Мир науки. Педагогика и психология / World of Science. Pedagogy and psychology https ://mir-nauki.com 2021, №2, Том 9 / 2021, No 2, Vol 9 https://mir-nauki.com/issue-2-2021.html URL статьи: https://mir-nauki.com/PDF/45PDMN221.pdf Ссылка для цитирования этой статьи:
Северина В.Ф., Косачева Т.А., Тимофеева Е.В. Развитие эмпатии у студентов ветеринарных специальностей средствами иностранного языка // Мир науки. Педагогика и психология, 2021 №2, https://mir-nauki.com/PDF/45PDMN221.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.
For citation:
Severina V.F., Kosacheva T.A., Timofeeva E.V. (2021). Development of empathy in veterinary students by means of a foreign language. World of Science. Pedagogy and psychology, [online] 2(9). Available at: https://mir-nauki.com/PDF/45PDMN221 .pdf (in Russian)
УДК 378
Северина Виктория Феодосиевна
ФГБОУ ВО «Алтайский государственный аграрный университет», Барнаул, Россия
Доцент
Кандидат педагогических наук, доцент E-mail: [email protected] РИНЦ: https://elibrary.ru/author_profile. asp?id=840626
Косачева Татьяна Александровна
ФГБОУ ВО «Алтайский государственный аграрный университет», Барнаул, Россия
Заведующий кафедрой «Иностранных языков»
Кандидат педагогических наук, доцент E-mail: [email protected] РИНЦ: https://elibrary.ru/author profile.asp?id=838156
Тимофеева Елена Викторовна
ФГБОУ ВО «Алтайский государственный аграрный университет», Барнаул, Россия
Доцент
Кандидат педагогических наук, доцент E-mail: [email protected] РИНЦ: https://elibrary.ru/author profile.asp?id=840549
Развитие эмпатии у студентов ветеринарных специальностей средствами иностранного языка
Аннотация. В настоящее время в свете новых требований к подготовке будущих специалистов высшее образование уделяет значительное внимание развитию личностного потенциала студентов, в том числе и его эмпатийного компонента. Иностранный язык, являясь неотъемлемой частью профессиональной подготовки высококвалифицированных специалистов, играет важную роль в развитии эмпатии у обучающихся. В силу того, что данное явление в процессе подготовки будущих ветеринарных врачей мало изучено, авторами была определена цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность развития способности к эмпатии у студентов ветеринарных специальностей средствами иностранного языка. В статье дается краткая характеристика эмпатии, ее компонентов и уровней развития. Отражено применение в ходе исследования методики И.М. Юсупова «Диагностика уровня эмпатии». В процессе экспериментального обучения иностранному языку были использованы различные виды коммуникативных заданий, такие как коммуникативно ориентированные ситуации, ролевые игры, интервью, дискуссии, а также задания для развития монологической речи: подготовка презентаций, выступление с
https:// mir-nauki. com
сообщениями, чтение аутентичных текстов, способствующих развитию эмпатических способностей. Приведены результаты, полученные по итогам экспериментального обучения. В результате исследования авторы установили, что применение вышеназванных видов заданий в процессе обучения иностранному языку оказало плодотворное воздействие на развитие эмпатийного потенциала студентов. Полученные результаты вносят вклад в реализацию процесса гуманизации высшего образования, ориентированного на раскрытие личностного потенциала студентов, развитие их нравственных качеств с их последующей актуализацией в социальной и профессиональной сферах деятельности.
Ключевые слова: эмпатия; иностранный язык; вуз; ветеринарные специальности; экспериментальное обучение; личностный рост; коммуникативные задания
Высшее образование на современном этапе предъявляет новые требования как к профессиональной подготовке будущего специалиста, так и к сформированности его личностных качеств. Так в Федеральном государственном образовательном стандарте высшего образования 3++ по специальности 36.05.01 «Ветеринария» отмечается, что у будущих выпускников вуза должны быть сформированы наряду с профессиональными компетенциями такие универсальные компетенции, как способность осуществлять критический анализ проблемных ситуаций на основе системного подхода, вырабатывать стратегию действий (УК-1), способность организовывать и руководить работой команды, вырабатывая командную стратегию для достижения поставленной цели (УК-3), способность применять современные коммуникативные технологии, в том числе и на иностранном языке для академического и профессионального взаимодействия (УК-4), способность анализировать и учитывать разнообразие культур в процессе межкультурного взаимодействия (УК-5), способность определять и реализовать приоритеты собственной деятельности и способы ее совершенствования на основе самооценки и образования в течение всей жизни (УК-6)1. В результате формирования этих универсальных компетенций предполагается личностный рост обучаемого как активного, самостоятельно организующего свою деятельность субъекта процесса обучения. Личностный рост представляет собой процесс развития, то, благодаря чему происходит генерирование нового жизненного опыта, новых навыков, нового стиля поведения, качественные изменения личностного потенциала, его коммуникативного, эмоционального, познавательного и творческого компонентов в учебной деятельности. Его развитие, как известно, способствует, в свою очередь, формированию целостной личности, изменениям внутреннего мира студента, развитию его взаимоотношений с окружающим миром. В то же время студент начинает лучше осознавать себя и свои чувства, свои возможности в сложившейся ситуации. У него формируется способность достаточно компетентно решать возникающие в процессе межличностной коммуникации противоречия.
Одним из показателей личностного роста является уровень развития эмпатии, без которой невозможна полная самореализация личности, что является довольно актуальной проблемой в настоящее время и представляет собой одно из ключевых направлений развития студентов вуза в профессиональном и личностном плане.
1 Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - специалитет по специальности 36.05.01 Ветеринария / Министерство образования и науки РФ, приказ №974 от 22.09.2017 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: - http://fgosvo.ru/uploadffles/FGOS0/o20VO0/o203++/Spec/360501_C_3_m 02017.pdf (дата обращения 16.04.2021).
Страница 2 из 13
Введение
45PDMN221
Эмпатия (от греч. empatheia - сопереживание) означает способность человека представить себя на месте другого человека, понять его чувства, желания, идеи и действия, непроизвольно позитивно относиться к нему, испытывать сходные с ним чувства, понимать и принимать его эмоциональное состояние в данный момент, стремление эмоционально откликнуться на его проблемы. Изучением эмпатии как важного компонента личностного роста занимались В.В. Бойко, Т.П. Гаврилова, К. Роджерс, Т. Шибутани, И.М. Юсупов и ряд других исследователей [1-5].
Так, К. Роджерс отмечает: «Быть в состоянии эмпатии означает воспринимать внутренний мир другого точно, с сохранением эмоциональных и смысловых оттенков. Как будто становишься этим другим, но не без потери ощущения «как будто». Так ощущаешь радость или боль другого, как он их ощущает, и воспринимаешь их причины как он их воспринимает. Но обязательно должен оставаться оттенок «как будто»: как будто это я радуюсь или огорчаюсь» [3, с. 235].
В.В. Бойко определяет эмпатию как форму «рационально-эмоционально-интуитивного отражения другого человека, которая позволяет преодолеть его психологическую защиту и постичь причины и следствия самопроявлений - свойств, состояний, реакций - в целях прогнозирования и адекватного воздействия на его поведение» [1]. Он полагает, что неподдельный искренний интерес к другой личности как таковой, к ее субъективной реальности - основная предпосылка глубокой эмпатии.
Ряд ученых (Р. Атаханов, М.Г. Бобкова, Т.П. Гаврилова, Н.Н. Обозов, Т. Шибутани и др.) выделяют три компонента эмпатии: эмоциональный - как способность к эмоциональному отклику на переживания другого, когнитивный - как способность понимать и адекватно воспринимать состояние другого, и поведенческий - как способность к адекватному выражению эмпатического ответа и распознавания эмоциональных состояний другого [2; 4; 7]. Взаимодействие между этими компонентами обусловлено опытом общения, итогом социально-психологических взаимоотношений индивида с другими людьми.
Обычно выделяют 3 уровня развитости эмпатии: низший уровень, при котором человек в процессе общения с собеседником не замечает и не понимает состояние, переживания, намерения собеседника, проявляя некую «слепоту»; на втором уровне у человека появляются отрывочные представления, какое-то понимание того, что его собеседник ощущает, испытывает в процессе общения; третий, высокий уровень означает, что человек умеет понять состояние своего собеседника не только в отдельных ситуациях, но и на протяжении всего процесса взаимодействия.
На наш взгляд, эмпатия «вызывается в первую очередь личностными особенностями студента, отражает его внутреннее состояние, проявляющееся в отношении к самому себе, к партнеру по взаимодействию, определяет его способность воспринимать Другого. Она во многом обеспечивает успешность взаимодействия и межличностного общения в процессе обучения и обусловлена совместной учебной деятельностью преподавателя и студента»2.
Как отмечено выше, развитие эмпатии является одним из основных направлений личностно-профессионального развития студентов, максимально способствующего формированию и развитию эмпатийного потенциала, который способен создать условия для обеспечения высокогуманистичной толерантной направленности будущей профессиональной деятельности студентов. В данной статье речь идет о подготовке будущих ветеринарных врачей, которые должны иметь развитую эмпатию. Они не должны забывать, что, оказывая
2 Северина В.Ф. Развитие продуктивного учебного взаимодействия в образовательном процессе вуза (на материале иностранного языка): дис. ... канд. пед. наук. Барнаул, 2013, с. 91.
помощь больному животному, проводя любые профилактические мероприятия, они таким образом помогают владельцам этих животных. Развитие эмпатических способностей обучающихся оказывает непосредственное воздействие на повышение их компетентности в коммуникации и развитие плодотворных контактов с другими людьми, что, на наш взгляд, важно для будущего ветеринарного врача. Высококвалифицированные специалисты сельского хозяйства, которые получили кроме профессиональной подготовки еще и нравственно-эстетическое воспитание, наряду с другими представителями сельской интеллигенции являются интеллектуальным фундаментом села. По окончании вуза они обычно становятся руководителями производственных подразделений, сельскохозяйственных предприятий. В процессе выполнения обязанностей квалифицированного специалиста - человека, обладающего необходимыми профессиональными знаниями и опытом в данной сфере, ветработник должен обладать способностью наладить контакт и взаимоотношения с коллегами, понимать и принимать их психологию, обладать справедливостью, выдержанностью, скромностью и простотой, уважительным отношением к другим людям. Ему постоянно приходится общаться с разными людьми в процессе проведения лечебно-профилактических и других мероприятий. Он должен быть исключительно внимательным, уметь правильно воспринимать и выполнять советы более опытных специалистов, и в то же время - быть настойчивым и требовательным, корректным, должен владеть своими чувствами и эмоциями, быть доброжелательным и оптимистичным, способным к сопереживанию, сочувствию (эмпатии).
Значительные возможности в развитии эмпатии представляет такая дисциплина, как иностранный язык, обучение которому в вузе рассматривается как «составная часть вузовской программы гуманитарного высшего образования, как органическая часть процесса осуществления подготовки высококвалифицированных специалистов, активно владеющих иностранным языком как средством интеркультурной и межнациональной коммуникации» [8]. Этот процесс является неотъемлемой частью профессионального обучения студентов будущей специальности. Он способствует углублению профессиональных знаний, повышению культурного уровня, предполагает усвоение основ изучаемого языка и умение в дальнейшем применять полученные знания на практике в своей профессиональной деятельности и межкультурной коммуникации, позволяет сформировать эмпатическое отношение к своему собеседнику, означающее эмоциональное и ментальное постижение внутреннего мира партнера, его чувств, мыслей, готовность понять сложности культурных отличий изнутри и попытаться определить надлежащие пути и способы для плодотворного взаимодействия.
Эмпатические умения основываются на знании особенностей культуры стран изучаемого языка (ценностных ориентаций, взглядов, убеждений, традиций, обычаев, которые присущи представителям той или иной культуры). Без этого невозможно продуктивно реализовать процесс взаимодействия. В качестве общих положений, лежащих в основе развития эмпатии у студентов выделяются (1) создание инокультурного контекста при обучении иностранному языку; (2) организация практической деятельности (т. е. приобретение опыта общения) в реальных условиях межкультурного взаимодействия или в условиях максимально приближенных к реальным коммуникативным ситуациям с представителями других культур; (3) создание условий для саморефлексии студентов по поводу их межкультурного опыта; (4) создание условий для развития у студентов наблюдательности, чувствительности к внешним проявлениям культуры; (5) оказание помощи в осознании студентами собственных личностных особенностей (наличие культурных предрассудков, стереотипов) [9].
В настоящее время проблеме формирования и развития эмпатии в процессе изучения иностранного языка в вузе уделяется значительное внимание, о чем свидетельствует ряд исследований: формирование эмпатии у будущих педагогов (С.Н. Кипурова, Г.В. Соловьева),
развитие способности к эмпатии у студентов медицинского вуза (О.М. Новикова, И.И. Торубарова), эмпатия в межкультурной коммуникации (Н.Е. Вакарчук, К.Ю. Гусаченко, Л.В. Маркина, А.В. Шалюхина), развитие эмпатических умений у студентов - переводчиков в процессе профессиональной подготовки (Е.В. Сапига) и некоторые другие. Однако исследований по развитию способности к эмпатии при обучении иностранному языку у студентов аграрного вуза, в частности будущих ветеринарных врачей, практически не было.
Актуальность исследуемой проблемы и ее недостаточная теоретическая и практическая разработанность в педагогике послужила основанием для определения цели нашего исследования: разработать, теоретически обосновать и апробировать комплекс заданий, направленных на повышение уровня развитости эмпатии у студентов ветеринарных специальностей средствами иностранного языка.
В соответствии с целью исследования были сформулированы следующие задачи:
1. Выявить уровень развитости эмпатии у студентов ветеринарных специальностей.
2. Экспериментально проверить эффективность комплекса заданий, направленных на развитие способности к эмпатии у студентов ветеринарных специальностей средствами иностранного языка.
Методы исследования
Исследование проводилось на базе Алтайского государственного аграрного университета на факультете ветеринарной медицины в группах 1 -2 курса очной формы обучения, изучающих иностранный язык. Оно проводилось в течение полутора лет, то есть в течение курса изучения иностранного языка.
В ходе проведения исследования для решения поставленной цели применялись такие теоретические и эмпирические методы исследования, как анализ психолого-педагогической и методической литературы по исследуемой проблеме; анализ, обобщение, сравнение, систематизация и оценивание, осуществляемые в процессе выполнения исследования; педагогический эксперимент, представляющий собой, по нашему мнению, один из наиболее надежных методов научного познания в педагогике.
Для анализа полученных эмпирических данных мы применяли такой статистический показатель динамики, как абсолютный прирост.
Для определения уровня развитости эмпатии у студентов была использована методика И.М. Юсупова «Диагностика уровня эмпатии» [5]. Опросник включает 36 утверждений, на каждое из которых респонденту следовало выбрать вариант ответа, наиболее близкий к его восприятию предлагаемой ситуации. Студентам предлагалось выразить свое отношение к таким высказываниям, как «Больному человеку можно помочь даже словом», «Посторонним людям не следует вмешиваться в конфликт», «При виде покалеченного животного, я стараюсь ему чем-то помочь», «Увидев происшествие, я стараюсь не попадать в число свидетелей», «Человеку станет легче, если внимательно выслушать его жалобу» и т. д. Участие в анкетировании было анонимным. Перед его проведением студентам была разъяснена цель его проведения. Анкетирование проводилось как до реализации экспериментального обучения, так и по его окончании.
До начала эксперимента были отобраны 2 экспериментальные группы, обучение в которых осуществлялось с использованием специально подобранного комплекса заданий (всего 59 студентов) и 2 контрольные группы, обучение в которых проводилось в традиционной форме (всего 51 студент).
Результаты исследования
Статистические данные, полученные в результате анкетирования с использованием методики И.М. Юсупова «Диагностика уровня эмпатии» до реализации экспериментального обучения и после него представлены в таблице 1. В ней отражены абсолютная и относительная частота для соответствующего уровня развитости эмпатии у студентов в экспериментальных и контрольных группах.
Таблица 1
Динамика изменения уровня развитости эмпатии в экспериментальных и контрольных группах
Уровень Экспериментальные группы Контрольные группы
до эксперимента после эксперимента до эксперимента после эксперимента
кол. чел. % кол. чел. % кол. чел. % кол. чел. %
низкий 20 33,9 9 15,26 19 37,25 13 25,49
средний 26 44,07 19 32,2 22 43,14 23 45,1
высокий 13 22,03 31 52,54 10 19,61 15 29,41
Составлено авторами
Для более наглядного отражения сдвигов, произошедших в экспериментальных и контрольных группах по итогам проведения эксперимента по развитию эмпатии средствами иностранного языка, мы применили абсолютный прирост - статистический показатель динамики, который определяется в разностном соотношении, сопоставлении двух уровней ряда динамики в единицах измерения исходной информации по формуле:
Луг = У - У . 1,
где У г - сравниваемый уровень (конечное значение показателя);
У г - 1 - предшествующий уровень (начальное значение показателя).
Результаты абсолютного прироста развития эмпатии у студентов средствами иностранного языка, полученные в ходе проведения эксперимента в образовательном процессе вуза как в экспериментальных, так и в контрольных группах представлены в таблице 2.
Таблица 2
Абсолютный прирост по уровням развитости эмпатии у студентов в экспериментальных (ЭГ) и контрольных (КГ) группах после эксперимента (в %)
Уровень
низкий средний высокий
ЭГ КГ ЭГ КГ ЭГ КГ
-18,64 -11,76 -11,87 1,96 30,51 9,8
Составлено авторами
Дискуссия
С целью изучения влияния обучения иностранному языку в вузе на развитие эмпатии у студентов было организовано экспериментальное обучение, которое проходило в течение полутора лет, то есть в течение курса обучения иностранному языку в вузе. Оно проводилось в группах факультета ветеринарной медицины Алтайского государственного аграрного университета среди студентов, изучающих иностранный язык и предполагало применение в учебном процессе специально подобранного комплекса иноязычных заданий, стимулирующих обучаемых к высказыванию своей точки зрения по проблемам морально-этической направленности, оценке поведения человека в той или иной потенциальной или реальной ситуации или ветврача в профессиональной ситуации, создание таких ситуаций, которые
способствуют накоплению опыта положительного эмоционального контакта с партнером по общению, развитию умения расположить его к себе, плодотворно общаться на вербальном и невербальном уровнях с представителями другой социальной или культурной среды, пониманию проблемы различий в культуре изнутри, используемых в курсе обучения иностранному языку наряду с традиционными заданиями.
В ходе экспериментального обучения с целью развития эмпатии у студентов нами применялись следующие виды коммуникативных заданий: коммуникативно ориентированные ситуации, ролевые игры, интервью как общей, так и профессиональной направленности, дискуссии.
Как отмечает В.Л. Скалкин, коммуникативная ситуация - это динамическая, ограниченная пределами акта общения, система взаимодействующих конкретных факторов объективного и субъективного плана (включая и речь), вовлекающих человека в языковую коммуникацию и определяющих его речевое поведение в пределах одного акта общения как в роли говорящего, так и в роли слушающего [10]. Следует отметить, что коммуникативное задание должно иметь коммуникативную формулировку, быть адресовано как слушающему, так и говорящему, иметь индивидуализированную направленность и поддерживать контекстуальную корреляцию с предыдущим и последующим актами коммуникации.
При описании коммуникативно ориентированной ситуации давались компоненты, входящие в ее состав, а именно: место общения, время общения, отношения между участниками, обстоятельства, а также содержание. Студентам следовало проанализировать предлагаемую ситуацию, выявить причины возникшей проблемы и найти пути ее решения, интерпретировать полученные данные с учетом своего личного отношения. Использование такого рода заданий давало возможность студентам свободно выразить свои мысли и чувства в процессе общения; их отношения строились на отсутствии высказывания оценки, некритичности и эмпатийности (сопереживании и понимании переживаний других).
Специфика вуза определяет тематику заданий, лексической наполняемости. Поэтому в процессе организации обучения иностранному языку мы подбирали задания в соответствии с разговорными темами, указанными в рабочей программе. Отбор коммуникативно ориентированных ситуаций производился с учетом реальных потребностей студентов в различных сферах естественной коммуникации, способствующих пониманию чувств и эмоций других людей, адекватной эмпатической реакции на слова и действия собеседников.
Вот несколько примеров коммуникативно ориентированных ситуаций, предлагаемых студентам на занятиях:
1. К вам в университет приехал студент по обмену из Великобритании. Вы встречаете его и проводите экскурсию по своему университету.
2. Вы пригласили к себе домой студента, приехавшего из Великобритании. Познакомьте его со своими родителями.
3. Ваш друг хочет взять себе щенка. Расскажите ему об особенностях содержания и кормления собак и др.
Следует отметить, что коммуникативные задания могут содержать определенную проблему, которую следует решить. В процессе решения этой проблемы вырабатывается стратегия и находятся возможные пути для ее успешного решения. Участники должны подобрать нужные слова и объяснения деликатно, не затрагивая чувств собеседника, учитывая мнение других участников. В этом случае это будет речевое упражнение, экспозиция которого будет содержать некоторую экстралингвистическую личностно-значимую задачу, анализируя которую обучаемые дают творческое речевое решение выделенной проблемы. Преодоление
https:// mir-nauki. com
затруднений может быть представлено как последовательное совершение соответствующих мыслительных операций в процессе решения проблемной ситуации. Оно заключается в том, чтобы, отправляясь от эксплицитного данного, известного, выделить новые связи и отношения, ограничивающие поле поиска, определить неизвестное, то, что дано имплицитно. Для создания и решения проблемной ситуации необходимо соблюдение трех условий: наличия у субъекта познавательной потребности, соотношения данного и искомого и наличия определенных интеллектуальных и операциональных возможностей [11].
При моделировании коммуникативно ориентированных ситуаций мы также использовали задания на употребление пословиц, знакомящих студентов с жизнью и культурой страны изучаемого языка и показывающих, что различным народам свойственны одни и те же чувства и стремления. Пословицы значительно обогащают речь изучающих язык и облегчают степень автоматизации изучаемой лексики. Как отмечает О.Е. Лебедева, они актуальны в любое время, уместны в разговоре, придают особые оттенки коммуникативной ситуации, способствующей выразительности и эмоциональности речи, а преподавателям иностранного языка дают возможность обогатить учебный материал нестандартными приемами, активизирующими мыслительную деятельность студентов [12]. Нами подбирались подходящие к изучаемой теме пословицы, делающие речь студентов более естественной и живой.
В качестве итоговой формы изучения разговорной темы мы использовали ролевые игры, являющиеся специфической формой обучения устно-речевому общению, основанной на коммуникативном принципе и обеспечивающей личностную, познавательную активность обучаемых, позволяющей моделировать ситуации реального общения. В процессе ролевой игры формировалось понимание принадлежности всех ее участников к коллективу, развивалась способность к поиску ответов на поставленные вопросы, умение общаться друг с другом, учитывая мнение товарищей, выслушивать товарищей. Данный вид задания также формировал у студентов способность играть определенную роль, представить себя на месте своего партнера по коммуникации, объективно оценивать действия других. В качестве примера проведения ролевой игры при изучении темы «Моя будущая профессия» можно привести следующую: «Вас как практикующего ветврача пригласили на встречу со студентами факультета ветеринарной медицины, чтобы Вы рассказали о своей работе и ответили на вопросы Ваших будущих коллег».
Одной из разновидностей ролевой игры является коммуникативный метод интервьюирования, который позволяет студентам обсудить поставленную перед ними проблему, задать интересующие их вопросы, сообщить и защитить свое мнение и высказать свою критические замечания по поводу мнения собеседника. Интервью - это форма ролевой игры, вид ситуативно-вариативного коммуникативного упражнения, облегчающего усвоение новых знаний и умений, направленного на развитие экспрессивной устной речи студентов, то есть разновидность беседы, создающая более комфортные условия для взаимодействия участников и дающая возможность получить новый полезный для них опыт. Данный метод мы использовали при изучении таких тем, как «Моя семья», «Наш университет», «Страна изучаемого языка», «Моя будущая профессия», определяя роли интервьюера (корреспондента) и интервьюируемого (респондента). Этот вид задания проводился как в индивидуальной, так и в групповой форме. В качестве примера можно привести организацию диалога между ученым и ведущим научно-популярной телевизионной передачи. Задача студента, исполняющего роль интервьюера, состояла в том, чтобы расспросить ученого о происхождении какого-либо зоонозного заболевания, способе его распространения, его переносчиках, методах диагностирования и профилактике заболевания. А задачей интервьюируемого было дать полные и исчерпывающие ответы на заданные вопросы.
https:// mir-nauki. com
Применение этого коммуникативного метода позволяло студентам осуществлять эффективное речевое взаимодействие в рамках конкретной коммуникативной ситуации. Так как эмпатия тесно связана с коммуникативными особенностями отдельной личности, она выступает как фактор становления личности, развития ее личностного потенциала. Данный метод, как и другие перечисленные коммуникативные методы, дает студентам возможность приобрести опыт общения в ситуациях, наиболее близко соответствующих реальным коммуникативным ситуациям с представителями иной культуры, создает условия для самооценки своих рефлексивных способностей в условиях взаимодействия с другими людьми, способствует развитию у них внимательности, чуткости к внешней манифестации культуры, к тому, что чувствуют их собеседники и каким образом они выражают свои чувства и эмоции. Это необходимо для того, чтобы студент мог представить себя на месте другого и, соответственно, мог адекватно реагировать вербальным или невербальным способом в знак понимания и сопереживания.
В качестве подготовки к выполнению различных коммуникативных заданий, мы использовали упражнения, направленные на усвоение студентами соответствующей лексики, типичных разговорных клише, а также составление небольших диалогов. Коммуникативное задание в этом случае было сформулировано следующим образом: «Согласитесь с тем, что ...», «Обоснуйте ...», «Убедите/докажите, что ...», «Не согласитесь с мнением ...», «Попросите разъяснить ...» и т. п. Задание давалось с уточнением ролей участников общения (например, не соглашаться, соглашаться, убеждать, протестовать, радоваться и др.).
Такой коммуникативный метод обучения как дискуссия также применялся в ходе реализации экспериментального обучения. Дискуссия, как отмечают Н.А. Дроздова и Ю.А. Макковеева, включает разговор двух или более людей, а разговор всегда подразумевает возможность несогласия с точкой зрения другого человека, необходимость убедить или сгладить возможные зачатки конфликта, она стремится к всестороннему обсуждению предмета разногласий, а ее средствами служат не мнения сторон, а позиции, характеризующиеся убедительным логическим обоснованием [13]. В ходе дискуссии происходит обмен мнениями участников дискуссии относительно какого-либо вопроса для того, чтобы было достигнуто некое единство взглядов на данный вопрос. Для ее организации обязательно наличие какого-либо полемичного вопроса. В процессе проведения дискуссии ее участники предлагают свои решения этого вопроса и приходят к его единому окончательному решению. Для плодотворного ведения дискуссии участники должны обладать определенными знаниями об обсуждаемом вопросе, иметь по нему свою собственную точку зрения, владеть приемами оказания влияния на партнеров и управления беседой. Нами была организована дискуссия со студентами второго курса по вопросу использования животных в биомедицинских исследованиях. Для того, чтобы проявились различные взгляды по данному вопросу и для облегчения подготовки студентов к участию в дискуссии, мы разделили студентов на две группы, каждой из которых были даны тексты. Первой группе был дан текст, содержащий информацию о пользе использования животных в биомедицинских исследованиях. Вторая группа получила текст, предлагающий несколько альтернатив использованию животных в опытах. Изучив предложенные тексты, студенты в процессе дискуссии должны были представить свою точку зрения на проблему, предложить пути ее решения, привести аргументы за или против. В ходе дискуссии, приводя аргументы за или против использования животных в биомедицинских исследованиях, студенты учились также распознавать эмоциональное состояние собеседника, взглянуть на проблему с точки зрения другого, проявить искреннюю заинтересованность в том, что говорят и делают другие, попытаться понять точку зрения другого, внимательно слушать, что говорят собеседники.
https:// mir-nauki. com
Даже односторонний вид коммуникации, такой как монологическая речь (например, презентация монопроектов, рефератов), на наш взгляд, был успешным, если выступающий студент воспринимал состояние слушателей эмпатично.
Чтение текстов, по нашему мнению, также способствовало развитию эмпатических способностей. Это определялось его содержанием. Поэтому мы отбирали для чтения аутентичные тексты, подобранные в соответствии с уровнем владения студентами иностранным языком, что позволяло не только развивать познавательный интерес студентов, но и готовить их к восприятию иного образа мыслей.
Результаты, полученные при анкетировании студентов до проведения эксперимента, показали, что количество обучаемых, находящихся на низком, среднем и высоком уровнях развитости эмпатии, в контрольных и экспериментальных группах отличалось незначительно. После реализации экспериментального обучения отмечалась положительная динамика в экспериментальных группах. В контрольных группах практически не изменилось распределение студентов по выделяемым уровням развитости эмпатии.
Такие положительные сдвиги наглядно показывают, что реализация экспериментального обучения с использованием иноязычных заданий, которые стимулируют студентов к проявлению способности сопереживать собеседнику, представить себя на его месте, положительно относиться к нему, стремлению эмоционально отреагировать на проблемы партнера по общению в определенных жизненных и профессиональных ситуациях в качестве ветврача, оказала положительное воздействие на развитие эмпатии у студентов, которая является одним из ведущих признаков развитости личности и необходимым элементом в программе профессиональной подготовки ветеринарного врача.
Полученные результаты вносят вклад в развитие представлений об эмпатии как важном компоненте личностного потенциала человека, непосредственно оказывающем влияние на духовное и интеллектуальное развитие личности, ее социальную адаптацию. Авторы показали, что способность студента проявить эмпатическое отношение к партнеру, означающее интеллектуальное и эмоциональное проникновение в его внутренний мир, его мысли и ощущения, способность представить себя на месте собеседника, позволяет ему добиться определенных положительных результатов в конкретной деятельности и реализовать в ней свой личностный потенциал, а также способствует плодотворному взаимодействию с представителями другой социальной или культурной среды. Зачастую продуктивность и качество деятельности целого коллектива непосредственно зависит от уровня развитости эмпатии отдельной личности.
На основе анализа научно-теоретических источников по теме исследования мы пришли к выводу, что проблема развития способности к эмпатии у студентов вуза является актуальной в настоящее время. Особую значимость решение данной проблемы приобретает в русле обучения иностранному языку в неязыковом вузе. Недостаточная проработанность и изученность проблемы развития способностей к проявлению эмпатии у студентов ветеринарных специальностей, а также данные, полученные о состоянии развитости эмпатии у студентов ветеринарных специальностей до проведения эксперимента, определили тему и цель нашего исследования.
Исходя из полученных по окончании проведения эксперимента данных, можно утверждать, что произошли существенные положительные изменения в уровне развитости эмпатии у студентов экспериментальных групп. В контрольных же группах произошло незначительное увеличение числа студентов на высоком уровне развития эмпатии. Результаты
Заключение
абсолютного прироста уровня развитости эмпатии у студентов экспериментальных групп средствами иностранного языка демонстрируют значительное превышение соответствующего показателя в контрольных группах.
Обоснована и показана эффективность применения в процессе обучения иностранному языку комплекса заданий (коммуникативно ориентированных ситуаций, ролевых игр, интервью, дискуссий, презентаций, представления рефератов, работы с аутентичными текстами), направленных на повышение уровня развитости эмпатии. Авторы отмечают, что высокий уровень развитости эмпатии способен обеспечить высокогуманный характер будущей профессиональной деятельности студентов в качестве ветеринарных врачей, предполагающий лучшее понимание другого, умение поставить себя на его место, взглянуть на проблему с его точки зрения.
Наше исследование не претендует на исчерпывающее решение проблемы развития личностного потенциала студента, в частности его эмпатийного компонента. Считаем перспективным дальнейшие исследование и разработку развития всех компонентов личностного потенциала студентов в образовательном пространстве высшего учебного заведения средствами иностранного языка с учетом специфики профессионального направления подготовки обучающихся.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бойко, В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других / В.В. Бойко. - М.: Информационно-издательский дом «Филинъ», 1996. - 472 с.
2. Гаврилова, Т.П. Утверждение эмпатии / Т.П. Гаврилова // Журнал практического психолога. - 2008. - №5. - С. 204-216.
3. Роджерс, К. Эмпатия: тексты / К. Роджерс // Психология эмоций / под ред. В.К. Вилюнаса, Ю.Б. Гиппенрейтер. - М.: Изд-во МГУ, 1989. - 287 с.
4. Шибутани, Т. Социальная психология / Т. Шибутани / пер. с англ. В.Б. Ольшанского. - Ростов н/Д: 1999. - 544 с.
5. Юсупов, И.М. Методика диагностики эмпатии. URL: https://psyera.ru/metodika-dagnostiki-empatii-i-m-yusupov_9172htm (дата обращения 14.04.2021).
6. Атаханов, Р. Психологическое воздействие и профессиональная установка педагога на эмпатийный способ воздействия / Р. Атаханов, М.Г. Бобкова // Психологическая наука и образование. - 2007. - №1. С. 93-101. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=9504282 (дата обращения 15.04.2021).
7. Обозов, Н.Н. О трехкомпонентной структуре межличностного взаимодействия / Н.Н. Обозов // Психология межличностного познания / под ред. А.А. Бодалева. -М.: Педагогика, 1981. - С. 80-92.
8. Косачева, Т.А. Обучение иностранному языку при реализации образовательных программ прикладного бакалавриата / Т.А. Косачева // Аграрная наука -сельскому хозяйству: сборник статей XII Международной научно-практической конференции (7-8 февраля 2017 г.): в 3 кн. - Барнаул: РИО Алтайского ГАУ, 2017. - Кн. 1. - С. 74-75. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=29180173 (дата обращения 16.04.2021).
https:// mir-nauki. com
9.
10. 11.
12.
13.
Маркина, Л.В. Эмпатия в межкультурной коммуникации и ее развитие в процессе обучения иностранному языку / Л.В. Маркина, Н.А. Костерова // Практика преподавания иностранных языков на факультете международных отношений БГУ: электронный сборник. - 2015. - Вып^. - С. 50-51. URL: http://elib.bsu.by/handle/123456789/125234 (дата обращения 16.04.2021).
Скалкин, В.Л. Ситуация, тема и текст в лингвометодическом аспекте (организация материала для устной речи / В.Л. Скалкин // Русский язык за рубежом. - 1983. - №3. - С. 52-58.
Лелюшкина, K.C. Принцип ситуативности в обучении иноязычному личностно-ориентированному общению / К.С. Лелюшкина // Вестник ТПГУ. - 2004. Сер. Педагогика. - №5 (42). - С. 103-105. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=12293731 (дата обращения 16.04.2021).
Лебедева, О.Е. Понимание продуктов национальной культуры в виде пословиц, поговорок и фразеологизмов / О.Е. Лебедева // Заметки ученого. - 2019. - №8 (42). - С. 83-85. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=43178625 (дата обращения 15.04.21).
Дроздова, Н.А. Специфика применения метода учебной дискуссии в процессе обучения иностранному языку в вузе / Н.А. Дроздова, Ю.А. Макковеева // Иностранные языки: инновации, перспективы исследования и преподавания: материалы Международной научно-практической конференции (22-23 марта 2018 г.). - Минск: Изд-во: Белорусский государственный университет, 2018. - C. 115-119. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=32646584 (дата обращения 15.04.2021).
45PDMN221
Severina Viktoriya Feodosiyevna
Altai state agricultural university, Barnaul, Russia E-mail: [email protected] РИНЦ: https://elibrary.ru/author_profile.asp?id=840626
Kosacheva Tatiana Aleksandrovna
Altai state agricultural university, Barnaul, Russia E-mail: [email protected] РИНЦ: https://elibrary.ru/author profile.asp?id=838156
Timofeeva Elena Viktorovna
Altai state agricultural university, Barnaul, Russia E-mail: [email protected] РИНЦ: https://elibrary.ru/author_profile.asp?id=840549
Development of empathy in veterinary students by means of a foreign language
Abstract. Nowadays, in light of new requirements for the training of future specialists, higher education pays considerable attention to the development of students' personal potential, including its empathic component. A foreign language, being an integral part of the professional training of highly qualified specialists, plays an important role in the development of students' empathy. Due to the fact that this phenomenon in the process of training future veterinarians has been little studied, the authors defined the purpose of the study: to theoretically substantiate and experimentally test the effectiveness of developing the ability to empathy in veterinary students by means of a foreign language. The article gives a brief description of empathy, its components and levels of its development. It reflects the application of I.M. Yusupov's methodology "Diagnostics of the level of empathy". In the process of experimental foreign language teaching, various types of communication tasks were used, such as communicatively oriented situations, role plays, interviews, discussions, as well as tasks for the development of monological speech: preparing presentations, making reports, reading authentic texts that contribute to the development of empathic abilities. The results obtained from the experimental training are presented. As a result of the study, the authors found that application of the above-mentioned types of tasks in the process of foreign language teaching had a fruitful impact on the development of students' empathic potential. The results obtained contribute to the implementation of the process of humanization of higher education focused on the disclosure of the personal potential of students, the development of their moral qualities with their subsequent actualization in the social and professional spheres of activity.
Keywords: empathy; foreign language; higher education institution; veterinary specialties; experimental training; personal growth; communicative tasks