Научная статья на тему 'Nepsy-ii как инструмент изучения регуляторных функций дошкольников в России'

Nepsy-ii как инструмент изучения регуляторных функций дошкольников в России Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1017
165
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГУЛЯТОРНЫЕ ФУНКЦИИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Веракса А.Н., Кадурина Д.А., Мартыненко М.Н., Якупова В.А.

Исследование было посвящено изучению регуляторных функций у детей дошкольного возраста, посещающих детские сады в двух странах (Румынии и России). Цель исследования: апробация субтестов батареи психоневрологических тестов NEPSY (Коркман и др., 1998, 2007) и определение возможностей их применения российскими специлистами. Материалы и методы: для диагностики компонентов произвольного поведения мы использовали субтесты NEPSY. В качестве теоретическометодологического основания в нашем исследовании принят нейропсихологический подход А.Р. Лурии (1973), который интенсивно использовался при разработке психоневрологических тестов NEPSY. В исследовании были использованы субтесты трех функциональных направлений из шести, представленных в батарее NEPSY: социальное развитие; обучаемость и память; внимание и произвольность. Процедура: исследование было проведено на базе двух государственных детских садов в Румынии и России. Нами были подобраны детские сады, максимально идентичные с точки зрения содержания образовательных программ и режима пребывания. В исследовании приняло участие 143 ребенка, каждый из которых был протестирован индивидуально. С каждым ребенком было проведено 2 встречи по 25 35 минут. Результаты: полученные данные позволяют сделать вывод, что компоненты регуляторных функций имеют негомогенную природу. Испытуемые в обеих странах продемонстрировали значимые различия в успешности выполнения тестов, направленных на диагностику торможения реакций и произвольность внимания. Таким образом, мы можем сделать вывод, о том, что субтесты NEPSY позволяют достигнуть высокой степени дифференциации представлений о состоянии регуляторных функций даже на ранних этапах их развития. Степень дифференциации диагностических целей представленных в NEPSY тестов позволяет исследователю отличить такие схожие субкомпоненты регуляторных функций, как торможение, переключаемость и произвольность внимания, а также проследить связь между ними. Также, одним из преимуществ тестов NEPSY является предельная точность инструкций и указаний по организации диагностических процедур по каждому из тестов. Таким образом, обеспечивается высокая степень объективность исследования. Сложность в использовании тестов NEPSY, безусловно, представляет собой необходимость оплаты дорогостоящих материалов и обучения диагностов. Организация релевантной диагностической процедуры требует от диагноста использования оригинальных стимульных материалов и соблюдения множества тонких условий и методических указаний. Кроме того, существуют сложности в интерпретации получаемых данных, поскольку NEPSY не является стандартизированным диагностическим инструментом в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Веракса А.Н., Кадурина Д.А., Мартыненко М.Н., Якупова В.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Nepsy-ii как инструмент изучения регуляторных функций дошкольников в России»

NEPSY-П как инструмент изучения регуляторных функций дошкольников в России1

Веракса А.Н., Кадурина Д.А., Мартыненко М.Н., Якупова В.А. (МГУ

имени М.В.Ломоносова, Россия)

Аннотация: исследование было посвящено изучению регуляторных функций у детей дошкольного возраста, посещающих детские сады в двух странах (Румынии и России).

Цель исследования: апробация субтестов батареи психоневрологических тестов NEPSY (Коркман и др., 1998, 2007) и определение возможностей их применения российскими специлистами.

Материалы и методы: для диагностики компонентов произвольного поведения мы использовали субтесты NEPSY. В качестве теоретическо-методологического основания в нашем исследовании принят нейропсихологический подход А.Р. Лурии (1973), который интенсивно использовался при разработке психоневрологических тестов МЕРБУ.

В исследовании были использованы субтесты трех функциональных направлений из шести, представленных в батарее NEPSY: социальное развитие; обучаемость и память; внимание и произвольность.

Процедура: исследование было проведено на базе двух государственных детских садов в Румынии и России. Нами были подобраны детские сады, максимально идентичные с точки зрения содержания образовательных программ и режима пребывания. В исследовании приняло участие 143 ребенка, каждый из которых был протестирован индивидуально. С каждым ребенком было проведено 2 встречи по 25 - 35 минут.

Результаты: полученные данные позволяют сделать вывод, что компоненты регуляторных функций имеют негомогенную природу. Испытуемые в обеих странах продемонстрировали значимые различия в успешности выполнения тестов, направленных на диагностику торможения реакций и произвольность внимания.

Таким образом, мы можем сделать вывод, о том, что субтесты МЕРБУ позволяют достигнуть высокой степени дифференциации представлений о состоянии регуляторных функций даже на ранних этапах их развития. Степень дифференциации диагностических целей представленных в МЕРБУ тестов позволяет исследователю отличить такие схожие субкомпоненты регуляторных функций, как торможение, переключаемость и произвольность внимания, а также проследить связь между ними.

1 Работа выполнена при поддержке гранта РНФ №16-18-00073

Также, одним из преимуществ тестов МЕРБУ является предельная точность инструкций и указаний по организации диагностических процедур по каждому из тестов. Таким образом, обеспечивается высокая степень объективность исследования.

Сложность в использовании тестов МЕРБУ, безусловно, представляет собой необходимость оплаты дорогостоящих материалов и обучения диагностов. Организация релевантной диагностической процедуры требует от диагноста использования оригинальных стимульных материалов и соблюдения множества тонких условий и методических указаний.

Кроме того, существуют сложности в интерпретации получаемых данных, поскольку МЕРБУ не является стандартизированным диагностическим инструментом в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.