Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ СОВРЕМЕННОЙ ДЕТСКОЙ АУДИТОРИИ СРЕДСТВАМИ ТАНЦЕВАЛЬНЫХ ПРАКТИК'

ФОРМИРОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ СОВРЕМЕННОЙ ДЕТСКОЙ АУДИТОРИИ СРЕДСТВАМИ ТАНЦЕВАЛЬНЫХ ПРАКТИК Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
174
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ СФЕРА / ЭМОЦИИ / ЧУВСТВА / ИНТЕЛЛЕКТ / ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / МЛАДШИЙ ШКОЛЬНИК / ТАНЦЕВАЛЬНЫЕ ПРАКТИКИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Калимуллина Ольга Анатольевна, Кузнецова Юлия Николаевна

В данной статье рассматривается проблема формирования эмоциональной сферы детей младшего школьного возраста средствами танцевальных практик. В результате исследования определено, что младший школьный возраст является важным этапом в развитии эмоциональной сферы и впоследствии эмоционального интеллекта. Актуальность данного исследования заключается в том, что на данный момент развитие эмоциональной сферы и формирование эмоционального интеллекта в обществе определяется как важная компетенция, которой должна обладать эффективная личность. Важно заметить, что распознавание эмоций другого начинается с момента рождения и при этом данное свойство может позволить как взрослому, так и ребенку быть более тактичным, гибким, свободным в выражении своих эмоций и чувств, спокойнее идти на контакт с другими людьми, а также уметь найти правильный путь решения проблемы и выбрать верную траекторию достижения поставленных целей. Целью нашего исследования явилось определение важности формирования эмоциональной сферы и теоретическое обоснование влияния эмоционального интеллекта на эффективность в учебной деятельности детей младшего школьного возраста. Основным методом исследования данной проблемы является анализ научной и научно-методической литературы и осмысление результатов всего исследования в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Калимуллина Ольга Анатольевна, Кузнецова Юлия Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF THE EMOTIONAL SPHERE OF MODERN CHILDREN'S AUDIENCE BY MEANS OF DANCE PRACTICES

This article deals with the problem of developing the emotional sphere of primary school children by means of dance practices. As a result of the study, it was determined that primary school age is an important stage in the development of the emotional sphere and subsequently emotional intelligence. The relevance of this study lies in the fact that at the moment the development of the emotional sphere and the formation of emotional intelligence in society is defined as an important competence that an effective personality should possess. At the same time, this quality can allow both an adult and a child to be more tactful, flexible, free to express their emotions and feelings, to make contact with other people more calmly, as well as to be able to find the right way to solve a problem and choose the right trajectory to achieve their goals. The purpose of our study was to identify and theoretically substantiate the influence of emotional intelligence on the effectiveness in the educational activities of primary school children. The main method of studying this problem is the analysis of scientific and methodological literature and the understanding of the results of the entire study as a whole.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ СОВРЕМЕННОЙ ДЕТСКОЙ АУДИТОРИИ СРЕДСТВАМИ ТАНЦЕВАЛЬНЫХ ПРАКТИК»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

DOI 10.37523/SUI.2022.49.3.013 УДК 37.013.2

Калимуллина Ольга Анатольевна

доктор педагогических наук, член-корресспондент РАО, профессор кафедры педагогики и психологии в сфере ФКиС,

Поволжский государственный университет физической культуры, спорта и туризма,

420010, Россия, г. Казань, Деревня Универсиады, д. 35, e-mail: olca.1970@mail.ru

Кузнецова Юлия Николаевна

кандидат психологических наук,

доцент кафедры педагогики и психологии в сфере

ФКиС,

Поволжский государственный университет физической культуры, спорта и туризма,

420010, Россия, г. Казань, Деревня Универсиады, д. 35, e-mail: knopjul@mail.ru

Olga A. Kalimullina

Doctor of Pedagogy, Corresponding Member of RAO, Professor of Pedagogy and Psychology Department in the field of PE and Sport,

Volga Region State University of Physical Culture, Sports and Tourism,

35, Universiade Village, Kazan, Russia, 420010, e-mail: olca.1970@mail.ru

Yulia N. Kuznetsova

Candidate of Psychology,

Associate Professor of Pedagogy and Psychology Department in the field of PE and Sport,

Volga Region State University of Physical Culture, Sports and Tourism,

35, Universiade Village, Kazan, Russia, 420010, e-mail: knopjul@mail.ru

ФОРМИРОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ СОВРЕМЕННОЙ ДЕТСКОЙ АУДИТОРИИ СРЕДСТВАМИ ТАНЦЕВАЛЬНЫХ ПРАКТИК

Аннотация. В данной статье рассматривается проблема формирования эмоциональной сферы детей младшего школьного возраста средствами танцевальных практик. В результате исследования определено, что младший школьный возраст является важным этапом в развитии эмоциональной сферы и впоследствии эмоционального интеллекта. Актуальность данного исследования заключается в том, что на данный момент развитие эмоциональной сферы и формирование эмоционального интеллекта в обществе определяется как важная компетенция, которой должна обладать эффективная личность. Важно заметить, что распознавание эмоций другого начинается с момента рождения и при этом данное свойство может позволить как взрослому, так и ребенку быть более тактичным, гибким, свободным в выражении своих эмоций и чувств, спокойнее идти на контакт с другими людьми, а также уметь найти правильный путь решения проблемы и выбрать верную траекторию достижения поставленных целей. Целью нашего исследования явилось определение важности формирования эмоциональной сферы и теоретическое обоснование влияния эмоционального интеллекта на эффективность в учебной деятельности детей младшего школьного возраста. Основным методом исследования данной проблемы является анализ научной и научно-методической литературы и осмысление результатов всего исследования в целом.

Ключевые слова: эмоциональная сфера, эмоции, чувства, интеллект, эмоциональный интеллект, интеллектуальное развитие, младший школьник, танцевальные практики.

FORMATION OF THE EMOTIONAL SPHERE OF MODERN CHILDREN'S AUDIENCE BY MEANS OF DANCE PRACTICES

Summary. This article deals with the problem of developing the emotional sphere of primary school children by means of dance practices. As a result of the study, it was determined that primary school age is an important stage in the development of the emotional sphere and subsequently emotional intelligence. The relevance of this study lies in the fact that at the moment the development of the emotional sphere and the formation of emotional intelligence in society is defined as an important competence that an effective personality should possess. At the same time, this quality can allow both an adult and a child to be more tactful, flexible, free to express their emotions and feelings, to make contact with other people more calmly, as well as to be able to find the right way to solve a problem and choose the right trajectory to achieve their goals. The purpose of our study was to identify and theoretically substantiate the influence of emotional intelligence on the effectiveness in the educational activities

© 2022 Калимуллина О. А., Кузнецова Ю. Н.

ВЕСТНИК СЮИ

of primary school children. The main method of studying this problem is the analysis of scientific and methodological literature and the understanding of the results of the entire study as a whole.

Keywords: emotional sphere, emotions, feelings, intellect, emotional intelligence, intellectual development, junior high school student, dance practices.

В последнее время мы сталкиваемся с проблемой частых конфликтных ситуаций в детской аудитории, неудовлетворенности в учебе и взаимоотношениях со сверстниками. Ребенок не способен в силу своих психофизиологических возможностей распознавать и вербализировать свое эмоциональное состояние, и добиться такого навыка можно только через целенаправленное формирование. Если рассмотреть личность ребенка как систему, обладающую определенными характеристиками на своем уровне функционирования, становится понятно, что действия, например, эмоциональной сферы как элемента влияют на структуру деятельностной сферы и формирует эмоциональный интеллект ребенка. Понятие эмоционального интеллекта впервые было описано в работах психологов Дж. Майера и П. Сэловея в 1990 г. В этот год они опубликовали совместную работу «Эмоциональная разведка», в котором было представлено исследование о влиянии эмоций на мышление и поведение человека в обществе.

Первоначально эмоциональной интеллект представлял собой познавательную способность обработки информации, которая может содержаться в человеческих эмоциях [1].

В ходе долгих исследований было уточнено содержание понятия «эмоциональный интеллект» рядом ученых, таких как Р. Бар-Он, Д. Голман, Л. Моррис, Д. Карузо и других зарубежных психологов, а также отечественных исследователей: И. Н. Андреева, С. П. Деревянко, О. В. Луневой, Д. В. Люсина и др. Они определили, что эмоциональным интеллектом можно назвать способность человека распознать, оценить и понять собственные эмоции и эмоции других, управлять как своими чувствами и эмоциями, так и собеседника [2].

Наиболее благоприятный период для формирования эмоциональной сферы и эмоционального интеллекта ребенка является возраст младшего школьника, так как он определяется периодом интенсивного обучения и интеллектуального развития детей, а также улучшение значительных личностных качеств (независимость, трудолюбие и т. д.) [3].

Советский психолог и педагог Д. B. Эльконин отметил, что развитие ребенка от момента рождения до зрелости влияет на формирование его как члена общества и на процесс становления личности. Во время формирования ребенка как личности, в процессах раскрытия его психических возможностей происходит процесс преобразования функции психики от элементарных форм отражения, присущих младенцам, к более сложным формам осознанного отражения реальности, характерной для взрослого человека.

В современных реалиях детскую аудиторию воспитывают только в интеллектуальном плане, так как предмет гордости любого родителя - хорошие оценки, успеваемость, способность читать, писать и решать сложные арифметические уравнения, но никак не способность эффективного общения ребенка со своими сверстниками, проявление каких-либо других действий, которые могут положительно повлиять на качество его жизни как в данный период, так и в будущем.

Ребенок с хорошо развитым эмоциональным интеллектом способен лучше адаптироваться в обществе, обладает спокойным и уравновешенным характером. Поведение таких детей является более гармоничным и им легче добиваться поставленных перед собой целей [2].

В нашей стране наряду со школьным образованием разрабатываются образовательные программы по развитию эмоционального интеллекта детей в сфере дополнительного образования. Можно отметить преимущество данных программ - развитие эмоционального интеллекта у детей является естественным процессом эксперимента и зачастую происходит на занятиях определенной детальностью (художественная, музыкальная, танцевальная и пр.) [3].

Особое внимание можно уделить именно танцевальной деятельности. Эмоциональный интеллект в танцевальной сфере часто связан с успехом в профессиональной деятельности, что позволяет соблюдать баланс между рациональным и эмоциональным компонентами.

Нами было проведено исследование по тесту эмоционального интеллекта Дмитрия Люси-на, результаты которого показали, что только 1/3 часть испытуемых обладает высоким уровнем эмоционального интеллекта, способна распознавать свои и чужие эмоции, управлять ими и контролировать их выраженность, остальные испытуемые имеют сложности в этих аспектах.

ПЕЛАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Эмоциональный интеллект, который можно развить с помощью танцевальных практик, представляет собой выразительность, которая, как и любая эмоциональная сфера, подразумевает под собой умение красиво и понятно для окружающих выражать свои собственные чувства и эмоции [4]. В танце в основном задействованы невербальные подструктуры психики ребенка, именно поэтому танцы можно использовать как модель исследования эмоционального интеллекта ребенка.

Танец включает в себя наличие художественного образа, который создается посредством смены пластических движений тела человека и ритмичной музыки. Выступление с танцевальным номером с полным предоставлением зрителям обширного эмоционального фона требует огромного мастерства от танцора, который в первую очередь включает в себя физические и артистические способности.

В танцевальных постановках имеется как эмоциональная, так и рациональная часть. Эмоциональную часть танцор может переживать с большим одухотворением, а рациональную танцор ощущает в виде исполнения заранее выученных движений, танцевальных связок и схем.

Образ, который танцоры берут в качестве главного средства передачи эмоционального состояния героя, также может быть соотнесен с мыслительными и эмоциональными компонентами в структуре личности [3].

Стоит отметить тот факт, что при постановке танцевального номера уровень эмоционального интеллекта у детей в возрасте 6-10 лет разный, поэтому во время занятий может быть подавлено естественное проявление детских эмоций. Все это происходит по причине большой замоти-вированности детей достичь более высокого результата, который сопровождается похвалой и педагога, и родителя.

Рассмотрим несколько необходимых правил, которые могут способствовать развитию ребенка в эмоциональном плане, разнообразить учебный и тренировочный процесс и дать ребенку возможность на больший рост в своих умениях и навыках.

1. Способность расслабиться и успокоиться позволяет ребенку как можно лучше понять поступающую информацию. Однако родителям и педагогам важно научить этому ребенка, так как дети всегда находятся в весьма энергичном состоянии.

2. Способность замечать ребенка не только отрицательные стороны в происходящем, но и положительные. Это позволит ребенку воспроизводить больше накопленного положительного опыта и справиться с болезненными ситуациями.

3. Способность к визуализации как к средству укрепления психологической устойчивости поможет ребенку в представлении и проработке непредвиденных неприятных ситуаций.

4. Способность использования воображение, что обеспечивает достижение поставленных целей и желаемых результатов. Здесь важно помочь ребенку представить и описать какое-либо действие, и с чем оно у него может быть ассоциировано.

5. Способность осознания своих мыслей, чувств и непосредственно работа над ними. Необходимо научить ребенка пониманию между делом и чувством.

Перед проведением урока по танцам необходимо напомнить детям о правилах поведения на занятии. Педагогам в свою очередь важно создать доверительную обстановку, где каждый ребенок может рассчитывать на поддержку других детей. Для того чтобы ребенку было легче справиться со стрессом перед выходом на сцену, педагог может рассказать о своем опыте, что укрепит веру детей в свои силы.

В целях эффективного развития эмоционального интеллекта у детей наравне могут быть использованы игры.

Игра представляет собой действие, которое направлено на обучение поведению в различных ситуациях, корректному выражению эмоций, чувств и мыслей, принятию верных решений и умение нести ответственности за свои поступки [5, 6, 7].

На танцевальных практиках педагог может использовать такие игры, как «Зеркало», «Угадай эмоцию», а также использовать танцевальные баттлы и джемы. Это лишь малая часть игр и упражнений по развитию детей в эмоциональном плане, которые можно проводить на занятиях по танцам. Стоит отметить, что регулярные и систематические занятия по формированию эмоциональной сферы и эмоционального интеллекта могут позволить как педагогу, так и родителю увидеть положительную динамику изменения эмоционального состояния детей [4].

ВЕСТНИК СЮИ

Таким образом, в результате проведенного исследования было выявлено, что развитие эмоциональной сферы и эмоционального интеллекта детской аудитории посредством танцев будет способствовать грамотному и гармоничному росту его умений управлять собственными эмоциями, развитию способностей понимать эмоции других людей. Применение танцевальных практик способствует формированию социально одобряемого поведения и адекватной оценки результатов своей деятельности. Сформированный эмоциональный интеллект запускает механизм самодетерминации и ориентирует его самого и его поведение в социуме.

Библиографический список

1. Sergienko E. Development of an objective methodology for measurement of emotional intelligence. Emotional intelligence and socio-demographics of employees in Russian organizations // Организационная психология. 2020. Vol. 10. No 1. P. 45-61.

2. Руссу Н. А. Развитие эмоционального интеллекта детей среднего детства в процессе танцевальной деятельности // Труды Санкт-Петербургского государственного института культуры. 2020. Т. 221. С. 67-72.

3. Афиногенова Е. А., Романова О. В. Танец как средство развития эмоционального интеллекта в младшем школьном возрасте // Весенние психолого-педагогические чтения: материалы

V Всероссийской научно-практической конференции, посвященной памяти почетного профессора АГУ А.В. Буровой, Астрахань, 19 апреля 2021 года. Астрахань: Астраханский университет, 2021. С.213-216.

4. Калимуллина О. А. Синергетический подход к организации досуга // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. 2013. № 2. С. 82-86.

5. Аникина А. П., Барабанова М. С. Развитие эмоционального интеллекта у старших дошкольников // Наука и школа. 2020. № 3. С. 197-204.

6. Кузнецова Ю. Н., Деморецкая А. Д. Взаимосвязь уровня эмоциональной осведомленности с тревожностью у спортсменок высокой квалификации в художественной гимнастике // Современные наукоемкие технологии. 2022. № 3. С. 207-212.

7. Ленкина В. О., Огир А. А., Вартанян О. В., Борохович Л. Ю. Способы развития эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста // Молодой ученый. 2017. № 13. С. 569-571.

References

1. Sergienko E. Development of an objective methodology for measurement of emotional intelligence. Emotional intelligence and socio-demographics of employees in Russian organizations [Development of an objective methodology for measurement of emotional intelligence. Emotional intelligence and socio-demographics of employees in Russian organizations]. Organizatsionnaya psikhologiya [Organizations psychologу], 2020, vol. 10, no. 1, рp. 45-61 [in English].

2. Russu N. A. Razvitie emotsional'nogo intellekta detei srednego detstva v protsesse tantse-val'noi deyatel'nosti [The development of emotional intelligence in old preschoolers]. Trudy Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo instituta kul'tury [Proceedings of the St. Petersburg State Institute of Culture], 2020, t. 221, рр. 67-72 [in Russian].

3. Afinogenova E. A., Romanova O. V. Tanets kak sredstvo razvitiya emotsional'nogo intellekta v mladshem shkol'nom vozraste [Dance as a means of developing emotional intelligence in primary school age]. Vesennie psikhologo-pedagogicheskie chteniya: Materialy V Vserossiiskoi nauchno-prakticheskoi konferentsii, posvyashchennoi pamyati pochetnogo professora AGU A. V. Burovoi, Astrakhan', 19 aprelya 2021 goda [Spring psychological and pedagogical readings: Materials of the

V All-Russian Scientific and Practical Conference dedicated to the memory of ASU Honorary Professor A. V. Burova, Astrakhan, April 19, 2021]. Astrakhan, 2021, рр. 213-216 [in Russian].

4. Kalimullina O. A. Sinergeticheskii podkhod k organizatsii dosuga [Synergetic approach to leisure organization]. Vestnik Kazanskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of the Kazan State University of Culture and Arts], 2013, no. 2, р. 82 [in Russian].

ПЕЛАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

5. Anikina A. P., Barabanova M. S. Razvitie emotsional'nogo intellekta u starshikh doshkol'nikov [The relationship of the level of emotional awareness with anxiety in highly qualified athletes in artistic gymnastics]. Nauka i shkola [Science and School], 2020, no. 3, рр. 197-204 [in Russian].

6. Kuznetsova Yu. N., Demoretskaya A. D. Vzaimosvyaz' urovnya emotsional'noi osvedomlen-nosti s trevozhnost'yu u sportsmenok vysokoi kvalifikatsii v khudozhestvennoi gimnastike [Ways of developing emotional intelligence in preschool children]. Sovremennye naukoemkie tekhnologii [Modern high-tech technologies], 2022, no. 3, рр. 207-212 [in Russian].

7. Lenkina V. O., Ogir A. A., Vartanyan O. V., Borokhovich L. Yu. Sposoby razvitiya emotsional'nogo intellekta u detei doshkol'nogo vozrasta [Development of emotional intelligence of children of middle childhood in the process of dance activity]. Molodoi uchenyi [Young scientist], 2017, no. 13, рр. 569-571 [in Russian].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.