Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ МУЗЫКОТЕРАПИИ'

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ МУЗЫКОТЕРАПИИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
376
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / МЛАДШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / МУЗЫКОТЕРАПИЯ / ИСКУССТВО / ИСПЫТУЕМЫЕ / ИССЛЕДОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Чмелева З.А.

В статье сделана попытка теоретическим путем обосновать и экспериментально проверить психолого-педагогические условия эмоционального развития младшего школьника средствами музыкотерапии. Развитие эмоций тесно связано с эмоциональным осознанием ребенком себя и других людей, с осознанием причин, которые вызывают разные чувства и соответствующие им эмоции. Автором представлена интегрированная программа, с включением разнообразных психотехник: рисование под музыку, сочинение сказок под музыку, танцевальная терапия, выражение эмоций и чувств под музыку. Программа основана на использовании разных способов творческого самовыражения, визуально-пластических средств и, в первую очередь, музыкальных средств, которые дополняются средствами арт-терапии и драматической экспрессии, движения и танца. Занятия, включенные в программу, оказали благоприятное влияние на эмоциональную сферу детей. Музыкотерапия имеет большой потенциал в работе с детьми.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL CONDITIONS OF EMOTIONAL DEVELOPMENT OF PRIMARY SCHOOL CHILDREN BY MEANS OF MUSIC THERAPY

The article attempts to theoretically substantiate and experimentally test the psychological and pedagogical conditions of the emotional development of a younger student by means of music therapy. The development of emotions is closely related to the child's emotional awareness of himself and other people, with the awareness of the reasons that cause different feelings and corresponding emotions. The author presents an integrated program, including a variety of psychotechnics: drawing to music, writing fairy tales to music, dance therapy, expressing emotions and feelings to music. The program is based on the use of different ways of creative self-expression, visual and plastic means and, first of all, musical means, which are supplemented by means of art therapy and dramatic expression, movement and dance. The classes included in the program had a positive impact on the emotional sphere of the children. Music therapy has great potential in working with children.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ МУЗЫКОТЕРАПИИ»

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ МУЗЫКОТЕРАПИИ

З.А. Чмелева, студент

Научный руководитель: Э.Г. Цзю, старший преподаватель

Ставропольский государственный педагогический институт, филиал в г. Ессентуки (Россия, г. Ессентуки)

DOI:10.24412/2500-1000-2021-5-3-149-152

Аннотация. В статье сделана попытка теоретическим путем обосновать и экспериментально проверить психолого-педагогические условия эмоционального развития младшего школьника средствами музыкотерапии. Развитие эмоций тесно связано с эмоциональным осознанием ребенком себя и других людей, с осознанием причин, которые вызывают разные чувства и соответствующие им эмоции. Автором представлена интегрированная программа, с включением разнообразных психотехник: рисование под музыку, сочинение сказок под музыку, танцевальная терапия, выражение эмоций и чувств под музыку. Программа основана на использовании разных способов творческого самовыражения, визуально-пластических средств и, в первую очередь, музыкальных средств, которые дополняются средствами арт-терапии и драматической экспрессии, движения и танца. Занятия, включенные в программу, оказали благоприятное влияние на эмоциональную сферу детей. Музыкотерапия имеет большой потенциал в работе с детьми.

Ключевые слова: эмоциональное развитие, младший школьный возраст, музыкотера-пия, искусство, испытуемые, исследование.

Развитие современного общества предполагает формирование инициативной, активной, самостоятельной, творчески ориентированной личности. Одним из источников активно развивающейся личности выступает эмоциональная сфера. Мир чувств и эмоций, как и другие формы психической деятельности, является способом отражения объективного мира и человека в нём, и представляет собой многогранную и до конца не изученную сферу.

Особое место в развитии эмоциональной сферы ребенка занимает искусство. Влияние искусства на уровень развития эмоционально-эстетического сопереживания отражено в работах Л.С. Выготского, В.Г. Ражникова. Музыка, как самый эмоциональный вид искусства, развивает способность сопереживать, испытывать всю гамму человеческих эмоций, мобилизуя эмоционально-чувственный мир личности [2, 3, 4].

Анализ литературы показал, что, несмотря на значимость эмоциональной сферы в младшем школьном возрасте, ее развитие осуществляется не в полной мере. Недостаточно разработано содержание пе-

дагогической деятельности в развитии эмоциональной сферы, не в полной мере определены методы и приемы организации музыкально-творческой деятельности по развитию эмоциональной сферы.

Таким образом, возникает противоречие между безусловной значимостью развития эмоциональной сферы младшего школьника и недостаточной разработанностью содержания педагогической работы для ее развития средствами музыкотерапии.

Целью нашего исследования является теоретическое обоснование и экспериментальная проверка психолого-педагогических условий эмоционального развития младшего школьника средствами музыкотерапии.

Мы полагаем, что эмоциональное развитие младших школьников средствами музыкотерапии будет эффективным, если: эмоциональное развитие будет пониматься как одна из важнейших основ гармоничного личностного развития младшего школьника; содержательными компонентами эмоционального развития будут эмоциональная отзывчивость ребенка, стремление к коллективной творческой деятельности и

альтруистическая направленность его личности; эмоциональное развитие будет реализовано через комплексное сочетание различных средств музыкотерапии.

Эмоции - это своеобразный индикатор значимости окружающего человека [5]. Развитие эмоций тесно связано с эмоциональным осознанием ребенком себя и других людей, с осознанием причин, которые вызывают разные чувства и соответствующие им эмоции [5].

Воздействие музыки позволит регулировать психоэмоциональное состояние слушателей, повысить их социальную активность, приобрести новое средство эмоциональной экспрессии, облегчить усвоение новых положительных установок и форм поведения [2].

Нами было проведено экспериментальное изучение психолого-педагогических условий эмоционального развития младших школьников средствами музыкотерапии. Исследование проводилось на базе МБОУ СОШ №1 г. Лермонтов. В исследовании принимали участие младшие школьники в количестве 28 человек - 18 мальчиков и 10 девочек.

Методы сбора, обработки и анализа данных включали следующие методики: методика исследования эмоционального состояния (по Э.Т. Дорофеевой); методика по изучению особенностей использования мимики и пантомимики при демонстрации заданной эмоции; структурализированное наблюдение (разработанное Лаврентьевой Г.П.).

В результате проведенной диагностики было выявлено, что отрицательное эмоциональное состояние отмечается у 39% испытуемых, что свидетельствует о наблюдении состояния функционального и аффективного торможения - неудовлетворение потребностей (печаль, тоска, напряженность): от состояния грусти до подавленности, от озабоченности до тревоги, от состояния растерянности до страха, доминировании сильных отрицательных эмоций.

Уровень определения заданной эмоции ниже среднего отмечается у 21% испытуемых, что свидетельствует о непонимании инструкций детьми, наблюдается эмоцио-

нальная бедность, не развита мимика и пантомимика. Для данных испытуемых характерны почти полное отсутствие мимики и жестикуляции, мышцы лица расслаблены, тело вялое.

Из 28 детей, в особом внимании нуждаются половина детей каждой группы (50%), набравшие от одиннадцати до 18 положительных результатов из восемнадцати фрагментов фиксированных форм агрессивного поведения. У них выявился высокий уровень агрессивности.

Детям присуще такое поведение: враждебность, гнев; рассказывание историй, с элементами насилия; на приветствие отвечают злостью; портят общественную и личную собственность; негативно относятся к замечаниям; дерутся.

На следующем этапе работы нами была разработана программа психолого-педагогического развития эмоциональной сферы младших школьников средствами музыкотерапии. Основной акцент был сделан на занятиях музыкотерапии, в то же время, каждое занятие с элементами других арт-терапевтических методов сопровождалось обязательно музыкальным сопровождением. Наша программа представляет собой интегрированную программу, с включением разнообразных психотехник: рисование под музыку, сочинение сказок под музыку, танцевальная терапия, выражение эмоций и чувств под музыку.

Программа представляет собой цикл занятий, направленных на развитие эмоциональной сферы младших школьников. Занятия проходили в игровой форме. Программа основана на использовании разных способов творческого самовыражения, визуально-пластических средств и, в первую очередь, музыкальных средств, которые дополняются средствами арт-терапии и драматической экспрессии, движения и танца.

Развивающая программа состоит из 10 занятий. Продолжительность занятий составляет 30-40 минут. В ходе групповых занятий обязательно проводилось совместное обсуждение хода и результатов деятельности. Занятия проводились 2 раза

в неделю с детьми младшего школьного возраста.

Занятия проходили в непринуждённой позитивной обстановке, что даёт возможность усваивать весь материал с лёгкостью. Предполагаемый результат проведения развивающих занятий - это формирование у младших школьников сопереживания, понимания других людей, а также формирование умения справляться с агрессивными проявлениями и ориентироваться на социально-приемлемые формы поведения.

Следующим шагом нашего исследования стало проведение повторного диагностического обследования, целью которого было выявление изменений в эмоциональной сфере у младших школьников. Использовались те же самые методики что и на констатирующем этапе исследования.

Итак, в результате исследования было выявлено, что методы музыкотерапии благоприятно влияют на эмоциональные состояния детей. Занятия оказали благоприятное влияние на эмоциональную сферу детей: у них снизился уровень тревоги, страхов, снизилось доминирование сильных отрицательных эмоций, снизился уровень агрессивности. Детская агрессия, тревожность в младшем школьном возрасте явления довольно распространенные. Для эмоционального развития используются главным образом занятия, позволяющие развивать чувство эмпатии у детей, а также создавать чувство защищенности, заботы, положительного, дружелюбного взаимодействия. Не лишним будет и проведение специальных игр на развитие навыков адекватного общения со сверстниками и взрослыми.

Именно через творческую деятельность можно добиться развивающего эффекта. Именно методы музыкотерапии, позволяют младшему школьнику более точно выразить свое состояние через музыку, рисунок, аппликацию, сказку, игру.

Библиографический список

1. Лебединский В.В. Нарушения психического развития в детском возрасте. - М., 2003. - 234 с.

2. Львова Т.В., Торопова А.В. Расширение функций музыкально-деятельностных технологий (на примере музыкально-реабилитационной работы с пациентами в неврологическом отделении) // Вестник «Биомедицина и социология». - 2018. - Т. 3 (4). - C. 89-91.

Проведенное исследование на всех его этапах доказало верность гипотезы, положенной в его основу. Из полученных результатов данных методик и их обработки можно сделать вывод, что у 70% детей уровень отрицательных эмоциональных состояний снизился и лишь у 30% он остался на месте. Полученные опытным путем данные свидетельствуют о том, что у большинства тестируемых детей снизился уровень агрессивности. Им легче контактировать со сверстниками, благодаря навыкам успешного социального взаимодействия. Поставленная в работе цель и задачи достигнуты.

Для получения положительных результатов необходимо соблюдать ряд психолого-педагогических условий: проводить своевременную диагностику актуального состояния эмоциональной сферы младших школьников; использовать индивидуальных подход в ходе развивающих занятий средствами музыкотерапии; учитывать возрастные особенности младших школьников; активно привлекать родителей и педагогов в совместную деятельность на развивающих занятиях; поддерживать творческие проявления младших школьников.

Таким образом, музыкотерапия представляет собой метод, использующий музыку в качестве средства коррекции негативных эмоциональных состояний и развития положительных эмоций и чувств. Многочисленные методики музыкотера-пии предусматривают как целостное и изолированное использование музыки в качестве основного и ведущего фактора воздействия (прослушивание музыкальных произведений, индивидуальное и групповое музицирование), так и дополнение музыкальным сопровождением других кор-рекционных приемов для усиления их воздействия и повышения эффективности.

3. Никитин В.Н. Арт-терапия: Учебное пособие. - М.: Когито-Центр, 2014. - 328 с.

4. Петухова-Левицкая М.И., Малий Д.В. Создание музыкально-звуковой среды как условие формирования готовности к здоровьесозидающей деятельности у участников образовательного процесса // Вестник Владимирского Государственного университета им.

A.Г. и Н.Г. Столетовых. - 2016. - №24 (43). - С. 78-86.

5. Степина Н.М. В мире детских эмоций / Т.А. Данилина, Н.М. Степина,

B.Я. Зедгенидзе. - М.: Академия, 2004. - 154 с.

PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL CONDITIONS OF EMOTIONAL DEVELOPMENT OF PRIMARY SCHOOL CHILDREN BY MEANS OF MUSIC

THERAPY

Z.A. Chmeleva, Student

Supervisor: E.G. Czy, Senior Lecturer

Stavropol State Pedagogical Institute, branch in Essentuki

(Russia, Essentuki)

Abstract. The article attempts to theoretically substantiate and experimentally test the psychological and pedagogical conditions of the emotional development of a younger student by means of music therapy. The development of emotions is closely related to the child's emotional awareness of himself and other people, with the awareness of the reasons that cause different feelings and corresponding emotions. The author presents an integrated program, including a variety of psychotechnics: drawing to music, writing fairy tales to music, dance therapy, expressing emotions and feelings to music. The program is based on the use of different ways of creative self-expression, visual and plastic means and, first of all, musical means, which are supplemented by means of art therapy and dramatic expression, movement and dance. The classes included in the program had a positive impact on the emotional sphere of the children. Music therapy has great potential in working with children.

Keywords: emotional development, primary school age, music therapy, art, subjects, research.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.