УДК 159.9.17.022.1 Л. М. Котенко
Вестник СПбГУ. Сер. 12. 2011. Вып. 4
ЭТИЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ РОССИЙСКИХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ В ЭПОХУ ЭКОНОМИЧЕСКИХ И СОЦИАЛЬНЫХ РЕФОРМ ОБЩЕСТВА
25 лет российское общество осуществляет переход на рыночный путь развития. Понятия «капитализм» и «бизнес» неразрывно связаны между собой, поскольку главной их целью является максимальное увеличение прибыли и материального благосостояния. «Вusmess» — это «дело», «постоянное занятие», то, что человек умеет делать хорошо, что обменивает на денежный эквивалент, в чем делится своими навыками с другими. Занятие своим делом предполагает обязательное наличие этической составляющей, ведь если предприниматель что-то сделает плохо, его клиентам это не понравится, а значит, пострадает и его репутация честного и добросовестного человека. Этические ценности во многом определяют нравственно-духовную сущность человека, являются одной из важнейших составляющих категории «личность».
С. Л. Рубинштейн отмечал, что «иерархия ценностей задает жизненные ориентиры личности, формирует отношение к ведущим сферам человеческого бытия, в том числе к сфере трудовой деятельности» [1, с. 384]. И в бизнесе, по словам Е. К Завьяловой и С. Т Посоховой, «ценностные ориентации и мотивы играют ключевую роль на всех этапах предпринимательской деятельности, начиная с поисков бизнес-идеи и завершая коррекцией результатов» [2, с. 77]. Опираясь на фундаментальные жизненные ценности, предприниматель выбирает сферу своих интересов и деятельности, если окружающая среда благоприятствует ему в свершении задуманного.
Этический аспект экономического поведения сегодня — одно из центральных звеньев всей жизни нашей страны, так как каждый член нашего общества так или иначе участвует в ее экономике. Пренебрежение этическими нормами и выбор ценностных ориентаций, направленных на индивидуальный успех, не только снижают уровень доверия между участниками рынка, но и угрожают стабильности экономического развития на уровнях как отдельного предприятия, так и всей страны. Глобализация, мировой финансовый кризис лишь усугубляют ситуацию и могут привести к дестабилизации всей мировой экономической системы, а также духовному обнищанию человечества. Сегодня в России особенно актуальна проблема этических норм представителей бизнеса, поскольку затяжной период перехода от социализма к капитализму разрушил традиционные для русской культуры регуляторы нравственного поведения, а искусственное насаждение западных норм этики в сфере бизнеса результатов не дает.
В настоящее время сложилась крайне неблагоприятная ситуация в смысле моральных качеств и поведения отдельных представителей российского бизнеса, что, несомненно, сказывается на развитии всей экономики и жизни страны. Коррупция распространена во многих сферах нашей жизни, взятки стали обычным явлением при решении вопросов на многих уровнях бытия россиянина. Сознание представителей молодого поколения, которые заимствуют образцы поведения представителей более
© Л. М. Котенко, 2011
старших, деформируется, разрушаются нравственные устои, безнравственные примеры в бизнесе влекут за собой вседозволенность в достижении личного успеха.
В решении вопросов, связанных с установлением этических норм и правил поведения в экономической сфере, воспитанием этического сознания у молодежи, обучением нравственному поведению молодых предпринимателей и менеджеров важное место должно отводиться и психологическим составляющим. Ведь если не знать и не понимать природу психологических механизмов, участвующих в формировании и реализации этических норм и поведения, не приходится ждать качественных изменений в этой сфере. Существует острая необходимость в изучении психологических компонентов морального экономического поведения, норм и ценностей предпринимателей России, стоящих во главе компаний, поскольку они подают пример как своим сотрудникам, так и всем молодым бизнесменам.
Установки, предубеждения, прошлый опыт и примеры формируют взгляды, характер и ценности индивида. Воспитание и социальная среда оказывают влияние на его поведение. «С социально-психологической точки зрения, этот профиль формируется в бесконечном, постоянном процессе согласования ценностей, а также социального обмена психологическими “товарами”: взаимными оценками, притязаниями и т. д., выяснениями “кто есть кто” и т. п. Основной итог обмена для личности или группы — репутация, “лицо”. Психологически кардинальное значение репутации, чести, достоинства и иных подобных явлений вытекает из стремления личности реализовать фундаментальную человеческую потребность в признании со стороны окружающих, значимых других. В плане деловых отношений репутация и честь — гаранты кредитоспособности» [3, с. 21].
В настоящее время понятие нравственности в отечественной психологии принято рассматривать как целеполагающий фактор, определяющий отношение к миру и к другому человеку, как важнейшую характеристику личности [1, с. 264].
Цель исследования — изучение этических ценностей предпринимателей и причин, побуждающих их нарушать этические нормы.
Предмет исследования — морально-нравственные ориентации московских и санкт-петербургских женщин-предпринимателей.
В контрольную группу вошли женщины-руководители государственных предприятий Санкт-Петербурга.
В исследовании были использованы опросные и проективные методики: анкета, методика Шварца, методика Менестер-Корзини, опросник САМОАЛ, проективная методика моделирования этически сложных деловых ситуаций.
Результаты исследования
На рисунке приведены данные, характеризующие выбор морально-нравственных ценностных ориентаций у той или иной группы исследуемых.
Сравнив ответы женщин-предпринимательниц из Москвы и Санкт-Петербурга, можно сделать следующие выводы (учтены и другие данные, не представленные в этой статье) о значимости для них определенных жизненных ценностей.
Женщины-предпринимательницы из Санкт-Петербурга (1-я группа) при выборе жизненных ценностей на первые места поставили моральное удовлетворение от работы, независимость, деньги для них — источник существования. Представительницы
100
90
80
70
60
50
40
1 23456789 10 11
Уровень выраженности морально-нравственных и ценностных ориентаций женщин-руководителей (в %).
Примечание:
І і — женщины-предприниматели (1-я группа, г. Санкт-Петербург);
і і — женщины-предприниматели (2-я группа, г. Москва);
— женщины-руководители государственных предприятий (3-я группа, г. Санкт-Петербург);
1 — «ожидание от работы материального вознаграждения»;
2 — «ожидание от работы морального удовлетворения»;
3 — «деньги — это необходимый источник существования»;
4 — «деньги — это средство достижения уверенности в себе»;
5 — «при выборе работы руководствовалась возможностью быть независимой»;
6 — «при выборе работы руководствовалась возможностью приносить пользу другим»;
7 — «принимаю решения, исходя из нравственных принципов»;
8 — «сталкивалась с вымогательством»;
9 — «смирилась с существующими условиями в бизнесе»;
10 — «работаю только для себя и своих близких»;
11 — «работаю для благополучия общества в целом».
2-й группы (Москва) указали материальное благосостояние, деньги как источник достижения уверенности в себе. Женщины-руководители государственных организаций (3-я группа) — деньги как средство достижения уверенности в себе, моральное удовлетворение от работы, возможность приносить пользу другим, работу для благополучия общества в целом.
Фактор престижности в ответах представительниц 1-й группы маловыражен, отмечены стремление к ценностям высокого духовного уровня: автономии, помощи обществу, моральному удовлетворению от работы, а также опора на совесть и нравственные ценности.
Во 2-й группе указаны престиж денег, материальная обеспеченность.
В принятии решений представительницы 1-й группы склонны руководствоваться нравственными принципами. Участницы исследования, вошедшие во 2-ю группу, — обстоятельствами и интересами компании.
Сравнивая результаты представительниц 1-й (предпринимательницы-петербурженки) и 3-й групп (женщины-руководители государственных организаций), можно сказать, что первые имеют более высокую самооценку, потому что для них деньги являются не средством достижения уверенности в себе, а источником существования. Они стали руководителями не потому, что реализовывали свое стремление к власти, управлению, а потому, что считают, что под их руководством достигается большая эффективность работы организации. Они свободолюбивы и независимы, что сказалось на выборе сферы их деятельности, требующей большой самостоятельности, независимости, активности и ответственности в принятии решений.
Таким образом, выборы морально-нравственных и ценностных ориентаций жен-щин-предпринимательниц из Санкт-Петербурга отличаются по степени выраженности и приоритетам не только от тех, которые были сделаны женщинами-руководителями государственных организаций, но и от выборов предпринимательниц из Москвы. Москвичек, занимающихся бизнесом, существенно отличает от предствительниц других групп стремление к материальным благам, к богатству как таковому, отсутствие выраженного желания приносить пользу обществу. Группы женщин-предприниматель-ниц и женщин-руководителей государственных организаций по структуре ценностей близки друг к другу, отличия проявляются в степени выраженности этих ценностей, среди которых ценности морального плана превалируют у женщин-руководителей государственных организаций.
Заключение
Зачастую бизнес ассоциируется с материальным обогащением, прибылью. Исследования отношения к деньгам в среде предпринимателей проводились психологами неоднократно. Люди, создающие свой бизнес, делают это в числе прочего и для улучшения материального благосостояния, получения прибыли.
Но существуют и другие цели деятельности бизнесменов. По словам Е. К Завьяловой. и С. Т Посоховой, «в реальности мотивационная роль денег далеко не однозначна. Для предпринимателя деньги, богатство — это скорее средства реализации своих планов, идей, что не исключает признания за деньгами также и средства поддержания высокого материального уровня. Практика свидетельствует, что те, кто, занимаясь предпринимательством, стремятся лишь к обогащению, долго в нем не задерживаются» [2, с. 78]. Эту точку зрения поддерживают и другие исследователи. Е. Б. Филинкова [4, с. 229] подчеркивает, что «деньги являются для предпринимателей, в первую очередь социальной ценностью, показателем превосходства, престижа, предметом гордости». Они больше, чем представители других групп, воспринимают деньги как фактор влияния на людей и форму власти. Одновременно бизнесмены испытывают большую зависимость от денег, являющихся для них фактором и безопасности, и независимости, а в конечном итоге — условием сохранения и развития дела. Поэтому предприниматели всегда контролируют свои деньги. Отличительной особенностью отношения предпринимателей к деньгам является и то, что они реже других групп используют деньги в качестве психотерапии и редко бросают деньги «на ветер» [5, с. 17].
Результаты исследования Е. Б Филинковой свидетельствуют о том, что социальная установка на деньги у предпринимателей выражена слабее, чем социальная установка на труд. Это означает, что в сравнении с трудом деньги не обладают столь же высокой
значимой ценностью. Деньги как ценность предпринимателю часто важны в качестве средства достижения своих целей.
Если мы рассматриваем отношения с деньгами и через деньги как этическую составляющую бизнеса, то, внимательно изучив этот аспект, можно увидеть, как нравственное сознание отдельно взятого предпринимателя проявляет себя в бизнесе и в жизни в целом.
Кризис 2008 года еще больше обострил проблему этических выборов у предпринимателей. А. В. Юревич пишет о том, что «западные аналитики давно подметили кризис лежавшей в основе раннего капитализма протестантской психологии с такими ее атрибутами как терпение, длительное ожидание результата, бережливость, откладывание денег на “черный день”, а также ее вытеснение “здесь-и-теперь-психологией”, имеющей прямо противоположные характеристики» [6].
Факты сегодня свидетельствуют о том, что большинство собственников бизнеса не верят ни в какие перемены к лучшему. Из 100 опрошенных нами в 2010 году только 2% предпринимателей Санкт-Петербурга оказались заинтересованными в деятельности, направленной на благосостояние нашей страны. А ведь одним из важных этических компонентов является моральный долг, забота о ближнем, патриотизм.
Исторически в тяжелые периоды русский народ становился более сплоченным, ибо психика подсказывала необходимость поддержки и обретения силы группы. В настоящее время этого не происходит. Эгоизм и ощутимый разрыв социальных слоев общества заставляет выживать в одиночку. По последним данным независимых российских экспертов, разрыв в уровне доходов между самыми богатыми и самыми бедными россиянами составляет 50 раз!
«Погоня за материальными благами, богатством и удовольствиями сделала человечество безнравственным» [7, с. 7]. Некоторых предпринимателей тяга к материальному богатству и гедонизм толкают на моральные преступления, им свойственна жажда наживы «здесь и сейчас» и только для себя. Состояние «временного» проживания в стране среди собственников бизнеса, когда не важны сохранение ресурсов, экологии, нет заинтересованности в процветании общества, стало встречаться чаще. Личность бизнесмена в таких условиях разрушается, поскольку парадокс заключатся в том, что только не занятая собственной персоной личность может достичь успеха, так как она открыта при этом условии для другого и отдает ему свои силы. Более того, «нравственная ориентация» в поступках и принятии решений — «путеводная нить» нормального развития, критерий и отражение психического здоровья [8, с. 15].
Наше исследование показало, что сегодня лишь 30% собственников, имеющих «стаж» в бизнесе более 10 лет, понимают, что соблюдение этических норм в бизнесе необходимо и является одним из условий достижения успеха. На их предприятиях уделяется внимание разработке этического кодекса, соблюдению его принципов и подбору сотрудников, разделяющих ценности организации. Они понимают также, что «главным средством преодоления эпохи глобализации становится качество. В понятии “качество” ключевое слово — добросовестность, а это категория нравственная» [9, с. 66-67].
В мировой практике менеджмента давно известно о созидающей роли этической составляющей в бизнесе. Три кита, на которых строится Настоящий бизнес, — Честность, Добросовестность и Качество. «Создайте свой бизнес на этих ценностях и вы на пути к успеху» [10, с. 23].
В кризисные и переломные моменты истории, когда экономика находится в состоянии упадка, многие люди бедствуют, система ценностей подорвана, ориентиры смещены, в деловом мире, как и везде, этическое измерение искажается и не включается в принятие решений. Рано или поздно предприниматели должны понять, что те, кто балансирует на грани, уподобляются игрокам в казино, и в конце концов терпят финансовый крах. Помимо того, что этичное поведение само по себе благо, оно еще и разумно: этичным быть — здоровым жить.
Литература
1. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1973. 384 с.
2. Завьялова Е. К., Посохова С. Т. Психология предпринимательства. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2004. 293 с.
3. Шихирев П. Н. Возможна ли этика бизнеса? // Общественные науки и современность.
1999. № 6. С. 16-25.
4. Филинкова Е. Б. Психология российского предпринимательства. М.: Ректор, 2007. 288 с.
5. Дейнека О. С. Экономическая психология: учеб. пособие. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та,
2000. 160 с.
6. Юревич А. В. Психологические корни экономического кризиса // Блог Института психологии Российской Академии Наук. URL: http://ipras.ru/blog/?p=5 (дата обращения: 17 июля 2009).
7. Акопов А. Ю. Свобода от зависимости. СПб.: Речь, 2008. 224 с.
8. Братусь Б. С. Психологические аспекты нравственного развития личности. М.: Знание, 1977. С. 12-15.
9. Воронин Г Качество — категория нравственная // Психол. журнал. 2008. № 12. С. 66-67.
10. Shel Horowitz. Principled Profit. USA, 2003. 160 р.
Статья поступила в редакцию 16 июня 2011 г.