Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ТУРИНСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА'

РАЗВИТИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ТУРИНСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
47
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУНИЦИПАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА / МАЛОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ИНВЕСТИЦИИ / ТУРИЗМ / MUNICIPAL ECONOMY / SMALL BUSINESS / INVESTMENTS / TOURISM

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Давыдова Л.В., Поздеева О.Г.

Единственно возможным сценарием развития округа является Сценарий «Округ - субъект рыночной экономики, зона развития курортной сферы, туризма, малого бизнеса. Округ - один из лидеров Восточного управленческого округа».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF THE ECONOMIC POTENTIAL OF THE TURINSK TOWN DISTRICT

The article touches upon the issue of possible scenario for the development of the district is the Scenario «The District is a subject of the market economy, the zone of development of the resort area, tourism and small business. The district is one of the leaders of the Eastern administrative district."

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ТУРИНСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА»

УДК 001.201

Давыдова Л.В. студент 2 курса группы ГМУ-16м Сб факультет «Государственное и муниципальное управление» Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Уральский государственный

экономический университет» научный руководитель: Поздеева О.Г., к. э.н.

доцент

Россия, г. Екатеринбург РАЗВИТИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ТУРИНСКОГО

ГОРОДСКОГО ОКРУГА

Аннотация:

Единственно возможным сценарием развития округа является Сценарий «Округ - субъект рыночной экономики, зона развития курортной сферы, туризма, малого бизнеса. Округ - один из лидеров Восточного управленческого округа».

Ключевые слова: муниципальная экономика, малое предпринимательство, инвестиции, туризм

Davydova L. V. student

GMU-16 MSB groups -2 course faculty "State and municipal management» Federal state budgetary educational institution of higher education

" Ural state economic University» Russia, Ekaterinburg Scientific coordinator: Pozdeeva O.G.

PhD in economics, Docent DEVELOPMENT OF THE ECONOMIC POTENTIAL OF THE TURINSK TOWN DISTRICT

Abstract:

The article touches upon the issue of possible scenario for the development of the district is the Scenario «The District is a subject of the market economy, the zone of development of the resort area, tourism and small business. The district is one of the leaders of the Eastern administrative district."

Key words: municipal economy, small business, investments, tourism

Развитие производственного комплекса, рекреационных объектов, объектов социального обслуживания, сохранение архитектурно -исторического наследия позволит округу решить демографическую проблему, повысит уровень жизни населения, даст возможность интегрировать молодежь в общественную, культурную жизнь, избежать её физического оттока на постоянное место жительство в другие города,

обеспечит приток квалифицированных кадров извне.

В экономике округа ведущее место занимает промышленность. Все промышленные предприятия сосредоточены в г. Туринске. Перспективным для развития экономики будет традиционный производственный сектор -деревообрабатывающее производство с углублённой переработкой древесины.

Сохранит своё «градообразующее» значение ЗАОр «Целлюлозно-бумажный завод». В результате реконструкции и технического

перевооружения существующих производств будет создано более 200 рабочих мест.

Расположенное в городе Туринске ДРСУ сохраняется с возможным перспективным развитием, как базовый Филиал ФГУП «Свердловскавтодор» в Туринском городском округе. Предполагается дальнейшее развитие в г. Туринске предприятий (производственных баз) строительного комплекса. На проектный срок предлагается строительство кирпичного завода.

Одним из главных условий развития производственной сферы является экологизация промышленного производства, внедрение экологически чистых технологий, применение современных высокоэффективных систем очистки воды и воздуха, утилизации отходов производства.

Перспектива агропромышленного комплекса округа видится в техперевооружении, реконструкции существующих и строительстве новых животноводческих комплексов, развитии фермерства, развитии личных подсобных хозяйств при участии местных властей. Специализация сельского хозяйства района сохранится на перспективу. В соответствии со «Схемой территориального планирования Свердловской области» в Туринском городском округе планировалось создание агропромышленных инновационных центров со специализацией по производству мясомолочной продукции. Поэтому, обосновано восстановление и перебазирование ООО «Туринский молочный завод», предлагаемое генеральным планом города, а также размещение предприятий пищевой промышленности, включая переработку сельскохозяйственной продукции на территории «южного» промышленного района.

Леса на территории округа занимают 75% территорий и являются огромным ресурсом развития экономики городского округа. Кроме имеющихся предприятий по лесозаготовке и деревообработке, на территории округа могут развиваться предприятия по промышленной заготовке недревесных лесных ресурсов; промышленной заготовке пищевых лесных ресурсов и лекарственных растений.

Территория Туринского городского округа многообразна по составу имеющихся территориальных зон и их многофункциональности. С целью разумного и рационального использования территорий округа необходимо четко представлять границу между зонами застройки и зонами ландшафтно-рекреационного назначения.

К «территориям развития» относятся городские территории с существующей застройкой и территории, на которых предусматривается размещение объектов капитального строительства. Такие территории выделяются с целью их активного и эффективного использования; строительство на данных территориях разрешено. При формировании застройки на освоенных «территориях развития» предполагается повышение качества объектов социальной, транспортной и инженерной инфраструктур.

Основными целевыми характеристиками «территорий развития» являются следующие:

комфортная городская (сельская) застройка;

доступность транспортной инфраструктуры (включая общественный транспорт);

развитая социокультурная инфраструктура.

К «территориям стабилизации» относятся функциональные зоны, включающие в себя лесные и лесопарковые массивы, обособленные лесные участки, пойменные участки рек, водоемы, луга, зоны сельскохозяйственного использования, а также территории, развитие которых противоречит формированию компактного городского плана. Строительство в «зонах стабилизации» ограничено; данные территории предназначаются преимущественно для удовлетворения рекреационных потребностей населения.

Для обеспечения интенсивного развития территории округа следует предотвратить размещение застройки на новых территориях и тем самым оказать стимулирующее воздействие на реконструкцию существующих застроенных территорий смешанного, жилого и производственного назначений.

Для увеличения эффективности использования территорий следует формировать единую систему взаимодействия функций. В качестве элементов такой системы выделяются следующие функции: жилая;

общественно-деловая;

производственная;

транспортная;

инженерная;

рекреационная.

В рамках формирования многофункциональных территорий предлагаются следующие принципы.

1) Принцип смешанного развития.

Смешанное развитие территорий предполагает объединение функций (жилой, общественно-деловой, производственной, транспортной, инженерной, рекреационной), что способствует привлечению населения. Смешанное развитие возможно на уровне здания, жилой группы или квартала. Оно может быть осуществлено с использованием частных или бюджетных инвестиций, а также с использованием муниципально-частного

партнерства.

Основные преимущества смешанного развития: формирование компактной городской структуры; повышение разнообразия жилой застройки;

сокращение расстояний между местами проживания, приложения труда и местами «притяжения» населения;

усиление идентичности территорий;

формирование спроса на вело-пешеходную инфраструктуру.

В рамках данного принципа также могут быть созданы многофункциональные комплексы востребованные в границах агломерации.

2) Принцип синергии.

При формировании многофункциональных территорий ожидаемый от комбинации двух или более функций результат характеризуется тем, что их взаимодействие является значительно более эффективным в сравнении с эффективностью каждой функции в отдельности. Этот принцип подходит для территорий различных масштабов (планировочного района, жилого района, квартала).

3) Принцип полицентричности и самодостаточности.

Взаимодействие многофункциональных территорий должно

формировать самодостаточные планировочные районы. В рамках данного принципа следует формировать районные центры, которые позволят снять нагрузку с центральной части города (села) за счёт удовлетворения потребностей населения по месту проживания. Самодостаточность также подразумевает обеспеченность каждого элемента планировочной структуры объектами городской инфраструктуры, соответствующими масштабу этих элементов. В качестве первоочередных элементов должны рассматриваться транспортная и инженерная инфраструктуры, обеспечивающие элементы планировочной структуры в полном объеме.

4) Принцип дифференциации.

Дифференциация среды проживания имеет важное значение, потому что потребности и вкусы жителей вариативны и поэтому не могут быть удовлетворены путем формирования стандартного или гомогенного пространства. Дифференциация функций селитебных территорий позволяет сформировать для жителей новые возможности и широкий выбор того, что в определенный период жизни представляет для них особую ценность. Для этого необходимо изменять состояние и уровень развития городской и сельской территорий на основании усреднённых нормативных показателей, а исходя из пространственного расположения территорий населенных пунктов, включающего такие условия, как градостроительная ценность территории, наличие социальной, транспортной и инженерной инфраструктур.

Пространственная структура округа и политика землепользования должны стать основой для направления на развитие городского общественного транспорта бюджетных инвестиций.

Реализация интегрированной политики в области развития транспортной инфраструктуры и землепользования является одной из наиболее важных стратегических инициатив, направленных на устойчивое развитие округа.

В качестве базовых принципов, обеспечивающих размещение застройки, ориентированной на обслуживание общественным транспортом, должны использоваться следующие положения:

планировочная организация застройки должна формировать высокую плотность улично-дорожной сети;

застройка должна обеспечивать размещение многофункциональных объектов;

плотность застройки должна коррелировать с провозной способностью общественного транспорта.

Одной из основных задач является выявление в структуре округа неэффективно используемых и имеющих пространственный потенциал территорий, а также формирование системы мер по активизации использования территории в краткосрочной и долгосрочной перспективе.

Формируются шесть основных категорий территорий, имеющих наибольший потенциал к преобразованию:

1) производственные территории, на которых расположены предприятия, имеющие период восстановления окружающей среды менее трех лет, а также недействующие предприятия;

2) жилые территории с ветхим и/или аварийным фондом;

3) территории индивидуальной жилой застройки, находящиеся в границах выделенных территорий развития;

4) территории, находящиеся в зоне обслуживания высокоэффективным общественным транспортом;

5) территории, расположенные вблизи природных ресурсов (водоемов, парков, лесопарков) в целях создания единого рекреационного каркаса территории;

6) территории, расположенные вблизи центральной части населенных пунктов.

Развитие рекреационного потенциала, позволяющего значительно улучшить связность системы округа, качество среды проживания и обеспечить экономический и социальный эффект

Одной из важнейших составляющих социально-экономического и градостроительного развития Туринска является рациональное и комплексное использование рекреационных ресурсов. Обладая всеми составляющими элементами - привлекательные природно-ландшафтные условия рек Туры и Ялынки, историко-культурное наследие все это может реализовать свой туристический, рекреационный потенциал через формирование рекреационной системы округа.

Основные принципы развития рекреационного потенциала:

сохранение и развитие естественных природных ресурсов округа;

обеспечение всех жителей Туринского городского округа доступом к природным пространствам.

При создании связного природного каркаса можно выделить следующие элементы:

1) зеленые насаждения общего пользования;

2) зоны спортивного назначения;

3) городские леса, лугопарки;

4) объекты рекреационного назначения (базы и лагери отдыха).

Данные элементы должны быть сформированы в единый комплекс,

позволяющий обеспечить досуг населения.

Для рекреационного использования в более благоприятных условиях по итогам комплексной оценки территории относятся отдельные участки лесов в долинах реки Таложанки (западнее и юго-западнее с. Назарово), реки Сарагулки и западнее и юго-заднее города Туринска.

Неблагоприятными для отдыха являются территории зон санитарной вредности промышленных предприятий, сельскохозяйственных ферм и комплексов, а также коридоры инженерных коммуникаций

Развитие производственного комплекса, рекреационных объектов, объектов социального обслуживания, сохранение архитектурно -исторического наследия позволит округу решить демографическую проблему, повысит уровень жизни населения, даст возможность интегрировать молодежь в общественную, культурную жизнь, избежать её физического оттока на постоянное место жительство в другие города, обеспечит приток квалифицированных кадров извне.

Развитие рекреационной деятельности позволяет осуществить переход к новой системе расселения с наименьшими материальными затратами при максимальном использовании существующего жилого фонда, культурно-бытовых и производственных зданий и сооружений. Реализация намечаемых мероприятий, создание сети учреждений районного обслуживания и усиление транспортной сети приведут к поэтапному формированию соподчиненных систем взаимосвязанных населенных мест:

• районной с центром - г. Туринском,

• внутрихозяйственных систем расселения второго порядка в пределах территорий, подведомственных сельским администрациям расселения во главе с центрами сельских управлений. Зона влияния центра местной подсистемы расселения выделяется, как правило, в радиусе 30-минутной транспортной брутто-доступности до него других поселков, что обеспечивает условия для развития нижних ступеней межселенной интеграции социальных, производственных и культурных связей и непосредственный доступ для сельского населения средств производства и потребительских благ повседневного спроса.

Использованные источники: 1. Социально-экономический паспорт Туринского городского округа за 2017 год.

2. Краткая экономическая характеристика за 2017 год

3. Официальный сайт Администрации Туринского городского круга

4. Генплан Туринского городского округа

References:

1. Socio-economic passport of the Turinsk town district, 2017.

2. Brief economic characteristics, 2017

3. Official site of administration of the Turinsk town district

4. General plan of the Turinsk town district

УДК 001.201

Давыдова Л.В. студент 2 курса группы ГМУ-16м Сб факультет «Государственное и муниципальное управление» Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Уральский государственный

экономический университет» научный руководитель: Поздеева О.Г.,

доцент

Россия, г. Екатеринбург О РЕАЛИЗАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ «ФОРМИРОВАНИЕ СОВРЕМЕННОЙ ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ ТУРИНСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА НА 2018-2022 ГОДЫ»

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Аннотация:

Стратегия социально-экономического развития Туринского городского округа определяет повышение качества жизни населения как приоритетное направление, одним из показателей которого является создание комфортных условий проживания для населения.

Ключевые слова: комфортная городская среда, благоустройство, дворовые и общественные территории

Davydova L. V. student

GMU-16 MSB groups -2 course faculty "State and municipal management» Federal state budgetary educational institution of higher education

" Ural state economic University» Russia, Ekaterinburg Scientific coordinator: Pozdeeva O.G.

PhD in economics, Docent ABOUT THE IMPLEMENTATION OF THE MUNICIPAL PROGRAM "FORMATION OF A MODERN URBAN ENVIRONMENT IN THE TURINSK URBAN DISTRICT FOR THE 2018-2022 YEARS" Abstract:

The article is devoted to strategy of socio-economic development of the

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.