УДК 338.48:39(470+292.471)
РАЗВИТИЕ ЭТНИЧЕСКОГО ТУРИЗМА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И
РЕСПУБЛИКЕ КРЫМ
Логвина Е. В.
Таврическая академия ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского», г. Симферополь, Российская Федерация
E-mail: [email protected]
В 21 веке растет интерес к этническому туризму. Связано это с тем, что в условиях мировой глобализации происходит также глобализация народов и их культурных ценностей. Проанализированные вопросы связаны с развитием и становлением этнического туризма. Дана классификация видов и подвидов этнического туризма. Раскрыты виды и подвиды этнического туризма по федеральным округам Российской Федерации и в Республике Крым.
Ключевые слова: этнический туризм, историческое наследие, этническая культура, глобализация, культурные традиции, рекреационные ресурсы, этнокультурный туризм, этнографические объекты, этнический тур.
ВВЕДЕНИЕ
Российская Федерация и Крым имеют огромный потенциал для развития всех видов туризма, в том числе и этнического. Для его развития есть все необходимое: огромная территория, богатое историческое и культурное наследие. Развитие туризма, в частности этнического туризма, особенно значимо в многонациональных регионах с благоприятными климатическими условиями и богатым историко-культурным наследием. Во всем мире растет интерес к этнической культуре, в нашей стране наблюдается рост этнического самосознания.
Особое внимание уделяется вопросам сохранения этнокультурного наследия, самобытности, культурного разнообразия, а также проблемам взаимодействия туризма и культуры.
Этнический туризм иногда называют также этнографическим, поскольку этнография (народоведение) - это наука, изучающая бытовые и культурные особенности разных народов мира (народов-этносов), а в данном случае турист непосредственно знакомится с этими особенностями и в определенной мере изучает их.
В основе этнического туризма лежит интерес туристов к подлинной жизни народов, к знакомству с народными традициями, обрядами, культурой и творчеством. Этнический туризм содействует более тесным связям между народами, обменом представителей этих народов, включению их культуры в мировое культурное наследие.
Значимой чертой данного вида туризма является то, что он может быть интересен практически для любой категории туристов: как для иностранцев, так и для граждан РФ и Крыма, как для молодых людей, интересующихся историей, бытом и традициями своих предков, так и для более пожилой категории туристов, но в то же время это направление не так популярно и не распространено среди
14
широкого круга потребителей.
В 2013 году Министерством культуры Российской Федерации был разработан проект Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2020 года, согласно которому одной из предпосылок развития этнокультурного и познавательного туризма должна стать разработка комплекса мер по поддержанию и развитию традиционных ремесел и промыслов народов России, что соответствует ФЦП «Укрепление единства российской нации и этнокультурного развития народов России» (2014-2020).
ИЗЛОЖЕНИЕ ОСНОВНОГО МАТЕРИАЛА
В 21 веке все больше растет интерес к этническому туризму. Это связано с тем, что в условиях мировой глобализации происходит также глобализация народов и их культурных ценностей. Возникают вопросы сохранности, возрождения и распространения идентичности этносов и народов.
При создании единого туристского коммуникационного пространства поглощается местная идентичность индивидов и этнических групп, возникает проблема сохранения культурного и языкового плюрализмов с целью устойчивого развития государств и регионов. Станет ли разрушение самоидентификации регионов, которые принимают туристов, результатом глобализации зависит от того, насколько данный регион способен определить рамки своей «местной идентичности» и противостоять ей.
В противовес влиянию глобализации существует тренд локализации, который ведет к гомогенизации культур. Он направлен на сбережение осознанности и «ощущения идентичности, дома и сообщества». В то время как тенденции глобализации размывают границы национального и разрушают особенности этнических культур, тенденции локализации способствуют созданию и продвижению на мировой рынок уникальных, этнически оснащенных турпродуктов.
При взаимодействии этих двух тенденций появилось новое течение «глокализации», которое объединяет глобальные и местные характеристики при продвижении турпродукта. Это говорит о том, что локальный туристский продукт должен быть адаптирован для понимания и восприятия на мировом туристском рынке.
К новым популярным видам туризма можно отнести этнокультурный, антропологический, аборигенный и джайлоо-туризм. Сродным понятием к этнотуризму также можно назвать «культурный туризм» (в иностранной литературе встречается как «cultural heritage tourism», «heritage tourism» или «diaspora tourism»). Систематизируем и подробнее охарактеризуем все подвиды этнического туризма на рисунке 1.
15
Этнический туризм Этнокультурный туризм
мг / X
Этнографический туризм Ностальгический (генеалогическии) туризм
Антропологический туризм ДжаЁлоо турюы Аборигенный туризм
Рис. 1. Виды и подвиды этнического туризма [1].
Рассмотрев данный рисунок, можно сказать, что ностальгический туризм (генеалогический туризм) подразумевает посещение мест рождения или проживания предыдущих поколений.
В 1999 году Британское туристское управление (ВТА) призвало потомков иммигрантов и вывезенных арестантов вернуться на родину и заняться изучением своего прошлого. Это послужило развитию ностальгического туризма.
В наши дни ностальгический туризм достаточно популярен в странах Центральной Европы. На это повлияли события Второй мировой войны, которые повлекли за собой миграционные изменения.
Примерами такого туризма могут послужить приезд финнов в Карелию, приезд немцев в Калининградскую область или японцев на Сахалин. Исходя из научных исследований Университета Иллинойса, ностальгический туризм представляет собой один из наиболее стремительно развивающихся сегментов туризма.
Только в Шотландию приезжает свыше 1 млн туристов для того, чтобы найти или посетить своих родственников. Согласно данным экспертов, доход Шотландии от туризма при правильном развитии данного вида туризма может достигнуть 2,5 млрд долл.
Этнографический туризм преследует как познавательные, так и развлекательные цели, представляет собой знакомство с культурой, языком, традициями, обычаями и другими этническими особенностями и является видом, который рассчитан на массовый туризм.
Этнографические туры включают в себя посещение традиционных народных поселений, знакомит с предметами быта и культуры. Такие поселения могу быть подлинными (то есть люди на самом деле живут таким образом) и демонстрационными (искусственно созданные декорации).
Бутузов А. Г. утверждает: «Антропологический туризм как одно из направлений этнографического туризма предполагает изучение культур исчезнувших этнических общностей, посещение страны их прежнего проживания с целью знакомства с современной культурой; а также посещение мест компактного проживания народов, находящихся под угрозой исчезновения, и малочисленных
16
народов» [2].
Примерами посещения мест, где жили народы, которых уже нет, могут быть: туры знакомства с культурой инков в Перу, скифов - в Крыму. Актуальны туры и к караимам, которых осталось очень мало. В Панаме же организуют экскурсии к индейцам племени эмбера.
Аборигенный туризм - такой вид туризма, при котором община территории напрямую вовлечена в туристскую деятельность. Аборигенный туризм распространен в Австралии, где это туры на несколько дней с посещением деревень аборигенов, знакомство с их историей и культурой, осмотр основных достопримечательностей. Такие туры популярны и на северном побережье Гондураса, где проживает община народа гарифуна.
Аборигенный туризм можно встретить в северной части Тайланда, где туристов привлекают ночлегом в бамбуковых бунгало с живописными видами на чайные плантации, рисовые поля и джунгли. Для туристов организовывают катания на слонах, а также туры к другим горным племенам.
Джайлоо-туризм происходит от слова «джайлоо», что в переводе с киргизского языка означает «горное пастбище». Этот вид туризма является самым молодым подвидом этнического туризма. Зародился такой отдых в конце 90-х гг. в Кыргызстане, когда приезжим туристам было предложено остановиться в юртах и пожить жизнью горного чабана.
Первыми туристами джайлоо-туризма стали путешественники из Германии, Швейцарии, Великобритании и России.
Кыргызстан и в наши дни остается безусловным лидером по организации этого вида туризма. Наиболее популярным маршрутом является тур Бишкек - село Корчкорка - Сарала Саз - Бишкек, во время которого туристы знакомятся с кочевым образом жизни, традиционными занятиями: учатся ткать алакиизы и ширдаки (национальные войлочные ковры).
Выделенные виды туризма - ностальгический (генеалогический); этнографический; аборигенный (туземный); антропологический и джайлоо-туризм являются частью этнического туризма (этнотуризма), но подобная классификация является весьма условной. Учитывая, что объектом этнического туризма являются народы и малые этнические группы, можно сделать вывод о том, что этнический туризм - это вид туризма, изучающий традиционные культуру и быт какой-либо этнической общности.
Уточнение содержания понятия «этнический туризм» и выделение его как самостоятельный вид туризма создают условия для его более детального изучения.
Выделяют две разновидности этнического туризма - поверхностный и глубокий. Глубокий этнический туризм связан с подлинностью ресурсов и знаний. Этот критерий определен разнообразием ожиданий и потребностей туристов, а также периодом времени, когда турист знакомится с этносом.
Помимо этого, критерий подлинности в сочетании с другими мотивами туристов при выборе маршрута характеризует то, насколько сильно турист погружается в познание этноса.
Данная связь показана в таблице 1.
17
Таблица 1.
Характеристика разновидностей этнического туризма в зависимости от критерия подлинности [3]
Фактор, влияющий на критерий подлинности Разновидность этнотуризма
Поверхностный Глубокий
Сохранность древней бытовой культуры этноса - Глубокий
Близость к природной среде проживания этноса Поверхностный Глубокий
Усилия, прилагаемые со стороны туристов для знакомства с интересующим их этносом - Глубокий
Желание туристов познать настоящую жизнь этноса - Глубокий
Желание коренного населения показать настоящую жизнь и культуру своего народа Поверхностный Глубокий
Рассмотрев данную классификацию, появляется возможность создать определенный подход к оцениванию, созданию и развитию ресурсов по отношению к каждой разновидности этнического туризма. По отношению к сохранению традиционного культурного ландшафта в разных регионах, можно определить специфику этнического туризма в современном мире. Выделяют два пути развития этнического туризма: «Южноамериканский» и «Азиатский».
«Южноамериканский» путь развития этнического туризма. Для удачного развития этнического туризма существует не так уж и много стран с нужными условиями и предрасположенностями. Таким регионом, который осуществляет этнические туры, можно назвать Южную Америку. На это повлияли и жизненные позиции местного населения, и правильная политика стран Латинской Америки. Местное население получает доходы не только за счет ведения хозяйства, но и за счет туризма. Ярким примером этнического туризма является район озера Титикака, Перу, где проживают индейцы кечуа и аймара. Наиболее популярным среди туристов являются плавучие острова, которые строит народ уру традиционно из тростника. На сегодня таких островов 42, самому крупному из которых - 160 лет. Проживают на островах около 1 500 человек, это примерно 350 семей. Чтобы сохранять и постоянно поддерживать традиционный ландшафт, необходимы большие усилия.
«Азиатский» путь развития этнического туризма. Для многих стран Азии характерно совсем другое развитие этнического туризма. Доходы от туризма приравниваются к доходам, полученным от трудоемкого традиционного природопользования. Ярким примером «азиатского» пути развития является северный Вьетнам (провинция Лаокай). Это горная местность, которая известна всему миру своими удивительными «рисовыми террасами». Помимо вьетнамцев, проживают и многие другие горные народы: хмонги, нунги, мьонги, таи и прочие.
18
Увидеть представителей всех этих народностей можно каждое воскресенье в селении Бакха, в котором проходит крупная ярмарка, куда можно отправиться не только за покупками, но и стать очевидцем традиционного бытового обряда. Вьетнам является одним из самых популярных направлений международного туризма. Но основной доход до самой общины так и не доходит, так как основные предприниматели не являются жителями данного региона. В итоге создаются условия жесткой конкуренции, при которой местные жители готовы «кидаться» на каждого туриста. Местное население живет за счет позирования для фотографий, продажы товаров. Тем самым, не привлекая местные народы в сферу туризма, они становятся жертвами получения легких денег. Детей в возрасте 4-5 лет уже начинают учить попрошайничеству. Все это ведет к разрушению традиционного культурного ландшафта и затруднению самобытной жизнедеятельности.
Для того чтобы обеспечить сохранение традиционной культуры и ландшафта, следует придерживаться общих положений успешного развития этнического туризма:
• сохранность традиционного природопользования должна служить предпосылкой для сохранности культурного ландшафта региона;
• при развитии индустрии туризма стоит включать местное население, но только при условии полноправного партнерства;
• в отношениях между туристами и местными жителями должны сохранятся формулы «равный с равным» и «хозяин-гость».
Развитие этнического туризма затруднено без содействия правительства, без создания государственных программ, которые будут направлены на системное усовершенствование региона. Доходы региона не должны напрямую зависеть от доходов туризма. Разрабатывая программы поддержки развития этнического туризма, следует учитывать следующее:
• поддержка приоритетного развития традиционного природопользования;
• предоставление сбыта продукции, которую производят местные жители (обычно это продукты сельскохозяйственной деятельности и изделия ручной работы) по ценам, включающим доплаты за ведение хозяйства традиционными способами;
• распределение доходов от ведения традиционного хозяйства в соответствии вложенному труду каждого члена общины;
• покрытие нужд общины из дохода от туризма (строительство и развитие инфраструктуры, кредитование, улучшение сфер образования и здравоохранения, выплаты пособий и т. д.);
• искоренение жесткой конкуренции среди местных жителей;
• внедрение туристов в финансирование социальных программ, реализуемых в регионе.
В последние тысячелетия почти во всех странах мира происходит освоение рекреационных ресурсов, сменяя общепринятое природопользование. Только в одних регионах это освоение приводит к стимулированию и развитию хозяйственной деятельности, а в других происходит столкновение противоречий, которые ведут за собой развал традиционной системы поселений и деградацию
19
культурного ландшафта. Удивительно, что именно традиционные поселения и их уникальный уклад жизни привлекают туристов. Интерес к традиционной культуре народов разных стран приводит к появлению современных искусственно созданных туристско-этнографических стилизованных поселений, которые сопровождаются интерактивными программами, праздничными гуляниями, ярмарками, проведением различных мастер-классов и т. д. Набирает популярность проведение свадебных церемоний по национальным традициям разных народностей. Специально создаются гостинично-ресторанные комплексы с большими банкетными залами, которые могут разместить всех гостей и оказать услуги питания. Для создания таких культурно-этнографических центров выбираются большие пустынные территории, на которых строятся как местные центры, так и сочетающие в себе культуры нескольких народов мира (к примеру, «Этномир», Калужская обл.). Создание таких этноцентров необходимо для лучшего взаимопонимания между разными народами. Все это дает возможность воспроизводить и хранить память о традиционной культуре, но никак не саму традиционную культуру. Подобные культурно-этнографические центры представляют собой лишь музеи, которые никак не гармонируют с окружающей природой, являясь «отдельными экзотическими островками». То, что местное население задействовано лишь в туристской деятельности в неполной мере, также становится проблемой. Зачастую местных жителей привлекают в качестве актеров, а вот продукцию, которую продают, производят в других регионах, не получая полноценных финансовых доходов. Можно сделать вывод, что туризм, проводимый в культурно-этнографических центрах, можно назвать этнографическим. Что же касается непосредственно этнического туризма, то он должен представлять собой живое общение с представителями определенного народа, знакомство с традиционным укладом жизни, бытом и культурой, которые подвергаются непрерывному влиянию хозяйственной деятельности. Ландшафт, структура жилищных построек, обустройство быта, предметы одежды, национальных промыслов, кулинария, внутринациональные отношения - все это сосуществует в едином комплексе, узнать который можно, лишь побывав внутри этой системы жизнедеятельности и атмосферы. Традиционный этнический туризм распространен практически во всех странах мира, которых коснулась урбанизация и технический прогресс. Везде присутствует желание жителей городов узнать, как жили их предки, поэтому этнические путешествия организовывают многие туроператоры. Современный мир отличается этническим и национальным разнообразием. В начале этого тысячелетия на нашей планете насчитывалось около двухсот независимых государств, пяти тысяч этнических групп и более шестисот сообществ, представители которых говорят на одном языке. Однако в последние годы эта структура мирового сообщества достаточно быстро деформируется под воздействием процесса глобализации. Так, например, по некоторым прогнозам, к концу XXI в. более половины из существующих в настоящее время этнических языков могут исчезнуть навсегда. В настоящее время становится очевидной проблема трудности «выживания» этносов в условиях глобализации, бурного научно-технического
20
развития, экологических кризисов, роста информационных нагрузок. Одним из перспективных направлений деятельности по сохранению этнического многообразия регионов является этнический туризм. В России в различные периоды истории жили и внесли свой вклад в развитие такие народы, как викинги, древние славяне, монголо-татары, половцы, шведы, генуэзцы, скифы, греки и другие. Их присутствие отражается в нашем внешнем виде, языке, религии, традициях, а также в обрядах, фольклоре и многом другом. Все это послужило становлению этнического туризма в Российской Федерации. Россия представляется как страна с великим культурно-историческим наследием и полинациональным потенциалом. Этнические туристские продукты были сформированы на территории страны, в частности на Севере России, в Сибири и на Дальнем Востоке. Согласно реестру туристических маршрутов Российской Федерации, этнические маршруты присутствуют более чем в 20-ти субъектах РФ. Эти маршруты пользуются значительной популярностью ввиду того, что по заказу Федерального агентства по туризму было проведено социологическое исследование. Характерной чертой этнического туризма является диверсификация его структуры, которая вызвана разнообразием спроса. В Российской Федерации в последнее время повышается интерес к традиционной русской народной культуре, как следствие, активно развиваются этнографический и этнический виды туризма. Рассматривая развитие туризма в Северо-Кавказском федеральном округе, наряду с горнолыжным и лечебно-оздоровительным видами, ведущими направлениями являются культурно-познавательный, деловой, экологический, спортивный и этнический виды туризма.
Приволжский федеральный округ характерен своеобразным составом населения, которому присущи свои языковые, культурные и религиозные особенности. Несмотря на такое разнообразие, все виды этносов, проживающие на данной территории, достаточно мирно и органично сосуществуют. Такой жизненный уклад и приводит к развитию культурно-познавательного, паломнического и этнического туризма. В Чувашской Республике начиная с 2014 года планируется реализация проекта по созданию туристско-рекреационного кластера «Этническая Чувашия». В этот кластер входят два уникальных инвестиционных проекта (создание туристского комплекса «Этническое экологическое поселение "Ясна"» и создание этнографического комплекса «Амазония» на территории Парка культуры и отдыха им. 500-летия г. Чебоксары).
Развитие этнического туризма имеет место и на Западном Урале, где возможно ознакомление с ремесленничеством, кулинарией, национальными праздниками и бытом нескольких этносов. Уральский федеральный округ обладает уникальными природными ресурсами и историко-культурным наследием, что способствует формированию и развитию таких видов туризма: круизный, спортивно-оздоровительный и этнический. Чтобы развивать эти виды туризма в полном объеме, стоит улучшить состояние инфраструктуры и маркетинговое обеспечение округа. На территории Сибирского федерального округа планируется реализация ряда инвестиционных проектов в сфере туризма. В Республике Бурятия в рамках Недели открытия Республиканского года туризма реализован межрегиональный туристский проект «Сказочный Сагаалган в Бурятии - 2013».
21
Сгромгелосию I>[нкТ1 Кт обьсктов турисгкфрскреаииомиого Кллстсрл "Эгт|1««клл Чувашия". 4>н.)ш К.ш ГсспуЬчик.1 Эт|вАимплс1к 'Лмвэопш". г. ЧсБикифи 1)щм1иш« Рсщу&шк*
Рис. 2 Кластер «Этническая Чувашия» [4].
Рис. 3. Туристский комплекс «Степной кочевник» [5].
В рамках мероприятий данного проекта гости посещают бурятские, старообрядческие и казачьи этнодеревни, знакомятся с ландшафтами озера Байкал,
22
религиозными объектами православия и буддизма. Кроме того, создаются 8 зон экономического благоприятствования туристско-рекреационного типа в СевероБайкальском, Тункинском, Заиграевском, Кабанском, Кяхтинском и Иволгинском районах, гг. Улан-Удэ и Северобайкальске. Реализуются проекты по строительству этнографических комплексов «Степной кочевник» и «Хотогор в Ацагатской местности».
В Иркутской же области собираются создать Байкальскую туристско-рекреационную зону, в которой будут развивать следующие виды туризма: лечебно-оздоровительный, культурно-познавательный, приключенческий, деловой, этнографический, религиозный, экологические и другие. К популярным этническим проектам относятся архитектурно-этнографические музеи под открытым небом: Кижи (Республика Карелия), Витославлицы (Новгоородская обл.), Малые Карелы (Архангельская обл.), Семенково (архитектурно-этнографический музей Вологодской обл.); они сохраняют и изображают образцы деревянного народного зодчества. Все чаще открываются комплексы со специфическими этническими названиями: Тридевятое царство (Ярославская обл.), Город мастеров (Нижегородская обл.). Строятся многочисленные сельские усадьбы, предоставляющие услуги не только проживания, но и традиционного досуга (деревня Мандроги, Ленинградская обл.). Этнический туризм имеет большие перспективы в России и становится ведущим направлением туристской деятельности. Основными формами этнического туризма являются: этнографический музей под открытым небом, этнографический музей-заповедник, археолого-этнографические комплексы, этнографические деревни, театрализованные праздники и обряды. Этнические туры основаны на исторических и народных памятниках. В рамках рассмотренных туров туристам предлагается уникальная возможность знакомства с нерастраченной культурой, традициями и бытом коренных народов, включая посещение национальных домов, проживание в семьях различных национальностей, участие в народных праздниках и гуляниях, ознакомление с местными народной кухней, народными промыслами, прикладным искусством и т. д. Этнический туризм является достаточно новым видом туризма для Республики Крым, а потому является актуальным и перспективным. К предпосылкам развития этнического туризма в Крыму можно отнести следующие:
1) этническое многообразие население, которое проявляется в различных масштабах.
2) уникальное сочетание культур разных народов, которые подвергались продолжительным ассимиляциям, аккультурации и интеграции;
3) пропаганда межэтнической толерантности, учитывая различия культур и религий;
4) влияние глобализации и урбанизации;
5) развитие внутреннего туризма;
6) необходимость в сглаживании сезонности
Этнический туризм просто необходим для полиэтнических территорий, так как он укрепляет межэтнические отношения, ставя определенные общие цели. Также важно отметить, что этнотуризм стимулирует развитие социально-экономических
23
показателей страны и может быть источником материальной выгоды. Среди потенциальных выгод можно выделить следующие:
1) поступление финансовых средств в местные национальные общины и культурно-этнографические центры;
2) занятость населения временная или на постоянной основе;
3) внедрение образовательных программ, пробуждающих этническое сознание (пропаганда идей сохранности этнической идентичности и охраны окружающей среды);
4) по отношению к другим видам туризма, значительно меньше приносит вреда, при этом обладает множеством положительных сторон;
7) на примере этнического туризма можно формировать имидж целого региона или даже страны;
8) этнический туризм, по сравнению с другими видами туризма, с легкостью совмещается с традиционным образом жизни малых этнических групп и народов;
9) этнический туризм - хороший вариант для привлечений иностранного капитала. Сегодня отечественный этнический туризм при своем богатом историко-культурном потенциале должного развития не получил. Это связано с множеством проблем:
1) недостаточная изученность данного вида туризма;
2) роль территориальных характеристик в области организации и управлении развития этнического туризма;
3) место этнического туризма в уже разработанных классификациях;
4) отсутствие на туристском рынке квалифицированных кадров, специализирующихся преимущественно или исключительно на этнических турах.
Непременным условием успешного развития этнокультурного туризма Семкина Н. С. считает «возможность своевременного получения, корректировки профессиональными организаторами исчерпывающих и точных сведений об этнокультурных ресурсах» [6].
Для решения возникших проблем развития этнического туризма следует усилить государственное регулирование туристского бизнеса, укрепить законодательную базу туристского комплекса, укрепить взаимодействие между государственными органами власти и организациями, которые имеют отношение к этническому туризму. Этнические туры привлекают туристов определенными этнографическими объектами и конкретными народностями. Из этого следует необходимость в создании новых и комбинировании старых маршрутов. Все это может способствовать новому уровню развития этнического туризма, привлекая к созданию не только региональные, но и федеральные программы развития туризма. Развитие этнического туризма является единственно возможным способом сохранения уникальных традиционных ландшафтов и традиционных культур. Но при неправильной организации данный вид туризма может способствовать быстрому вырождению народов и уничтожению существующих культурных ландшафтов.
Этнокультурное разнообразие Крыма приходится на начало 90-х годов. В 1991
24
году был открыт первый домашний этнографический музей украинского и русского быта в селе Николаевка Ленинского района. Первые же экскурсии, которые знакомили с культурой и бытом крымских татар и греков, появились лишь к концу 90-х: «В гости к крымским татарам», село Соколиное (1998), крымско-татарский культурно-этнографический центр, г. Алушта (1998, поддержан Датским советом по беженцам); Старокрымский дом-музей истории, культуры и быта крымских татар (1999); культурно-этнографический центр «Карачоль», село Чернополье (1999, поддержан Крымским центром развития туризма по программе «Тасис»). В отдельные экскурсии, в роли дестинации, включались бывшие немецкие, чешские, эстонские и болгарские поселения Симферопольского, Белогорского, Сакского, Красногвардейского и Кировского районов.
В июне 2000 года правительством Автономной Республики Крым было принято постановление, в котором оговаривалось осуществление плана реализации программы туристического обслуживания с внедрением этнографических деревень, а в 2001 году проводились специальные мероприятия по развитию культурно-этнографического туризма в Крыму до 2005 года. Также в 2000 году был поддержан проект по созданию культурно-этнографического центра «Коккоз» в селе Соколиное Бахчисарайского района, несколькими семьями местных жителей были организованы экскурсии и прием гостей. В 2001 году фонд «Вщродження» объявил конкурс «Развитие моделей самозанятости локальных национальных сообществ», основной целью которого стало создание культурно-этнографических центров различных этнических групп Крыма. Фондом «Вщроження» было поддержано 14 этноцентров в период 2000-2002 гг., самыми популярними из которых были историко-этнографический центр «Яш-Даг» (г. Евпатория), крымскотатарско-украинский культурно-этнографический центр «Сюрень» (с. Танковое, Бахчисарайский район), караимский культурно-этнографический центр (Чуфут-Кале, Бахчисарайский район), этно-экотуристический комплекс на основе старинной крымскотатарской усадьбы в селе Богатое Ущелье (Бахчисарайский район), немецкий культурно-этнографический центр - кафе-клуб «Кроненталь» (с. Кольчугино, Симферопольский район), крымскотатарский этно-туристический центр «Керменчик-Акмечеть» (г. Симферополь, с. Заречное, Симферопольский район) и др. Также были финансированы создание музея крымчакских древностей и рукописей, возрождение и создание народных промыслов, театральных групп других народов. Полуостров Крым изначально был полиэтнической территорией. На протяжении многих лет создавалась богатейшая история, культурное наследие (конец 18 и начало 19 веков) знаменуется появлением представителей многочисленных народов, которые в дальнейшем привнесли вклад во все области жизни: культуры, религии, быта и прочее. Влияние каждого из этносов в итоге привело к формированию уникального турпродукта, который объединяет в себе и другие виды туризма, помимо этнического. «В настоящее время в Автономной Республике Крым, по последним данным переписи населения, проживает 175 национальностей». Функционирует 77 культурно-этнографических центров (см. Рис. 4).
25
Рис. 4. Этническая карта Крыма по итогам переписи населения 2014 г. [7].
Многие этносы и этнические группы и в наши дни ведут активную популяризацию своего историко-культурного наследия, пытаясь сохранить её, развить и приумножить. К таким этносам относятся народы, сформировавшиеся на полуострове или имеющие этническую историю, тесно связанную с Крымом -крымские татары, крымчаки, караимы, армяне, греки и крымские цыгане-чингине. Также это этнические группы, массово появившиеся на полуострове 150 и более 200 лет назад, имеющие своеобразную историю и культуру. Их традиционно-бытовая культура в той или иной мере подвергалась этнической ассимиляции, взаимовлиянию: в ней появились региональные особенности, а некоторые стороны материальной и духовной культуры сохранились и стали активно возрождаться с конца 80-х - начала 90-х гг. XX столетия.
Среди них: болгары, немцы, русские, украинцы, белорусы, евреи, чехи, поляки, ассирийцы, эстонцы, французы и итальянцы. Армянская и греческая общины в XIX веке стали формироваться переселенцами из других регионов. В дополнении можно выделить еще одну группу населения (после 1945 года стали приезжать и постепенно образовывать диаспоры в Крыму): азербайджанцы, корейцы, поволжские татары, мордва, чуваши, цыгане, а также пополнившие восточнославянское население полуострова русские, украинцы и белорусы из различных регионов. Кроме русских, здесь проживают украинцы, крымские татары, греки, немцы, чехи, эстонцы, армяне и другие народы. Эти народы представляют собой уникальные культурно-этнографические центры, каждый из которых по-своему уникален и является интересным туристским продуктом. В подобных
26
центрах можно познакомиться с архитектурными традициями, культурой, бытом и национальной кухней народов, а также принять участие в проведении национальных праздников и обрядов. Для того чтобы увидеть разницу сохранности культуры центров, будут рассмотрены наиболее известные, а также те центры, о которых почти никто не знает.
Структура населения Крыма е ХУШ-ХХ вв., %
■ Крымские татары, турки, татары II Крымчаки, караимы, вЁреи Греки, армяне, бопгары, белорусы, могтдаадне, грузины п украинцы
■ Русскив □ Немцы. поляки, венгры
Рис. 5. Структура населения Крыма ХУШ-ХХ1 вв., % [8].
Украинский культурно-этнографический центр «Украинская хата» находится в с. Новониколаевка Ленинского района. Музейный комплекс состоит из трех зданий: собственно здание музея и два «эскпонария» - «Украинская хата» во дворе и дом, где живут хозяева. Директором этого частного этнографического музея является Клименко Юрий Андреевич. Идея создания этого музея зародилась задолго до его создания в 1991 году, благодаря поддержке Министерства культуры Крыма.
В музее представлена выраженная в археологических находках 25-вековая история всего Керченского полуострова, а именно: античных и средневековых монетах, древних орудиях труда, украшениях, посуде и других предметах бытовой культуры восточнославянского крестьянства 19-20 вв. Отдельные стенды посвящены истории развития ремесел у местных крестьян, медицине, музыке, традиционной обрядности. Среди экспонатов - сельскохозяйственные орудия труда и орудия для изготовления одежды, обуви, головных уборов; подлинная одежда русских и украинских крестьян кон. XIX - нач. XX вв.; мебель, утварь и пр. Всего в музее представлено около 500 экспонатов. Комплекс «Украинская хата» представляет собой музей под открытым небом. Хата полтавского типа воссоздает интерьер восточнославянского жилища того периода со всеми прилагающими убранствами и предметами обихода.
27
Дом-экспонарий семьи Клименко не менее привлекателен, чем музей этнографии и «Украинская хата». В доме имеется библиотека, которая насчитывает более 3000 томов различного содержания, среди которых рукописи самого Ю. А. Клименко: легенды, стихотворения, краеведческие, этнографические исследования. Большой зал занимает своеобразная «кунсткамера»: картины работы Юрия Клименко, репродукции, домотканые ковры, гобелены, вышивки портретов и пейзажей работы супруги Валентины Алексеевны. Ю. А. Клименко также занимается изучением локаций древних реликвий окрестностей села Новониколаевка. Благодаря его исследованиям и разработке проекта, был воздвигнут памятник крымским партизанам в с. Новониколаевка.
Крымско-татарский культурно-этнографический центр «Коккоз», расположенный на берегу одноименной реки в с. Соколиное Бахчисарайского района. Коккозы с тюрк. - «голубой глаз». Данное село расположено в долине, которую окружают горные массивы: Ай-Петри, Бойко и Орлиный Залет. В этой местности до наших дней смогли сохраниться всевозможные древние татарские жилища, предметы быта, мечети, фонтаны. Всё это на сегодня представляет огромную ценность и интерес для посетителей. В то время местом ночлега для путешествующих служил караван-сарай, вблизи с которым имеется углубление для фонтана. Этот фонтан назван в честь князя Али-бея Булгакова, хозяина этих территорий до 1917 года. Рядом с усадьбой хозяина находится мечеть 19 столетия. Еще одной достопримечательностью села является мечеть Куртлер-маале середины 19 столетия.
Греческий культурно-этнографический центр «Карачоль» находится в селе Чернополье Белогорского района. Раньше село Чернополье так и называлось -Карачоль, что в переводе с крымскотатарского означает «черная степь». Основали село в середине 19 века, а уже сам музей работает с 1992 года при общине местных греков. Для музея в 2003 году было построено специальное здание в стиле сельской жизни и быта геков-фракийцев (переселенцы из Восточной Фракии). В 2004 году при содействии Крымского этнографического музея была открыта экспозиция, отображающая представление о традиционной жизни греков и их быте. В Чернополье находится еще одна не менее важная достопримечательность - церковь святых равноапостольных Константина и Елены. В жизни греческого народа религия играет очень важную роль. 3 июня все греки Крыма и гости нашего полуострова собираются в селе Чернополье для празднования «Панаира».
Армянский культурно-этнографический центр «Сурб-Хач» находится в окрестностях города Старый Крым. Сурб-Хач - это название армянского монастыря. На территории монастыря также имеются: церковь Сурб-Ншан, или церковь св. Знамения; кельи (братский корпус) 1694 года, трапезная монастыря XVIII в. с достроенным вторым этажом в конце XIX в.; два источника воды и лестницы в монастырском саду XVШ-XIX вв. В период армянской колонизации крымских территорий и была построена церковь, а именно в 1358 году. Позже к храму был пристроен гавит (притвор) с колокольней, а в 1719 году - братский корпус с кельями для монахов. К западу от храма расположилась трапезная, под
28
зданием которой находились подвальные помещения. К южному фасаду прилегают кельи (братский корпус) и внутренний дворик. Одной из основных задач любой национальной общины является сохранение национального языка, культуры, обычаев и других ценностей народа. С такой целью при крымском армянском обществе действует культурно-этнографический центр «Луйс». На базе этого центра возобновлена публикация газетного издания «Голубь Масиса», ведутся теле-и радиопередачи на армянском языке, издается различная литература, организовываются и проводятся национальные праздники и вечера. В Крыму сохранилось около 20 армянских крупных средневековых памятников и около 350 памятников малых архитектурных форм. Все это, составив неотъемлемую часть истории и культуры полуострова в целом, является наследием армян, проживавших в Крыму в разные периоды истории.
С каждым годом в Крыму все больше внедряется новых видов туризма, к таким видам относится и этнический туризм. Этот вид туризма имеет огромный потенциал для развития, но на данной территории очень редко встречается в чистом виде. Чаще всего он комбинируется и содержит элементы этнографического, культурного, сельского и экологического видов туризма, а потому может стать стержнем всей туристической инфраструктуры полуострова.
Создание и реализация программ этнического туризма - непростая задача и не может быть решена в одночасье. Скорее всего, такие программы должны быть включены в общегосударственную политику, привлекая тем самым новые инвестиции и свежие взгляды. Это требует взаимодействия различных уровней властей.
На сегодня этнический туризм в Крыму представлен на том же уровне, слабо. Все чаще он встречается как элемент экскурсионно-познавательного или этнографического туризма. Среди проанализированных нами турфирм только 3 из них предлагают туры именно этнического туризма.
К ним относится этнический тур по Крыму «Этно-калейдоскоп» Крымского туроператора ООО «ТК Ялос-Тур». Маршрут экскурсии - Ялта + Алупка + Ливадия + Бахчисарай + Инкерман + Херсонес + Севастополь (3 ночи в Ялте + 2 ночи в Севастополе). Средняя стоимость тура за 1 человека - 23 000 рублей. Основные места посещения - объекты бывших поселений греков, армян и крымских татар: Памятник Жертвам депортации крымскотатарского народа в сквере им. М. И. Калинина, Армянская церковь начала ХХ в., Бахчисарай (бывшая столица Крымского ханства и Крымской Народной Республики.) Этнической особенностью также является обед в кафе с колоритными татарскими блюдами.
Этнические туры организовывает крымский туроператор <^ипЬте», подробной информацией которой на сайте, к сожалению, нет.
К этническому виду туризма также можно отнести экскурсию «Этническая летопись времен» турагенства «Севастополь-тур». Экскурсия подразумевает собой знакомство с древней столицей Крымского ханства - г. Бахчисараем. Маршрут включает: выезд из Артбухты — Бахчисарай — Ханский дворец — Свято-Успенский монастырь — Чуфут-Кале — Артбухта.
Туроператор ООО «Командор-Тур» предлагает следующие этно-туры: «Греки в
29
Крыму», «Армяне в Крыму», «Татары в Крыму», «Караимы в Крыму». Это экскурсии по историко-архитектурным памятникам, храмам, местам быта и культуры. Программы включают гастрономические особенности, концертные программы, мастер-классы и прочее этническое разнообразие каждого из народов.
По этнографическим местам и этническим общинам Крыма экскурсии организовывает ялтинская фирма, основной деятельностью которой является сдача квартир в г. Ялте.
Большинство турагенств предлагают уже этнографические туры. К ним относится турагентство «АрмЭтноТур», которое предлагает этнографические туры и экскурсии, связанные с жизнью армян на полуострове. Также предоставляют услуги по проведению концертных и развлекательных программ. Турагенство предлагает пятидневный тур «Путь тысячелетий» с маршрутом Феодосия - Судак -Старый Крым - Симферополь - Ялта - Севастополь - Бахчисарай - Симферополь. Также это экскурсия к армянской церкви им. Рипсиме в Ялте и различные гастрономические туры с дегустацией армянских блюд и напитков. Этнографическо-гастрономический тур предлагает туроператор «СНП-Крым», объединяющий в себе славянскую, греческую, татарскую и караимскую культуры.
Этнографический туры «В гостях у крымских татар» можно встретить у крымского туроператора «Амиго-Тур». Это трехдневный тур с маршрутом Симферополь - Бахчисарай - Большой каньон - Ялта - Евпатория - Симферополь и шестидневный тур с маршрутом Симферополь - Бахчисарай - Соколиное - Богатое ущелье - Симеиз - Алупка - Ялта - Гурзуф - Евпатория - Симферополь.
Еще один этнографический тур представлен туристическим агентством «Парад экскурсий» и имеет название «Мозаика народов Крыма». Маршрут экскурсии проходит по следующим городам: Симферополь - Чернополье - Старый Крым -Феодосия - Балаклава - Севастополь - Бахчисарай - Евпатория.
Экскурсии с элементами этнографического туризма можно найти у туроператора «Рамут-Севастополь-Тур» и «Крым Сервис Тур».
Исходя из вышесказанного, можно сделать следующие выводы: этнический туризм в Республике Крым - очень перспективное направление, но изучено и использовано крайне мало; в чистом виде почти не встречается, чаще - как часть этнографического или культурно-познавательного, ниша данного сегмента рынка освоена незначительно. В связи с тем, что Республика Крым с 2014 года является субъектом Российской Федерации, появилась надобность развивать туристическую сферу деятельности в регионе. С каждым годом этнический туризм становится все более популярным; что касается Республики Крым, то на полуострове проживает более 170 национальностей, что говорит о полиэтническом составе населении.
Это говорит о том, что этнический туризм достаточно перспективное и малоразвитое направление в Крыму. Заняв эту нишу, есть свободное поле деятельности, ведь конкуренция незначительна.
30
ВЫВОДЫ
Этнический туризм иногда называют также этнографическим, поскольку этнография (народоведение) - это наука, изучающая бытовые и культурные особенности разных народов мира (народов-этносов), а в данном случае турист непосредственно знакомится с этими особенностями и в определенной мере изучает их.
Российская Федерация и Крым имеют огромный потенциал для развития всех видов туризма, в том числе и этнического, для развития есть все необходимое: огромная территория, богатое историческое и культурное наследие. Развитие туризма, в частности этнического туризма, особенно значимо в многонациональных регионах с благоприятными климатическими условиями и богатым историко-культурным наследием.
В то время как тенденции глобализации размывают границы национального и разрушают особенности этнических культур, тенденции локализации способствуют созданию и продвижению на мировой рынок уникальных, этнически оснащенных турпродуктов. При взаимодействии этих двух тенденций появилось новое течение «глокализации», которое объединяет глобальные и местные характеристики при продвижении турпродукта. Это говорит о том, что локальный туристский продукт должен быть адаптирован для понимания и восприятия на мировом туристском рынке. К новым популярным видам туризма можно отнести этнокультурный, антропологический, аборигенный и джайлоо-туризм. Сродным понятием к этнотуризму также можно назвать «культурный туризм» (в иностранной литературе встречается как «cultural heritage tourism», «heritage tourism» или «diaspora tourism»). Примерами посещения мест, где жили народы, которых уже нет, могут быть: туры знакомства с культурой инков в Перу, скифов - в Крыму. В Крыму актуальны туры к караимам, которых осталось очень мало. В Панаме же организуют экскурсии к индейцам племени эмбера. По отношению к сохранению традиционного культурного ландшафта в разных регионах можно определить специфику этнического туризма в современном мире. Выделяют два пути развития этнического туризма: «Южноамериканский» и «Азиатский». «Южноамериканский» путь развития этнического туризма. Для удачного развития этнического туризма существует не так уж и много стран с нужными условиями и предрасположенностями. Таким регионом, который осуществляет этнические туры, приходится Южная Америка. «Азиатский» путь развития этнического туризма. Для многих стран Азии характерно совсем другое развитие этнического туризма. Доходы от туризма приравниваются к доходам, полученным от трудоемкого традиционного природопользования.
Развитие этнического туризма затруднено без содействия правительства, без создания государственных программ, которые будут направлены на системное усовершенствование региона. Доходы региона не должны напрямую зависеть от доходов туризма. В настоящее время становится очевидной проблема трудности «выживания» этносов в условиях глобализации, бурного научно технического развития, экологических кризисов, роста информационных нагрузок. Одним из перспективных направлений деятельности по сохранению этнического
31
многообразия регионов является этнический туризм. Этнические туристские продукты были сформированы на территории страны, в частности на Севере России, в Сибири и на Дальнем Востоке. Согласно реестру туристических маршрутов Российской Федерации, этнические маршруты присутствуют более чем в двадцати субъектах РФ. Эти маршруты пользуются значительной популярностью ввиду того, что по заказу Федерального агентства по туризму было проведено социологическое исследование. Характерной чертой этнического туризма является диверсификация его структуры, которая вызвана разнообразием спроса. В основе этнического туризма лежит интерес туристов к подлинной жизни народов, к знакомству с народными традициями, обрядами, культурой и творчеством. Интересная сторона этнографического туризма - организация туров к объектам религиозного паломничества: многочисленным христианским монастырям, мусульманским мечетям, караимским кенассам.
Список литературы
1. Святоха Н. Ю. Подходы к классификации этнического туризма [Электронный ресурс]. URL: http ://vestnik.osu.ru/2014_6/3 8.pdf.
2. Бутузов А. Г. Состояние и перспективы развития этнокультурного туризма в Российской Федерации // Сервис в России и за рубежом. 2009. № 4. С. 11-15.
3. КрымСервисТур [Электронный ресурс]. URL: http://crimeaservicetour.com/.
4. Пресняков В. Н., Жулина М. А. Народные промыслы республики Мордовия и этнический туризм // География и туризм. Пермь: Пермский государственный национальный исследовательский университет, 2010. С. 156-166.
5. Туристическое агентство «Парад экскурсий» [Электронный ресурс]. URL: http: //www.excursiya-krym.com/.
6. Семкина Н. С., Прокопьева Т. А. Перспективы развития этнического туризма в России // Вестник СГУТиКД. 2010. № 3 (13). С. 105-111.
7. Birtwistle Moira. Genealogy tourism // Niche Tourism. Oxford: Butterworth-Heinemann, 2005. рр. 5972.
8. Этнографические туры [Электронный ресурс]. URL: http://comandor.com.ua/.
DEVELOPMENT OF ETHNIC TOURISM IN THE RUSSIAN FEDERATION AND REPUBLIC OF CRIMEA
Logvina E. V.
V.I. Vernadsky Crimean Federal University, Simferopol, Russian Federation E-mail: [email protected]
The Russian Federation and the Crimea has the huge potential for development of all types of tourism including ethnic and for development there is all necessary: huge territory, rich historical and cultural heritage. Tourism development, in particular ethnic, is especially significant in multinational regions with favorable climatic conditions and rich historical and cultural heritage. Now around the world interest in ethnic culture grows, and in our country growth of ethnic consciousness is observed. Special attention is paid to questions of preserving ethnocultural heritage, originality, cultural diversity, and also to
32
problems of interaction of tourism and culture.
Significant line of this type of tourism is that he can be interesting practically to any category of tourists. As for for the young people who are interested in history, life and traditions of the ancestors and for more elderly category of tourists, but at the same time, this direction isn't so popular and isn't widespread among a wide range of consumers. Russia is represented as the country with great cultural and historical heritage and the polynational capacity. Ethnic tourist products were created in the territory of the country, in particular in the north of Russia, in Siberia and in the Far East. According to the register of tourist routes of the Russian Federation, ethnic routes are present more than at 20 territorial subjects of the Russian Federation. These routes enjoy considerable popularity, in a type of the fact that by request of Federal Tourism Agency social research was conducted. Characteristic feature of ethnic tourism is diversification of its structure which is caused by a variety of demand. Recently interest in traditional Russian national culture increases, and as a result actively develops ethnographic and ethnic types of tourism. Considering development of tourism in the North Caucasian Federal District, along with alpine skiing and medical and improving types, the leading directions are cultural and cognitive, business, ecological, sporting and ethnic types of tourism. The Volga Federal District is characteristic a peculiar composition of the population in which the language, cultural and religious features are inherent. Despite such variety, all types of ethnoses living in this territory rather peacefully and organically coexist. In the Chuvash Republic since 2014 project implementation on creation of a tourist and recreational cluster «Ethnic Chuvashia» is planned. This cluster includes two unique investment projects (creation of a tourist complex «The ethnic ecological settlement «Is clear» also creation of the ethnographic Amazonia complex in the territory of the Park of Culture and rest of the 500 anniversary Cheboksary). The Ural Federal District possesses unique natural resources and historical and cultural heritage that promotes forming and development of such types of tourism: cruise, sports and ethnic. to develop these types of tourism in complete amount, it is worth improving a condition of infrastructure and marketing providing the district. Implementation of a number of investment projects in the sphere of tourism is planned for the territories of Siberian Federal District.
In the Republic of Buryatia within «Week of opening of Republican year of tourism» the interregional tourist project «Fantastic Sagaalgan in Buryatia - 2013» is realized. Ethnic tourism has big prospects in Russia and becomes the leading direction of tourist activity. The main forms of ethnic tourism are: the ethnographic museum under the open sky, ethnographic memorial estate, arkheologo-ethnographic complexes, ethnographic villages, the dramatized holidays and ceremonies. Ethnic tours are based on historical and national monuments. Ethnic tourism is rather new type of tourism for the Republic of Crimea, and therefore is urgent and perspective. In the Crimea it is possible to carry the following to prerequisites of development of ethnic tourism: - ethnic variety of the population which is shown in various scales; - promotion of interethnic tolerance, considering distinctions of cultures and religions; - influence of globalization and urbanization; - development of internal tourism; - need for seasonality smoothing.
Ethnic tourism is simply necessary for the multiethnic territories as it strengthens the interethnic relations, setting particular common goals; ethnotourism stimulates
33
Погeина E. B.
development of socio-economic indexes of the country and can be a source of material benefit. The ethnocultural diversity of the Crimea is the share of the beginning 90kh years. In 1991 the first home ethnographic museum of the Ukrainian and Russian life in the village of Nikolaevka of Leninsky district which was supported by the Ministry of Culture of the Crimea has been open in spite of the fact that the museum hasn't gained further development. The first excursions have appeared only by the end 90kh which acquaint with culture and life of the Crimean Tatars and Greeks. Separate excursions, as a destination, joined the former German, Czech, Estonian and Bulgarian settlements of the Simferopol, Belogorsk, Saksky, Krasnogvardeysky and Kirov districts. In June, 2000 the Resolution in which implementation of the plan of implementation of the program of tourist service with introduction of ethnographic villages, and in 2001 special events for development of cultural and ethnographic tourism in the Crimea till 2005 made a reservation was accepted the government of the Autonomous Republic of Crimea. Also in 2000 the project on creation of the cultural and ethnographic center «Kokkoz» in the village Falcon the Bakhchsarai district has been supported and several families of locals have organized excursions and reception of guests. In 2001 the «Vidrodzhennya» fund has announced the competition «Development of Models of Selfemployment of Local National Communities» which main objective was a creation of the cultural and ethnographic centers of various ethnic groups the Crimea. This fund has supported 14 ethnocenters during 2000-2002, the most populyarny of which was a historical and ethnographic center «Yash-Dag», the Crimean Tatar-Ukrainian cultural and ethnographic center «Syuren», the Karaite cultural ethnographic center, an ethno-ecotourist complex on the basis of the ancient Crimean Tatar estate in the village the Rich Gorge, the German cultural and ethnographic center - Kronental cafe club, the Crimean Tatar ethno-tourist center «Kermenchik-Akmechet», and creation of the museum of the Krymchak antiquities and manuscripts, revival and creation of national crafts, theatrical groups of other people have also been financed.
Creation and program implementation of ethnic tourism a difficult task can't be also solved suddenly. Most likely, such programs shall be included in nation-wide policy, attracting thereby new investments and new views. It requires interaction of various levels of the authorities. Interest of tourists in authentic life of the people, in acquaintance to national traditions, ceremonies, culture and creativity is the cornerstone of ethnic tourism. Keywords: ethnic tourism, historical heritage, ethnic culture, globalization, cultural traditions, recreational resources, ethnocultural tourism, ethnographic objects, ethnic tour
References
1. Svyatoha N. YU. Podhody k klassifikatsii etnicheskogo turizma (Approaches to the classification of ethnic tourism) [Elektronnyj resurs]. URL: http://vestnik.osu.ru/2014_6/38.pdf (in Russian).
2. Butuzov A. G. Sostoyanie i perspektivy razvitiya etnokul'turnogo turizma v Rossijskoj Federatsii (Status and prospects of development of ethnocultural tourism in the Russian Federation) // Servis v Rossii i za rubezhom, 2009, no 4, pp. 11-15. (in Russian).
3. KrymServisTur (KrymServisTur) [Elektronnyj resurs]. URL: http://crimeaservicetour.com/ (in Russian).
4. Presnyakov V. N., ZHulina M. A. Narodnye promysly respubliki Mordoviya i etnicheskij turizm (Folk crafts of the Republic of Mordovia and ethnic tourism) // Geografiya i turizm. Perm': Permskij
34
gosudarstvennyj natsional'nyj issledovatel'skij universitet (Publ.), 2010, pp. 156-166. (in Russian).
5. Turisticheskoe agentstvo «Parad ekskursij» (Travel Agency «Parad ekskursij») [Elektronnyj resurs]. URL: http: //www.excursiya-krym.com/ (in Russian).
6. Semkina N. S., Prokop'eva T. A. Perspektivy razvitiya etnicheskogo turizma v Rossii // Vestnik SGUTiKD, 2010, no 3 (13), pp. 105-111. (in Russian).
7. Birtwistle Moira. Genealogy tourism // Niche Tourism. Oxford: Butterworth-Heinemann (Publ.), 2005. pp. 59-72. (in English).
8. Etnograficheskie tury (Ethnographic tours) [Elektronnyj resurs]. URL: http://comandor.com.ua/ (in Russian).
35