Научная статья на тему 'Развитие эмоционального интеллекта у детей среднего дошкольного возраста'

Развитие эмоционального интеллекта у детей среднего дошкольного возраста Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2017
263
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ / ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ / РАСПОЗНАВАНИЕ ЭМОЦИЙ / ПОНИМАНИЕ ЭМОЦИЙ / ПРОИЗВОЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Мартыненко Маргарита Николаевна

Эмоции мощным образом влияют на познавательную мотивацию и познавательные процессы ребенка дошкольного возраста. Поведение также основано на базе эмоционального состояния ребенка, именно оно определяет направленность внимания ребенка, восприятие окружающего мира и мышление. В условиях современного мира, эмоционально-личностная сфера детской психики остается за пределами внимания взрослых. Нами был изучен конструкт эмоционального интеллекта в сознании индивида и возможность его целенаправленного развития у детей среднего дошкольного возраста. Были рассмотрены основные теоретические модели эмоционального интеллекта: модель Дж. Майера и П. Саловея, модель Бар-Она, модель Сергиенко Е.А. и Лебедевой Е.И. Выделены основные компоненты эмоционального интеллекта: восприятие индивидом эмоциональной информации, ее анализ и оперирование ей. Цель исследования. Разработать специализированный курс занятий, предназначенных для развития эмоционального интеллекта у детей среднего дошкольного возраста и измерить его эффективность. Гипотеза исследования. При проведении психолого-педагогических занятий, направленных на развитие таких компонентов эмоционального интеллекта как восприятие, анализ и оперирование эмоциональной информацией, у детей повышаются показатели уровня развития эмоционального интеллекта. Материалы и методы. В построении эмпирического исследования основным методом, выбранным нами для проверки поставленных гипотез, мы выбрали экспериментальногенетический метод, который отличается от других активной управляющей позицией экспериментатора. Экспериментально-генетический метод позволяет экспериментатору активно воздействовать на участников исследования с целью развития у них определенных знаний, навыков или умений. Эмпирическая часть исследования заключалась в проведении формирующего эксперимента, направленного на развитие процессов восприятия, анализа и оперирования эмоциональной информацией у детей среднего дошкольного возраста. В исследовании приняли участие 60 детей. Из которых, 28 мальчики; 32 девочки. На первом этапе была проведена диагностика уровня развития психических процессов у каждого ребенка. По результатам проведения методик дети были разделены на две подгруппы: в каждой группе оказалось равное количество детей с высокими, средними и низкими результатами, а также по два ребенка с низкими показателями интеллектуального развития и низкими показателями произвольности. На втором этапе участникам экспериментальной группы предлагалось 6 занятий, направленных на развитие восприятия эмоциональной информации, ее анализа и оперирования ей. На третьем этапе была произведена повторная процедура диагностики. Использовавшиеся в исследовании методики были направленны непосредственно на измерение и оценку показателей 88 развития эмоционального интеллекта. Для определения уровня развития эмоционального интеллекта у участников формирующего эксперимента нами были проведены следующие методики: 1.Emotional comprehensive (из сборника психоневрологических тестов NEPSY Copyright © 2007 by Harcourt Assessment, Inc. All rights reserved); 2.Affect recognition (из сборника психоневрологических тестов NEPSY Copyright © 2007 by Harcourt Assessment, Inc. All rights reserved); 3.The theory of mind (из сборника психоневрологических тестов NEPSY Copyright © 2007 by Harcourt Assessment, Inc. All rights reserved). Результаты. По итогам сравнительного статистического анализа результатов прохождения детьми преи пост-диагностических процедур гипотеза исследования была подвержена. У детей, прошедших данный курс обучения, увеличились показатели успешности выполнения задач, требующих от ребенка восприятия, анализа и оперирования информацией об эмоциональных состояниях. Эти процессы, согласно большинству существующих в современной психологии теорий, являют собой базовые компоненты эмоционального интеллекта. Осуществление данных процессов в сознании индивида необходимо для успешного решения им когнитивноэмоциональных задач. В процессе эмпирического исследования также обнаружилась побочная переменная, сдерживающая эффективность проведения данного курса. Ей является низкая произвольность, как свойство психики воспитанников. Возможно, в случае низкого показателя произвольности у ребенка, нужно производить ряд мероприятий, направленных прежде всего на развитие у него способности к саморегуляции, поскольку это является первостепенной задачей. А затем включать детей в процесс группового обучения. Обнаруженная нами связь развития эмоционального интеллекта с уровнем произвольности ребенка также косвенно указывает на ценность воспитания у ребенка умений обращаться со своими эмоциями и произвольно организовывать свое поведение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие эмоционального интеллекта у детей среднего дошкольного возраста»

Развитие эмоционального интеллекта у детей среднего дошкольного возраста

Мартыненко Маргарита Николаевна

МГУ им. М.В. Ломоносова,

Москва

Ключевые слова:

Эмоциональный интеллект, эмоциональная информация, распознавание эмоций, понимание эмоций, произвольность

Введение. Эмоции мощным образом влияют на познавательную мотивацию и познавательные процессы ребенка дошкольного возраста. Поведение также основано на базе эмоционального состояния ребенка, именно оно определяет направленность внимания ребенка, восприятие окружающего мира и мышление. В условиях современного мира, эмоционально-личностная сфера детской психики остается за пределами внимания взрослых.

Нами был изучен конструкт эмоционального интеллекта в сознании индивида и возможность его целенаправленного развития у детей среднего дошкольного возраста. Были рассмотрены основные теоретические модели эмоционального интеллекта: модель Дж. Майера и П. Саловея, модель Бар-Она, модель Сергиенко Е.А. и Лебедевой Е.И. Выделены основные компоненты эмоционального интеллекта: восприятие индивидом эмоциональной информации, ее анализ и оперирование ей.

Цель исследования. Разработать специализированный курс занятий, предназначенных для развития эмоционального интеллекта у детей среднего дошкольного возраста и измерить его эффективность.

Гипотеза исследования. При проведении психолого-педагогических занятий, направленных на развитие таких компонентов эмоционального интеллекта как восприятие, анализ и оперирование эмоциональной информацией, у детей повышаются показатели уровня развития эмоционального интеллекта.

Материалы и методы. В построении эмпирического исследования основным методом, выбранным нами для проверки поставленных гипотез, мы выбрали экспериментально-генетический метод, который отличается от других активной управляющей позицией экспериментатора. Экспериментально-генетический метод позволяет экспериментатору активно воздействовать на участников исследования с целью развития у них определенных знаний, навыков или умений.

Эмпирическая часть исследования заключалась в проведении формирующего эксперимента, направленного на развитие процессов восприятия, анализа и оперирования эмоциональной информацией у детей среднего дошкольного возраста.

В исследовании приняли участие 60 детей. Из которых, 28 - мальчики; 32 - девочки.

На первом этапе была проведена диагностика уровня развития психических процессов у каждого ребенка. По результатам проведения методик дети были разделены на две подгруппы: в каждой группе оказалось равное количество детей с высокими, средними и низкими результатами, а также по два ребенка с низкими показателями интеллектуального развития и низкими показателями произвольности.

На втором этапе участникам экспериментальной группы предлагалось 6 занятий, направленных на развитие восприятия эмоциональной информации, ее анализа и оперирования ей.

На третьем этапе была произведена повторная процедура диагностики. Использовавшиеся в исследовании методики были направленны непосредственно на измерение и оценку показателей

развития эмоционального интеллекта.

Для определения уровня развития эмоционального интеллекта у участников формирующего эксперимента нами были проведены следующие методики:

1.Emotional comprehensive (из сборника психоневрологических тестов NEPSY Copyright © 2007 by Harcourt Assessment, Inc. All rights reserved);

2.Affect recognition (из сборника психоневрологических тестов NEPSY Copyright © 2007 by Harcourt Assessment, Inc. All rights reserved);

3.The theory of mind (из сборника психоневрологических тестов NEPSY Copyright © 2007 by Harcourt Assessment, Inc. All rights reserved).

Результаты. По итогам сравнительного статистического анализа результатов прохождения детьми пре- и пост-диагностических процедур гипотеза исследования была подвержена. У детей, прошедших данный курс обучения, увеличились показатели успешности выполнения задач, требующих от ребенка восприятия, анализа и оперирования информацией об эмоциональных состояниях. Эти процессы, согласно большинству существующих в современной психологии теорий, являют собой базовые компоненты эмоционального интеллекта. Осуществление данных процессов в сознании индивида необходимо для успешного решения им когнитивно-эмоциональных задач.

В процессе эмпирического исследования также обнаружилась побочная переменная, сдерживающая эффективность проведения данного курса. Ей является низкая произвольность, как свойство психики воспитанников. Возможно, в случае низкого показателя произвольности у ребенка, нужно производить ряд мероприятий, направленных прежде всего на развитие у него способности к саморегуляции, поскольку это является первостепенной задачей. А затем включать детей в процесс группового обучения.

Обнаруженная нами связь развития эмоционального интеллекта с уровнем произвольности ребенка также косвенно указывает на ценность воспитания у ребенка умений обращаться со своими эмоциями и произвольно организовывать свое поведение.

Список литературы:

1.Mayer J.D. A field guide to emotional intelligence// Ciarrochi J.P., Forgas J.P., MayerJ.D. (eds).Emotional intelligence in everyday life. Philadelphia, P.A.: Psychology Press, 2001. P. 3—24.

2.Айзенк Г.Ю. Интеллект: новый взгляд // Вопр. психол. № 1. 1995. С. 111—129.

3.Дарвин Ч. О выражении эмоций у человека и животных. — СПб.: Питер, 2001. — 384 с: ил.)

4.Дружинин В.Н. Метафорические модели интеллекта // Психол. журн. 1999. Т. 20. № 6. С. 44—52.

5.Либин А.В. Дифференциальная психология: На пересечении европейских, российских и американских традиций.

6.Лобанов А.П., Коптева С.И., Ткачук О.А. Интеллект и личностный рост: Учеб. пособ. Мн.: БГПУ, 2002.

7.Плужников И. В. Нарушения эмоционального интеллекта при рас стройствах аффективного спектра и шизофрении / / Вестник Томского государственного ун-та. Сер. Психология. 2009. №329. С. 211-213. Плужников И. В. Эмоциональный интеллект при аффективных расстройствах: Автореф. дис.... канд. психол. наук. М: МГУ, 2010.

8.Психология эмоционального мышления // Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.В. Петухова. М.: Изд-во МГУ, 1981. С. 123—129.; 126].

9.Робертс Р. Д., Мэттьюс Дж., Зайднер М., ЛюсинД. В. Эмоциональный интеллект: проблемы теории, измерения и применения на практике // Психология. Журнал высшей школы экономики. 2004. Т. 1. №4. С. 3-26. Русалов В.М. Формально-динамические свойства индивидуальности человека (темперамент). Краткая теория и методы измерения для различных возрастных групп. Методическое пособие. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2004.

10.Сергиенко Е. А., Лебедева Е. И., Прусакова О. А. Модель психического в онтогенезе

человека. М.: Изд-во «Института психологии РАН», 2009.

11. Сергиенко Е.А. Контроль поведения: индивидуальные ресурсы субъектной регуляции

[Электронный ресурс] // Психологические исследования: электрон, науч. журн. 2009. №5

(7). http://psystudy.ru (дата обращения: 01.04.2010 г).

12.Тхостов А.Ш., Колымба И.Г. Феноменология эмоциональных явлений // Вестник Моск.

ун-та. Сер. 14. Психология. 1999. № 2

13. Тхостов А.Ш., Колымба И.Г., Яковлева Е.Л. Эмоциональные механизмы личностного и

творческого развития // Вопросы психологии.1997. № 4

14.Холодная М.А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. СПб: Питер, 2002.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.