Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ-БИЛИНГВОВ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА'

РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ-БИЛИНГВОВ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
308
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММУНИКАТИВНЫЕ УМЕНИЯ / ОБЩЕНИЕ / КОМПЕТЕНЦИИ / ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ / ЭМОЦИИ / ДЕТИ-БИЛИНГВЫ / МЛАДШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Князева С.И., Карамчаков А.Н.

в период обучения в начальной школе очень остро ставится вопрос о том, как образуются коммуникативные умения при этом то и дело нуждаются в постоянном развитии. При подведении итогов обучения, так же при взаимодействии обучающихся в обществе и при развитии личности в целом, еще и рассматривается то, как формируются коммуникативные умения. В процессе того учащиеся общаются, как во время уроков, так и во внеурочное время, они быстрее улучшают свои коммуникативные умения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Князева С.И., Карамчаков А.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF EMOTIONAL INTELLIGENCE AS A CONDITION FOR THE FORMATION OF COMMUNICATION SKILLS IN BILINGUAL CHILDREN OF PRIMARY SCHOOL AGE

in the period of learning in the elementary school the question of how to form communicative skills is very acute and at the same time it needs constant development. When summing up the results of learning, as well as in the interaction of students in society and the development of personality in general, it is also considered how the communicative skills are formed. In the process of how students communicate, both during lessons and during extracurricular time, they improve their communicative skills faster.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ-БИЛИНГВОВ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА КАК

УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ

УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ-БИЛИНГВОВ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО

ВОЗРАСТА

1 2 Князева С.И. , Карамчаков А.Н.

Email: Knyazeva6121 @scientifictext.ru

1Князева Светлана Ивановна - учитель начальных классов, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа № 1, г. Черногорск, магистрант,

кафедра педагогики и методики начального образования; 2Карамчаков Андрей Николаевич - кандидат педагогических наук, доцент, институт непрерывного педагогического образования, Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова, г. Абакан

Аннотация: в период обучения в начальной школе очень остро ставится вопрос о том, как образуются коммуникативные умения при этом то и дело нуждаются в постоянном развитии. При подведении итогов обучения, так же при взаимодействии обучающихся в обществе и при развитии личности в целом, еще и рассматривается то, как формируются коммуникативные умения. В процессе того учащиеся общаются, как во время уроков, так и во внеурочное время, они быстрее улучшают свои коммуникативные умения.

Ключевые слова: коммуникативные умения, общение, компетенции, эмоциональный интеллект, эмоции, дети-билингвы, младший школьный возраст.

DEVELOPMENT OF EMOTIONAL INTELLIGENCE AS A CONDITION FOR THE FORMATION OF COMMUNICATION SKILLS IN BILINGUAL CHILDREN OF PRIMARY SCHOOL AGE Knyazeva S.I.1, Karamchakov A.N.2

1Knyazeva Svetlana Ivanovna - elementary school Teacher, MUNICIPAL BUDGETARY EDUCATIONAL INSTITUTION SECONDARY SCHOOL № 1,

CHERNOGORSK, graduate Student,

DEPARTMENT OF PEDAGOGY AND METHODOLOGY OF ELEMENTARY EDUCATION; 2Karamchakov Andrey Nikolaevich - Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, INSTITUTE FOR CONTINUOUS PEDAGOGICAL EDUCATION, KHAKASS STATE UNIVERSITY NAMED AFTER N.F. KATANOV, ABAKAN

Abstract: in the period of learning in the elementary school the question of how to form communicative skills is very acute and at the same time it needs constant development. When summing up the results of learning, as well as in the interaction of students in society and the development of personality in general, it is also considered how the communicative skills are formed. In the process of how students communicate, both during lessons and during extracurricular time, they improve their communicative skills faster. Keywords: communicative skills, communication, competences, emotional intelligence, emotions, bilingual children, elementary school age.

УДК 159.9:37.015.32

При подведении итогов обучения, так же при взаимодействии обучающих в обществе и при развитии личности в целом, еще и рассматривается то, как формируются коммуникативные умения. В процессе того учащиеся общаются, как во время уроков, так и во внеурочное время, они быстрее улучшают свои коммуникативные умения.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования рекомендует сформировать коммуникативные универсальные учебные действия для лучшей адаптации ребенка в современном социуме. Изучением сформированности коммуникативных умений младших школьников занимались многие исследователи, в течение последних десятилетий, среди них можно отметить А.Г. Антонову, Е.А. Архипову, О.А. Веселкова, Ю.В. Касаткина, Р.В. Овчарова и др.

Для успешного развития социальной компетенции важным фактором является коммуникативные умения. Они помогают лучше понять роли и позиции собеседника при общении; расширяют возможности понимания собеседника при диалоге; развивают способности к коллективной деятельности как со сверстниками, так и со взрослыми; формируют активное слушание, что способствует возникновению чувства приобщения к группе.

В процессе общения, когда ребенок учится самоконтролю в эмоциональном плане, может сдерживать свои чувства, так же понимает, какие именно чувства он испытывает, т.е. обладает высоким уровнем эмоционального интеллекта, в итоге способствует более успешной адаптации.

Когда ребенок рождается, у него появляется множество эмоций. Они могут испытывать огромный спектр чувств и эмоций, таких как счастье, радость или же наоборот тревогу, грусть, страх и т.д. В итоге дети формируют эмоциональную область их человеческой жизни. Дети остро переживают свои эмоции, потому что через них они получают информацию их состоянии или о состоянии другого человека. Позитивные эмоции способствую ощущению безопасности и спокойствия. Негативные эмоции передают прямо противоположные ощущения, ребенок понимает, что что-то не так.

Эмоциональный интеллект является одним из компонентов успешной коммуникации и развивается только в ее процессе.

Когда мы рассматривали формирование коммуникативных универсальных учебных действий среди школьников младшего школьного возраста с хакасско-русским билингвизмом, мы обратили внимание, что данные обучающие имеют устойчивые трудности в обучении. И при наблюдении за ними в ситуации коммуникации, у этих обучающиеся было отмечено, что они владеют устной формой русской речи, но с затруднениями. Их трудности связанны с проблемами употреблением языковых средств общения и в недостаточном психо-речевом развитии. Мы можем сказать данная проблема, связанная с трудностями формирования коммуникативных УУД в младшем школьном возрасте для билингвальных образовательных условий не достаточно изучена и достаточно актуальна для современной системы образования, особенно в Республики Хакасия.

Для правильного работы эмоционального интеллекта требуется три механизма: «1) фасилитация и ингибиция потока эмоциональной информации (т.е. управление эмоциями); 2) эмоциональность; 3) специализированные центральные механизмы» [2].

Авторы оригинальной концепции Дж. Майера, П. Сэловея, Д. Карузо, представляли эмоциональный интеллект «.. .эмоциональный интеллект - это группа ментальных способностей, которые способствуют осознанию и пониманию собственных эмоций и эмоций окружающих» [22, с. 13]. Подструктурой социального интеллекта подразумевает эмоциональный интеллект, в котором развиваются умения

наблюдать за своими эмоциями и узнавать эмоции другого человека, так же умение использование эмоций для управления мышлением и своими действиями.

Люди, владеющие двумя языками, т.е. билингвы, являются большой частью населения земли. Они лучше управляют сложными когнитивными функциями, например: памятью, мышлением и владеют лингвистическим преимуществом. Именно такой вывод сделал психолог Эллен Биалистоки ее коллеги из университета Йорка в Торонто после того, как протестировали 450 пациентов с диагнозами «болезнь Альцгеймера» и «старческая деменция». Половина этих пациентов говорили на двух языках, а остальные владели только родным [1].

Пациенты, над которыми проводились исследования, имели одни и те же нарушения когнитивных функций, однако были пациенты, которые владели двумя языками, у которых нарушения когнитивных функций были диагностированы позже на 4 года и их мозг был поврежден в меньшей степени.

Таким образом, из данного исследования следует, что человек, владеющий двумя языками, в меньшей степени подвержен нарушениям мозга, так как он использует определенные участки мозга и больше их тренирует. Возьмем, к примеру, префронтальная кора головного мозга, которая отвечает за концентрацию внимания, формированию суждений, планирование и понимание ситуаций. И хорошим стимулом для тренировки префронтальной коры является билингвизм, потому что билингвы постоянно переключаются с одного языка на второй, для правильной сортировки и употребления слов. А так же для дальнейшей тренировки мозга и повышение гибкости мышления, можно продолжить изучение третьего языка, при этом и память становится более объёмной и прочной, и конечно ассоциативность. Особенно важна ассоциативность, ведь она основа любого творчества.

Билингвы владеют знаниями о языковых оттенках, что позволяет им понимать чуть больше, чем монолингвы, это говорит о том, что билингвы лучше рефлексируют, эмоциональная жизнь протекает ярче. Даже не смотря на емкость и выразительность русского языка, в других языках есть больше слов для описания некоторых чувств.

В заключение можно сказать, что дети, владеющие двумя языками, воспитываются труднее, но среди опрошенных родителей не было тех, кто жалел бы о своем решении. В младшем школьном возрасте ребенку проще выучить второй язык, но после достижения ребенком пубертатного возраста ребенку гораздо сложнее, потому что в это время он утрачивает способность говорить на двух языках как носители языка, не переводя в голове, а переключаясь с одного языка на другой.

Также если человек перестает социализироваться в обществе, т.е. общаться, соответственно замедляется развитие и самого общества, в котором он находился, перестает существовать. И таким образом, важным фактором становится развитие коммуникативных умений.

Коммуникативные умения - это способность и готовность вступить в общение, использовать речевое взаимодействие с другими людьми и понимать их. Так же при взаимодействии осознанно выбирать языковые средства для конкретной ситуации и создавать собственные связные высказывания.

На основании всего вышеуказанного можно прийти к выводу, что в целом система работы с детьми младшего школьного возраста мало изучена и требует дальнейшей и целенаправленной работы по изучению и выявлению уровня формирования коммуникативных умений у детей-билингвов младшего школьного возраста на основе развития эмоционального интеллекта.

Формирование коммуникативных умений у детей-билингвов младшего школьного возраста на основе развития эмоционального интеллекта будет успешным, если учитель начальных классов учитывает уровень сформированности коммуникативных умений учащихся; знакомит с эмоциями человека и их ролью в общении; применяет комплекс упражнений на распознавание и учет эмоций собеседников при общении; формирует у учащихся умение выражать свои эмоции для установления и

поддержания доброжелательных отношений с окружающими, было проведено опытно-экспериментальное исследование, целью которого являлось формирование коммуникативных умений у детей-билингвов младшего школьного возраста на основе развития эмоционального интеллекта.

В процессе опытно-экспериментальной работы мы выявили уровень сформированности коммуникативных умений учащихся.

В исследовании участвовали обучающиеся в возрасте 8-9 лет, экспериментальная группа составила 20 человек, контрольная - 20 детей.

Экспериментальное исследование осуществлялось в сроки с 16.03.2020 г. по 20.11.2021 г.

Контрольный этап, позволил подвести итог работе, что для формирования коммуникативных умений у детей-билингвов младшего школьного возраста требуется развитие эмоционального интеллекта.

Для разрешения поставленных задач, на констатирующем этапе исследования была проведена педагогическая диагностика, в ходе которой были использованы методики: ««Словарь эмоций» и «Тест лицевой экспрессии» Е.С. Ивановой.

Задача данных методик состояла в том, что бы выявить количество эмоций, которые может назвать ребенок и сколько может описать эмоций, которые испытывают герои, изображены в таблице 1.

Таблица 1. Уровни развития эмоционального интеллекта как условие формирования коммуникативных умений у детей-билингвов младшего школьного возраста (методики «Словарь эмоций» и «Тест лицевой экспрессии» Е.С. Ивановой)

Учащиеся Уровни эмоционального интеллекта

Высокий Средний Низкий

Кол- Кол- Кол-

во % во % во %

детей детей детей

Экспериментальный класс 11 55 6 30 3 15

Контрольный класс 9 45 7 35 4 20

Данные таблицы представлены в гистограмме на рисунке 1:

Экспериментальный Контрольный класс

класс

Рис. 1. Уровни развития эмоционального интеллекта как условие формирования коммуникативных умений у детей-билингвов младшего школьного возраста (методики ««Словарь эмоций» и «Тест лицевой экспрессии» Е.С. Ивановой)

Результаты дидактической игры у младших школьников экспериментальной и контрольной групп показали, что уровень развития эмоционального интеллекта у детей - билингвов младшего школьного возраста различается незначительно. Низкий и высокий уровни в контрольном классе выше на 10%, чем в экспериментальной группе.

Далее была проведена диагностика уровней коммуникативных умений у детей-билингвов младшего школьного возраста по методике Г.А. Цукермана «Кто прав?» адаптированная к младшему школьному возрасту, методика «Рукавички».

Задачи данных методик заключалась в том, что бы выявить уровень сформированности действий, направленных на учет позиции собеседника, на выявление умения сотрудничать друг с другом.

Таблица 2. Уровни развития эмоционального интеллекта как условие формирования коммуникативных умений у детей-билингвов младшего школьного возраста (методики адаптированная к младшему школьному возрасту методика «Кто прав?», «Рукавички» Г.А.

Цукерман)

Учащиеся Уровни развития эмоционального интеллекта

4 уровень (высокий) 3 уровень (средний) 1 уровень (низкий)

Кол-во детей % Кол-во детей % Кол-во детей %

Экспериментальный класс 11 55 7 35 2 15

Контрольный класс 9 45 7 35 4 25

Показатели таблицы представлены в гистограмме на рисунке 2.

Рис. 2. Уровни развития эмоционального интеллекта как условие формирования коммуникативных умений у детей - билингвов младшего школьного возраста (методики адаптированная к младшему школьному возрасту методика «Кто прав?», «Рукавички» Г.А.

Цукерман)

Результаты исследования младших школьников показали, что уровень развития коммуникативных умений у детей-билингвов младшего школьного возраста в классах следующие показатели:1 (высокого) уровня в контрольном классе на 10% выше, чем в экспериментальном. Показатели 2 уровня в обоих классах были одинаковы.

В результате анализа полученных данных можно видеть, что количество детей с высоким уровнем развития коммуникативных умений у детей-билингвов младшего школьного возраста в обоих классах несколько ниже, в сравнении с показателями низкого уровня. Из этого следует, что есть необходимость проводить работу с целью повышения уровней, потому что большинство обучающихся показали средний и низкий уровни.

Немаловажное место в процессе становления личности занимает работа по развитию у учащихся-билингвов в начальной школе коммуникативных умений.

Изучив и проанализировав психолого-педагогическую и методическую литературу, мы пришли к выводу, что с одной стороны, коммуникация трактуется как понятие более широкое, чем общение, и в то же время она является (согласно определению) составляющей процесса общения. С другой стороны, если «коммуникация» определяется как понятие, близкое к «общению», следовательно, оно не сводится только к процессу передачи информации. Кроме того, мы считаем невозможным осуществление данного процесса вне организации взаимодействия, восприятия и понимания партнерами друг друга. Поэтому более правомерным, на наш взгляд, будет считать понятия «общение» и «коммуникация» идентичными.

Организовать свои взаимоотношения с людьми не так просто, не у всех это получается. Нередко говорят, что общение - это искусство, которому нужно учиться. Важнейшим требованием к общению выступает соблюдение такта и сопереживания. Понять состояние человека, его переживания не просто. Для этого нужно присматриваться к окружающим, понимать их по отдельным поступкам, жестам, высказываниям, по их интонации, выражению лица.

Не обладая достаточным жизненным опытом, младшие школьники обязательно сталкиваются с чем-то неизвестным, неожиданным для себя. Сложные ситуации играют особую роль в жизни ребенка, давая ему возможность испытывать свои способности, что в одних случаях будет успешным, а в других послужит причиной для гнева и разочарований.

Здесь особую роль приобретает эмоциональный интеллект, он становится своеобразным «регулятором эмоциональной жизни ребенка, закрепляет нужную ему эмоциональную информацию и отсеивает ненужную».

Список литературы /References

1. Андреева Г.М. Социальная психология: учебник для высших учебных заведений / Г.М. Андреева. М.: Аспект Пресс, 2017. 363 с.

2. БодалевА.А. Личность и общение. / А.А. Бодалев. М., 1983. 356 с.

3. Епишина Л.В. Педагогические аспекты развития коммуникативных свойств личности / Л.В. Епишина // «Начальная школа». № 11, 2008. 12-14 с.

4. Полуэктова Н.М. Психодиагностика и формирование коммуникативных качеств личности / Н.М. Полуэктова, Н.В. Яковлева. Л., 1989. 97 с.

5. Шкуричева Н.А. Взаимодействие младших школьников как средство развития коммуникативной компетентности / Н.А. Шкуричева // Начальная школа + до и после. № 12., 2012. 5-9 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.