Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У ДЕТЕЙ 6–7 ЛЕТ'

РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У ДЕТЕЙ 6–7 ЛЕТ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
198
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
эмоциональный интеллект (EQ) / рациональный интеллект (IQ) / дети 6–7 лет / механизмы / потребности / мотивации / эмоции / отношения / значимость / смысл / стратегия / культура эмоций / диагностики / коэффициент обученности / emotional intelligence (EQ) / rational intelligence (IQ) / 6–7 years old children / mechanisms / needs / motivations / emotions / attitudes / significance / meaning / strategy / culture of emotions / diagnostics / learning quotient

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — М.И. Дарсигова, Д.М. Умаева, В.В. Лезина

Представленная статья раскрывает суть эмоционального интеллекта (EQ) в сопоставлении с интеллектом рациональным (IQ). Авторы утверждают, что эмоциональный интеллект следует развивать в детстве, и проецируют этот процесс на детей 6–7 лет. Называются и раскрываются его механизмы: потребности, мотивации, эмоции, отношения, значимость, смысл. Определяется педагогическая стратегия развития эмоционального интеллекта у детей названного возраста, коррелирующая с ответами на вопросы: что развивать? как развивать? Рассматриваются зарубежные программы развития культуры эмоций. Раскрывается авторский опыт развития эмоционального интеллекта. В статье сделаны выводы о том, что результатами занятий, направленных на развитие эмоционального интеллекта, выступают повышение у детей уверенности в себе, развитие просоциальности, желание помочь, лучшее понимание других людей, забота о других, а также осознание, идентификация эмоции, улучшение эмоционального состояния, социальных и когнитивных навыков, овладение навыком опережающего продумывания ситуации, уменьшение тревожности и ухода в себя, повышение позитивной атмосферы в классе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF EMOTIONAL INTELLIGENCE IN CHILDREN 6–7 YEARS OF AGE

The presented article reveals the essence of emotional intelligence (EQ) in comparison with rational intelligence (IQ). The authors argue that emotional intelligence should be developed in childhood and project this process onto 6–7 years old children. Its mechanisms are called and revealed: needs, motivations, emotions, relationships, significance, meaning. The pedagogical strategy for the development of emotional intelligence in children of this age is determined, correlating with the answers to the questions: What is it to develop? How is it to be developed? Foreign programs for the development of a culture of emotions are considered. The authors’ experience in the development of emotional intelligence is revealed. The article concludes that the results of classes aimed at the development of emotional intelligence are: increasing children’s self-confidence, developing prosociality, desire to help, better understanding of other people, caring for others, as well as awareness, identification of emotions, improving the emotional state, social and cognitive skills, mastering the skill of anticipating the situation, reducing anxiety and self-care, increasing the positive atmosphere in the classroom.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У ДЕТЕЙ 6–7 ЛЕТ»

на приоритет национальных российских ценностей при уважении к ценностям других народов [5, с. 51].

Резюмируя вышеизложенное, сделаем следующие выводы:

- формированию и развитию аксиологического сознания необходимо уделять внимание, так как оно помогает развивать мировоззрение учащихся и ценностный потенциал языковый личности;

- работа над ценностным значением слова при обучении родному языку является способом приобщения учащихся к национальной культуре;

Библиографический список

- приемы, позволяющие формировать аксиологическое сознание, должны использоваться в учебном процессе преподавателями всех предметов;

- формирование аксиологического сознания способствует развитию критического мышления обучающихся, интегрирует с социальной коммуникацией и становится частью общественного опыта и сознания.

Перспективы дальнейших изысканий видим в разработке цифровых образовательных ресурсов в формировании ценностного отношения к родному языку для повышения качества обучения в школе.

1. Алешникова Е.Л. Технология обучения учащихся старших классов работе с публицистическим текстом духовно-нравственного содержания. Наука и школа. 2013; № 5.

2. Белкина Ю.А. Методические идеи профессора Е.П. Прониной и их развитие в современных образовательных реалиях. Поволжский педагогический вестник. 2018; Т. 6, № 4 (21)

3. Большой энциклопедический словарь. Available at: https://gufo.me/dict/bse/%D0%A0%D0%BE%D0%B4%D0%B8%D0%BD%D0%B0

4. Винокур ГО. Филологические исследования: Лингвистика и поэтика. Москва: Наука, 1990.

5. Воителева Т.М., Марченко О.М. Основы формирования ценностного отношения к родному языку как феномену национальной культуры. Педагогика и психология образования. 2021; № 2: 41-52.

6. Горобец Л.Н., Попова Т.П. Региональный компонент как важный элемент школьного обучения и стратегия национальной политики. ВестникАГПУ. 2021; № 1.

7. Дейкина А.Д. Формирование языковой личности с ценностным взглядом на русский язык: методологические проблемы преподавания русского языка: монография. Москва, 2009.

8. Дейкина А.Д. Гуманистическая сущность текста при изучении русского языка в аспекте межкультурной коммуникации. Современная коммуникативистика. 2014; № 2 (9).

9. Карасик В.И., Слышкин ГГ. Лингвокультурный концепт как единица исследования. Методологические проблемы когнитивной лингвистики. Воронеж, 2001.

10. Львова С.И. Аксиологические основы современного школьного курса русского языка. Проблемы концептуализации действительности и моделирования языковой картины мира: сборник научных трудов. Москва, 2009; Выпуск 4.

11. Национальная доктрина образования Российской Федерации до 2025 года. Available at: https://docs.yandex.ru/docs/view?tm=1675965135&tld=ru&lang=ru&name=1

12. Новикова Л.И. Культуроведческий аспект обучения русскому языку в 5-9-х классах как средство постижения учащимися национальной культуры. Диссертация ... доктора педагогических наук. Москва, 2005.

13. Нестеренко В.Д. Кубань. Available at: https://multiurok.ru/blog/kuban-v-d-nesterenko.html

14. Лихоносов В.И. Русская скорбь. Краснодар: Книга, 2022.

15. Сластенин В.А., Чижакова Г.И. Введение в педагогическую аксиологию. Москва, 2003.

16. Об образовании в Российской Федерации. Федеральный закон. Available at: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/

17. Ходякова Л.А. Аксиологические основы поведения. Available at: https://smekni.com/a/232283/aksiologicheskie-osnovy-povedeniya/

18. Цитаты великих классиков. Available at: https://citatko.com/avtory/tsitaty-velikih-russkih-klassikov

References

1. Aleshnikova E.L. Tehnologiya obucheniya uchaschihsya starshih klassov rabote s publicisticheskim tekstom duhovno-nravstvennogo soderzhaniya. Nauka i shkola. 2013; № 5.

2. Belkina Yu.A. Metodicheskie idei professora E.P. Proninoj i ih razvitie v sovremennyh obrazovatel'nyh realiyah. Povolzhskij pedagogicheskij vestnik. 2018; T. 6, № 4 (21)

3. Bol'shoj 'enciklopedicheskijslovar'. Available at: https://gufo.me/dict/bse/%D0%A0%D0%BE%D0%B4%D0%B8%D0%BD%D0%B0

4. Vinokur G.O. Filologicheskie issledovaniya: Lingvistika ipo'etika. Moskva: Nauka, 1990.

5. Voiteleva T.M., Marchenko O.M. Osnovy formirovaniya cennostnogo otnosheniya k rodnomu yazyku kak fenomenu nacional'noj kul'tury. Pedagogika ipsihologiya obrazovaniya. 2021; № 2: 41-52.

6. Gorobec L.N., Popova T.P. Regional'nyj komponent kak vazhnyj 'element shkol'nogo obucheniya i strategiya nacional'noj politiki. VestnikAGPU. 2021; № 1.

7. Dejkina A.D. Formirovanie yazykovoj lichnosti s cennostnym vzglyadom na russkij yazyk: metodologicheskie problemy prepodavaniya russkogo yazyka: monografiya. Moskva, 2009.

8. Dejkina A.D. Gumanisticheskaya suschnost' teksta pri izuchenii russkogo yazyka v aspekte mezhkul'turnoj kommunikacii. Sovremennaya kommunikativistika. 2014; № 2 (9).

9. Karasik V.I., Slyshkin G.G. Lingvokul'turnyj koncept kak edinica issledovaniya. Metodologicheskie problemy kognitivnoj lingvistiki. Voronezh, 2001.

10. L'vova S.I. Aksiologicheskie osnovy sovremennogo shkol'nogo kursa russkogo yazyka. Problemy konceptualizaciidejstvitel'nostiimodelirovaniyayazykovojkartiny mira: sbornik nauchnyh trudov. Moskva, 2009; Vypusk 4.

11. Nacional'naya doktrina obrazovaniya Rossijskoj Federacii do 2025 goda. Available at: https://docs.yandex.ru/docs/view?tm=1675965135&tld=ru&lang=ru&name=1

12. Novikova L.I. Kul'turovedcheskij aspeki obucheniya russkomu yazyku v 5-9-h klassah kak sredstvo postizheniya uchaschimisya nacional'noj kul'tury. Dissertaciya ... doktora pedagogicheskih nauk. Moskva, 2005.

13. Nesterenko V.D. Kuban'. Available at: https://multiurok.ru/blog/kuban-v-d-nesterenko.html

14. Lihonosov V.I. Russkaya skorb'. Krasnodar: Kniga, 2022.

15. Slastenin V.A., Chizhakova G.I. Vvedenie vpedagogicheskuyu aksiologiyu. Moskva, 2003.

16. Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii. Federal'nyj zakon. Available at: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/

17. Hodyakova L.A. Aksiologicheskie osnovy povedeniya. Available at: https://smekni.com/a/232283/aksiologicheskie-osnovy-povedeniya/

18. Citaty velikih klassikov. Available at: https://citatko.com/avtory/tsitaty-velikih-russkih-klassikov

Статья поступила в редакцию 01.10.23

УДК 37.02

Darsigova M.I., postgraduate, Department of Pedagogy and Methods of Primary Education, Ingush State University (Magas, Russia),

E-mail: darsigova@mail.ru

Umaeva D.M., postgraduate, Department of Coordination of Research and Innovation-Project Activities in Specialist's, Master's and Postgraduate Studies,

Pyatigorsk State University (Pyatigorsk, Russia), E-mail: umaevadiana@mail.ru

Lezina V.V., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, senior researcher, Department for Coordination of Research and Innovation-Project Activities

in the Specialty, Master's and Postgraduate Studies, Pyatigorsk State University (Pyatigorsk, Russia), E-mail: lezina07@ramdler.ru

DEVELOPMENT OF EMOTIONAL INTELLIGENCE IN CHILDREN 6-7 YEARS OF AGE. The presented article reveals the essence of emotional intelligence (EQ) in comparison with rational intelligence (IQ). The authors argue that emotional intelligence should be developed in childhood and project this process onto 6-7 years old children. Its mechanisms are called and revealed: needs, motivations, emotions, relationships, significance, meaning. The pedagogical strategy for the development of emotional intelligence in children of this age is determined, correlating with the answers to the questions: What is it to develop? How is it to be developed? Foreign programs for the development of a culture of emotions are considered. The authors' experience in the development of emotional intelligence is revealed. The article concludes that the results of classes aimed at the development of emotional intelligence are: increasing children's self-confidence, developing prosociality, desire to help, better understanding of other people, caring for others, as well as awareness, identification of emotions, improving the emotional state, social and cognitive skills, mastering the skill of anticipating the situation, reducing anxiety and self-care, increasing the positive atmosphere in the classroom.

Key words: emotional intelligence (EQ), rational intelligence (IQ), 6-7 years old children, mechanisms, needs, motivations, emotions, attitudes, significance, meaning, strategy, culture of emotions, diagnostics, learning quotient

М.И. Дарсигова, аспирант, ФГБОУ ВО «Ингушский государственный университет», г. Магас, E-mail: darsigova@mail.ru Д.М. Умаева, аспирант, Департамент координации научно-исследовательской и инновационно-проектной деятельности в специалитете, магистратуре и аспирантуре ФГБОУ ВО «Пятигорский государственный университет», г. Пятигорск, E-mail: umaevadiana@mail.ru В.В. Лезина, д-р пед. наук, проф., вед. науч. сотр. Департамента координации научно-исследовательской и инновационно-проектной деятельности в специалитете, магистратуре и аспирантуре ФГБОУ ВО «Пятигорский государственный университет», г. Пятигорск, E-mail: lezina07@ramdler.ru

РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ

Представленная статья раскрывает суть эмоционального интеллекта (EQ) в сопоставлении с интеллектом рациональным (IQ). Авторы утверждают, что эмоциональный интеллект следует развивать в детстве, и проецируют этот процесс на детей 6-7 лет Называются и раскрываются его механизмы: потребности, мотивации, эмоции, отношения, значимость, смысл. Определяется педагогическая стратегия развития эмоционального интеллекта у детей названного возраста, коррелирующая с ответами на вопросы: что развивать? как развивать? Рассматриваются зарубежные программы развития культуры эмоций. Раскрывается авторский опыт развития эмоционального интеллекта. В статье сделаны выводы о том, что результатами занятий, направленных на развитие эмоционального интеллекта, выступают повышение у детей уверенности в себе, развитие просоциальности, желание помочь, лучшее понимание других людей, забота о других, а также осознание, идентификация эмоции, улучшение эмоционального состояния, социальных и когнитивных навыков, овладение навыком опережающего продумывания ситуации, уменьшение тревожности и ухода в себя, повышение позитивной атмосферы в классе.

Ключевые слова: эмоциональный интеллект (EQ), рациональный интеллект (IQ), дети 6-7 лет, механизмы, потребности, мотивации, эмоции, отношения, значимость, смысл, стратегия, культура эмоций, диагностики, коэффициент обученности

«Эмоциональный интеллект» - относительно новое понятие, значимость развития которого в полной мере осознана современной наукой. Важность наличия эмоционального интеллекта проистекает из способности человека мотивировать себя и стремиться к достижению цели, несмотря на препятствия, сдерживать порывы к получению удовольствия, контролировать настроение, управлять чувствами, надеяться, переживать и др. По мнению Д. Гоулмана, эмоциональный интеллект может оказаться таким же мощным критерием, как и рациональный интеллект (Ю), а в ряде случаев его превосходить [1]. Из этого следует необходимость развития эмоционального интеллекта у детей в наиболее сенситивном возрасте 6-7 лет

Цель статьи: получить знание об эмоциональном интеллекте и способах его развития у детей 6-7 лет

Задачи статьи:

1) раскрыть суть эмоционального интеллекта;

2) назвать и раскрыть его механизмы;

3) определить педагогическую стратегию развития эмоционального интеллекта у детей 6-7 лет;

4) рассмотреть зарубежные программы развития культуры эмоций и авторский опыт развития эмоционального интеллекта;

5) назвать результаты и диагностики обучения детей EQ.

Методы исследования включают обобщение и систематизацию существующих научных данных об изучаемом феномене, их анализ.

Научная новизна статьи состоит в расширении границ педагогического знания об эмоциональном интеллекте и стратегии его развития у детей 6-7 лет

Теоретическая значимость статьи заключается в применимости нейропеда-гогического подхода к проблеме исследования, методов сбора, систематизации и анализа научных источников.

Практическая значимость определяется возможностью внедрения полученного знания в начальную общую школу. Представленные материалы могут служить основанием для разработки программ по развитию эмоционального интеллекта у детей 6-7 лет

Эмоциональный интеллект более реактивен, чем рациональный: сначала чувства, затем мысли. Эмоциональный интеллект бросается действовать не мешкая, без аналитических раздумий. В процессе эволюции это качество «радара для обнаружения опасности» намеренно вырабатывалось и многократно себя оправдывало в агрессивной природной среде. Оценка необходимости действовать производится мгновенно, чтобы не перейти на уровень сознаваемой осведомленности. Множество спонтанных эмоциональных реакций охватывает человека до того, как он осознает происходящее. Внешние проявления эмоций обнаруживают себя в виде изменений мимики в течение нескольких тысячных долей секунды после события, запускающего реакцию. Типичные для этой эмоции физиологические изменения (учащенное сердцебиение, резкий отток крови и др.) занимают доли секунды.

Суть эмоционального интеллекта верно отражена З. Фрейдом в концепции мышления по типу «первичного процесса». Это логика детей, поэзии, мифа, сна, религии. Примечательно замечание Дж. Кемпбелла о том, что сновидения - это личные мифы, а мифы - разделенные сновидения [2].

В мышлении по типу первичного процесса свободные ассоциации определяют течение мыслей: один объект символизирует другой, одно чувство вытесняет другое и его представляет, целое конденсируется в частях. Не существует времени, законов причины и следствия. Возможно все. Психоаналитический метод занимается разгадкой и расшифровыванием таких ассоциаций. Логика и правила эмоционального интеллекта замены одного элемента другим не обязывают воспринимать вещи и явления с помощью их объективных особенностей. Важность

представляет то, как мы их воспринимаем. Ассоциации, связанные с объектом, могут оказаться важнее самого объекта.

В эмоциональной среде отличительные черты схожи с голограммой, в которой одна деталь заставляет вспомнить целое. По заключению С. Эпштейна, в отличие от рационального интеллекта, устанавливающего логические связи между причинами и следствиями, эмоциональный интеллект не проводит подобных различий. Он объединяет вещи, имеющие сходные, привлекающие внимание черты [3].

Вслед за Э.А. Асратяном, В.Л. Симоновым, П.В. Симоновым мы полагаем, что эмоциональный интеллект следует развивать в детстве. Наиболее сенситивным возрастом для формирования эмоционального интеллекта является период 6-7 лет (Д.И. Фельдштейн [4]). В этом возрасте ребенок уже осознает свои потребности. Последние приводят в действие эмоции и инициируют саморегуляцию функций, фактор отношений, значимости, смысла, составляющие «личностный смысл» ребенка [5]. Эти механизмы составляют суть эмоционального интеллекта.

Целенаправленное поведение ребенка, как и людей в целом, всецело детерминируется потребностями. Они являют собой источник активности живых систем, избирательную зависимость живых организмов от факторов внешней среды, существенных для самосохранения и саморазвития. Согласно одной точки зрения, потребности (любовь родителей, информирование, общение и др.), равно как и мотивация, эмоции, имеют собственные пункты локализации в центральной нервной системе, в том числе в гиппокампе, миндалине, новой коре больших полушарий. По другой точки зрения эмоции обнаруживаются только в гипоталамусе. В гиппокампе, миндалине, новой коре больших полушарий представлены не отдельные потребности и эмоции, а операции, необходимые для генеза эмоциональных состояний.

Набор потребностей у каждого ребенка индивидуален, они детерминируют поступающие из внешней среды стимулы. Последние делятся на высоко- и низковероятные по отношению к удовлетворению той или иной потребности. Актуальные потребности также подразделяются на острые доминирующие (упражнение, перцепторная активность органов чувств) и субдоминантные (активность, использование функциональных систем и др.). Неудовлетворенные потребности, которые ребенок осваивает еще в раннем детстве (голод, жажда и др.), необходимы как для положительных, так и для отрицательных эмоций. Например, потребность в коллективе, признании сверстниками вызывает чувство озадаченности и мотивирует на хорошую учебу, общение. Ученые выделяют следующие потребности высшего социально-детерминированного ряда: 1) в связях с людьми, расширении бытия, устойчивой социальной организации, отождествлении себя с ее формированиями (семья, школа, кружок, секция и др.), познании (Э. Фромм [6]), 2) в связах с людьми, стремлении к истине, самоцельных действиях типа игры (Л. Гараи [7]). В обобщенном варианте все потребности делятся на биологические, социальные, идеальные.

Мотивации всегда специфичны и цикличны. Специфика мотиваций детерминируется личностным компонентом: темпераментом, характером, притязаниями ребенка. Одного ребенка мотивирует похвала взрослых, другого - лакомство, третьего - лидерство и др. В любом случае мотивации воспринимаются ребенком как нечто неприятное в силу их сопряжения с переживаниями.

Эмоции и эмоциональные переживания (удовольствие, страх, гнев, печаль, наслаждение, любовь, удивление, отвращение, стыд и др.) вызывают саморегуляцию функций: органические (вегетативные), вазомоторные, нервно-мышечные изменения. Центральная нервная система перерабатывает импульсы о возможных изменениях в организме, фиксируемых внутренними органами и органами движения. Возникает эмоциональный ответ на первичный раздражитель, его сила обусловливает яркость эмоций.

По ПХ. Шингарову, сущностью действительности, отраженной в эмоциях, является саморегуляция функций организма согласно требованиям условий внешнего мира [8]. Саморегуляция функций гораздо шире эмоций, однако любой психический процесс протекает по схеме причина - реакция - подкрепление (как снятие причины). Эмоции сопровождают все этапы этой деятельности.

Из рассуждений об эмоциях Б.И. Додонова следует, что они оценивают поступающую в мозг информацию о внешнем и внутреннем мире, которую ощущения и восприятие кодируют в форме его субъективных образов [9]. При этом эмоциональные процессы как специфический класс процессов психической регуляции приводятся в действие значимыми для индивида факторами. На первый план выступает отношение индивида к окружающей информации, а сигналы информации преобразуются в личностном плане. Под влиянием внешнего стереотипа повторяющихся воздействий в коре больших полушарий формируется устойчивая система внутренних нервных процессов. Установка динамического стереотипа являет собой нервный труд различной напряженности из-за сложности системы раздражителей и состояния ребенка. Перестройка сложившегося стереотипа представляет собой еще больший труд.

Фактор отношений, значимости, смысла складывается из личного опыта ребенка. К 6-7 годам такой опыт уже значителен. В сознании ребенка уже сформированы приоритеты, из которых вытекает значимость событий, явлений, лиц. Они детерминируют смысл отношений и сопутствующих им эмоций.

Эмоциональный интеллект сообщает его обладателю чувство уверенности и преимущество сиюминутного восприятия. Такие эффекты свойственны детскому мышлению: чем сильнее эмоции, тем больше сходных черт между вещами и явлениями. Выраженной чертой эмоционального интеллекта у детей является категоричное мышление, в котором все белое или черное без полутонов. Детский образ действий являет собой самоутверждение, игнорирующее воспоминания или факты, разрушающие личные убеждения. Дети улавливают те убеждения, которые их поддерживают в своей правоте. В отличие от эмоционального интеллекта убеждения рационального ума носят ориентировочный характер: убеждение детерминируется фактами, а новая информация может опровергнуть старое убеждение. По мнению обладателя эмоционального интеллекта, его убеждения априори верны и не принимают в расчет свидетельств в пользу обратного. Чувства оправдывают себя сами с помощью доказательств «собственного производства». Однако убеждения от первых впечатлений, как и мгновенные интуитивные суждения, могут оказаться ошибочными, поэтому нуждаются в обучении.

Если какая-то деталь пробуждает волнующие воспоминания прошлого, эмоциональный интеллект включает чувства, вызванные этим событием. Он реагирует на настоящее так, как будто это - прошлое. При этом игнорируется факт временного разрыва дня сегодняшнего и вчерашнего. Ребенок не имеет представления о происходящем в действительности, но твердо убежден в том, что знает, что происходит.

Эмоциональная реальность мгновенно считывается («человек позитивен», «она обманывает», «он сердит»), пролонгируя интуитивные суждения о субъекте и тактике взаимодействия с ним. Примечателен тот факт, что в механике эмоций каждому чувству присущ определенный набор мыслей, реакций, воспоминаний. Реакции радости не похожи на реакции гнева и др. В основе активации набора мыслей - работа селективной памяти. Ее отклик на ситуацию состоит в перетасовке воспоминаний и вариантов действий таким образом, чтобы главные оказались в верхней части иерархии и при необходимости их можно было бы использовать. При этом у каждой эмоции есть, как мы упоминали ранее, набор своих биологических проявлений, радикальных перемен. Они автоматически подготавливают доминанту эмоции.

Рассмотрев механизмы эмоционального интеллекта, мы приблизились к пониманию его формирования. Для педагога существенны два вопроса: что формировать? и как формировать? Ответ на первый вопрос предложен в действующих программах Фонда У. Гранта. В фокусе нашего внимания - умение детей 6-7 лет справляться с эмоциями: идентифицировать и называть чувства, выражать их, оценивать силу, откладывать удовольствия, понимать разницу между чувствами и поступками, ведение «внутреннего диалога» как способа мотивировать собственное поведение и справиться с проблемой, рассматривать себя как часть коллектива (семья, класс, школа и др.), предпринимать шаги для принятия решений (сдерживать побуждение, определять альтернативные действия, прогнозировать последствия), понимать точку зрения других людей, правила поведения.

Этим умениям соответствуют соответствующие невербальные и вербальные навыки. К первым относится общение посредством зрительного контакта, тона голоса, мимики, жестов и др. Вербальные навыки включают сопротивление негативному влиянию, выслушивание собеседника, участие в социальных группах, помощь другим людям (использованы программы Фонда У. Гранта [1, с. 121]).

Логика нашей статьи подводит нас к ответу на второй поставленный ранее вопрос: как развивать эмоциональный интеллект у ребенка 6-7 лет? По утверждению И.В. Дубровиной, Е.Е. Даниловой, А.М. Прихожан, В.В. Зацепина, эмоциональное развитие ребенка происходит постепенно - в игре, учении, труде [10].

В 6-7 лет эмоциональную жизнь младшего школьника формирует процесс учения и конкретно взаимоотношения:

- с педагогом,

- одноклассниками,

- старшими школьниками.

Учитель занимает большое место в сознании ребенка. Последний чутко реагирует на высказывания, оценки, похвалы и порицания. У младшего школьника сложный набор переживаний: волнение, страх, неуверенность в себе, надежда на успех, радость от похвалы и др. Они определяют настроение, самочувствие, формирующуюся самооценку ребенка. Учитель преобразуется в социально значимую личность для первоклассника, в большинстве случаев - позитивную, в редких случаях - негативную. Негативная реакция, как правило, сопряжена со страхом перед учителем. Дети проявляют равнодушие, замкнутость, ранимость, безынициативность, смирение, покорность, стремление к приспособлению. Сложившаяся ситуация должна быть преодолена, т. к. может привести к нарушениям в личностном и психическом развитии ребенка. Познавательные потребности успешно развиваются только при наличии положительных эмоций, когда ребенок чувствует себя успешным, нужным в семье и школе.

В США существуют школы, где в рамках «науки о себе» организовано обучение по развитию эмоционального интеллекта. Курсы эмоциональной грамотности появились в 1960-е гг. Идея их создания состояла в том, что уроки глубже усваиваются школьниками, если включают непосредственное переживание того, что преподается умозрительно. При этом движение за эмоциональную грамотность вложило в понятие «аффективное образование» иной смысл. Вместо того чтобы использовать эмоции в образовательных целях, оно обучает самим эмоциям.

Этим курсам предшествовали осуществляемые школой серии программ превентивных мер по предупреждению девиантного поведения. Такие программы оказались эффективнее при раскрытии сути социальных и эмоциональных компетенций. Они включали контроль побуждений, поиска решений в сложных ситуациях, сдерживание негативных эмоций.

Далее возникло новое поколение программ, называвшихся «Развитие жизненных навыков», «Социальное и эмоциональное обучение», «Социальное развитие» и др. Ссылаясь на теорию множественного интеллекта Г. Гарднера, используется понятие «личностный интеллект». Обучаются на таких курсах все школьники, а не только дети с отклоняющимся поведением.

Педагоги и дети сосредоточены на эмоциональной структуре жизни ребенка. Стратегия строится на прорабатывании напряженных состояний и эмоциональных травм, с которыми дети сталкиваются в повседневной жизни. В целях профилактики негативных эмоций педагоги предлагают злободневные темы: непонимание, неприятие окружающими, зависть, сопровождаемые негативными эмоциями.

По словам разработчика учебного курса «Науки о себе» К.С. Мак-Коуна, овладение знаниями происходит в единстве с чувствами детей. Быть эмоционально грамотным для усвоения знаний столь же важно, как быть знакомым с чтением и математикой [1, с. 462]. Программы, направленные на восполнение дефицита социальных и эмоциональных навыков у детей, являются эффективной мерой по формированию эмоциональных грамотности и интеллекта. Предупредительные знания, выдаваемые дозированно, способствуют долгосрочному эмоциональному обучению. В результате многократного повторения в мозге ребенка формируются устойчивые нейронные связи, детерминирующие эмоциональные реакции. Они проявляются в ситуациях обиды, стресса, фрустрации.

Эмоциональному интеллекту свойственна ассоциативная логика: он воспринимает элементы - символы реальности или вызывающие воспоминания о ней для того, чтобы ей соответствовать. По этой причине в формировании эмоционального интеллекта важны образы, метафоры, сравнения. Они передаются стихами, фильмами, песнями, музыкой, театральными сценами. Детей традиционно обучают на языке эмоций с помощью сказок, преданий, легенд, былин.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Занятия проводятся преимущественно в игровой форме. Из нашей практики следует, что предпочтительными играми для детей 6-7 лет являются следующие:

- «Как дружат Медведь и Маша?»,

- «Почтовый ящик с улыбками»,

- «Мозаика взаимодействия»,

- «Дружеское примирение»,

- «Рецепт от страха»,

- «Таблетка от гнева»,

- «Эмоции на фотографии»,

- «Веселые и находчивые»,

- «Изобрази эмоцию».

Положительно зарекомендовал себя урок «Куб с чувствами». Дети рассаживались по кругу и перекатывали «куб с чувствами», на сторонах которого были написаны слова «веселый», «грустный» и др. Когда подходила его очередь, каждый из присутствующих рассказывал случай, когда он испытал это чувство. В процессе игры участники учились связи чувств со словами, эмпатии.

В возрасте 6-7 лет дети с удовольствием разыгрывают сценки, направленные на формирование эмоционального интеллекта. Руководителям предлагаются сюжеты: успокой расстроенного малыша, помири друзей, рассмеши сестренку и др.

Как показала проведённая нами работа, а также изучение опыта коллег, которые проводили аналогичные исследования [11-14], результатами занятий подобного типа выступают:

- уверенность в себе, просоциальность и желание помочь, ответственность, понимание других людей, забота о них [11],

- осознание, идентификация эмоции, улучшение эмоционального состояния, социальных и когнитивных навыков, овладение навыком опережающего продумывания ситуации, уменьшение тревожности и ухода в себя, позитивная атмосфера в классе [11],

- привязанность к семье и школе, меньшая агрессивность, особенно мальчиков [11],

- вовлеченность в общение, сдерживание побуждений, улучшение поведения [12],

- снижение конфликтного поведения, забота, готовность к сотрудничеству, рост эмпатии, улучшение навыков общения [13],

Библиографический список

- понимание последствий своего поведения, чуткость, взаимопомощь, социальное осознание [14].

Названные результаты характеризуют достижение начального уровня эмоциональной культуры ребенка.

Результативность применявшихся мер проверялась посредством вычисления коэффициента эмоционального интеллекта. Он устанавливался в процессе просмотра участниками эксперимента мультипликационного фильма «Маша и медведь» с непрерывной регистрацией пульса аппаратами sleep U (Viatom Tech, Китай). Пульсовая кривая отражала повышение и понижение эмоционального фона: ее соответствие зафиксированным ранее экспериментатором эмоциональным пиковым точкам свидетельствовало о достаточно развитом на данном этапе эмоциональном интеллекте ребенка. Была обнаружена корреляция между подготовкой детей и коэффициентом их эмоционального интеллекта. Это обстоятельство свидетельствует о целесообразности его развития и внедрения соответствующих программ.

1. Гоулман Д. Эмоциональный интеллект. Почему он может значить больше, чем IQ. Москва: Манн, Иванов и Фербер, 2022.

2. Кемпбелл Дж. Сила мифа. Санкт-Петербург: Питер, 2019.

3. Samuel Epstein S. Outcome of reintubated patients after scheduled extubation. Medicine. Journal of critical care. Chicago, 2011: 90.

4. Фельдштейн Д.И. Психология развития человека как личности: избранные труды. Москва: Издательство МПСИ, Воронеж: НПО «МОДЭК», 2005; Т. 1.

5. Симонов П.В. Эмоциональный мозг. Санкт-Петербург: Питер, 2022: 15-17.

6. Фромм Э. Человек для себя. Минск: Еоллегиум, 1992.

7. Гараи Л. Историко-материалистический подход к проблеме специфических человеческих потребностей. Вопросы психологии. 1966; № 3: 61.

8. Шингаров Г.Х. Интересное исследование по проблеме эмоций. Журнал высшей нервной деятельности. 1970; Т. 20, Выпуск 6: 1320.

9. Додонов Б.И. Эмоция как ценность. Москва: Политиздат, 1978.

10. Дубровина И.В. и др. Психология: учебник. Москва: Академия, 1999.

11. Шепс Э. Программа развития ребенка. Окленд: Центр по изучению развития, 2022.

12. Вайссберг Р Йельская программа стимулирования развития социальной компетентности. Университет штата Иллинойс, 2020.

13. Лантьери Л. Программа творческого подхода к разрешению конфликтов. Нью-Йорк: Национальный центр по реализации программы творческого подхода к разрешению конфликтов, 2022.

14. Илайес М. Проект улучшения социального осознания и решения социальных проблем. Нью-Джерси: Университет Ратгерса, 2022. References

1. Goulman D. 'Emocional'nyj intellekt. Pochemu on mozhet znachit' bol'she, chem IQ. Moskva: Mann, Ivanov i Ferber, 2022.

2. Kempbell Dzh. Sila mifa. Sankt-Peterburg: Piter, 2019.

3. Samuel Epstein S. Outcome of reintubated patients after scheduled extubation. Medicine. Journal of critical care. Chicago, 2011: 90.

4. Fel'dshtejn D.I. Psihologiya razvitiya cheloveka kak lichnosti: izbrannye trudy. Moskva: Izdatel'stvo MPSI, Voronezh: NPO «MOD'EK», 2005; T. 1.

5. Simonov P.V. 'Emocional'nyj mozg. Sankt-Peterburg: Piter, 2022: 15-17.

6. Fromm 'E. Chelovek dlya sebya. Minsk: Eollegium, 1992.

7. Garai L. Istoriko-materialisticheskij podhod k probleme specificheskih chelovecheskih potrebnostej. Voprosy psihologii. 1966; № 3: 61.

8. Shingarov G.H. Interesnoe issledovanie po probleme 'emocij. Zhurnal vysshej nervnoj deyatel'nosti. 1970; T. 20, Vypusk 6: 1320.

9. Dodonov B.I. 'Emociya kak cennost'. Moskva: Politizdat, 1978.

10. Dubrovina I.V. i dr. Psihologiya: uchebnik. Moskva: Akademiya, 1999.

11. Sheps 'E. Programma razvitiya rebenka. Oklend: Centr po izucheniyu razvitiya, 2022.

12. Vajssberg R. Jel'skaya programma stimulirovaniya razvitiya social'nojkompetentnosti. Universitet shtata Illinojs, 2020.

13. Lant'eri L. Programma tvorcheskogo podhoda krazresheniyu konfllktov. N'yu-Jork: Nacional'nyj centr po realizacii programmy tvorcheskogo podhoda k razresheniyu konfliktov, 2022.

14. Ilajes M. Proekt uluchsheniya social'nogo osoznaniya iresheniya social'nyh problem. N'yu-Dzhersi: Universitet Ratgersa, 2022.

Статья поступила в редакцию 28.09.23

УДК 378

Kozyrev АЛ, teacher, Saratov Military Order of Zhukov of the Red Banner Institute of the National Guard Troops of the Russian Federation (Saratov, Russia),

E-mail: alekandrkozirev@yandex.ru

CRITERIA AND INDICATORS OF PHYSICAL FITNESS IN FUTURE OFFICERS. The article substantiates the need to develop a methodology for assessing the physical fitness of cadets of military universities. The author, using a theoretical analysis of studies of the essence and content of the physical fitness of cadets, taking into account fundamental scientific approaches to the practice of forming basic physical qualities, the dynamics of their formation and modern requirements for the physical qualities of officers, identifies a number of criteria for the physical fitness of future officers and argued their indicators. In the course of the study, the author comes to the general conclusion that, acting as a standard, a sample, norms, criteria and indicators of the effectiveness of the formation of physical fitness of future officers allow us to consider and study this process in detail, to identify general and specific aspects of the implementation of regulatory requirements for the physical training of military personnel.

Key words: physical fitness, physical fitness, criteria, indicators, standards, physical qualities

А.Н. Козырев, преп., ФГКВОУ ВО «Саратовский военный ордена Жукова Краснознаменный институт войск национальной гвардии

Российской Федерации», г. Саратов, E-mail: alekandrkozirev@yandex.ru

КРИТЕРИИ И ПОКАЗАТЕЛИ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ БУДУЩИХ ОФИЦЕРОВ

В статье обосновывается необходимость разработки методики оценки физической подготовленности курсантов военных вузов. Автор, используя теоретический анализ исследований сущности и содержания физической подготовленности курсантов, учитывая фундаментальные научные подходы к практике формирования основных физических качеств, динамику их формирования и современные требования к физическим качествам офицеров, выделил ряд критериев физической подготовленности будущих офицеров и аргументировал их показатели. В ходе исследования автор приходит к общему выводу, что, выступая в роли эталона, образца, нормы, критерии и показатели эффективности формирования физической подготовленности будущих офицеров позволяют рассмотреть и изучить этот процесс детально, выявить общие и специфические аспекты реализации нормативных требований к физической подготовке военнослужащих.

Ключевые слова: физическая подготовка, физическая подготовленность, критерии, показатели, нормативы, физические качества

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.