PEDAGOGICAL SCIENCES
DEVELOPMENT OF AESTHETIC TASTE IN IKEBAN ART Baghdasaryan AA. (Republic of Armenia) Em ail: Baghdasaryan570@scientifictext.ru
Baghdasaryan Armine Agvanovna - Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Рrofessor, DEPARTMENT OF PEDAGOGY, ARMENIAIAN STATE PEDAGOGICAL UNIVERSITY AFTER KH. ABOVYAN, YEREVAN, REPUBLIC OF ARMENIA
Abstract: creative and aesthetic skills of students, as cognitive-creative activity forms and develops art. In the framework of this article, we will try to uncover the educational significance of ikebana art. The powerful educational value of Ikeban's art on our part is marked by the fact that it is aimed at ensuring that students develop not only aesthetic taste, but also ecocentric thinking, moral and aesthetic qualities, and the development of creative and humanistic feelings of creative thinking. Keywords: Ikebana art, aesthetic taste, ecocentric thinking, ecological culture.
РАЗВИТИЕ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВКУСА В ИСКУССТВЕ ИКЕБАНА Багдасарян А.А. (Республика Армения)
Багдасарян Армине Агвановна - кандидат педагогических наук, доцент, кафедра педагогики,
Армянский государственный педагогический университет им. Хачатура Абовяна, г. Ереван, Республика Армения
Аннотация: творческие и эстетические умения учащихся, как познавательно-творческая деятельность, формирует и развивает искусство. В рамках данной статьи попытаемся раскрыть воспитательное значение искусства Икебана. Могучее воспитательное значение искусства Икебана с нашей стороны отмечается тем, что оно направлено на то, чтобы у учащихся формировался не только эстетический вкус, а также экоцентричное мышление, нравственно-эстетические качества, формироваилсь патриотические и гуманистические чувства, развивалось творческое мышление. Ключевые слова: искусства Икебана, эстетический вкус, экоцентричное мышление, экологическая культура.
В контексте всесторонного развития личности важнейшее и особое место занимает формирование ценностной системы эстетической оценки учащегося, так как налицо эстетические проявления в разных сферах воспроизводства и восприятия мира - в искусстве, в общественной жизни, в природе.
Эстетический вкус включает определённую степень чувств, сознания, поведения и деятельности, то есть насколько человек воспринимает и оценивает красоту. Без эстетических восприятий, которые вызывают разнообразие переживаний, без эстетических представлений, вкуса, художественного мышления и принципов человек не может полностью оценить мир и осмыслить свою роль в этом мире.
Творческие и эстетические умения учашдхся, как познавательно-творческая деятельность формирует и развивает искусство. Искусство незаменимое средство сделать досуг людей содержательным, что стимулирует деятельность каждой личности. Поэтому значение развития художественно-эстетического образования выходит за рамки изучения искусства. Оно служит необходимости общаться с миром красО ты, как носителя содержательных образов, материальных форм, как средство и объект общения, как комбинация направляющих разносторонних структур, элементов в творческих поисках современного человека, как источник явлений, бесконечных моделей и мыслей [3, 39].
В этом контексте необходимо также учитывать то обстоятельство, что в современный процесс обучения вошли и прочными основами укоренились информационные технологии, которые вместо человека умеют решать и реализовать тот или иной процесс. Похоже, что часто для человека является второстепенным владеть эстетической культурой, так как человек среди многочисленных элементов и сочетаний умеет одним прикосновением мыши выбрать для себя удобное и соответствующий. Задача состоит в том, насколько человек умеет среди многочисленного выбирать самое красивое. Эту задачу должен решить учитель руководствуясь критериями красоты, должен формировать умения оценить красоту, формировать ценностную систему эстетической культуры, вкуса, взглядов и принципов. Конечно, новейшие информационные технологии не могут заменить творческий процесс создания
57
произведений искусства, но они открывают новые возможности, предлагают новые задачи, определяют новые закономерности в деле создания художественного образа.
Эстетический вкус увидеть красоту, чувствовать и оценить красоту, воспринимать реальность с точки зрение красоты и создавать красоту в течение своей жизнедеятельности - это способность человека. Эстетическое отношение к природе раскрывается средством знаний и средством убеждения красоты характерной природе, также средством сознания красоты природы, стремлением её умножения.
Средства эстетического воспитания разнообразны. В рамках данной статьи попытаемся раскрыть воспитательное значение искусства Икебана. Могучее воспитательное значение искусства Икебана с нашей стороны отмечается тем, что оно направлено на то, чтобы у учашдхся формировался не только эстетический вкус, а также экоцентричное мышление, нравственно-эстетические качества, формировались патриотические и гуманистические чувства, развивалось творческое мышление.
И здесь необходимо отметить о могучем воспитательном потенциале природы и ее компонентов, так как только природа всем своим совершенством может стать могучим стимулом вдохновения и воодушевления, которая направлена на формирование эстетического вкуса у учащихся. И невозможно решить задачи эстетического воспитания без природы, как неисчерпанный источник красоты.
Основное содержание формирования культуры защиты и использования природы состоит в том, что должны быть созданы условия, чтобы побудить детей к сознательному усвоению эмоционально-индивидуального и этического отношения к природе, пониманию уникальности и неповторимости всего сущего на планете Земля, включая человека, принятию естественного мира как среды существования [4, 21].
О глубокой связи экологического воспитания и решения задач этико-эстетического, умственного развития личности говорил В.А. Сухомлинский. Он находил, что каждый человек в детстве должен пройти эмоциональную школу, школу воспитания добрых чувств, рожденную в выполненном труде для красоты окружающего мира, заботливости, беспокойстве о нем [5, 11]. Педагог видел важную задачу воспитания в том, «чтобы эмоционально-эстетическое богатство, накопленное в ходе общения с природой в детские годы, в подростковом возрасте вошло в духовную жизнь в качестве самой глубокой человеческой потребности, чтобы познание природы глубоко способствовало познанию красоты, высокого, утверждению человеческого достоинства» [5, 53].
По мнению многих японских художников безграничные красоты диаграмм растительного мира нашли свое выражение в искусстве икебана. Это является мостом сближения между человеком и природой.
Л.Т. Асатрян отмечает «Природа является источником богатства эстетических чувств школьников своим естественным подвижным состоянием. В окружающей природе каждый момент имеет свою красоту и этим влияет на весь духовный образ человека, облагораживая его...» [2, 38].
Икебана - это японское искусство составления цветочных букетов. Возникло в период распространения буддизма и берет начало в 15 веке. Японцы считают, что икебана - это искусство показывать и выявлять природные свойства цветов.
В настоящее время немногие интересуются искусством Икебаны, но уверена, что те, которые не знают о существовании этого искусства, узная его, очень захотят попробовать и узнать больше об этом искусстве.
Еще с семилетнего возраста японских девушек учат создавать композиции из цветов, в детях воспитывают чувство совершенства. Каждая женщина в какой-то мере владеет этим искусством. Чтобы стать специалистами обучаются Згода и 10 месяцев, в течении которого знакомятся с живописью, ароматом, оттенками цветов и составом растений. В Японии существуют 300 школ Икебаны, где преподают искусство украшения цветов 1,5 миллиона учителей 16 млн ученикам. Конечно, было бы желательно такие школы видеть не только в разных странах мира, увидеть как тысяча детей с удовольствием занимаются этим искусством [6].
Занимаясь искусством Икебаны используют не только свежие цветы, но и разные искривленные и сухие ветки растений с оставшихся на них сухими плодами, корни, корки, одним словам все те природные средства, которые посодействуют созданию искусственного пейзажа.
Владение искусством Икебаны может стать могучим стимулом формировать у учащихся экоцентричнего мышление, которое выразится ответственным и устойчивым отношением к природе, с другой стороны развитием эстетического вкуса. Безусловно, эстетическое восприятие природы развивается в рамках чувствительных реакций ребенка и выражается в элементарных эстетических переживаниях.
Искусство Икебаны словно приходит комплектовать экологические, интеллектуальные, трудовые и нравственно-эстетические средства воспитания учащихся.
В единстве трансформирующееся деятельности учащихся и чувственно-познавательного отношения к природе нужно развивать и укреплять их убеждения о том, что необходимо рационально использовать богатства природы и беречь природную среду. Однако формирование этих чувств должно протекать в органической связи сознание нравственного долго, так как часто, не имея экоцентричного мышления, учащийся, создавая какую-то композицию, может демонстрировать потребительское отношение к растениям. Педагогически вредно изолировать чувственное, эстетическое отношение к природе. Задача педагога пробудить интеллектуальные силы ребенка, развивать сознание красоты природы и демонстрировать нравственно-эстетическую сторону отношения человека к природе. В результате учитель, включая во всех формах и средствах экологического, интеллектуального, нравственно-эстетического воспитания также этот вид искусства, обучает ребенка воспринимать красоту природы и ее неповторимость, одновременно с развитием ребенок начинает в окружающей среде видеть не только внешнюю красоту, но и внутреннюю суть этой красоты - оценивая внутреннюю суть красоты. Важно в этом процессе учитывать возрастные особенности учащихся.
В младшем школьном возрасте углубляются основы эстетических представлений, обращая внимание на отдельные стороны произведений искусства, на краски, на гармоничные формы, углубляются по направлению восприятия эстетических сторон, оценки, разбудить переживания и чувства. Давая элементарные знания об Икебане, у младшего школьника пробуждаются эстетические переживания и чувства, их внимание концентрируется на создание гармоничных комбинации цветов, красок. Все компоненты жизненной среды младшего школьника должны формировать потребность красоты. Основы эстетического мышления ставятся в подростковом этапе. Владение искусством Икебаны способствует самовыражению и самопознанию, выражению кругозора, фантазии, его творческому мышлению, развитию эстетического вкуса. Старшеклассник, имея крепкое эстетическое сознание, умеет сознательно воспринимать эстетические стороны жизни, руководствуясь критериями красоты, гармонии, совершенства.
Список литературы / References
1. Асатрян Л.Т. и другие. Педагогика (на армянском языке). Ереван. «Артагерс», 2017. 358 стр.
2. Асатрян Л.Т., Аванесян Л.Г., Саакян. Система эстетического воспитания в старшей школе (на армянском языке). Ереван. Зангак-97, 2003. 118 стр.
3. Меликсетян В.Г. Эстетическое воспитание учащихся в процессе преподавания не художественных предметов (на армянском языке), // Сборник материалов 54-й юбилейной научной конференции профессорско-преподавательского состава, аспирантов, соискателей и научных работников, посвященный 200-летию со дня рождения Х. Абовяна. Ноябрь, 19-20, 2009. // (на армянском и русском языках). Ереван. Педагог, 2010. 406 стр.
4. Universum: психология и образование: научный журнал. № 5 (47). М., Изд. «МЦНО», 2018. 48 с. Электрон. версия печ. публ. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://7universum.com/ru/psy/archive/category/5-48/ (дата обращения: 20.05.2020).
5. Сухомлинский В.А. Рождение гражданина, Ереван, Изд-во «Луйс», 1978. 343 с.
6. Википедия — свободная энциклопедия. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki// /Икебана/ (дата обращения: 17.06.2019).