Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ЭКОСИСТЕМЫ ПАО "СБЕРБАНК"'

РАЗВИТИЕ ЭКОСИСТЕМЫ ПАО "СБЕРБАНК" Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
4181
798
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БАНКИ / ЭКОСИСТЕМА / ЦИФРОВАЯ ПЛАТФОРМА / СБЕРБАНК

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Майоров С.А.

В статье представлен обзор развития экосистемы ПАО «Сбербанк», даётся описание ключевых сегментов нефинансового бизнеса банка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF THE ECOSYSTEM OF PJSC SBERBANK

The article provides an overview of the development of the ecosystem of Sberbank PJSC, describes the key segments of the bank's non-financial business.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ЭКОСИСТЕМЫ ПАО "СБЕРБАНК"»

Научная статья Original article МК 3-22 УДК 336.02

DOI 10.55186/02357801-2022-7-1-3

РАЗВИТИЕ ЭКОСИСТЕМЫ ПАО «СБЕРБАНК»

DEVELOPMENT OF THE ECOSYSTEM OF PJSC SBERBANK

С.А. Майоров, ФГБОУ ВО «Пензенский государственный университет», г. Пенза, Россия

S.A. Maiorov, Penza State University, Penza, Russia

Аннотация. В статье представлен обзор развития экосистемы ПАО «Сбербанк», даётся описание ключевых сегментов нефинансового бизнеса банка.

Annotation. The article provides an overview of the development of the ecosystem of Sberbank PJSC, describes the key segments of the bank's non-financial business. Ключевые слова: банки, экосистема, цифровая платформа, Сбербанк. Key words: banks, ecosystem, digital platform, Sberbank.

Сбербанк с 2017 года развивает крупнейшую в РФ экосистему. Для этого он покупает других игроков финансового и нефинансового рынка. За 2017-2020 гг. «Сбер» потратил на развитие своей экосистемы $1 млрд, или 3% чистой прибыли. Общий объем инвестиций «Сбера» в нефинансовые активы

экосистемы на конец 2020 года составил около 150 млрд руб. В настоящее время в экосистему «Сбера» входит более 50 компаний и сервисов по многим направлениям: электронная коммерция, доставка готовой еды, такси, каршеринг, медиа и развлечения, мобильные услуги, здравоохранение, сделки с недвижимостью и т.д. На 2020 г. значительная часть нефинансовых потребностей клиентов банка закрыта. Общая выручка экосистемы в 2020 г. составила 71,4 млрд рублей. Аудитория нефинансовых сервисов составляет более 60 млн человек в месяц. Ведущими сервисами являются: СберМаркет, СберЗвук, 2GIS (онлайн карты), YouDrive (каршеринг), Delivery Club, Rambler&Co, Okko (онлайн кинотеатр), Ситимобил (такси), Самокат, ДомКлик (сделки с недвижимостью), СберЗдоровье, СберЕаптека (интернет аптека с доставкой), Bi.Zone (кибербезопасность), VisionLabs (компьютерное зрение и машинное обучение), SberCloud (облачное хранение данных), СберДиск (карманное облако для файлов), ЦРТ (Центр речевых технологий), Cognitive Pilot (искусственный интеллект) и др.

Среди основных направлений работы в настоящее время можно выделить:

1) Выстраивание связи бизнеса с розничными маркетплейсами;

2) Продвижение маркетплейсов для клиентов физических лиц;

3) Продвижение бизнеса юридических лиц через маркетплейсы. Экосистему «Сбера» можно условно поделить на финансовый и нефинансовый сегменты. Финансовый сегмент в Сбербанке является, на наш взгляд, лучшим в России по своим показателям эффективности: самое большое число клиентов, как физических, так и юридических лиц, отделений, видов финансовых услуг.

Итогом внедрения технологических инноваций стал рост эффективности работы всех процессов банка:

1) Повысили скорость вывода новых продуктов в 7 раз;

2) Сократили объем нового кода при создании продуктов более чем на 50% за счет переиспользования технологических компонентов;

3) Инвестиции в технологии уже приносят около 20% прибыли Сбера;

4) Более чем в 2 раза сократилась средняя стоимость одной транзакции;

5) Создали собственное внутреннее облако, в котором предоставляем всем нашим разработчикам более 90% инфраструктуры;

6) Утилизация существующего оборудования увеличилась в 4 раза;

7) Первые в мире вывели на рынок целое семейство виртуальных ассистентов «Салют», обладающих самостоятельными характерами и поведением;

8) Специально для виртуальных ассистентов начали создавать умные устройства: ТВ-приставку SberBox и смарт-дисплей SberPortal;

9) Запустили магазин «умных» приложений - SmartMarket.

Большое значение отводится качеству человеческого капитала. В 2020 году Сбербанк продолжил совершенствовать путь сотрудника через новые компетенции, найм ГГ- и data-специалистов, развитие сотрудников и гибких методов разработки. Структура сотрудников показывает движение в сторону стратегии развивающейся экосистемы.

В 2020 г. к банку присоединилось еще больше ГГ-специалистов - 6400 чел. (было 5450 чел. в 2019 г.); 14 тыс. чел. стали сотрудниками компаний экосистемы. Курс на развитие технологий является фокусом и в обучении, и развитии персонала. Сбербанк инвестировал в развитие цифровых навыков своей команды, обучив более 72 тыс. сотрудников современным технологиям. Фабрика образовательного контента выпускает медиаконтент нового качества, доступный на различных площадках: «Пульс», Окко, YouTube, УК (более 1 млн просмотров с мая 2020 г.).

В рамках анализа развития экосистемы необходимо ознакомиться со Стратегией 2023, которая является логическим продолжением той стратегии, которую банк утвердил три года назад. В новой стратегии особое внимание уделяется построению лучшего бесшовного клиентского опыта и формированию уникального предложения для клиента. Акцент ставится не на

развитие отдельных направлений, а на интегрированную бизнес-модель -экосистему.

В рамках Стратегии 2023 Сбербанк намерен оказывать поддержку Правительству РФ для ускорения экономического роста:

- Способствовать благополучию населения;

- Развивать малый и средний бизнес;

- Ускорить цифровизацию;

- Трансформировать экономические отрасли;

- Поддерживать образование и науку;

- Помогать экологии и развитию принципов ESG.

Нефинансовые сервисы Сбера относятся к быстрорастущим индустриям с фокусом на цифровой опыт. Они оказались крайне востребованы в период пандемии 2020 года, заметно усилившей цифровые привычки клиентов. Наибольшим спросом пользовались сервисы в части доставки продуктов, товаров потребительского назначения и готовой еды, а также развлекательные и медиасервисы.

Можно выделить 6 основных сегментов нефинансового бизнеса Сбера:

1) E-commerce. Сервисы электронной коммерции и логистические сервисы. Основными компаниями данного подсегмента являются СберМаркет, СберЛогистика, «Самокат». Дальнейшее расширение этого подсегмента за счет новых маркетплейсов запланировано на 2021 год. В результате развития маркетплейсов и логистических компаний Сбербанк, скорее всего, сформирует мегамаркетплейс - своего рода Amazon, на котором будут представлены все категории товаров и услуг, как отечественные, так и импортные. Создание подобной структуры, как нам видится, является ключевым звеном развивающейся экосистемы;

2) Развлечения. Сервисы видео- и аудиостриминга и другие медиасервисы. Данный подсегмент включает в себя онлайн-кинотеатр Okko и другие медиаактивы Рамблера, СберЗвук, Союзмультфильм. В рамках этого сегмента

можно ожидать консолидацию усилий по продвижению новых продуктов и услуг, в частности смарт-ТВ приставка SberBox обеспечивает не только мультимедиа сервисы, но и игры. Огромная команда программистов Сбера потенциально может выйти и на игровой рынок;

3) Health. Цифровые сервисы в здравоохранении, такие как телемедицина, онлайн-запись к врачу, вызов врача на дом, дистанционный мониторинг пациентов, электронная медкарта и другие. К этому подсегменту относится СберЗдоровье. Учитывая оптимизацию системы здравоохранения, спрос на платные медицинские услуги будет расти. Для Сбера это возможность найти и освоить ещё один рынок сбыта своих услуг;

4) В2В-сервисы. Нефинансовые сервисы для юридических лиц, в составе которых:

- облачные сервисы - хранение и обработка информации в облачных хранилищах. К данному подсегменту относится SberCloud;

- кибербезопасность: услуги по защите персональных и коммерческих данных, защита от кибератак. К данному подсегменту относится компания Bi.Zone;

- прочие сервисы: маркетинговые услуги, биометрия и другие нефинансовые сервисы для юридических лиц.

5) Прочие нефинансовые услуги. Услуги виртуального мобильного оператора, поиска работы, подбора и сопровождения сделок с недвижимостью и ряд иных услуг. Основными компаниями, предоставляющими данные услуги, являются Сбербанк Телеком, Работа для вас, ДомКлик, Сбердевайсы.

6) FoodTech&Mobility. Сервисы доставки готовой еды, такси и каршеринг. Основными компаниями данного подсегмента являются Delivery Club, «Кухня на районе», Ситимобил, You Drive. В настоящее время происходит расширение сети доставки готовой еды, к примеру, сервис Самокат совсем недавно открылся в Пензе (будет открыт в каждом региональном центре и, как нам видится, в городах с населением свыше 300 тыс. человек), и если сейчас он нацелен на доставку продуктов под чужими брендами, то в перспективе

линейка продуктов под собственным брендом будет расширяться. Это ставит перед Сбером 2-е задачи. Во-первых, необходимо подобрать большое количество помещений в каждом районе городах-участниках программы, что потребует значительных инвестиций в недвижимость и, во-вторых, необходимо выделить наиболее часто заказываемые продукты и организовать собственное производство. Сбер, по сути, уже этим занимается, но, как отмечено в первой главе, необходимо наладить работу таким образом, чтобы не создавать противоречий антимонопольному законодательству. С точки зрения государства, крайне важно поддерживать конкуренцию и в каждом сегменте Сбер должен обеспечивать доступ к рынкам многим участникам, что возможно благодаря организации экосистемной платформы, в большей степени тяготеющей к открытому типу. В случае отказа от поддержки конкуренции и обеспечения условий работы реального рынка, трудности могут появиться не только со стороны регулятора, но и гражданского, и предпринимательского сообществ. Чем более закрытым и монополизированным будет Сбер, тем быстрее станут расти экосистемы конкурентов.

Другой проблемой для Сбера может стать негативная кампания в СМИ, которую поддерживают некоторые довольно известные общественные деятели и журналисты. Так, сама концепция экосистемы Сбера подвергается критике со стороны Н.С. Михалкова, который прогнозирует превращение России в «цифровой концлагерь». Ведущий канала Царьград Юрий Пронько довольно часто поднимает темы об ограничении конкуренции со стороны Сбера, губительного для России подхода в построении Сбером многоотраслевой глобальной экосистемы. Вопрос не в том, что будущее отменить невозможно и прятаться от него бессмысленно, а в том, что в условиях развития многих экосистем попытка Сбером получить всё может сыграть с банком злую шутку. Именно из-за открытости своей платформы, Тинькофф Банк (активов на 1 123

млрд. рублей) успешно конкурирует со Сбербанком (активов на 37 523 млрд. рублей) в экосистемной трансформации бизнеса.

Список использованных источников.

1. Доклад ЦБ РФ (апрель 2021 г.) https://cbr.ru/Content/Document/File/ 119960/Consultation_Paper_02042021 .pdf;

2. Клейнер Г.Б., Рыбачук М.А., Карпинская В.А. (2020). Развитие экосистем в финансовом секторе России // Управленец. Т. 11, №4. С. 2-15. DOI: 10.29141/2218-5003-2020-11-4-1;

3. Л. А. Чалдаева [и др.] Финансы : учебник и практикум для вузов /. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2021.

List of used sources

1. Report of the Central Bank of the Russian Federation (April 2021) https://cbr.ru/Content/Document/File/

119960/Consultation_Paper_02042021 .pdf;

2. Kleiner G.B., Rybachuk M.A., Karpinskaya V.A. (2020). Development of ecosystems in the financial sector of Russia // Manager. T. 11, No. 4. pp. 2-15. DOI: 10.29141/2218-5003-2020-11-4-1;

3. L. A. Chaldaeva [and others] Finance: textbook and workshop for universities /. - 3rd ed., revised. and additional - Moscow: Yurayt Publishing House, 2021.

© С.А. Майоров, 2022 Международный журнал прикладных науки и технологий "Integral" №1/2022.

Для цитирования: С.А. Майоров Развитие экосистемы ПАО «Сбербанк»// Международный журнал прикладных наук и технологий "Integral" №1/2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.