NEPSY-П как инструмент изучения регуляторных функций дошкольников в России1
Веракса А.Н., Кадурина Д.А., Мартыненко М.Н., Якупова В.А. (МГУ
имени М.В.Ломоносова, Россия)
Аннотация: исследование было посвящено изучению регуляторных функций у детей дошкольного возраста, посещающих детские сады в двух странах (Румынии и России).
Цель исследования: апробация субтестов батареи психоневрологических тестов NEPSY (Коркман и др., 1998, 2007) и определение возможностей их применения российскими специлистами.
Материалы и методы: для диагностики компонентов произвольного поведения мы использовали субтесты NEPSY. В качестве теоретическо-методологического основания в нашем исследовании принят нейропсихологический подход А.Р. Лурии (1973), который интенсивно использовался при разработке психоневрологических тестов МЕРБУ.
В исследовании были использованы субтесты трех функциональных направлений из шести, представленных в батарее NEPSY: социальное развитие; обучаемость и память; внимание и произвольность.
Процедура: исследование было проведено на базе двух государственных детских садов в Румынии и России. Нами были подобраны детские сады, максимально идентичные с точки зрения содержания образовательных программ и режима пребывания. В исследовании приняло участие 143 ребенка, каждый из которых был протестирован индивидуально. С каждым ребенком было проведено 2 встречи по 25 - 35 минут.
Результаты: полученные данные позволяют сделать вывод, что компоненты регуляторных функций имеют негомогенную природу. Испытуемые в обеих странах продемонстрировали значимые различия в успешности выполнения тестов, направленных на диагностику торможения реакций и произвольность внимания.
Таким образом, мы можем сделать вывод, о том, что субтесты МЕРБУ позволяют достигнуть высокой степени дифференциации представлений о состоянии регуляторных функций даже на ранних этапах их развития. Степень дифференциации диагностических целей представленных в МЕРБУ тестов позволяет исследователю отличить такие схожие субкомпоненты регуляторных функций, как торможение, переключаемость и произвольность внимания, а также проследить связь между ними.
1 Работа выполнена при поддержке гранта РНФ №16-18-00073
Также, одним из преимуществ тестов МЕРБУ является предельная точность инструкций и указаний по организации диагностических процедур по каждому из тестов. Таким образом, обеспечивается высокая степень объективность исследования.
Сложность в использовании тестов МЕРБУ, безусловно, представляет собой необходимость оплаты дорогостоящих материалов и обучения диагностов. Организация релевантной диагностической процедуры требует от диагноста использования оригинальных стимульных материалов и соблюдения множества тонких условий и методических указаний.
Кроме того, существуют сложности в интерпретации получаемых данных, поскольку МЕРБУ не является стандартизированным диагностическим инструментом в России.