УДК 159.942.32/33
Развитие эмоционального интеллекта в рамках программы подготовки специалистов-профайлеров1
Е. С. Иванова
Обсуждаются проблемы подготовки специалистов, занимающихся проверкой достоверности информации. Отмечается негативное влияние полученных ими навыков на личность таких профессионалов и отношения между ними. Подчеркивается необходимость психологической поддержки профайлеров в процессе их обучения и вхождения в деятельность. Представлено описание программы подготовки, основанной на развитии эмоционального интеллекта и применении когнитивно-поведенческой терапии и позитивной психотерапии. Рассматриваются результаты эмпирической проверки эффективности программы.
Ключевые слова: детекция лжи; эмоциональный интеллект.
Детекциялжи,верификация,выявлениеискаженнойинформации — популярнейшая тема, не теряющая своей актуальности на протяжение всего времени существования человечества. Двадцатый век отмечен появлением технических устройств — полиграфов, работа которых основана на фиксации физиологических реакций, типичных для состояния стресса, напряжения при попытке скрыть истинную информа-
1 Работа выполнена в рамках Федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России 2009—2013 гг.).
цию [5]. Не смотря на высоко технологичные решения при разработке моделей полиграфов и наличие экспериментальных работ, направленных на оценку эффективности их применения, большую значимость сохраняет сам процесс взаимодействия, структурированного и целенаправленного общения специалиста-полиграфолога и лица, проходящего детекцию. Качество контакта, который складывается в претесто-вой беседе, без применения аппаратуры, а лишь в процессе объяснения процедуры и предварительного сбора данных о типичных реакциях опрашиваемого лица, во многом определяет точность и достоверность последующих выводов, которые делаются на основании проведенных измерений реакций человека на контрольные вопросы.
Таким образом, развитие полиграфных проверок повлекло за собой развитие профайлинговых (неаппаратурных, коммуникативных) техник взаимодействия с лицом, проходящим проверку. В целом, про-файлинг можно определить как процедуру неаппаратурного выявления ложной, намеренно искажаемой информации по вербальным и невербальным признакам, непосредственно (визуально, аудиально, кинестетически) наблюдаемым специалистом, проводящим проверку в рамках специально организованной профайлинговой беседы.
В отличие от прошлого века, в настоящее время сформировался запрос на профессионалов, способных выявлять ложную, искаженную информацию без использования аппаратуры. Применение технического устройства — полиграфа — порой невозможно, зачастую некорректно в целом ряде значимых ситуаций, отмеченных очень высокой «ценой» внедрения ложной информации. При проведении деловой беседы, переговоров, приеме на работу на ключевые должности, в процессе общения лиц, намеренных вступить в близкие отношения, вопрос доверия к партнеру, сотруднику, потенциальному супругу встает чрезвычайноостро.Именновтакихслучаяхпомощьпрофессионала,спо-собного оценить степень искренности и открытости человека / группы
людей без полиграфной проверки, на основании точного и детального анализа речевых, поведенческих, вербальных и невербальных паттернов поведения, дать заключение о психотипе проверяемого лица, становится крайне актуальной [7].
О сформированности запроса на обучение такого рода специалистов свидетельствует активное развитие рынка услуг по подготовке профайлеров и полиграфологов [3; 6]. Важно подчеркнуть, что специализированным обучением профайлеров, не связанных со спецслужбами, в настоящее время занимаются частные компании, в которых качество и стандарты предоставляемых услуг устанавливаются руководителями компаний, нередко исходя из уровня их личной ответственности перед обучаемыми.
Анализ учебных программ таких организаций [3; 6] по материалам, доступным на веб-сайтах, представленным в информационных рассылках и печатной продукции, а также контент-анализ отзывов участников дистанционных курсов позволяют заключить, что отсутствие психологической поддержки и психотерапевтической помощи как в процессе подготовки таких специалистов, так и по ее окончании ставит человека в критическую ситуацию, когда он обучен видеть ложь других людей, но не способен справиться с потоком ложной информации. Человек либо теряет связи с близкими людьми, либо вынужден пребывать в глубоком внутриличностном конфликте, постоянно отрицая факты искаженных коммуникаций с окружающими. Эти ежедневные стрессовые ситуации являются серьезной угрозой с точки зрения формирования профессиональной прослойки лиц, обученных техникам выявления лжи, но дезадаптированных в обществе — одиноких, подозрительных, не доверяющих никому и презирающих окружающих как «хронических лгущих» и не способных увидеть ложь.
Также анализ содержания переписки в чатах и социальных сетях показывает, что среди лиц, проходящих обучение по верификации
лжи, наблюдается выраженная склонность к изначально спорным с точки зрения этики моделям поведения, таким как пикапер — человек, практикующий знакомства для однократного сексуального контакта, устроитель алиби — человек, оказывающий услуги по документальному обеспечению алиби для неверных супругов или нечестных работников, акула собеседований — человек, владеющий техниками эффективного прохождения собеседований, но увольняющийся по завершении испытательного срока, организационный шпион — человек, устраивающийся на работу в организацию с целью получения сведений, необходимых для устранения данной конкурентной фирмы.
Очевидно, что без коррекции поведенческих паттернов и базовых установок по отношению к окружающим людям, снятию излишней механистичности и обесценивающих импульсов во взаимодействии с окружающими лица, обучившиеся выявлять ложь и доводить человека до признания, получают мощные инструменты эмоционального насилия над окружающими и причинения им как морального, так и материального ущерба. Представляется, что включение профессиональных психологов и психотерапевтов в процесс подготовки специалистов по выявлению ложной информации может выступать залогом более качественной, социально-ориентированной и сберегающей профессиональное здоровье подготовки специалистов-профайлеров, способных выявлять искажения информации в бизнес-коммуникациях, общении супругов, взаимодействии родителей и детей, но делать это с ориентаций на этические и социальные нормы, реализуя гуманистически установки, не смешивая собственные недоразрешенные проблемы с жизненными ситуациями других людей.
Одним из вариантов решения этой комплексной задачи представляется использование в сочетании друг с другом подхода, ориентированного на развитие эмоционального интеллекта, и психотерапевтических техник, укрепляющих структуру личности самого профайлера.
Настоящая статья имеет целью описание и оценку результатов разработки и внедрения такого рода программы в одном из возможных вариантов.
В основу курса «Профайлинг: коммуникативные техники детекции лжи» заложены приемы когнитивно-поведенческой терапии в сочетании с концепцией человека, разрабатываемой позитивной психотерапией [4]. Например, базовая модель АВС, предполагающая, что эмоции человека опосредованы его восприятием разворачивающегося события — ключевая с точки зрения понимания эмоций окружающих людей и применения дифференцированного подхода при определении их чувств. Модель АВС позволяет найти ответ на вопрос о том, почему один и тот же внешний стимул может приводить к столь различным реакциям не только у разных людей, но и у одного и того же человека в разные периоды жизни: смена схем восприятия существенно влияет на эмоции, которые сопровождают процесс проживания события.
Пониманию намеренного ложного поведения способствуют следующие положения позитивной психотерапии: «Человек добр по своей природе» и «В основе любого поступка лежит позитивное намерение». Принятие данных постулатов в качестве схемы восприятия поведения другого человека позволяет профайлеру формировать в отношении лица, имеющего умысел, позицию невовлеченного наблюдателя, сохранять эффективную исследовательскую установку вместо неэффективной обвинительной. Типы первичных конфликтов, описанные в рамках позитивной психотерапии ее основателем Н. Пезешки-аном, ориентируют профайлера на понимание причин эмоциональных реакций, а техники опроса позволяют верифицировать заявляемые и истинные причины поведения лица, проходящего детекцию. Сформированная в рамках позитивной психотерапии базовая установка профайлера, что в основе самого неблаговидного и социально неодо-бряемого поступка, прикрываемого ложью, лежит некое позитивное
намерение, позволяет специалисту, проводящему верификацию, эффективно устанавливать раппорт, создавать атмосферу доверительной беседы, которая создает для опрашиваемого лица условия, в которых он может раскрыть глубинные причины своего поступка, объяснить, сделать явными для окружающих те неудовлетворенные потребности и вытесненные переживания, которые создали эмоциональный заряд для реализации искаженной коммуникации.
Такие ключевые положения когнитивно-поведенческой психотерапии, как наличие рациональных и иррациональных мыслей, а также ложных выводов и избыточных обобщений, — важные предупредительные моменты в деятельности профайлера. Выявление истинных обстоятельств события требует максимальной точности и внимания к деталям при описании как внешнего, событийного, плана так и внутреннего — мотивационно-оценивающего. Рефлексия собственных убеждений, выявление жестких оценочных комплексов в отношении того, что допустимо, а что должно подвергаться самому жесткому наказанию, является неотъемлемой частью данного курса и рассматривается как важный этап в становлении профайлера. И когнитивно-пове-денчский подход, и позитивная психотерапия как методы ориентируют профайлера на оперирование данными, работу с фактами, к которым относятся и переживания, мотивы, цели вовлеченных лиц, с одновременным уходом от вольной интерпретации и приписывания некоторых смыслов словам и поступкам участников события.
Таким образом, основная задача авторского курса «Профайлинг: коммуникативные техники детекции лжи» — формирование и развитие навыков опознания лицевой экспрессии человека, тренировка техник выявления причин его эмоциональных реакций и ложных коммуникаций на основе дифференцированного анализа события.
В процессе обучения преобладают групповые методы, при этом обязательными являются следующие принципы:
1. Конфиденциальность — до завершения цикла занятий запрещается обсуждать с лицами, не участвующими в обучении, какие-то события, происходящие на тренинге, поведение участников и ведущего.
2. Безопасность — ложные коммуникации разрешены только в рамках упражнений, в остальное время участникам рекомендована максимально открытая, искренняя позиция. Также в данный принцип включается безопасность в отношении ведущего — проверка его профайлинговых способностей без предварительного соглашения запрещена, так как в процессе обучения он находится в роли тьютора, медиатора, фасилитатора, что в корне расходится с позицией дознавателя.
3. Активность — постоянная включенность в процесс, проработка собственного опыта ложного и искреннего общения.
4. Рефлексивность — ориентация участников на анализ собственных стратегий поведения в ситуациях заведомо ложных коммуникаций, выявление каналов утечки информации.
5. Обратная связь — детальное и взвешенное описание стратегий поведения партнера в ситуации ложной коммуникации, а также готовность принять от него аналогичную информацию.
В процессе подготовки происходит систематическая тренировка сенсорных навыков, связанных с восприятием эталонов искренней, спонтанной экспрессии эмоций и фальшивых мимических актов.
Практические упражнения предполагают проигрывание ситуаций ложного и искреннего общения, актуализацию стратегий поведения в такого рода ситуациях, анализ сформированных техник передачи и восприятия ложных посланий как на вербальном, так и на невербальном уровне.
Шерринг и обратная связь ориентированы на развитие навыков вербализации собственных эмоций и адекватное отражение чувств партнеров.
Теоретический материал и обратная связь от ведущего направлены на формирование профессиональной позиции профайлера как исследователя, независимого эксперта, который не принимает ни одну из сторон, задействованных в процедуре верификации, а ориентирован на максимально полное и детальное восстановлении картины события с учетом внутренних, мотивационных факторов, проясняющих поведение участников. При этом итогом работы профайлера является подробное описание последовательности действий участников события, однако на основании этих данных профайлер не дает рекомендаций и советов, связанных с дальнейшими взаимоотношениями сторон. Его цель — восстановление всех недостающих элементов картины события, но решение о том, что делать на основе этой информации, каждая из сторон принимает самостоятельно.
Обучающая программа включает уникальные методические материалы: фотографии спонтанной и фальшивой лицевой экспрессии, аудио-треки и видео-ролики, иллюстрирующие различные эмоциональные состояния, подборку теоретических и учебно-методических материалов.
Программа включает в себя три модуля. Первый направлен на развитие сенсорно-перцептивных способностей и наблюдательности. Основная цель этого модуля — развить навыки восприятия ложной, искаженной информации через сопоставление вербальной и невербальной информации, передаваемых посредством мимики, жестов, речи, изменения положения тела и дистанции, вегетативных реакций. В рамках второго модуля участники знакомятся с разновидностями лжи, учатся выявлять стратегии ложного поведения окружающих, анализируют собственное поведение в ситуации передачи искаженной информации, формируют навыки экспресс-диагностики устойчивых паттернов пове -дения и реагирования личности, необходимых в качестве точки отсчета при выявлении фальшивых эмоций, манипулятивных воздействий,
ложных утверждений. Третий модуль интегрирует результаты предыдущих и направлен на формирование диссоциированной, исследовательской позиции, позволяющей достоверно и эффективно в процессе непосредственного общения выявлять ложь и подводить человека к необходимости признать факт осознанной передачи искаженной информации. Подчеркнем, что в процессе работы на всех трех модулях участники получают от ведущего психологическую поддержку и ориентируются на принципы позитивной и когнитивно-поведенческой психотерапии, связанные с аксиомами наличия позитивных намерений и взаимосвязи восприятия, мышления с эмоциональными реакциями человека. Последнее положение позволяет предположить, что включение техник развития эмоционального интеллекта является важным средством развития профессиональных навыков профайлеров — специалистов по коммуникативным техникам детекции лжи.
С целью проверки эффективности предлагаемой программы, включающей 90 часов очного и 30 часов заочного (дистанционного) обучения в течение 4 месяцев, по 6—8 часов в неделю, были сформированы две группы численностью 14 и 16 участников, всего 30 человек, 11 мужчин, 19 женщин, в возрасте от 20 до 32 лет, средний возраст — 23,6 лет. На момент начала эксперимента участники имели высшее (73,3 %) и незаконченное высшее (36,7 %) образование, 80 % состояли в браке (зарегистрированном и неофициальном). Что касается характера запроса, то 30 % участников в начале первого модуля заявили в качестве личной цели потребность в саморазвитии, 70 % — необходимость развития навыков проверки достоверности информации в рамках профессиональной деятельности (подбор персонала, прямые продажи, оказание услуг, заключение договоров). Всем участникам перед началом программы предъявлялись следующие методики: опросник «ЭмИн» Д. В. Люсина — для оценки показателей межличностного и внутриличностного эмоционального интеллекта, методика
«Словарь эмоций» Е. С. Ивановой — для определения способности вербализировать эмоциональный опыт, «Тест лицевой экспрессии» Е. С. Ивановой — для оценки навыков восприятия мимических кодов эмоций. Подчеркнем, что способности опознавать и вербализировать эмоции рассматриваются нами в качестве базовых компонентов эмоционального интеллекта [1]. Статистический анализ результатов входящей и итоговой диагностики производился с помощью Т-критерия Вилкоксона.
Расчеты, произведенные посредством Т-критерия Вилкоксона, показали достоверные на уровне 0,99 сдвиги значений по показателям базовых компонентов эмоционального интеллекта. Это был вполне предсказуемый и запрограммированный содержанием занятий всех трех модулей результат, так как тренировка сенсорных способностей, наблюдательности и умения быстро и точно определять эмоциональное состояние партнера — это основные навыки, без которых профайлер обречен на большое количество ошибок и ложных умозаключений. Важно подчеркнуть, что объем словаря эмоций увеличился настолько, что из первоначального среднего (10 % участников) и высокого (90 % участников) уровней показатели сдвинулись в область высоких (36,7 % участников) и очень высоких (73,3 % участников) значений. Это еще раз подтверждает полученные нами ранее данные о высокой тренируемости описанного навыка [2]. Аналогичные тенденции демонстрируют показатели способности считывать эмоции по мимике, однако закрывать вопрос о тренируемости данного навыка пока преждевременно, так как участники работали с ограниченным объемом наиболее типичных, часто встречающихся кодов лицевой экспрессии. Для чистоты эксперимента им предъявлялся один и тот же набор фотографий, в связи с чем можно заключить, что участники обучающей программы освоили ее и научились воспринимать экспрессию, представленную в рамках предложенного стимульного материала, тогда
как способность точно воспринимать нюансы мимики другого человека в процессе живого общения — это более высокий уровень, требующий специального, отложенного во времени эксперимента с привлечением замеров в контрольной группе.
Результаты анализа сдвигов показателей по методике «ЭмИн» следующие: по уровню межличностного эмоционального интеллекта и его субшкалам динамика значима на уровне 0,95, по уровню вну-триличностного — значима на уровне 0,95 только по субшкале «Вну-триличностное понимание». Тот факт, что по внутриличностному эмоциональному интеллекту сдвиг показателей менее выражен, чем по межличностному, обусловлен, по всей видимости, не завершившимися на момент итогового обследования процессами перестройки сформированных паттернов эмоционального реагирования и интеграции полученного опыта. Изначально высокие показатели эмоционального интеллекта, преобладающие у большинства (90%) участников программы характеризуют, скорее всего, не объективные показатели навыков оказания влияния на эмоциональное состояние окружающих, а представления опрошенных о том, насколько они могут это воздействие осуществлять. Интенсивный опыт взаимодействия в смоделированных ситуациях передачи ложной и искренней информации заставил многих участников пересмотреть восприятие собственных навыков общения.
Устные опросы, а также отзывы по итогам освоения третьего модуля программы позволяют сделать заключение о высокой степени удовлетворенности участников, об эффективности включения полученных навыков в практическую деятельность. Таким образом, программа «Профайлинг: коммуникативные техники детекции лжи», направленная на развитие эмоционального интеллекта, основанная на подходах, заявляемых когнитивно-поведенческой и позитивной психотерапией, может рассматриваться в качестве эффективной альтернативы при
подготовке профайлеров, ориентированных на выявление искаженной информации в бизнес-коммуникациях и в межличностном взаимодействии.
Литература
1. Иванова Е. С. Автономность опознания и вербализации эмоций в структуре эмоционального интеллекта / Е. С. Иванова // В мире научных открытий. — 2010. — № 6.2 (12). — С. 258—260.
2. ИвановаЕ. С. Лонгитюдное исследование показателей алекситимии и объема активного словаря эмоций студентов-психологов / Е. С. Иванова // Практическая психология: от фундаментальных исследований до инноваций : Материалы 3-ей Междунар. научно-практ. конф. — Тамбов, Изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина, 2008. — С. 31—35.
3. Международная академия исследования лжи. — Режим доступа : http://iarl.ru/training.html.
4. Методы психотерапии и консультирования, получившие профессиональное признание в Российской Федерации. — Режим доступа : http:// www.oppl.ru/psihoterapiya/metodyi-psihoterapii-i-konsultirovaniya.html.
5. Оглоблин С. И. Инструментальная «детекция лжи»: академический курс / С. И. Оглоблин, А. Ю. Молчанов. — Ярославль : Нюанс, 2004. — 464 с.
6. Уральское бюро «Полиграф». — Режим доступа : http://uralburo.ru.
7. ЭкманП. Психология лжи / П. Экман. — Санкт-Петербург : Питер, 2011. - 304 с.
© Иванова Е. С., 2012
Emotional Intelligence Development as Part of Profiler Training Program
E. Ivanova
The article covers the problems of training of specialists verifying information. It is noted that the acquired skills
negatively affect such professionals' personality and their relationships with each other. The author emphasizes the necessity of psychological support for profilers during the process of their training and work entry. There is a description of a training program based on development of the emotional intelligence as well as application of the cognitive-behavioral therapy and positive psychotherapy. The results of the program's efficiency empiric test are examined.
Key words: lie detection; emotional intelligence.
Иванова Екатерина Сергеевна, кандидат психологических наук, доцент кафедры психофизиологии и психофизики, Институт социальных и политических наук, Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина (Екатеринбург), ivanova_rina@mail.ru.
Ivanova, E., PhD in Psychology, associate professor, Department of Psychophysiology and Psychophysics, Institute of Social and Political Sciences, Ural Federal University Named after the First President of Russia
B. N. Yeltsin (Yekaterinburg), ivanova_rina@mail.ru.