РАЗВИТИЕ ЭЛЕКТРОННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ГРАЖДАН И ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Д.А. Зыков, магистрант
М.С. Орехова, канд. экон. наук, доцент
Кубанский государственный аграрный университет имени И.Т. Трубилина (Россия, г. Краснодар)
001:10.24412/2411-0450-2024-11-2- 73- 76
Аннотация. Статья посвящена цифровой трансформации взаимодействия органов государственной власти и граждан. В работе представлены результаты анализа ключевых показателей эффективности электронного взаимодействия органов государственной власти и граждан в Российской Федерации. Отмечается, что существенные положительные результаты, демонстрируемые российским государством в данном направлении, способствуют улучшению доступа к государственным услугам, увеличению скорости их предоставления и укреплению доверия граждан к властным структурам.
Ключевые слова: электронное правительство, государственные услуги, информационно-коммуникационные технологии, социальные сети, цифровая грамотность.
В последние десятилетия тема взаимодействия органов государственной власти и граждан становится все более актуальной в контексте глобализации и стремительного роста технологических возможностей. По мере усложнения общественных структур и расширения доступа к информации перед государствами возникают новые вызовы, требующие эффективного и открытого диалога с гражданами.
В эпоху цифровизации взаимодействие между государственными органами и гражданами приобретает новые формы и масштабный характер. Развитие информационных технологий значительно ускоряет процессы обмена информацией и упрощает доступ к государственным услугам. В условиях цифровой трансформации улучшается прозрачность государственной системы, что способствует укреплению доверия граждан к властным структурам [1].
Электронное взаимодействие граждан и государства - это система взаимодействия органов государственной власти с населением, основанная на широком применении современных информационных технологий, в том числе сети Интернет, для повышения доступности и качества государственных услуг, сокращения сроков их оказания, а также снижения административной нагрузки на граждан и организации, связанной с их получением.
Другими словами - это система оказания государственных услуг посредством упрощения обработки заявлений граждан и предоставления их в формате «одного окна».
Цифровизация деятельности органов государственного управления в Российской Федерации ведется с 90-х годов прошлого столетия. За прошедшее время был достигнут значительный прогресс в выполнении ряда государственных программ по разработке сервисов электронного правительства и развитии информационного общества. Международный союз электросвязи в рейтинге стран по индексу развития информационно-коммуникационных технологий в 2024 г. присвоил России 40-е место из 170 государств.
Цифровая трансформация предполагает переход на цифровые технологии при взаимодействии граждан и бизнеса с государственными органами и учреждениями по различным направлениям. В органах государственного управления на сегодняшний день построена информационная инфраструктура для автоматизации алгоритмизированных функций, создания федеральных реестров, баз данных, федеральных государственных информационных систем и сервисов электронного правительства на всех уровнях государственного управления [2].
Одним из главных достижений последних лет стало создание и активное развитие пор-
тала «Госуслуги». Эта платформа позволяет гражданам получать широкий спектр государственных услуг в онлайн-режиме: от оформления документов до записи на прием в различные ведомства. Количество верифицированных пользователей госуслуг на сегодняшний день составляет 103 миллиона человек -это почти 70% граждан России.
Федеральный Закон «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» от 27.07.2010 года №210-ФЗ законодательно предписывает предоставление
государственных и муниципальных услуг населению в электронной форме в рамках, закрепленных за органом власти, полномочий. На сегодняшний день в России более 87% справок, социальных льгот и пособий можно получить онлайн, а оставшиеся почти 13% планируется перевести в этот формат к концу 2024 года.
Рисунок 1 демонстрирует динамику использования гражданами интернета для получения государственных услуг в Российской Федерации.
Рис. 1. Использование населением интернета для получения госуслуг в Российской Федерации,
тыс. чел.
Исходя из представленных данных, можно заметить тенденцию к увеличению числа пользователей, предпочитающих цифровые методы взаимодействия с государственными структурами. В свою очередь это может свидетельствовать о росте доверия к электронным сервисам, улучшении их доступности и удобстве использования. Также увеличению аудитории и объема оказываемых услуг способствует расширение количества государ-
ственных услуг, доступных гражданам в электронной форме.
Важно отметить, что вместе с количеством граждан, получающих госуслуги через интернет, растет и их удовлетворенность качеством предоставленных услуг. На рисунке 2 отражена динамика уровня удовлетворенности граждан качеством предоставленных услуг в электронной форме.
Рис. 2. Уровень удовлетворенности населения качеством предоставленных госуслуг в электронной форме, %
В 2021 году в России был запущен «Госключ» - сервис, реализованный в виде мобильного приложения и предназначенный для подписания документов онлайн посредством сертификата электронной подписи пользователей. За первый год работы приложение пользователи подписали с помощью «Госключа» более 375 тыс. документов, а спустя два года количество подписанных документов превысило 2,7 млн, а количество оформленных сертификатов электронной подписи составило более 3,3 млн единиц.
С 2019 года в рамках федерального проекта «Цифровое государственное управление» по поручению президента России Владимира Путина реализуется проект по внедрению платформы обратной связи «Госуслуги. Решаем вместе». На платформе принимаются обращения пользователей, проводятся голосования по проектам и опросы граждан. На сегодняшний день количество обращений граждан на платформе превышает 150 тыс. единиц в месяц, а среднее время рассмотрения обращений за период функционирования платформы сократилось почти в 2 раза.
Социальные сети также играют важную роль в повышении уровня взаимодействия
80 75 70 65 60 55 50
По мнению заместителя генерального директора Аналитического центра НАФИ Тимура Аймалетдинова отсутствие динамики индекса цифровой грамотности в 2022-2023 гг. во многом обусловлено смещением фокуса внимания людей с темы саморазвития, сформированного в пандемию, в направлении других сфер жизни.
Таким образом, в последние десятилетия цифровая трансформация привела к значительным изменениям во взаимодействии ор-
между государством и гражданами. Эти платформы стали важнейшим инструментом информирования населения о нововведениях в законодательстве, изменениях в порядке предоставления услуг и других важных новостях. За 2023 год в более 150 тысяч аккаунтов государственных органов власти и их представителей в социальных сетях было размещено около 70 миллионов постов, а количество уникальных подписчиков составило 50 миллионов человек [3].
Одним из ключевых условий эффективного электронного взаимодействия органов государственной власти и граждан является цифровая грамотность населения. Без достаточных навыков работы с цифровыми технологиями граждане не смогут в полной мере воспользоваться всеми преимуществами новых сервисов.
Аналитический центр НАФИ на протяжении нескольких лет проводит комплексную оценку цифровых компетенций россиян. Измерения уровня цифровой грамотности проводились с использованием платформы для оценки цифровой грамотности «Цифровой гражданин». Результаты проведенных измерений отражены на рисунке 3.
ганов государственной власти и граждан. Россия, будучи одной из стран, активно внедряющих цифровые технологии в государственное управление, демонстрирует существенные результаты в этой сфере. Развитие электронных сервисов государственных услуг, социальных сетей и прочих цифровых инструментов значительно упрощает взаимодействие граждан с государством, повышая доступность и качество предлагаемых услуг.
2019 г. 2020 г. 2021 г 2022 г. 2023 г.
Рис. 3. Уровень цифровой грамотности населения, п.п.
Библиографический список
1. Сахарова, О. В. Взаимодействие органов власти и населения / О.В. Сахарова // Государство и бизнес в условиях глобализации и цифровой трансформации: Сборник статей студентов бакалавриата и магистратуры / Под редакцией И.В. Федосеева, Н.В. Васильевой. Том Выпуск 3. -Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский государственный экономический университет, 2021. -
C. 191-196.
2. Днепровская, Н.В. Цифровая трансформация взаимодействия органов государственной власти и граждан / Н.В. Днепровская // Государственное управление. Электронный вестник. - 2018. - № 67. - С. 96-110.
3. Корж А.Е. Современные системы взаимодействия органов власти с гражданскими институтами в условиях цифровизации экономики / А.Е. Корж, С.Н. Сычанина // Экономика и бизнес: теория и практика. - 2021. - № 1-1(71). - С. 170-172.
DEVELOPMENT OF ELECTRONIC INTERACTION BETWEEN CITIZENS AND PUBLIC
AUTHORITIES IN THE RUSSIAN FEDERATION
D.A. Zykov, Graduate Student
M.S. Orekhova, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor Kuban State Agrarian University named after I.T. Trubilin (Russia, Krasnodar)
Abstract. The article is devoted to the digital transformation of interaction between public authorities and citizens. The paper presents the results of an analysis of key indicators of the effectiveness of electronic interaction between public authorities and citizens in the Russian Federation. It is noted that the significant positive results demonstrated by the Russian state in this direction contribute to improving access to public services, increasing the speed of their provision and strengthening citizens' trust in government structures.
Keywords: e-government, public services, information and communication technologies, social networks, digital literacy.