Научная статья на тему 'Развитие эмоционально-благоприятного настроения младших школьников средствами арт-терапии'

Развитие эмоционально-благоприятного настроения младших школьников средствами арт-терапии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
965
125
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЛАДШИЙ ШКОЛЬНИК / ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ СФЕРА / НАСТРОЕНИЕ / ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ / АРТ-ТЕРАПИЯ / РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА / JUNIOR SCHOOLCHILD / EMOTIONAL SPHERE / MOOD / EMOTIONAL WELL-BEING / ART THERAPY / DEVELOPMENTAL PROGRAM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Варданян Юлия Владимировна, Фомина Надежда Витальевна

В статье раскрываются проблемы исследования и развития эмоционально-благоприятного настроения младших школьников средствами арт-терапии. Приводятся данные теоретического анализа проблемы, характеристика основных этапов и полученных результатов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF EMOTIONALLY FAVORABLE MOOD OF JUNIOR SCHOOLCHILDREN BY MEANS OF ART THERAPY

The paper reveals the problems of study and development of emotionally favorable mood of junior schoolchildren by means of art therapy. The data of theoretical analysis of the problem, the characteristics of the main stages and the results obtained during the study are given.

Текст научной работы на тему «Развитие эмоционально-благоприятного настроения младших школьников средствами арт-терапии»

обобщающим (ожидание успеха становится постепенно устойчивой потребностью). Стремление к успеху есть способ преодоления неуспеха13.

Социально-педагогическая поддержка по ресоциализации подростков в условиях социального приюта представляет собой систему деятельности социального педагога (педагога-воспитателя, психолога), направленной на организацию взаимодействия всех участников педагогического процесса и социальной среды с целью оказания ребятам адресной превентивной и оперативной социально-психолого-педагогической помощи в предупреждении и преодолении в процессе жизнедеятельности различного рода препятствий.

Содержание деятельности социального педагога (педагога-воспитателя, психолога) по социально-педагогической поддержке подростков в условиях интернатных учреждений определяется в соответствии со степенью удовлетворения социальных потребностей и уровнем сложности препятствий подростков и включает следующие компоненты: социально-профилактический, охранно-защитный, коммуникативный, коррекционный, координационно-организационный; консультирование, стимулирование, профилактику.

Выводы. Подводя итоги нашей статьи, можно сделать следующий вывод: эффективность социально-педагогического сопровождения ресоциализации подростков в условиях интернатных учреждений обеспечивается при соблюдении теоретически обоснованных социально-педагогических условий:

-обеспечение повышения теоретического и методического уровней готовности социальных работников к приобщению подростков к утраченным социальным ценностям;

-оказание комплексного социально-педагогического сопровождения, выступающего как обязательное условие системной ресоциализации подростков к жизни в социуме на основе системного, деятельностного, интегрированного и рефлексивного подходов;

-создание высокого нравственного, социально-психологического климата в воспитательном (образовательном) учреждении и семье, способствующего закреплению ответственного отношения к социальным ценностям и опыту общения, поведению и жизнедеятельности;

-обеспечение интеграции воспитательных сил интернатных учреждений;

-осуществлении индивидуального и дифференцированного подхода к воспитанникам в процессе их поэтапной ресоциализации.

Литература:

1. Анохина Т.В. Педагогическая поддержка как реальность современного образования // Классный руководитель. - 2000. - № 3 - С. 63-81.

2. Белкин А.С. Ситуация успеха. Как ее создать: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1991. - 176 с.

3. Белкин А.С. Ситуация успеха. Как ее создать: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1991. - 176 с.

4. Кулишов В.В. Педагогическая поддержка самоактуализации личности старшеклассников: Дисс... канд.пед.наук. - Краснодар, 2000. - 175 с.

5. Целуйко, В.М. Психология неблагополучной семьи. / В.М. Целуйко // - М.: ВЛАДОС, 2004. - 272 с.

6. Шульга, Т.И. Работа с неблагополучной семьей: Пособие по курсу «Семьеведение». / Т.И. Шульга // -М.: Дрофа. 2005. - 254 с.

7. Юсфин, С.М., Коваленко, Е.Г. Договор как стратегия педагогической поддержки ребенка // Классный руководитель. - 2000. - № 3. - С. 117-122.

8. Юсупова Х.Г. Социально-педагогические компоненты ресоциализации подростков // Казанская наука. - 2014. - № 3 - С. 264-266.

9. Якиманская, И.С. Педагогическая поддержка с точки зрения психолога // Воспитание и педагогическая поддержка детей вобразовании. Материалы всероссийской конференции. - М.: УВЦ «Инноватор», 1996. - С. 37-40.

10. Ясвин, В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. / В.А. Ясвин // - М.: Смысл, 2001. - 402 с.

Психология

УДК 159.9-053.5(045)

доктор педагогических наук, профессор Варданян Юлия Владимировна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Мордовский государственный педагогический институт имени М. E. Евсевьева» (г. Саранск); магистрант направления Психолого-педагогическое образование Фомина Надежда Витальевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Мордовский государственный педагогический институт имени М. E. Евсевьева» (г. Саранск)

РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНО-БЛАГОПРИЯТНОГО НАСТРОЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

СРЕДСТВАМИ АРТ-ТЕРАПИИ

Аннотация. В статье раскрываются проблемы исследования и развития эмоционально-благоприятного настроения младших школьников средствами арт-терапии. Приводятся данные теоретического анализа проблемы, характеристика основных этапов и полученных результатов.

Ключевые слова: младший школьник, эмоциональная сфера, настроение, эмоциональное благополучие, арт-терапия, развивающая программа.

Annоtation. The paper reveals the problems of study and development of emotionally favorable mood of junior schoolchildren by means of art therapy. The data of theoretical analysis of the problem, the characteristics of the main stages and the results obtained during the study are given.

Keywords: junior schoolchild, emotional sphere, mood, emotional well-being, art therapy, developmental program.

Введение. В настоящее время увеличивается количество детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью, тревожностью. Эти эмоциональные нарушения мешают становлению гармонически развитой личности. Кроме того, от нормально развитой

13 Белкин А.С. Ситуация успеха. Как ее создать: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1991. - 176 с.

эмоциональной сферы во многом зависит психическое самочувствие младших школьников, возможность выстраивать и поддерживать позитивные отношения с другими субъектами образовательного процесса.

Поэтому при разработке новейших образовательных стандартов и проектов особенный интерес вызывает возможность формирования условий образовательной среды, которые содействуют развитию психически здоровой и эмоционально благополучной личности. Неблагоприятное эмоциональное настроение негативно влияет на психическое здоровье детей, а также ограничивает их социальные возможности. Эти проблемы были предметом исследования в работах М. Э. Вайнер [1], Ю. В. Варданян [2], Т. И. Куликовой и З. Н. Нгуен [7], Н. В. Фоминой [13] и др.

В последние годы практическая психология наряду с развитием собственного инструментария активно использует возможности разных видов искусства и за этот счет обогащается новыми средствами эффективной работы с учащимися. Так, в исследовании Ю. В. Варданян и О. В. Тарасовой [3] разработана этнопсихологическая основа развития креативности учащихся средствами изобразительного искусства. Ведется активный поиск путей решения психологических проблем таким быстро набирающим популярность направлением, как арт-терапия (М. В. Киселева [4], Э. Крамер [6], Л. Д. Лебедева [8], Д. А. Рубин [12]). Однако развивающий и психотерапевтический потенциал арт-терапии в обеспечении эмоционально-благоприятного настроения младших школьников при всей его очевидности используется в практике педагога-психолога недостаточно. Усиливающееся противоречие между необходимостью развития эмоционально-благоприятного настроения младших школьников и отсутствием обоснованных научных представлений о возможности применения для этого психотерапевтического потенциала арт-терапии делают эту тему особенно актуальной.

Изложение основного материала статьи. Под эмоционально-благоприятным настроением следует понимать определенное устойчивое для временного отрезка эмоциональное состояние человека, которое связано с его переживаниями и деятельностью, выражено положительными эмоциями (благоприятным эмоциональным фоном), создающими ощущение комфорта и благополучия. Сущностью эмоционально-благоприятного настроения является реакция человека на переживания в форме положительных эмоций. Соответствующее настроение вызывается различными положительными событиями и обстоятельствами и способно меняться под воздействием внешних или внутренних факторов. Эмоционально-благоприятное настроение влияет на состояние личности и ее поведение.

Особенности развития эмоционально-благоприятного настроения в младшем школьном возрасте обусловлены особенностями психического развития (возрастными новообразованиями и личностными характеристиками), свойственными детям на данном возрастном этапе. Также оказывают заметное влияние условия внешней обстановки развития личности (начало обучения в школе, развитие социальных контактов в системе «школа-семья-друзья», обусловленность эмоционального фона спецификой учебной деятельности младшего школьника).

Эмпирическое исследование было проведено на базе МБОУ «Темниковская средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза А. И. Семикова» в 3-м классе. В исследовании приняли участие 30 учащихся в возрасте 9-10 лет.

С целью диагностики актуального эмоционально-благоприятного настроения младшего школьника был подобран комплекс методик: «Методика диагностики уровня школьной тревожности» Филлипса [5, с. 29-34], «Рисунок несуществующего животного» (М. 3. Друкаревич) [5, с. 140-147], проективная методика «Карта эмоциональных состояний» (С. Панченко) [10], «Методика исследования эмоционального состояния (Э. Т. Дорофеева) [9, с. 34].

На констатирующем этапе представленные методики позволили выявить, что благоприятный эмоциональный настрой имеют 20 % детей. Для них характерно отсутствие тревожности, негативных эмоциональных проявлений, скрытых страхов. Для 36,6 % детей характерно нейтральное настроение. У некоторых из них пониженный уровень самооценки и наличие небольших страхов. Значительное количество учащихся (43,4 %) показали эмоционально-неблагоприятное настроение. У них высокий уровень тревожности, они склонны к обидам, не уверенны в себе и закрыты. Таким образом, анализ полученных данных позволил выявить значительное количество учащихся, которые показали актуальное эмоционально-неблагоприятное настроение. Оно выражалось в наличии значительной степени школьных переживаний, высокой тревожности по этому поводу, беспокойства и страхов, доминировании отрицательных эмоций.

В поиске средств решения выявленных проблем особый интерес привлекла к себе арт-терапия, которая признается многими авторами эффективным терапевтическим, профилактическим и коррекционным средством работы с эмоциональной сферой младших школьников. Арт-терапия используется для эмоционального развития младшего школьника, снижения тревожности и круга негативных переживаний, расширения сферы получения позитивных эмоций, создания благоприятного эмоционального фона; расширения социальных контактов и взаимопонимания с окружающими.

На следующем этапе опытно-экспериментальной работы был организован формирующий эксперимент. В нем приняли участие 13 учащихся, которые по данным констатирующего этапа показали наличие наиболее неблагополучного настроения. Для них была разработана программа «Мир моего настроения», целью которой стало развитие эмоционально-благоприятного настроения младших школьников средствами арт-терапии. В основе программы «Мир моего настроения» заложены идеи Н. К. Полуяновой [7], дополненные с учетом решаемых исследовательских задач, возрастных особенностей детей, выбранных арт-терапевтических техник и др.

В качестве воздействия на эмоционально-поведенческую сферу ребенка нами была выбрана групповая арт-терапия как форма работы, которая наиболее доступна, эффективна, соответствует возрастным особенностям. При организации групповой работы каждый ученик мог мыслить, предлагать свое мнение; в парах и микрогруппах рождались споры, обсуждались разные варианты решения, шло взаимообучение детей. Для данной программы характерно применение пассивной и активной форм арт-терапии. При пассивной форме арт-терапии ребенок «потреблял» художественные произведения, при активной - сам создавал продукты творчества.

Программа состоит из четырех тематических блоков с использованием арт-терапевтических техник:

1. Изобразительная деятельность, содержащая нетрадиционные техники рисования (изотерапия).

2. Песочная терапия (игры с песком с совершением определенных манипуляций с песочной поверхностью, с проникновением в толщу песка, работа с водой и мокрым песком).

3. Музыкотерапия (музыкальное сопровождение творческой деятельности).

4. Библиотерапия (метод воздействия посредством чтения книг, специально подобранных текстов, сказок).

Рассмотрим подробнее пример, раскрывающий особенности реализации предлагаемой программы. В блоке «Изотерапия» отдается предпочтение разным техникам рисования (так, например, в технике «Акварель и акварельные мелки», «Восковые мелки и акварель», «Набрызг», «Рисование по мокрому листу», «Рисование тычком», «Рисование ладошкой» при помощи доступных техник рисования дети перерабатывали и преобразовывали информацию из одной формы в другую). Любая из этих техник представляла маленькую игру, которая доставляла детям положительные эмоции, радость, восторг. Создавая рисунки, передавая определенный сюжет, дети проявляли свои чувства, применяли свою шкалу нравственности, индивидуальное понимание ситуации. На занятиях с использованием нетрадиционных техник мы создавали психологически благоприятные условия, при которых дети учились мыслить смело и свободно, думать, развивать уверенность в себе, творить, фантазировать, в полной мере проявлять свои способности нестандартно и креативно. На занятиях по блоку изотерапии эффектно использован прием изображения учащимися абстрактных понятий - «красота» или «безобразие», «правда» или «ложь»; эмоциональных состояний и чувств - «радость» или «грусть», «спокойствие» или «гнев» и др. После изображения психологического состояния проводилось обсуждение рисунка с пояснением значения этого понятия, в том числе путем анализа ситуаций, которые связаны с переживанием данного чувства, рассмотрения причин, его вызывающих, предложения способов и приемов преодоления негативных состояний.

На итоговом занятии была организована выставка детских работ, проведение которой способствовало повышению самооценки, снятию тревоги, развитию эмоциональной и личностной сферы.

На контрольном этапе была проведена повторная диагностика эмоционально-благоприятного настроения младших школьников, участвующих в программе «Мир моего настроения». Согласно полученным данным, обнаружена тенденция снижения количества испытуемых с отрицательным эмоциональным состоянием (на 79,5 %), а также тенденция повышения количества школьников с положительным (на 43,6 %) и нейтральным эмоциональным настроением (на 35,9 %). Следовательно, у учащихся отмечалось доминирующее положительное эмоциональное состояние, которое свидетельствовало о доминировании у испытуемых эмоционально-благоприятного настроения.

Выводы. В процессе исследования выявлено, что проблемы сущности и развития эмоционально-благоприятного настроения младших школьников не стали предметом специального исследования, а рассматриваются фрагментарно в связи с разнообразными психолого-педагогическими проблемами. Однако на констатирующем этапе исследования обнаружено наличие ряда проблем младших школьников (тревожности, конфликтности, неорганизованности, враждебности, обидчивости), происхождение которых и, соответственно, возможность их позитивного решения, тесно связано с эмоциональной сферой ребенка в целом и благоприятностью его настроения - в частности. Развитие эмоционально-благоприятного настроения младших школьников обеспечивается разнообразными средствами. Среди них особо выделяется арт-терапия, которая способствует развитию эмоционально-благоприятного настроения младших школьников, обеспечивает самоанализ собственного эмоционального состояния, нейтрализацию отрицательных индивидуальных проявлений. Программа «Мир моего настроения» способствует использованию разнообразных видов арт-терапии для снижения негативных личностных проявлений младших школьников, стабилизации их эмоциональной сферы, расширения эмоционального опыта. Спроектированная программа является эффективным средством развития эмоционально-благоприятного настроения младших школьников средствами арт-терапии. Согласно полученным данным, после участия школьников в программе «Мир моего настроения» выявлена тенденция снижения количества испытуемых с отрицательным эмоциональным состоянием, высокой тревожностью, беспокойством и переживаниями. Они проявляли позитивный настрой, положительные эмоции и переживания. Это подтверждает выдвинутую гипотезу о том, что средствами арт-терапии можно добиться развития эмоционально-благоприятного настроения младших школьников.

Литература:

1. Вайнер, М. Э. Профилактика, диагностика и коррекция недостатков эмоционального развития детей / М. Э. Вайнер. - М.: Педагогическое общество России, 2006. - 250 с.

2. Варданян, Ю. В. Деятельность научно-исследовательской лаборатории вуза по изучению и развитию психологической безопасности / Ю. В. Варданян // Казанский педагогический журнал. - 2015. - № 6-3 (113). - С. 137-140.

3. Варданян, Ю. В. Этнопсихологическая основа развития креативности учащихся средствами изобразительного искусства / Ю. В. Варданян, О. В. Тарасова // Проблемы современного педагогического образования. - 2016. - № 52-5. - С. 371-377.

4. Киселева, М. В. Арт-терапия в работе с детьми: руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми / М. В. Киселева. - СПб.: Речь, 2007. - 160 с.

5. Костина, Л. М. Методы диагностики тревожности / Л. М. Костина. - СПб.: Речь, 2006. - 198 с.

6. Крамер, Э. Арт-терапия с детьми / Э. Крамер; пер. с англ. Г. Ниловой, Е. Пройдаковой. - 2-е изд. -М.: Генезис, 2014. - 319 с.

7. Куликова, Т. И. Сохранение эмоционального здоровья младших школьников на начальном этапе обучения [Электронный ресурс] / Т. И. Куликова, З. Н. Нгуен // Мир педагогики и психологии. - 2017. - № 5 (10). - URL: http://scipress.ru/pedagogy/articles/sokhranenie-emotsionalnogo-zdorovya-mladshikh-shkolnikov-na-nachalnom-etape-obucheniya.html.

8. Лебедева, Л. Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий / Л. Д. Лебедева. -СПб.: Речь, 2007. - 254 с.

9. Лебеденко, Е. Н. Развитие самосознания и индивидуальности. Выпуск 1. Какой Я?: метод. руководство / Е. Н. Лебеденко. - М.: Книголюб, 2003. - 64 с.

10. Панченко, С. Две методики определения эмоциональных состояний и личностных особенностей учащихся [Электронный ресурс] / С. Панченко // Школьный психолог. - 2008. - № 21. - URL: http://psy.1september.ru/view_article.php?id=200802105.

11. Полуянова, Н. К. Разработка основной образовательной программы в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования / Н. К. Полуянова. - Ханты-Мансийск: РИО АУ «Институт развития образования», 2014. - 122 с.

12. Рубин, Д. А. Искусство арт-терапии / Д. А. Рубин. - М.: Институт общегуманитарных исследований, 2015. - 290 с.

13. Фомина, Н. В. Психологическая основа исследования эмоционально благоприятного настроения / Н. В. Фомина // «Современные гуманитарные технологии в образовании: субъектность, творчество, духовность», V Всерос. студ. науч.- практ. конф. (2017; Саранск) [Электронный ресурс]. V Всероссийская студенческая научно-практическая конференция «Современные гуманитарные технологии в образовании: субъектность, творчество, духовность», 14-15 июня 2017 г.: [материалы] / отв. ред. Ю. В. Варданян; Мордов. гос. пед. ин-т. - Саранск, 2018. - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).

Психология

УДК 37.015.3

старший офицер группы правового обеспечения Гильманов Тимур Альбертович

Федеральное государственное казенное учреждение «2 Центр заказчика застройщика войск национальной гвардии Российской Федерации» (г. Ростов-на-Дону); кандидат психологических наук Дьячков Алексей Анатольевич Федеральное государственное казенное военное образовательное учреждение высшего образования «Санкт-Петербургский военный институт войск национальной гвардии Российской Федерации» (г. Санкт-Петербург); кандидат педагогических наук Наумов Петр Юрьевич Федеральное государственное бюджетное научное учреждение

«Федеральный научно-клинический центр реаниматологии и реабилитологии» (г. Москва)

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ

КОМПЕТЕНЦИИ ВЛАДЕНИЯ НАВЫКАМИ СТРАТЕГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА У БУДУЩИХ

МЕНЕДЖЕРОВ

Аннотация. Авторами представлена работа по выявлению, обоснованию и конкретизации психолого-педагогических условий формирования профессиональных компетенций владения навыками стратегического анализа у будущих менеджеров. Рассмотрены федеральные государственные образовательные стандарты по подготовке будущих менеджеров, выделено, что выпускник, освоивший программу бакалавриата, должен обладать профессиональными компетенциям в т.ч. владением навыками стратегического анализа, разработки и осуществления стратегии организации, направленной на обеспечение конкурентоспособности. В свою очередь, выпускник, освоивший программу магистратуры, должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими виду (видам) профессиональной деятельности, на который (которые) ориентирована программа магистратуры, в т. ч. способностью управлять организациями, подразделениями, группами (командами) сотрудников, проектами и сетями, а также владением методами экономического и стратегического анализа поведения экономических агентов и рынков в глобальной среде. В статье с целью выделения содержательных условий, позволяющих перестроить деятельность педагогов и студентов, позволяющие мотивировать их на овладение навыками осуществления стратегического анализа, проведен анализ дефиниции «условия». Авторами приведен тезис о том, что первым этапом становления способности будущего менеджера к осуществлению стратегического анализа будет выявление и внедрение в образовательный процесс психолого-педагогических условий. Авторами приведены выявленные психолого педагогические условия. Кроме того, определены функции выявленных психолого-педагогических условий, к которым отнесли следующие: конструктивную, средообразующую, воспитательно-ценностную, когнитивно-знаниевую, мотивационно-программирующую, деятельностную и рефлексивно-оценочную. В статье сделан логический вывод о том, что выявление, реализация и соблюдение вышеназванных психолого-педагогических условий, позволяет осуществить эффективное становление способности будущего менеджера к осуществлению стратегического анализа.

Ключевые слова: стратегический анализ, менеджер, психолого-педагогические условия, профессиональные компетенции, навыки, педагогические условия, функции психолого-педагогических условий.

Annоtation. The authors presented work on the identification, justification and concretization of the psychological and pedagogical conditions for the formation of professional competencies in the possession of strategic analysis skills among future managers. Considered federal state educational standards for the preparation of future managers, highlighted that a graduate who has mastered the undergraduate program should have professional competencies, including possession of the skills of strategic analysis, development and implementation of the organization's strategy aimed at ensuring competitiveness. In turn, a graduate who has mastered the master's program must have professional competencies corresponding to the type (types) of professional activity to which (which) the master's program is oriented, including the ability to manage organizations, divisions, groups (teams) of employees, projects and networks, as well as possession of methods of economic and strategic analysis of the behavior of economic agents and markets in the global environment. In the article with the aim of identifying meaningful conditions that allow restructuring the activities of teachers and students, allowing them to motivate them to master the skills of strategic analysis, an analysis of the definition of "conditions" is conducted. The authors cite the thesis that the first stage in the development of the future manager's ability to carry out a strategic analysis will be the identification and implementation of psychological and pedagogical conditions in the educational process. It will be up to you to understand the conditions of the educational process. In addition, the functions identified psychological and pedagogical conditions, which include the following: constructive, environmental, educational, value, cognitive-knowledge, motivational-programming, activity and reflexive-evaluative. The article makes a logical conclusion that the identification, implementation and compliance with the above psychological and pedagogical conditions allows for the effective development of the future manager's ability to implement strategic analysis.

Keywords: strategic analysis, manager, psychological and pedagogical conditions, professional competence, skills, pedagogical conditions, functions of psychological and pedagogical conditions.

Введение. При рассмотрении вопросов формирования профессиональной компетентности у будущих

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.