Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ В РАЗВИТИИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ В РАЗВИТИИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1005
145
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОШКОЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ / ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ / СКАЗКА / ЭМПАТИЯ / СКАЗКОТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ / ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Чернобровкин Владимир Александрович, Тупикина Диана Валерьевна, Павлюченко Екатерина Александровна, Карлова Юлия Вадимовна, Яковлева Екатерина Викторовна

Введение. На современном этапе расширение круга интересов детей дошкольного возраста является социальным заказом общества для системы дошкольного образования. Одной из важных задач современного образования является развитие различных форм личностной активности детей, включая развитие эмоционального интеллекта. Современная педагогика сталкивается с множеством проблем психологического характера. Одна из наиболее актуальных - низкий уровень развития эмоционального интеллекта. В педагогической практике отмечаются определенные трудности взаимодействия с дошкольниками посредством эмоционально-волевой сферы: особенности внутренних переживаний и их влияние на поведенческую сферу; яркая выраженность эмоционального отклика; эмоциональные расстройства в виде повышенной тревожности и утомляемости; несформированность сочувствия и сопереживания; необоснованное чувство страха и т.д. Материалы и методы. Для сбора результатов использовались теоретические и эмпирические методы: педагогическая диагностика, наблюдение, анкетирование, статистическая обработка результатов исследования (χ2-Пирсона). В исследовании принимали участие дети образовательных организаций г. Магнитогорска (139 человек), а также студенты и преподаватели Магнитогорского государственного технического университета им. Г.И. Носова. Результаты исследования. Разработана и апробирована программа по развитию эмоционального интеллекта с использованием художественных произведений, включающая игро-сказки, упражнения, этюды на сказочные сюжеты, консультативный материал. Проведенное исследование показало статистические различия (p < 0,05) по результатам диагностических данных констатирующего и контрольного этапов, что подтверждает эффективность развития эмоционального интеллекта дошкольников средствами художественных произведений и методов сказкотерапии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Чернобровкин Владимир Александрович, Тупикина Диана Валерьевна, Павлюченко Екатерина Александровна, Карлова Юлия Вадимовна, Яковлева Екатерина Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

USE OF WORKS OF ART IN THE DEVELOPMENT OF EMOTIONAL INTELLIGENCE PRESCHOOL CHILDREN

Introduction. At the present stage, the expansion of the range of interests of preschool children is a social order of society for the preschool education system. One of the important tasks of modern education is the development of various forms of personal activity of children, including the development of emotional intelligence. Modern pedagogy faces many problems of a psychological nature. One of the most relevant is the low level of emotional intelligence development. In pedagogical practice, certain difficulties of interaction with preschoolers through the emotional-volitional sphere are noted: features of internal experiences and their influence on the behavioral sphere; a vivid expression of the emotional response; emotional disorders in the form of increased anxiety and fatigue; lack of formation of empathy and empathy; unjustified feelings of fear, etc. Materials and methods. To collect the results, we used theoretical and empirical methods: pedagogical diagnostics, observation, questionnaires, and statistical processing of the research results (Pearson's chi-squared test). The study involved teachers, masters, bachelors of the Nosov Magnitogorsk State Technical University (Russian Federation), as well as children (N = 139), parents, teachers and heads of educational organizations. The results of the study. The program was created and tested for the development of emotional intelligence using works of art, including game-fairy tales, exercises, sketches on fairy-tale plots, and advisory material; in creating and conducting generalizing diagnostics for the development of emotional intelligence, identifying new forms of educational activities and components of the educational process. The study conducted using the chi-square test showed statistical differences (p < 0,05) in the results of the diagnostic data of the ascertaining and control stages, which confirms the effectiveness of the development of emotional intelligence of preschoolers by means of artistic works and methods of fairy-tale therapy. In conclusion, the ways to optimize and solve the problems are outlined.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ В РАЗВИТИИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Перспективы Науки и Образования

Международный электронный научный журнал ISSN 2307-2334 (Онлайн)

Адрес выпуска: pnojournal.wordpress.com/archive21/21-04/ Дата публикации: 30.08.2021 УДК 373.21

В. А. Чернобровкин, Д. В. ТупикинА, Е. А. Павлюченко, Ю. В. Карлова, Е. В. Яковлева

Использование художественных произведений в развитии эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста

Введение. На современном этапе расширение круга интересов детей дошкольного возраста является социальным заказом общества для системы дошкольного образования. Одной из важных задач современного образования является развитие различных форм личностной активности детей, включая развитие эмоционального интеллекта. Современная педагогика сталкивается с множеством проблем психологического характера. Одна из наиболее актуальных - низкий уровень развития эмоционального интеллекта. В педагогической практике отмечаются определенные трудности взаимодействия с дошкольниками посредством эмоционально-волевой сферы: особенности внутренних переживаний и их влияние на поведенческую сферу; яркая выраженность эмоционального отклика; эмоциональные расстройства в виде повышенной тревожности и утомляемости; несформированность сочувствия и сопереживания; необоснованное чувство страха и т.д.

Материалы и методы. Для сбора результатов использовались теоретические и эмпирические методы: педагогическая диагностика, наблюдение, анкетирование, статистическая обработка результатов исследования (х2-Пирсона). В исследовании принимали участие дети образовательных организаций г. Магнитогорска (139 человек), а также студенты и преподаватели Магнитогорского государственного технического университета им. Г.И. Носова.

Результаты исследования. Разработана и апробирована программа по развитию эмоционального интеллекта с использованием художественных произведений, включающая игро-сказки, упражнения, этюды на сказочные сюжеты, консультативный материал. Проведенное исследование показало статистические различия (р < 0,05) по результатам диагностических данных констатирующего и контрольного этапов, что подтверждает эффективность развития эмоционального интеллекта дошкольников средствами художественных произведений и методов сказкотерапии.

Ключевые слова: дошкольная образовательная организация, эмоциональный интеллект, художественное произведение, сказка, эмпатия, сказкотерапевтические технологии, эмоциональная устойчивость

Ссылка для цитирования:

Чернобровкин В. А., Тупикина Д. В., Павлюченко Е. А., Карлова Ю. В., Яковлева Е. В. Использование художественных произведений в развитии эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста // Перспективы науки и образования. 2021. № 4 (52). С. 327-342. 10.32744^.2021.4.21

Perspectives of Science & Education

International Scientific Electronic Journal ISSN 2307-2334 (Online)

Available: psejournal.wordpress.com/archive21/21-04/ Accepted: 27 April 2021 Published: 30 August 2021

V. A. CHERNOBROVKIN, D. V. TUPIKINA, E. A. PAVLYUCHENKO, Yu. V. KARLOVA, E. V. YAKOVLEVA

Use of works of art in the development of emotional intelligence preschool children

Introduction. At the present stage, the expansion of the range of interests of preschool children is a social order of society for the preschool education system. One of the important tasks of modern education is the development of various forms of personal activity of children, including the development of emotional intelligence. Modern pedagogy faces many problems of a psychological nature. One of the most relevant is the low level of emotional intelligence development. In pedagogical practice, certain difficulties of interaction with preschoolers through the emotional-volitional sphere are noted: features of internal experiences and their influence on the behavioral sphere; a vivid expression of the emotional response; emotional disorders in the form of increased anxiety and fatigue; lack of formation of empathy and empathy; unjustified feelings of fear, etc.

Materials and methods. To collect the results, we used theoretical and empirical methods: pedagogical diagnostics, observation, questionnaires, and statistical processing of the research results (Pearson's chi-squared test). The study involved teachers, masters, bachelors of the Nosov Magnitogorsk State Technical University (Russian Federation), as well as children (N = 139), parents, teachers and heads of educational organizations.

The results of the study. The program was created and tested for the development of emotional intelligence using works of art, including game-fairy tales, exercises, sketches on fairy-tale plots, and advisory material; in creating and conducting generalizing diagnostics for the development of emotional intelligence, identifying new forms of educational activities and components of the educational process. The study conducted using the chi-square test showed statistical differences (p < 0,05) in the results of the diagnostic data of the ascertaining and control stages, which confirms the effectiveness of the development of emotional intelligence of preschoolers by means of artistic works and methods of fairytale therapy. In conclusion, the ways to optimize and solve the problems are outlined.

Keywords: preschool educational organization, emotional intelligence, artwork, fairy tale, empathy, fairy tale therapy technologies, emotional stability

For Reference:

Chernobrovkin, V. A., Tupikina, D. V., Pavlyuchenko, E. A., Karlova, Yu. V., & Yakovleva, E. V. (2021). Use of works of art in the development of emotional intelligence preschool children. Perspektivy nauki i obrazovania - Perspectives of Science and Education, 52 (4), 327-342. doi: 10.32744/ pse.2021.4.21

_Введение

Активизация исследований, посвященных формированию личности ребенка, начиная с периода дошкольного детства, берет начало с момента выделения педагогики и психологии в отдельные автономные области знания. Разные педагогические техники и парадигмы предполагают различные направленности педагогического процесса: развивать разум и логику, творческую направленность, вырабатывать самостоятельность, формировать социально-компетент-ностную личность, что способствует, как отмечают современные ученые, усилению направленности современной государственной политики в области дошкольного образования на создание условий для обеспечения доступности и качества дошкольного образования [1, с. 172]. При данном выборе имеется определенное осознание цели развития всесторонне развитой личности; личности, которая будет лабильна и творчески - активна. Исходя из этого, в образовательных программах прописываются различные образовательные области, которые интегрируются через пересечение отдельных, входящих в них предметов. Так при формировании личности ребенка в любой образовательной области большую значимость представляет развитие его эмоционально-волевой сферы.

Современные педагоги осознают эффективность использования эмоциональных приемов в воспитательном процессе. Понимание особенностей эмоционально-волевой сферы дошкольника позволяет оптимизировать педагогические процессы, повышать результативность занятий, игр и досуговой деятельности детей. У детей дошкольного возраста, ввиду стремления к независимости и начала развития произвольных действий, на первый план деятельности выходит сюжетно-ролевая игра.

Важно отметить, что работа в аспекте коррекции эмоционально-волевой сферы возможна не только в процессе общевоспитательной деятельности с детьми дошкольного возраста. Она должна иметь целенаправленный и адресный характер. Потребность современных детей в развитии их эмоциональной сферы характеризуется проблемами, которые отмечаются в современной педагогической практике: особенности внутренних переживаний и их влияние на поведенческую сферу; неосознание собственных эмоций и чувств детьми дошкольного возраста; неспособность понять эмоции и чувства ближайшего к ним окружения (семья, воспитатель, сверстники); несформированность сочувствия и сопереживания; нечувствительность к противоречиям и фактам; эмоциональные расстройства в виде повышенной тревожности и утомляемости.

Вышеописанные характеристики при взаимодействии дошкольников вызывают конфликты чаще всего игровой направленности. При этом уровень эффективности педагогического процесса снижается из-за невозможности влияния на ребенка, организации его поведения. Эмоциональный интеллект непосредственно коррелирует с социализацией ребенка, с его поведением в разных социальных группах.

Проблема низкого эмоционального интеллекта и отсутствие авторских, парциальных программ по его целенаправленному развитию для проектирования основных образовательных программ дошкольного образования усугубляется недостаточным педагогическим опытом и слабой педагогической компетентностью родителей (законных опекунов). Восприятие родителями «неправильного» поведения ребенка

приводит к некорректным выводам и действиям. Родители не сопоставляют данные, полученные в процессе постоянного наблюдения за ребенком с уровнем его психического развития, в том числе эмоционального интеллекта, а в некоторых ситуациях и не учитывают возрастные особенности ребенка. Таким образом, актуальность проблемы развития эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста, его позитивная социализация не вызывают сомнений.

Анализ современных образовательных программ дошкольного образования позволил сделать выводы о целесообразности использования художественных произведений сказочных жанров в работе по развитию эмоциональной сферы детей дошкольного возраста. Работа со сказками, непосредственно сказкотерапия являются вариативными методами формирования и развития эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста. Сказочный материал хорошо распространен, не ограничен и эффективен, вследствие высокого интереса детей к сказкам и проявления эмпатии к сказочным персонажам. Доступность сказкотерапии в развитии эмоционального интеллекта обосновывается многогранностью художественных произведений сказочных жанров (сказки разных видов, народов, культур), их разнонаправленностью нравственно-эстетического содержания и пр.

Исходя из вышесказанного, развитие эмоционального интеллекта представляется возможным посредством использования художественных произведений сказочных жанров в работе с дошкольниками. Однако, в современной практике выявляется противоречие между актуальностью исследований по проблематике эмоционального интеллекта дошкольников и недостаточной исследовательностью эмоционального интеллекта в период дошкольного детства как важнейшего социально-психического механизма успешной социализации ребенка в целях формирования его целостной личности.

Актуальность применения сказкотерапии в развитии эмоционального интеллекта в дошкольном возрасте обусловила выбор проблемно-тематической направленности и цель настоящего исследования.

_Обзор литературы

Общепринято утверждать, что исследование эмоционального интеллекта началось в 1995-ом году исследователем Дэниелем Гоулманом и работами Джона Майера и Питера Саловея. Д. Гоулман в своей работе, посвященной эмоциональному интеллекту, отмечал, что эмоциональный интеллект был важным фактором выживания человека и средством адаптации в окружающем мире в период первобытного общества. Модель эмоционального интеллекта Дэниеля Гоулмана строится с учетом мотиваций социально-активных процессий (политика, бизнес, и пр.) для повышения эффективности их профессиональной деятельности. Наиболее значимым трудом по проблематике исследования эмоционального интеллекта явилась книга Д. Гоулмана «Эмоциональный интеллект», опубликованная впервые в 1995 году [2]. Д. Гоулман начал исследование эмоционального интеллекта для улучшения социального развития общества, повышения социокультурного уровня населения. Его понимание эмоционального интеллекта связано с совокупностью факторов, позволяющих личности чувствовать, мотивировать, регулировать себя, контролировать эмоциональные проявления и восприятие, удерживаться от фрустрации [3; 4].

Дж. Майер и П. Саловей предложили свою модель эмоционального интеллекта, которая впоследствии была представлена в работе Гилфорда Дж. П. «Природа человеческого интеллекта» [5], где эмоциональный интеллект трактуется как набор навыков, модель способностей. Авторы концепции впервые оперировали категорией «эмоциональный интеллект», которую трактовали, как способность отслеживать свои собственные эмоции и чувства других людей, чтобы различать их и использовать для руководства своим мышлением и действиями [6; 7; 8]. Согласно их взгядам, эмоции - это комплекс психических свойств, включающий умение осознавать собственные чувства, эмпатию, а также эмоциональную регуляцию [9, с. 439]. Авторы концепции, по мнению исследований И.Н. Андреевой, вывели компоненты эмоционального интеллекта (каждый компонент относится как к эмоциям личности, так и социального окружения): идентификация эмоциональных состояний, использование эмоций как средства увеличения продуктивности мыслительных процессов и деятельности, осознание, понимание и принятие эмоций, эмоциональный контроль; определили его в качестве компонента социального интеллекта, включающего в себя способность отслеживать собственные чувства и чувства других людей, различать их и использовать данную информацию для управления мышлением и действиями. Авторская концепция эмоционального интеллекта И.Н. Андреевой представляет собой интеграцию модели способностей и смешанных моделей [10; 11; 12].

В последствии на основе идеи концепции эмоционального интеллекта П. Майе-ра и Дж. Саловея были выведены дополнительные категории, включенные в эмоциональный интеллект. Таким образом, на современном этапе рассматриваются три согласованных подхода рассмотрения данной категории:

1. эмоциональный интеллект как модель способностей: концепция П. Майера и Дж. Саловея, модель Д. Гоулмана (соединение умственных способностей и индивидуальности), Д.В. Люсин (включает когнитивный элемент, аксиологические представления об эмоциях, особенности эмоциональности);

2. эмоциональный интеллект как модель эмоциональных компетенций: концепция Р. Бар-Он (выделил 5 компетенций);

3. эмоционально-социальный интеллект (ЭСИ): М.А. Манойлова (эмоциональная осознанность и коммуникативные навыки), социальный интеллект Дж. Гилфорда.

К отечественным исследователям, рассматривавшим проблему эмоционального интеллекта, относятся: Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев и др.

Открытие функционирования динамической смысловой системы эмоционального интеллекта, иными словами единство аффективных и когнитивных процессов, произошло благодаря трудам Л.С. Выготского [13; 14].

Исследователи С.Л. Рубинштейн и А.Н. Леонтьев развивали основные идеи Л.С. Выготского. Рубинштейн в «Основах общей психологии» отмечал, что в познавательных процессах соединяется интеллектуальное и эмоциональное, эмоция - есть совокупность переживания и познания [15, с. 591]. Д.А. Леонтьев в своём фундаментальном исследовании «Психология смысла» обосновывает положение о несводимости смысловой реальности к эмоциональной, отмечая, что эмоция дает лишь общую, поверхностную характеристику личностного смысла, упрощая реальную сложность жизненных процессов [16].

Таким образом, можно представить богатую теоретическую базу рассмотрения эмоционального интеллекта взрослого человека, однако, исследования развития эмоционального интеллекта ребенка к настоящему времени ещё не получили доста-

точного научного освещения. Вопросы развития эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста долгое время были вынесены за рамки организации педагогического процесса. Одним из главных исследователей в сфере эмоционального интеллекта ребенка является М.А. Нгуен. В своих работах, посвященных формированию эмоционального интеллекта дошкольников, автор разработал диагностический инструментарий, а также дал определение категории эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста как «готовность ребенка ориентироваться на другого человека, учитывать его эмоциональное состояние и на основе этих знаний регулировать отношения с ним и находить пути решения возникающих проблем» [17, с. 85, 18, с. 3]. Автор выделил компоненты, составляющие структуру эмоционального интеллекта дошкольника: внимание ребенка направлено на мир людей и мир эмоций; ребенок эмоционально ориентируется на других; дошкольник готов учитывать эмоциональное состояние другого в своей деятельности.

В исследовании молодых ученых Е.В. Куцевой и Н.А. Лужбиной «Эмоциональный интеллект детей старшего дошкольного возраста» представлена систематизация содержания эмоционального интеллекта ребенка дошкольного возраста: механизмы симуляции, маскировки и подавления [19, с. 366].

Исследователь А.О. Куракина в своей монографии «Эмоциональный интеллект дошкольника» вывела структуру, условия и механизмы развития эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста [20]. В психологии рассматривается также модель эмоционального интеллекта дошкольника К. Саарни, в которую, по материалам Я. Ма-зуркевич, входит восемь способностей эмоционального регулирования [21].

Обобщая вышерассмотренные теории можно сделать вывод о том, что развитие эмоционального интеллекта дошкольников, в целом, имеет 2 основные группы предпосылок: биологические и социальные. Биологическими предпосылками выступают: наследственность эмоциональных способностей, правополушарный тип мышления, экстраверсия. Среди социальных предпосылок выделяются: синтиничность (автор Я. Мазуркевич), рационализация по мере взросления, саморегуляция ребенка (исследования С.П. Деревянко), доверительные отношения с родителями и между родителями (Г. Орме), социальный уровень жизни семьи, ангдрогинность (гендерное влияние -И.Н. Андреева), религиозность.

Вышепредставленные теоретические исследования демонстрируют многоаспект-ность развития эмоционального интеллекта в дошкольном возрасте, обосновывают понимание необходимости и эффективности использования эмоциональных приемов в воспитательно-образовательном процессе.

В современных условиях дошкольного образования разработки по формированию эмоционального интеллекта отличаются использованием широкого круга приемов и технологий, среди которых одной из наиболее эффективных, на наш взгляд, является использование художественных произведений сказочных жанров и сказ-котерапевтическиих методов. Наиболее ярким представителем педагогического сообщества, использующим в своих подходах сказочный материал, является Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева - автор метода комплексной сказкотерапии, разработавшая серию методик работы со сказочным материалом, где многие упражнения, игры и принципы остаются востребованными в использовании развития эмоционального интеллекта и в настоящее время [22]. В обобщении раздела отметим, что технологии использования сказкотерапии так же рассматривались такими исследователями, как Р.М. Ткач, О.И. Каяшева, Э. Берн и др.

_Материалы и методы исследования

Цель исследования: анализ ключевых положений, концепций и исследований эмоционального интеллекта в период дошкольного детства и обоснование педагогической целесообразности использования художественных произведений как средства целенаправленного развития эмоционального интеллекта дошкольников, также повышение психолого-педагогических знаний родителей (законных опекунов) дошкольников в аспекте эмоционального развития ребенка.

Методы исследования. В настоящем исследовании представлен материал, основанный на использовании методов теоретической и эмпирической направленности: наблюдение, беседа, анализ опытно-экспериментальной работы с детьми дошкольного возраста, математическая и статистическая обработка результатов исследования. Диагностический инструментарий был направлен на анализ следующих важных эмоциональных характеристик ребенка: идентификация уровня самооценки испытуемых («Лесенка» В.Г. Щур); выявление уровня эмпатии испытуемых («Что - почему - как?» М.А. Нгуен); рассмотрение эмоциональной направленности восприятия испытуемых («Три желания» М.А. Нгуен).

Недостаточная исследовательность эмоционального интеллекта в период дошкольного детства как важнейшего социально-психического механизма успешной социализации ребенка обусловила разработку и апробацию программы по развитию эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста «Сказочные эмоции» с использованием художественных произведений, а так же подготовку консультативного материала «Эмоциональный интеллект вашего ребенка», направленных на более активное развитие эмоционального интеллекта дошкольников. Разработанная программа сказкотерапевтического содержания позволила не только развить эмоциональную сферу детей, но и улучшать взаимоотношения в группе, создать доверительную атмосферу, как в образовательной организации, так и в рамках взаимоотношений семьи ребёнка.

Исследование проводилось на базе МДОУ «Детский сад № 110» г. Магнитогорска, Логопед^ос - Центр речевого развития детей, Родительский клуб «Дом», а также МДОУ «Детский сад № 123 комбинированного вида» г. Магнитогорска. Общее количество детей, участвующих в эксперименте: 139 человек. Ввиду ограниченности работы с детьми, использовались только экспериментальные группы детей. Программа направлена на развитие следующих компонентов эмоционального интеллекта детей 5-8 лет:

• развитие эмпатии, посредством ознакомления детей с эмоциональными состояниями героев сказок, а также драматизаций, в которых они могут «встать на место другого»;

• расширение и формирование эмоциональной сферы, логики чувств как общая задача, реализующаяся косвенно в процессе разнонаправленных занятий и заданий;

• увеличение навыков эмоциональной экспрессивности через игры-драматизации, этюды, а также раздаточный материал с эмоциональными диапазонами;

• обогащение эмоционального словаря, расширение использования слов, обозначающих эмоции через дидактические игры, беседы, общение;

• повышение самооценки детей, посредством эмпатического общения, создания ситуаций успеха, поддерживающих положительную атмосферу в коллективе;

• формирование навыков эмоциональной дифференциации с использованием дидактического и раздаточного материала, загадок, подвижных игр и пособий. Представленная программа по развитию эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста «Сказочные эмоции» включила следующие структурные компоненты: пять игро-сказок, упражнения, этюды на сказочные сюжеты, а также заключительное занятие «Помощь серому волку» (см. табл. 1). Игро-сказки проводились во время игровой деятельности, совместно с детьми, на занятиях. Периодичность проведения занятий: 2 раза в неделю.

Таблица 1

Программа развития эмоционального интеллекта старших дошкольников

№ Название Цель Задачи

1 Волшебники Развитие эмоциональной сферы Изучение эталонов внешнего эмоционального проявления, нравственное развитие

2 Стойкий оловянный солдатик Развитие эмпатии, обучение саморегуляции Развитие произвольности поведения и внимания

3 Театралы выступают Развитие эмпатии, закрепление внешнего эмоционального проявления Расслабление мышц лица, снятие мышечного напряжения

4 Тень Расслабление, концентрация внимания Снятие мышечного напряжения, развитие координации, внимания

5 Чтение сказки «Карандаши» Развитие толерантного отношения к другим Расслабление мышц лица, снятие мышечного напряжения

6 Экспериментальное занятие «Помощь серому волку» Развитие эмпатии, эмоциональной отзывчивости Обучающие, развивающие, воспитательные

Занятие «Помощь серому волку» носит обновленный характер. В отличии от стандартных разборов сказок, в данном занятии по сказке «Красная шапочка» Шарля Перо для детей старшей группы главным героем и «другом» детей является сам серый волк. Идея занятий подобного типа заключается в ином взгляде на главную проблему. На занятии мы обсудили с детьми причину, по которой волк хочет съесть Шапочку, а после предлагали ему варианты поиска пропитания без вреда для других. Посредством нестандартного обсуждения сказочного материала мы подвели детей к выводу о том, что необходимо анализировать свои поступки и понимать, что любое действие имеет последствие, что мы вправе сами решаем быть добрым или злым персонажем.

Разработанный нами и представленный к рассмотрению консультативный материал «Эмоциональный интеллект вашего ребенка» позволил нам информировать родителей (законных представителей) об особенностях эмоционального интеллекта ребенка, а также найти пути выхода из некоторых сложных воспитательных ситуаций, не травмируя его психику.

В материале были рассмотрены следующие вопросы: Что такое «эмоциональный интеллект»? Какова цель развития эмоционального интеллекта. Как можно развивать эмоциональный интеллект ребенка? Какие ошибки могут быть совершены? Какие принципы необходимо соблюдать?

В каждом разделе в краткой форме представлено обсуждение вопроса, дается четкая, лаконичная и доступная информация. В разделе «Как можно развивать эмо-

циональный интеллект ребенка?» с примерами рассмотрены пути выхода из данных ситуаций. Также в данном пункте родителям (законным представителям) для ознакомления предлагается перечень игр с кратким описанием, которые активизируют развитие эмоционального интеллекта ребенка в дошкольном возрасте.

Таким образом, в разработанном консультативном материале, посредством систематизированной информации в формате электронных брошюр, родителям (законным представителям) был представлен полезный, легко доступный и качественно отобранный материал для улучшения эффективности их эмоционального воспитания детей.

Для анализа эффективности программы развития эмоционального интеллекта «Сказочные эмоции» проводилась диагностика, демонстрирующая обобщенный уровень развития компонентов эмоционального интеллекта, так как подобного рода целостных диагностик анализа эмоционального интеллекта, а не его отдельных компонентов, к настоящему времени практически не разработано.

_Результаты исследования

По результатам экспериментального исследования с использованием программы развития эмоционального интеллекта дошкольников «Сказочные эмоции» было выявлено, что в исследуемых экспериментальных группах образовательной организации Логопед^ос и МДОУ «Детский сад № 123 комбинированного вида» показатели в большей степени имеют высокое или среднее значение. Более низкие значения показателей продемонстрировали исследуемые группы детей дошкольного возраста МДОУ «Детский сад №110», а также Родительский клуб «Дом» (см. табл 2). Необходимо отметить, что уровень эмоциональной направленности высокий, если направленность на человека и общество; средний, если на себя и предметы; низкий, если на предметы. Данные результаты, представленные в таблице, были сделаны на констатирующем этапе эксперимента. Можно отметить, что у испытуемых детей в довольно большом объеме проявляется низкая самооценка, эмпатия развита в большей степени в средней шкале показателей.

Таблица 2

Показатели диагностического инструментария исследуемых экспериментальных

групп на констатирующем этапе

Экспериментальная группа Показатели диагностического инструментария Значение показателей

Высокое Среднее Низкое

МДОУ «Детский сад № 110» г. Магнитогорска (28 чел.) Уровень эмпатии испытуемых 8 28,6% 6 21,4%% 14 50%%

Уровень эмоциональной направленности 5 17,8%% 12 42,9%% 11 39,3%%

Уровень самооценки испытуемых 6 21,4%% 10 35,8%% 12 42,8%%

Родительский клуб «Дом»: гр. среднего и старшего дошкольного возраста (46 чел.) Уровень эмпатии испытуемых 14 30,4%% 17 36,9%% 15 32,7%%

Уровень эмоциональной направленности 12 26,1%% 21 45,6%% 13 28,3%%

Уровень самооценки испытуемых 10 21,7%% 20 43,5%% 16 34,8%%

МДОУ «Детский сад № 123 комбинированного вида»: гр. среднего и старшего дошкольного возраста (29 чел.) Уровень эмпатии испытуемых 9 31% 13 44,8% 7 24,2%

Уровень эмоциональной направленности 931% 12 41,4% 8 27,6%

Уровень эмпатии испытуемых 9 31°% 9 31% 11 38%

Логопед. doc: гр. среднего и старшего дошкольного возраста (36 чел.) Уровень эмоциональной направленности 15 41,7% 11 30,6% 10 27,8%

Уровень самооценки испытуемых 10 27,8% 13 36,1% 13 36,1%

Уровень эмпатии испытуемых 12 33,3% 16 44,4% 8 22,2%

После проведения программы развития эмоционального интеллекта «Сказочные эмоции» для детей дошкольного возраста, а также психолого-педагогического просвещения родителей было выявлено повышение общего уровня эмоционального интеллекта в группе за счет роста одного или нескольких показателей компонентов эмоционального интеллекта (см. табл. 3).

Таблица 3

Показатели диагностического инструментария исследуемых экспериментальных

групп на контрольном этапе

Экспериментальная группа Показатели диагностического инструментария Значение показателей

Высокое Среднее Низкое

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

МДОУ «Детский сад № 110» г. Магнитогорска (28 чел.) Уровень самооценки испытуемых 5 17,8% 2 17,5% 2 7,2%

Уровень эмпатии испытуемых 13 46,4% 10 35.7% 5 17,9%

Уровень эмоциональной направленности 10 35,7% 12 42.8% 6 21,4%

Родительский клуб «Дом»: гр. среднего и старшего дошкольного возраста (46 чел.) Уровень самооценки испытуемых 7 15,2% 31 67,4% 8 17,4%

Уровень эмпатии испытуемых 23 50% 18 39,4% 5 10,6%

Уровень эмоциональной направленности 20 43,5% 19 41,3% 7 15,2%

МДОУ «Детский сад № 123 комбинированного вида»: гр. среднего и старшего дошкольного возраста (29 чел.) Уровень самооценки испытуемых 5 17,3% 19 65,5% 5 17,3%

Уровень эмпатии испытуемых 18 62,1% 6 20,6% 5 17,3%

Уровень эмоциональной направленности 17 58,6% 7 24,1% 5 17,3%

Логопед. doc: гр. среднего и старшего дошкольного возраста (36 чел.) Уровень самооценки испытуемых 10 27,8% 20 55,5% 6 16,7%

Уровень эмпатии испытуемых 21 58,3% 7 19,4% 6 16,7%

Уровень эмоциональной направленности 19 52,8% 10 27% 7 19,4%

В таблице 4 представлены статистические различия по результатам диагностических данных двух этапов исследования: констатирующего и контрольного. Большая часть показателей х2эмп равно критическому значению или превышает его (х2005 =5.991

Х2001=9.21), что доказывает: расхождения между распределениями статистически достоверны. Анализируя данные после расчета по х2-критерия Пирсона, мы видим расхождение 1,01 - 12,035 по Х2005, что доказывает статистическую достоверность исследования. Наибольшая достоверность наблюдается в МДОУ «Детский сад № 110» и Родительский клуб «Дом». Наибольший показатель достоверности - уровень развития самооценки: 18,026 (МДОУ «Детский сад № 110»). Более низкая достоверность представлена в МДОУ «Детский сад № 123 комбинированного вида» ввиду, возможно, недостаточной выборки и невысоких результатах формирующего этапа. Показатель Х2эмп: МДОУ «Детский сад № 110» - 5,988; Родительский клуб «Дом» - 7,244; МДОУ «Детский сад № 123 комбинированного вида» - 5,692; Логопед. doc: - 8,223. Все показатели равны или превышают критические значения. Таким образом, общие данные подтверждают статистическую достоверность проведенного исследования, а также выдвинутую нами гипотезу об эффективности развития эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста средствами сказкотерапевтических методик.

Таблица 4

Таблица расчет показателей роста по х2-критерия Пирсона

Экспериментальная группа Показатели диагностического инструментария Х2 л эмп

МДОУ «Детский сад № 110» г. Магнитогорска (28 чел.) Уровень самооценки испытуемых 18,026

Уровень эмпатии испытуемых 5,988

Уровень эмоциональной направленности 4,182

Родительский клуб «Дом»: гр. среднего и старшего дошкольного возраста (46 чел.) Уровень самооценки испытуемых 8,548

Уровень эмпатии испытуемых 7,244

Уровень эмоциональной направленности 6,882

МДОУ «Детский сад № 123 комбинированного вида»: гр. среднего и старшего дошкольного возраста (29 чел.) Уровень самооценки испытуемых 3,602

Уровень эмпатии испытуемых 5,692

Уровень эмоциональной направленности 4,962

Логопед. doc: гр. среднего и старшего дошкольного возраста (36 чел.) Уровень самооценки испытуемых 5,612

Уровень эмпатии испытуемых 8,223

Уровень эмоциональной направленности 5,03

На основе анализа результатов контрольного экспериментального этапа можно сделать вывод, о стабилизации уровня самооценки детей, а также росте показателей эмпатии, что свидетельствует об эффективности использования представленной программы.

_Обсуждение результатов исследования

Резюмируя полученные данные необходимо сделать некоторые сравнения с результатами современных компетентных исследований, посвященных эмоциональному интеллекту дошкольников. Полученные нами данные перекликаются с работами М.А. Нгуена [17; 18], проводившего исследование в детских садах, где вторичная диагностика также показала повышение уровня и положительную динамику эмпа-тической направленности детей («у 10 из 25 дошкольников в Д/С ИПВДС - ф=4,84; р<0,01, у 11 из 26 в Д/С «Красная роза» - ф=5,1; р<0,01 и у 9 из 20 в Д/С 138 - ф=4,65;

р<0,01»), что подтверждает общую положительную направленность проведенного исследования. Критериями развития эмоционального интеллекта в исследованиях современных авторов могут выступать и другие показатели как, например, эмоциональная экспрессия или качественная наполненность эмоциональным словарем [20], что говорит о многомерности и неоднозначности исследуемого психолого-когнитивного механизма.

Обобщая результаты исследовательской деятельности, следует отметить, что для развития эмоционального интеллекта детей, создания доверительных и эмпатиче-ских взаимоотношений в семье, а также для обогащения эмоционально-благоприятной обстановки в дошкольной организации необходимо создание и соблюдение ряда следующих психолого-педагогических условий:

• регулярные целенаправленные занятия по формированию и развитию компонентов эмоционального интеллекта, которые можно проводить, начиная с младшего дошкольного возраста;

• эмоциональное развитие педагогов дошкольных организаций, которые будут не только являться примером детям, но и смогут разрешать конфликты детей на эмоциональном уровне без последующего нанесения психических травм детям и глубоких обид;

• активизация проведения и участия детей в коллективных мероприятиях, выступлениях, выставках, конференциях и конкурсах, которые позволят раскрывать коммуникативные навыки детей;

• проведение совместных психологических тренингов детей и родителей (законных представителей) по развитию эмоциональной открытости и терпимости;

• проведение мероприятий психолого-педагогического просвещения родителей (законных представителей) о системе эмоционального интеллекта, важности его развития и саморазвития у детей;

• методическое сопровождение педагогического планирования в ДОО с учетом включения сказочного материала и сказкотерапевтических мероприятий в различные формы образовательной деятельности;

• расширение читательского уголка в комнатах группы, создание благоприятной обстановки для чтения;

• создание развивающей предметно-пространственной среды, включающей дидактические материалы, посвященные эмоциям, эмоциональным состояниям и пр.

В связи с исследуемой проблемой актуализации применения сказочного материала в воспитательно-образовательном процессе, по нашему мнению, возможно и необходимо использование сказочного материала в разных видах деятельности дошкольников:

• непосредственная образовательная деятельность: образовательные занятия, творческие проекты, решение проблемных ситуаций, интерактивные занятия, дидактическая игра, драматизация;

• образовательная деятельность в режимных моментах: проблемные ситуации, беседы, сюжетно-ролевые игры, драматизации;

• самостоятельная деятельность детей: решение проблемных ситуаций, обращение к книгам, коллективное обсуждение книг, игровая творческая ситуация;

• внеурочная кружковая работа: психологические тренинги и упражнения, индивидуальное психологическое консультирование.

Необходимо осознавать важность развития эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста, эффективность его внедрения посредством использования сказочного материала. Однако, развитие эмоционального интеллекта - сложный и многоаспектный процесс, требующий соблюдения следующих принципов:

• всестороннее развитие: на эмоциональное развитие ребенка влияет дошкольная организация, семья, ближайшее и социальное окружение в целом, а также нравственная, возможно и идеологическая ситуация в стране;

• специальный тщательный отбор сказочного материала, а также целенаправленное обсуждение сказочных событий с ребенком;

• увеличение эмоциональной зрелости взрослого населения страны, повышение эмоционального интеллекта взрослых, контактирующих с ребенком;

• психолого-педагогическое просвещение с целью повышения педагогической компетентности родителей (законных представителей);

• целенаправленное психолого-педагогическое сопровождение родителей (законных представителей) с целью развития их эмоциональной зрелости;

• практическое воплощение актуальных технологий, методов и форм организации образовательного процесса в ДОО, новых подходов к оказанию социальных услуг в области образования на основе реальных пожеланий и запросов родителей.

Заключение

Проведенное исследование с апробированной программой развития эмоционального интеллекта дошкольников при использовании критерия хи-квадрат показало статистические различия по результатам диагностических данных констатирующего и контрольного этапов. Большая часть показателей х2эмп равно критическому значению или превышает его. Расхождения между распределениями статистически достоверны, что подтверждает эффективность развития эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста средствами художественных произведений и методов сказкотерапии.

Психолого-педагогическое просвещение родителей на основе проведенных консультаций позволило проинформировать родителей об особенностях эмоционального интеллекта их детей и также оказать положительное влияние на его развитие.

Таким образом, при решении задач развития эмоционального интеллекта старших дошкольников, целесообразно правомерно и эффективно использовать художественные произведения сказочных жанров, а также средства сказкотерапии, что в свою очередь, при правильно отобранных технологиях, приведет к развитию всех компонентов эмоционального интеллекта дошкольников: эмпатии, осознания собственных эмоций и эмоций окружающих, толерантности, а также навыков разрешения конфликтных ситуаций.

Современный социальный заказ общества заключается в предъявлении таких требований к личности как креативность, творчество мысли, неконфликтность, лабильность, умение коммуницировать и эффективно взаимодействовать с окружением. Для развития этих качеств необходимо понимать эмоции другого, а также априори развивать свои, уметь их контролировать и быть эмпатичным по отношению к другим. Важно осознавать, что закладывать эмоциональные знания и умения в ребенке необ-

ходимо уже с раннего возраста. Данный возраст отличается сензитивностью речевого развития, повышенным интересом к сказкам и историям. Представленные факты подтверждают педагогическую целесообразность развития эмоционального интеллекта дошкольников посредством художественных произведений сказочных жанров.

Вышеизложенное исследование можно рассматривать как пути оптимизации использования и развития эмоционального интеллекта детей в дошкольных образовательных организациях.

_Благодарности

Авторы статьи выражают глубокую благодарность ректорату ФГБОУ ВО «МГТУ им. Г.И. Носова», дирекции Института гуманитарного образования, руководителям образовательных организаций, предоставивших возможность проведения исследования, надеются на полезность выводов проведенного исследования в практическом применении и готовы к дальнейшему обсуждению поставленных проблем.

ЛИТЕРАТУРА

1. Stepanova N.A., Sannikova L.N., Levshina N.I., Yurevich S.N., Chernobrovkin V.A. Parental evaluation of preschool education quality: is it a problem or an opportunity? Man in India, 2017, vol. 97, no. 5, pp. 171-185.

2. Goleman D. Emotional intelligence. N.Y. Bantam Books, 1995. 352 p.

3. Гоулман Д.Г. Эмоциональный интеллект. Почему он может значить больше, чем IQ; пер. с англ. А.П. Исаевой. М.: Изд-во: Манн, Иванов и Фербер, 2020. 544 с.

4. Goleman D. Emotional intelligence. N.Y. Bantam Books, 1995. 352 p.

5. Guilford J.P. The nature of human intelligence. N.Y., 1967. 538 р.

6. Salovey P., Mayer J.D. Emotional intelligence // Imagination, Cognit. Pers. 1990. Vol. 9. P. 185-211.

7. Mayer J.D., Di Paolo M., Salovey P. Perceiving affective content in ambiguous visual stimuli: a component of emotional intelligence // J. Pers. Assess. 1990. Vol. 54, № 3/4. P. 772-781.

8. Mayer J.D. A feld guide to emotional intelligence // Emotional intelligence in every day life / I. V. Ciarrochi, J. P. Forgas, J. D. Mayer (eds). Philadelphia, 2001. P. 3-24.

9. Mayer J.D. The intelligence of emotional intelligence / J.D. Mayer, P.Salovey // Intelligence 1993. 17(4). рр. 433-442.

10. Андреева И.Н. Концептуальное поле понятия «эмоциональный интеллект» // Вопросы психологии. 2009. № 4. С. 131.

11. Андреева И.Н. О становлении понятия «эмоциональный интеллект» // Вопросы психологии. 2015. № 5. С. 83.

12. Андреева И.Н. Современные представления об эмоциональном интеллекте и его месте в структуре личности // Журнал белорусского государственного университета. Философия. Психология. 2017. № 2. С.104-109. URL: https://andreeva.by/sovremennye-predstavleniya-ob-emocionalnom-intellekte-i-ego-meste-v-strukture-lichnosti. html (дата обращения 04.04.2021).

13. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. СПб.: Изд-во «Перспектива», 2020. 125 с.

14. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. СПб.: Изд-во «Перспектива», 2018. 224 с.

15. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии СПб: Издательство «Питер», 2019. 713 с. URL: http://rubinstein-society.ru/engine/documents/document51.pdf (дата обращения 04.04.2021).

16. Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. 4-е изд., испр. и доп. М.: Смысл, 2019, 860 с. URL: https://lib.uni-dubna.ru/search/files/psy_leo_psy_smisla/1.pdf (дата обращения 04.04.2021).

17. Нгуен М.А. Развитие эмоционального интеллекта // Ребёнок в детском саду. 2007. № 5. С. 80-87.

18. Нгуен М.А. Психологические особенности формирования эмоционального интеллекта старших дошкольников // Психологический журнал Международного университета природы, общества и человека «Дубна», 2009. №1. URL: https://www.researchgate.net/publication/303374144_Psihologiceskie_osobennosti_formirovania_ emocionalnogo_intellekta_starsih_doskolnikov (дата обращения 15.04.2021).

19. Куцева Е.В., Лужбина Н.А. Эмоциональный интеллект детей старшего дошкольного возраста // Труды молодых ученых Алтайского государственного университета. 2013. № 10. С. 366-368.

20. Куракина А.О. Эмоциональный интеллект дошкольника: структура, условия и механизмы развития : монография ; М-во образования и ... Науч.-информ. издательский центр "Ин-т стратегических исслед." М., 2015. 113 с.

21. Mazurkiewicz J. Wstep do psychofizijologii normalnej. Warszawa : PZWL, 1950. Т. 1. 379 р.

22. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Волшебный источник творчества // Вестн. психосоциал. и коррекц.-реабилитац. работы. 1997. № 3. С. 15-26.

REFERENCES

1. Stepanova N.A., Sannikova L.N., Levshina N.I., Yurevich S.N., Chernobrovkin V.A. Parental evaluation of preschool education quality: is it a problem or an opportunity? Man in India, 2017, vol. 97, no. 5, pp. 171-185.

2. Goleman D. Emotional intelligence. N.Y. Bantam Books, 1995. 352 p.

3. Goleman D.G. Emotional intelligence. Why it can mean more than IQ / Daniel Goleman; translated from English by A. P. Isaeva. Moscow, Publishing house: Mann, Ivanov and Ferber, 2020. 544 p. (in Russ.)

4. Goleman D. Emotional intelligence. N.Y. Bantam Books, 1995. 352 p.

5. Guilford J.P. The nature of human intelligence. N.Y., 1967. 538 p.

6. Salovey P., Mayer J.D. Emotional intelligence. Imagination, Cognit. Pers. 1990, vol. 9. p. 185-211.

7. Mayer J.D., Di Paolo M., Salovey P. Perceiving affective content in ambiguous visual stimuli: a component of emotional intelligence. J. Pers. Assess., 1990, vol. 54, no. 3/4. pp. 772-781.

8. Mayer J.D. A feld guide to emotional intelligence / Emotional intelligence in every day life / I. V. Ciarrochi, J. P. Forgas, J. D. Mayer (eds). Philadelphia, 2001. pp. 3-24.

9. Mayer J.D. The intelligence of emotional intelligence / J. D. Mayer, P. Salovey. Intelligence, 1993, no. 17(4). pp. 433442.

10. Andreeva I. N. The conceptual field of the concept of "emotional intelligence". Voprosy psykhologii, 2009, no. 4. p. 131. (in Russ.)

11. Andreeva I.N. On the formation of the concept of "emotional intelligence". Voprosy psykhologii, 2015, no. 5, p. 83. (in Russ.)

12. Andreeva I.N. Modern ideas about emotional intelligence and its place in the structure of personality. Journal of the Belarusian State University. Philosophy. Psychology, 2017, no. 2. pp. 104-109. Available at: https://andreeva.by/ sovremennye-predstavleniya-ob-emocionalnom-intellekte-i-ego-meste-v-strukture-lichnosti.html (accessed 4 April 2021). (in Russ.)

13. Vygotsky L.S. Imagination and creativity in childhood. Saint-Petersburg, Perspektiva Publishing House, 2020. 125 p. (in Russ.)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

14. Vygotsky L.S. Voprosy detskoy psikhologii. Saint-Petersburg, Perspektiva Publ., 2018. 224 p. (in Russ.)

15. Rubinshtein S.L. Fundamentals of general psychology St. Petersburg: Publishing House "Peter", 2019. 713 p. Available at: http://rubinstein-society.ru/engine/documents/document51.pdf (accessed 20 April 2021). (in Russ.)

16. Leontiev D.A. Psychology of meaning: nature, structure and dynamics of semantic reality. Moscow, Smysl Publ., 2019, 860 p. Available at: https://lib.uni-dubna.ru/search/files/psy_leo_psy_smisla/1.pdf (accessed 20 April 2021).

17. Nguyen M.A. Development of emotional intelligence. Child in kindergarten, 2007, no. 5. pp. 80-87. (in Russ.)

18. Nguyen M.A. Psychological features of the formation of emotional intelligence of senior preschoolers. Psychological Journal of the International University of Nature, Society and Man "Dubna", 2009, no. 1. Available at: https://www. researchgate.net/publication/303374144_Psihologiceskie_osobennosti_formirovania_emocionalnogo_intellekta_ starsih_doskolnikov (accessed 15 April 2021).

19. Kutseva E.V., Luzhbina N.A. Emotional intelligence of children of senior preschool age. Trudy molodykh uchenykh Altayskogo gosudarstvennogo universiteta, 2013, no. 10. pp. 366-368. (in Russ.)

20. Kurakina A.O. Emotional intelligence of a preschool child: structure, conditions and mechanisms of development: monograph; Inform. Publishing Center "Institute of Strategic Studies". Moscow, 2015. 113 p. (in Russ.)

21. Mazurkiewicz J. Wstep do psychofizijologii normalnej. Warszawa, PZWL, 1950, vol. 1. 379 p.

22. Zinkevich-Evstigneeva T.D. The magic source of creativity. Vestn. psychosocial. and correction-rehabilitation. works. 1997, no. 3. pp. 15-26. (in Russ.)

Perspectives of Science & Education. 2021, Vol. 52, No. 4

Информация об авторах Information about the authors

Чернобровкин Владимир Александрович Vladimir A. Chernobrovkin

(Россия, г. Магнитогорск) (Russia, Magnitogorsk)

Доцент, кандидат философских наук, доцент кафедры Associate Professor, PhD in Philosophy,

дошкольного и специального образования Associate Professor of the Department of Preschool and

ФГБОУ ВО «Магнитогорский государственный Special Education

технический университет им. Г.И. Носова» Nosov Magnitogorsk State Technical University

E-mail: [email protected] E-mail: [email protected]

ORCID ID: 0000-0001-8381-7160 ORCID ID: 0000-0001-8381-7160

SCOPUS ID: 57194392897 Scopus ID:57194392897

Тупикина Диана Валерьевна Diana V. Tupikina

(Россия, г. Магнитогорск) (Russia, Magnitogorsk)

Магистрант направления подготовки «Управление Master's degree in the field of training "Management of

дошкольным образованием», институт preschool education"

гуманитарного образования Institute of Humanities

ФГБОУ ВО «Магнитогорский государственный Nosov Magnitogorsk State Technical University

технический университет им. Г.И. Носова» E-mail: [email protected]

E-mail: [email protected]

Ekaterina A. Pavlyuchenko

Павлюченко Екатерина Александровна (Russia, Magnitogorsk)

(Россия, г. Магнитогорск) Head of the municipal preschool educational institution

Заведующий муниципального дошкольного "Kindergarten No. 123 of the combined type" of

образовательного учреждения «Детский сад № Magnitogorsk,

123 комбинированного вида» г. Магнитогорска, Master's degree in the field of training "Management of

магистрант направления подготовки «Управление preschool education"

дошкольным образованием», институт Institute of Humanities

гуманитарного образования Nosov Magnitogorsk State Technical University

ФГБОУ ВО «Магнитогорский государственный E-mail: [email protected]

технический университет им. Г.И. Носова»

E-mail: [email protected] Yulia V. Karlova

(Russia, Magnitogorsk)

Карлова Юлия Вадимовна Bachelor's degree in the field of training "Teacher

(Россия, г. Магнитогорск) education with two training profiles"

Бакалавр направления подготовки «Педагогическое Nosov Magnitogorsk State Technical University

образование с двумя профилями подготовки», E-mail: [email protected]

институт гуманитарного образования

ФГБОУ ВО «Магнитогорский государственный Ekaterina V. Yakovleva

технический университет им. Г.И. Носова» (Russia, Magnitogorsk)

E-mail: [email protected] Head of the municipal preschool educational institution

"Kindergarten No. 110" of Magnitogorsk

Яковлева Екатерина Викторовна E-mail: [email protected]

(Россия, г. Магнитогорск)

Заведующий муниципального дошкольного

образовательного учреждения «Детский сад № 110»

г. Магнитогорска

E-mail: [email protected]

З42

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.