Научная статья на тему 'К некоторым вопросам организации этнического туризма в Карачаево-Черкесии'

К некоторым вопросам организации этнического туризма в Карачаево-Черкесии Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
303
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРИЗМ / КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕССИЯ / ЭТНИЧЕСКИЙ ТУРИЗМ / СКФО / ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ / КУЛЬТУРА / НАРОДЫ СЕВЕРНОГО КАВКАЗА / TOURISM / KARACHAY-CHERKESSIA / ETHNIC TOURISM / NCFR / HISTORICAL AND CULTURAL HERITAGE / CULTURE / NATIONS OF THE NORTH CAUCASUS

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Узденова Соня Баимурзаевна, Меняйлов Александр Александрович, Баласанян Сюне Ашотовна

Объектом исследования является туризм как вид экономической деятельности в Карачаево-Черкесской Республике. Цель исследования: определить потенциал развития этнического туризма на территории республики, предложить комплекс мероприятий, способствующих привлечению инвестиций и расширению туристского потока в республике. Авторами в ходе проведенного исследования были применены как общенаучные методы, такие как анализ, классификация, моделирование, аналогия, абстрагирование, так и специальные научные методы (социальное наблюдение, метод экспертных оценок). Результатом исследования стал разработанный авторами список рекомендаций по развитию и популяризации этнического туризма в регионе. Рекомендовано провести широкомасштабную рекламу туристских объектов; турпредприятия республики должны направить свои усилия на создание новых турпродуктов, прославляющих регион, разрабатывать туры для разного контингента туристов с этнической тематикой; осуществлять целенаправленную подготовку и переподготовку горных спасателей, инструкторов, экскурсоводов, гидов-переводчиков, располагающих сведениями об этническом туризме; провести комплексную оценку объектов турпоказа, провести кадастр этнографических экспонатов; изучить и применять на практике опыт зарубежных стран по развитию и использованию этнографического туризма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим социальным наукам , автор научной работы — Узденова Соня Баимурзаевна, Меняйлов Александр Александрович, Баласанян Сюне Ашотовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON SOME ISSUES ON ORGANIZING ETHNIC TOURISM IN KARACHAY-CHERKESSIA

The purpose of the study is to investigate the role of the tourism as a type of the economic activity in the Karachay-Cherkessia Republic namely to identify the potential for developing ethnic tourism in the Republic and to propose a set of measures that support to attracting investment and increasing the tourist flow in the Republic. The authors relied on both general scientific methods such as analysis, classification, modeling, analogy, abstraction, and specific scientific methods (social observation, expert opinion assessment method). The result of the study has been a list of recommendations designed by the authors promoting ethnic tourism in the region. It is recommended to carry out large-scale advertising of tourism sites and/or amenities; tourism enterprises of the Republic need to channel their efforts to create new tourism products that stress the advantages of the region, design tours and/tour packages for different groups of tourists that have ethnic elements; conduct targeted training and retraining of mountain rescuers, instructors, guides, interpreters by providing information on ethnic tourism; to conduct a comprehensive assessment of the tourism amenities, to create an inventory on ethnographic exhibits; to study and apply the practice utilized by foreign countries on developing and promoting ethnic tourism.

Текст научной работы на тему «К некоторым вопросам организации этнического туризма в Карачаево-Черкесии»

УДК 338.486 УЗДЕНОВА СОНЯ БАИМУРЗАЕВНА

д.пед.н., профессор, кафедра «Туризм и гостиничное дело», Институт сервиса, туризма и дизайна (филиал) Северо-Кавказского федерального университета в г. Пятигорске,

e-mail: [email protected]

МЕНЯЙЛОВ АЛЕКСАНДР АЛЕКСАНДРОВИЧ

к.и.н., доцент, кафедра «Туризм и гостиничное дело», Институт сервиса, туризма и дизайна (филиал) Северо-Кавказского федерального университета в г. Пятигорске,

e-mail: [email protected]

БАЛАСАНЯН СЮНЕ АШОТОВНА

магистрант, Институт сервиса, туризма и дизайна (филиал) Северо-Кавказского федерального университета, в г. Пятигорске,

e-mail: [email protected]

DOI 10.26726/1812-7096-2019-2-138-143 К НЕКОТОРЫМ ВОПРОСАМ ОРГАНИЗАЦИИ ЭТНИЧЕСКОГО ТУРИЗМА В КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕСИИ

Аннотация. Объектом исследования является туризм как вид экономической деятельности в Карачаево-Черкесской Республике. Цель исследования: определить потенциал развития этнического туризма на территории республики, предложить комплекс мероприятий, способствующих привлечению инвестиций и расширению туристского потока в республике. Авторами в ходе проведенного исследования были применены как общенаучные методы, такие как анализ, классификация, моделирование, аналогия, абстрагирование, так и специальные научные методы (социальное наблюдение, метод экспертных оценок). Результатом исследования стал разработанный авторами список рекомендаций по развитию и популяризации этнического туризма в регионе. Рекомендовано провести широкомасштабную рекламу туристских объектов; турпредприятия республики должны направить свои усилия на создание новых турпродуктов, прославляющих регион, разрабатывать туры для разного контингента туристов с этнической тематикой; осуществлять целенаправленную подготовку и переподготовку горных спасателей, инструкторов, экскурсоводов, гидов-переводчиков, располагающих сведениями об этническом туризме; провести комплексную оценку объектов турпоказа, провести кадастр этнографических экспонатов; изучить и применять на практике опыт зарубежных стран по развитию и использованию этнографического туризма.

Ключевые слова: туризм, Карачаево-Черкессия, этнический туризм, СКФО, историко-культурное наследие, культура, народы Северного Кавказа.

UZDENOVA SONIA BAIMURZAEVA

D. PED.Professor, Department of Tourism and hotel business, Institute of service, tourism and design (branch) of the North Caucasus Federal University in Pyatigorsk,

e-mail: [email protected]

MENYAYLOVALEXANDER ALEXANDROVICH

PhD, associate Professor, Department of tourism and hotel business, Institute of service, tourism and design (branch) of the North Caucasus Federal University in Pyatigorsk,

e-mail: [email protected]

BALASANYAN SYUNE ASHOTOVNA

graduate student, Institute of service, tourism and design (branch) North Caucasus Federal University, Pyatigorsk, e-mail: [email protected]

ON SOME ISSUES ON ORGANIZING ETHNIC TOURISM IN KARACHAY-CHERKESSIA

Abstract. The purpose of the study is to investigate the role of the tourism as a type of the economic activity in the Karachay-Cherkessia Republic namely to identify the potential for developing ethnic tourism in the Republic and to propose a set of measures that support to attracting investment and increasing the tourist flow in the Republic. The authors relied on both general scientific methods such as analysis, classification, modeling, analogy, abstraction, and specific scientific methods (social observation, expert opinion assessment method). The result of the study has been a list of recommendations designed by the authors promoting ethnic tourism in the region. It is recommended to carry out large-scale advertising of tourism sites and/or amenities; tourism enterprises of the Republic need to channel their efforts to create new tourism products that stress the advantages of the region, design tours and/tour packages for different groups of tourists that have ethnic elements; conduct targeted training and retraining of mountain rescuers, instructors, guides, interpreters by providing information on ethnic tourism; to conduct a comprehensive assessment of the tourism amenities, to create an inventory on ethnographic exhibits; to study and apply the practice utilized by foreign countries on developing and promoting ethnic tourism. Keywords: Tourism, Karachay-Cherkessia, ethnic tourism, NCFR, historical and cultural heritage, culture, nations of the North Caucasus

Этнический туризм - одно из направлений туризма, имеющее ярко выраженные этнические, языковые и культурные составляющие [1]. Он подразделяется на два вида - традиционный и ностальгический. Он может быть приурочен и к познавательному, археологическому, ностальгическому, культурно-гастрономическому, событийному туризму, вместе с тем это замечательный вид отдыха, когда можно познакомиться с народными обычаями и ремеслами, бытом и традициями, с историей и творчеством коренного населения и др. Этнический тур позволяет туристам не только узнавать об особенностях определенной этнической группы людей, но и изучать то, как они живут, особенности культуры, предметы быта и т. д.

Россия обладает громадным потенциалом для развития всех видов туризма, и в частности этнического туризма. Это необъятные просторы, богатое историческое и культурное наследие городов, аулов, сел, поселков, деревень, стойл и др.

В богатой истории России в разные времена оставили свои следы древние скифы и славяне, викинги, половцы, греки, генуэзцы, монголо-татары, шведы, тевтонцы и др., их потомки унаследовали внешность, веру, разные культуры, языки и традиции и др. Это делает современных россиян и граждан других государств интересными друг другу, стимулирует развитие этноту-ризма. Его можно отнести к элитарному, а не массовому туризму.

Уникальное историко-культурное наследие, берущее свое начало от нартов, викингов, древних славян, половцев, гуннов, скифов и других племен и народов до современников, интересен для людей самых разных научных увлечений. Наличие в определенных районах географических, этнографических, культурно-исторических, природных артефактов является стимулом для развития этнотуризма, позволяющего соприкоснуться с местами, где проживали их праотцы, деды, т. е. имеют кровные связи с землями, на которые едут. Или они сами давно покинули родные пенаты и решили вспомнить далекое прошлое, свое юношество, прежнюю жизнь, поэтому иногда этнотуризм называют ностальгическим.

Историй миграционных этапов и причин переселения народов, проживающих на территории нашей страны, множество. За время существования государства были разные причины: вынужденные, добровольные, экономические, военные, политические, религиозные, бытовые, природно-климатические и др. Люди всегда искали лучшей жизни в других странах и континентах.

В основном этнический туризм строится на интересе туристов к далекому прошлому, т. к. позволяет ознакомить путешественников с неповторимым миром и своеобразием этносов. Предпочитающие познавательный туризм туристы получают возможность почувствовать единение с природой, ознакомиться с национальными нормами и правилами поведения и др.

Объектами турпоказа в этнотуре могут быть старинные построения, затейливые сооружения. Культура и самобытность народа познается через участие в проведении мастер-классов по уходу за домашними и дикими животными, ознакомление с особенностями быта, участие в проведении народных гуляний, уникальных праздников, гастрономию, свадебные обряды, связанные с рождением первенца, первого шага и др. Не просто созерцание, но и непосредственное участие в процессе изготовления народных игрушек, предметов быта, традиционной народной одежды, народного рукотворчества (ковроткачество, шитье из овчины верхней одежды, выделывание кожи, валяние шерсти, изготовение сукна, бурки, вязание одежды крючком, спицами и др.). Изучение фольклора с ярко выраженной этноязыковой культурной составляющей, неповторимого говора, преданий, сказаний, легенд поможкт лучше узнать «душу» народа, его менталитет и жизненные ценности.

При проведении этнотура можно организовать маршрут по следам литературных героев, связанный с биографией замечательных людей, и др. Происходит соприкосновение с подлинной жизнью народов, населяющих данную местность. Такой вид этнического туризма еще называют внутренним или экскурсионным.

Стремление современного человека к самоидентификации требует от него выхода из унифицированного мира, поиска и изучения своих этнических корней. Ему необходимо это для того, чтобы почувствовать себя особенным, обладающим глубинной историей и собственными культурными корнями и особенностями. Изучение и осознание непохожести других культур и своих собственных этнических особенностей дает возможность составить полную картину многоцветного и многогранного мира народов и народностей, каждый из которых уникален и индивидуален.

При проведении этнотуров туристы должны проявлять культуру поведения, деликатное отношение к необычным и непривычным местным обычаям, одежде, пище. Их можно привлечь к пешим или конным прогулкам, оздоровительным мероприятиям, охоте, рыбалке, работе на семейной ферме, развитию животноводства, сельскохозяйственных работах (посадка и уход за овощами, сбор урожая, косьба травы) и др.

Унификация современного мира ведет к необратимым процессам, поэтому человек стремится к самоидентификации. Поиск, изучение и знание своих этнических корней позволяет прикоснуться к глубинным пластам истории, почувствовать себя частью неизведанного прошлого. Познание других культур и этнических особенностей расширяет кругозор, дает возможность понять некоторые особенности многогранного мира, народов и народностей, уникальных в своей индивидуальности. Этнический туризм содействует налаживанию более тесных связей, деловых обменов между представителями разных народов, включению их культуры в мировое культурное наследие.

Зачастую этнический туризм предусматривает посещение краеведческих и этномузеев, в которых воссоздаются условия жизни многовековой давности. Традиционно этнический туризм базируется на ознакомлении с культурой и бытом автохтонных народов, проживающих на данной территории.

Так, в сентябре 2017 года в аул Каменномост КЧР приехала научная экспедиция «По следам предков» из Казахстана, ее встречали джигиты на лошадях карачаевской породы и проводили гостей в дом Эдуарда Гочияева, который превратил свой дом буквально в горское подворье - своего рода этномузей. Для них был организован курманлык - праздничное чествование гостей. Их встречали девушки и юноши в национальных костюмах с хлебом и айраном, угощали национальными блюдами. Им продемонстрировали народные карачаевские танцы, игру на музыкальных инструментах, национальную одежду, предметы старины, быта и домашнюю утварь, одежду, старинную мебель, ручные мельницы, седла для лошадей, очажные цепи, кадки для сбивания масла, бытовые инструменты для выделывания шкуры и многое другое. Члены семьи Гочияевых их собирали на протяжении многих лет. Убранство комнат стилизовано под старину. У главы семейства Эдуарда Гочияева золотые руки, он собственноручно изготовил из дерева посуду по старинным образцам.

Представитель из Астаны - руководитель группы Сапар Исхаков - отметил, что в предметах быта, обрядах и обычаях казахов и карачаевцев есть много общего. Он рассказал, что цель их визита в республику -поддержка инициативы президента Казахстана о духовном возрожде-

нии тюркских народов, и их делегация собирается посетить 40 стран мира. Члены экспедиции - это историки, ученые. Они планируют провести встречи с коллегами, учеными, старожилами и жителями аулов с целью изучения и сохранения культурного наследия, традиций тюр-коязычных народов.

Они рассказали, что в Астане с 2005 года ежегодно проводится конкурс-фестиваль тюркских народов. В 2016 году в нем участвовали представители КЧР. В разных номинациях они заняли призовые места.

Совсем недавно на территории Карачаево-Черкесии на федеральной трассе, близ аула Сары -Тюз, найдены гробницы древних алан, археологи со всех уголков России приехали, чтобы участвовать в раскопках. Эти захоронения, по предварительным данным, датируются Х веком. Найдено много артефактов, необходимо эти экспонаты сделать доступными для арехеологов-профессионалов и широкой общественности.

Нынешний современник, несмотря на унификацию мира, пытается самоидентифицироваться, хочет узнать необычные, неизведанные факты о подлинной жизни народов, населяющих регион, найти и изучить родные корни, понять свою уникальность и особенность. Знание своих исторических корней, культурных традиций, а также истории, обычаев и особенностей других этносов и культур позволяют путешественнику составить четкую и единую картину многообразного мира народов, каждому из которых свойственна уникальная индивидуальность.

В последнее время этнографический туризм становится популярным наряду со спортивным, деловым, экстремальным и спортивно-оздоровительным видами туризма. Он выступает как ознакомительный туризм с объектами этнографии, позволяет узнать много нового из быта, традиций, нравов, обычаев и культуры народностей, живущих ранее или сегодня на посещаемой территории. Наряду с удовлетворением познавательных запросов туристов необходимо этнической туриндустрии обозначить основное направление своей работы по бережному использованию культурно-исторического наследия этносов, малых и больших народов.

В 2009 году был выпущен прекрасный фотоальбом «Чудесные уголки России: Карачаево-Черкесия. Чарующая красота гор», в который вошли 136 иллюстраций фотохудожников Там-биева Б. и Узденова У. (Ессентуки: Творческая мастерская БЛГ), такого рода альбомы могут выполнить роль эксклюзивного «подарка» для коллег на общероссийских и международных конгрессах и конференциях и одновременно послужить рекламой региона.

Карачаево-Черкесская Республика обладает огромным нераскрытым потенциалом для развития этнографического туризма. Необходимо предпринять следующее:

1. Провести широкомасштабную рекламу, доступную во всех санаториях, пансионатах, гостиницах, в аэропорту Кавказских Минеральных Вод, на железнодорожных вокзалах, развлекательных центрах, кинотеатрах, торговых центрах, ресторанах и магазинах республики, а также в стране и за рубежом создавать информационные версии и веб-сайты о регионе, которые будут иметь варианты на русском и английском языках. Информация должна быть доступна не только тем, кто лишь только планирует поездку в регион, но и уже приехавшим сюда. Это поможет оптимизировать затраченные расходы и повысить эффективность рекламы.

2. Турпредприятия республики должны направить свои усилия на создание новых турпро-дуктов, прославляющих регион, разрабатывать туры для разного контингента туристов с этнической тематикой. При формировании пакета и подготовке базы для приема туристов необходимо подготовить профессиональных гидов, экскурсоводов, сотрудников музеев, заповедники, охраняемые природные территории, а также и местных жителей, которые должны владеть основами ведения малого и среднего турбизнеса. Все это вместе взятое является необходимым условием успешности этнического туризма.

3. Работать над увеличением выпуска качественных научно-обоснованных материалов об историко-культурном и этнографическом прошлом и настоящем республики, которые могут использоваться в работе гидов-переводчиков и экскурсоводов.

4. Во всех образовательных учреждениях республики включить краеведческие и этнографические материалы, чтобы любой школьник мог рассказать гостям республики о достопримечательностях.

5. Осуществлять целенаправленную подготовку и переподготовку горных спасателей, инструкторов, экскурсоводов, гидов-переводчиков, располагающих сведениями об этническом

туризме.

6. Провести комплексную оценку объектов турпоказа, провести кадастр этнографических экспонатов. Издать путеводитель по КЧР. Издать сборник легенд Северного Кавказа.

7. Изучить и применять на практике опыт зарубежных стран по развитию и использованию этнографического туризма.

8. Проводить планомерные фундаментальные исследования по развитию этнографического туризма в регионе.

9. Проводить курсы повышения квалификации на всех уровнях для работников сферы гостеприимства и туризма.

Этнотуризм должен стать коммерчески жизнестойким, местное население должно быть задействовано и материально простимулировано. Каждый житель республики обязан беречь и преумножать местные культурно-исторические достопримечательности и развивать традиционную культуру.

Литература

1. Амирова З. Б. Инфраструктура туризма и гостеприимства: учебное пособие / З.Б. Амирова. - М.: Альтаир-МГАВТ, 2014 г. - 85 с.

2. Баранов А. С. Информационно-экскурсионная деятельность на предприятиях туризма: учебник / А. С. Баранов, И. А. Бисько; под ред. Е. И. Богданова. - М.: ИНФРА-М, 2012. - 384 с.

3. Безопасность туризма: учебник /А. Г. Бобкова, С.А. Кудреватых, Е.Л. Писаревский; под общ. ред. д-ра юрид. наук Е.Л. Писаревского. -М.: Федеральное агентство по туризму, 2014. - 272 с.

4. Боголюбова С. А. Эколого-экономическая оценка рекреационных ресурсов: учебное пособие / С. А. Боголюбова. - М.: Академия, 2009. - 256 с.

5. Валеева Е. О. Современные технологии организации туристской деятельности: учебное пособие / Е.О. Валеева. - СПб.: Троицкий мост, 2015. - 194 с.

6. Васина С. М. Технологии туристско-рекреационного проектирования и освоения территорий: учебно -методическое пособие / С. М. Васина. - Йошкар-Ола: ПГТУ, 2014. - 72 с.

7. Гиниева С. Б., Долженко Р. А. Современные подходы к формированию и использованию кадрового резерва в организации //Достойный труд - основа стабильного общества. Сборник статей VIII Международной научно-практической конференции. - 2016. - С. 44-50.

8. Кошкина В. К. Проблема формирования и подготовки кадрового резерва современной компании как элемент стратегического управления // Человеческий капитал. - 2016. - № 4 (88). - С. 51-53.

9. Меняйлов А. А., Костенко К. С. Кадровый резерв и его формирование //Научно-технический прогресс как фактор развития современного общества. Сборник статей Международной научно-практической конференции. - 2018. - С. 69-73.

10. Меняйлов А. А. Роль национального менталитета в формировании гостиничного продукта // Вестник Академии знаний. - 2018. - № 5 (28). - С. 272-276.

11. Назаркина В. А. Виды и тенденции развития туризма: учебное пособие / В. А. Назаркина, Ю. О. Владыкина, Е. Ю. Воротникова, О. С. Комарова, С. С. Малетин. - Новосибирск: НГТУ, 2014. - 235 с.

12. Рыкун Г. Н. Устойчивое развитие - основа формирования нового туристского мировоззрения в регионе // Научное наследие. Ф. А. Щербины: казачество и история Кавказа - сборник материалов XVIII Международной научно-практической конференции. - 2018. - Краснодар: Академия маркетинга и социально-информационных технологий. - ИМСИТ. - С. 224-229.

13. Тетушкин В. А. Сервисная деятельность: основные понятия и современные проблемы (региональный аспект): учебное пособие [Текст] / В. А. Тетушкин. - Тамбов : Издательство ФГБОУ ВПО «ТГТУ», 2015. - 125 с.

14. Трусова Н. М. Туризм: междисциплинарный аспект: конспект лекций / Н. М. Трусова, С. А. Мухаме-диева, Ю. В.Клюев. - Кемерово. КемГУКИ, 2015. - 171 с.

References:

1. Amirova Z. B. Infrastructure tourism and hospitality: a training manual / B. Z. Amirov. - M.: Altair-MGAVT, 2014, 85p.

2. Baranov A. S. Information and excursion activities at the enterprises of tourism: the textbook / A. S. Bara-nov, I. A. Bisko; ed. by E. I. Bogdanov. - M.: INFRA-M, 2012. - 384 p.

3. Tourism safety: textbook / A. G. Bobkova, S. A. Kudrevatykh, E. L. Pisarevsky; under the General ed. Dr. Jurid. Sciences E. L. Pisarevsky. - Moscow: Federal Agency for tourism, 2014. - 272 p.

4. Bogolyubov S. A. Ecological-economic assessment of recreational resources: textbook / S. A. Bogolubov. -Moscow: Academy, 2009. - 256p.

5. Modern technologies of the organization of tourist activity: textbook / E. O. Valeeva. - SPb. : Trinity bridge, 2015. - 194 p.

6. Vasin S. M. Technology of tourist and recreational design and development: textbook / S. M. Vasin. - Yosh-kar-Ola: PGTU, 2014. 72 p.

7. Genieva B. S., Dolzhenko R. A. Modern approaches to the formation and use of personnel reserve in the organisation // Decent work - the basis of a stable society. Collection of articles VIII International scientific-practical conference. - 2016. - P. 44-50.

8. Koshkina V. K. the Problem offormation and training ofpersonnel reserve of a modern company as an element of strategic management. Human capital. - 2016. - № 4 (88). - P. 51-53.

9. Menyailov A. A., Kostenko K. S. Personnel reserve and its formation // Scientific and technical progress as a factor in the development of modern society. Collection of articles of the International scientific-practical conference. - 2018. - P. 69-73.

10. Menyailov A. A. the Role of the national mentality in the formation of the hotel product. Bulletin of the Academy of knowledge. - 2018. - № 5 (28). - P. 272-276.

11. Nazarkina V. A. Types and trends of tourism development: textbook / V. A. Nazarkina, Yu. O. vladykina, E. Yu. Vorotnikova, O. S. Komarova, S. S. Maletin. - Novosibirsk: NSTU, 2014. - 235 p.

12. Rykun G. N. Sustainable development is the basis for the formation of a new tourist Outlook in the region // Scientific heritage. F. A. Shcherbina: Cossacks and the history of the Caucasus - proceedings of the XVIII International scientific and practical conference. - 2018. - Krasnodar Academy of marketing and socially-information technologies. - IMSIT. - P. 224-229.

13. Tetushkin V. A. Service activity: basic concepts and modern problems (regional aspect): textbook [Text] / V. A. Tetushkin. - Tambov : Publishing house FGBOU VPO TSTU,"2015. 125p.

14. Trusov N. M. Tourism: interdisciplinary aspects: the abstract of lectures /N. M. Trusov, S. A. Muhamadie-va, Y. V. Klyuyev. - Kemerovo. Kemguki, 2015. - 171 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.