© И.Л. Гаврилюк, 2007
РАЗВИТИЕ ФАБРИЧНО-ЗАВОДСКОЙ И РАЙОННОЙ ПЕЧАТИ В НИЖНЕМ ПОВОЛЖЬЕ В 1920-1930-е ГОДЫ
И.Л. Гаврилюк
Средства массовой информации (СМИ) всегда играли огромную роль в формировании, функционировании и эволюции общественного сознания. Восприятие и интерпретация важнейших событий, происходящих встране и мире, осуществлялись и осуществляются через СМИ. В 20-30-е гг. прошлого столетия проходил значительный рост СМИ в нашей стране. Была создана печать, адресованная различным социальным группам. Появились центральные и местные партийные, хозяйственно-экономические, рабочие, крестьянские, литературно-художественные, профессиональные и производственные издания. На конец 1920-х - начало 1930-х гг. приходится установление полного контроля государства над СМИ. Все периодические издания должны были пропагандировать государственную идеологию и социально-экономические мероприятия. Роль печати, как проводника мероприятий индустриального развития и колхозного строительства, как на общесоюзном, так и региональном примере, показана в работах Г.В. Жиркова, С.С. Матвиенко, В.Д. Пельта и др. В постсоветский период исследователей интересовал вопрос о степени и формах контроля государства над СМИ. Этой теме посвящены работы В.Э. Руги, Т.М. Горяевой, А.В. Блюма. На региональном уровне история периодической печати изучена слабо. Исследована история газеты «Борьба», региональной цензуре посвящена работа Е.В. Булю-миной, историей комсомольской печати занимался А.А. Галаган
Первоочередными задачами развития советской экономики со второй половины 1920-х гг. были индустриализация и коллективизация. В это время в СССР развивается низовая печать. В данной работе рассматривается развитие заводской и фабричной печати нижневолжского региона в годы «великого перелома», не получившее отдельного рассмотрения в историографии.
Нижнее Поволжье было одним из важнейших центров индустриализации в СССР. На его территории развернулось строительство гигантов советской индустрии, проводилась коллективизация. Местная периодическая печать активно участвовала в пропаганде и освещении индустриального строительства. Именно в годы первых пятилеток широкое развитие получает низовая печать, которая включала в себя фабрично-заводские, районные, колхозные газеты, а также издания местных ведомств. Такие издания, ведя общую, как и вся пресса, пропаганду, конкретизировали ее посредством местных примеров, условий и задач.
На предприятиях Сталинграда, Саратова, Астрахани и других городов Нижне-Волжского региона создавались свои газеты и даже журналы. В феврале 1927 г. при заводкоме сталинградского завода «Красный Октябрь» было создано издательство. В нем издавалась газета «Красный октябрь», которая выходила
2 раза в месяц. Важнейшими объектами освещения газеты были профессиональная жизнь, вопросы быта рабочих и производства. В 1928 г. газета имела довольно большой тираж - 2 500 экземпляров. В 1932 г. ее тираж возрос до 10 тыс. экземпляров 2.
На Сталинградском тракторном заводе издавалась газета «Даешь трактор!»3. Эта газета была крупнейшим заводским изданием региона. Она имела наибольший из всех заводских газет тираж: так, например, в 1932 г. он составлял 15 тыс. экземпляров. Периодичность издания газеты - 25 номеров в месяц (аналогично газете «Красный Октябрь») 4. Газета «Даешь трактор!» была известна не только в Сталинграде, но и во всей стране. В 1931 г. в центральной газете «Правда» была обобщена и оценена деятельность более 500 газет со всего Советского Союза. Многие газеты обозревались неоднократно, в том числе и некоторые фабрично-заводские издания. Среди
них и «Даешь трактор!». За этот год в «Правде» два раза помещен обзор этой газеты 5. В конце 1930-х гг. руководством региона «Даешь трактор!» признавалась одним из лучших изданий области 6. Заводоуправлением и бюро ИТО этого же завода издавался производственный иллюстрированный ежемесячный рабочий журнал «За сталинские снаряды». В журнале печатались заметки самих рабочих, существовал литературный отдел 7.
Свои печатные издания существовали на большинстве предприятий Сталинграда: газета «Баррикады» - на одноименном заводе; «Даешь ток!» (СталГРЭС); «Красный химик» (Химкомбинат); «Судостроитель» (Судоверфь); «Распиловка» (Ерманские лесозаводы); «Закатка» (консервный завод); «Трамвай» (Сталинградский трамвайный парк); «Куйбышевец» (завод им. Куйбышева)8; «Нефть» (Сталинградский завод нефтетары); свои газеты издавались также на Метизном заводе и в Сталинградском депо. Тираж перечисленных газет в начале 1930-х гг. составлял от 500 до 6 ООО экземпляров. Баррикады -третья по тиражу (6 ООО) заводская газета после «Даешь трактор!» и «Красный октябрь»9. Газеты с похожими названиями издавались в Саратове: «Электрик» (СарГРЭС), «Даешь комбайн!» (Завод комбайнов), «За советский аккумулятор» (завод аккумуляторов), «За ударный крекинг» (Крекинг завод) и др. Тираж саратовских ведомственных изданий был от 500 до 4 000 экземпляров 10. Газеты «Микояновец» (Рыбоконсервный комбинат им. Микояна)11 и «За советскую нефть» (Волготанкер)12 издавались в Астрахани. Как видно, названия производственных газет зачастую отражали название предприятия (государственного деятеля, имя которого носил завод) или звучали как лозунг или призыв.
В 1920-1930-е гг. развитие производственной печати проходило по инициативе и под контролем местных партийных органов. Открытие ведомственных газет поощрялось. Партийные организации предприятий, на которых появлялись газеты, обязаны были обеспечить их кадрами и повседневно руководить ими. Редакторы ведомственных изданий выдвигались партийными организациями предприятий и утверждались в горкоме ВКП(б). Развитие заводских газет могло сдерживаться по
экономическим причинам. Вопросы об издании, периодичности, тиражах или закрытии низовой печати (заводских и районных газет) решались на заседаниях Бюро обкома и горкома партии. Решения были обязательны к исполнению, и за его ходом следили. Закрытия газет и объединения нескольких газет в одну являлись отражением дефицита газетной бумаги. На заседаниях бюро обкома и горкома ВКП(б) утверждались тиражные планы производственных газет и принимались меры по улучшению их выпуска.
Так же как и вся печать, местные ведомственные издания в своей работе должны были руководствоваться решениями государственных органов. Повседневная творческая работа редакций газет обсуждалась на заседаниях региональных комитетов партии, в результате чего выходили специальные постановления. В них давалась оценка деятельности редакций, указывались ошибки и недочеты в освещении важных государственных мероприятий и формах работы газет.
Как и во всей советской прессе, идеологическая и пропагандистская работа ведомственных изданий организовывалась партийными отделами газет, которые были связаны с парткомами предприятий и районов. В Постановлении бюро Сталинградского горкома ВКП(б) «О работе партийных отделов заводских газет “Даешь трактор!”, “Красный Октябрь”, “Электролес” и “Баррикады”» (1933 г.) говорилось: «Бюро горкома констатирует, что организация при заводских газетах партийных отделов целиком себя оправдала. Через партотделы заводские газеты оказывают парткомам большую помощь в деле развертывания пропагандистской, организационно-массовой работы. Особенно возрастает на предприятии, в цехе, в бригаде роль партотделов заводских газет, в связи с предстоящей чисткой сталинградской организации». Партотделам газет ставилась задача разоблачать в ходе чистки оппортунистов и подтягивать отстающих на производстве 13.
С работой ведомственных газет были тесно связаны стенгазеты. Работники заводских газет курировали деятельность редакций стенгазет и должны были оказывать им необходимую помощь.
Огромную роль в работе ведомственных и районных газет играли рабочие и сельские корреспонденты (рабкоры, селькоры, рабселькоры). Первые рабкоры появились еще в начале 1920-х годов. В ноябре 1923 г. по инициативе ЦК партии было проведено первое всесоюзное совещание рабкоров. На нем присутствовало 42 делегата. В июне 1925 г. было принято специальное постановление ЦК «О рабселькоровском движении». В нем указывалось: «Основная задача партии состоит в том, чтобы политически воспитать рабочего и сельского корреспондента, превращая его в деятельного помощника партии в работе по улучшению советского аппарата, в борьбе с имеющимися недостатками, бюрократическими извращениями и т. п.». В постановлении определялись основные формы и методы руководства рабочими и сельскими корреспондентами 14.
Основной формой организации рабселькоровского движения являлись кружки рабочих и крестьянских корреспондентов при редакциях стенных, фабрично-заводских, уездных и губернских (впоследствии областных) газет.
Даже учитывая все идеологические и политические особенности рассматриваемого нами периода, необходимо подчеркнуть положительное значение рабкоровского движения для жизни общества, его культурного развития. Благодаря возможности стать рабселькором простые рабочие и крестьяне при желании легко могли попробовать себя на поприще журналистики и тем самым повысить свой культурный и образовательный уровень.
Письма и репортажи рабкоров в газеты иногда вызывали недовольство у тех, кто в них упоминался. Некоторые заметки и статьи были близки к доносам. Поэтому были случаи преследования рабкоров, избиения и даже убийства. Неслучайно в резолюции краевого совещания редакторов газет говорилось о необходимости «усилить борьбу с преследованием рабселькоров, организуя показательные суды, установив срочность разбора рабселькоровских дел с усилением персональной (материальной) ответственности преследователей (оплата вынужденных прогулов, судебных затрат и т. д.)»15.
Работники фабрично-заводских газет не только выполняли функцию пропаганды ме-
роприятий индустриализации среди рабочих, но непосредственно организовывали работу по строительству предприятий и повышению производительности труда. В докладе об итогах самопроверки низовой печати Нижне-Волжского края, проведенной в 1931 г. на предприятиях Саратова и Сталинграда, приводятся примеры подобной работы газет. В период строительства Сталинградского тракторного завода среди рабочих появились настроения
о непосильности взятых темпов, о невозможности продолжения работ за недостатком материалов. В этой ситуации рабкоры заводской газеты не только проводили воспитательную работу среди рабочих, но и создали ударную бригаду по подноске кирпича, что более чем в два раза повысило кладку кирпича в день. Когда же на завод прибыла первая партия заграничного оборудования, рабкоры организовали выгрузку 24 вагонов в течение полутора часов в ночное время. В том же докладе отмечалось, что низовая печать края выросла в грандиозную политическую силу 16.
В 1920-1930-е гг. на территории Нижнего Поволжья получила распространение и районная печать. В это время в каждом районе Нижне-Волжского края, а впоследствии и областей, созданных на его территории, были созданы районные газеты. В районных центрах организовывалась деятельность рабочих и сельских корреспондентов, создавались кружки рабселькоров. Свои газеты были в кантонах (районах) Автономной Советской Социалистической Республики немцев Поволжья.
Вместе с тем в работе районной печати того периода наблюдались и материальные трудности. В частности, в начале 1930-х гг. редакции районных газет испытывали трудности с обеспечением бумагой. Так, в 1931 г. заместитель председателя Нижне-Волжского комитета по делам печати при крайисполкоме направил письмо ответственному редактору Михайловской районной газеты. В письме говорилось: «Комитетом по делам печати для вашей газеты на II 1931 г. установлено
12 номеров в месяц, по 4 полосы, разовый тираж 8 тыс. экземпляров. Этот тиражный план обеспечивается бумагой. Под личную ответственность редактора предлагается не превышать тиражного плана. Предупреждаем,
что превышение бумагой обеспечиваться не будет. Напоминаем об аккуратном предоставлении срочных донесений о тиражах, остатках бумаги и высылке по 2 номера газеты Комитету печати»17.
Далее Нижне-Волжский краевой комитет по делам печати направил указание всем редакторам районных газет в связи с недогрузом и недовыработкой газетной бумаги не допускать печатание газеты свыше 4 полос и увеличение формата газет и различных приложений. Также предлагалось ограничить тираж газеты, исключительно обеспеченный подпиской 18.
Районные газеты испытывали также трудности с финансированием. Особенно это касалось газет вновь создаваемых районов. Годовой расход газеты нового района был более чем в два раза выше дохода. В связи с этим Саратовский крайком ВКП(б) обращался с просьбой в ЦК партии в 1935 г. выделить дотации районным газетам в размере 654 тыс. рублей, вместо 460 тыс. в 1934 году 19.
Характерной чертой районной прессы была ее тесная связь с читателями. В районных газетах часто печатались заметки не только рабселькоров, но и самых простых обывателей, в которых нередко содержались жалобы. Редакция газеты публиковала эти заметки, а затем высылала их тексты (вырезки из газет) в местные органы власти для подтверждения и разбирательства. Результаты расследований присылались в редакцию 20.
Большое внимание уделялось подготовке кадров для руководства низовой печатью. Отдел печати и издательств Нижне-Волжского крайкома ВКП(б) организовывал курсы переподготовки заместителей редакторов и заведующих партийными отделами районных газет, редакторов фабрично-заводских газет, корректоров 21. На курсах затрагивались как технические, так и идеологические вопросы. Во второй половине 1930-х гг. в г. Вольске на базе ликвидированной партийной школы была создана областная газетная партийная школа. На двухлетний срок обучения принимали работников низовых газет по рекомендации местных партийных комитетов 22.
Подводя итог рассмотрению развития производственных и районных печатных изданий на территории Нижнего Поволжья в 1920-
1930-е гг., можно привести данные о количестве газет, издававшихся в конце 1930-х годов. В отчетном докладе II Сталинградской областной партийной конференции о работе обкома ВКП(б) указано, что в 1938 г. «по области насчитывается 123 газеты с общим разовым тиражом 380 тыс. экземпляров. Из них: областных - 3, окружных - 1, районных - 68, фабрично-заводских - 38, совхозных - 14»23. В Саратовской области количество газет было несколько меньшим. Так, в 1937 г. районных газет было 56, многотиражек предприятий - 19, областных - так же, как и в Сталинградской области, - 3. В Республике немцев Поволжья кантонных газет насчитывалось 21, производственных - 2 24.
Низовая печать занимала важное место в общественной жизни Нижнего Поволжья 1920-1930-х годов. Как и во всем Советском Союзе, ее рост обусловлен как процессами индустриального развития и коллективизации, так и поддержкой со стороны государства. Она была низшим, но эффективным звеном идеологического воздействия и формирования общественного мнения. На страницах заводских, районных и колхозных газет экономические и политические мероприятия первых пятилетних планов конкретизировались, приобретали местный акцент. Поэтому в не меньшей степени, чем издания с крупными тиражами, низовая печать контролировалась и инструктировалась партийными органами. Отличительной особенностью ведомственной и районной прессы была ее тесная связь с читателем, который мог быть не только получателем информации, но и одним из создателей газеты, благодаря поощрению развития рабселькоровского движения. Особенностью низовой печати Нижнего Поволжья было наличие национальных печатных изданий (районная печать АССРНП).
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Блюм A.B. Советская цензура в эпоху тотального террора, 1929-1953. СПб., 2000; Бупюми-наЕ.В. Советская цензура в 1937-1938гг. (по материалам Сталинградского Обллита) II Вопросы краеведения. Вып. 6; «Волгоградская Правда» 85 лет. Газета, люди, годы. Волгоград, 2002; Галаган A.A.
Становление комсомольской печати в Нижнем Поволжье, 1917-1925. Саратов, 1982; Горяева Т.М. Политическая цензура в СССР, 1917-1991. М., 2002; Жирков Г.В. Советская крестьянская печать - один из типов социалистической прессы. Л., 1984; Матвиенко С.С. Партийная и советская печать как орудие социалистического строительства (1926-1932). Алма-Ата, 1975; Пельт В.Д. Предвоенная советская печать. Проблематика выступлений, совершенствование организации прессы в предвоенные годы (1937 - июнь 1941). М., 1974; РугаВ.Э. Формирование системы партийно-государственного управления средствами массовой информации Советской России в 1920—1930-е гг.: Дис.... д-ра ист. наук: 07.00.02. М., 2003.
2 Государственный архив Волгоградской области. Ф. 2462. Оп. 1. Д. 30. Л. 69.
3 ГАВО. Ф. 688. Оп. 3. Д. 2. Л. 32.
4 Центр документации новейшей истории Волгоградской области. Ф. 71. Оп. 1. Д. 100. Л. 178.
5 Матвиенко С.С. Указ. соч. С. 18.
6 ЦДНИВО. Ф. 71. Оп. 1. Д. 258. Л. 83.
7 За сталинские снаряды. 1931. № 1-2.
8 ЦДНИВО. Ф. 113. Оп. 11. Д. 15. Л. 71.
9 ЦДНИВО. Ф. 71. Оп. 1. Д. 100. Л. 178.
10 Государственный архив новейшей истории Саратовской области. Ф. 594. Оп. 1. Д. 388. Л. 50,51.
11 ЦДНИВО. Ф. 113. Оп. 1.Д. 483.Л.155.
12 ЦДНИВО. Ф. 113. Оп. 1. Д. 483. Л. 163.
13 ЦДНИВО. Ф. 71. Оп. 1. Д. 101. Л. 237.
14 История партийной и советской печати. Вып. 1 (1917-1945). М., 1975. С. 71-72.
15 ЦДНИВО. Ф. 76. Оп. 1. Д. 8. Л. 61 об.
16 ГАНИСО. Ф. 55. Оп. 1. Д. 324. Л. 4, 5.
17 ГАВО. Ф. 1289. Оп. 1. Д. 1. Л. 24.
18 ГАВО. Ф. 1289.0п.1. Д. 1. Л. 27.
19 ГАНИСО. Ф. 594. Оп. 1. Д. 387. Л. 82-82 об.
20 ГАВО. Ф. 4111. Оп. 2. Д. 14. Л. 34.
21 ГАНИСО. Ф. 594. Оп. 1. Д. 742. Л. 7, 8.
22 ГАНИСО. Ф. 594. Оп. 1. Д. 1084. Л. 64, 65.
23 ЦДНИВО. Ф. 113. Оп. 1. Д. 424. Л. 51-52.
24 ГАНИСО. Ф. 594. Оп. 1.Д. 1082. Л. 13.