УДК 332.1(571.66)
РАЗВИТИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА КАМЧАТСКОГО КРАЯ: АСПЕКТ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПОЛИТИКИ РЕГУЛИРОВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
Н.Л. Гаращенко (Камчат ГТУ)
Рассматривается роль государственного регулирования в развитии экономического потенциала Камчатского края. Дается краткий анализ отдельных показателей, свидетельствующих о развитии тенденции экономического роста, который позволяет сделать оценку эффективности проводимой в регионе экономической политики.
The role of state regulation in development of economic potential of the Kamchatka region is considered in the article. The brief analysis of some parameters of economic increase which allows to make an estimation of efficiency of economic policy realization for the region is considered.
Проблема соединения интересов государства и его территориальных частей не одно десятилетие решается многими странами. В современном мире государственное территориальное регулирование является составной частью управления экономикой, отражающей пространственный аспект процессов воспроизводства.
Регулирование территориального развития - это специально организуемые системные действия по обеспечению устойчивого и сбалансированного функционирования региональных систем, имеющие главным целевым ориентиром улучшение качества и повышение уровня жизни населения. Для России региональное регулирование, способствующее эффективному социальноэкономическому развитию территорий и размещению производительных сил, имеет особое значение. Переход к рыночной системе объективно снизил роль государства в управлении хозяйственными комплексами. Однако при формировании основ нового для нашей страны типа экономической системы и в сопутствующих этому процессу коренных преобразованиях региональный аспект регулирования не только сохраняется, но и приобретает новый смысл и актуальность.
Основная задача регулирования развития регионов и их систем в рыночной среде - обеспечить условия для ориентации экономики на перестройку структуры и устойчивый рост производства, достижение социального и экологического благополучия и прогресса. Это означает реализацию важнейших требований экономических законов.
Содержательная сторона воздействия государства состоит в конкретных действиях политического, правового, организационного, финансового, экономического характера. Другими словами, регулирование территориального развития является конструктивно-содержательным выражением государственной региональной политики.
Региональная политика в России проводится на следующих уровнях:
— государственная стратегия регионального развития;
— политика регионов (субъектов Федерации);
— локальная политика местного самоуправления.
Государственная стратегия вырабатывается на федеральном уровне и не является обобщением политики регионов. Она ориентирована на приоритет общенациональных интересов. Сущность государственной стратегии регионального развития заключается в деятельности, направ-
ленной на согласование интересов государства, регионов, местного самоуправления, различных субъектов собственности, национально-территориальных общностей и всех граждан России.
На мезоуровне субъектами государственного регулирования выступают органы власти субъекта Российской Федерации. По своим конечным целям внутренняя политика субъектов Федерации, как правило, согласуется с политикой органов местного самоуправления и акцентируется на интересах территории. В результате такого взаимодействия целевые действия органов власти направлены на наиболее эффективное использование всех ресурсов региона.
Региональная политика всех уровней во многом обусловлена характерными особенностями и территориальными условиями хозяйственной жизни. В рамках общих национальных стратегических целей каждый регион определяет собственные приоритеты и адекватные им инструменты влияния, обеспечивающие наибольший эффект в пространстве региональной компетенции. При этом наряду с общегосударственным компонентом макроэкономического регулирования, кото -рый образует каркас национальной политики, активно используются региональный и вариативный компоненты. Набор инструментов регионального блока способствует территориальной и функциональной интеграции национальной экономики. Вариативный же компонент объединяет специфические инструменты регионального воздействия, учитывающие особенности социальноэкономического развития конкретных территорий.
С начала рыночных преобразований определяющей тенденцией выступает относительная экономическая самостоятельность регионов. С ней связаны эффективное использование ресурсного потенциала, учет специфики их интересов, однако это не означает обособленности регионов, их независимости от центра. Пропорции и ресурсы экономики субъектов Федерации сегодня таковы, что ни один из них не способен существовать в условиях полной хозяйственной обособленности без участия в общероссийском территориальном разделении труда.
Камчатский край не является исключением из общего правила. Для него одним из важнейших направлений в ряду других, не менее значимых целей является инициирование факторов саморазвития, наращивание экономического потенциала, укрепление финансовой независимости. В основе достижения этих целей лежит экономический рост. Государственное регулирование экономического роста - сложный многофакторный процесс, охватывающий сферы взаимодействия всех элементов экономической системы. На территориях проблемного типа, к которому, несомненно, относится Камчатский край, подходы осложнены специфическими условиями и ограничениями. Однако, несмотря на все сложности переживаемого периода экономической и институциональной трансформации, проводимая властями всех уровней политика постепенно приобретает черты политики стимулирования экономического роста.
Универсальный показатель этого явления - положительная динамика валового регионального продукта. С 2000 г. объем ВРП, производимого резидентами региональной экономики, в расчете на одного человека непрерывно возрастает. Если в 2000 г. общественное производство составляло в среднедушевом исчислении 42,4 тыс. руб., то в 2005 г. уже 108,7 тыс. руб.
Представление об уровне развитости экономического пространства территории можно составить также и в результате исследования региональных финансов. Благополучие региона в первую очередь характеризуется степенью его финансовой обеспеченности. Поэтому успешная региональная политика сопровождается сохранением или усилением финансовой самообеспеченности всего совокупного территориального хозяйства. Исследование данных аспектов предоставляет возможность для оценок эффективности применяемых на практике инструментов регулирования процессов конкретного регионального экономического механизма, достижения целей регионального развития.
Индикаторами данного процесса могут служить показатели, характеризующие масштабы движения связанных с региональным воспроизводством финансовых потоков. Такими показателями являются объемы финансовых ресурсов, созданных на территории, а также суммы консолидированных в бюджетной системе налоговых и неналоговых отчислений. Анализ динамики избранных показателей за несколько лет выявляет стабильное увеличение отмеченных потоков финансовых ресурсов. Выявленные изменения отражают формирование тенденции роста, усиление притока денег в экономику края и соответственно могут стать свидетельством проявления позитивного интегрального эффекта приводимого в действие инструментария государственного регулирования.
Под финансовыми ресурсами, созданными на территории региона, понимаются ресурсы, полученные в результате производственно-хозяйственной деятельности хозяйствующих субъектов.
По своей экономической сути они представляют собой совокупный валовой доход территории. Принятые в практике национального государственного планирования и прогнозирования методологические подходы позволяют сделать оценку объемов этих ресурсов. Сопоставление годовых значений свидетельствует о непрерывном их возрастании. Так, по оценкам, в 2000 г. по всем источникам, формирующим доход края, ресурсы составили 11,6 млрд руб., а в 2006 г. уже 29,0 млрд руб. Перспективные оценки дают основания полагать, что в горизонте среднесрочного периода темпы роста не снизятся.
Другой показатель - размер поступлений доходов в бюджетную систему по Камчатскому краю. В определенной степени он характеризует развитие финансовых возможностей субъектов хозяйства, а также прямо влияет на становление финансовой независимости территории в силу того, что основная доля налоговых изъятий (до 70%) направляется в областной, окружной и муниципальные бюджеты нашего региона и обеспечивает общественные потребности камчатских жителей. Статистика этого показателя также фиксирует значительные темпы возрастания объемов. С 2000 до 2006 гг. рост доходов федерального и консолидированного регионального бюджетов увеличился более чем в 3 раза, общая сумма поступлений возросла до 12,1 млрд руб. [3].
Исследуя динамику объемов фискальных изъятий, нельзя не отметить значительное влияние такого фактора, как институциональные изменения в этом периоде. В немалой степени они обусловлены мерами текущей налоговой реформы, что существенно изменяет налоговые условия практически в каждом году данного временного отрезка. Тем не менее совокупный результат неизменно выражается в приросте поступающих налоговых и неналоговых отчислений. При этом налоговая нагрузка налогоплательщиков имела в исследуемом периоде тенденцию к снижению, что свидетельствует об интенсивном росте налогооблагаемой базы вследствие возрастающей экономической активности в регионе.
Сегодня объективные условия регионального развития не позволяют рассчитывать на быстрое обретение Камчатским краем финансовой самодостаточности и экономической независимости от федерального центра. Несмотря на высокие темпы прироста собственных бюджетных доходов, бюджет территории испытывает высокую степень зависимости от федеральной помощи. Доля собственных налоговых и неналоговых доходов в исследуемом временном интервале колеблется по годам от 40 до 59% от минимально необходимых объемов средств, рассчитанных исходя из размеров средней бюджетной обеспеченности. Разброс значений вызван в основном влиянием изменений бюджетного и налогового законодательства и в незначительной степени обусловлен ростом реального уровня самообеспеченности.
Однако стратегические цели региональной экономической политики неизменно предполагают снижение финансовой зависимости. Значительна в этом смысле роль государства, реализуемая средствами политики бюджетного федерализма. Но не менее значимы специально создаваемые региональными органами власти условия для увеличения финансового потенциала собственно территориального развития. Продвижению в этом направлении в большой мере способствует задействование вариативного компонента государственного регулирования как рычага экономической политики региональной власти. Такая политика обеспечивает стабильное развитие всего экономического потенциала региона, адекватный прирост валовых налоговых ресурсов.
Валовые налоговые ресурсы субъекта Российской Федерации представляют собой оценку потенциальных налоговых доходов консолидированного бюджета субъекта в прогнозируемом периоде. Эта оценка делается на основе объема и структуры валового регионального продукта. Предварительный прогноз, сделанный специалистами экономических структур органов исполнительной власти, показывает, что в зависимости от успешности решения вопросов по привлечению инвестиций в основные проекты края: на строительство газопровода, объектов гидроэнергетики, горнорудных предприятий, на обеспечение устойчивой работы рыбной отрасли -среднегодовой темп прироста ВРП в среднесрочном периоде может составить от 3 до 7%.
Треть налоговых поступлений в бюджетную систему обеспечивает сектор промышленности. В региональном хозяйстве эта сфера обладает соответственно и наиболее значимым потенциалом роста бюджетных поступлений. Более 10% от совокупной суммы налогов формирует малый бизнес в сфере торговли, общественного питания и услуг. Росту бюджетных поступлений заметно способствует и развитие инвестиционной деятельности. Дополнительные ресурсы в экономику региона способна привлечь продуманная реализация мер в рамках приоритетных национальных проектов. Потенциал роста кроется в развитии сектора сельского хозяйства, отраслей, обеспечивающих строительство жилья, а также государственная социальная политика в отноше-
нии работников бюджетной сферы. Прогресс в этом направлении может способствовать увеличению доходов по основной группе бюджетообразующих налогов - на прибыль, НДС, на доходы с физических лиц. В целом системная стратегия, направленная на развитие регионального предпринимательского пространства, дальнейшее освоение ресурсов природы, совместно с мерами государственного участия в решении проблем хозяйства края будут способствовать приросту совокупного экономического потенциала и, как следствие, увеличению объемов финансовых средств, консолидируемых в бюджете края, предположительно в темпе, превышающем 10% ежегодно.
Литература
1. Коваленко Е.Г. Региональная экономика и управление: Учебное пособие. - СПб.: Питер, 2005. - 288 с.
2. Макроэкономика. Теория и российская практика: Учебник. - 2-е изд., перераб. и доп. / Под ред. А.Г. Грязновой и Н.Н. Думной. - М.: КНОРУС, 2005. - 688 с.
3. Социально-экономическое положение Камчатской области: Доклад. - Петропавловск-Камчатский: Камчатстат, 2007. - 252 с.