Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ДПЦ СРЕДСТВАМИ МУЗЫКОТЕРАПИИ'

РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ДПЦ СРЕДСТВАМИ МУЗЫКОТЕРАПИИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
261
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТИ С ДЦП / ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / РАЗВИТИЕ / МУЗЫКОТЕРАПИЯ / ЭМОЦИИ / ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ СФЕРА / ДИАГНОСТИКА

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Мамедова Лариса Викторовна

Анализ литературы по теме исследования показывает, что вопросы в направлении эмоционального развития являются предметом обсуждения во многих теоретических и практических обсуждений со стороны психологов и педагогов отечественных и зарубежных стран. Ученые сходятся в своих изысканиях в том, что эмоции занимают одно из центральных мест или звеньев в психической жизни каждого ребенка. Не каждый взрослый человек может справиться со своим эмоциональным поведением, у детей естественно тоже это вызывает свои сложности, а вот как показывает практический опыт современных психологов и педагогов детям с диагнозом ДЦП особенно трудно выражать даже самые простые эмоции, поэтому в сфере изучения личности ребенка с ДЦП остро стоит проблема, связанная с исследованием ее эмоциональных проявлений и т.д. Методов и приемов эмоционального развития детей с ДЦП есть определенное множество, но на сколько они эффективны может сказать только само проведенное исследование. В данной статье мы кажем способы эмоционального развития детей с ДЦП с помощью метода музыкотерапии. Так как эмоциональная отзывчивость детей на музыку будет способствовать у них развитию таких качеств как доброта, сопереживание, эмпатия и т.д.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF THE EMOTIONAL SPHERE OF ELDER PRESCHOOL CHILDREN WITH ICP WITH MUSIC THERAPY

Analysis of the literature on the topic of the research shows that issues in the direction of emotional development are the subject of discussion in many theoretical and practical discussions by psychologists and teachers of domestic and foreign countries. Scientists agree in their research that emotions occupy one of the central places or links in the mental life of every child. Not every adult can cope with his emotional behavior, this naturally also causes its own difficulties in children, but as the practical experience of modern psychologists and educators shows, children with cerebral palsy find it especially difficult to express even the simplest emotions, therefore, in the field of studying the personality of a child with cerebral palsy there is an acute problem associated with the study of its emotional manifestations, etc. There are a number of methods and techniques for the emotional development of children with cerebral palsy, but only the research itself can tell how effective they are. In this article, we show the ways of emotional development of children with cerebral palsy using the method of music therapy. Since the emotional responsiveness of children to music will contribute to the development of such qualities as kindness, empathy, empathy, etc.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ДПЦ СРЕДСТВАМИ МУЗЫКОТЕРАПИИ»

Развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста с ДПЦ средствами музыкотерапии

Мамедова Лариса Викторовна,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и методики начального обучения, ТИ (Ф) СВФУ имени М.К. Аммосова г. Нерюнгри E-mail: larisamamedova@yandex.ru

Анализ литературы по теме исследования показывает, что вопросы в направлении эмоционального развития являются предметом обсуждения во многих теоретических и практических обсуждений со стороны психологов и педагогов отечественных и зарубежных стран. Ученые сходятся в своих изысканиях в том, что эмоции занимают одно из центральных мест или звеньев в психической жизни каждого ребенка. Не каждый взрослый человек может справиться со своим эмоциональным поведением, у детей естественно тоже это вызывает свои сложности, а вот как показывает практический опыт современных психологов и педагогов детям с диагнозом ДЦП особенно трудно выражать даже самые простые эмоции, поэтому в сфере изучения личности ребенка с ДЦП остро стоит проблема, связанная с исследованием ее эмоциональных проявлений и т.д.

Методов и приемов эмоционального развития детей с ДЦП есть определенное множество, но на сколько они эффективны может сказать только само проведенное исследование. В данной статье мы кажем способы эмоционального развития детей с ДЦП с помощью метода музыкотерапии. Так как эмоциональная отзывчивость детей на музыку будет способствовать у них развитию таких качеств как доброта, сопереживание, эмпатия и т.д.

Ключевые слова: дети с ДЦП, дошкольный возраст, развитие, музыкотерапия, эмоции, эмоциональная сфера, диагностика.

Анализ трудов Э.С. Калижнюк, И.И. Мамайчук, В.В. Лебединского, и других исследователей показал, что такое заболевание как детский церебральный паралич является особым видом психического дизонтогенеза, при котором возникает недостаточность в функционировании двигательного аппарата ребенка. В связи с этим заболеванием ребенок ограничен в общении со сверстниками, взрослыми. Со стороны родителей проявляется повышенная забота. Ребенок замыкается в себе. Проявляются такие черты как эгоизм, пассивность. Следовательно, эмоциональное развитие у такой категории детей идет на очень низком уровне. В результате чего в дальнейшем у ребенка может возникнуть депрессия, нарушение психического развития всего организма. Ограниченность в общении со сверстниками может в дальнейшем способствовать формированию аутистических черт, а также формирует эгоизм и пассивность в общении. Поэтому психологам и педагогам, работающим с такой категорией детей необходимо работать как с самими детками. Так и их родителями, чтобы получить эффективный результат от своих занятий. Естественно есть разные формы заболевания ДЦП, например: спастическая диплегия, двойная гемипле-гия, гемипаретическая форма, гиперкинетическая форма, атонически-астатическая форма.

И.И. Мамайчук указывал в своей работе, что «в соответствии с современными представлениями о патогенезе заболевания выше представленные формы включают все проявления поражения мозга, характерные для каждой формы заболевания - двигательные, речевые и психические, а также позволяет прогнозировать течение заболевания» [8, с. 20]. И есть формы, при которых коррек-ционная работа не возможна или является очень сложной, практически бесполезной.

В данной статье мы будем рассматривать кор-рекционную работу по эмоциональному развитию у детей дошкольного возраста с гемипаретиче-ской формой ДЦП.

Эта форма, по мнению К.А. Семеновой «характеризуется повреждением конечностей (руки и ноги) с одной стороны тела. Рука обычно поражается больше, чем нога. Правосторонний ге-мипарез в связи с поражением левого полушария наблюдается значительно чаще, чем левосторонний. Левое полушарие при воздействии вредных факторов страдает в первую очередь как более молодое филогенетически, функции которые наиболее сложны и многообразны» [7, с. 32].

Анализ литературы по коррекционной педагогике, психологии и учебников по неврологии пока-

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о m О от

З

ы о со

зал, что причиной возникновения трудностей у детей с гемапаритической формой ДЦП в освоении чтении, письма и счета и также проблемы с эмоциональной сферой связано с работой левого полушария головного мозга ребенка.

По мнению И.И. Мамайчук, «эмоциональное неблагополучие у детей рассматривается как отрицательное состояние, возникающее на фоне трудно разрешимых личностных конфликтов (А.В. Запорожец, А.И. Захаров)» [9, с. 42].

И.И. Мамайчук подчеркивает, что «особенности формирования личности и эмоционально-волевой сферы у детей с диагнозом ДЦП могут быть определены тремя факторами [9]:

1) биологическими особенностями, связанными с характером заболевания;

2) социальный фактор - воздействием на ребенка семьи и педагогов;

3) психологический фактор.

Итак, исходя из выше сказанного, можно отметить, что детям с детским церебральным параличом свойственна задержка эмоционального развития, которая, как правило, сочетается с интеллектуальной задержкой и это выражается в форме неосложнённого психического инфантилизма и осложнённого, так называемого «органического инфантилизма». Его проявления выступают в недостаточной выраженности эмоций даже в игровой деятельности - ее монотонности, слабости творчества, отсутствии инициативы и самостоятельности. Чтобы дети научились понимать свое эмоциональное состояние и состояние других людей, определяли эмоции и понимали их, нами будет проведена следующая коррекционная работа с данной категорией детей.

Исследование нами проводилось в три этапа работы. В работе приняли участие 10 детей старшего дошкольного возраста с гемипаретической формой ДЦП.

На первом этапе была проведена диагностическая работа по методикам методика Э.Т. Дорофеевой «Исследования эмоционального состояния»; методика С.В. Велиевой «Паровозик» на определение особенностей эмоционального состояния ребенка.

Результаты исследования по методике Э.Т. Дорофеевой получились следующие: положительные эмоции наблюдаются у 30% детей; нейтральные эмоции свойственны 30%; 40% детей показали отрицательные эмоции.

По методике С.В. Велиева мы смогли определить степень позитивного (ППС) и негативного (НПС) психического состояния детей старшего дошкольного возраста с диагнозом ДЦП: позитивное психическое состояние характерно для 20%; негативное психическое состояние низкой степени выявлено также у 20%, негативное психическое 5 состояние средней степени и высокой степени на-g блюдается у 30%

S На втором этапе работы были подобраны S упражнения и приемы, которые внедрялись и вне-5в дряются нами на музыкальных занятиях с этими

детками. Такие приемы музыкотерапии как: слушание пения педагога, прослушивание музыки и песен в записи на магнитафоне, дисках); музы-цирование (игра на детских музыкальных инструментах, рассматривание наглядного материала, чтение стихов, игры-драматизации, игры-имитации, игра-импровизации и т.д.) способствуют ребенку активизироваться на музыкальных занятиях, преодолевать напряженность и зажатость, помогают дошкольнику расслабиться и почувствовать себя комфортно, улучшают эмоциональное состояние и т.д.

В рамках музыкального занятия и параллельно с методом музыкотерапии нами применялся метод театрализации, который был направлен на овладение детьми диалогом, способствовал развитию внимания, навыков взаимодействия, развивал музыкальный слух и главное способствовал выражению положительных эмоций и определения эмоции удивления.

Например, при рассмотрении сказки «Репка», в начале занятия на этапе актуализации прослушивается музыкальная сказка «Репка». Далее между детьми распределяются роли актеров. На практической части слушаю музыку сказки ребята обыгрывают каждого героя, при этом, если могут, подпевают. Дети, которые плохо двигаются, им помогают родители.

Очень эффективна в работе, оказалась игра-имитация, например «Медведь и дети». Под музыкальное сопровождение дети в масках-шапочках зверей перевоплощаются, передавая основные эмоции героев. Игра способствовала пережить сердцем эмоции и чувства всех героев.

Или игра-имитация «Солнышко и дождик», способствовала знакомству детей с такой эмоцией как радость. Под исполнение педагогом музыки на фортепиано, дети передают основные эмоции человека (выглянуло солнышко - дети обрадовались: улыбнулись, захлопали в ладоши, запрыгали на месте, закапал дождик - дети притихли и спрятались под зонтик).

В данной статье мы уже говорили о том, что работа с такой категорией детей будет более эффективной, если привлекать и родителей этих деток к занятиям.

Например, с целью закрепления эмоции злость нами был предложен просмотр музыкальной сказки «Заюшкина-избушка». После чего была проведена беседа по сказке, проигрывался эпизод совместно с родителями. Дети с родителями выбирали роли, и надевали шапочки - маски. Играя определенную роль в эпизоде, ребенок и взрослый переживали некоторые эмоционально-значимые ситуации.

Также при изучении определенного эмоционального состояния мы применяли вокалотера-пию. Необходимо отметить, что благодаря исполнению песен разного характера доступных детям разного уровня развития каждый ребенок получает от этого удовольствие и эмоциональный заряд. Научившись выражать свое состояние голосом, ребенок получает эффективнейшее средство для

снятия внутреннего напряжения и самовыражения. Развивается музыкальная память и слух.

В целом в рамках коррекционно-развивающих занятий нами была проведена работа по следующим направлениям (страх, гнев, грусть, радость, злость, обида, удивление, эмоциональная отзывчивость и т.д.).

На третьем этапе исследования была проведена итоговая диагностика по тем же методикам, что и на первом этапе работы.

По методике Э.Т. Дорофеевой положительные эмоции увеличились на 8% (наблюдаются у 40%); нейтральные эмоции стали свойственны 40% детей; отрицательные эмоции остались характерны для 20% детей.

Для определения достоверности полученных результатов экспериментальной группы детей по методике исследования эмоционального состояния Э.Т. Дорофеевой, использовали статистический критерий - X2.

Результаты мы посчитали статистически значимыми, так как полученное эмпирическое значение находится в зоне значимости при р<0,001.

По методике С.В. Велиева результаты получились следующие: позитивное психическое состояние увеличилось на 10% и стало характерно для 30% детей; негативное психическое состояние низкой степени выявлено также у 10%, что на 10% меньше, чем при первичной диагностике; негативное психическое состояние средней степени характерно для 40% и высокой степени наблюдается у 20% детей.

Достоверность результатов статически подтверждена с помощью критерия - X2, полученное эмпирическое значение находится в зоне значимости при р<0,001, что говорит о результатах статистически значимыми.

Также следует отметить, что в начале эксперимента из 10 детей, только 3 могли узнавать эмоцию радость, после проведенной нами работы их стало 6 человек.

Итак, исходя из всего выше сказанного, можно отметить, что особенности развития личности и эмоционально-волевой сферы ребенка с ДЦП во многом зависят не только от специфики заболевания, но и от отношения к ребенку социума: родителей, педагогов, сверстников. Выявлено, что дети, страдающие церебральным параличом, более часто испытывают отрицательные эмоции, такие как: страх, гнев, стыд, страдания и др. Доминирование отрицательных эмоций над положительными эмоциями приводит к частому переживанию состояний грусти, печали с частым перенапряжением всех систем организма.

Использование метода музыкотерапии и сопутствующих ему приемов помогают детям старшего дошкольного возраста, имеющим заболевание ДЦП эмоционально и личностно познавать себя и других людей; познавать окружающий мир; помогают активизироваться, расслабиться; научиться выражать свои эмоции и чувства такими средствами как: звук, движения.

Литература

1. Выготский Л.С. Эмоции и их развитие в детском возрасте. - М.: Педагогика, 1982. - 16 с.

2. Велиева С.В. Диагностика психических состояний детей дошкольного возраста. - СПб.: Питер, 2005. - 40 с.

3. Дорофеева Э.Т. Сдвиги цветовой чувствительности как индикатор эмоциональных состояний. Психические заболевания. - Ленинград: Наука, 1970. - 32 с.

4. Калижнюк Э.С Психогенные реакции и особенности формирования личности при детских церебральных параличах: Методические рекомендации. - М.: Минздрав СССР, 1982. - 27 с.

5. Кириченко Е.И. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: Норма и отклонения. - М.: Педагогика,1990. - 44 с.

6. Кунц Н.Н. Программа по музыкально-эстетической реабилитации детей с психофизическими нарушениями в развитии. - Нерюн-гри: ТИ (ф) ЯГУ, 2007. - 18 с.

7. Лебединский В.В. Нарушения психического развития в детском возрасте: учеб. пособие для студ. психол. фак. высш. учеб. заведений. - М.: Академия, 2004. - 44 с.

8. Мамайчук И.И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии. - СПб.: Питер, 2001. - 30 с.

9. Мамайчук И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. -СПб.: Питер, 2006. - 323 с.

DEVELOPMENT OF THE EMOTIONAL SPHERE OF ELDER PRESCHOOL CHILDREN WITH ICP WITH MUSIC THERAPY

Mamedova L.V.

Technical Institute (branch) of the State Autonomous Educational Institution of Higher Professional Education "North-Eastern Federal Institute of MK Ammosova" in Neryungri

Analysis of the literature on the topic of the research shows that issues in the direction of emotional development are the subject of discussion in many theoretical and practical discussions by psychologists and teachers of domestic and foreign countries. Scientists agree in their research that emotions occupy one of the central places or links in the mental life of every child. Not every adult can cope with his emotional behavior, this naturally also causes its own difficulties in children, but as the practical experience of modern psychologists and educators shows, children with cerebral palsy find it especially difficult to express even the simplest emotions, therefore, in the field of studying the personality of a child with cerebral palsy there is an acute problem associated with the study of its emotional manifestations, etc.

There are a number of methods and techniques for the emotional development of children with cerebral palsy, but only the research itself can tell how effective they are. In this article, we show the ways of emotional development of children with cerebral palsy using the method of music therapy. Since the emotional responsiveness of children to music will contribute to the development of such qualities as kindness, empathy, empathy, etc.

Keywords: children with cerebral palsy, preschool age, development, music therapy, emotions, emotional sphere, diagnostics.

References

1. Vygotsky L.S. Emotions and their development in childhood. -M.: Pedagogika, 1982. - 16 p.

C3

о

CO

-a

I=i А

—I

о

C3 t; о m О от

З

ы о со

2. Velieva S.V. Diagnostics of mental states of preschool children. - SPb.: Peter, 2005. - 40 p.

3. Dorofeeva E.T. Shifts in color sensitivity as an indicator of emotional states. Mental illness. - Leningrad: Nauka, 1970. - 32 p.

4. Kalizhnyuk E.S. Psychogenic reactions and characteristics of personality formation in children with cerebral palsy: Methodical recommendations. - M.: Ministry of Health of the USSR, 1982. -27 p.

5. Kirichenko E.I. Emotional features of personality formation in childhood: Norm and deviations. - M.: Pedagogy, 1990. - 44 p.

6. Kunz N.N. Program for the musical and aesthetic rehabilitation of children with psychophysical developmental disabilities. -Neryungri: TI (f) YSU, 2007. - 18 p.

7. Lebedinsky V.V. Mental developmental disorders in childhood: textbook. manual for stud. psychol. fac. higher. study. institutions. - M.: Academy, 2004. - 44 p.

8. Mamaichuk I.I. Psychological assistance to children with developmental problems. - SPb.: Peter, 2001. - 30 p.

9. Mamaichuk I.I. Psychocorrectional technologies for children with developmental problems. - SPb.: Peter, 2006. - 323 p.

o d

u

CM O)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.