Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА СТУДЕНТОВ НА ЭТАПЕ ИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ СРЕДСТВАМИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТРЕНИНГА'

РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА СТУДЕНТОВ НА ЭТАПЕ ИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ СРЕДСТВАМИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТРЕНИНГА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
169
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ / СТУДЕНТЫ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Беленкова Лариса Юрьевна, Ананикова Виктория Викторовна

В статье отражен теоретический анализ проблемы развития эмоционального интеллекта студентов; представлены результаты опытно-экспериментального исследования развития эмоционального интеллекта студентов, проанализированы сравнительные показатели исследования эмоционального интеллекта студентов на констатирующем и контрольном этапах; отражены результаты апробации психологического тренинга, направленного на развитие эмоционального интеллекта студентов инклюзивного вуза на этапе профессионального становления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Беленкова Лариса Юрьевна, Ананикова Виктория Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF EMOTIONAL INTELLIGENCE OF STUDENTS AT THE STAGE OF THEIR PROFESSIONAL DEVELOPMENT BY MEANS OF PSYCHOLOGICAL TRAINING

The article reflects the theoretical analysis of the problem of the development of emotional intelligence of students; presents the results of an experimental study of the development of emotional intelligence of students, analyzes comparative indicators of the study of emotional intelligence of students at the ascertaining and control stages; reflects the results of testing psychological training aimed at the development of emotional intelligence of students of an inclusive university at the stage of professional formation.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА СТУДЕНТОВ НА ЭТАПЕ ИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ СРЕДСТВАМИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТРЕНИНГА»

Психология

УДК 159.9.072

кандидат психологических наук, доцент Беленкова Лариса Юрьевна

ФГБОУИ ВО «Московский государственный гуманитарно-экономический университет» (г. Москва); кандидат психологических наук, доцент Ананикова Виктория Викторовна

ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет» (г. Москва)

РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА СТУДЕНТОВ НА ЭТАПЕ ИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ СРЕДСТВАМИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТРЕНИНГА

Аннотация. В статье отражен теоретический анализ проблемы развития эмоционального интеллекта студентов; представлены результаты опытно-экспериментального исследования развития эмоционального интеллекта студентов, проанализированы сравнительные показатели исследования эмоционального интеллекта студентов на констатирующем и контрольном этапах; отражены результаты апробации психологического тренинга, направленного на развитие эмоционального интеллекта студентов инклюзивного вуза на этапе профессионального становления.

Ключевые слова: эмоциональный интеллект, студенты, профессиональное становление, психологический тренинг.

Annotation. The article reflects the theoretical analysis of the problem of the development of emotional intelligence of students; presents the results of an experimental study of the development of emotional intelligence of students, analyzes comparative indicators of the study of emotional intelligence of students at the ascertaining and control stages; reflects the results of testing psychological training aimed at the development of emotional intelligence of students of an inclusive university at the stage of professional formation.

Keywords: emotional intelligence, students, professional development, psychological training.

Введение. Необходимость развития эмоционального интеллекта на этапе профессионализации студентов инклюзивного вуза обусловлена, прежде всего, противоречивостью и недостаточностью концептуальных и методологических разработок данного психологического феномена.

Любая профессиональная деятельность будущего профессионала требует постоянного эмоционального включения в процесс взаимодействия со всеми участниками рабочего процесса (сотрудники, коллеги, директора), а также гармонизации своего эмоционального состояния для построения межличностных отношений и достижения профессиональных целей. Кроме того, высокий уровень эмоционального интеллекта признается одним из главных факторов профессиональной пригодности.

Изложение основного материала статьи. Рассмотрев понятие и сущность эмоционального интеллекта в отечественной и зарубежной психологии, следует отметить, что иностранные ученые опираются в основном на его понимании как определенной способности понимать свои эмоции и окружающих для интерпретации этой информации с целью принятия решений. Отечественные исследователи полагают, что проявление эмоциональных и интеллектуальных способностей с целью поведенческой регуляции и обработки разных видов информации и есть эмоциональный интеллект, именуемый духовным. Сущность данного вида интеллекта заключается в том, что он представляет собой одновременно когнитивный и регулятивный феномен.

Изучая особенности развития эмоционального интеллекта студентов на этапе профессионального становления, удалось понять, что возраст играет важную роль при определении и оценке компонентов структуры эмоциональной компетентности обучающихся. Это значит, что с возрастом уровень эмоциональной компетентности не достигает высоких значений спонтанно, требуется специальная работа психолога, которая способствует росту личностной эффективности.

В настоящее время, с одной" стороны, накоплено значительное количество результатов многоплановых исследований, посвященных изучению эмоционального интеллекта, с другой" стороны - многие авторы отмечают сложность и во многом противоречивость и недостаточность концептуальных и методологических разработок данного психологического феномена.

Множество работ по данной проблеме связано с именами психологов: И.Н. Андреевой [1], Д. Гоулман [2], Д. Карузо [3], Д.В. Люсина [4], Г. Мэтьюс [5], Т.И. Солодковой [6], О.Н. Тимофеева [7], R. Bar-On [8], D. Goleman [9], J.D. Mayer [10], P. Salovey [10].

Анализируя тренинг сензитивности как эффективный способ психологической работы со студентами и развития эмоционального интеллекта, понимаем, что составление самой программы должно быть тщательным и важна детальная проработка всех теоретических и методических составляющих. Благодаря проведению такого вида тренинга можно оценить возможности развития эмоционального интеллекта студента.

С целью теоретического обоснования и экспериментальной апробации программы изучения и развития эмоционального интеллекта студентов на этапе их профессионального становления средствами психологического тренинга в условиях инклюзивной среды вуза было проведено опытно-экспериментальное исследование.

В соответствии с целями и задачами проводимого исследования запланированы и реализованы 3 этапа эксперимента:

1 этап - констатирующий - подбор комплекса методик и диагностика уровня развития эмоционального интеллекта студентов инклюзивного вуза на этапе профессионального становления (методика Н. Холла оценки эмоционального интеллекта, методики «Шкала эмоционального отклика А. Мехрабиана и Н. Эпштейна, Тест мотивации на достижение успеха Т. Элерса, методика «МАС» М. Кубышкина»).

Результаты испытуемых экспериментальной и контрольной группы на констатирующем этапе исследования свидетельствуют о том, что по показателям «эмоциональная осведомленность», «управление своими эмоциями», «самомотивация», «управление эмоциями других», «эмпатия», «шкала мотивации к успеху», «стремления человека» находятся в средних и низких значениях.

Анализ статистических различий по всем вышеуказанным показателям всех методик был произведен с помощью ф* -угловое преобразование Фишера и U-критерия Манна-Уитни, который показал отсутствие значимых различий между респондентами обеих групп.

2 этап - формирующий-разработка и реализация программы психологических занятий, направленных на развитие эмоционального интеллекта студентов инклюзивного вуза на этапе профессионального становления.

Психологическая программа включает 8 занятий продолжительностью 60 мин. 3 раза в неделю. Реализация программы осуществлялась в течение 2-х месяцев. Ее реализация осуществлялась с использованием следующих методов: ролевые игры, упражнения, дискуссия, беседы, тренинги и др.

3 этап - контрольный - итоговая диагностика развития эмоционального интеллекта студентов инклюзивного вуза.

Выводы. Результаты опытно-экспериментального исследования представлены на рисунках 1-4.

Констатирующий этап

Контрольный этап

Управление эмоциями других

Управление своими '.'.'.'. эмоциями

Эмоциональная осведомлённость

43,3 43,3

53,3 30

36,7 43,3

43,3 50

40 43,3 1

56,7

66,7

63,3

83,3

60

□ Низкий уровень

□ Средний уровень

□ Высокий

Рисунок 1. Сравнительный анализ уровня эмоционального интеллекта «EQ» студентов экспериментальной группы по методике Н. Холла на констатирующем и контрольном этапах эксперимента

Данные, представленные на рисунке 1, показали, что у большинства испытуемых экспериментальной группы после проведения психологических занятий показатели уровня эмоционального интеллекта находятся в пределах средних значений, что свидетельствует о том, что они распознают эмоции других, умеют сопереживать и сочувствовать эмоциональному состоянию другого и готовы оказать ему поддержку.

Результат статистического анализа по критерию ф* - угловое преобразование Фишера показал, что по уровню «низкий» - 3,084* и «средний» - 2,909** выявлены статистически достоверные различия при 1,64 *(р<0,05); 2,28** (р<0,01).

Констатирующий этап

Контрольный этап

53%

27%

^ ^ ^ ^ ^

0%

10% I

17%

I

^ # ^ ^ ^ ^

Рисунок 2. Сравнительный анализ уровня эмоционального отклика студентов экспериментальной группы по методике «Шкала эмоционального отклика» А. Мехрабиана и Н. Эпштейна на констатирующем и контрольном

этапах эксперимента

Данные по шкале эмоционального отклика, представленные на рисунке 2, свидетельствуют о том, что у большинства испытуемых экспериментальной группы выявлены достаточно высокие показатели, что характеризует их эмоционально активными, склонными оказывать деятельную помощь, демонстрируют аффилиативное поведение.

Результат статистического анализа по критерию и-Манна-Уитни позволил определить, что показатель «эмоциональный отклик» имеет статистическую значимость при 0,05.

Констатирующий этап

Контрольный этап

Рисунок 3. Сравнительный анализ мотивации к успеху студентов экспериментальной группы по методике

«Диагностика мотивация к успеху» Т. Элерс

Данные, представленные на рисунке 3, показали, что «мотивация к успеху» у испытуемых экспериментальной группы после проведения психологических занятий, большинство испытуемых находятся в пределах умеренно высокого уровня и слишком высокого уровня, что свидетельствует о значительной замотивированности на достижение той или иной цели.

Результат статистического анализа по критерию и-Манна-Уитни позволил определить, что показатель «мотивация к успеху» - 0,491 не имеют статистическую значимость при 0,05. Данные, представленные на рисунке 4, показали, что у испытуемых экспериментальной группы после проведения психологических занятий, показатели «социальный престиж» и «достижение цели» находятся в пределах высокий значений, что свидетельствует об их нацеленности на достижение собственных целей и демонстрации их обществу.

Констатирующий этап

Контрольный этап

17%

I

^ * /

<ь & Ъ*

/ / /

о

£ >

А Л> *

/

У с/ /

О* ^

Рисунок 4.Сравнительный анализ показателей ведущего стремления студентов экспериментальной группы по методике «МАС» М. Кубышкина га констатирующем и контрольном этапах эксперимента

Результат статистического анализа по критерию U-Манна-Уитни позволил определить, что показатели «социальный престиж» - 0,433; «соперничество» - 0,149; не имеют статистическую значимость, показатель «достижение цели» - 0,520 имеет статистическую значимость при 0,05.

Результаты контрольного этапа исследования показали положительную динамику по вышеуказанным показателям. Изучая особенности развития эмоционального интеллекта студентов инклюзивного вуза на этапе их профессионального становления удалось понять, что разработанный и апробированный тренинг сензитивности стал эффективным способом психологической работы со студентами в выбранном нами направлении. Следовательно выдвинутая нами гипотеза о том, что показатели эмоционального интеллекта студентов инклюзивного вуза станут выше, если реализовать программу психологического тренинга сензитиности, обеспечивающую развитие эмоционального интеллекта, нашла свое подтверждение.

Литература:

1. Андреева, И.Н. О становлении понятия «эмоциональный интеллект» / И.Н. Андреева // Вопросы психологии. -2016. - № 5. - С. 91-96.

2. Гоулман, Д. Эмоциональный интеллект. Почему он может значить больше, чем IQ / Д. Гоулман; пер. с англ. А.П. Исаевой. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2013. - 560 с.

3. Карузо, Д. Эмоциональный интеллект руководителя / Д. Карузо, П. Сэловей. - СПб.: Питер, 2017. - 73 с.

4. Люсин, Д.В. Современные представления об эмоциональном интеллекте / Д.В. Люсин // Социальный интеллект: Теория, измерение, исследования / Под ред. Д.В. Люсина, Д.В. Ушакова. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2004. - 176 с.

5. Мэтьюс, Г. Эмоциональный интеллект [Электронный ресурс] / Г. Мэтьюс. - URL: https://psy-journal.hse.ru/data/2011/04/28/1210633238/3-26.pdf (дата обращения: 21.10.2021)

6. Солодкова, Т.И. Тренинг развития эмоционального интеллекта как психологическое средство профилактики и коррекции синдрома «выгорания» / Т.И. Солодкова // Психопедагогика в правоохранительных органах. - 2011. -№ 2. - С. 25.

7. Тимофеев, О.Н. Развитие эмоционального интеллекта студентов в техническом вузе / О.Н. Тимофеев // Вестник Казанского технологического университета. - 2016. - № 4. - С. 237.

8. Bar-On, R. Emotional Quotient Inventory (EQ-i): A Measure of Emotional Intelligence. Technical Man-ual / R. Bar-On. -Toronto: Multi-Health Systems, 2004. - 113 p.

9. Goleman, D. Emotional intelligence / D. Goleman. - New York: Bantam Books, 2005. - 358 p.

10. Mayer J.D., Salovey P. Theintelligen ceofe motional intelligence / J.D. Mayer, P. Salovey // Intelligence. - N.Y., 1993. -P. 433-442.

Психология

УДК 378.1

кандидат психологических наук, доцент Боцоева Анна Владимировна

ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации» (Краснодарский филиал Финуниверситета) (г. Краснодар); старший преподаватель Гучетль Сафиет Кушуковна

ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации» (Краснодарский филиал Финуниверситета) (г. Краснодар);

кандидат психологических наук Лазаренко Лариса Анатольевна

ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет» (г. Краснодар)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

К ВОПРОСУ ОБ ИННОВАЦИОННЫХ ПОДХОДАХ К КОНТРОЛЮ И ИНТЕРАКТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗНАНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ ВУЗА

Аннотация. В статье рассматривается проблема пересмотра подходов к контролю знаний обучающихся, которая в современной образовательной среде высших учебных заведений, стоит достаточно остро, что обусловливает необходимость инновационной разработки оригинальных тестовых процедур и прочих заданий для оценивания целевой аудитории. При этом приоритетную позицию занимает проблема безопасности и защищенности от академического мошенничества, именно поэтому в настоящее время различные большие сервисы, связанные с контролем и оцениванием, очень много работают над оптимизацией и совершенствованием.

Ключевые слова: интерактивное оценивание, академическое мошенничество, цифровые следы, закрепление и повторение материала, подготовка к аттестации, проектное обучение, персонализация, мотивация и удержание внимания, подготовка к итоговой аттестации, персонализация, индивидуализация.

Annotation. The article deals with the problem of revising approaches to the control of students' knowledge, which is quite acute in the modern educational environment of higher educational institutions, which necessitates the innovative development of original test procedures and other tasks for evaluating the target audience. At the same time, the priority position is occupied by the problem of security and protection from academic fraud, which is why currently various large services related to monitoring and evaluation are working very hard on optimization and improvement.

Keywords: interactive assessment, academic fraud, digital traces, consolidation and repetition of material, preparation for certification, project training, personalization, motivation and attention retention, preparation for final certification, personalization, individualization.

Введение. Вопрос о пересмотре подходов к контролю знаний обучающихся стоит в настоящее время достаточно остро. В первую очередь, назрела потребность в оригинальности тестовых процедур, потому что плагиат и компиляция разработок других авторов-это маркер низкого уровня профессиональной компетенции преподавателя. На наш взгляд, можно выделить ряд критериев, которые должны быть учтены при подготовке банка тестовых заданий. Среди них можно выделить такие, как: этичность, эффективность, безопасность, легальность.

Если преподаватель сам «грешит» против соблюдения элементарных норм академической этики, то каким образом он может критиковать и стимулировать студентов? По критерию эффективности, очевиден тот факт, что любая процедура оценивания, в арсенале которой используются компилированные из Интернета задания, обречена на педагогический провал, потому что современные студенты, зачастую, лучше определенной части преподавателей ориентируются в поисковых

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.