, Moscow; Junior Financial Controller of Trade Marketing Costs on International Markets, Roust Russia JSC, Moscow

Evaluation of the investment value of franchise companies: theoretical and methodical aspects

ABSTRACT

Any business is the investment product and it is important for the investor (entrepreneur) to have the idea about its future profitability to take effective managerial decisions. That's why the business evaluation becomes more significant today and no modern economic transaction can be made without it. Business evaluation is especially important for franchise companies because this method of business expansion provides the sale (by the one party) and the purchase (by the other party) of the set of exclusive rights (a franchise). The article reviews the methodical basis for evaluation of franchise companies' cost: evaluation methods popular on the international franchise market and different approaches and methods for evaluation of non-tangible assets (NTA) included to the franchise package are studied. As a result, the complex approach to evaluation of the franchise company's value is developed that combines different approaches and methods for each NTA included to the franchise package.

KEYWORDS: business evaluation, approach, method, non-tangible asset, franchise companies, franchise packag

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.