Научная статья на тему 'Развитие этической системы в интересах российского предпринимательства'

Развитие этической системы в интересах российского предпринимательства Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
212
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / РОССИЙСКОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ЭТИКА РОССИЙСКОГО БИЗНЕСА / ФОРМИРОВАНИЕ ЭТИЧЕСКИХ НОРМ / КОДЕКС ЧЕСТИ РОССИЙСКОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Волохова Н.В., Девдариани Н.В.

Рассмотрены проблемы развития этической системы российского предпринимательства, вопросы социокультурной и этической регуляции деятельности, получившей широкое распространение на Западе. Исследована философско-этическая составляющая поведения современного предпринимателя. Обоснована необходимость его нормирования на примере Кодекса чести российского предпринимателя, принятого Ученым советом Российского государственного торгово-экономического университета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие этической системы в интересах российского предпринимательства»

УДК 334:17

РАЗВИТИЕ ЭТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ В ИНТЕРЕСАХ РОССИЙСКОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

Н. В. ВОЛОХОВА, кандидат философских наук, заместительдиректора по науке Е-таИ:уо!па-8Ьа@гатЫег.ги

Н. В.ДЕВДАРИАНИ,

кандидат философских наук, руководитель Учебного центра развития предпринимательства E-mail:nata5375@ramЫer.ru Курский филиал Российский государственный торгово-экономический университет

Рассмотрены проблемы развития этической системы российского предпринимательства, вопросы социокультурной и этической регуляции деятельности, получившей широкое распространение на Западе. Исследована философско-этическая составляющая поведения современного предпринимателя. Обоснована необходимость его нормирования на примере Кодекса чести российского предпринимателя, принятого Ученым советом Российского государственного торгово-экономического университета.

Ключевые слова: этическая система, российское предпринимательство, этика российского бизнеса, формирование этических норм, Кодекс чести российского предпринимателя.

Если известно, что человек всегда платит точно к установленному сроку, то он всегда может занять у своих друзей деньги, которые им в данный момент не нужны.

Б. Франклин

С началом радикальных перемен 1990-хгг. Россия вступила в этап своего развития, характеризующийся нестабильностью жизнедеятельности всех отраслей, сфер, служб, граждан; хаотичностью, необдуманностью, нецелесообразностью предпринимаемых мер, развалом системы ценностей, общим упадком нравов и др. Можно назвать ряд последствий этого.

Во-первых, углубляется обособленность интересов, утверждается индивидуальный и групповой эгоизм. Это проявляется в следующих явлениях:

• конкуренция между социальными группами и индивидами имеет зачастую дикие по меркам цивилизованного общества формы;

• борьба за существование с использованием антигуманных, в том числе самых коварных и жестоких приемов, включая международный терроризм и экстремизм;

• подчинение государственной политики интересам частного капитала;

• использование средств массовой информации (СМИ) в целях рекламы и культивирования низменных страстей, разжигания враждебности между людьми, народами, субъектами государства на почве национальных, религиозных, этнокультурных и иных различий. Во-вторых, всеобщая меркантилизация интересов достигла гиперболических размеров. Общественные связи пронизываются материальными интересами, деньги принимают вид универсального мерила богатства и личного успеха. Стремление к обогащению становится нормой поведения для многих людей. Вместе с тем обогащение одних ведет к обеднению других и обострению социальных противоречий. Иерархия имущественных положений в значительной степени предопределяет иерархию жизненных стремлений и интересов, искажая

нравственные основы разумного существования и прогрессивного развития.

В-третьих, изменяется характер распределительных отношений, а в налаживании новой системы возникает немало трудностей. Они связаны и с ограниченностью материальных ресурсов, и с хозяйственными неполадками, и с проблемой оптимального сочетания разных начал в организации потребления и др. [7].

Все общественные подсистемы современной России образуют, по мнению авторов, переходную модель. Соответственно это находит отражение и в предпринимательской среде, в тех нормах и принципах, которые там вырабатываются и закрепляются. Они представляют собой своеобразный конгломерат стереотипов поведения, перешедших из эпохи тоталитарной и авторитарной экономики, заимствований из западной деловой культуры и не вполне оформившихся «правил игры», еще только складывающихся в процессе перехода к подлинно рыночной экономике.

Вот почему рассмотрение с позиций отечественной истории и практики вопроса формирования этики предпринимателя является закономерной задачей. Упомянутые стереотипы и нормы экономического поведения в годы советской эпохи подверглись такому разрушению, что было бы трудно надеяться на их реанимацию и продуктивное использование. Есть сомнения и по поводу строительства новых морально-этических норм на базе религиозных представлений с помощью и при содействии церкви. Хотя уже существует Этический кодекс православного предпринимателя, в создании которого принимали участие представители РПЦ [5]. Предприниматель в своем этическом мышлении и поведении основывается на учении Церкви, Священного писания. Можно, конечно же, найти основы трудовой морали в православных традициях, но, учитывая значительную политическую ангажированность церкви и ее пока еще недостаточно сформировавшийся моральный авторитет, напрашиваются определенные сомнения по поводу полной ориентации российских предпринимателей в своем хозяйственном поведении нарелигиозные постулаты. Кроме того, сказывается и то обстоятельство, что постоянная борьба внутри политической элиты страны препятствует широкому общественному диалогу по вопросу формирования общероссийской национальной идеи, не способствует воспитанию уважительного отношения к власти со стороны граждан.

Проблема этики российского бизнеса пока не стала предметом серьезного и глубокого изучения

со стороны серьезных исследователей и специалистов. Научные публикации в этой области, которые стали появляться в последнее время, достаточно малочисленны. Это особенно видно на фоне того огромного внимания, которое уделяется этическому обеспечению развития предпринимательства во многих зарубежных странах.

Предпринимательство — общедоступный вид деятельности. Согласно российскому закону предпринимателем может быть любой гражданин [1]. Однако далеко не все, кто имеет право стать предпринимателями, могут ими стать. Чтобы быть преуспевающим бизнесменом, нужны способности, знания, умения, энергия, природный дар. Без этого можно достичь только сиюминутной удачи, которая сменится потерями, провалом, а то и вовсе банкротством. К тому же надлежит знать, что подлинное предпринимательство — это не легкая добыча денег (стрижка купонов), а повседневный тягостный изнурительный труд. Вот как характеризует карьеру и участь предпринимателя философ В. Богачев: «Предприниматель — это бедолага и вечный должник; неуемный оптимист, добровольно избравший для себя жизненную карьеру, в которой ему не раз придется сменить объект и, может быть, сферу хозяйствования, вероятно, разориться и вновь пытаться встать на ноги; немилосердный самоэксплуататор без нормированного рабочего дня и отпусков, не позволяющий себе даже при успешном ходе дел тратить на собственное потребление больше, чем квалифицированный наемный рабочий» [9].

Любому обществу, особенно развивающемуся, всегда нужны были энергичные, деловые люди, способные образовать слой предпринимателей. Желательно, чтобы люди, выбравшие эту область деятельности, имели к ней предрасположенность. Предпринимательство — это не только профессия, призвание, даже свойство души или врожденная склонность, но еще и особый образ мыслей, поведения, стиль. Среда функционирования предпринимателя — рынок. Но рынок это не просто некоторое множество продавцов и покупателей определенного товара, продукта или услуги, это сложнейшая система взаимоотношений. Отношения с чиновниками, с представителями власти, с конкурентами и партнерами являются одним из острых вопросов современной российской деловой жизни. Конечно, многие вопросы регулируются законами и иными нормативными актами, и чем более развитой является рыночная экономика, тем полнее и продуманнее такого рода законодатель-

ство. Но взаимоотношения людей в сфере предпринимательства регулируются и неписанными законами рынка, так называемой этикой бизнеса.

Существуют две основные точки зрения на соотношение общечеловеческих этических принципов и этики бизнеса:

1) правила обычной морали к бизнесу относятся в меньшей степени. Эта точка зрения соответствует концепции так называемого этического релятивизма, согласно которой для каждой референтной группы (т. е. группы людей, на мнение которых о своем поведении ориентируется данный субъект) характерны свои особые этические нормы;

2) этика бизнеса основана на всеобщих универсальных этических нормах, которые конкретизируются с учетом специфической социальной роли бизнеса в обществе.

Постсоветская перестройка культуры шла в направлении освобождения индивидуалистических, прагматических и «достижительных» мотиваций и ослабления государственного начала. Целью этой перестройки было восстановление и развитие частной хозяйственной инициативы. Индивид, свободное самовыражение которого резко противопоставлялось государственной советской централизации, воспринимался как главный субъект будущего экономического прогресса. Последовавший формальный уход государства из многих, в том числе и стратегически важных для народного хозяйства и социальной сферы отраслей экономики, породил дезорганизацию и упадок централизованного планового народного хозяйства. Однако не повлек за собой реального освобождения хозяйствующего индивида от бюрократических структур и властных отношений. Еще одной преградой на пути постсоветского обновления общества рассматривался традиционный коллективизм. Из-за его дискредитации и разрушения в первую очередь пострадала срединная культура, стала распадаться ткань повседневной жизни — межличностные связи и отношения, психологический климат на производстве и в быту. В условиях, когда нет достаточной нравственной и культурной легитимизации частной инициативы и индивидуального успеха, распад коллективизма обостряет социальные антагонизмы, а быстрое имущественное расслоение общества порождает зависть и взаимное неприятие разных социальных групп.

В социальном плане постсоветский индивидуализм предстает как отрицание любых социальных связей и организации, как утрата представлений об общих интересах и целях, о позитивных уни-

версальных ценностях и нормах. Это индивидуализм людей, которые вдруг осознали, что им рассчитывать не на кого, кроме себя. В течение нескольких лет россияне, имеющие склонность к самостоятельной деловой активности, не могли стать предпринимателями. В современной России все больше людей вовлекается в бизнес, начиная с собственного небольшого дела. Если в России в 1960-егг. ежегодно регистрировалось в среднем примерно 130тыс. фирм, в 1970-е — 220тыс., в 1980-е — 350тыс.,тов 1990-егг. ежегодно возникало в среднем до 600тыс. фирм [6].

Причина этого явления видится в результате действия ряда факторов. Во-первых, технического прогресса и стремительного производства техники для индивидуального пользования. Повысились роль информатизации общества и значимость информационных услуг. В то же время произошло усложнение индивидуальных и общественных потребностей людей, что повлекло рост производства товаров, направленных на удовлетворение многообразия потребностей покупателя. И именно предпринимательство с его гибкостью и быстрым реагированием оказалось способным реагировать на общественные запросы общества, что в свою очередь расширило сферу предпринимательской активности и дало миру множество инноваций. В связи с тем, что экономика начинает характеризоваться все в большей степени процессом создания и распространения разнообразных новшеств во всех ее сферах, среди движущих сил экономического роста значительно возрастает роль невещественных условий. Предпринимательство выросло из мелкого бизнеса. Он и сегодня способствует культивированию и распространению предприимчивости, без которой не может быть полноценной рыночной экономики.

Предпринимательство — это не обычная, рядовая деятельность, а творческая активность, необходимая тем, кто занимается бизнесом. У предпринимателей — особая этика и даже особое мировоззрение, что позволяет говорить о своеобразной философии предпринимательства.

Безусловным является тот факт, что культурные условия оказывают большое влияние на формирование этических норм российских предпринимателей. Есть очень подходящее, на взгляд авторов, но не общепринятое определение культуры, данное американским социологом Э. Шайном: «Культура— это сумма решений, которые народ или группа народов нашли в ходе своего эволюционного развития, или которые они открыли, изучая жизнь. Эти

решения позволяют им приспособиться к внешним влияниям и к внутренней интеграции» [2].

О формировании этических норм современных российских предпринимателей необходимо сказать подробнее. Большинство предпринимателей России — молодые люди в возрасте от 25 до 38 лет. 85 % предпринимателей имеют законченное высшее образование, как правило — техническое. Их моральные нормы формировались в условиях ломки традиционных ценностей нашей страны и ее криминализации. В этих условиях многие молодые люди мечтали стать предпринимателями и были готовы не считаться с моральными ограничениями ради получения больших и скорых денег. Опрос был проведен Институтом социологии РАН в 1995 г. (участвовали 315 респондентов: мелких и средних предпринимателей в трех регионах страны — Владивостоке, Новосибирске и Калмыкии) [10]. Результаты этого исследования представлены в таблице.

Анализ данных табл. 1 подтверждает: предприниматели, занятые в малом и среднем бизнесе, признают, что большинству из них приходится:

• скрывать часть дохода от налогообложения —

78%;

• подкупать должностных лиц — 61%;

• говорить неправду в интересах своего дела —

70%.

В то же время мало кто пойдет на подделку документов (41 % высказали это убеждение); еще меньшее число предпринимателей, по мнению респондентов, готово совершить крупное уголовное преступление в отношении конкурентов (так утверждали 69 % респондентов).

Как проявляются этические нормы предпринимателей в деловых отношениях? Российский бизнес сегодня — это преимущественно социально безответственный бизнес, не преодолевший покав себе примитивную алчность и нравственную неразборчивость.

Наиболее существенными формами проявления подобного рода этических норм современных предпринимателей в их деловых отношениях с партнерами являются:

• смешивание личных и деловых отношений;

• ненадежность, безответственность — еще одно проявление сегодняшних этических установок предпринимателей. У предпринимателей отсутствует внутренняя мотивация к соблюдению договора (письменного или устного), они легко отказываются от своих обещаний, что породило спрос на специалистов особого рода по выбиванию долгов, т. е. обещанных денег в пользу пострадавших предпринимателей. Современные этические нормы российских

предпринимателей ведут к тому, что большинство из них в деловых отношениях демонстрируют качества «акул» [8]. В соответствии с этической ориентацией у этих предпринимателей сформировалось мировоззрение, которое характеризуется следующими принципами:

• для этого типа предпринимателей люди — лишь средство для достижения целей;

• общество для них — это сборище людей, которые принимают законы, причем, одни из этих законов полезны, другие — вредны. Последние такие предприниматели нарушают во всех случаях, когда можно избежать наказания. Свою деятельность «акула» считает основой и источником его власти в мире, средством его защиты от людей и общества;

• цель жизни предпринимателя- «акулы» определяется принципом: «Живу для самого себя. Стремлюсь жить, как можно лучше»;

• средства для достижения целей. Для «акулы» хороши все средства и способы. Моральный выбор для этого типа предпринимателей целиком определяется материальной выгодой. Одна из исследователей этической составляющей бизнесмена Марион Денхофер сказала: «Если не удастся достичь минимального общественного согласия по этическим нормам поведения граждан, то эта система найдет свой конец в практике «хватай, сколько можешь». Наше общество все больше, к сожалению, ориентируется на этот принцип в своихдействиях [4].

Мнение респондентов о моральном облике знакомых предпринимателей, в%к опрошенным

Какая часть знакомых Вам бизнесменов может: Почти все Большинство Меньшинство Очень мало Нет ответа

Говорить неправду в интересах своего дела 24 46 16 12 2

Скрывать часть дохода от налогообложения 45 33 8 11 3

«Подставить коллегу» 4 20 42 31 3

Эксплуатировать вне всякой меры чужой труд 7 22 34 31 3

Взять то, что «плохо лежит» 5 25 29 33 7

Подкупить должностное лицо 21 40 20 13 6

Подделать документы 3 17 33 41 6

Пойти на крупное уголовное преступление в отношении конкурента 1 5 17 69 8

Этика предпринимательства не может возникнуть по желанию. Ее формирование — сложный и длительный процесс, в котором участвуют прежде всего сами предприниматели, а также различные институты государства, СМИ и т. д. Речь идет о создании необходимых предпосылок для интенсификации этого процесса, придании ему определенной идейной направленности, так как обществу далеко не безразлично, какие нравственные принципы лягут в основу идеологии бизнеса.

Правила рыночной игры, этический кодекс, нормы поведения предпринимателя становятся в нашей стране действительностью. Конечно, жаль, что зачастую несоблюдение российскими коммерсантами этических норм вызывает недоверие потенциальных клиентов, как отечественных, так и западных.

Предпринимательская деятельность, на взгляд авторов, должна основываться на Этическом кодексе коммерсанта, постулатами которого являются:

• убежденность в полезности собственной деятельности не только для себя, но и для общества;

• вера в бизнес, расценивание его как привлекательное творчество, отношение к бизнесу как к искусству;

• признание необходимости конкуренции, но и понимание необходимости сотрудничества;

• уважение любой собственности, государственной власти, общественных движений, социального порядка, законов;

• признание профессионализма и компетентности как особой ценности;

• стремление к инновациям;

• осознание собственной ответственности за принятые решения и др.

Предприниматель должен стремиться к созданию собственного имиджа, соблюдать этикет. Он должен ясно осознавать, что такие черты поведения, как вежливость, тактичность, деликатность необходимы не только для «умения вести себя в обществе», но и для обыкновенного житейского бытия. К примеру, в одном из старейших вузов нашей страны — Российском государственном торгово-экономическом университете — разработан и принят Ученым советом 12.04.2009 Кодекс чести российского предпринимателя [3]. Этот факт свидетельствует о реальном пути решения проблемы, который можно обозначить в регламентации поведения отечественного предпринимателя.

Предприниматель — это определенный инструментарий, но тем не менее следует помнить о том, что его мораль воплощается в осознании им своего

особого социального статуса, своей роли и места в системе экономико-управленческих отношений и в обществе в целом. Размышления на данную тему являются осознанной необходимостью принятия подобного Кодекса на самом высоком уровне.

В России, где переход к постиндустриальному способу производства осложняется процессами модернизации и социокультурной трансформации, морально-этический аспект организации и ведения бизнеса на всех его уровнях приобретает особое значение. Актуальность данного вопроса в экономическом аспекте обусловлена тем, что все формы предпринимательской этики, их разработка и внедрение связаны со значительными затратами ресурсов. Предприниматели нуждаются в ориентирах для выбора форм и показателей активности в данной сфере.

В научном аспекте разработка данной проблемы связана с недостаточной изученностью комплекса вопросов предпринимательской этики в рамках экономической теории. Решение, на взгляд авторов, кроется в междисциплинарном подходе со стороны философов, социологов, культурологов, историков и, конечно, экономистов.

Список литературы

1. Гражданский кодекс РФ. Ч. 1—2. //URL: http: www. gzkodeks. га.

2. Зарубина Н. Н. Без протестантской этики: проблема социокультурной легитимизации предпринимательства в модернизирующихся обществах// Вопросы философии, 2001. № 10. С. 48.

3. Кодекс чести российского предпринимателя // URL: http: //www. rsute. ru.

4. Маслов Б. И. Менеджмент в эпоху глобализации: сб. статей. М.: Макс Пресс, 2009. 208 с.

5. Новая версия Этического кодекса православного предпринимателя // URL: http: www. bs31. narod. ru/bzl. htm.

6. Современный бизнес / под ред. В. Е. Хруцкого. М.: Финансы и статистика, 2001. С. 148.

7. Соколов В. М. Социология морали—реальная или гипотетическая? // Социс, 2004. № 8. С. 79.

8. Условия современного предпринимательства в России//URL: http: www. hppt://market-pages. ru/upravlenieperson/8.html.

9. Экономика и бизнес: теория и практика предпринимательства / под ред. В. Власовой. М.: Начала-Пресс, 2001. С. 140.

10. Этика современных предпринимателей // URL: http: market-pages.ru/upravlenieperson/8.html.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.